Предмет исполнительного производства

Содержание

Предмет и метод исполнительного права

Проблема расположения правовых норм по отраслям права имеет важное теоретическое и практическое значение. С ее решением создаются предпосылки для установления стройной, логически непротиворечивой системы нормативно-правовых регуляторов в обществе, а также для систематизации законов и иных нормативных правовых актов, приведения их в состояние, позволяющее оперативно находить необходимые нормативные установления.

Внутренняя дифференциация множества правовых норм в рамках общей системы права на отдельные отрасли оказывается возможной при помощи двух основных критериев, выработанных теорией права: предмета и метода правового регулирования.

Основополагающим фактором, конституирующим исполнительное право как целостную сущность, выступает предмет правового регулирования.

Предмет правового регулирования является основным и главным критерием выделения любого правового образования в качестве самостоятельной отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается определенный круг общественных отношений, образующих в силу их специфики особые системы связи между правовыми нормами. Иначе, это тот круг общественных отношений, на которые направлено правовое воздействие отдельно взятой отрасли права.

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос о том, что регулирует данная отрасль права.

Предмет является объективным, лежащим вне права критерием, и, как справедливо в свое время подчеркивал С.С. Алексеев, в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации общественных отношений.

Предмет исполнительного права составляют процессуальные исполнительные отношения, т.е. облеченные в особую процессуальную форму отношения, складывающиеся в связи с принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче названным выше субъектам или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий, или воздержанию от совершения определенных действий.

В юридической науке сформировался подход к разделению права на материальное и процессуальное, согласно которому материальное право регулирует общественные отношения, существующие вне (до и после) правоприменительной деятельности органов государства и общественности, а процессуальное право регламентирует общественные отношения по поводу правоприменительной и правотворческой деятельности. Исходя из данного положения и с учетом того, что правоприменительная деятельность судебного пристава-исполнителя связана с принудительным исполнением судебных и иных актов, вопрос об отнесении исполнительного права к числу процессуальных отраслей не вызывает сомнений.

Предмет исполнительного права можно определить как упорядоченную совокупность (систему) общественных отношений процессуального характера (процессуальных правоотношений), складывающихся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства.

При этом следует различать предмет исполнительного права и предмет исполнительного производства. Если предметом исполнительного права являются общественные отношения, то предметом исполнительного производства выступают конкретные исполнительные дела, находящиеся в производстве судебного пристава-исполнителя.

Вторым, вспомогательным (факультативным) критерием отграничения исполнительного права от иных отраслей права выступает метод правового регулирования, который взаимосвязан и, более того, основан на предмете правового регулирования. Потребность в данном критерии обнаружилась вследствие возникновения ситуаций, при которых одного материального (предметного) ориентира оказывалось уже недостаточно для размежевания отраслей. К примеру, отношения собственности регулируются сразу несколькими отраслями права (в частности, конституционным, гражданским, административным, уголовным). Ситуация усложняется и тем обстоятельством, что в праве не существует абсолютно независимых отраслей права — все они являются частью единой системы.

Под методом правового регулирования в теории права понимаются приемы, средства и способы, используемые государством при правовом регулировании общественных отношений, составляющих предмет соответствующей отрасли права.

Метод правового регулирования отвечает на вопрос: как регулируются общественные отношения, составляющие предмет той или иной отрасли права?

Как справедливо отмечает А.И. Экимов, метод правового регулирования характеризуется следующими признаками:

  1. порядком установления прав и обязанностей участников регулируемых правом общественных отношений;
  2. степенью самостоятельности субъектов;
  3. способами регулирования активности субъектов права;
  4. способами и средствами защиты установленных прав.

На сегодняшний день нет такой отрасли, которая для регулирования своего предмета использовала бы только один-единственный метод. В любом случае речь может идти лишь о сочетании при регулировании некой совокупности общественных отношений, различных способов, средств и приемов, используемых в определенном соотношении между собой.

Не являясь исключением, метод исполнительного права также отличается неоднородностью. Он может быть охарактеризован в качестве комплексного (сложного) метода правового регулирования, сочетающего в себе черты как императивности, так и диспозитивности.

Императивность заключается в процессуальных отношениях, которые возникают в исполнительном производстве, где с одной стороны участвует судебный пристав-исполнитель, а с другой — иные субъекты. Поэтому в подобных процессуальных отношениях всегда только два субъекта, один из которых — судебный пристав-исполнитель. Складывающиеся при этом правоотношения выступают как отношения власти — подчинения (властеотношения).

Императивность действий судебного пристава-исполнителя имеет два аспекта: с одной стороны, она проявляется в отношениях судебного пристава-исполнителя с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и непосредственно связана с формой исполнения. С другой стороны, императивность действий судебного пристава-исполнителя проявляется в его компетенции, в соответствии с которой требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах).

Диспозитивностъ метода правового регулирования состоит в возможности совершения действий (или воздержания от совершения действий) по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Например, должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь (ч. 5 ст. 69 Закона об исполнительном производстве), или взыскатель имеет возможность отказаться от взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве).

Причем сочетание императивных и диспозитивных черт будет различаться для взыскателя и должника. Если правовое положение взыскателя обусловлено во многом диспозитивными началами правового регулирования, то должника, наоборот, — императивными.

Наличие обязательного для исполнения должником исполнительного документа и органа исполнения с соответствующими полномочиями в исполнительном производстве определяет императивный характер большинства норм исполнительного права, придавая исполнительному процессу авторитарный характер.

Диспозитивность метода исполнительного права для взыскателя определяется тем, что основу его субъективных прав и обязанностей составляют примененные судом или иным юрисдикционным органом для разрешения конкретного спора нормы материальных отраслей права (гражданского, семейного и др.), в которых стороны были юридически равны и где предполагалась свобода их распорядительных действий.

Таким образом, можно заключить, что метод регулирования исполнительных правоотношений во многом зависит от субъектного состава последних.

Предмет и метод исполнительного производства

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

(Зипунникова Юлия Николаевна)

7 семинаров!!!!! Зачет, 2 вопроса в билете + исполнительные документы. Закон от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» вступил в силу с 1 января 2008г.; + ГПКРФ и АПКРФ – на семинар все три НПА. Учебная литература – Валеев Д.Х. «Исполнительное производство», «Исполнительное производство: краткий учебный курс» И.В. Решетникова, Комментарий к ФЗ под редакцией Яркова В.В., Комментарий к ФЗ под редакцией Решетниковой И.В., под редакций Синиченко, «Настольная книга судебного пристава-исполнителя» Яркова В.В. 2000г.

Тема №1. Предмет и система исполнительного производства

1. Понятие и сущность исполнительного производства. Соотношение исполнительного производства с гражданским и арбитражным процессами.

2. Предмет и метод исполнительного производства

3. Система исполнительного производства

4. Стадии исполнительного производства

Понятие и сущность исполнительного производства. Соотношение исполнительного производства с гражданским и арбитражным процессами.

1. Исполнительное производство – это способ принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

2. Исполнительное производство – это вид юридической деятельности специально уполномоченных органов направленных на принудительное исполнение требований содержащихся в исполнительных документах.

3. Исполнительное производство – это система правовых норм, регулирующих деятельность по принудительному исполнению актов органов гражданской юрисдикции.

4. Исполнительное производство – это система нормативно-правовых актов, которое регулируют принудительное исполнение в сфере гражданской юрисдикции (речь идет об отрасли/подотрасли законодательства).

В науке выделяют два подхода к решению вопроса о месте норм, регулирующих исполнительное производство в системе российского права:

1.Исполнительное производство – это стадия гражданского или арбитражного процесса (Шакарян М.С., Пелевин). По их мнению, цель гражданского/арбитражного процесса может быть достигнута только в том случае, если будет исполнен судебный акт. Аргументы:


a. В донном случае исполнительное производство выступает последней завершающей стадией гражданского/арбитражного процесса.

b. В исполнительном производстве в основном исполняются судебные акты. Один из субъектов исполнительного производства это суд.

c. Суд рассматривает жалобы на действия судебного пристава-исполнителя.

d. В исполнительном производстве действуют те же принципы, что и гражданском/арбитражном процессе.

2.Исполнительное производство является самостоятельной отраслью права (Юков М.К., Ярков В.В., Валеев Д.Х, Исаенко О.В.). Аргументы:

a. Органы принудительного исполнения – ФССП – это орган исполнительной власти и основной участник исполнительного производства – это судебный пристав – исполнитель – должностное лицо органа исполнительной власти. Таким образом, можно сделать вывод, что в исполнительных правоотношениях отсутствует суд как обязательный субъект, а следовательно в большей своей массе эти правоотношения не процессуальные.

b. Если признавать исполнительное производство в качестве самостоятельной стадией гражданского/арбитражного процесса, то можно прийти к выводу, что процесс может начинаться с последней завершающей стадии в случае принудительного исполнения несудебных исполнительных документов, а данный вывод противоречит теории и логики гражданского/арбитражного процесса.

c. Различные функции суда (разрешение споров, установление фактов) и органов принудительного исполнения (принудительное исполнение).

d. В исполнительном производстве действуют принципы отличные от принципов гражданского/арбитражного процессуального права.

В рамках данной концепции существуют два подхода к сущности исполнительного производства:

1. (Ярков В.В.) – исполнительное производство – это комплексная отрасль права, которая включает в себя совокупность производств по исполнению конкретных юрисдикционных актов, при этом здесь нет процессуального характера

2. (Исаенкова, Валеев) — исполнительное производство – это процессуальная отрасль права – регулирует принудительное исполнение динамики.

Предмет и метод исполнительного производства

Предмет исполнительного производства –это совокупность правоотношений, возникающих в связи и по поводу принудительного исполнения актов органов гражданской юрисдикции.

В большинстве случае обязательным участником данных правоотношений является судебный пристав-исполнитель. Правоотношения носят комплексный характер – по своей сути – это административное правонарушение, гражданские, процессуальные, финансовые и т.д.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов и средств, регулирующих исполнительные правоотношения – метод императивно – диспозитивный:

Императивность выражается в:

1. Принудительное исполнение осуществляется государственным органом исполнительной власти

2. Судебный пристав-исполнитель как должностное лицо органа исполнительной власти наделен властными полномочиями

3. Требования судебного пристава-исполнителя подлежат обязательному исполнению

Диспозитивность выражается в:

1. Взыскатель, участвующий в исполнительном производстве наделяется кругом прав

2. Взыскатель реализует свои права по своему собственному усмотрению

Сочетание императивности и диспозитивности:

1.Все действия в исполнительном производстве осуществляются в предусмотренной законом форме.

2.В случае неисполнения требований судебного пристава-исполнителя в случае нарушения закона к нарушителям применяются различные меры принуждения (административные штрафы, уголовная и гражданско-правовая ответственность).

Предмет, метод и система исполнительного производства (по лекции все)

Предметом регулирования явл исполнительные действия, совершаемые ФССП самостоятельно или с участием др субъектов ИП, а также возникающие в ходе этого производства вопросы (ст1 ФЗ)

Составляющие предмета правового регулирования

1. — принудительное исполнение

+ сфера действия закона об ИП — не попадает добровольное исполнение

2. -объектом принудительного исполнения могут выступать судебные акты, акты иных органов и должн лиц, которые присуждают передачу какого-либо имущества или к совершению определенных действий/бездействий

+к принудительному исполнению подлежат акты как суд, так и несуд. К судебным относятся: Акты судов общей юрисдикции (решение, определение, приказы, постановления); акты арбитражных судов (определения, решения, постановления); акты иностранных и международных судов. К несудебным: акты третейских судов, Акты международных коммерческих орг, акты гос органов и должн лиц, наделенных полномочиями по привлечению к админ отв-и (ГИБДД, Налоговая, Пенсионный фонд), акты общественных организаций (КТС), сделки (нотариальные по уплате алиментов).

3. -правоотношения, складывающиеся по поводу принудительного исполнения юрисдикц актов, одним из субъектов всегда имеет суд пристава-исполнителя.

Метод -Это совокупность юридических приемов и способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет правого регулирования той или иной отрасли права с целью их упорядочения.

Метод ИП характеризуется сочетанием императивности и диспозитивности.
Императивность определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в исполнительном производстве, участвует судебный пристав-исполнитель — с одной стороны, и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, — с другой. Императивность проявляется в отношениях судебного пристава-исполнителя с лицами, участвующими в исполнительном производстве, и связана с формой исполнения.
Диспозитивность метода правового регулирования отношений, возникающих в исполнительном производстве, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права, в которых применяется метод юридического равенства сторон.

Система -это совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих его структуру.

Система состоит из 2 частей:

1.Общая часть вкл субъекты ИП и их взаимоотношения, стадии ИП, сроки, принципы.

2.Особенная – содержит особенности совершения тех или иных видов исполнительских

действий.

3. Стадии исполнительного производства(надо спросить на консультации, т.к. каждая стадия раскрыта подробна в др вопросах)

Это совокупность процессуальных действий, направленных на достижение ближайшей цели.

Стадии:

1.Возбуждение (предъявление исполнительного документа судебному приставу исполнителю; решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению и принятие исполнительного док-та суд-ным приставом–исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства);

2.Подготовка к исполнению ( пристав предост-ет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного док-та, также на этой стадии возможно совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного док-та, разъяснение судебного акта или акта др. органа подлежащего исполнению, заявление отводов судебному приставу исполнителю; принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания);

3. Применение мер принудительного характера — совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

4. завершение исполнительного производства — разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Понятие предмета исполнительное производство

Стр 1 из 2

Понятие предмета исполнительное производство

После вступления решения суда в законную силу решение приобретает свойство исполнимости, и только в некоторых случаях суд может привести решение в немедленное исполнении. После вступления судебного решения в законную силу взыскателю выдается исполнительный лист, а также еще один исполнительный лист направляется для исполнения судебного решения. Как правило, по каждому судебному решению выдается один исполнительный лист.

Но если решение принято в пользу нескольких истцов, то по просьбе взыскателей суд должен выдать несколько исполнительных листов. При утрате подлинника исполнительного листа или судебного приказа (который также имеет свойство исполнительного листа) суд может выдать дубликат.

При этом назначается судебное заседание, по окончании которого выносится определение. Если исполнительный лист был утрачен должностным лицом, судебный пристав—исполнитель вправе наложить штраф на должностное лицо в размере до 20 МРОТ.

Судебный пристав– исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшено, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав—исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм Исполнительное производство может быть приостановлено судьей в обязательном порядке согласно ст. 436 ГПК РФ. Также судья вправе, но не обязан приостановить исполнительное производство в соотвествии со ст. 437 ГПК РФ.

Если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо, то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или по месту совершения этих действий.

2.Система исполнительного права как отрасли права в качестве системных элементов имеет нормы права и их объединения. В этом значении структура системы исполнительного права является традиционной, имеющей в качестве первоосновы состоит из двух частей: общая и особенная части. Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов

Принципы исполнительного права

Общеправовые принципы можно под­разделить на морально-этические, или нравственные, и организационные. Принципы исп. произ-ва подразд. на: — констит. П.; — межотраслевые П; — П. исполн. произ-ва.

Конст. принципы: -П. законности (ст. 2 К.); П. равноправия сторон (ст. 19 К.); П. получения юр. помощи (ст. 48 К,).

Межотраслевые П.характерны для нескольких отраслей права и действуют не только в ГПП, но и в УПП, АПП и в испол. произ-ве. например, П. национ. язык судоприз-ва. П. исполн. произ-ва: — диспозитивный П.;

— императивный П.; — неприкосновенности личности должника; — П. неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи; — пропорциональность распределения взыскиваемых сумм между взыскателями; — П. законности.

Диспоз. П. в исп. произ-ве означает, что каждый субъект независим, распоряжается личными полномочиями свободно, без вмешательства со стороны др. субъектов. Но диспоз-ть зависит от тех обст-ств, в которых нах. субъект, т.к. закон может предоставить право действия либо запрещает это. Запрет означает, что в действие вступает импер. П. исп. произ-ва.

Субъекты исполнительного производства

Конкретный круг лиц, уч-щий в исполн. произ-ве, определен ФЗ «Об исп. произ-ве». Сторонами исполн. производства явл. взыскатель и должник.

Взыскателемявл. гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполн. документ. Должникомявл.гражданин или организация, обязанные по исполн. документу совершить определенные действия (передать денеж. средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусм. испол-ным документом) или воздержаться от их совершения.

По целям и задачам участия в испол. произ-ве проводится такая классификация субъектов:

— лица, наделенные власными функциями, т.е. органы исполнения – суд и суд. исполнитель;

— лица, учавст. в исполнении;

— лица, кот. по предписанию закона обязаны содействовать суд. исполнению;

— лица, удерживающие имущ-во должника на зак-х основаниях;

— лица, имущ-ые права которых затрагиваются или нарушаются суд. исполнением.

5. Место исполнительного производства в системе судебной власти
влияние органов судебной власти на процесс исполнения происходит в тех пределах, которые необходимы для осуществления судебного контроля за действиями участников исполнительного производства. Воздействие органов судебной власти на исполнительное производство заключается в основном в следующем:
— на суде лежит разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего его исполнения;
— судебные приставы-исполнители исполняют резолютивную часть решения

— суд решает такие вопросы исполнительного производства, как выдача исполнительного документа, восстановление пропущенного срока предъявления исполнительного документа к взысканию, разъяснение судебного акта, отсрочка или рассрочка исполнения, изменение способа и порядка исполнения и другие вопросы в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», ГПК РФ и АПК РФ;
— суд осуществляет контроль за действиями судебного пристава-исполнителя, жалобы от сторон исполнительного производства или других заинтересованных лиц на его действия подаются в зависимости от вида исполнительного документа в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Понятие и виды источников исполнительного права

К источникам исполн. правав РФ ФЗ «Об исп. произ-ве» относит только ФЗ и НПА, принимаемые Правительством РФ по вопросам исполн. произ-ва.

Исполнит. Произ-во представляет собой К источникам исп. произв-ва относят: ФЗ «Об исполн. произ-ве»; ФЗ «О суд.приставах»; ГПК РФ; АПК РФ; ГК РФ; др. ФЗ, регулирующие условия и порядок принуд. исполнения суд. актов и актов др. органов; межд. договоры РФ; имеют особое значение в практической работе суд. приставов – исполнителей и арб-х судов, судов общей юрисдикции Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ. сферу ведения РФ.

Судебный процесс ,как источник исполнительно права

Если решение суда, обязывающее должника к совершению определенных действий или к воздержанию от них, добровольно не исполняется то возникает необходимость в его принудительном исполнении. И делается это именно в заключительной стадии гражд-го судопроизводства – стадии исполнения судебных постановлений. В качестве составной его части, и исполнительное производство регулировалось гражд-ким процессуальным правом и являлось частью гражданского судопроиз-ва. Нормат-ная основа исполнит-го производства изменилась в связи с принятием двух фед-ных законов от 21 июля 1997г.- ‘’О судебных приставах ’’ и ’’ Об исполнительном производстве’

Прекращение исполнения

Решение о прекращении исп. пр-ва приним. только судом. если исп. пр-ва было возб. На основании исп. док-та, выданного АС, то прекращение этого пр-ва произв. тем же АС или АС по месту нахождения суд. пристава-исполнителя. В остальных случаях вопрос о прекращении исп. пр-ва решается судом общей юрисдикции по месту нахождения суд. пристава-исполнителя. Прекращенное исп. пр-во не подлежит возобновлению, если определение о прекращении не было отменено судом.

12.Обращение взыскания на имущества должникаОбращение взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, производится по определению суда в присутствии понятых. Что явл. мерой принуд. исполнения. Так, на заложенное имущество может быть обращено взыскание при недостаточности у должника иного имущества для полного удовлетворения предъявленных ему требований, не обеспеченных залогом, с соблюдением уст-ных гражданским закон-вом РФ прав залогодержателя. Залогодержатель, оставивший за собой заложенное имущество, обязан удовлетворить требования кредиторов, пользующиеся преимуществом перед его требованием, из стоимости заложенного имущества в размере, не превышающем стоимости этого имущества.

13.Меры обеспечения исполн.В том случае, если должник в уст. суд. приставом-исполнителем срок не исполнил добровольно обязанности по исполн. документу, к нему применяются меры принудительного исполнения: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; 2) обращение взыскания на з/п, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; 3) обращение взыскания на денеж. средства и иное имущество должника, находящиеся у др. лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполн. документе; 5) иные меры, предпринимаемые в соотв. с ФЗ-ми, обеспечивающие исполнение исполн. документа.

14.Реализация описанного(арестованного имущества)

Арест на имущество должника налагается не позднее 1 мес. со дня вручения должнику постановления о возбуждении исполн. произ-ва, а в необходимых случаях — одновременно с его вручением. Арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, а при необх-ти — ограничения права пользования имуществом, его изъятия или передачи на хранение. Виды, объемы и сроки ограничения определяются суд. приставом-исполнителем. Арест применяется: 1) для обеспечения сохранности имущества должника, которое подлежит последующей передаче взыскателю или для дальнейшей реализации; 2) при исполнении суд. акта о конфискации имущ-ва должника; 3) при исполнении определения суда о наложении ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или у др. лиц.

Исполнительный сбор.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации — пяти тысяч рублей.

Понятие предмета исполнительное производство

После вступления решения суда в законную силу решение приобретает свойство исполнимости, и только в некоторых случаях суд может привести решение в немедленное исполнении. После вступления судебного решения в законную силу взыскателю выдается исполнительный лист, а также еще один исполнительный лист направляется для исполнения судебного решения. Как правило, по каждому судебному решению выдается один исполнительный лист.

Но если решение принято в пользу нескольких истцов, то по просьбе взыскателей суд должен выдать несколько исполнительных листов. При утрате подлинника исполнительного листа или судебного приказа (который также имеет свойство исполнительного листа) суд может выдать дубликат.

При этом назначается судебное заседание, по окончании которого выносится определение. Если исполнительный лист был утрачен должностным лицом, судебный пристав—исполнитель вправе наложить штраф на должностное лицо в размере до 20 МРОТ.

Судебный пристав– исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшено, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав—исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм Исполнительное производство может быть приостановлено судьей в обязательном порядке согласно ст. 436 ГПК РФ. Также судья вправе, но не обязан приостановить исполнительное производство в соотвествии со ст. 437 ГПК РФ.

Если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества. Если должником является юридическое лицо, то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения или по месту совершения этих действий.

2.Система исполнительного права как отрасли права в качестве системных элементов имеет нормы права и их объединения. В этом значении структура системы исполнительного права является традиционной, имеющей в качестве первоосновы состоит из двух частей: общая и особенная части. Общая часть исполнительного права включает основополагающие положения, институты, относящиеся ко всему исполнительному производству: Особенную часть исполнительного права составляет совокупность норм, регламентирующих особенности реализации различных исполнительных документов по отдельным категориям взысканий и в отношении различных субъектов

>Что такое предмет исполнения у судебных приставов

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Что такое предмет исполнения у судебных приставов?».

Предметом регулирования исполнительных действий, являются совершаемые Федеральной службы судебных приставов самостоятельно или с участием других субъектов исполнительного производства действия, а также разрешение вопросов возникающих в ходе этого производства вопросы.

Предметами правового регулирования в рамках исполнительного производства являются следующие действия: принудительное исполнение, которое возникает в результате отказа от добровольного исполнения судебного акта или акта иного органа.

Объектом принудительного исполнения выступают судебные акты, акты иных органов и должностных лиц, которые присуждают передачу какого-либо имущества или обязывают к совершению определенных действий или бездействий.

Акты принудительного исполнения делятся между собой на судебные и несудебные акты. К судебным актам относятся: акты судов общей юрисдикции, решения, определения, приказы и постановления; акты иностранных и международных судов. К несудебным актам относятся, акты третейских судов, акты международных коммерческих органов, акты государственных органов и должников, а также лиц наделенных полномочиями по привлечению к административной ответственности, таких как ГИБДД, Налоговая, Пенсионный Фонд и других органов, акты общественных организаций, а также сделки, например, такие как нотариальные соглашения по уплате алиментов.

В правоотношениях складывающихся между собой по поводу принудительного исполнения юрисдикционных актов, одним из субъектов правового регулирования является судебный пристав-исполнитель.

Методом исполнительного производства называется совокупность юридических приемов и способов воздействия на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования той или иной отрасли права с целью их упорядочивания. Одной из характеристик данного метода является сочетание императивности и диспозитивности в рамках исполнительного производства.

Императивный метод исполнительного производства определяется тем, что в процессуальных отношениях, возникающих в рамках исполнительного производства, участвует судебный пристав-исполнитель, с одной стороны, и иные субъекты, в том числе лица, участвующие в исполнительном производстве, с другой стороны. Отношение судебного пристава-исполнителя с лицами, участвующими в исполнительном производстве и напрямую связанные с исполнением судебного или акта иного органа, выявляют форму исполнения. Императивность действия судебного пристава-исполнителя проявляется в его компетенции, в соответствии с которой требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан Российской Федерации, данное правило прописано в п. 1. ст. 14 Федеральный закон от 21.07.1997 №118-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О судебных приставах, а также в Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об исполнительном производстве».

Диспозитивный метод правого регулирования отношений, возникающих в рамках исполнительного производства, определяется тем, что субъективные права и обязанности сторон, а также других лиц, участвующих в исполнительном производстве, регулируются гражданским, семейным и другими материальными отраслями права. В данных отраслях применяется юридическое равенство сторон, но не исключает возможность совершения действий или воздержания от совершения действий, по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве. Например, должник, вправе по своему усмотрению указать имущество, на которое возможно обратить взыскание в первую очередь. Данное право прописано в ч. 5 ст. 69 Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об исполнительном производстве». Взыскатель имеет возможность отказаться от взыскания, на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об исполнительном производстве».

Сочетание императивных и диспозитивных характеристик отличается для взыскателя и должника. Если правовое положение взыскателя во многом обусловлено больше диспозитивными началами правового регулирования, то правовое положение должника в большей степени определено императивными.

Наличие обстоятельств обязательного исполнения должником в рамках исполнительного производства и органа исполнения с соответствующими полномочиями в рамках исполнительного производства определяет императивный характер большинства норм исполнительного права, придавая исполнительному процессу авторитарный характер.

Для взыскателя диспозитивность метода исполнительного права определяется тем, что в основу его субъективных прав и обязанностей вкладываются примененные судом или иным юрисдикционных органом, для разрешения конкретного спора, норм материального права, таких как гражданское, семейное, трудовое, и другие, в которых бы стороны были юридически равноправны и где предполагается свобода их распорядительных действий. Метод регулирования исполнительного производства и исполнительных правоотношений во многом зависит от субъективного состава самих правоотношений.

Так же хотелось бы отметить, что некоторые исследователи, например Г.Л. Осокина, под методом правового регулирования понимают совокупность юридических приемов, средств и способов воздействия, используемых законодателем при регулировании общественных отношений. Другими словами, метод правового регулирования являются юридические способы и средства воздействия норм соответствующей отрасли права на регулируемые общественные отношения.

Тема 1. Общие положения исполнительного производства

  1. I. Общие положения
  2. I. Общие положения
  3. I. Общие положения
  4. I. Общие положения
  5. I. Общие положения
  6. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. I. Общие положения
  8. I. Общие положения
  9. I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.
  10. L. Концепции бережливого производства Lean Production.
  11. Акрепление правового положения лиц, отбывающих наказания, в законодательстве
  12. Анализ затрат и их взаимосвязи с объемом производства и прибылью

Вариант 1.

1. Что является предметом исполнительного производства?

а) общественные отношения, которые возникают между судом и участниками дела в процессе отправления правосудия по гражданским делам;

б) имущественные и личные неимущественные отношения;

в) общественные отношения, возникающие в процессе исполнения судебными приставами судебных актов, а также актов других органов.

2. Каким методом регулируются общественные отношения, возникающие в исполнительном производстве?

а) юридическим равенством участников регулируемых отношений;

б) связыванием и принуждением;

3. Какие нормативные акты являются основными источниками исполнительного законодательства?

а) гражданский кодекс;

б) гражданско-процессуальный кодекс;

в) законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

4. Что является объектом исполнительного производства?

а) судебные акты и акты других органов;

б) имущественные права;

в) нематериальные блага.

5. Какой орган является органом принудительного исполнения в Российской Федерации?

а) налоговый орган;

б) служба судебных приставов;

в) банки и иные кредитные организации.

6. К какой системе органов власти относится служба судебных приставов?

7. Кто осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов?

а) Министерство юстиции;

б) Правительство РФ;

в) органы местной власти.

8. Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций?

в) Министерство юстиции.

9. В какие органы могут быть обжалованы действия судебных приставов?

а) вышестоящему должностному лицу или в суд;

б) местным муниципальным органам власти;

в) Городскую Думу.

10. Какие меры воздействия в рамках исполнительного производства применяются к банку или иной кредитной организации за неисполнение требований, указанных в исполнительном документе?

а) штрафные санкции;

б) отзыв лицензии;

в) приостановление деятельности банка или кредитного учреждения.

Вариант 2.

1. Какие из перечисленных ниже документов являются исполнительными документами:

а) нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов,

в) нотариальная надпись.

2. В исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

а) резолютивная часть судебного акта или акта другого органа,

б) состав суда, принявшего данный судебный акт,

в) срок, установленный законом для обжалования исполнительного документа.

3. Судебный пристав-исполнитель обязан принять исполнительный документ и возбудить исполнительное производство, если:

а) взыскатель в своем заявлении просит принять исполнительный документ для принудительного исполнения требований, содержащихся с исполнительном документе,

б) не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным законом,

в) должник отказывается исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.

4. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель указывает:

а) срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе,

б) меры принудительного исполнения,

в) штрафные санкций за неисполнение.

5. Последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу:

а) судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отложении исполнительных действий,

б) судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа,

в) судебный пристав-исполнитель приостанавливает совершение исполнительных действий и устанавливает срок для устранения допущенных нарушений.

6. Если должником является физическое лицо, то исполнительные действия совершаются:

а) по месту его жительства,

б) по месту нахождения его в командировке,

в) по месту жительства его родственников.

Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 501 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

>Исполнительный лист, что это?

Исполнительный лист по решению суда

Исполнительным листом (далее – ИЛ) называют документ установленной формы, который выдается по завершении рассмотрения дела в суде. В нем содержится информация о требованиях, прописанных в судебных актах, и подлежащих неукоснительному исполнению.

Согласно ГПК РФ ст. 429 каждое решение суда подтверждается ИЛ. До вступления судебного акта в законную силу ответчик имеет право на оспаривание вынесенного определения или решения. Для этого необходимо предоставить суду веские обстоятельства нарушения или неправильного применения норм материального, процессуального права, а также иные обстоятельства, указанные в ст. 330 ГПК РФ. При повторном рассмотрении дела и последующем вынесении нового определения суд выдает новый ИЛ.

В соответствии со ст. 428 ГПК РФ ИЛ выдается взыскателю после вступления в законную силу судебного постановления.

Что значит исполнительный лист?

Выдача ИЛ означает юридическое подтверждение судебного акта. Момент получения документа совпадает с началом исполнения провозглашенного судом акта.

Как выглядит исполнительный лист?

Содержание документа определено в ст.8 Федерального закона № 229-ФЗ:

  • наименование судебного органа, в котором проходило рассмотрение дела, а также указывается адрес;
  • номер дела;
  • дата принятия данного акта;
  • прописаны требования истца;
  • постановление по делу;
  • дата вступления документа в силу;
  • дата выдачи документа;
  • данные сторон, участвующих в споре, включая адреса;
  • номер и серия документа.

На ИЛ должна быть подпись судьи, подкрепленная гербовой печатью суда. Во избежание распространения поддельных документов используется цветная бумага с защитными водяными знаками, а также присутствует герб России.

Что делать с исполнительным листом из суда?

Документ выдается на руки, после чего истец вправе самостоятельно принимать решение относительно дальнейшей стратегии взыскания:

  • при наличии у должника действующего счета в банке можно обратиться в данную организацию и потребовать списание суммы задолженности;
  • добиться произведения регулярных списаний в пользу истца с заработной платы должника или иных официальных доходов. Данный вариант позволяет обратиться не только по месту работы, но и в органы исполнительной власти.

Требовать произведения удержаний с заработной платы правомерно лишь при условии, что сумма задолженности до 100 тыс. руб.

Получил исполнительный лист, что делать дальше?

Для истца документ является инструментов исполнения судебного решения в случае бездействия ответчика и его нежелания добровольно следовать решению суда. В зависимости от вида спора ИЛ направляется в ФССП, кредитные организации или по месту работы должника.

Куда идти с исполнительным листом?

Место совершения представленных в документе действий регламентировано ст. 33 Федерального закона № 229-ФЗ:

  • взыскание с физического лица производится по месту его жительства или пребывания. А также возможно исполнение мер по месту нахождения имущества должника;
  • для организации местом применения указанных судом мер становится юридический адрес – основой или филиала. А также возможно исполнение мер по месту нахождения имущества.

Действия истца после получения исполнительного листа

Возможны следующие варианты:

  • обратиться в ФССП по месту регистрации физического или юридического лица;
  • если документ содержит список особых предписаний для должника, его направляют в ФССП по указанному в ИЛ адресу.

При обращении в ФССП понадобится составить заявление о возбуждении исполнительного производства. В случае необходимости доступна подача со стороны истца ходатайства о наложении дополнительных требований на должника.

Материалы исполнительного производства

В соответствии с пунктом 11.6 Приказа ФССП России от 10.12.2010 № 682 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов» на обложке документации дела должны быть указаны реквизиты по установленной форме; лист обязаны быть пронумерованы (используется простой карандаш и цифры проставляются в верхнем правом углу листа); должна быть внутренняя опись документации, а также все документы подшиваются или переплетаются.

Узнать у специалиста *Нажимая кнопку отправить, вы выражаете согласие на обработку своих персональных данных ООО «Юрстарт».

Как ознакомиться с материалами исполнительного производства?

Согласно ст. 50 Закона № 229-ФЗ стороны ИП имеют законное право знакомиться с материалами производства, из них делать выписки, снимать копии, если потребуется, заявлять ходатайство, жаловаться на бездействие должностного лица и прочее. Материалы делопроизводства выдаются по письменному заявлению. На усмотрение судебного пристава-исполнителя они могут быть выданы по устному запросу. В соответствии со ст. 64.1 п.5 Федерального закона № 229-ФЗ после подачи заявления отводится 10 дней, для того чтобы пристав-исполнитель принял решение о выдаче материалов делопроизводства.

Скачать образец заявления

Заявление на ознакомление с материалами исполнительного производства

Скачать образец заявления

Форма исполнительного листа

Скачать форму исполнительного листа

Образец исполнительного листа

Бланк ИЛ изготовляют на специальной бумаге с наличием водяных знаков. Такой документ защищен от подделок. На каждом бланке ИЛ в типографии наносятся номер и серия.

Скачать образец исполнительного листа

Образец заявления о выдаче и получения исполнительного листа

Скачать образец заявления

Как взыскать долг по исполнительному листу с физического лица?

Заявитель имеет возможность взыскать средства по ИЛ, обратившись в банк должника или же в бухгалтерию компании, где работает гражданин-должник. Принудительное взыскание при обращении в банк выполняется в полном объеме, если на счете в должника есть средства. Если информация о месте работы или счете в банке отсутствует, то ИЛ нужно предъявлять в территориальный отдел службы судебных приставов по месту жительства, месту пребывания или местонахождению имущества должника

Порядок взыскания задолженности по исполнительному листу

  1. После получения ИЛ взыскателю следует направиться в банк, в котором обслуживается гражданин-должник. Так, сотрудники банка обязаны по исполнительному листу перевести средства со счета должника на счет взыскателя.
  2. С судебным решением можно обратиться в организацию, в которой трудоустроен должник. Это делается для того, чтобы узнать заработную плату гражданина-должника и впоследствии взыскать долг по исполнительному листу.

Исполнительный розыск

Судебный пристав-исполнитель осуществляет розыск в случае, если должник скрывается сам или незаконно удерживает на территории РФ ребенка. Деятельность приставов не ограничивается территорией РФ, по условиям международных договоров исполнительный розыск может продолжаться и на территории других государств. Розыск объявляется по месту жительства должника или по последнему известному месту его пребывания. А также розыск можно объявить по месту исполнения ИД.

Основанием для объявления розыска является:

  • невозможность исполнения требований исполнительного листа при отсутствии должника;
  • сумма требований выше 10 тыс. рублей.

Правомерно привлечение СМИ и сотрудников частных сыскных служб. Нарушение прав человека и гражданина не допускаются. Если по истечению 1 года должник, имеющий алиментные обязательства, не был обнаружен, то взыскатель вправе направить в суд заявление о признании должника пропавшим без вести.

Розыск должника по исполнительному производству

Розыск должника запускается приставом в случае алиментной задолженности, возмещении вреда здоровью, или в случае важности данного дела для защиты интересов государства. В остальных случаях кредитор должен подать соответствующее заявление. Взыскатель вправе подавать подобное обращение только при условии величины задолженности от 10 тыс. рублей. Перед началом розыска приставы предпринимают все меры для получения связи с должником.

У вас есть вопросы? Напишите нам Благодарим за обращение, в ближайшее время мы свяжемся с вами!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *