Предельный возраст службы

Армия – тыл и защита страны, обеспечивающая спокойствие граждан и уверенность в завтрашнем дне. Государство проявляет повышенный интерес к защитникам Родины, регулируя с помощью законодательства все аспекты существования современной армии. Военное дело имеет крепкую правовую основу, предусматривающую все, вплоть до мелочей. Какой предельный возраст пребывания на военной службе? Данная статья посвящена этому важному для каждого контрактника вопросу.

Содержание

Понятие предельного возраста службы

Чем дольше служат военнослужащие, тем больше им предоставляется возможностей и льгот.

  • Выслуга лет влияет на заработную плату – чем больше военный стаж, тем выше зарплата.
  • Многие звания доступны лишь после пересечения определенного возрастного рубежа.
  • Чем дольше срок службы, тем выше пенсия.

Законодательством предусмотрены возрастные ограничения для выхода на пенсию и для занятия определенной должности. Понятие подобных пределов применяется для военнослужащих, а также для руководителей, занимающихся политической и научной деятельностью. Имеется в виду крайний возраст, до наступления которого возможно продолжение службы. По истечению этого срока военнослужащий должен выйти на пенсию или, в случае несогласия, подлежит увольнению.

Значение предельного возраста

Законопроект об ограничении возраста для военных был сформирован почти одновременно с воинским законодательством. Предел играет важную роль в формировании состава современной армии. Физическая подготовка и крепкое здоровье имеют большое значение для военнослужащего. Однако с возрастом, как бы ни старался защитник Отечества, эти ценные качества заметно снижаются, не лучшим образом сказываясь на исполняемых обязанностях.

Обычно пожилые контрактники дослуживаются до высоких званий – полковники, командиры, генералы и так далее. Руководящие должности предполагают высокую ответственность и особенно важны для формирования армии. Поэтому недопустимо, чтобы подобные обязанности лежали на военнослужащем, не способном их исполнять по причине ослабленного здоровья или плохой физической подготовки. Для контроля своевременного ухода пенсионеров правительством был введен закон, который предусматривает предельный возраст пребывания на военной службе.

Причины подобного ограничения

Основной причиной, подтолкнувшей правительство принять решение об официальном введении ограничений, послужили физиологические особенности человеческого организма. Накопленный годами опыт, высокая теоретическая подготовка, тактика ведения боя – неоспоримые преимущества высоких чинов. Однако старость забирает силы и энергию самого крепкого воина, а ведь плохая физическая форма недопустима для защитника Родины.

Твердость характера и упорство, которые присущи каждому военному высокого ранга, служат еще одной причиной для того, чтобы строго ограничить предельный возраст пребывания на военной службе. Далеко не каждый готов оставить свой личный состав, смириться с возрастом, признать неизбежную старость. Если бы закона не было, обладатели погон не покидали бы свой пост своевременно.

Предельный возраст пребывания на военной службе

В 2014 году в Федеральный закон о службе контрактников были внесены изменения. В соответствии с новыми правилами, достижение предельного возраста пребывания на военной службе для высших чинов наступает в 65 лет. К таковым относятся:

  • маршал РФ;
  • адмирал;
  • генерал;
  • генерал-полковник.

Представители средних управляющих званий могут занимать свою должность вплоть до 60 лет:

  • генерал-лейтенант;
  • генерал-майор;
  • вице-адмирал;
  • контр-адмирал.

Полковники, а также капитаны первого ранга вправе остаться на службе до 55 лет, военнослужащие остальных воинских званий – лишь до 50 лет. Для контрактников, которые проходят службу в органах, могут назначаться иные возрастные ограничения.

Изменения воинского законодательства

До вступления в силу поправок в Федеральном законе, касающемся военной службы, предельный возраст был ниже на пять лет, то есть самые высшие чины не могли занимать должность после достижения шестидесятилетнего возраста.

Однако изменения коснулись не всех защитников Родины. Например, предельный возраст пребывания на военной службе ФСБ и СВР до сих пор составляет 45 лет, как и раньше. Продление ограничений до 50 лет только обсуждается. Женщин-военнослужащих изменения также не коснулись, и возраст окончания службы остался прежним – 45 лет.

Причины поправок в законе

В первую очередь правка в законодательстве связана с несколько искаженным представлением о современной действительности. Раньше средний возраст мужчин исчислялся гораздо меньшим показателем, чем сейчас, во времена развитой и доступной медицины. В то, что пятидесятилетний командующий не способен исполнять свои обязанности, верится с трудом.

Немаловажен и тот факт, что пожилые военнослужащие обладают богатым багажом бесценных знаний и опыта. Отлично подготовленные обладатели погон не только исполняют свои прямые обязанности, но и обучают молодое поколение, повышая уровень теоретической и практической подготовленности армии.

Продление срока службы

В Федеральном законодательстве появилась еще одна важная поправка. После того как контрактник пересек возрастной рубеж, указанный в законодательстве, он вправе прослужить еще некоторое время. Возможное продление предельного возраста пребывания на военной службе составляет пять лет. Подобная привилегия полагается только высшим управляющим чинам. Одного желания при этом недостаточно – для подписания нового контракта необходимо соблюдение определенных требований:

  • согласование с ответственными органами государственной службы;
  • успешное прохождение аттестации;
  • высшее звание своего подразделения.

Во время аттестации выявляется уровень физической и теоретической подготовки. Как правило, у пожилых военных вызывает затруднение первый пункт. Если тестирование не пройдено, то продление контракта невозможно.

Женщины-военнослужащие

Представительницы слабого пола сегодня составляют здоровую конкуренцию мужчинам во многих военных специальностях. Их стрессоустойчивость, высокая работоспособность, дисциплинированность и ответственность позволяют признать, что современная армия невозможна без женщин. С точки зрения законодательства, дамы являются полноценным субъектом военного дела и обладают равными правами с контрактниками мужского пола. Исключением являются семейные обязательства женщины, связанные с рождением и воспитанием детей, а также работы с высоким риском и тяжелыми физическими нагрузками.

Тем не менее, несмотря на формальное отсутствие дискриминации по половым признакам, имеется еще одно различие – предельный возраст пребывания на военной службе женщин. В статье 49.2 Федерального закона, посвященного военной службе, сказано о том, что представительницы прекрасного пола могут служить до сорока пяти лет. В новой правке ничего не сказано про увеличение возрастных ограничений для женщин, и прежний закон остается для них без изменений.

Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе

1. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала – 60 лет;

генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала – 55 лет;

полковника, капитана 1 ранга – 50 лет;

военнослужащего, имеющего иное воинское звание, – 45 лет.

2. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Похожие главы из других книг

Статья 51. Ограничение по военной службе

Статья 51. Ограничение по военной службе 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего

Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАНИНА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАНИНА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе 1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:получение начальных знаний в области обороны;подготовку

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе 1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:получение начальных знаний в области обороны;подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного)

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе 1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:занятие военно-прикладными видами спорта;обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе

Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе 1. Министерство обороны Российской Федерации и

Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы

Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы Продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 года включается в общую продолжительность его военной

Статья 51. Ограничение по военной службе 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего

Статья 425. Халатное отношение к военной службе

Статья 425. Халатное отношение к военной службе 1. Халатное отношение военного должностного лица к службе, причинившее существенный вред, — наказывается штрафом до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или служебным ограничением на срок до двух лет, или

34. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

34. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ В развитие норм УК РФ гл. 18 УИК полностью посвящена регулированию вопросов исполнения нового уголовного наказания, применяемого в отношении осужденных военнослужащих.Ограничение по военной службе

34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест

34. Обязательные и исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы, арест 1. Обязательные работы – наказание в форме выполнения осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (вид обязательных

Глава 24. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе

Глава 24. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе 24.1. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службеВ соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее 3 дней после получения поступивших из суда копии

Понятие наказания в виде ограничения по военной службе и в виде ареста, а также порядок их исполнения

Понятие наказания в виде ограничения по военной службе и в виде ареста, а также порядок их исполнения Наказание в виде ограничения по военной службе. Согласно положениям ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную

93. Понятие наказания в виде ограничения по военной службе и в виде ареста, а также порядок их исполнения

93. Понятие наказания в виде ограничения по военной службе и в виде ареста, а также порядок их исполнения Наказание в виде ограничения по военной службе . Согласно положениям ст. 51 УК РФ ограничение по службе назначается только тем военнослужащим, которые проходят военную

Ограничение по военной службе

Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных

§ 6. Ограничение по военной службе

§ 6. Ограничение по военной службе Ограничение по военной службе является новым видом наказания, не известным прежнему уголовному законодательству РФ. Сущность данного вида наказания заключается в том, что оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную

Профессия военнослужащего на сегодняшний день является достаточно популярной среди граждан России, так как предусматривает ряд преимуществ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

По этой причине многие интересуются тем, какой сейчас установлен предельный возраст пребывания на военной службе.

Важные моменты

От того, насколько человек долго служит в вооруженных силах, будет непосредственно зависеть перечень предоставленных ему преимуществ:

  • в соответствии с выслугой лет в дальнейшем определяется сумма заработной платы гражданина, то есть чем дольше он посвящает себя защите родины, тем более высокой будет его оплата труда;
  • определенные звания могут быть получены только после того, как человек достигнет соответствующего возраста;
  • если человек преимущественное большинство своих лет отдал службе в армии, он получает хорошую пенсию.

Все вопросы, затрагивающие возрастные ограничения, установленные для военнослужащих, прописаны в статье 49 Федерального закона №53. В частности, там говорится о том, когда именно военнослужащий имеет право уйти на заслуженный отдых и начать получать от государства положенные ему пенсионные выплаты.

Такие ограничения распространяются не только на рядовой состав армии, но также и на руководителей, которые занимаются научной или политической работой. Более того, в соответствии с действующим законодательством при достижении определенного возраста человек обязан уйти на пенсию, то есть его руководство не может принять никакого другого решения, помимо увольнения.

Закон, в соответствии с которым регулируется воинская обязанность и порядок несения службы родине, принимался одновременно с воинским законодательством, и, в частности, было определено, что временные рамки представляют собой один из наиболее важных факторов в процессе формирования армейского состава.

Многие преклонные контрактники заслуживают звание полковника или даже генерала, занимая различные руководящие должности, предусматривающие большую ответственности, в связи с чем просто нельзя допускать, чтобы такая большая ответственность лежала на сотруднике, не имеющем возможность исполнять их по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Именно для того, чтобы регулировать переход людей на пенсию, было принято решение о введении нового закона, утверждающего предельный возраст, в котором человек может находиться на военной службе.

Что говорит закон

Как говорилось выше, предельно допустимый возраст, в котором человек может находиться на воинской службе, прописан в статье 49 Федерального закона №53, который был принят 28 марта 1998 года.

Помимо этого, различные правовые нормы, устанавливающие ограничения на пребывание в составе вооруженных сил различных граждан, присутствуют также в Положении №1237, принятом 16 сентября 1999 года, которым регулируется порядок прохождения воинской службы.

Данное положение, помимо всего прочего, координирует различные вопросы, связанные с оформлением контрактов с гражданами, желающими стать военнослужащими, и, в частности, там указываются различные нюансы подписания таких соглашений с теми лицами, чей возраст близок к предельному.

Последние изменения

До того, как были внесены последние корректировки в действующее законодательство, военнослужащие покидали свои должности на пять лет раньше, то есть самые высокие чины должны были увольняться уже по достижению возраста 60 лет.

Однако данное правило действует на протяжении довольно продолжительного промежутка времени, в связи с чем уже сейчас обсуждается возможное поднятие этой планки до 50 лет. Во всех остальных случаях предельно допустимый возраст пребывания на воинской службе не перетерпел никаких изменений.

На практике изменения, внесенные в закон, регулирующий воинское исполнение обязанностей этих лиц, основываются на недостаточно точных представлениях воинской службы.

Ранее средние параметры у мужчин были существенно меньше по сравнению с теми, что присутствуют на сегодняшний день, что было достигнуто благодаря развитию медицины, в связи с чем вряд ли можно говорить о том, что командующий после достижения возраста в 50 лет уже не сможет качественно выполнять взятые на себя обязательства.

Причины ограничения

Ключевая причина, по которой было принято решение о введении возрастных ограничений, заключается именно в физиологических особенностях человека.

Конечно, хорошая теоретическая подготовка, широкий опыт, а также доскональное знание тактики ведения боевых действий являются несомненными преимуществами для любого военнослужащего, однако с наступлением преклонного возраста у человека сохраняется все меньше сил и энергии, а для военного достаточная физическая подготовка является обязательной.

Если бы этот закон не был введен, военнослужащие могли бы долго не уходить на пенсию, что обернулось бы целым рядом серьезных проблем.

Предельный возраст

В соответствии с действующим законодательством возраст, до которого гражданин может занимать свою должность в вооруженных силах, непосредственно зависит от его чина.

Таким образом, теперь предельно допустимый возраст исполнения воинской службы выглядит следующим образом:

50 лет Если у человека армейское звание ниже капитана 1 ранга или полковника.
55 лет Если военнослужащий имеет звание капитана 1 ранга или полковника.
60 лет Если военнослужащий является вице-адмиралом, контр-адмиралом, генерал-майором или генерал-лейтенантом.
65 лет Для генералов, Адмиралов и маршалов.

Учитывая, что на практике в преимущественном большинстве случаев военнослужащие не сильно торопятся с тем, чтобы уйти в отставку, и вместо этого предпочитают просто увеличивать собственный срок службы, лица, занимающие одну из должностей в высшем офицерском составе, находятся на данный момент в самом лучшем положении. В то же время определенные проблемы, несомненно, затронут представителей нижних офицерских чинов, солдат и сержантов, так как они должны лишиться своих погон уже после того, как им исполнится 50 лет.

Рост предельно допустимого возраста затронул также граждан, которые находятся в запасе. Теперь при возникновении такой необходимости прапорщики и рядовые могут быть призваны обратно для прохождения воинской службы до того момента, как им исполнится 35, 45 или 50 лет в зависимости от того, какую они имеют воинскую специальность. В то же время низшие офицеры запаса могут быть призваны до 50, 55 и 60 лет.

Резервные подполковники, майоры, а также капитаны 2 или 3 рангов могут призываться до 55, 60 и 65 лет в зависимости от того, какой у них имеется разряд. Полковников и капитанов 1 ранга призывают до 60 и 65 лет, в то время как высшие офицеры могут служить до 65 и 70 лет.

Будет ли увеличение

В процессе проведения прямой линии в 2017 году президенту задавали вопрос о том, планируется ли увеличение предельного возраста воинской службы. Глава государства уточнил, что в ближайшем времени можно вынести положительное решение в отношении офицерского состава, но при этом для начала следует принять во внимание все преимущества и недостатки такого решения.

Произошли ли какие-то организационные выводы в Министерстве обороны — на данный момент ничего неизвестно, то есть вполне возможно, что в дальнейшем в принципе не будет никаких действий в этом направлении.

Особенности для женщин

Представительницам слабого поля на сегодняшний день дается возможность составить серьезную конкуренцию мужчинам практически в любых военных специальностях. С точки зрения действующего законодательства, каждая женщина представляет собой полноценный субъект военного дела, в связи с чем им предоставляются такие же права, как и контрактникам-мужчинам.

Единственным исключением в данном случае являются какие-либо семейные обстоятельства, связанные с рождением или воспитанием ребенка, а также выполнением работ в условиях повышенного риска или тяжелых физических нагрузок.

Также на практике, несмотря на заявленное отсутствие какой-либо дискриминации по половым признакам, действующим законодательством предусматривается еще одно достаточно существенное различие – предельно допустимый возраст, в котором женщины могут выполнять воинские обязанности.

Что делать при достижении

Как говорилось выше, если человек достиг предельно допустимого возраста, предусмотренного для выполнения воинских обязанностей, это еще не говорит о том, что его в обязательном порядке должны увольнять с занимаемой должности. Если он заявляет, что готов служить дальше, с ним могут повторно оформить контракт.

В указанном законе не говорится об обязательной необходимости полного увольнения гражданина после того, как он достигнет требуемого возраста. В том случае, если человек готов дальше нести свои служебные обязанности, руководитель имеет право переоформить с ним контракт на срок от одного до десяти лет.

В данном случае резолюция об оформлении нового контракта, а также сроке его действия должна оформляться следующими лицами:

  • верховный главнокомандующий (президент), если речь идет о продлении контракта для высшего офицерского состава и лиц, которые приравнены к ним;
  • руководящий состав федерального органа исполнительной власти той области, в которой военнослужащий будет исполнять свои обязанности, если речь идет о капитанах 1 ранга, полковниках или тех должностях, которые приравнены по своим правам к указанным званиям;
  • должностные лица, имеющие соответствующие полномочия для назначения военнослужащих на их должности, если человек имел звание капитана 2 ранга, подполковника или ниже.

Для принятия положительной резолюции с целью оформления обновленного контракта недостаточно просто желания самого военнослужащего о дальнейшем выполнении своих обязанностей.

Мнение врачей об этом человеке в конечном итоге должно стать основанием для уполномоченного лица, ответственного за принятие решения, для подписания контракта не менее, чем за четыре месяца до конца установленного срока службы заинтересованного гражданина.

Размеры пенсий

Если военнослужащий находился на занимаемой им должности более 20 лет, положенные ему пенсионные выплаты будут соответствовать половине того дохода, который он имел во время службы. Это распространяется также на тех граждан, которые имеют общий стаж более 25 лет, если более половины от этого срока они прослужили в МВД или в военной сфере.

Если срок службы человека составляет более двадцати лет, то в таком случае за каждый последующий год будет начисляться еще дополнительно по 3% от указанной суммы. Если же стаж смешанный — только по 1%.

Сами же пенсионные выплаты будут включать в себя несколько элементов, таких как:

  • должностной оклад;
  • оклад, назначенный по званию;
  • прибавки, начисленные за выслугу лет;
  • индексационные выплаты;
  • компенсации.

Денежное довольствие не предусматривает включение надбавок, положенных за прохождение службы в каких-либо отдаленных территориях, высокогорных местностях или же особых условиях. Действующее законодательство устанавливает, что данная сумма не может составлять менее, чем 100% от основной части пенсии, положенной по достижению соответствующего возраста.

Военносужащие имеют право на то, чтобы получать пенсию по старости и по выслуге лет. Уполномоченные сотрудники Пенсионного фонда в процессе проведения расчетов суммы пособия, Положенного по достижению требуемого возраста, не принимают во внимание то время работы, которое человек провел на воинской службе.

Если же она проходила в особых условиях, будет использоваться льготный вариант начисления пенсионных выплат, и, к примеру, если человек принимал непосредственное участие в боевых действиях, каждый месяц ему будет рассчитан за три. Это относится и к службе на Северном Кавказе.

Действующее законодательство предусматривает еще ряд других ситуаций, при которых начисление пенсии осуществляется по особым правилам. Льготы присутствуют у всех граждан, которые выполняли свои служебные обязанности в условиях неблагоприятного климата (например, на Крайнем Севере), в связи с чем каждый военнослужащий имеет зачастую уникальный размер пенсии, отличающийся от других.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
  4. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
  5. Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Срок службы военнослужащих по контракту до пенсии 2019 год

Военнослужащие имеют право на одновременное получение военной» пенсии и страховой, если заработали право на нее. Но немалое количество офицеров, служивших в армии по контракту «ушли на гражданку», не выслужив требуемого срока. Их интересует вопрос: в каком порядке засчитывается военная служба при назначении страховой пенсии по старости?

Две выплаты: по «выслуге» плюс страховая

Тем, кто уже получает «военную», может быть назначена одновременно и страховая пенсия по старости при выполнении следующих условий:

  1. имеется страховой стаж — не менее 5 лет ;в 2018 он состовляет 9 лет .
  2. наступление возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

К страховому стажу приравнен трудовой стаж до 1 января 2002 года. Заявитель, обращаясь за «гражданской» пенсией, представляет справку с места службы, где указана дата назначения «военной» и перечислены все периоды, которые были включены при ее расчете. Начиная с 2002 года, работа засчитывается только при условии уплаты страховых взносов.

Главное правило: в страховой стаж включаются только периоды работы, которые не были учтены при назначении пенсии по выслуге.

Все установленные законом льготы по снижению пенсионного возраста, полагаются и «военным» пенсионерам, если для этого есть основания:

  1. подземный, «горячий» стаж (список 1), работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — до 10 лет;
  2. «северный», тяжелые условия труда («малые списки») — до 5 лет;
  3. проживание на территории радиоактивного загрязнения — до 5 лет;
  4. инвалидам военной травмы при наличии страхового стажа 25 лет — 5 лет.

Вопросы, касающиеся права на «военную» пенсию — решаются соответствующим ведомством. Нужно помнить о том, что некоторые виды работы учитываются при ее установлении . Поэтому заранее нужно убедиться, что имеются необходимые 5 лет работы, ранее не включенные в стаж «службы».

ПФР назначает только страховую пенсию. Ее размер определяется по общим правилам, для расчета необходима справка о зарплате. Если подтверждающих документов нет, сумма будет небольшая.

Учет службы без полной «выслуги»

Кто не приобрел права на пенсию по выслуге, инвалидности — может рассчитывать только на обычную страховую пенсию. Периоды военной службы (и приравненной к ней) называются «иными» или «нестраховыми» периодами. Они учитываются наравне с работой, независимо от основания: по призыву или контракту.

Служба по призыву

Такие периоды всегда приравнивались к работе и учитывались при определении права на пенсию. Но на размер пенсии оказывает влияние только стаж, заработанный до 2001 года. С 2005 года — было введено страховое возмещение за срочную службу в армии. Его размер невелик, но имеет значение для тех, кто служил по призыву с 2002 года и позже.

В большинстве случаев, выгоднее включать службу в стаж. Но, если зарплата была очень маленькой или пенсия назначена вообще без нее (например, не смогли представить справку) — то может быть целесообразным второй вариант. Размер возмещения за 2 года в общем размере пенсии составляет примерно: 150 — 170 рублей.

Служба по контракту

Время службы офицером или рядовым-контрактником также приравнивается к работе и включается в стаж. Но после 2002 года —расчет страховой пенсии производится от суммы уплаченных взносов. За военнослужащих их уплата не производится.

Поэтому в связи с реорганизацией, массовым сокращением состава МВД, военного ведомства приняли закон, учитывающий эти обстоятельства (№ 126-ФЗ от 04.07.2011).

Периоды службы с 1 января 2002 — возмещаются федеральным бюджетом в том же порядке, какой предусмотрен для военнослужащих-срочников.

Срок военной службы по контракту для выхода на пенсию

В последние годы государство потратило немало ресурсов для повышения привлекательности военной службы в нашей стране, что затронуло и выплаты для военных пенсионеров. Непростые условия труда с риском для жизни подлежат достойной оплате даже после завершения службы. Но чтобы получать повышенную военную пенсию, военному приходится отдать значительную часть жизни государству, что связано со многими лишениями. Рассмотрим, каким образом рассчитывается стаж военной службы для назначения пенсии и особенности ее оформления.

В данном случае право на получение военного пенсионного обеспечения получают не только непосредственные военнослужащие Вооруженных сил РФ, а также сотрудники следующих принадлежащих к нему подразделений: Согласно законодательству РФ, срок отслуженных лет приравнивается периоду выслуги, но в некоторых ситуациях может использоваться льготный расчет. К примеру, служба в районах Крайнего Севера при соблюдении всех необходимых условий учитывается в выслуге как год за два. Если период обучения попадает под включение в выслугу, то ее засчитывают в пропорции: 1 год учебы – 6 месяцев службы.

Срочная военная служба, как и по контракту также будет включена в зачет выслуги лет в соотношении 1:1. В случае участия призывника в военных действиях будет применен льготный расчет. От срока военной службы напрямую будет зависеть размер будущей пенсии военнослужащего, поэтому к его учету необходимо отнестись очень внимательно. В зависимости от количества лет, отданного гражданином военной службе, изменится также и процедура оформления пенсионного обеспечения.

Срок военной службы для установления пенсии от Минобороны РФ имеет конкретные рамки: Узнайте, изменится ли срок перерасчета пенсии при увольнении работающего пенсионера в 2019 году. Официальный ответ Правительства о единовременной выплате из материнского капитала в 2019 году читайте в статье. Федеральный закон №136 устанавливает права военнослужащих на оформление не только военной, но и пенсии по старости при наличии отчислений в ПФР после завершения военной службы.

Порядок и сроки начисления «второй» пенсии для военнослужащих такие же, как и для остальных пенсионеров: Страховая пенсия военного пенсионера также подлежит ежегодной индексации, как и для других граждан страны. Единственным отличием будет служить то, что пенсия в данном случае устанавливается без фиксированной выплаты. Льготным категориям военных пенсионеров установлен повышенный коэффициент, на который умножается размер пенсионных выплат относительно общеустановленного размера социального пособия в стране: Размер военной пенсии непосредственно связан с величиной денежного довольствия, который представляет собой оклад военнослужащего в зависимости от звания, условий службы и количества надбавок. В связи с увеличением в последние годы размеров ДД государству пришлось ввести специальные понижающие коэффициенты, которые используются для расчета военных пенсий, чтобы снизить нагрузку на госбюджет.

Трудовой стаж служба в армии • Армия и призывник

  • Но не все могут отслужить столь длительный срок и уходят из армии раньше.
  • В этом случае люди могут рассчитывать на расчет пенсию по смешанному стажу. Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
  • Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 7 Смешанный стаж – это сумма всех работ по найму, часть из которых приходится на службу по контракту в армии.
  • Чтобы претендовать на расчет пенсии по смешанному стажу, нужно соответствовать ряду требований: Военнослужащий, продолживший работать после увольнения по гражданским специальностям, имеет законные права на пенсии как из силового ведомства, так и из Пенсионного фонда РФ. По этому закону, для получения второй доплаты за гражданскую службу, пенсионеру нужно: Смешанные социальные выплаты для военнослужащих – относительно простой в расчете финансовый продукт.
  • Этот расчет закреплен двух федеральных законах: №4468-1 т №156.
  • Главными параметрами, по которым формируется смешанная пенсия — выслуга лет и общий трудовой стаж.

Узнайте, выгодно ли держать накопительную часть пенсии в негосударственном пенсионном фонде. (НПФ) О получении пособия на погребение читайте в статье.

Кому положена единовременная выплата из накопительной части пенсии? Согласно последнему выпущенному ФЗ от 5.12.2017 года № 365, понижающий коэффициент в будущем году остается на уровне 2019 года и составит 72,23%. При этом в Правительстве объявили об индексации ДД на 2019 год на 4%, начиная с 1 января.

Военнослужащие, отслужившие срочную службу, не очень часто стремятся оставаться в армии, чтобы продолжить службу по контракту. В большинстве случаев, с самыми банальными причинами — надоело топтать сапоги, соскучился по родным и любимым, ожидаешь найти более высокооплачиваемую работу в родном городе. И оставаться или нет — достаточно важное решение для каждого военнослужащего. Плюсы и минусы службы по контракту заставляют каждого решать свою судьбу самостоятельно. Итак, подведём итог — в военной службе по контракту, есть свои плюсы и минусы, но кто-то же должен это делать.

К тому же, можете поверить, что служба по контракту — действительно, уверенность в завтрашнем дне, что не так уж и мало. Военнослужащим российской армии полагается ряд льгот: бесплатный проезд в любую точку страны раз в год, сниженные платежи по коммунальным услугам, выход на пенсию раньше гражданских лиц. Для получения полного спектра льгот необходимо отслужить 20 лет. Это позволит выйти на пенсию в сорокапятилетнем возрасте и сразу начать ее получать.

По ним специалистами Пенсионного фонда России вычисляется базовый размер социального пособия. После к ней применяются различные повышающие и понижающие коэффициенты. Их применение зависит от срока военной службы и срока работы по гражданской специальности после выхода на пенсию. Даже при неполном сроке службы, но не менее 12 лет и 6 месяцев, гражданин праве рассчитывать на 50% военной пенсионной выплаты, которая ежегодно индексируется на 1%. Для примера расчета смешанной пенсии возьмем вымышленного гражданина в звании майор, служившего заместителем начальника штаба.

Вводные данные: В целом, смешанные и военные социальные выплаты – это 2 разных финансовых инструмента. Часто одна пенсия может быть заменена другой при достижении общего пенсионного возраста: 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины. В этом случае граждане могут получать 50% от военной пенсии, если прослужили более 12,5 лет и полноценную гражданскую пенсию, которая будет начислена исходя из баллов и объема страхового стажа. Статья 59 Конституции РФ обязывает каждого мужчину в стране в возрасте от 18 до 27 лет отслужить в армии. Кроме прохождения срочной службы, у любого гражданина России есть возможность защищать страну и на контрактной основе.

В обоих случаях военнослужащие могут не переживать по поводу проведённых на службе нескольких лет – они по законодательству будут включены в стаж для начисления пенсии. По действующему законодательству на зачёт срока армии имеют право прапорщики и офицеры, мичманы, рядовые и матросы, которые являются контрактниками. Для включения в стаж периода, проведенного на страже родины по призыву, необходимо одно условие: до начала службы и после неё работник должен быть официально трудоустроен, в ПФР должны поступать страховые взносы хотя бы за короткий срок до армии.

После окончания армейского периода работник предоставляет по месту трудоустройства справку об увольнении в запас. На основании этой справки в трудовой книжке отмечается период пребывания сотрудника на военной службе. Далее в трудовой книжке отмечается, что работник либо приступает к своим обязанностям, либо увольняется с этого места работы.

Срок служения родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части. Если бывший военнослужащий при подаче заявления на пенсию не предоставил информации о пройденной им воинской службе, в любое время он вправе попросить работников пенсионного фонда произвести перерасчёт и предъявить необходимые документы. У военнослужащих есть важное преимущество по начислению трудодней. На законодательном уровне определены местности, предприятия и организации, в которых время службы или работы засчитывается по коэффициенту 1,5 и выше. Отслужив год, призывник может добавить в копилку общего стажа два года, если служил полтора года – в зачёт пойдут три года. Для тех, кто служил в местах, где были военные действия, её срок рассчитывается по формуле 1:3. Случается, что призывник недолго служит и по каким-то причинам комиссован досрочно.

Закон также предусматривает для него право на включение срока его службы, каким бы коротким он ни оказался, в общий трудовой период. В стаж пойдёт также время обучения в военных учреждениях при предъявлении соответствующего диплома. Годы, проведённые на военной службе, согласно соответствующим федеральным законам, включаются в стаж и влияют на размеры будущей пенсии.

ФЗ №400 “О страховых пенсиях” указано, что военнослужащие реализуют своё право на труд в виде обязательной или добровольной службы. Общий стаж труда – это количество лет, на протяжении которых гражданин трудился официально, с заключением трудового договора с работодателем. По итогам пенсионной реформы в России трудовой стаж с 2002 года не является основным условием для определения величины пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста. Но он не утратил значимости в вопросах, устанавливающих следующие права пенсионеров: Страховой стаж – это период времени, в течение которого на личный счёт гражданина в Пенсионном фонде РФ поступали страховые взносы.

Его размер имеет значение при определении суммы назначаемой пенсии и при расчёте социальных выплат по месту работы, например, больничного листа. В расчет страхового стажа срок военной службы в соответствии с законом включается, но считается нестраховым периодом. Один год армии даёт военнослужащему 1,8 страховых баллов. Это особый вид стажа, который полагается лицам, выполнявшим свои трудовые обязанности в особо вредных или трудных условиях. Срок армии включается относится к льготным при условии, что военнослужащий отбывал его в должностях, предусмотренных законодательством.

К тем, кому он полагается, относятся военнослужащие, проходившие службу в Ракетных войсках, служившие в должностях, непосредственно связанных с эксплуатацией ядерных боеприпасов, а также служившие в ВМФ. Многие граждане, которым предстоит выход на пенсию, обеспокоены вопросом о включении в трудовой стаж срока службы, который они проходили в рядах советской армии. Для беспокойства нет причин: согласно действующим законам срок службы в СССР входит в общий трудовой стаж бывшего военнослужащего с сохранением всех других привилегий, установленных законом.

Многие граждане, которым предстоит выход на пенсию, обеспокоены вопросом о включении в трудовой стаж срока службы, который они проходили в рядах советской армии. Для беспокойства нет причин: согласно действующим законам срок службы в СССР входит в общий трудовой стаж бывшего военнослужащего с сохранением всех других привилегий, установленных законом. Об этом говорится в документах, имеющих юридическую силу. Общая сумма начислений для военнослужащих, включающая в себя военный и трудовой стаж, называется пенсией по смешанному стажу. Такой вид социальных выплат начисляется военнослужащим в тех случаях, когда при достижении ими возраста ухода со службы — военный стаж оказывается меньше 20 лет.

Согласно действующему в стране законодательству, к категории военнослужащих относятся граждане, проходившие службу или работавшие в частях ВС, а так же в МЧС, ФСБ, внешней разведке, органах уголовно-исправительной системы и других военизированных подразделениях РФ. Понятие «военнослужащий» подробно раскрывается в ФЗ №76. Расчёт стажа службы военнослужащих имеет свой особый порядок.

Правила выхода на пенсию по выслуге лет для военнослужащих

Военнослужащие граждане нашей страны постоянно поднимают вопрос о порядке выхода на пенсию по выслуге лет.

Это связано с тем, что мало кто из них понимает, что и как необходимо делать. Какие документы необходимо предоставить? Какая надбавка предусмотрена? Как оформить выслугу лет?

Можно ли рассчитать предварительно размер пенсионных выплат своими силами, на какую сумму можно претендовать?

Рассмотрим подробней все эти нюансы.

Законодательное регулирование вопроса

Все вопросы, которые касаются пенсионного обеспечения военнослужащих граждан нашей страны, регулируются таким законодательством, как:

  • законом “О пенсионных выплатах гражданам, которые проходили службу в ВС, органах правопорядка, органах по контролю оборотов наркотиков, уголовной системы и так далее”. Этот Закон РФ №4468-1 был принят еще в 1993 году;
  • закон “О выделении денежного довольствия для граждан военнослужащих и разнообразных дополнительных выплат”, который принят в 2011 году;
  • Федеральный закон №992, который регулирует вопрос о должностных окладах военнослужащих граждан, которые проходят службу по заключенному контракту.

Условия и порядок выхода на пенсию

Граждане, которые проходят службу в рядах вооруженных сил РФ или же каким-то образом причастны к ней, имеют право на начисление пенсионных выплат по выслуге лет. Данное право закреплено Федеративным законом №4468-1.

Для начисления пенсионных выплат военнослужащий должен отслужить в рядах ВС РФ определенный период времени.

Пенсионные выплаты назначаются в соответствии с тем, какую должность во время службы занимал военнослужащий:

  • офицер;
  • прапорщик;
  • мичман.

Выплаты для этой категории граждан начисляются согласно определенным условиям, а именно:

  • стаж службы до момента увольнения должен быть не менее 20 лет. При этом следует обратить внимание на то, что возраст бывшего военнослужащего должен составлять не менее 45 лет;
  • также военнослужащий может быть уволен с места прохождения службы по формулировке “достижения срока, который позволяет находиться на службе”;
  • по медицинским показаниям;
  • при проведении различных штатных мероприятий (речь идет о возможных проверках на предмет соответствия занимаемой должности), которые и повлекли за собой увольнение.

Стоит отметить, что у военнослужащих необходимо наличие общего трудового стажа:

  • не меньше 25 лет при общем трудовом стаже;
  • не меньше 12,5 лет непосредственно стажа в рядах ВС РФ.

Пенсионные выплаты за выслугой лет полагаются гражданам, которые проходили военную службу по контракту и занимали такие должности как: солдат, матрос, сержант, старшина, а также лицам, которые:

  • проходили службу в любых воинских частях (железнодорожных, внутренних и так далее);
  • состояли в объединенных боевых либо же административных и хозяйственных единицах ВС стран СНГ;
  • относятся к категории “пограничники” либо же служили в частях, задачей которых была защита целостности границ государства;
  • являлись военнослужащими подразделений связи и информации.

Порядок оформления

Военнослужащие граждане, которые претендуют выйти на пенсию по выслуге лет, в обязательном порядке должны собрать основной перечень документов и стать на учет в военный комиссариат по месту своего территориального местонахождения.

Согласно действующему законодательству основным перечнем документов принято считать:

  • паспорт военнослужащего, который подтверждает личность и гражданство РФ;
  • документ, который подтверждает статус военнослужащего, и его должность во время службы.
  • два вида аттестата: денежный и вещевой;
  • фотографию, распечатанную на специальной матовой бумаге, которая имеет размеры 3х4;
  • свидетельство, в которое внесены сведения о страховом коде и личном счете. Именно этот документ подтверждает тот факт, что военнослужащий внесен в систему учета персонификации ПФР;
  • трудовую книжку, которая и сможет подтвердить наличие стажа в военных подразделениях РФ.

Перечень документов, который представлен выше, является обязательным. Но это еще не все. В некоторых случаях следует предоставить некоторые не менее важные бумаги.

Это может быть:

  • справка из пенсионного фонда;
  • либо же документ, который подтвердит факт смены фамилии.

Необходимо также обращать внимание на тот факт, что при желании оформить пенсионное обеспечение по выслуге лет можно и в Пенсионном Фонде по месту своего проживания. Но здесь есть небольшой нюанс: необходимо дополнительно предоставить справку о средней заработной плате за последние 5 лет.

Правила расчета выплат

Военнослужащие имеют право рассчитывать на пенсионное обеспечение в размере 50% от своего должностного оклада. В случае превышения стажа работы в 20 лет, за каждый дополнительный год будет начисляться 3%.

Максимальный порог надбавки составляет 85%.

Расчет пенсионного обеспечения для военнослужащих с общим трудовым стажем следующий:

  • при наличии 25 лет стажа – размер не превышает 50% от оклада;
  • при наличии более 25 лет – за каждый год идет надбавка в 1%.

При этом сама пенсия может быть насчитана в том случае, если воинского стажа будет не менее 12,5 лет.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что на законодательном уровне установлен минимальный порог пенсионного обеспечения, который составляет 100% базовой части непосредственно трудовой пенсии, которая назначается каждому гражданину нашей страны при выходе на пенсию.

Пример расчета

Предположим, что в звании подполковник военнослужащий собирается выйти на пенсию по выслуге лет. На протяжении службы он занимал должность заместителя командира полка.

Общий стаж составляет порядка 37 лет. В процессе определения выслуги лет, в учет бралась и учеба в военном училище.

Для определения величины пенсионной выплаты произведем расчет:

50% + (36 — 20) = 98%

Где:

  • 50% — базовый размер оклада;
  • 36 лет – общий стаж;
  • 20 лет – необходимый минимальный период стажа;
  • 3% – надбавка за каждый год после 20 лет.

Выявленные 98% надбавки невозможно применить, поскольку есть ограничение в 85% — их и будет задействовано при расчете.

Определим размер его денежного довольствия:

(7800 + 8500) * 70% = 30 155 рублей

При этом:

  • 7800 – размер самого оклада;
  • 8500 рублей – размер оклада за исполнение обязанностей заместителя;
  • 70% — установленная ему надбавка за нанимаемую должность (эта надбавка для каждого военнослужащего может устанавливаться в индивидуальном порядке).

На основании полученного размера оклада, рассчитаем пенсионное обеспечение:

30 155 * 85% = 25 600 рублей

Именно на такую сумму вправе рассчитывать военнослужащий.

Проблемы при назначении пенсионного обеспечения

Основной проблемой назначения пенсионного обеспечения по выслуге лет заключается в том, что выплаты приостанавливаются в случае, если претендент:

  • начинает работу по замещению должности в органах самоуправления;
  • занимает какую-либо должность в муниципальном органе на постоянной основе;
  • осуществляет свою трудовую деятельность в межправительственном органе.

В случае, когда бывший военнослужащий освобождается от занимаемой должности, назначенная выплата по выслуге лет возобновляется в полном объеме.

Откровенно говоря, каких-либо существенных проблем в данном вопросе нет, и каждый при наличии необходимого стажа имеет право на получение пенсионных выплат по выслуге лет.

Последние новости и изменения в законодательстве

На сегодняшний день дискуссия о возможном увеличении необходимого стажа для получения выслуги лет продолжаются. Напомним, что Министерство финансов требует увеличить необходимый минимальный стаж с 20 до 25 лет, но Правительство РФ в этом вопросе стоит на своем – ни о каком увеличении речи быть не может.

Сразу можно сказать, что вопрос об отмене выплат по выслуге лет пока не поднимался и все остается в силе.

Единственное, что может насторожить, так это то, что рассматривается вопрос о изыскании денежной компенсации с военнослужащих граждан, которые по достижению минимального стажа отказываются выходить на пенсию и работают для получения выслуги лет. Но пока это остается только разговорами, и никаких конкретных действий не было сделано.

О правилах выхода на пенсию по выслуге лет для военнослужащих рассказано в следующем видеосюжете:

Правомерно ли отказать военнослужащему, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, в заключении нового контракта после достижения им предельного возраста или после окончания срока контракта, заключенного им сверх предельного возраста?

Терехин А.М., старший помощник начальника отдела кадров 4-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны Российской Федерации, подполковник.

В практической работе кадровых органов часто приходится решать вопросы, связанные с заключением новых контрактов военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе.

Очень часто, особенно при заключении нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, в воинском звании «полковник» приходится сталкиваться с ситуацией, когда должностные лица, имеющие право принимать решения о заключении нового контракта, принимают решения об отказе или разрешении в заключении контракта уже после достижения военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе или после истечения срока контракта, заключенного сверх предельного возраста.

Возникает правомерный вопрос: законны ли принятые решения об отказе в заключении новых контрактов с военнослужащими после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе или после истечения срока контракта, заключенного сверх предельного возраста?

Попробуем разобраться.

Итак, п. 3 ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») определяет, что с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Порядок заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, определен в ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее — Положение).

Положением установлено, что военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Для чего необходим столь длительный срок?

Во-первых, прохождение документов по различным инстанциям требует длительного времени, так как решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются Президентом Российской Федерации, руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности (п. 4 ст. 10 Положения), т.е. лицами, на которых возложено решение огромного количества государственных и других задач.

Во-вторых, решения о заключении новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, принимаются с учетом их деловых качеств. Для определения деловых качеств должна быть проведена в соответствии с подп. «б» п. 2 ст. 26 Положения аттестация военнослужащего. Она должна быть закончена не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы.

В-третьих, решения о заключении контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, принимаются также с учетом состояния их здоровья. Для этого они направляются на военно-врачебную комиссию (далее — ВВК) для определения степени годности к военной службе в связи с заключением нового контракта. И хотя Положение говорит о том, что только при необходимости указанные военнослужащие направляются на ВВК, на практике это происходит в обязательном порядке, так как вышестоящие кадровые органы не принимают документы на продление контракта без справки соответствующей ВВК.

Причем абз. 3 п. 6 ст. 10 Положения определяет, что заключение ВВК должно поступить к должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы военнослужащего.

Таким образом, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы военнослужащего у должностного лица, имеющего право принимать решения о заключении нового контракта, сроке нового контракта или об отказе в заключении нового контракта, должны быть все необходимые документы для принятия окончательного решения.

Почему законодатель установил именно такой срок (не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы)? А потому, что п. 6 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 8 ст. 9 Положения однозначно определяют, что командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта. Таким образом, военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, должен узнать о том, что ему отказано в заключении нового контракта в беседе с командиром (начальником) воинской части не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Некоторые командиры (начальники), другие должностные лица могут опровергнуть это мнение тем, что ст. 9 Положения регулирует порядок заключения нового контракта и никакого отношения не имеет к ст. 10 Положения, которая регулирует порядок заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе.

Хотелось бы напомнить, что ст. 9 Положения регулирует общий порядок заключения нового контракта (т.е. является общей нормой), а ст. 10 Положения регулирует особенности заключения нового контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе (т.е. является специальной нормой). Из теории права известно, что при регулировании общественных отношений необходимо руководствоваться как общей, так и специальной нормами. В случае если общая и специальная нормы по-разному регулируют одни и те же общественные отношения, то необходимо руководствоваться требованиями специальной нормы. Отношения, не урегулированные специальной нормой, регулируются общей.

Таким образом, требования п. 6 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 8 ст. 9 Положения регулируют порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, так как ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 10 Положения не уменьшают и не увеличивают срок, до которого командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении.

Из всего вышесказанного, по мнению автора настоящей статьи, можно сделать следующий вывод: ни один командир (начальник), в том числе и министр обороны Российской Федерации, не имеет права отказать в заключении нового контракта военнослужащему, достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, или военнослужащему, у которого заканчивается срок контракта, заключенного сверх предельного возраста, позднее чем за три месяца до достижения предельного возраста или окончания срока действующего контракта. Кроме того, необходимо заметить, что выписка из такого решения должна поступить в воинскую часть не позднее чем за три месяца до достижения военнослужащим предельного возраста или срока окончания действующего контракта.

Таким образом, должностным лицам, имеющим право принимать решения о заключении нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, законодатель отвел один месяц для принятия решения и рассылки выписок из такого решения до командиров (начальников) воинских частей.

В последнее время министром обороны Российской Федерации в процессе создания нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации в отличие от установленного законом порядка большому количеству офицеров, которые достигли предельного возраста пребывания на военной службе или у которых заканчивается срок контракта, заключенного сверх предельного возраста, отказано в заключении нового контракта. Причем по многим офицерам такое решение принято намного позднее достижения ими предельного возраста или истечения срока контракта. На наш взгляд, такие офицеры могут обратиться в суд за защитой своих законных прав и обосновать свои заявления доводами, изложенными в настоящей статье.

Кроме того, должностными лицами, имеющими право принимать решения о заключении нового контракта, сроке нового контракта или об отказе в заключении нового контракта, неправильно трактуется п. 4 ст. 10 Положения о том, что такие должностные лица имеют право принимать решения о любом сроке нового контракта с военнослужащим, достигающим предельного возраста пребывания на военной службе. Так появляются контракты сроком на один год, два года, четыре года.

Необходимо отметить, что исчерпывающий перечень сроков новых контрактов в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 9 Положения. В этом перечне нет контрактов ни на один год, ни на два года, ни на четыре года.

С военнослужащими, которые достигли предельного возраста пребывания на военной службе или у которых истек срок контракта, заключенного сверх предельного возраста пребывания на военной службе, возможно заключить новый контракт только на три, пять или десять лет, так как с ними не представляется возможным заключить контракт до наступления предельного возраста (они уже его достигли), на время обучения в военном учебном заведении, адъюнктуре или докторантуре и пять лет военной службы после их окончания (они не поступили в военное учебное заведение, адъюнктуру или докторантуру), а также на срок от шести месяцев до одного года (они не участвуют в боевых действиях).

Необходимо добавить, что ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 10 Положения, регулирующие порядок заключения нового контракта с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, по отношению соответственно к ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и к ст. 9 Положения являются специальными. Эти статьи не устанавливают иных сроков новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, по сравнению с общими нормами, установленными в ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в ст. 9 Положения.

Как и в предыдущем случае, офицеры, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, которым незаконно определены сроки контрактов, отличные от трех, пяти или десяти лет, могут обратиться в суд за защитой своих законных прав и обосновать свои заявления доводами, изложенными в настоящей статье.

В заключение хотелось бы отметить, что в ст. 1 Конституции Российской Федерации установлено, что Россия есть правовое государство. Главным признаком правового государства является господство права, ограничение государственной власти, и особенно исполнительной власти, правом. Эта цель еще не достигнута. Реальные шаги на пути создания правового государства в России встречают сопротивление в силу стереотипов мышления, сложившихся в течение предыдущих десятилетий у большинства должностных лиц и граждан. Неуважение права должностными лицами и несоблюдение ими законов, неверие граждан в право и суд, отрицание полезности права — вот неполный перечень таких стереотипов.

Заставить должностных лиц уважать право, соблюдать законы, преодолеть в себе сложившиеся стереотипы и в конечном итоге внести свой вклад в создание правового государства в России способен каждый. Необходимо следить за соблюдением законов должностными лицами и обращаться в суд за защитой своих прав каждый раз, когда закон нарушен, пусть даже незначительно.

Консультация юриста: Новый контракт с военным предельного возраста

Вопрос:

Здравствуйте! У меня сложилась такая проблема! Мне 45 лет и я обеспечен жильем от министерства обороны, но хочу продолжить службу сверх предельного возраста пребывания на военной службе. Слышал, что есть телеграмма в которой указано продлять срок службы на 3 года предельщикам несмотря на обеспеченность жильем. Ее спустили командирам частей для принятия этого решения. Есть ли у меня возможность еще послужить? И какими документами аргументировать, если в строевой части чинят препятствия подписания контракта?

Герман, 45 лет, г. Комсомольск-на-Амуре

Ответ:

В соответствии со ст. 10 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе и изъявившими желание продолжать военную службу, контракт может быть заключен на срок до 10 лет включительно, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.

Предельный возраст пребывания на военной службе установлен:

для Маршала РФ, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 60 лет;

для генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 55 лет;

для полковника, капитана 1 ранга — 50 лет;

для военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 45 лет;

для военнослужащего женского пола — 45 лет.

Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, для заключения нового контракта подает по команде рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за шесть месяцев до истечения срока действующего контракта.

Решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, о сроке нового контракта или об отказе в заключении контракта принимаются:

для высших офицеров, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, — Президентом РФ;

для полковников, капитанов 1 ранга, а также офицеров, назначенных на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга, — руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;

для военнослужащих, имеющих воинское звание до подполковника, капитана 2 ранга включительно, — должностными лицами, имеющими право назначения указанных военнослужащих на занимаемые ими воинские должности.

В случае принятия соответствующим должностным лицом решения о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, и сроке его действия указанный контракт подписывает командир (начальник), которому предоставлено право подписания новых контрактов.

Решение о заключении контракта с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, принимается с учетом его деловых качеств, а также состояния здоровья.

При необходимости указанный военнослужащий может быть направлен для прохождения военно-врачебной комиссии.

Заключение военно-врачебной комиссии должно поступить должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта, не менее чем за четыре месяца до окончания срока военной службы указанного военнослужащего.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе определить категории специалистов, с которыми могут быть заключены контракты при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе.

Александр Томенко, военный юрист

Задайте свой вопрос

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *