Перевозка угля автомобильным транспортом

Правила перевозки угля водным транспортом

Каменный уголь перевозится в самоходных и несамоходных палубных и беспалубных судах навалом с соблюдением следующих условий:

а) на судах (складах) должны быть измерительные приборы для определения температуры угля (щупы, термометры и трубы замеров температуры угля в штабелях);

б) водоотливные средства (помпы и льяла) должны быть в полной исправности;

в) каждое судно должно быть снабжено необходимым количеством железных лопат.

Суда, подаваемые под погрузку угля, должны быть чистыми и с исправной сланью.

Рис. 3.6. Уголь в трюме

Капитан (шкипер) судна, его помощник и вся команда должны быть проинструктированы о мерах борьбы с самовозгоранием угля и о наблюдении за его состоянием в пути.

Погрузка и размещение угля в судне, а также выгрузка выполняются с соблюдением указаний капитана (шкипера); все его требования в этой части, а также в части установки предохранительных приспособлений обязательны для отправителя и получателя груза.

При перевозке угля в открытых судах (суда-площадки) уголь должен по возможности укладываться на судне в правильные штабеля так, чтобы на поверхности каждого штабеля не было углублений, и которых может скапливаться вода.

Верхнее основание штабелей должно иметь уклон для стока воды, а боковые откосы штабелей — уклон не менее 40 — 45°.

Устройство в штабелях вентиляционных каналов и вытяжных труб воспрещается.

Капитан (шкипер) судна обязан принимать меры к предупреждению самовозгорания угля путем:

а) внешнего осмотра угля с целью выявления признаков его самонагревания ;

б) измерения температуры угля;

Измерение температуры производится в следующие сроки:

в антрацитах и углях второй группы — через 10 суток;

в углях третьей и четвертой групп — через 5 суток.

В тех случаях, когда температура в штабеле достигает 40°С и выше контрольные промеры температуры производятся ежедневно.

Приток кислорода воздуха способствует процессу окисления угля и приводит к возникновению очагов самовозгорания, поэтому при перевозке угля в трюмных судах рекомендуется держать трюмы закрытыми и не производить их проветривания.

Также должны быть приняты меры к предупреждению проникновения в трюмы влаги, способствующей самонагреванию и самовозгоранию угля.

Участок штабеля угля с температурой 50°С и выше, а также участок, температура которого повышается более чем на 4 — 5°С в сутки (независимо от температуры воздуха), считаются опасными.

При обнаружении опасного участка должны быть приняты меры по прекращению окислительных процессов путем дополнительного уплотнения поверхности пораженного и смежных с ним участком, а также засыпки поверхности самонагревающегося участка угольной мелочью толщиной 15 — 20 см с последующей утрамбовкой.

Разрыхление (перелопачивание) угля у очагов самонагревания и заливка его водой запрещается.

Применение воды для ликвидации очагов самовозгорания угля на судне допускается лишь как крайняя мера — только при тушении открытого огня (т.е. при пожаре).

Если, несмотря на указанные меры, уголь греется и может произойти его самовозгорание, капитан должен сообщить об этом начальнику ближайшего порта (пристани) и совместно с пароходством решает вопрос о выгрузке части или всего количества угля.

О случаях таких перегрузок и о всех случаях самовозгорания угля в судне капитан (шкипер) судна и начальник порта или пристани составляют акт. Акт прилагается к грузовым документам. О выгрузке угля начальник порта (пристани) информирует по телеграфу грузоотправителя, который обязан принять меры к реализации такого угля.

Расходы, связанные с перевалкой угля, а также отгрузкой в пути вследствие самовозгорания, относятся за счет грузополучателя.

Уголь принимается от железных дорог только маршрутами одной марки, а антрациты — не более четырех марок в маршруте. Прием маршрутов с углем производится с учетом обеспечения по возможности выгрузки угля из вагонов непосредственно в суда.

При отсутствии судов прибывший уголь выгружается на складские площадки.

Смешение угля разных марок и сортов при разгрузке, перевалке, хранении и перевозке не допускается.

Уголь от железной дороги принимается с проверкой массы на вагонных весах.

При погрузке угля в судно обезличенно, по нескольким накладным (разным получателям или в разные пункты назначения) или при хранении угля в портах (пристанях) обезличенно в общих штабелях сдача угля по каждой накладной производится с учетом естественной убыли, о чем делается отметка в накладной, дорожной ведомости, передаточной ведомости и в акте погрузки-разгрузки.

После выдачи угля из судна или со склада порта (пристани) последнему получателю порт (пристань) должен уточнить фактический размер естественной убыли и сообщить его всем получателям для перерасчета.

Недогруженный из-за недостаточной вместимости вагонов уголь должен быть отгружен портом (пристанью) при первой возможности, как только остатки по нескольким накладным в адрес одного получателя составят вагонную норму.

Недогруз угля, возникший из-за недостаточной вместимости вагонов, оформляется отметкой в накладной, дорожной ведомости и передаточной ведомости. В отметке должна быть указана причина недогруза, а также отмечено, что груз будет дослан. Расчет за весь принятый к перевозке и сданный получателю уголь в этом случае производится по окончании навигации.

Уголь, оставшийся в перевалочном порту (пристани) из-за недостаточной вместимости вагонов с учетом уточненного размера естественной убыли угля при перевозке и перевалке или по другим причинам, должен быть дослан грузополучателям.

Если остаток угля будет менее технической нормы загрузки вагонов, то уголь должен быть выдан на месте или реализован по указанию получателя; в случае невостребования остаток угля реализуется в установленном порядке.

В целях обеспечения сохранности угля, своевременной досылки его получателям и производства расчетов за принятый к перевозке и сданный (отгруженный по железной дороге) уголь в порту (пристани) должен быть организован учет принятого и сданного (отгруженного) угля отдельно по каждому получателю по наименованиям (маркам, сортам) угля в итоге за навигацию.

Правила перевозки каменного угля

По своим физико-химическим свойствам каменные угли подразделяются на марки (антрацит, коксовый, бурый, газовый и др.), а по размерам кусков распределяются на классы (плита, рядовой, орех, штыб и др.). Сочетание условных обозначений марки и класса характеризует условное обозначение сорта угля, например, АП — антрацит плита, ГО — газовый орех, АРШ — антрацит рядовой со штыбом и т.д.

Хранение и перевозка угля должны быть организованы с учетом особенностей различных его марок. Учитывая склонность угля к самовозгоранию, запрещается принимать к перевозке уголь, нагревшийся до температуры выше 35 градусов, а также уголь влажностью, превышающей установленные ГОСТом нормы, ибо повышенная влажность способствует усиленному его самонагреванию.

Каменный уголь перевозится в самоходных и несамоходных открытых и закрытых судах навалом. На судах должны быть измерительные приборы для определения температуры угля (щупы, термометры и др.), водоотливные средства (помпы).

Суда должны быть чистыми и с исправной еланью.

Экипаж судна должен быть проинструктирован о мерах борьбы с самовозгоранием угля и о наблюдении за его состоянием в пути. При перевозке в открытых судах-площадках уголь должен укладываться в штабеля без углублений, в которых может скапливаться вода. Штабеля должны иметь уклоны для стока воды.

После загрузки угля в трюмы судна рекомендуется держать их закрытыми и воздерживаться от проветривания, а при погрузке на палубу — утрамбовать верхний слой штабеля с целью недопущения притока кислорода воздуха и нагревания угля. Устройство в штабелях вентиляционных каналов и вытяжных труб не допускается.

За состоянием угля во время хранения и перевозки должно быть установлено систематическое наблюдение. Появление смолистого или сернистого запаха, испарение, неравномерное высыхание поверхности штабеля угля после дождя свидетельствует о самонагревании. Независимо от этих внешних признаков необходимо измерять температуру в штабелях. При обнаружении повышенной температуры (50 градусов и выше) должны быть приняты меры по прекращению окислительных процессов путем дополнительного уплотнения поверхности опасных участков, засыпки их угольной мелочью и утрамбовки. Рыхление нагревающегося угля и заливка его водой запрещается. Воду можно применять только для тушения открытого огня.

В тех случаях, когда принятые меры не дают необходимых результатов и уголь продолжает нагреваться, должна быть организована выгрузка части его или полностью, что оформляется актом представителями судна и порта. О выгрузке угля информируется грузоотправитель, который обязан принять меры к реализации такого угля. Все расходы по выгрузке угля в пути вследствие его самонагревания относятся на грузополучателя.

Массу угля определяют при погрузке грузоотправитель, при выгрузке — грузополучатель взвешиванием на вагонных или автомобильных весах. При их отсутствии в пункте отправления масса может быть определена расчетным путем по осадке судна.

Способ определения массы угля указывается в перевозочных документах и в акте о погрузке-выгрузке груза. Претензии за недостачу количества угля, указанного грузоотправителем без взвешивания, предъявляются грузополучателем непосредственно грузоотправителю. При перевалке с железной дороги на водный транспорт количество угля проверяют на вагонных весах.

При погрузке или хранении на складе порта уголь различных марок смешивать запрещается.

При погрузке угля в судно обезличенно по нескольким накладным разным получателям и в разные пункты назначения или при хранении в порту обезличенно в общих штабелях сдача угля по каждой накладной производится с учетом нормы естественной убыли его массы, о чем делается отметка в перевозочных документах и в акте о погрузке — выгрузке груза.

В целях обеспечения сохранности угля, своевременной его доставки грузополучателям должен быть организован учет принятого и сданного количества угля отдельно по каждому грузополучателю по маркам угля в итоге за навигацию.

Автомобильные перевозки различных видов угля: правила

Перевозка угля самосвалами осуществляется, если в конкретной местности отсутствует выход к морским или железнодорожным путям. Обычно этот продукт не считается опасным грузом при использовании автомобильного транспорта, их перемещение осуществляется по общим правилам транспортировки. Однако активированные, растительного и животного происхождения угли все же относятся к опасным грузам и перевозятся с соблюдением более серьезных требований.

Потенциальная опасность угля

Ископаемый уголь — каменный и бурый, антрацит, не является опасным грузом. Несмотря на это, ряд рисков при его транспортировке все же возникает. Так, уголь образует воспламеняющиеся смеси с воздухом. Сырье «съедает» кислород. Особенно это касается свежедобытых продуктов, размельченных или с молодым геологическим возрастом. По мере того как окисляется груз, он накопляет и выделяет тепло. Температура в штабеле повышается, что может привести к самовозгоранию.

Иногда угольные продукты выделяют метан, который является воспламеняющимся газом. Если концентрация этого вещества в воздухе превышает 5–16%, может возникнуть взрыв от искры или закуренной сигареты. Вероятно и образование ядовитых газов, в том числе оксида углерода.

Чем больше в составе груза мелких фракций, тем хуже качество топлива. К тому же, повышается интенсивность окисления, увеличиваются механические потери при перемещении груза.

Правила перевозки угля автомобильным транспортом

Каменный уголь, кокс, антрацит менее склонны создавать опасности, чем активированные аналоги. В частности, это связано с небольшими объемами груза, что снижает риск самонагревания. Так, если самонагревание по каким-то причинам произошло, то водитель сразу может остановить автомобиль и устранить опасность — например, выгрузив содержимое из кузова, что способствует снижению температуры продукта.

Тара

Транспортировка угля связана со многими проблемами. Загрязняется воздушный бассейн и местность, по которой пролегает постоянный маршрут транспортных средств. Еще одна сложность, с которой сталкиваются владельцы груза — потери вследствие перегрузки, ненадлежащих условий перемещения и др. Одно из решений для всех задач — правильный выбор тары. Для перевозки используют такие ее виды:

  • бочка;
  • барабаны металлические;
  • влагопрочные мешки из синтетики и бумаги массой не более 55 кг.

Контейнерная перевозка угля позволяет сохранить все свойства продукта, а также уменьшается вероятность самовозгорания, поскольку при этом создается стационарность потока тепла из-за снижения объемов груза.

В нетентованных прицепах уголь перевозят так, чтобы насыпь не была выше уровня бортов. Сверху груз накрывают пологом из толстой материи или прорезиненным материалом. Одно из главных требований заключается в том, что масса и объем сырья не должны быть больше грузоподъемности транспортного средства. Кузов автомобиля для перевозки угля уплотняют, чтобы измельченное сырье не рассыпалось по дороге.

Для погрузки используют ленточные установки. Чтобы избежать смерзания, из-за чего затрудняется погрузочно-разгрузочный процесс, уголь пересыпают солью, негашеной известью, мелом, сеченной соломой. Однако этого стараются избегать, поскольку в составе сырья увеличивается доля негорючих компонентов.

Меры безопасности

Перед перевозкой угля автомобильным транспортом нелишне убедиться, что груз достаточно сухой, поскольку избыточное содержание влаги провоцирует процесс нагревания. Измерение уровня влажности проводится в соответствии с ГОСТ Р 52911-2013.

Места очагов самонагревания определяются по внешним проявлениям. На этот процесс указывают следующие признаки:

  • капли влаги на поверхности штабеля;
  • скорое высыхание капель дождя там, где образовались сухие пятна;
  • белые пятна, которые исчезают днем или после атмосферных осадков;
  • легкий туман над штабелем утром и вечером илибелый дым, искрение ночью;
  • проталины на снежном покрове, образованном на штабеле;
  • запах углеводорода и сернистых соединений.

Если уголь хранится более 10 суток, специальными ртутными термометрами систематически измеряют температуру внутри штабеля. Груз нуждается в охлаждении, когда отметка достигла 45 °С и более.

При высоком уровне влажности принимают профилактические меры. От влаги избавляются несколькими способами:

  • обмасливанием — на специальных установках обрабатывают груз тяжелыми маслами коксохимического производства;
  • смешиванием — послойно засыпают сухой и влажный уголь;
  • промораживанием;
  • обработкой неогрином или северином;
  • добавлением древесных опилок.

При пересыпании угля пользуются противопылевыми респираторами. Места для проведения таких работ оборудуют по нормам пожарной безопасности.

При возникновении возгорания используют огнезащитный костюм, в комплект которого входит самоспасатель. Если такого нет, персоналу раздают общевойсковой костюм Л1 или Л2, а также промышленный противогаз марки РПГ с патроном А или ПФМ-1, универсальный респиратор «Снежок-КУ-М».

Грузовики для перевозки угля

Кузов автомобиля должен обеспечить сохранность груза, не допускать воздействия влаги, агрессивных компонентов, которые способны активизировать опасные свойства вещества или ухудшить потребительские характеристики продукта. Кузов может быть самосвальным, бортовым или специализированным. Разрешается перевозить уголь в автомобилях, являющихся частью автопоезда.

Для внутренних перемещений обычно используются самосвалы грузоподъемностью до 30 тонн.

Уголь сыпучий

К транспортировке сырья в этой форме выдвигаются те же требования, что и для остальных грузов такого рода. Так, их перевозят в специальных прицепах, контейнерах, цистернах. В стандартном прицепе без тары транспортировать такой продукт запрещено. Специальные кузова завешивают тентами или иными видами покрытий, изготовленными из брезента, ткани с резиновой основой и других.

Пек

При перевозке пека требуется соблюдение правил безопасности, поскольку пыль и пары этого продукта ядовиты. Перевозится в прочной, герметичной таре и навалом. К перевозке принимается в виде гранул, что помогает избежать образования пыли. Перегрузка пека, который перевозится навалом, не допускается, если скорость ветра превышает 3 м/с. При более сильном ветре этот груз небезопасен даже для людей, которые находятся на расстоянии 25 метров. Все работы должны производиться ночью.

Активированный и древесный уголь — опасный груз

Этому продукту соответствует номер опасности № ООН 1362, поскольку он представляет собой воспламеняющее твердое вещество. Для перевозки активированного угля автотранспортом применяется знак «Пламя» и сигнальное слово «Осторожно». Перевозят продукт в группе упаковки III. Транспортировка этого сырья определяется по правилам ДОПОГ.

При погрузке и разгрузке персонал использует противопылевые респираторы моделей Ф-62Ш, У-2К. Рядом с местом проведения работ не должно быть открытого огня, персоналу возбраняется курить в непредназначенных для этого зонах. Чтобы проинформировать о запрещенных действиях, вывешивают соответствующие знаки. Помещения, где ведутся работы, оборудуются приточно-вытяжной вентиляцией.

Вскрывая емкости с углем, соблюдают процедуры отбора проб и порядок действий для помещений с низким содержанием кислорода. Просыпавшийся продукт собирают и высыпают в емкость для специальных отходов, не игнорируя при этом мер безопасности. Поверхности кузова, территории промывают большим количеством воды, обрабатывают моющими средствами и щелочными растворами.

Активированный уголь перевозят в специализированных контейнерах, на открытых подвижных составах. Запрещены совместные перевозки продукта с веществами, выделяющими газы, способными самовозгораться, окислителями, продуцирующими пары и газы.

Часто классификация груза, в том числе углей, как опасных, определяется многими факторами. Имеет значение состав, уровень влажности вещества, размер частиц и другое. Опасным не считается такой уголь, полученный методом парогазовой активации.

Похожие требования к транспортировке предъявляются и к углям животного и растительного происхождения, которым соответствует номер ООН 1361. Это пористый высокоуглеродистый продукт, который получают в результате разложения древесины в безвоздушной среде. Используют его как сырье для производства активированного угля, черного пороха, кристаллического кремния и в других сферах.

Перед тем как подписать договор перевозки, юристы советуют запросить у клиента сертификаты безопасности и соответствующие документы. От этого будут зависеть условия транспортировки угля, а также стоимость услуги.

Особенности перевозки угля автотранспортом

Уголь относят к навалочным грузам. Для его транспортировки в больших объемах используется железнодорожный и водный транспорт. Однако для каждого потребителя железнодорожные пути не подведешь. Приходится использовать другие виды транспорта. Без автомобиля здесь не обойтись.

Как же перевозить на автомобилях столь необходимый в некоторых регионах груз? В чем особенности? Об этом пойдет разговор в данной статье.

В основном для перевозки угля автотранспортом используются самосвалы. Они удобны тем, что выгрузка происходит автоматически путем наклона кузова. Часто можно встретить самосвальные прицепы, в которых предусмотрена боковая выгрузка. Грузоподъемность таких машин разная. Для больших объемов угля могут применяться самосвалы, которые способны перевозить до 30т груза. Это больше подходит для потребителей, которые используют уголь в производственных целях (промышленные предприятий, котельные). Частники больше прибегают к грузовикам до 5т.

При перевозке угля важно учитывать некоторые особенности такого груза. Пренебрежение ими может привести к потере качества и усложнению самого процесса доставки.

Прежде всего, нужно знать, что при транспортировке на дальние расстояния качество угля может ухудшиться в связи с его возможным дроблением. Также важно учитывать температурный режим. Перевозка при высокой температуре может привести к самовозгоранию, а при низких – к смерзанию. В последнем случае разгрузка будет существенно затруднена. Поэтому перед отправкой уголь желательно охладить и подвергнуть термообработке.

Если есть возможность — упаковать в специальную пленку. Так как уголь, в большинстве случаях, перевозится открытым способом, то он не застрахован от попадания влаги и дождевых осадков. Некоторые сорта угля, вступая в реакцию с водой, вызывают коррозию, но хуже всего то, что при взаимодействии может выделяться легковоспламеняющийся метан, а это чревато взрывом. Учитывая эти специфические свойства материала, перед отправкой следует поинтересоваться плотностью угля, выделением им летучих веществ и иных физико-химических характеристик, которые могут негативно повлиять как на саму перевозку, так и на сохранение качества груза.

При перевозке не исключается естественная убыль груза, ведь обычно уголь в самосвалы грузят с «горкой» и перевозят без какого-либо покрытия. Ветер, дождь, снег приводят к некоторым потерям. Кроме того, вследствие тряски, уголь может дробиться, превращаясь в пылевую смесь. Поэтому на доставку влияют скоростной режим, качество покрытия дорог, сила ветра и климатические осадки.

Чтобы снизить коэффициент потерь должны учитываться все вышеуказанные факторы и приниматься меры по максимальной защите груза. Если все рекомендации будут выполнены, то уголь поступит заказчику с минимальными потерями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *