Перевод на семейное обучение

Содержание

5 советов, как перевести ребёнка на семейное обучение (и не стать жертвой бюрократии)

Мне частенько задают вопросы про переход на семейную форму обучения в духе «нужно ли сначала в РОНО звонить, может, направление какое-то взять?» или «бывает ли так, что в уставе школы нет семейной формы — как быть?». На самом деле не существует никаких секретных алгоритмов, даже не обязательно заучивать закон об образовании и пламенно цитировать его на встрече с директором.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Типичная попытка оформить ребёнка на семейное обучение и прикрепиться к обычной «дворовой» школе, как правило, заканчивается в приёмной директора таким диалогом:

— Могу я попасть в школу на семейное?

— Нет.

— Ну ладно…

И поникший родитель разводит руками, мол, что тут поделать, нельзя так нельзя, им виднее. И предаёт свои идеалы. 99% людей не догадываются, что если не упустить несколько процессуальных моментов, можно сэкономить кучу времени и нервов.

1. Не надо ни о чём серьёзном спрашивать в школе устно, пишите письменное заявление

Главный интерес администрации школы — не соблюдение ваших законных прав, не выполнение законов и даже не интересы ребёнка, а наименьшее количество проблем. Поэтому директор может наговорить что угодно: «Такой формы обучения вообще нет», «Вы же без педагогического образования, вам нельзя», «У нас нет в уставе, идите в другую школу» — в общем, всё что угодно, чтобы не усложнять себе жизнь. Но как только вы достанете письменное заявление и попросите его принять, вероятно, обратите внимание на то, как директор поменялся в лице (это значит, что вы на правильном пути).

Скорее всего, вам скажут, что «это неправильное заявление, у нас нет такой формы обучения, мы не можем его принять». Разумеется, такой ответ будет неправдой по всем пунктам. Школа — это государственное учреждение, поэтому, согласно № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обязано принять ваше заявление и принять меры по его обработке. Даже если вы заявляете, что на ваш балкон высадились марсиане и основали колонию. В заявлении можно использовать оборот «в соответствии со статьёй 17 закона „Об образовании в РФ“ прошу…» — так будет понятнее, что закон вы уже читали и препираться по этому поводу бессмысленно, ну и общее впечатление внушительнее.

А чтобы сохранить тёплые отношения и не выглядеть врединой, скажите, что, конечно же, полностью доверяете директору, но письменный отказ вам нужен для аргументированного общения с РОНО и комитетом по образованию, чтобы они не посылали обратно в школу, где невозможно обучение на семейной форме.

2. Делайте два экземпляра — один для себя, на вашей копии документа должны поставить отметку о приёме заявления (печать, подпись, дата)

Русская смекалочка вдохновляет людей решать проблемы очень неожиданным образом. Например, знаю историю, как в военкомате секретарь случайно уронил личное дело призывника за сейф, что лишило парня шанса отдать долг Родине.

Возможно, когда вы достанете второй экземпляр и попросите поставить отметку о приёме, вы заметите, что ваш собеседник вскинет бровь или нахмурится: во-первых, «потерять» заявление при таком раскладе намного сложнее, во-вторых, становится понятно, что перед ним человек, который знает, что делает. Кстати, возможно, как раз в этот момент у директора впервые появится мысль, что план по отфутболиванию вас с вашим семейным не самая хорошая идея и стоит рассмотреть другие варианты. Ну и на крайний случай заявление можно заказным письмом отправить, но это уж совсем для каких-то экстремальных комбинаций, я бы предпочёл в таком случае перейти к следующему пункту.

3. Обращайтесь за разъяснениями в вышестоящие инстанции

Если школа даёт вам письменный отказ, если школа не даёт никакого ответа, если школа вовсе отказывается принимать заявление, если они выставляют какие-то странные условия (к примеру, выполнять дома и предоставлять для проверки всё те же работы, что ученики делают на очной форме) — значит, пора расширять круг общения!

Можно написать в РОНО (районный отдел образования), в городской комитет по образованию и даже в министерство образования (лично мне удобнее оказалось в комитет по образованию СПб, быстрее и содержательнее получается). Для веселья можно передать привет ещё и уполномоченной по правам ребёнка и в министерство образования. В особых случаях стоит отправить письмо и в прокуратуру.

Значительно упрощает дело то, что обращения всем им можно подать не вставая со стула, через интернет, и они будут обязаны дать на них ответ по почте, на бланке и с печатью. В эти же инстанции можно и нужно писать, когда школа потребует приходить и писать контрольные, откажется выдавать учебники или оформлять ученический билет.

Когда вы приходите к директору школы и показываете письменный ответ, к примеру, из комитета по образованию, то общаться становится значительно проще. А если вы написали в РОНО, то, вероятно, вам в течение нескольких дней из школы сами позвонят и пригласят поговорить.

4. Сразу по делу вам, конечно же, никто не ответит

Когда вам придёт ответ из какого-то госоргана, куда вы обращались, не спешите радоваться, сначала почитайте, что вам написали. С вероятностью 99% на конкретный вопрос вам ответили отпиской. Ну, к примеру, спрашиваете вы, должна ли школа выдавать рабочие тетради — в ответе будут процитированы статьи закона об образовании, где что-то упоминается про учебные пособия, а конкретного ответа на ваш вопрос не будет даже близко. Неужели всё пропало?

Ничего подобного, абсолютно рабочий момент! Пишете следующее обращение, где указываете, что не получили ответа по существу на своё предыдущее обращение и просите всё-таки дать конкретный ответ на свой вопрос, как это и должно происходить по закону (тот же № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Не забудьте указать номер ответа на предыдущее обращение (а лучше приложить и предыдущее обращение, и ответ на него). После этого часто приходит нормальный ответ.

5. Сохраняйте спокойствие и улыбайтесь

Вы значительно упростите себе жизнь, если не будете относиться к администрации школы и другим госслужащим как к личным врагам. Это такие же переговоры, как торг о цене помидоров на рынке, — его можно вести спокойно и вежливо.

Ну и, конечно же, выбросьте из головы «нельзя с ними ссориться и злить их, иначе потом боком выйдет». Возвращаясь к помидорам: не получится хорошо торговаться, держа в голове мысль «если я назову слишком низкую цену, то обижу людей, и они вообще откажутся мне помидоры продавать».

По моему опыту, чем активнее ты заявляешь о своих законных правах, тем меньше администрация школа хочет с тобой как-то конфликтовать, и появляется желание нормально договориться.

Как я разочаровалась в домашнем обучении

8 причин, почему французские школьники завидуют русским

12 фильмов, которые нужно посмотреть с ребёнком

У меня трое детей. Двое из них — на семейном обучении.

Евгения Воронцова перевела детей на семейное обучение

После начальной школы старших детей я поняла, что традиционная система образования в России для меня умерла — слишком много времени на уроках тратится на дисциплину, а не на новый материал, задачи устарели, а в качестве мотивации для ребенка используется только слово «надо».

Я начала искать другие способы обучать детей и в итоге перевела их на семейное обучение. Сейчас им 11 лет, они в пятом классе и уже несколько месяцев учатся в онлайн-школе, а в свободное время посещают секции и кружки. В обычную школу они придут сдавать только промежуточные экзамены в конце учебного года.

Расскажу, как устроено семейное обучение, сколько оно стоит и чем это оказалось выгодно для меня.

У меня трое детей. Старшие учатся дистанционно. Младшего собираемся вскоре тоже переводить на семейное обучение

Как я решила забрать детей на семейное обучение

Мои старшие дети — двойняшки. Они учились в обычной школе до четвертого класса. Учились плохо: «нет домашнего задания», «плохо вели себя на уроке», «спорили с учителем», «спали на уроке», «опоздали», «хамили» — такие замечания регулярно появлялись в дневниках. Возможно, проблема была не в школе, а в детях. Но нужно было что-то делать: мне не хотелось, чтобы дети выпустились из школы с отвращением к учебному процессу.

Мне кажется, что наша система образования устарела — она готовит людей не к современной жизни, а к 1960 году в СССР. А еще я считаю, что сейчас для детей важны не энциклопедические знания — для этого есть интернет, а умение быстро учиться, доучиваться и переучиваться.

Я интересовалась удаленным обучением, сравнивала школы и читала форумы родителей, чьи дети не учатся в обычной школе. Но конкретных действий не предпринимала: семейное обучение казалось чем-то сложным и нереальным. Особенно угнетала общественная установка: «у тебя не получится», «в обычной школе профессионалы, они знают, что делают, а ты — нет».

Время шло, минимум раз в месяц меня вызывали в школу. Однажды очередная встреча с социальным педагогом стала последней каплей. Темой встречи стало то, что мои дети систематически не делали домашние задания. Я высказала наше общее с детьми мнение: им неинтересно на уроках. Детей не спрашивают, дают неинтересные задачи, много времени тратят не на новый материал, а на дисциплину.

Социальный педагог предложила свой вариант мотивации для детей. Он был простым: «Петя, я тоже не хочу идти на работу, но мне приходится. И ты не хочешь делать домашку, а надо». Я не согласна с таким подходом: если не нравится идти на работу — не надо работать на такой работе, все равно ничего путного не выйдет. Мои дети такого же мнения. После той встречи мы приняли окончательное решение уходить из школы, чтобы никого не мучить.

Для семейного обучения у нас были и другие причины. Например, мы любим путешествовать и хотели бы всей семьей зимовать в разных местах дольше, чем две недели школьных каникул. А еще дети занимаются скалолазанием и ездят на спортивные сборы и соревнования — они проходят весной и осенью и длятся две недели. Мы часто не попадали в рамки каникул, поэтому на каждые сборы приходилось брать у тренера справку для школы, а затем догонять программу. Это было сложно и неудобно.

В конце четвертого класса в мае 2019 года дети написали ВПР — всероссийскую проверочную работу. После нее на семейном совете мы приняли решение начать глобальный эксперимент с дистанционным семейным обучением.

Сборы в Леонидио (Греция) весной 2018. Майских выходных нам тоже не хватило

Сборы в Марокко проходили осенью 2018. Мы пропустили в школе неделю — не уложились в каникулы

Виды дистанционного обучения для школьников

Есть два вида дистанционного обучения — домашнее и семейное. До 2013 года был еще и третий — экстернат, но его упразднили.

Расскажу, в чем их различие.

Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплен к школе, но к нему на дом приходят обычные школьные учителя. Школа обязана предоставить учителей, индивидуальный план занятий, а также обеспечить всем необходимым — учебниками и методическими материалами. На домашнее обучение переводят детей-инвалидов, а также тех, кто нуждается в длительном лечении — например, онкобольных, диабетиков с тяжелой формой или детей с другими медицинскими показаниями.

При семейном обучении ребенок не прикреплен к школе, а его личное дело находится у родителей. Ответственность за учебный процесс тоже полностью лежит на них. За два месяца до промежуточной годовой аттестации родителю или опекуну нужно прийти в любую школу и написать заявление. В нем надо указать, что ребенок будет аттестоваться за учебный год именно в этой школе, — тогда его внесут в списки на аттестацию.

Родители могут консультироваться с преподавателем по поводу экзамена — он ответит на все вопросы. Примеры промежуточных экзаменов и официальной образовательной программы есть в сети и на сайте Минобразования каждого региона.

При желании на семейном обучении можно участвовать в олимпиадах и конкурсах. Но об этом школу тоже нужно предупреждать заранее.

Медицинских показаний к домашнему обучению у моих детей нет, поэтому мы выбрали семейное обучение.

Избранные статьи для родителей Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Какие нужны документы

Чтобы забрать детей из школы, достаточно прийти в местное управление образования и написать заявление. Я этого не знала, потому сначала пришла прямо к директору школы. Это было ошибкой.

Директор школы не имеет никакого отношения к этому процессу. Зато он прочитал мне лекцию: дети от компьютеров болеют, потеряют год, и вообще из моей затеи ничего не выйдет. Я ответила, что мы уже потеряли четыре, и отправилась к начальнику управления образования по нашему округу. Там нужно от руки написать заявление о том, что вы забираете ребенка из школы. Оно останется в управлении.

В управлении все прошло гораздо проще, чем в школе — меня никто не пугал и не отговаривал. Начальник управления образования оказался одним из самых адекватных людей среди тех, кого я встречала во всем этом процессе. Его задача — донести до родителей мысль, что теперь только они отвечают за образование ребенка.

Я написала заявление. Его приняли и сказали мне, когда приходить в школу, чтобы зарегистрироваться на аттестацию по итогам учебного года — делать это надо не позже апреля. Еще предупредили, что теперь все медицинские осмотры, диспансеризация и прививки детей тоже полностью ложатся на семью. Нас это не испугало — в нашей школе не было медкабинета, и мы и так проходили все это самостоятельно.

После визита в управление образования я вернулась в школу. Нужно было закрыть все библиотечные долги детей, забрать их личные дела у секретаря, а также написать еще одно заявление — с причиной, по которой мы уходим из школы. С июня 2019 года все личные дела моих старших детей у меня на руках. Теперь мне надо приносить их в школу только на аттестацию.

Нам предстояло до 1 сентября определиться, в какой форме у нас будет проходить семейное обучение.

Что такое личное дело школьника

Личное дело — это папка с документами, куда вносят основные данные об ученике. Помимо личных сведений там отмечают, что ребенок освоил базовую общеобразовательную программу за один класс в определенной школе и может начинать учиться в следующем. Еще там есть сведения об оценках за все годы. На основе личного дела в девятом и одиннадцатом классе ученикам выдают аттестат о среднем образовании.

Как мы нашли онлайн-школу

По образованию я педагог, но обеспечить детям полноценный образовательный процесс дома мне не под силу хотя бы потому, что я работаю. А еще в пятом классе помимо основных предметов начинаются биология, география и история. Чтобы интересно и квалифицированно рассказывать о них, педагог должен знать больше, чем написано в учебнике.

Маленькие экспериментальные школы я не рассматривала — в них мало преподавателей и форматов. Чем больше школа, тем выше вероятность, что хотя бы один из предлагаемых ей форматов нам подойдет.

Программу из репетиторов мне тоже собирать не хотелось — для этого требуется слишком много сил, денег и моего личного контроля.

Поэтому я стала искать полноценную онлайн-школу.

У меня были следующие критерии:

  1. Школа должна работать уже несколько лет. Я хотела быть уверенной, что она не перестанет существовать через полгода.
  2. Детей в школе должны научить учиться и получать от этого удовольствие. То есть прививать навыки саморазвития, а не просто натаскивать на тесты и заставлять заучивать информацию.
  3. Состав преподавателей должен быть разнообразным. Хорошо, если среди них будут студенты и молодые преподаватели — победители олимпиад или конкурсов. На них еще не наложила отпечаток наша система образования, поэтому они не рассказывают про свой предмет штампованными фразами и могут действительно увлечь учеников.
  4. Школа должна быть крупная и известная на рынке. Если у школы много учеников, значит, у нее будет все хорошо с деньгами. Тогда она сможет набирать лучших преподавателей и платить им достойные деньги. А преподаватели будут стремиться попасть в эту школу.

Я безответственный родитель, поэтому долго школу не выбирала. Я не помню, сколько часов математики должно быть по плану в пятом классе, не знаю названий программ и методик и не смогу определить точный уровень когнитивного развития, который должен быть у ребенка в его возрасте. У меня только одно требование к учебной программе — ребенку должно быть интересно.

Под мои критерии подошла онлайн-школа «Фоксфорд». Про обучение в ней я и буду рассказывать дальше в статье.

Как происходит зачисление в онлайн-школу

Чтобы моих детей зачислили в онлайн-школу, необходимо было сдать вступительные экзамены. Для этого надо зарегистрироваться на платформе, пройти по присланной ссылке, сдать тесты по русскому, математике и английскому и дождаться результатов.

Поскольку мы сдали итоговые проверочные работы за четвертый класс, тесты детям показались несложными и проблем с поступлением не возникло. Тесты показали уровень, с которым ребенок придет в школу, а оценки по английскому — с какого уровня нужно начинать обучение в онлайн-школе.

После тестирования я получила программу, в которой можно было найти раскадровку по часам, учебный план и примеры отчетов. Например, для пятого класса общеобразовательный блок, который обязан пройти любой ученик в онлайн-школе, состоит из 440 часов. Еще 120 часов отдают специализированным предметам, к которым у ребенка есть склонность. Это меньше, чем количество часов в обычной школе в этом классе — 805 часов. Но зато здесь нет таких предметов, как труд, физкультура и ИЗО.

Программы обучения в онлайн-школе

После тестирования следовало выбрать программу, по которой дети будут обучаться, и заключить договор.

Ученикам предлагают на выбор две программы: базовую и индивидуальную. Базовая — то, что преподают в обычной школе: русский, литература, история и прочее. В индивидуальной к основным добавляют выбранные ребенком предметы, которые изучают углубленно — как будто ребенок пошел учиться не в простую школу, а, например, с математическим или гуманитарным уклоном.

Когда ребенок и родитель определились с формой обучения, нужно заключить договор со школой. Для этого следует подписать и выслать договор в электронном виде и оплатить обучение. Можно оплатить сразу весь год или внести минимальный платеж — за два месяца обучения, первый и последний.

В базовой программе три формы обучения:

  1. Офлайн без куратора — 2500 Р в месяц. Дети получают доступ к записям уроков и домашним заданиям в личном кабинете. Об успехах ребенка можно узнать в его личном кабинете. Оценок здесь нет, а есть только очки за выполненные работы.
  2. Онлайн без куратора — 4900 Р в месяц. Ребенок может смотреть запись лекции в личном кабинете или присутствовать на онлайн-уроке. Он участвует в обсуждении в общем чате и делает домашнее задание. Как проходит образовательный процесс, родитель может узнать в личном кабинете.
  3. Онлайн с куратором — 6900 Р в месяц. К ребенку прикрепляют индивидуального куратора. Куратор — это друг-наставник. Он помогает по организационным делам в школе, мониторит успеваемость и отвечает на вопросы по программе обучения. Родителям куратор присылает отчеты об успеваемости.

В индивидуальной программе все дети проходят профтестирование. По результатам становится понятно направление, в котором хочет двигаться ребенок, и что ему интересно. Дальше ребенок может заниматься на дополнительных занятиях — они идут плюсом к базовой программе. В нашей школе это называется ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут.

Еще в индивидуальном формате есть тьютор — своеобразный стратег для ребенка. Тьютор помогает развивать то, что у ребенка хорошо получается, и добавляет в программу смежные предметы, например углубленную биологию или географию. В пятом классе эти предметы скомплектованы по трем направлениям на выбор: математическое, естественно-научное и гуманитарно-лингвистическое. Максимальное количество дополнительных предметов по индивидуальному маршруту — пять.

После тестирования ребенку назначают созвон с тьютором по Скайпу. Присутствовать на нем родителю или нет — решает ребенок. Моя дочь созванивалась самостоятельно, а сын попросил поприсутствовать.

По результатам тестирования ребенка тьютор проводит дополнительный опрос, где задает вопросы вроде: «Давайте проверим, не слукавили ли вы, пока проходили тест». В конце беседы ребенок определяется с направлением обучения и, если предметов меньше пяти, может взять дополнительные.

Если в первом полугодии ребенок понимает, что погорячился с выбором программы — можно сменить направление. Но это можно делать только раз в год.

В индивидуальном формате обучения тоже есть варианты по ценам:

  1. Офлайн без куратора — 3500 Р в месяц.
  2. Онлайн без куратора — 7900 Р в месяц.
  3. Онлайн с куратором — 9900 Р в месяц.

Наш опыт. Я посоветовалась с детьми, и мы решили взять максимально полную программу — индивидуальную с куратором. Такое решение мы приняли, потому что сначала было непонятно, зайдет ли вообще формат такого обучения и не будут ли дети чувствовать себя брошенными. А еще я опасалась, что дети начнут откладывать все на потом и вообще не будут делать домашнее задание. С куратором так не получится.

Индивидуальные маршруты заинтересовали детей возможностью отличаться друг от друга. По итогам профтестирования сын выбрал естественно-научную программу с физикой, математикой, биологией и языком программирования Python. Дочь — гуманитарно-лингвистическую программу с упором на английский, русский и занятиями по словесности.

Обошлось нам это дешевле: вместо 9900 Р в месяц на ребенка мы заплатили 8910 Р, потому что заключили договор в июне и сразу на двоих детей. В месяц обучение обходится нам в 17 820 Р.

Это расписание дочери. Она выбрала гуманитарный маршрут. Ручкой вписали дополнительные занятия и репетитора по английскому, чтобы сразу видеть всю нагрузкуСын решил, что ему интереснее естественно-научное направление. А Python — простой и полезный язык программирования

Место для учебы

Чтобы ребенок мог полноценно учиться дома, нужно организовать для этого место. С этим у нас проблем не возникло. Мы живем в таунхаусе, и у детей свой отдельный этаж с двумя комнатами и ванной.

У каждого свой рабочий стол и стационарный компьютер. Для школы мы докупили веб-камеры — по 500 Р каждая — и наушники с микрофоном: за 4999 Р сыну и за 4183 Р дочери. Эта техника нужна, чтобы созваниваться с куратором, с тьютором и репетиторами. Можно обойтись и без веб-камер, но тогда получится обезличенное обучение. Школа не рекомендует такое и настоятельно просит купить все оборудование. Сын самостоятельно накопил из карманных денег на наушники, видеокарту помощнее и новый монитор, а дочь — на веб-камеру.

Компьютеры детям собирал муж — покупал по отдельности все комплектующие на «Авито». Компьютер для сына нам обошелся примерно в 20 тысяч рублей, для дочери — в 5 тысяч. Такая разница получилась потому, что сын играет в онлайн-игры и хороший компьютер был для него принципиален. Дочь игры не интересуют — ей было достаточно простого. Но в планах у нас модернизировать и ее компьютер, хотя для самой учебы никакой специальный мощный компьютер не нужен.

Принтер и сканер у нас уже были. Но пока что для учебы в онлайн-школе они ни разу не потребовались, поэтому, по моему опыту, можно обойтись и без них.

Как проходит учебный процесс

Уроки в онлайн-школе начинаются в 10 утра по московскому времени. Мы живем в Калининграде, у нас в это время 9 утра. Это даже удобно — мы успеваем на все занятия в утреннее время. В нашем классе есть ребята с Дальнего Востока — им приходится либо учиться вечером, либо смотреть занятия в записи.

Если вдруг дети не смогли поприсутствовать на трансляции урока, можно посмотреть запись. В записях есть уроки как из базовой программы, так и дополнительные. Но это отразится в отчете по успеваемости — там указано, смотрел ученик трансляцию или запись.

Формат урока такой: учитель объясняет тему в отдельном окне справа на экране, а слева — большой блок с презентацией по уроку. Можно переключаться с полноэкранного режима трансляции на экран с презентацией. Ниже окна с трансляцией — интерактивный чат. Там дети здороваются, отвечают на вопросы, иногда хулиганят. За спамом и хулиганством в чате следит модератор. Урок длится стандартные 45 минут.

Еще у детей есть закрытые от родителей группы во Вконтакте и в Телеграме. Я не знаю, что там происходит, — родителей туда не пускают. Но там тоже есть кураторы, которые тщательно охраняют детские тайны и следят за порядком.

Оценок в традиционном понимании нет, а есть очки опыта. Например, за каждое полностью выполненное задание начисляют 25 или 125 очков опыта — зависит от объемов домашней работы. Потом эти очки суммируются, и можно посмотреть свое место в общем рейтинге пятиклашек.

В чате установлены правила поведения. Детям крайне важно общаться в чате, а не быть забаненными, поэтому они стараются их соблюдать. Главное соревнование — ответить в чате так, чтобы ответ похвалил учитель. Для них это возможность выделиться среди других. По нашему опыту, с дисциплиной на уроках обычно все хорошо. Еще в чате быстро прокачивается навык быстрой печати. Учеников в классе очень много, надо успеть напечатать свой ответ. Иногда на уроке присутствует 70 человекКогда трансляция урока закончится, в личных кабинетах появится запись, презентация, если она была, и домашнее задание. Иногда задают читать параграфы учебника или дополнительную литературуВ домашних заданиях помимо тестов есть еще творческие работы. За каждое целиком выполненное задание начисляются очки опыта. Оценок в обычном понимании тут нетВ личном кабинете сразу видно, сколько заданий сделал ученик и сколько занятий посетил. Я не контролирую, когда и как мои дети делают домашку. Если кто-то что-то пропустил — куратор сообщит в конце недели

Наша личная инициатива — делать конспекты. Дети или просматривают урок еще раз, или записывают в тетради по памяти важные моменты. Это помогает структурировать большие объемы информации и лучше ее усваивать. Специально пересматривать урок мы их не заставляем. Но если в голове после урока пусто и записать нечего, то, конечно, просим по возможности пересмотреть. Дети говорят, что это удобно, — перед контрольными проще освежать информацию в памяти по конспектам.

Уроков в онлайн-школе меньше, чем в обычной. В нашей школе не тратится время на физкультуру, ИЗО, музыку и труд — в день бывает не больше четырех занятий по основной программе. Если в день больше двух уроков, предусмотрены перемены по полчаса. Если уроков мало, перемена длится 10 минут. Дополнительные занятия проходят во второй половине дня.

Во время уроков дети грызут булки, вертятся на стульях или калякают на бумажках — им так проще сосредоточится на теме урока. Никто не шпыняет их за то, что они не сидят ровно и мешают другим детям.

В конце каждой недели мне на почту приходит отчет от куратора. Вот тут куратор пишет, какие уроки дети посмотрели в трансляции, сколько домашних работ выполнили, сколько баллов за какие задачи получилиОдин из недельных отчетов куратора. Красным выделены уроки, по которым дочь еще не сделала домашние задания. Пока я писала эту статью, наш куратор улучшила отчеты. Теперь в них еще видно, когда было сделано задание и сколько в нем было правильных ответов. По результатам последнего отчета нашли «дырку» в математике и оперативно ее исправляем — разбираем тему и делаем проверочныеПо срочным вопросам куратор пишет мне в Телеграме. Например, мы обнаружили, что английский у детей на нулевом уровнеПотому нам открыли программу уровня попроще и посоветовали нанять репетитора, чтобы успеть догнать ребят в классе. Сейчас дети дополнительно занимаются с репетиторами по Скайпу

В итоге на школьные занятия у детей уходит намного меньше времени, чем в обычной школе. При этом мне кажется, что знаний они получают больше — например, только сейчас сын впервые рассказал мне, что было на занятии по русскому. До этого он ненавидел русский все годы учебы. Еще он заявил, что хотел бы стать гляциологом после того, как посмотрел урок географии.

Мне тоже интересно смотреть лекции, когда меня допускают в комнаты. Недавно из детских лекций узнала историю двенадцатеричной системы счисления и то, что ее использовали эльфы в книгах Толкиена. Программа собрана из самого разного материала, и учителя не связаны жесткими рамками Минобразования, поэтому могут в лекциях спокойно упоминать такие необычные факты.

Сын просветился на уроке биологии. Делится знаниями со мной

Как не остаться без аттестата

По закону ребенок может сдавать экзамены в любой школе установленного государством образца. Неважно, где он прописан или учился раньше, — главное, подать заявления до того, как сформируют списки на промежуточную или итоговую аттестацию.

Нам предложили несколько форматов годовой аттестации:

  1. Очный — можно прикрепиться к любой школе и прийти туда на аттестацию в мае. Это бесплатно.
  2. Заочный возможен пока только с одной московской школой. С ней нужно заранее заключить договор на онлайн-аттестацию. Это платная услуга. Для нас без московской регистрации и с семейной формой обучения это будет стоить 14 000 Р в год на человека. Для учащихся с регистрацией в Москве — 2700 Р.
  3. Аттестация через интернет в Центре поддержки семейного образования. Это тоже платно — 11 400 Р в год на человека.

Мы, скорее всего, в мае 2020 года будем проходить аттестацию в своей же школе.

Обычная школа сама решает, как будет проходить аттестация по итогам года. Чтобы попасть на аттестацию, нужно не позднее апреля уведомить администрацию школы. Тогда ребенка внесут в официальные списки на аттестацию. Для родителей схема простая: надо прийти в школу, написать заявление, получить консультацию и рекомендации по промежуточной аттестации у классного руководителя вашего бывшего класса, а потом явиться на экзамен. После экзамена в личное дело ученика проставляется отметка.

Если ученик не пройдет аттестацию, вас заставят вернуть ребенка в школу и зачислят в тот класс, в котором он начинал учиться — то есть оставят на второй год. Например, если ребенок обучался дома весь пятый класс и провалил экзамены, в обычной школе ему придется опять пойти в пятый класс.

Еще родители имеют право знать, в какой форме будет проходить аттестация, а также подавать апелляции, если не согласны с результатом.

Если вдруг в середине года мы поймем, что семейное обучение не для нас и всё вышло из-под контроля, — у нас есть право вернуться в обычную школу даже в середине года. Программу с детьми нагонять никто специально не будет, но дети опять станут обычными школьниками и будут числиться за школой.

Во сколько нам обходилась обычная школа

Каждый год на сборы к школе у нас уходило довольно много денег. Основные статьи расходов были такие:

  1. Школьная одежда. У нас не было определенной формы, но были требования к рубашкам, юбкам и брюкам.
  2. Школьная обувь — туфли в школу, уличная обувь, спортивная обувь для улицы, спортивная обувь для зала.
  3. Канцелярские принадлежности.

В 2018 году я потратила больше 100 тысяч рублей, чтобы собрать троих детей в школу. В 2019 году я закупила канцелярию на всех троих и собирала в обычную школу только одного ребенка. Потратила 60 тысяч. Мы прилично сэкономили на рубашках, брюках, сменной обуви и сарафанах.

Еще у нас были дополнительные статьи школьных расходов. Например, выпускной в четвертом классе за двоих детей обошелся мне в 10 тысяч рублей, фотографии — в 5 тысяч. Еще мы сдавали деньги на общешкольные нужды, родительскому комитету, платили за экскурсии, представления и шоу. На них дети идти не хотели, но шли, поскольку все же идут.

Отдельная статья — школьная мода и штучки, которыми дети хвастаются друг перед другом. Например, во втором и третьем классе сыновья потратили на бейблейды в общей сложности 50 тысяч рублей. Теперь у нас приличная коллекция, правда, никому уже не нужная. А дочь увлекалась слаймами — это такие игрушки из вязкого желеобразного материала, в народе их еще называют «лизуны». Она их не покупала, а делала сама, как и остальные ребята в школе. Мы закупали литрами клей, тетраборат натрия и остальные ингредиенты. К этому еще надо прибавить расходы на испорченную одежду и мебель.

А еще дети портят тетради, грызут карандаши, теряют ручки и сменку, рвут колготки и пачкают рубашки в столовой. У меня в семье трое детей и ни одного чистюли. Нам пришлось купить сушильную машину за 30 тысяч рублей, потому что я не успевала гладить. К этому еще надо прибавить расходы на еду вне дома в школьное время, например покупку шавермы у школы. Походы со школьными друзьями в магазины за чипсами, газировкой и прочим выливаются по итогам месяца в приличные суммы — до 6 тысяч рублей.

Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в прошлом учебном году на чипсы и газировку Кстати, наличные — это, вероятно, тоже расходы на еду и всякие модные в школе мелочи

Плюсы и минусы семейного обучения

Плюсов семейного обучения для меня пока больше, чем минусов. Например, нестандартная программа подошла моим детям больше обычной. У них появился интерес и желание учиться, а для меня это самое важное.

Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети не усваивали материал. Когда ребенок потратил время в школе, но не усвоил дополнительный материал — это дополнительные расходы нашего общего времени и денег на репетиторов, поскольку такие пробелы все равно приходилось закрывать.

Еще в нашей школе были плавающие смены. В первом классе все учились в первую смену, а со второго до четвертого класса — во вторую. Из-за этого рушился весь график тренировок.

Учеба во вторую смену начиналась около 12 часов дня. Домой дети приходили в 17:30 и сразу бежали на тренировку по скалолазанию. С тренировки возвращались в 21:00. На уроки оставалось только утро. К утру они мало что помнили из пройденного, а у меня не было времени тщательно проверять домашние задания.

С новой программой и новой формой обучения детям стало проще распределить нагрузку. Кроме учебы они свободно ходят и на кружки и секции. Старший сын ходит на скалолазание и на кэндо с младшим братом. Дочь ходит на скалолазание, фехтование и в художественную школу. Говорит, что хочет прорваться еще на пятиборье.

Как ни странно, у меня стало больше контроля как у родителя. Я каждую неделю вижу отчеты и слежу за успеваемостью — с домашкой тоже не получается схитрить и увильнуть от проверки. В обычной школе собрания проводили только раз в четверть. С дистанционным обучением и куратором можно поймать и решить проблему оперативнее, чем в школе.

Минус только один — я боюсь итоговой аттестации и того, что не справлюсь с процессом контроля. У детей такого страха нет.

При семейном обучении можно красить волосы как хочешь. Сын мечтает о дредахСамовыражение детей остается только на их усмотрение. Дреды дочь сделала летом и носила до середины сентября. Больше не смогла — они чесались

Потрачу на дистанционное обучение для двоих детей за год — 306 762 Р

Онлайн-школа за весь год 160 380 Р
Репетитор по английскому за весь год 106 200 Р
Два компьютера 25 000 Р
Наушники с микрофоном, 2 пары 9182 Р
Канцтовары 5000 Р
Две веб-камеры 1000 Р
Желание детей учиться бесценно

Онлайн-школа за весь год 160 380 Р Репетитор по английскому за весь год 106 200 Р Два компьютера 25 000 Р Наушники с микрофоном, 2 пары 9182 Р Канцтовары 5000 Р Две веб-камеры 1000 Р Желание детей учиться бесценно

Запомнить

  1. Никогда не поздно вернуться в обычную школу, если что-то пойдет не так.
  2. Семейное обучение может быть разным. Для нашей семьи пока что самый удобный вариант — дистанционная онлайн-школа.
  3. Нужно оборудовать рабочее место с компьютером, веб-камерой и наушниками.
  4. Раз в год нужно проходить итоговую аттестацию. Если ребенок ее не пройдет — придется вернуться в обычную школу.
  5. На семейном обучении дети не останутся без общения и социализации. Новые друзья находятся даже по Скайпу.

Как перейти на семейное обучение без проблем?

Многие бы хотели перевести детей на семейное обучение, но боятся это сделать и не знают с чего начать. В этой статье мы подробно коснёмся вопросов перехода на семейное обучение. Как это сделать максимально комфортно и в полном соответствии с законодательством РФ.

Семейное обучение — право каждого ребёнка. Он не должен быть для этого больным или ущербным. Не нужно придумывать какие-то причины и брать справки. Должно быть желание ребёнка и заинтересованность родителей. О том, как решиться на семейное обучение, мы рассказывали раньше. Здесь не будем касаться этих вопросов. Решение принято. Нужно задуманное осуществить.

Если ребёнок собирается идти в первый класс

Если ребёнок только собирается идти в первый класс, то вам не нужно самостоятельно записываться в школу и писать заявления на имя директора. Вам нужно сразу идти в департамент образования и там писать документ под названием «Уведомление о переходе на семейную форму обучения». Специалист с вами поговорит, задаст вопросы и если увидит, что решение ваше не спонтанное, а продуманное, направит в конкретную школу, которая будет удобна и вам. Вы будете прикрепляться к этой школе в качестве экстерна для сдачи промежуточных аттестаций.

Имейте в виду — каждая школа имеет Устав. В нём чётко написано о порядке аттестаций, в том числе и для экстернов. В одной школе дети сдают аттестации каждую четверть, в другой — по триместрам, в третьей — по полугодиям, а в четвёртой — сразу за год. Какие-то школы разрешают сдавать предметы по блочной системе. Другие настаивают на посещении всех контрольных работ. Всё это нужно узнать заранее, желательно ещё до того, как вы пойдёте в Департамент.

Таким образом, шаги родителей будущих первоклассников, которые пойдут не в школу, а на семейное обучение, следующие:

  1. изучить Уставы окрестных или подходящих школ (можно выписать себе в записную книжку);
  2. записаться на приём в Департамент образования и заполнить там Уведомление о переходе на семейное обучение;
  3. выслушать рекомендации Департамента о том, к какой школе лучше прикрепиться, свериться со своим списком;
  4. получить направление в школу для прикрепления на экстернат;
  5. подойти к директору школы для решения организационных вопросов, согласования дат и кратности аттестаций, прикрепления к ответственному учителю.

В школе вам предложат написать заявления об аттестации. Отнеситесь к этому внимательно (лучше, если и этот вопрос вы для себя решите дома). Составив и подписав документ, вы будете вынуждены ему следовать, даже если он вас не сильно устраивает.
Чаще родители пишут одно заявление об аттестации, но иногда школа просит прикрепляться для каждой конкретной аттестации.

Если вы переводите на семейное обучение школьника

Ваш ребёнок уже учится в школе. Не важно как: очно, заочно, очно-заочно, дистанционно. Вас это не устраивает и вы решили, что лучше обучаться на дому. Веских медицинских оснований для этого нет, поэтому подходит только семейное обучение.

Важно: для того, чтобы перевести ребёнка на семейное обучение, не нужно ждать окончания четверти или полугодия, тем более — учебного года. Родители вправе (согласно «Закону об образовании…») сделать это в любое время. Так же, как и вернуть его обратно в школу.

Лирическое отступление: школы не любят, когда ребёнок учился у них очно, а потом ушёл на семейное обучение. Это часто рассматривается, как фактор, ухудшающий статистические показатели школы. Поэтому родителей уговаривают перевести школьника на другой режим обучения: очно-заочный, заочный или дистанционный. Если вас смогли уговорить — значит, вам это, наверное, больше подходит. Если же не смогли, то логично оформить отношения со школой документально.

Какие шаги нужно сделать родителю школьника для его перевода на семейное обучение? Вот они:

  1. написать заявление на имя директора школы об отчислении ребёнка из образовательного учреждения в связи с его переходом на семейное обучение;
  2. написать Уведомление о переходе на семейное обучение для Департамента (уточнить: вам нужно самим отнести его в Департамент или администрация школы сама это сделает);
  3. написать заявление о зачислении ребёнка в школу в качестве экстерна для прохождения аттестаций;
  4. учить ребёнка дома и приходить своевременно на аттестации.

На всякий случай. Спустя некоторое время вам может позвонить специалист Департамента и задать несколько вопросов по поводу причины перехода на семейное обучение. Пугаться звонка не стоит. Работа у них такая. Ребёнок будет стоять на учёте, как «семейник», вот они и интересуются, кто к ним прибыл, насколько проблемный. Поэтому разговаривать нужно спокойно и доброжелательно.

Через некоторое время вас пригласят в школу для оформления договора о семейном обучении. Он заключается в двух экземплярах. Один для школы, второй — для вас. В договоре должно быть чётко прописано всё, что вас интересует:

  • консультации;
  • аттестации;
  • возможность пользоваться библиотекой;
  • возможность участвовать в общешкольных и городских мероприятиях и т.д.

Типичные вопросы о переходе на семейное обучение и ответы на них

Где взять образец заявления о переходе на семейное обучение?

Обычно бланк заявления есть на сайте Департамента образования вашего региона. Если нет, то пишется примерно так:

Шапка:

Директору такого-то учреждения Такой (му)-то
От родителя ученика (цы) такого-то класса
Такого-то.

Далее по центру «Заявление».

Ниже текст примерно такого содержания: «В соответствии с положениями статьи 17 частями 1 и 3, статьи 44 части 3 (пункты 1 и 3), статьи 63 части 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для моего несовершеннолетнего
ребенка Ф.И.О. (дата и место рождения ребенка) была выбрана форма получения (начального, основного, среднего) общего образования в форме (самообразования, семейного образования). В связи с этим на основании ст. 17 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9, ст. 34 ч. 3,
ст. 57 ч. 2 и ч. 3 указанного Федерального закона прошу исключить его из контингента обучающихся ________ класса образовательной организации».

Дата и подпись.

Где взять образец Уведомления о переходе на семейное обучение?

Оно тоже должно быть размещено на сайте вашего Департамента образования. Если нет, то можно иметь примерно такой образец для написания.

В шапке: «Начальнику управления по образованию Администрации Городского округа такого-то, Тому-то от родителя такого-то (ФИО), Место регистрации (адрес) такое-то, данные паспорта, телефон.»

Ниже, посередине страницы: «Уведомление»

Далее текст примерно такого содержания: «В соответствии п.5 статьи 63 федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» уведомляю о выборе нами (мною) родителями (родителем) несовершеннолетнего (ФИО полностью, дата рождения) формы обучения вне образовательной организации в форме семейного обучения.
Решение о выборе данной формы обучения принято с учетом мнения ребенка.
Для прохождения промежуточной аттестации в таком-то учебном году за курс такого-то класса намерены обратиться в (наименование образовательной организации).
С Положением управления по образованию администрации городского округа такого-то по организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) ознакомлен(а).
К уведомлению прилагаю:
копию свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
копию паспорта несовершеннолетнего (при наличии);
копию паспорта матери (отца/законного представителя) несовершеннолетнего.

Ниже — дата и подпись.

Как правильно написать заявление на экстернат для прохождения аттестаций?

Шапка — как в предыдущем документе, а текст будет примерно такой:

Прошу зачислить моего ребенка такого-то в (наименование образовательной организации) в качестве экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

Прошу аттестовать моего ребёнка за курс такого-то класса по всем предметам в соответствии с графиком:
(список предметов и даты или промежутки дат аттестации).
С Положением о получении образования вне образовательной организации, с уставом образовательной организации, свидетельством о государственной регистрации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, образовательными программами, реализуемыми учреждением другим документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в образовательной организации, ознакомлен(а).

Ниже — дата и подпись.

Обязательно ли согласовывать даты аттестаций?

Не обязательно. Но если вы это сделаете, то избавитесь от лишней головной боли. Вы будете точно знать когда и какой именно предмет будет сдавать ребёнок. В противном случае вы рискуете обнаружить, что учителя всегда заняты и им некогда заниматься аттестацией. Даты могут переноситься бесконечно, что не прибавляет энтузиазма родителям и ребёнку.

Что делать, если директора школы всё время нет в приёмные часы, а вместо него принять моё заявление о переходе на семейное обучение никто не хочет?

Тут совет один: отправьте его почтой заказным письмом с уведомлением о вручении. Так вы точно будете знать, что ваше заявление дошло до адресата.

Когда можно уже не водить ребёнка в школу?

С даты Уведомления Департамента образования о переходе ребёнка.на семейное обучение.

Как часто ребёнок должен являться в школу?

Не чаще, чем это указано в договоре.

Какие права есть у ребёнка, находящегося на семейном обучении?

Ребёнок имеет право пользоваться библиотекой, получать бесплатно учебники, участвовать в городских, общешкольных, классных мероприятиях, консультироваться по предметам перед аттестациями (2 часа на каждый предмет).

Можно ли получить справку о том, что ребёнок является учеником школы?

Можно, но только в тот период, когда он зачислен в неё в качестве экстерна. В другой период ребёнок не входит в контингент школы, значит школьником не является.

Как получить компенсацию родителям за обучение ребёнка по форме семейного образования?

Сейчас это вопрос сложный. Компенсация родителям выплачивается далеко не везде. О возможности выплат и правилах их оформления нужно узнавать в Департаменте образования своего региона.

На вопросы о семейной форме обучения отвечает юрист проекта «Домашняя школа InternetUrok»

Школа, в которой учится мой ребёнок, мне не нравится, не хочу, чтобы он дальше там учился. Могу ли я учить ребёнка дома самостоятельно или нужно обязательно перевести его в другую школу?

Действующим законодательством установлено, что ребёнок может получать образование как в школе, так и самостоятельно: в форме семейного обучения или самообразования. Конкретную форму обучения выбирают родители или законные представители ребёнка, при этом учитывается его мнение: хочет ли ребёнок учиться самостоятельно или в школе.

Также надо учитывать, что если вы выбрали самостоятельное образование, вам придётся взять на себя определённые риски: что ребёнок, возможно, будет хуже осваивать программу, не сможет пользоваться библиотекой, спортзалом школы…

Как перевести ребёнка на домашнюю или дистанционную форму обучения? Какие действия необходимо предпринять, куда обратиться, какие документы потребуются?

В соответствии с действующим законодательством ребёнок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей и с учётом его мнения в праве на любом этапе обучения продолжить его в другой форме, предусмотренной законом, либо сочетать данные формы: учиться в школе определённый промежуток времени, затем – обучаться самостоятельно, а экзамены сдавать опять в школе.

Органы местной власти муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение образования каждого уровня и проживающих на соответствующих территориях. При выборе родителями или законными представителями детей формы семейного образования они информируют о своём решении органы местного самоуправления.

Эта процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Найти школу, которая приняла локальный акт о семейной форме обучения. Для этого можно обратиться в местный центр управления образованием, где есть данные обо всех местных школах.
  2. Договориться с администрацией школы в лице директора и преподавателей об условиях аттестации ребёнка.
  3. Написать заявление по форме, установленной учебным заведением.
  4. Сдать документы, список которых необходимо уточнить у администрации школы.

Ребенок был переведен на домашнее обучение в 5 классе. Через два года было принято решение вернуться к стандартной форме обучения (в 7 классе). Обязан ли ученик пройти аттестацию за пропущенный период? Примет ли школа экзамены за 5-6 классы?

Согласно закону об образовании лица, обучающиеся в семейной форме, считаются прикреплёнными к определённому образовательному учреждению, в котором действует локальный акт, регулирующий данную форму обучения. То есть, если вашему ребёнку необходимо сдать экзамены за опредёленные классы, нужно уточнить у руководства школы, в какие даты принимаются заявления от учеников, находящихся на семейной форме обучения, конкретный перечень документов.

Лица, обучающиеся в форме семейного образования, в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона об образовании в Российской Федерации имеют право пройти промежуточную и итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Такие лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, в праве пройти промежуточную или итоговую аттестацию бесплатно.

Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий порядок аттестации, в том числе её прохождения экстернами. Данный локальный акт должен быть доступен для ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в сети Интернет.

Администрация школы отказывается выдать мне документы ребёнка. Как мне нужно действовать?

Руководство школы обязано выдать вам документы ребёнка. Такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации. Можно обжаловать действия администрации школы в департаменте образования субъекта Российской Федерации или в прокуратуре.

Что такое семейное образование? Это то же что «забрать документы»? Если я выберу для ребёнка семейное образование, значит ли это, что он официально больше не учится в данной школе и администрация школы должна выдать его документы? Или ребёнок продолжает формально числиться в этом учебном заведении?

Семейное образование – это форма получения образования, при которой ребёнок может не посещать школу. Ребёнок получает образование силами родителей, законных представителей, других взрослых. Чтобы перейти на эту форму образования, необходимо уведомить муниципальные органы, обслуживающие территорию, на которой проживает ребёнок, и прикрепиться к школе, которая в своём уставе или другом документе предусмотрела семейное образование. Это необходимо для прохождения в дальнейшем государственной итоговой аттестации (ГИА).

Каждая школа устанавливает перечень документов, которые необходимо сдать родителям или законным представителям ребёнка для перевода его на семейную форму обучения. Этот перечень вам будет необходимо уточнить у администрации той школы, к которой вы планируете прикрепить ребёнка.

Достаточно ли моего требования, как родителя, для перевода на семейное обучение?

Да, вы можете требовать перевода. Это право предусмотрено статьей 44 Закона об образовании, в котором сказано, что родители с учётом мнения ребёнка имеют право выбирать форму обучения, язык обучения, набор факультативных дисциплин, которые предлагает конкретная школа. Для этого надо написать заявление о переходе на такое обучение. Школа не имеет права запретить вам это сделать.

Если ребёнок находится на семейном обучении, могу ли я получать компенсацию (пособие) от государства за то, что самостоятельно его обучаю? Как её получить?

Статьёй 35 ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрена компенсация затрат на учебники и учебные пособия. Если ребёнок не получает учебники и пособия, вы имеете право требовать компенсацию в уполномоченных государственных органах. Компенсации за то, что ребёнок не обедает в школе, не занимается в группе продлённого дня, не посещает какие-либо секции, не пользуется спортзалом, сейчас законом не предусмотрено. Теоретически такую компенсацию можно потребовать через суд, так как такое право неотъемлемо от ученика.

Мы забрали документы ребёнка и не хотим оформлять его в другую школу, так как планируем обучать его дома самостоятельно. Как в этом случае ребёнок будет сдавать экзамены в 9 и 11 классах? Нужно, чтобы какая-то школа выдвинула моего ребёнка от себя? Или можно просто прийти на экзамен?

Начнём с того, что ребёнок, находящийся на семейном обучении, фактически из школы не уходит, он к ней прикреплён. В этой школе должен действовать локальный акт, предусматривающий семейную форму обучения. В этом акте должен быть предусмотрен и порядок сдачи экзаменов за 9 и 11 классы. Ребёнок, находящийся на семейном обучении, по сути будет экстерном (как это предусмотрено Законом об образовании). Школа не выдвигает от себя ребёнка – он просто продолжает обучение в альтернативной форме, а сдача экзаменов происходит в порядке, установленном для таких учеников: в указанный срок необходимо будет сдать документы, перечень которых определен школой (сроки и перечень документов могут различаться в разных регионах).

Кстати, в письме Министерства образования от 15 ноября 2013 г. отмечено, что в промежуточную или итоговую аттестацию можно пройти не только в школе, но и образовательных организациях других типов, например, вузах, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Вам будет нужно обратиться в департамент образования субъекта, чтобы уточнить, существует ли такая возможность.

Что такое допуск к экзамену? Обязательно ли нужен этот допуск или можно просто прийти на экзамен? Куда обращаться? Как получить аттестат за 9 и за 11 класс? По всем предметам, которые не являются экзаменационными, ребёнок должен сдавать зачёты?

В вопросе, скорее всего, речь идет о допуске к государственной итоговой аттестации. В соответствии с Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 г. к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объёме выполнившие учебный план за каждый год обучения. Обращаться необходимо в учебное заведение, к которому ребёнок прикреплён.

Согласно Приказу Минобрнауки «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» аттестат выдаётся лицам, завершившим обучение по образовательной программе и успешно прошедшим итоговую аттестацию.

Согласно Приказу Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 освоение общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем. Формы, периодичность и порядок такого контроля устанавливаются школой самостоятельно.

Если ребёнок хочет поступить в другую школу. Любая школа обязана принять ребёнка или школа может отказать в приёме? В каких случаях могут отказать?

Теоретически любая школа обязана принять ребёнка на обучение, но только если она закреплена за той территорией, на которой вы проживаете. Отказать могут только по причине отсутствия свободных мест. В том случае, если в школе отсутствуют свободные места, вам нужно обратиться в департамент образования субъекта Российской Федерации, который ведёт учёт наполняемости всех учебных заведений и должен вам подсказать, в какую школу могут принять ребёнка.

Может ли школа отказать, если у ребенка нероссийское гражданство?

В соответствии со статьёй 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане обладают в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами России, в том числе и правом обучаться в школе. Органы местного самоуправления или органы субъекта Российской Федерации обязаны учитывать всех детей, проживающих на данной территории, в независимости от гражданства.

В том случае, если вы приехали из страны, где русский язык не является официальным, ребёнку будет необходимо сдать экзамен на владение русским языком. О порядке сдачи таких экзаменов вы можете узнать в департаменте образования субъекта Федерации.

Может ли школа устроить вступительные испытания для моего ребёнка? А частная школа?

По общему правилу вступительные испытания не предусмотрены, однако, если ребёнок поступает в специализированную школу, в школу с углублённым изучением какого-либо предмета или в спортивную школу, то её администрация может устроить испытания с целью определения способностей потенциального ученика к обучению по программе заведения. Также при приёме необходимо исключить противопоказания для занятий каким-либо видом спорта или видом искусства.

Если ребёнок хочет сдавать экзамены в другой школе.

Может ли девятиклассник или одиннадцатиклассник сдавать экзамены не в той школе, в которой он официально учится, а в той школе, которая ему удобнее (в другом городе)? Что для этого необходимо?

Согласно действующему законодательству подавать документы на проведение ГИА можно только в ту школу, в которой проходило обучение. Исключение делается для учеников – выпускников прошлых лет, а также для тех, кто находился на семейной форме обучения.

Если я хочу, чтобы мой ребёнок продолжал обучение в своей школе, но посещал не все предметы. Могу ли я выбрать предметы, которые мой ребёнок будет изучать в школе, а остальные предметы – дома самостоятельно? Что для этого нужно? Как в таком случае будет проходить аттестация по остальным предметам?

В статье 17 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописаны и очная, и очно-заочная, и дистанционная формы обучения. Это значит, что ребёнок имеет право выбрать те предметы, которые он хочет посещать в школе, а остальные изучать дома. Для того, чтобы обучаться по очно-заочной программе, не нужно никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей. Аттестация будет проводиться в порядке, установленном Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Как перевести ребёнка из иностранной школы в российскую школу? Какие документы для этого необходимы?

В соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются всеми правами, которыми наделены и граждане Российской Федерации, в том числе и правом обучения в школе. Порядок приёма в школу, а также перечень необходимых документов для ребёнка-иностранца устанавливается администрацией соответствующей школы. Единственное требование – документы должны быть переведены на русский язык.

Какие экзамены и зачёты должен сдать ребёнок при приёме в школу? Это решает школа или есть определённый стандарт?

В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приёма в школы, которые не урегулированы Законом об образовании или типовыми положениями, утверждёнными департаментами образования субъектов Федерации, устанавливаются школами самостоятельно. Если ребёнок-иностранец слабо владеет русским языком, то после предоставления документа о сравнимости программ и собеседования он направляется в соответствующий класс, который может отличаться от того, где он обучался до этого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *