Полевая дорога

Размещение полевых дорог. Понятие основных и вспомогательных полевых дорог

Полевые дороги – грунтовые дороги, расположенные на территории севооборота в общей системе с размещением полей, полезащитных лесных полос и других элементов устройства территории пахотных земель, предназначенных для их транспортного обслуживания.Полевые дороги проектируются в дополнение к существующей и проектируемой магистральной дорожной сети в целях обеспечения:

— подъездов к любому полю и рабочему участку;

— устойчивой связи полей с магистральной дорожной сетью, производственными и хозяйственными центрами;

— удобства выполнения технологических процессов в полях и обслуживания техники.

Полевые дороги подразделяются на основные и вспомогательные.

Основныевыполняют роль полевых магистралей, обслуживают весь севооборот или группу полей и предназначены для систематической перевозки людей, грузов и техники. Эти дороги являются постоянно действующими и должны иметь ширину 6-10 м. Как правило, они имеют твердое или переходного типа покрытие.

Вспомогательная дорожная сеть предназначена для временного, ограниченного использования: обслуживания сельскохозяйственной техники, вывоза урожая, подвоза удобрений и т. п. Так как интенсивность движения на этих дорогах небольшая, их проектируют шириной 3-4 м.

Густота полевой дорожной сети зависит от величины грузооборота, размеров и площади полей (рабочих участков). Дороги проектируют по границам полей, совмещая с лесополосами и другими элементами организаций территории.

По отношению к лесным полосам дороги проектируются с наветренной стороны, выше по рельефу, с южной, наименее затененной стороны. Это важно для того, чтобы дорогу меньше заваливало снегом и она быстрее просыхала, становилась проезжей для техники и транспортных средств. По этой же причине недопустимо размещать полевые дороги по тальвегам, вдоль осушительных каналов.

При сравнении вариантов размещения полевых дорог предпочтение отдается тому, где меньше их протяженность, требуется меньше затрат на прокладку и обслуживание, а также обеспечивается более надежная транспортная связь в неблагоприятных погодных условиях.

Размещение полевых дорог

Размещение лесных полос

При организации территории пашни решаются вопросы размещения лесных полос. играющих средостабилизирующее значение. Лесные полосы выполняют большую роль в формировании определенных микроклиматических условий, защите почв от эрозии, создают экологически однородные межполосные участки. Через систему лесных, полос создается взаимосвязь между формированием ландшафтов. технологией обработки почв и системой земледелия в целом. так как лесные полосы выступают базисными рубежами. определяющими направление обработки почвы, посева сельскохозяйственных культур, размещение рабочих участков и других элементов устройства территории. Лесные полосы, проектируемые на пахотных массивах, называются полезащитными. По своему назначению и размещению они подразделяются на приводораздельные, ветроломные, водорегулирующие; отличаются по правилам и приемам размещения. конструкции, ширине, набору древесных и кустарниковых пород. При размещении лесных волос решаются следующие вопросы: определение пригодности почв для лесоразведения; выбор направления лесных полос; определение ширины и конструкции лесных полос; определение расстояния между лесными полосами. При проектировании лесных полос очень важным моментом выступает учет пригодности почв для лесоразведения. По данным агролесомелиоративного районирования территории Западной Сибири выделены такие группы: Первая — почвы, пригодные для лесоразведения. Сюда относятся все серые лесные, черноземные, черноземно-луговые, лугово-черноземные. луговые почвы, не содержащие высоких концентраций вредных солей или в комплексе с солонцами, солодями до 10%. Вторая — ограниченно пригодные почвы для лесоразведения, В эту группу входят зональные почвы в комплексе с солонцами до 25 %:. солончаками до 10 %. Третья — условно лесопригодные почвы. Сюда относятся зональные почвы в комплексе с солонцами до 50%. солончаками до 25 %. каменисто-щебенчатые почвы.

Четвертая — нелесопригодные почвы. Эта группа включает солонцы, солоди. солончаки, зональные почвы в комплексе с солонцами свыше 5О %, солончаками свыше 25 %.

Размещение полевой дорожной, сети ведется согласованно с расположением границ полей и лесных полос. Относительно лесных полос полевые дороги размещаются с южной их стороны, выше по рельефу, с наветренной стороны (относительно метелевых ветров). Ширина полевых дорог проектируется в зависимости от их назначения.

Основные полевые магистрали, как правило обслуживают весь массив или большие части севооборотов и связывают их с хозяйственным центром, Их роль выполняют главные внутрихозяйственные дороги. Заново они обычно не проектируются, однако в отдельных случаях возможно спрямление дорог без изменения выхода за пределы внешних границ. Линии обслуживания предназначены для заправки холостых заездов и поворотов тракторных агрегатов во время работ на полях, а также транспортировки грузов с полей севооборотов. Размещают их по коротким сторонам полей, обеспечивая их кратчайшую связь с основными полевыми магистралями и хозяйственными центрами. Вспомогательные дороги служат для вывозки урожая с полей и подвозки удобрений на поля, а при работах поперек поля они выполняют функции линий обслуживания. Проектируют их по длинным сторонам полей. Расстояние между ними, превышающее 800-1000 и, можно считать благоприятным для выполнения транспортных работ на территории севооборотов. Однако к их проектированию необходимо подходить очень разумно не — завысить их густоту и тем самым способствовать сохранению более ценных сельскохозяйственных угодий.

Временные полевые вспомогательные дороги размещают на полях кормовых севооборотов с чередованием таких грузоемких пропашных культур как кукуруза, сахарная свекла, картофель. Временные вспомогательные полевые дороги представляют собой поперечный прокос поля. Они прокладываются при непосредственном комбайнировании в два-три прохода. Технические требования, предъявляемые к полевым дорогами. Так продольные уклоны для всех видов полевых дорог не долины превышать в благоприятных условиях 10 %.

Ширину каждого вида: дорог устанавливают минимально необходимую, исходя из требований обслуживания проходящего по дороге транспорта и производственных процессов на полях. Рекомендуется следующая ширина полевых дорог:

основных полевых магистралей — 6-8-12 м; линий обслуживания — 4-6 м; вспомогательных полевых дорог — 3-4 м; временных вспомогательных дорог — 3-8 м.

Проектирование противоэрозионных гидротехнических сооружений.

Противоэрозионные гидротехнические мероприятия проектиру­ются в случаях, когда применение агротехнических, агролесомелиоративных и других мероприятий недостаточно эффективно обеспечивает прекращение эрозионных процессов и предназначаются для быстрого и надежного закрепления интенсивно растущих овра­гов, разрушающих сельскохозяйственные угодья, или угрожающих строениям и другим объектам, а также отвода поверхностных вод с незадерненных эродируемых склонов. Для защиты почв от эрозии применяются следующие виды гидротехнических сооружений:

— водозадерживающие: валы-канавы, террасы, пруды; — водонаправляющие: валы, нагорные канавы, валы-распылители и канавы-распылители стока; -водосборные (сопрягающие): перепады, консольные перепады, быстротоки, трубчатые водосбросы, шахтные перепады; — донные: запруды, донные перепады и пороги. Выбор видов гидротехнических сооружений для каждого про­центируемого объекта должен проводиться в комплексе с другими противоэрозионными мероприятиями, с учетом геологических и гидрологических условий, вида и стадии развития эрозионных процессов, особенностей рельефа местности, сельскохозяйствен­ного использования земель, а также с учетом использования зарегулированного стока для целей водоснабжения, орошения или других хозяйственных нужд.

Обоснование размещения лесных полос (Ф-лы)

При обосновании размещения лесных полос производится про­верка соблюдения требований в отношении выбора типов, видов лесных полос» их направлений, конструкции, ширины, расстояния между ними.При выявлении несоблюдения требований вносятся со­ответствующие коррективы. Затем определяется экономическая эф­фективность создания лесных полос. Для этого применяются сле­дующие экономические показатели:

1)капитальные затраты на создание лесных полос, руб.:

2) чистый доход за счет прибавки урожая, руб.;

3) срок окупаемости Т, лет.

Значение и содержание составной части «Организация и инженерно

оборудование территория сенокосов»

Сенокосы являются важным резервом кормов для животноводства. Сено получают с естественных сенокосов и сеяных трав на пашне. Наиболее ценным является естественное сено, т.к себестоимость кормовой ед с естественных сенокосов значительно ниже чем с пашни. В летний период природные кормовые участки обеспечивают прирост продукции на 50%. Одной из задач зем-ва является создание культурных сенокосов, естеств-х и сеяных. Это могло бы увеличит заготовку витаминного сена, сенажа, силоса и др кормов. Для осуществления мер продуктивности сенокосов и правильного ухода за ними требуется выполнить организацию их территорий, что осуществляется в проектах ВХЗ. Сенокосы как угодья возникли на основе естественных луговых ландшафтов, заброшенных пашен и раскорчевке древесно-кустарниковой растительности или бывших лесных ландшафтов. Площади сенокосов изменяются по природно-хозяйственным зонам (ландшафтные зоны). В настоящее время возникла потребность в разработке вопросов по изменению состава и соотношения угодий в пределах природохозяйственных зон, а так же районов и с/х орг-ий. Эти вопросы следует прорабатывать на основе выполнения перспективных прогнозных документах или схем зем-ва, а так же в проектах ВХЗ, используя ландшафтные схемы ланд-но-экол-го зонирования.

Содержание и составные части. Орг-ия тер-ий сенокосов закл-ся в решении след-их вопросов: 1.Оценка экол сост сенокосов 2.Закрепление С за производственными подразделениями и спец бригадами 3.Проектирование сенокосооборотов 4.Проектирование дорог, скотопрогонов, водных источников и полевых станов 5.Разработка мер-ий по улучшению сенокосов.

Требования, предъявляемые к составной части «Организация и инженерное оборудование территории сенокосов»

Различают несколько требований: 1.Экологическое А)Создать экологически-однородные поля и сенокосооборотные массивы, обеспечивающие стабилизацию экологических условий и повышение плодородия сенокосов. Б)Создать экологические условия обеспечения восстановления и улучшения сенокосов. 2.Социальное (создание благоприятных условий для труда и отдыха в период уборки сена) 3.Технологические (создать оптимальные территориальные условия по уборке сена и высокопроизводительного исп-я техники. 4.Экономические А)Обеспечить равномерную нагрузку по специальным бригадам в период уборки сена. Б)Обеспечить минимальные кап затраты и годовые издержки зависящие от устройства территории сенокосов.

Добиться организации подъездных путей к участку КФХ

Вот довольно интересное решение Верховного суда, правда, ко сожалению не в пользу заявителя:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2015 г. N 308-ЭС14-8618

Судья Верховного Суда Российской Федерации Козлова О.А. рассмотрела кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ловкиса Владимира Григорьевича от 15.12.2014 б/н на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2014 по делу N А32-41189/2013, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2014 по тому же делу
по иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ловкиса Владимира Григорьевича (далее — глава крестьянского хозяйства) к Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства» (далее — учреждение) об устранении препятствий в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами 23:06:12:11:053:2, 23:06:12:01:008:0003 путем строительства подъездной дороги от полевой дороги, пересекающей автомагистраль М-29 «Кавказ» на 127 км со стороны х. Мирный Пахарь до искусственного сооружения — путепровода на 125+414 км автомагистрали М-29 «Кавказ» (согласно уточнениям принятым судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация муниципального образования Гулькевичский район.

установила:

решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2014 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.10.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене принятых судебных актов со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из содержания оспариваемых судебный актов и материалов дела, основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями явился довод главы крестьянского (фермерского) хозяйства о том, что при осуществлении реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» и обустройстве бокового удерживающего дорожного ограждения ограничен доступ к принадлежащим ему (используемым) земельным участкам.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пунктах 45, 47 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суды, установив, что земельные участки истца не предназначены для размещения объектов дорожного сервиса, предусмотренных пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», зданий и сооружений, располагаемых в придорожной полосе, на участке не имеется, пришли к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства совершения ответчиком противоправных действий, препятствующих истцу владеть и пользоваться соответствующими земельными участками, в связи с чем отказали в удовлетворении требований.
При этом суды исходил из того, что при реконструкции автодороги были соблюдены все необходимые нормы и правила, что подтверждается положительным заключением государственной экспертизы от 02.09.2008 N 0457-08/РГЭ-0198/01, утвержденным руководителем ФГУ «Главгосэкспертиза России».
Судами установлено, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 767 «Классификация автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог» указанная автомобильная дорога является скоростной (категория 1-Б) и должна соответствовать требованиям СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».
В соответствии с п. 5.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» развязки следует проектировать с таким расчетом, чтобы на дорогах 1 и 2 категории не было левых поворотов, а также въездов и съездов с левыми поворотами, при которых могли бы пересечься основные потоки движения. Доступ транспортных средств на дороги категории 1-Б (скоростные дороги) возможен через пересечения и примыкания не чаще чем через 5 км (п. 5.4 строительных норм).
Согласно представленному в материалы дела проекту организации дорожного движения автомобильной дороги, чтобы проехать с правой стороны в левую, необходимо доехать до разворота на участке, расположенном на км 131+664, чтобы проехать с левой стороны в правую необходимо проехать до путепровода на км 125+709.
Таким образом, доступ к земельным участкам крестьянского хозяйства возможен с использованием существующих съездов.
Кроме того, судами принято во внимание, что организация и (или) строительство, согласование съездов (примыканий) к автомобильной дороге федерального значения в целях организации подъезда к отдельным земельным участкам и (или) объектам, не являющимся объектами дорожного сервиса и расположенным в границах придорожной полосы автомобильной дороги не относится к компетенции ответчика. Возможность организации съездов с федеральной автомобильной дороги к каждому земельному участку и (или) объекту, не являющемуся объектом дорожного сервиса и расположенным в границах придорожной полосы автомобильной дороги, не предусмотрена законодательством Российской Федерации, поскольку реализация каких-либо исключений из данного правила фактически сделала бы нормальное движение по автомобильной дороге невозможным (из-за слишком большого количества примыканий), а также повлекла возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Доказательств того, что до проведения реконструкции дороги сквозной переезд был возможен в соответствии с установленными правилами и не требовался объезд до ближайшего разворота, что данный переезд был возведен в соответствии с обязательными нормами и правилами, в материалы дела не представлено.
Так же не представлено доказательств невозможности пересечения дороги на отрезке организованного поворота.
Довод главы крестьянского хозяйства о том, что обязанность по строительству подъездной дороги возложена на ответчика, судами отклонен в соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Иные доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов и отклонены, как не соответствующие нормам законодательства.
Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Несогласие заявителя с произведенной судами оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в кассационном порядке оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

отказать главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ловкису Владимиру Григорьевичу в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья
Верховного Суда Российской Федерации
О.А.КОЗЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *