Отсрочка от уплаты госпошлины

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Момотова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Киселёва А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по исковому заявлению Яндиевой З.И. к Потапову С.Н. о взыскании суммы долга,

по кассационной жалобе Яндиевой З.И. на определение Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Киселёва А.П., объяснения представителя Яндиевой З.И. — Вербицкой Н.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Яндиева З.И. обратилась в суд с иском к Потапову С.Н. о взыскании суммы долга по договору займа. В обосновании требований указала, что 8 августа 2011 г. передала Потапову С.Н. денежные средства в размере 2 000 000 рублей, которые ответчик обязался вернуть до 8 ноября 2011 г. Принятые на себя обязательства по возврату долга Потаповым С.Н. не исполнены, что послужило основанием для обращения в суд.

Определением Свердловского районного суда г. Красноярска от 19 марта 2015 г. исковое заявление Яндиевой З.И. оставлено без движения в виду несоблюдения требований статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и установлен срок до 6 апреля 2015 г. для устранения недостатков.

Яндиевой З.И. представлено уточненное исковое заявление, копия долговой расписки, а также заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины по причине тяжёлого финансового положения.

Определением Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины Яндиевой З.И. отказано, исковое заявление возвращено заявительнице в связи с неустранением недостатков, указанных в определении Свердловского районного суда г. Красноярска от 19 марта 2015 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г. определение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Яндиевой З.И. ставится вопрос об отмене определения Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г., как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В. от 5 апреля 2016 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении данного дела.

В соответствии со статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно статье 90 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить уплату государственной пошлины в порядке, предусмотренном статьей 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации.

Отсрочка уплаты государственной пошлины является оформленной определением суда (судьи) возможностью заявителя внести установленную законом сумму платежа через определённое время после совершения судом необходимого процессуального действия, подлежащего оплате государственной пошлиной.

Общим основанием для отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины судом выступает тяжёлое имущественное положение лица, заявляющего соответствующее ходатайство. Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты пошлины должно быть подтверждено документально (пункт 5 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с этим к заявлению прилагаются документы, подтверждающие неудовлетворительное имущественное положение плательщика, например справка о размере заработной платы, стипендии, пенсии, документы, свидетельствующие о нахождении на иждивении заявителя несовершеннолетних детей, нетрудоспособных лиц и др.

Отсутствие у заинтересованного лица возможности — в силу его имущественного положения — исполнить обязанность по оплате государственной пошлины непосредственно до рассмотрения дела в суде не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1)

Определением судьи Свердловского районного суда г. Красноярска от 19 марта 2015 г. об оставлении искового заявления без движения Яндиевой З.И. указано на необходимость уплаты государственной пошлины от цены иска.

Не имея возможности уплатить государственную пошлину в полном объёме, заявителем было подано ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, к которому была приложена копия трудовой книжки.

Возвращая исковое заявление Яндиевой З.И. определением от 14 апреля 2015 г., судья указал, что заявителем не оплачена в полном объеме государственная пошлина и, таким образом, не выполнены требования, изложенные в определении от 19 марта 2015 г. об оставлении искового заявления без движения.

Этим же определением судья отказал в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, указав, что не представлены документы, подтверждающие, что имущественное положение заявителя не позволяет уплатить государственную пошлину в полном объёме.

Между тем, такие документы, а именно копия трудовой книжки Яндиевой З.И., подтверждающей её безработность (уволена в связи с сокращением штата) представлены были, однако судья указал, что данный документ не является достаточным и достоверным доказательством, поскольку в полной мере не отражает имущественное положение заявителя и не является безусловным основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины.

Как указывалось Яндиевой З.И., в настоящий момент её имущественное положение исключает возможность уплаты государственной пошлины, определённой исходя из цены иска, иных документов, свидетельствующих о её материальном положении, кроме приложенного к ходатайству, представить не может, поскольку на учёте в службе занятости населения в качестве безработной не состоит, не имеет банковских счетов, а справка об имуществе и доходах физическим лицам налоговым органом не выдается.

Отклоняя ходатайство Яндиевой З.И., суд указанным доводам оценки не дал, в нарушение части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мотивов, по которым пришёл к выводу о том, что представленный Яндиевой З.И. документ, подтверждающий её материальное положение, не являлся достаточным основанием для предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины, не привёл.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что Яндиева З.И. была лишена права на доступ к правосудию, гарантированного Конституцией Российской Федерации, что существенно нарушило её права гражданина Российской Федерации.

Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными и без их устранения невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что определение Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене, а материал — направлению на рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

определение Свердловского районного суда г. Красноярска от 14 апреля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 мая 2015 г. отменить, направить материал по исковому заявлению Яндиевой З.И. к Потапову С.Н. о взыскании суммы долга в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии искового заявления.

Председательствующий Момотов В.В.
Судьи Гетман Е.С.
Киселёв А.П.

При обращении в суд гражданам и юридическим лицам приходится нести дополнительные издержки. Но действующее законодательство предоставляет освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции и отсрочку по ее уплате определенным категориям лиц и организаций. Можно подать в суд заявление с просьбой освободить от уплаты государственной пошлины одновременно с иском.

Когда можно освободиться от уплаты госпошлины?

Предоставление льгот по оплате госпошлины в судах регламентируется такими статьями НК РФ:

  • ст. 333.35;
  • ст. 333.36.

Организации освобождаются от перечисления госпошлины при подаче исков:

  • о возмещении имущественного вреда;
  • об отсрочке исполнения решений или их пересмотре;
  • касающихся трудовых правоотношений;
  • при подаче исков объединениями инвалидов.

Физическим лицам могут предоставить освобождение от госпошлины в суд общей юрисдикции при подаче следующих исковых заявлений:

  • о взыскании заработной платы и иных требований, связанных с трудовыми отношениями;
  • о компенсации морального и материального вреда, нанесенного в результате совершения преступления;
  • о взыскании алиментов;
  • об усыновлении ребенка;
  • об обеспечении законных интересов и прав инвалидов;
  • о компенсации вреда, вызванного смертью кормильца.

Также на получение льгот можно рассчитывать при обращении в суды по таким вопросам: госпитализация в психиатрическую лечебницу без добровольного согласия, получение отказа в признании граждан беженцами и др. Так как большинство вопросов, связанных с государственной пошлиной, регулируются Налоговым кодексом, категории лиц и субъектов, имеющих право на освобождение от пошлины, следует искать именно в нем.

В ч. 1 ст. 333.35 НК РФ указана категория льготников, которые полностью освобождаются от перечисления госпошлины. Ст. 333.36 НК РФ предусматривает освобождение от госпошлины в зависимости от цены иска. В соответствии с данной статьей, определенные категории граждан и общественные организации могут не платить пошлину если сумма иска не превышает 1 млн руб.

Особенности предоставления отсрочки

Отсрочка уплаты госпошлины в суд общей юрисдикции представляет собой изменение срока перечисления денежных средств при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ. Срок предоставления отсрочки – не более 1 года.

На сумму госпошлины, по которой заявителю предоставлена рассрочка, проценты не начисляются. Для получения отсрочки по перечислению госпошлины необходимо подать в суд соответствующее ходатайство. Предоставление отсрочки регламентируется ст. 333.41, 333.20 и 64 НК РФ. Как правило, возможность оплатить госпошлину с рассрочкой предоставляют гражданам и организациям, которые по финансовым причинам не могут своевременно внести нужную сумму.

Основанием для получения отсрочки оплаты госпошлины в суд общей юрисдикции является:

  • причинение истцу ущерба в результате стихийного бедствия или техногенной катастрофы;
  • несвоевременное финансирование из бюджета заявителя, в результате чего он не может выполнить обязательства по оплате пошлины;
  • угроза возникновения банкротства истца в случае уплаты им пошлины;
  • имущественное положение заявителя исключает возможность уплаты пошлины;
  • предпринимательская деятельность заявителя носит сезонный характер.

Читайте также: Госпошлина при банкротстве

Как получить отсрочку или освобождение от госпошлины?

Для того, чтобы получить отсрочку госпошлины в судах общей юрисдикции, заинтересованное лицо должно выполнить следующие действия:

  • Собрать пакет документов, которые подтвердят реальное имущественное положение.
  • Подать в суд соответствующее заявление. Как правило, его подают вместе с исковым заявлением. В заявлении должно быть четко указано, что именно просит истец: освободить его от уплаты пошлины или предоставить ему отсрочку. Одновременно просить и то, и другое нельзя.

Так как при рассмотрении поданного заявления суды руководствуются внутренней оценкой имеющихся доказательств – предоставлять неправдивые сведения категорически запрещено. Если финансовое положение позволяет истцу внести нужную сумму – он может подать заявление о предоставлении отсрочки.

Следует учитывать, что судебные инстанции охотнее предоставляют заявителям отсрочку, нежели полное освобождение от оплаты пошлины. Освобождение граждан и юридических от госпошлины осуществляется на усмотрение суда, но это не является его обязанностью.

Читайте также: Сколько составляет пошлина в ЗАГС

Заявление об отсрочке уплаты государственной пошлины

Образец заявления об отсрочке уплаты государственной пошлины с учетом последних изменений законодательства РФ.

Зачастую основными расходами истца по делу является уплата госпошлины. В соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РФ, все иски делятся в зависимости от имущественного характера. Поэтому если предметом спора является взыскание имущества или денежных средств, то как правило, размер госпошлины будет определяться в процентном отношении от суммы исковых требований.

Таковые суммы могут быть весьма значительными, поэтому, ввиду тяжелого материального положения истца, выплатить их единовременно попросту нереально. Поэтому закон позволяет ходатайствовать перед судом о рассрочке уплаты госпошлины.

Написание подобного заявления само по себе несложно. Его образец представлен ниже. Тем не менее, истцу необходимо учитывать следующие вопросы:

1. Согласно нормам налогового законодательства период отсрочки не может превышать 1 год;

2. Истцу необходимо указать, а также приложить документы, которые убедительно свидетельствуют о его бедственном материальном положении. При этом также требуется доказать, что к указанному сроку данные средства у истца появятся, что также требует предоставления соответствующих документов;

3. Если истец намерен погашать задолженность по госпошлине частями, то ему следует просить суд не об отсрочке, а о рассрочке. При этом также указывается срок, в течение которого госпошлина будет выплачена в полном объеме;

4. При написании заявления можно указать определенный срок для предоставления отсрочки, а можно обозначить событие, с наступлением которого истцом будет внесена госпошлина. Таким событием, может быть решение суда по делу. Особенно подобная ссылка актуальна, если дело выигрышное, ввиду чего обязанность по уплате госпошлины будет возложена на ответчика полностью или частично.

В ____________________________
(Наименование суда, адрес)

Истец: ________________________
(Ф.И.О, адрес проживания,
контактные данные)

Ответчик: _____________________
(Ф.И.О, адрес проживания,
контактные данные)

Заявление

об отсрочке уплаты госпошлины

«___» «__________» 20 __ года мною, _____________________ (Ф.И.О. истца) было подано исковое заявление к _____________________ (Ф.И.О. ответчика) о ____________________ (указать исковые требования).

Данный иск подлежит имущественной оценке, следовательно, в соответствии с правилами статьи 333.19 Налогового кодекса РФ мною должна быть внесена государственная пошлина в размере ___ руб. ___ коп.

Вместе с тем, в настоящий момент я не имею достаточных средств для внесения указанной суммы в связи __________________________ (указать на наличие иждивенцев, отсутствие заработка, необходимость срочного лечения и иные причины, которые свидетельствуют о невозможности внесения суммы государственной пошлины в полном объеме).

Вместе с тем я обязуюсь погасить задолженность по государственной пошлине в срок до «___» «_________» 20 __ года (или указать событие, например, до вынесения судебного решения).

Учитывая перечисленные обстоятельства, в соответствии со статьей 333.41 Налогового кодекса РФ,

ПРОШУ:

Предоставить мне отсрочку по уплате государственной пошлины до вынесения решения суда или указать конкретный срок, например до «___» «________» 20 __ года.

Приложения:

1. Документы, подтверждающие отсутствие денежных средств либо необходимость осуществления срочных расходов;

2. Документ, подтверждающий, что указанные выше обстоятельства отпадут, либо появятся иные возможности для оплаты государственной пошлины.

Основания для отсрочки по уплате госпошлины

Основания для отсрочки по уплате госпошлины

Актуальность вопроса предоставления органом кадастрового учета и государственной регистрации прав отсрочки по уплате государственной пошлины заинтересованным лицам вызвана, прежде всего, правовой неопределенностью в регулировании соответствующих правоотношений.

Статья 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении них юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Взимание государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав предусмотрено статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Размер государственной пошлины установлен статьей 333.33 НК РФ.

Общий порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога установлены статьей 64 НК РФ, Порядком изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ (далее – Порядок).

Указанными нормативными актами определены основания для предоставления отсрочки, круг лиц, которые могут претендовать на изменение срока уплаты налогов, перечень документов, необходимых для представления вместе с заявлением об отсрочке уплаты налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 НК РФ изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном главой 9 НК РФ. Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 НК РФ. Положения статьи 333.41 предусматривают, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 НК РФ. Статья 64 НК РФ, в свою очередь, предусматривает, что предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога возможно только при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей. Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

–причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

–непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

–угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

–имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

–производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

–при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Перечень оснований предоставления отсрочки (рассрочки), предусмотренных статьей 64 НК РФ, является исчерпывающим. Из изложенного следует, что в качестве обязательного условия предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу законодатель указал на наличие достаточных оснований полагать, что возможность уплаты данным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

При этом отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены заинтересованному лицу, не имеющему признаков несостоятельности (банкротства), а также для предотвращения возникновения этих признаков в случае единовременной уплаты им налога. То есть законодателем не предусмотрена возможность предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу, имеющему признаки несостоятельности (банкротства).

Статьей 63 НК РФ обозначен круг лиц, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов. Так, органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины, являются органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина.

Поскольку на территории Омской области органом, уполномоченным на осуществление государственной регистрации прав, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра), НК РФ возложил именно на Управление Росреестра обязанность принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на территории Омской области.

В свою очередь, Положением об Управлении Росреестра по Омской области, утвержденным приказом Росреестра от 27.01.2016 № П/0027 в редакции от 23.01.2017, которым четко очерчен круг предоставленных полномочий, такие полномочия, как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав Управлению Росреестра по Омской области не предоставлены.

Законом о регистрации установлена специальная норма, регулирующая порядок действий регистрирующего органа в случае неуплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав. Статьей 25 Закона о регистрации установлено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.

Таким образом, Закон о регистрации предусматривает отсрочку оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав только на срок пять дней с момента представления заявления о государственной регистрации.

Однако такую отсрочку вряд ли можно считать тем изменением сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, о котором говорит НК РФ.

Отсутствие в Положении об Управлении Росреестра по Омской области таких полномочий как изменение сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав порождает правовую неопределенность по вопросу наличия возможности изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав как таковой.

Судебная практика разрешения изложенной в настоящей статье проблемы отсутствует, равно как и отсутствуют разъяснения уполномоченных органов о порядке применения положений статьи 63 НК РФ в части изменения сроков уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *