Оценки во втором классе

пора к детскому психологу? 2-й класс начали с двоек.

Автор, как по заказу сейчас в фб обнаружила. Пишет мама ученика. Выживает как может) и многие так. Не у всех дети отличники. И все родители не отличников начинают со страхов и ужасов.
Я вчера обгаружив двойку в электронном журнале дочери отметила не без радостного удовлетворения, что ни одна ворсинка хориона не дрогнула во мне. К третьему классу второго ребенка я мегамощь!)))
Пишет Евгения Горина:
Вот ВА пришел из школы, и у меня опять несколько новых сюжетов для ржачных постов или съемок «Ералаша». И я напишу, конечно, и мы все посмеемся, и мне ответят, мол, вы классная мать и у вас веселый сын… И я улыбнусь, посмеюсь со всеми, потому что надо как-то справляться с ужасом. А ужас есть. Потому что я самая обычная мать. И вы даже не представляете, какая иногда меня охватывает паника. Она ложится волнами снова и снова, когда ВА достает из рюкзака драную тетрадь с замечаниями, разрисованную вдоль и поперек пропись с колами, рабочую тетрадку с тремя двойками… Когда он кладет передо мной тетрадку, в которой мы вчера, высунув языки, выводили «С», «О», «Ы», а в тетрадке не менее старательно выведена красным «пара» да еще с минусом, потому что повторить в классе эти «С», «О», «Ы» он не смог… Когда он заходит в дом расстроенный и рассказывает, что ничего не понял в школе, совсем ничего не понял!, а еще его ругали. Когда он стоит и слушает мое материнское, которое невозможно сдержать: «Вова, пожалуйста, будь внимательнее! Слушай учительницу, прошу тебя, не отвлекайся!». Он стоит и кивает, говорит, что будет слушать, а на следующий день опять приносит тетрадку, в которой от отчаяния рвал края и разрисовывал поля, потому что «не успел понять, что надо было делать» или «вообще не успел тетрадку достать, а все уже что-то написали».
Я понимаю, что прописи, невыученный стих И. Бунина, двойка на пропущенное задание – это мелочи. Это ерунда. Наркотики, ранние беременности и война на Украине страшнее. И я умею посмеяться над тем, что ВА сегодня в тетрадке, не поняв (прослушав?) задание, нарисовал какашку и даже подписал, как мог, что она «жывет на свалке», а еще, что сам Вова – «лешый». И вообще я умею посмеяться и рассмешить близких. Но еще больше я умею бояться. А волнуюсь я вообще профессионально.
Так получается, что многие поводы написать забавный пост для друзей – это чаще всего поводы горько плакать для меня. Потому что всё вокруг убеждает меня и моего сына, что именно от ошибок в прописях, от непонятного задания, от «какашек» в тетрадях и растут ноги у беременностей, войн и мирового зла. Что именно такой пацан, как ВА, и станет в скором будущем воплощением идиотизма, ужасным наркоманом, явит собой русского дурака, причем без перспективы жениться на Василисе Премудрой. А Василисы ж гроздьями сидят по классам и всё знают, приносят пятерки, докладывают день в деталях счастливым матерям, знают домашку на завтра дословно и без дневников… и, боже, простите меня, но как же они бесят. У меня дома есть такая Василиса, которая с полуслова хватает любую новую тему, мгновенно запоминает страницы текста, шпарит на любом языке через два часа подготовки, пишет на «отлично» диктанты и решает задачи любой сложности без всяких репетиторов. У меня есть такая. Она знает всё и помнит про всех. Но я и не подозревала, как бесят эти «василисы» в классе, когда ВА рядом с ними необучаемый, бестолковый, невнимательный, рассеянный, неспособный тормоз. Еще немного и он начнет портить показатели всей школы. И мне страшно. И я каждый день учусь противостоять страху при мысли, что из моего пацаненка вырастет бестолочь, которую, дай бог, возьмет на работу моя умница дочь и не даст ему пропасть с голоду… Да, у меня бурная фантазия до кошмаров.
Но откуда все-таки эти кошмары, и почему этот ужас, который я никогда не показываю дома и никому не сообщаю из детей, пролезает в ВА? Даже если я говорю ему: у тебя все получится, я помогу, выучим вместе, уже становится лучше, ты молодец, еще немного постарайся… Даже если я говорю это, ВА вечером, лежа в кровати, шепчет: » мама, говорят, я все-таки дурак… мама, а может, мне лучше стать злодеем? Им же можно и дураками быть…». Господи, как мне не смешно в эти моменты, вы бы знали.
Откуда это? Вероятно, наука имеет ответы. Наверное, есть куча литературы по этому поводу, в которой объясняется и моя вина, несомненно, я же мать. Но у меня пока есть вот что: я вижу полное неуважение к ребенку, который учится с трудом или учится плохо. И это неуважение проявляется в школе и вне ее очень рано и только растет и укрепляется в дальнейшем. У нас принято хвалить только за пятерки и успехи в школе. У нас принято узнавать человека по успехам.
— Как эту девочку зовут? Маша? А она хорошо учится?
Так взрослые у школы интересуются друзьями своих детей.
— Паша двоечник? Так он дурак что ли?
А так воспринимается ответ о друге, который может быть сто раз лучшим и давним, но «ловить ворон» даже на пении. И как дальше дружить, если мама сказала: плохо учится = дурак? И это мнение не только мамы. Это мнение учителей и многих друзей вокруг. У детей рано формируется отношение: плохо учится = идиот, неудачник, плохиш, придурок… Вариантов много. Причем я могу сказать по опыту наблюдения за классом дочери, в котором «хулиганов» хватает: плохиш, но с хорошими отметками уважаем, а вот плохиш да еще и с колами в дневнике обречен. Веселый хулиганистый отличник – это клад, достояние класса, часто гордость учителей. Весельчак с двойками – это гроб, в который каждый учитель считает должным вколотить пару новых гвоздей. Выбраться из этого гроба нереально. Выбираться надо из школы.
Помню, как Сашка пришла и с пренебрежением рассказала по поводу двоечницы-троечницы Кати. Мол, она так плохо учится, просто жуть. Я высказалась. Катя болезненная девочка, у нее свои причины плохо учиться, и пусть! Но она умная, интересная, талантливая. Потом Катя нарисовала в подарок Сашке на день рождения нашу собаку, в которую была влюблена. Нарисовала так роскошно, как умеют только искренние, загнанные учителем в угол двоечники. Сейчас Катя и Сашка лучшие подруги. И Катя списывает у Александры контрольные по математике, за что в переменку рисует за Сашку планы монастырей, вазы и собак. А я обожаю, когда они приходят к нам в гости и хохочут в детской.
Почему человек, который плохо учится, так не уважаем? Почему учитель двоечнику не может сказать: «все получится, постарайся» или «пусть тебе тяжело с математикой, зато ты пишешь классные стихи (рисуешь, много читаешь, весело рассказываешь — что угодно!), а говорит: «я напишу твоей маме записку о том, как ты плохо учишься!», «я поставлю тебе два!», «останешься на второй год!»… Почему человек, который вырастает из школы и становится водителем автобуса, не имеет уважения, как доктор наук, например? Ужасно противно что, когда мы, родители, знакомимся в школе друг с другом, все с уважением глядят на скрипачку из филармонии, на доцента из университета, на прокурора, но слегка морщатся при нянечке из детсада, техничке из поликлиники, слесаре… А между прочим, доцент получал железобетонные тройки в этой же школе и вообще прогуливал школу месяцами. А слесарь пишет без единой ошибки заявления идеальным почерком, чему мог бы позавидовать не знающий причастных оборотов прокурор.
ВА боится двоек, хотя я прикладываю много сил, чтобы объяснить, что не в оценках счастье, а в умении. В знаниях. В процессе обучения счастье! В том, что ты для себя можешь выучить интересного и полезного. Оценка – для учителя. Простим ей двойки и колы. А сами сядем и выучим Бунина и математику. И пропишем буквы в строчках не для учителя, а для себя. Свою руку потренируем, а если учительница учится рисовать двойки – она тоже имеет на это право. Но ВА боится двоек. И боится, что его все начнут называть дураком. А я боюсь за ВА. И меня вдохновляют истории про мать «необучаемого» Эдисона, про «дурака» Эйнштейна, про «безграмотного» Моцарта…
Я знаю, что вы посоветуете мне уходить из школы, переводиться на домашнее обучение. Но ей-богу, мне для этого надо уйти с работы. А это невозможно, даже если мне очень хочется. И еще: ВА не вечно жить в дому, надо уметь ориентироваться в коллективе, слышать старшего и все такое – это ведь тоже очень нужные навыки. Слушаться маму он умеет, а вот слушать кого-то еще?…
А может, это просто приступ паники. Минута слабости и отчаяния. Может, это только прошедший сентябрь, новый учитель номер два и мальчик. Мальчики, они же такие, они же не Василисы, они рисуют в тетрадках какашки…

Оценка «2»: ставят ли в журнал двойки?

Традиционная система оценивания знаний и умений учащихся была введена ещё в 1944 году, однако в основу такого способа контроля знаний и умений учащихся легла гимназическая система, где ученики получали оценки от 0 до 5, где 0 означал необходимость применения физического наказания, а пять — идеальное владение материалом.

В начале ХХ века учащиеся, которыми, кстати, могли быть далеко не все, а только состоятельные или же одаренные, были довольны в случае, если в журнале успеваемости напротив их фамилии стояла оценка 2. Это означало, что они имеют право рассказать учителю плохо усвоенный материал ещё раз, оценка два предусматривала такую возможность, а вот если в журнале прилежания красовались два нуля подряд, то стоило готовиться к порке. Система оценивания изменилась тогда, когда с приходом коммунистической власти образование стало общедоступным и необходимым, физические наказания были упразднены, а вместе с ними и нулевая отметка, минимальным балом, который мог получить учащийся, стала единица, максимальным по-прежнему оставалась пятерка. Критерии оценивания, естественно, были пересмотрены перед тем, как приказ об изменении системы образования был издан, все отметки были тщательно описаны, кроме того, к ним давались детальные пояснения относительного каждого из учебных предметов. Отметки делились от одного до пяти, где единица указывала на полное не усваивание материала учеником, а пятерка свидетельствовала о том, что все необходимые правила выучены досконально, а необходимый объем работы сделан в срок и в соответствии с требованиями учителя.

Подобная система оценивания сохранилась и до сих пор, вот только критерии значительно изменились в силу большого количества нововведений, помимо этого, учителя утратили возможность оперировать половинами полученных учениками баллами, проще говоря, ставить тройки с минусом или единицы с плюсом. Отношение к тем учащимся, которые часто получают неудовлетворительные оценки, также изменилось, поскольку в системе среднего школьного образования перестал существовать такой метод стимуляции активности учеников, как повторное прохождение курса, проще говоря, «второгодники» в современной школе исчезли, однако стоит ли понимать это явление, как абсолютный успех педагогов? И как издание одного лишь нормативного документа могло столь кардинально и в лучшую сторону изменить успешность учеников по всей стране, ведь не могла же печать или подпись чиновника заставить их быть более ответственным и внимательными.

Этот и другие вопросы породили огромное количество домыслов среди школьников и их родителей, отсутствие возможности оставить учащегося на второй год стало поводом для манипуляции, а миф о том, что двойки не ставят в журнал, уже далеко не в первый раз отрицается педагогическими работниками. Инициаторами слухов о том, что двоек в журнале теперь не будет, стали сами неуспевающие, ведь с отменой повторного прохождения курса появился стереотип, гласящий о том, что учитель плохо выполнил объем своей работы, если в классе есть двоечник. А это, по их мнению, должно было подстрекать педагогов ставить завышенные оценки тем, кто плохо учится, снисходительно относиться к их неуспеваемости и закрывать глаза на отрицательные результаты контрольных и итоговых тестовых работ.

Для того, чтобы раз и навсегда прекратить споры о том, что происходит с теми, кто систематически не выполняет домашние задания, отказывается давать ответы на уроках и пишет итоговые контрольные работы с огромным количеством ошибок, было решено модифицировать шкалу оценивания. В общепринятую систему были включены понятия компетентности, то есть общей способности ориентироваться в учебном материале, применять знания на практике, в специально смоделированных или жизненных ситуациях. Такие знания невозможно оценивать без учета межпредметных связей, таким образом неуспеваемость учащегося стала отмечаться комплексно, что, с одной стороны, дало возможность более широко оценивать знания и умения, но, с другой, понятие «отстающий ученик» перестало касаться только лишь одного из предметов общеобразовательного цикла. В понятие компетентности стали включать такие основные аспекты образовательной деятельности, как умение самостоятельно получать знания, пользуясь полученными ранее данными, умение критически оценивать материал, в том числе и поданный в учебниках, возможность сравнивать и сопоставлять факты, оперировать понятиями планирования и саморазвития.

Все вышеперечисленное касается не только отличников, в той же самой степени это относится и неуспевающим ученикам, разница только в том, умение учится и работать самостоятельно развито у них не столь сильно. Для стимуляции повышения успеваемости учеников с низким уровнем знаний были предусмотрены дополнительные виды работы, такие, как облегченные задания, индивидуальная работа с педагогом, контроль со стороны не только учителей или родителей, но также и одноклассников при проведении самостоятельных работ. Однако неизменными остались сами критерии оценивания, педагог обязан честно и беспристрастно оценивать уровень овладения материалом, без поблажек и скидок, единственное, что может предложить учитель неуспевающему ученику – доучить материал и повторно презентовать его.

Исходя из критериев оценивания, двойка и единица не являются синонимичными, уровень владения материалом отличается, как и требования, предоставляемые к тому, что и как делает учащийся. Так, к примеру, если для того, чтобы получить единицу, ученик обязан иметь нечеткие представления о предмете изучаемого материала, то для того, чтобы получить два бала, знания о предмете материала, который изучается должны быть ясными и осознанными. Более того, отметка 2 требует также воспроизведения незначительной части учебного материала, а также умения выполнять элементарные задачи при помощи опорного материала, подстановочных таблиц и не без помощи педагога.

В современном списке критерий знаний, умений и навыков учащихся также рекомендовано учитывать два аспекта, которые могут привести к неуспеваемости – качество мыслительной деятельности учащегося и его отношение к процессу получения знаний. На практике это означает, что педагог должен учитывать психологические особенности каждого ученика, а также проводить градацию оценивания материала в зависимости от вида его проведения. Так, самостоятельно подготовленные презентации, пусть и с небольшими допущениями, которые подготовил неуспевающий ученик, должны быть оценены в соответствии с критериями, установленными законодательно, без учета прежних промахов и успехов учащегося. В то же время постоянное и грубое нарушение дисциплины во время урока никак не должно влиять на оценку, полученную за овладение учебным материалом. Кроме того, в работе с неуспевающими учениками успешно применяется метод портфолио, что позволяет самому ученику отмечать уровень повышения знаний, контролировать, прогнозировать и планировать процесс получения знаний.

Именно метод портфолио позволяет сместить акцент незнания материала к индивидуальным достижениям ученика, при этом он сам видит результаты работы, способен их оценивать. Успешность применения именно этого метода в работе с отстающими для педагога заключается в том, что оценивает результат именно ученик, то есть риск несправедливой оценки сведен до минимума, а это дает возможность объективности оценивания без учета особенностей поведения неуспевающего ученика, ведь не секрет, что отсутствие успехов в овладении предметом часто бывает связана с плохим поведением, постоянными замечаниями и конфликтами.

Оценка два такая же отметка, как все остальные в пятибальной шкале оценивания, она может и обязана быть зафиксированной педагогом в журнале успеваемости, однако она не может быть основной, отсутствие продуктивности работы ученика может свидетельствовать о наличии проблем, которые не всегда могут быть связанными с образовательным процессом, но часто сказываются на нем.

Система оценивания в школе

Рособрнадзор предложил сменить традиционную пятибалльную систему оценок в общеобразовательных школах на 12-балльную. В ведомстве считают, что пора вводить «современные методики оценивания знаний». Заместитель главы Рособрнадзора Анзор Музаев в беседе с «Известиями» заявил, что российские власти много лет идут к тому, чтобы выстроить всероссийскую систему оценки качества. Центр мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ поддержал позицию Рособрнадзора в этом вопросе и заявил, что пятибалльная система оценки — это вчерашний день. Эксперты Центра отмечают, что по факту в школах существует четырехбалльная система, потому что «кол никому не ставят». «При этом учитель ставит три с плюсом, четыре с минусом. Надо легализовать эти плюсы и минусы», — считают в Центре.

На общероссийском родительском собрании 31 августа 2018 года с участием министра просвещения РФ с прямыми включениями из регионов также поднимался вопрос о реформе системы оценивания в школе. «Решение о необходимости оценок в российских школах надо предоставить экспертному сообществу, но в первых классах их быть не должно», — заявила министр просвещения России Ольга Васильева на общероссийском родительском собрании.»

Ранее Васильева отмечала, что пятибалльная система оценки в школах традиционна для России, и переход на другую систему вряд ли возможен и необходим, ведь пятибалльная система существует в стране 75 лет. Подобная система также используется во многих других странах. «Идеи перехода на другие системы витают постоянно. Сейчас обсуждение стало более активным. Кто-то предлагает использовать в качестве оценки даже ноль, кто-то — дойти до 100-бальной системы, чтобы максимально приблизиться к системе оценок в ЕГЭ», – рассказала Васильева и заметила, что инициаторы идей не предлагают четких критериев своих новых систем. Министр подчеркнула, что серьезных предложений насчет изменения системы оценок пока не поступало.

Вместе с тем некоторые общеобразовательные организации самостоятельно переходят на другие системы оценивания. Например, в конце марта педагоги одного из лицеев Красноярска перестали оценивать знания учеников по пятибалльной системе. Они заявили, что выставление оценок не стимулирует детей к обучению и не показывает реальный уровень знаний ребенка. Вместо обычных оценок учителя решили записывать в электронном журнале комментарии о достижениях, прогрессе и проблемах каждого ученика. Давайте разберемся, что же стоит за общепринятой системой оценивания в наших школах.

Справка: «Цифровая пятибалльная система была введена в России еще в 1944 году постановлением СНК РСФСР от 10.01.1944 №18. В настоящее время школьная система оценивания регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации», статьей 28, пунктом 3: «…образовательная организация обладает автономией в осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения».

Пятибалльная система заключается в определении знаний учащихся оценками, которые выставляются учителем на основании определенных критерий. Критерии по всем предметам разные, но можно определить общие требования для всех учебных предметов:

5 – «отлично» – используется в случае глубоко усвоения материала, убедительного ответа, отсутствия ошибок;

4 – «хорошо» – ставится в том случае, когда материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности;

3- «удовлетворительно» – используется при наличии некоторых знаний, которые ученик не может точно изложить, допускает ошибки;

2 – «неудовлетворительно» – свидетельствует о плохом понимании материала;

1 – «единица» — на практике такую оценку практически не используют, поэтому и конкретного определения для нее нет. Теоретически оценка 1(единица) свидетельствует об отсутствии представления о материале.

Пятибалльная система оценивания привычна и знакома многим, поэтому у родителей и учеников не возникает вопросов о критериях оценивания. Это является основным преимуществом данной системы, как и простота критериев оценки. В отличии от других способов оценивания, которые используют большее количество оценок, пятибалльная шкала включает не так много критериев, по которым определяется глубина понимания материала. Это занимает меньше времени на ответ ученика, а также на проверку работы преподавателем. Для того, чтобы определить верную оценку при десятибалльной системе оценивания, преподавателю необходимо задавать ученику множество дополнительных вопросов. При этом пятибалльная система предлагает конкретный уровень знаний для каждой оценки. Наличие большого числа оценок размывает грани между ними. Так, например, в пятибалльной системе оценивания существует большая разница между 5 и 3. Если взять десятибалльную систему оценивания, то разницу между 5 и 7, например, сложно выявить не только ученику, но и преподавателю.

Недостатки пятибалльной системы

В качестве основных недостатков называется неиспользование на практике таких оценок, как 2 и 1. Учителя используют чаще всего оценки 3, 4 или 5, а двойку, а тем более единицу, предпочитают не ставить. Поэтому система эта скорее «трехбалльная». Вредной привычкой можно назвать то, как учителя используют оценки «с минусом», «с плюсом»… Использование таких оценок снижают точность результата. Но даже подобного расширения шкалы педагогам порой оказывается недостаточно, что порождает такие диковинные отметки, как «четыре с двумя минусами» или «три с большим минусом». Очевидно, что подобное оценочное творчество порождается именно малой точностью стандартной шкалы. Наличие «плюсов» и «минусов» оставалось бы небольшим недостатком, если бы они были узаконены, и существовала возможность их учета при выведении итоговой отметки. Но при переносе в классные журналы все «плюсы» и «минусы» исчезают, что может приводить к необъективной оценке учащихся. Каждый, кто учился в школе, может привести немало подобных примеров. Большим недостатком пятибалльной шкалы является отличие от многих современных способов оценки знаний. Самый яркий пример – Единый Государственный Экзамен. Он является обязательным для выпускников каждой школы, от его результатов зависит дальнейшее обучение ребенка. При этом шкала оценивания на ЕГЭ является 100-балльной. Поэтому у учеников и родителей нередко возникают проблемы с анализом результатов экзамена, так как для них привычна пятибалльная шкала.

Недостатком всех балльных систем оценки многие специалисты называют отсутствие оценки прогресса ученика. Баллы выставляются только для конкретной работы, используются строгие критерии. При этом предыдущий уровень знаний ученика не учитывается. Это не позволяет преподавателю оценить прогресс ученика. Система образования с каждым годом претерпевает многие изменений. Поэтому пятибалльная система оценки знаний становится все менее актуальной. Не один год специалисты спорят о необходимости ее реформирования. Большинство зарубежных стран используют другие системы оценки, которые также имеют свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день остро стоит вопрос отмены вообще какой-либо балльной системы, так как оценки нередко становятся поводом для сильных стрессов учеников. При этом оценки не могут дать точной характеристики уровня знаний ребенка, а также не учитывают его прогресс, чем снижает мотивацию к учебе.

100-балльная система

Плюсы. Нет конфликта с ЕГЭ, также оцениваемого по 100-балльной шкале. Позволяет понять, сколько не хватает до идеала и наглядно увидеть прогресс, если учиться лучше.

Минусы. Может породить ощущение несправедливости при оценке творческих заданий. Как и другие оценочные системы, нацелена не то, чтобы все ученики выполняли задания только хорошо и отлично, что, понятное дело, в принципе нереально.

Система с присуждением мест (рейтингов)

Плюсы. Благодаря соревновательному духу дает мощный стимул к получению хорошего образования. Носит относительный характер (в этом месяце первый — один ученик, в следующем номером один может стать уже другой). Поднимаясь по ступенькам рейтинга, ребенок повышает свою самооценку. С помощью рейтинговой системы можно легко определять результат, выявлять и поощрять даже незначительный прогресс ученика.

Минусы. Создает серьезную конкуренцию среди школьников, не подталкивает учащихся к общению и взаимодействию, не формирует навыка работы в команде. Ученикам становится просто не выгодно сотрудничать. Постоянно в коллективе присутствуют явные аутсайдеры.

Критериальная система (за каждое выполненное задание или работу ученику выставляют одновременно несколько разных баллов по разным критериям).

Плюсы. Иностранный язык, допустим, может оцениваться по семи критериям, математика — по четырем. Таким образом четко выявляется, в каких областях достигнут успех, а где есть пробелы. Система не формирует перфекционизма, а также комплексов («я плохой, глупый, слабый»).

Минусы. При такой системе теряется эмоциональный компонент. Критериальная система не дает ощущения «я — отличник». Потому что чем более она дифференцирована, тем сложнее получить верхние и нижние оценки по всем критериям. А эмоции, не только положительные, но и отрицательные, — сильный стимул в учебе.

Зачет/не зачет (удовлетворительно/неудовлетворительно)

Плюсы. Не создает лишнего соперничества между учащимися, нацеливает ребят на получение результата.

Минусы. Очень тонкая грань между положительной и отрицательной оценкой. Нет мотивации к самосовершенствованию (выучить, сделать лучше, качественнее). Такой подход может перенестись и на другие сферы жизни, что ведет к снижению ее качества.

Отметки вовсе не выставляются

Плюсы. Создает психологический комфорт. Позволяет осознать: гнаться надо не за оценками, а за знаниями, и сконцентрироваться на учебе. Не испытывая оценочного невроза, некоторые дети начинают учиться заметно лучше. Не надо списывать, хитрить из страха получить плохую отметку, врать родителям и прятать дневник, если получил неудовлетворительную отметку.

Минусы. Для многих учеников меньше становится стимулов хорошо учиться. И им, и родителям сложно бывает объективно оценить, как усвоен материал.

А как выставляются оценки за границей?

Отметки были и есть в школах всего мира, причем с древнейших времен они не сильно изменились. Например, детям в Древнем Египте давали одну палочку за посредственный ответ и две — за хороший. Потом палочки стали просто чертить на ученическом пергаменте. Примерно так происходит и сейчас. Какая же система оценок сегодня в других странах? Может быть, нам есть чему у них поучиться?

Германия. 6-балльная шкала. В немецкой системе 1 балл — лучшая оценка, а 6 — худшая.

Франция. 20-балльная система. Надо заметить, что, за редким исключением, выше 17-18 баллов французским школьникам не ставят.

Италия. 30-балльная система. Наиболее дифференцированная шкала среди европейских стран. У самых лучших учеников в тетрадках — «тридцатки».

Великобритания. Словесная система. В некоторых английских школах вместо цифровой отметки в тетради или дневнике ученика можно увидеть запись типа «на уроке отвечал в основном без ошибок», «домашнее задание выполнено средне», «контрольная работа написана в целом неплохо».

США. Буквенная система (A-F). Американские школьники получают «индекс качества» от А до F. Отметка «А» выставляется в том случае, если ученик правильно выполнил более 90% задания, отчасти она соответствует привычным для нас «5» баллам.

Япония.100-балльная шкала. Удивительно, но в Японии часто бывает ситуации, когда отметка выставляется не одному конкретному ученику за выполненное задание или решенный пример, а всему классу сразу — одна коллективная оценка.

Критический анализ традиционной системы оценивания: этический аспект.

В российских школах почти повсеместно используется пятибалльная система оценивания учебных достижений учащихся. Многие исследователи отмечают, что эта система нуждается в совершенствовании. Причем некоторые говорят об этом в весьма резкой форме: «необходимость модернизации отечественно контрольно-оценочной модели назрела уже давно», «свои соображения высказали научные работники, преподаватели техникумов, учителя. Все они считают пятибалльную систему безусловным анахронизмом». Многие авторы (Абасов З.А., Амонашвили Ш.А., Архангельский С.И., Гузеев В.В., Звонников В.И., Карнаухова М.В., Ксензова Г.Ю., Пидкасистый П.И., Подласый И.П., Челышкова М.Б и др.) провели достаточно полный анализ недостатков традиционной системы оценивания: низкая информативность отметки, низкая дифференцирующая способность, отсутствие ясных правил вывода итоговых отметок, одинаковый вес любых отметок и т.д. Из перечисленных выше авторов больше всего внимания этой стороне вопроса уделил Ш.А. Амонашвили.

В его исследованиях балльная система оценивания подвергается уничтожающей критике, в том числе и с нравственной стороны.Какие же недостатки традиционной системы оценивания приводят к результатам, имеющим очевидную этическую окраску? Низкая разрешающая способность системы оценивания и ограниченность ее шкалы сверху неизбежно приводят к тому, что ученики, имеющие разный уровень учебных достижений, могут быть оценены одинаковой отметкой. Понятно, что все разнообразие учебных успехов и неудач практически невозможно уложить в прокрустово ложе пятибалльной системы. Наличие всего четырех отметок приводит к тому, что зачастую одинаковую итоговую отметку по предмету получают ученики, чей уровень знаний серьезно различается. Такие факты дают почву для разговоров о «несправедливости» отметок и приводят к их обесцениванию. В любом случае, параллельное существование официальной и «расширенной» шкалы подрывает доверие к системе оценивания. Стоит отметить и еще один аспект, который обычно ускользает из поля зрения. Низкая разрешающая способность приводит к тому, что отметка часто оказывается незаслуженной. Выведение итоговой отметки с использованием округления часто порождает ситуацию, когда отличную отметку получает ученик, который заметную долю материала на «отлично» не знает. Так при текущих отметках «5», «4», «5», «4», «5» – итоговой отметкой окажется «пятерка». Ссылка на то, что подобное округление производится «в пользу ученика», только маскирует этическую неоднозначность положения, в котором ученик получает отметку, не соответствующую его уровню знаний. Понятно, что все эти расплывчатые формулировки: «оставляет за учителем право», «как правило», «наибольшее значение придается» точно отражают сложившуюся за долгие годы практику, которая выражается словами: «На усмотрение учителя». Итак, неопределенность правил выведения итоговых отметок заставляет учителя в спорных случаях брать роль судьи на себя, что приводит к целому ряду последствий. С одной стороны, это закрепляет «особую» роль учителя. Он выступает теперь не только как эксперт в своей предметной области, но и как «оценщик» совсем других проявлений ученика. Часто в спорной ситуации учителя склонны учитывать такие весьма эфемерные материи, как отношение к предмету, старательность, систематичность занятий, стабильность результатов. С другой стороны, ученик в такой ситуации получает очень важный жизненный урок. Он понимает, что многие сложные ситуации не регулируются законом, и что кто-то может взять на себя функцию «регулировщика». Хотя ни в коем случае нельзя сказать, что такие действия учителя незаконны. Как раз несовершенство закона, наличие неясностей в правилах выведения отметок и предполагает «особую» роль учителя как интерпретатора закона, своего рода дополнительного источника права. Ученик в этой ситуации чаще всего остается пассивным и бесправным наблюдателем.

Есть и другой пример, не связанный напрямую с отметками, но очень хорошо показывающий пассивность ученика и его зависимость от учителя как носителя власти. Это право учителя на опрос ученика на любом уроке и практическая невозможность отказа от ответа — для ученика. 10 сентября 2018 года Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования и науки запустила на сайте Общественной палаты опрос о том, по какой системе стоит оценивать знания учеников в школе. Выразить свое мнение можно до 25 сентября на портале Общественной палаты РФ. Комиссия по развитию образования и науки решила обратиться к педагогам и их родителям с просьбой высказать свое мнение по поводу безоценочных технологий с первого по девятый класс. Участнику опроса, запущенного на сайте ОП, предстоит ответить на пять вопросов. «Нам интересно мнение и тех, кто получает оценки, то есть мнение самих школьников. Результаты всероссийского опроса мы объявим на пресс-конференции, которая пройдет в Общественной палате 28 сентября 2018 года», — сообщает первый заместитель председателя комиссии по развитию образования и науки Людмила Дудова.

Все желающие могут принять участие! Мы призываем и вас, наши читатели, участвовать в данном опросе, потому как он организован из-за обращений родителей и учителей с предложениями отменить традиционную систему оценивания достижений школьников.

Нормы выставления оценок во 2 — 4 классах статья (2 класс) на тему

НОРМЫ

оценки знаний умений и навыков учащихся

при проверке письменных контрольных и

самостоятельных работ и устных ответов

в начальной школе (2- 4 классы).

1. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа, состоящая из примеров:

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

Отметка «3» – 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубых ошибки.

Отметка «2» – 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» –1-2 негрубые ошибки.

Отметка «3» –1 грубая и 3-4 и более негрубых ошибки.

Отметка «2» – 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа:

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

Отметка «3» – 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения должен быть верным.

Отметка «2» – 4 и более грубых ошибки.

Контрольный устный счет:

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – 1-2 ошибки.

Отметка «3» – 3-4 ошибки.

Отметка «2» – 5 и более ошибок.

Грубые ошибки:

1.Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2.Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

4. Не решена до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

1. Нерациональный прием вычислений.

2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.

3. Неверно сформулированный ответ задачи.

4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

5. Не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

2. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

2.1. ДИКТАНТ.

Объем диктанта:

1-й класс – 15-17 слов.

2-й класс – 1-2 четверть – 25-35 слов.

3-4 четверть – 35-52 слова.

3-й класс – 1-2 четверть – 45-53 слова.

3-4 четверть – 53-73 слова.

4-й класс – 1-2 четверть – 58-77 слов.

3-4 четверть – 76-93 слова.

Отметка «5» – за работу, в которой нет ошибок.

Отметка «4» – за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

Отметка «3» – за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

Отметка «2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).

Ошибкой считается:

1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.

2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).

3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание:

2 исправления считаются за 1 ошибку.

Примечание.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения.

При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Например, ошибка на невнимание в меньшей мере влияет на оценку, чем ошибки на изученное правило, в особенности на давно изученные орфограммы.

2.2. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Отметка «3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий

Отметка «2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

2.3. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Отметка «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

Отметка «4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка и 1-2 исправления.

Отметка «3» – за работу, в которой допущены 2-3 ошибки и 1-2 исправления.

Отметка «2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.

2.4. СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Объем:

2-й класс – 8-10 слов.

3-й класс – 10-12 слов.

4-й класс – 12-15 слов.

Отметка «5» – без ошибок.

Отметка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.

Отметка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.

Отметка «2» – 3-5 ошибок.

3. СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае

первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

3.1. ИЗЛОЖЕНИЕ.

Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

Отметка «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка «5» – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка «4» – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка «3» – имеются 3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка «2» – имеются более 6 орфографических ошибок.

3.2. СОЧИНЕНИЕ.

Отметка за содержание и речевое оформление:

Отметка «5» – логически последовательно раскрыта тема.

Отметка «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

Отметка «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

Отметка «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка «5» – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка «4» – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка «3» – имеются 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

Отметка «2» – имеются более 6 орфографических ошибок.

4. НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.

5. НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

2-й класс.

Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами.
— читает плавно целыми словами во 2 полугодии;
-верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;
— умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
— понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком.
— допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
— правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;
— знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
— осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя.
— читает медленно по слогам, темп чтения — не менее 25 слов в минуту;
— допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями;
— пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;
— знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
Оценка «2» ставится ученику в том случае, если он:
— читает по буквам, темп чтения — менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя;
— при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.
3-й класс.

Оценка «5» ставится ученику, если он:
— понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами.

— читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
— самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
— понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
— читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова — по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
— правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
— знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка «3» ставится ученику, если он:
— читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
— переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок — замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
— последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
— читает монотонно, по слогам или отдельные слова читает целиком.
— допускает более 6 ошибок;
— искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;
— при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.
4-й класс.

Оценка «5» ставится ученику, если он:
— читает осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности.
— читает бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию.

— полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;
— самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
— знает и выразительно читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
— читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы.
— делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз, составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
— самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
— читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
— читает целыми словами, недостаточно выразительно, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок.
— передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. с помощью наводящих вопросов учителя.
— воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
— читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное
— не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок
— пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
— не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить
главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
— при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Оценка за чтение должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения ученика.

Объем прочитанного на оценку должен быть не менее: в 1-м классе — 1/4 страницы, во 2-м классе -1/3 страницы, в 3-м классе -1/2 , в 4-м классе 3/4 страницы учебной книги для чтения.

Критерии оценивания ответов учащихся во 2-4 классах

Критерии отслеживания результативности деятельности по математике во 2-4

классах (предметный уровень).

Письменные работы (Контрольные рассчитаны на весь урок, самостоятельные – 15-20 минут)

Работа, состоящая из примеров:

Оценка «5» – работа без ошибок.

Оценка «4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.

Оценка «3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

Оценка «2» – 4 и более грубых ошибок.

Работа, состоящая из задач:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» – 1–2 негрубых ошибки.

Оценка «3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.

Оценка «2» – 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)

Оценка «5» ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;

Оценка «4» ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

Оценка «2» ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна

вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5

вычислительных ошибок.

Грубые ошибки:

1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,

лишние действия).

4. Не решённая до конца задача или пример.

5. Невыполненное задание.

6. Ошибки при выполнении чертежа.

Негрубые ошибки:

1. Неверно сформулированный ответ задачи.

2. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

3.Недоведение до конца преобразований.

4.Нерациональный прием вычислений.

5. Неправильно поставленный вопрос к действию при решении задачи.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не

снижается.

За неряшливо оформленную работу оценка по математике может быть снижается

на 1 балл, но не ниже «3», и не в контрольной итоговой работе

Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится ученику, если он: а) при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; б) производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверять произведенные вычисления; в) умеет самостоятельно решить задачу; правильно выполняет задания практического характера.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании учителя о том, что он допустил ошибку.

Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не

справляется с решением задач и примеров.

Оценка «1» ставится ученику в том случае, если он обнаруживает полное незнание программного материала и не приступает к выполнению задания.

Критерии отслеживания результативности деятельности по русскому языку во 2-4

классах (предметный уровень).

Проверка и оценка устных ответов. Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ, обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания, отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной неточности в речи.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Диктанты

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок, допускается 1-2 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2 орфографических ошибок или 4 недочетов, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок или 8 недочетов. Работа написана небрежно.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором 6 и более орфографических ошибок или более 8 недочетов, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

 нарушение правил орфографии при написании слов;

 неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями;

 пропуск, перестановка, замена букв, слогов в словах;

 замену слов;

 отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса

За ошибку в диктанте не считаются:

 ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

 единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

предложения записано с заглавной буквы;

 единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

 два исправления;

 две пунктуационные ошибки;

 повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

 повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);

 дважды записанное одно и то же слово в предложении;3

 неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких

слов) на одно и то же правило;

 перенос слова.

.Грамматические задания.

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и исправления. Высокий уровень: 90% -100%.

Оценка «4» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень выше среднего: 65%- 89%.

Оценка»3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий. Средний уровень: 51% — 64%.

Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий. Низкий уровень: менее 50%

Словарный диктант.

Оценка «5» – работа без ошибок.

Оценка «4» – 1 ошибка и 1 исправление.

Оценка «3» – 2 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» – 3–5 ошибок.

Ошибкой считается любая допущенная орфографическая ошибка, включая пропуск и замену букв.

Изложения и сочинения

К работам творческого характера относятся свободный диктант, изложение, сочинение, рассказ по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательные оценки за них не выставляются.

Во 2-4 классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка с учётом содержания, речевого оформления и грамотности написания слов.

Оценка «5» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

 правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря,

правильность речевого оформления (допускается 1 речевая неточность);

б) грамотность:

 нет грубых орфографических и пунктуационных ошибок;

 допускается 1 -2 исправления.

Оценка «4» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

 правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

 допускается 1-2 речевых или фактических недочета, или недочёт в содержании и построении текста.

б) грамотность:

 1-2 орфографические и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «3» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

 имеются отступления от авторского текста;

 отклонение от темы;

 допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 1-2 предложений;

 беден словарь;

 имеются речевые неточности;

 3-5 речевых недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

 3-5 орфографических и не более 2 пунктуационных ошибок, 1-2 исправления.

Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

 работа не соответствует теме;

 имеются значительные отступления от авторского текста;

 много фактических неточностей;

 нарушена последовательность изложения мыслей;

 отсутствует связь между частями работы, отдельными предложениями;

 словарь однообразен;

 более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;

б) грамотность:

более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.

Контрольное списывание

Оценка » 5 » ставится:

 нет ошибок и исправлений;

 работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

Оценка «4» –1 ошибка или 1-2 исправления (2 — 4 кл.);

Оценка «3» –2-3 ошибки и 1 исправление (2 — 4 кл.);

Оценка «2» – 4 и более ошибок (2 — 4 кл.);

За ошибку в списывании считается практически любая допущенная ошибка орфографического и пунктуационного характера.

За одну ошибку в списывании считаются те же варианты недочетов, которые даны для оценивания диктантов.

5. Критерии отслеживания результативности деятельности по математике во 2-4

классах (предметный уровень).

Комбинированная работа, диагностическая работа

Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, допускается 1 ошибка и

исправления. Уровень высокий: 90% -100%.

Оценка «4» ставится, если ученик безошибочно выполнил не менее 3/4 заданий. Уровень

выше среднего: 65%- 89%.

Оценка»3″ ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Уровень средний: 51% — 64%.

Оценка «2» ставится: если ученик не справился с большинством заданий.

Низкий уровень: менее 50

Критерии отслеживания результативности деятельности по литературному

чтению во 2-4 классах.

Нормы оценок по литературному чтению

Чтение наизусть

Оценка выставляется в классный журнал (в столбик) всем учащимся на следующем

уроке.

Оценка «5» — твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка»4″ — знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении

перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» — читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение

текста.

Оценка «2» — нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит

текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1. Правильная постановка логического ударения

2. Соблюдение пауз

3. Правильный выбор темпа

4. Соблюдение нужной интонации

5. Безошибочное чтение

Оценка «5» — выполнены правильно все требования

Оценка «4» — не соблюдены 1-2 требования

Оценка «3» -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «2» — допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова

2. Подбирать правильную интонацию

3. Читать безошибочно

4. Читать выразительно

Оценка «5» — выполнены все требования

Оценка «4» — допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка «3» — допущены ошибки по двум требованиям

Оценка «2» -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка «4» -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.

Оценка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного.

Критерии отслеживания результативности деятельности по окружающему миру

во 2-4 классах.

В рамках курса «Окружающий мир» разнообразные полученные школьниками знания должны позволять им описывать свои наблюдения, помогать отвечать на возникающие у них вопросы. Фактически нужны прочные знания и навыки использования данных знаний при решении заданий различного уровня.

Способы оценивания:

 Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и итоговых работах (1-2 кл.), в проверочных и контрольных работах (3-4 кл.).

 Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.

По итогам проверочной, самостоятельной, контрольной работы оценка ставится всем ученикам.

Критерии оценки:

Оценка «5» ставится, за решение нестандартной задачи (ответ на вопрос), где потребовалось применить знания по новой теме или знания и умения уже отработанные, но в непривычной ситуации.

Оценка «4» ставится за решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Оценка «3» ставится, если при выполнении типовой задачи ученик допустил 1-2 фактические ошибки.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Памятка «Критерии оценивания учащихся во втором классе»

Критерии оценивания во 2 классе

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Диктант «5» — без ошибок. «4» — 1-2 ошибки. «3» — 3-5 ошибок. «2» — более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте: 1. Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку. (зеленеть-зилинеть 2 ош. На орф. –безударная гласная в корне слова- счит 1 ош) 2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки. (в тексте 5 ош на правило буквосочетание жи-ши- счит как 2 ош)

Ошибкой считается: 1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки (так сказать на невнимательность) пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах. 2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами (словарные слова). 3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент (. ! ?). Отсутствие точки в конце предложения не считается ошибкой, если следующее предложение написано с большой буквы. (Если же есть точка, а след слово с мал буквы- это ошибка).

Примечание При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик не влияют на оценку, за исключением контрольного списывания. Оформление работы так же не должно влиять на оценку. При оценивании работы принимается во внимание каллиграфический навык. (красной пастой исправляю, но оценку не снижаю- за диктанты и к/р, напомню).

Грамматические задания «5» — без ошибок. «4» — правильно выполнено больше половины заданий (прав вып 3) «3» — правильно выполнено не менее 1 задания. (из 4ёх заданий выполнено 1-2 ) «2» — ни одного выполненного задания.

Контрольное списывание(работа на проверку умения списывать без ошибок и исправлений, соблюдая пунктуацию, абзацы, каллиграфия)

«5»- за безукоризненно выполненную работу в которой нет ошибок и исправлений; «4»- за работу в которой допущена 1 ош и 1-2 исправ; «3»- допущены 2-3 ош и 1-2 исправ; «2»- допущ 4 и более ошибок и исправ.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа, состоящая из примеров: «5» — без ошибок. «4» — 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки. «3» — 2 – 3 грубые и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 -5 негрубые ошибки. «2» — 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач: «5» — без ошибок. «4» — 1 – 2 негрубые ошибки. «3» — 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки. «2» — 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа: «5» — без ошибок. «4» — 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки «3» — 2 – 3 грубые и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «2» — 4 и более грубых ошибки.

Негрубые ошибки: 1. Нерациональный приём вычислений. (решил другим способом, но пришёл к правильному ответу) 2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. 3. Неверно сформулированный или дан неполный ответ задачи. 4. Неправильное списывание данных, чисел, знаков. (неверно списал пример или условие задачи- соответственно ответ будут иным) 5. Не доведённые до конца преобразования. (например при сравнении величин- 1см 5 мм ( ) 20мм (для сравнения- нам нужно преобразовать величину слева. Для удобства внизу или вверху делается запись , что слева 15 мм ( ) справа 20мм — если такой записи нет, считается негрубой ошибкой. За грамматические ошибки оценка по математике не снижается.

Грубые ошибки: 1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах; 2. Ошибки на незнание порядка ариф действий; 3. Неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действия, лишние действия); 4) Не решена до конца задача или пример; 5) Невыполненное задание

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Навык чтения Контрольная проверка навыка чтения оценивается по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность. Оценка «5» ставится, если выполнены все 4 требования. Оценка «4» ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. Оценка «3» ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два-три других требования. Оценка «2» ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Пересказ Оценка «5» — пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4» — допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их Оценка «3» — пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» — не может передать содержание прочитанного.

Стихи «5»- твердо, наизусть знает текст стихотворения, читает его выразительно; «4»- знает наизусть стих, но допускает единичные ошибки- сам их исправляет; «3»- нарушает последовательность, допускает речевые ошибки (неправильная постановка ударения, искажение или недоговаривание окончаний слов)- ошибки исправляет с помощью учителя; «2»- нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *