Образование директора школы

>
Требования к кандидату на должность руководителя образовательной организации

Содержание

Требования к должности руководителя образовательной организации

Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам (ч. 2 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

В настоящее время необходимо руководствоваться квалификационным справочником — ЕКС работников образования.

В соответствии с ЕКС работников образования к квалификации по должности руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательной организации предъявляются следующие требования:

  • высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»;
  • стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет

или

  • высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики;
  • стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Ограничения на занятие должности руководителя образовательной организации

Для руководителя организации установлены ограничения. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством (ч. 3 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

К педагогической деятельности не допускаются лица (ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ):

  1. лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  2. имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления:
    • против жизни и здоровья;
    • свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы);
    • половой неприкосновенности и половой свободы личности;
    • семьи и несовершеннолетних;
    • здоровья населения и общественной нравственности;
    • основ конституционного строя и безопасности государства;
    • мира и безопасности человечества;
    • общественной безопасности.

Исключение — случаи, которые предусмотрены частью 3 статьи 331 Трудового кодекса РФ.

К педагогической деятельности могут быть допущены при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, о допуске их к педагогической деятельности:

  • лица из числа указанных в абзаце 3 части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести;
  • и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Исключение — преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Даже если совершено преступление небольшой тяжести из данной категории преступлений — запрет продолжает действовать и получить разрешение не получится.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце 3 части 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Дополнительное ограничение установлено для лиц, которые уже имеют основное место работы. Должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации не могут исполняться по совместительству (ч. 5 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Аттестация кандидатов на должность руководителя государственной (муниципальной) образовательной организации

Могут быть установлены процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое) (ч. 2 ст. 275 Трудового кодекса РФ):

  • трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,
  • учредительными документами организации.

Такая процедура предусмотрена для руководителя и кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации. Они проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций (ч. 4 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

МКандидат на должность руководителя образовательной организации должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь уровень высшего образования;
  • иметь необходимый образовательный ценз, установленный ЕКС работников образования;
  • иметь необходимый трудовой стаж, установленный ЕКС работников образования;
  • быть дееспособным;
  • не иметь заболеваний, которые предусмотрены перечнем;
  • не иметь судимостей (не подвергаться уголовному преследованию) за преступления, предусмотренные Трудовым кодексом РФ;
  • пройти аттестацию в порядке, установленном учредителем;
  • не состоять в трудовых отношениях с другими работодателями, если эта работа является для руководителя основной.

Директор школы: в чем его обязанности?

Директор школы – это главное должностное лицо образовательного учреждения. Он возглавляет администрацию школы, руководит педагогическим советом и деятельностью учебной организации. Директор школы – это ответственная и серьезная профессия, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель.

О профессии «директор школы»

Директор школы руководит работой школы и коллектива. В его основные обязанности входит координация деятельности учителей. Специалист данного профиля нанимает педагогов на работу, оказывает им помощь при ведении образовательной деятельности (направляет на курсы повышения квалификации, переаттестацию, предоставляет необходимые ресурсы для педагогической работы и т.д.), контролирует составление расписания, общается с родителями и решает организационные вопросы.

Должность директора школы – почетная и ответственная, требующая от работника самоотдачи, любви к своей профессии и желания постоянного совершенствования работы образовательного учреждения.

Профессиональные обязанности директора

Директор – главное лицо в школе, поэтому он отвечает за организацию деятельности в образовательном учреждении, начиная с работы педагогов и заканчивая выполнением обязанностей техническим персоналом, бухгалтерскими расчетами и пр. В профессиональные обязанности директора средней школы входит:

  • руководство учебной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения, которое не перечит уставу и правовым нормативным актам;

  • организация работы школы и обучение учеников согласно государственным стандартам образования;

  • утверждение рабочего расписания, планов, учебных программ и пр.;

  • создание условий, обеспечивающих безопасность учащихся и сотрудников образовательной организации во время учебной деятельности (соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных требований и пр.);

  • обеспечение питания и медицинского обслуживания учащихся;

  • прием на работу и увольнение педагогов и сотрудников учебного заведения, определение их профессиональных обязанностей, обеспечение профессионального роста педагогов (направление преподавателей на курсы переподготовки, повышение квалификации и пр.);

  • руководство педагогическим советом;

  • поощрение лучших сотрудников наградами и премиями;

  • общение с родителями;

  • подготовка отчетов и т.д.

Директор школы выполняет множество разноплановых задач и несет ответственность за невыполнение своих должностных полномочий.

Как стать директором школы

Директор школы может быть выбран среди учителей, работающих в этом образовательном учреждении, либо приглашен из другой организации. Чтобы стать директором, необходимо пройти государственную аттестацию и соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату на эту вакансию.

Претендент должен обладать высшим педагогическим образованием, стажем работы по специальности более 5 лет, и пройти курс повышения квалификации в сфере «менеджмента», «управления» и т.д. Второй вариант: кандидат должен обладать высшим образованием по направлению «управление предприятием», «управление персоналом» и пр., и стажем работы в должности преподавателя более 5 лет.

Личностные качества директора школы

Директор – это сложная, ответственная профессия, требующая определенных личностных качеств. Директор школы должен:

  • обладать организаторскими способностями и аналитическим складом ума;

  • знать психологию, педагогику, управление деятельностью сотрудников организации;

  • владеть грамотной устной и письменной речью;

  • иметь развитые коммуникативные способности;

  • быть требовательным, справедливым, стрессоустойчивым.

Директор выполняет множество задач, справиться с которыми может только ответственный, целеустремленный человек с развитыми лидерскими качествами и способен найти выход практически из любой ситуации.

Как найти работу директором школы

Чтобы получить работу директора школы, требуется грамотно оформить резюме и откликаться на вакансии. При этом требуется позиционировать себя, как опытного работника, способного справиться с новой должностью. При рассмотрении резюме работодатели обращают внимание на педагогический опыт, образование, участие кандидата в конференциях, на пройденные курсы повышения квалификации и т.д.

Сколько получает директор школы?

Средняя зарплата директора школы в России зависит от региона проживания и места работы. В Москве оклад по этой специальности составляет 80 тыс. руб. В других регионах России заработная плата директора школы может варьироваться от 35 до 75 тыс. руб.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая должность, профессия «директор школы» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • высокая заработная плата;

  • длительный летний отпуск;

  • комфортные условия труда.

Среди минусов профессии можно выделить следующие:

  • большая ответственность;

  • сильная загруженность в течение рабочего дня;

  • решение часто возникающих конфликтных ситуаций;

  • подготовка отчетов для руководства.

Кто в школе власть?

Жизнь современного директора школы — это жизнь человека на вулкане. Он всегда где-то между молотом и наковальней, между двух огней, между Сциллой и Харибдой. С одной стороны у него дети: пока они находятся на территории школы, директор отвечает за их образование, за их жизнь, за здоровье. С другой стороны у него учредитель, который имеет свои, государственные задачи. Как подружить одно с другим? Непростой вопрос. Директору приходится вырабатывать нетривиальные решения.

Сейчас специалисты активно пользуются понятием hidden curriculum – «скрытая программа или школьная среда как учитель». Атмосфера в школе и межличностные отношения зачастую делают больший вклад в образование, чем уроки. События взросления происходят на переменах. Приведу один пример. Я был директором старшей школы, и у меня учился Витя — очень шустрый парень. Однажды я застал его за тем, как он, практически рыдая, что-то искал впотьмах за лестницей. Я спросил: «Вить, что случилось?» Он говорит: «Потерял кольцо. Мы с одной девушкой решили дружить всю оставшуюся жизнь, и кольцо было как символ этого». Я говорю: «Слушай, но ты же не потерял то, что оно символизирует». И его «пробило» на месте. Он потом долго еще вспоминал при мне эту сцену.

А есть ли стандарт, которому директор должен соответствовать?

Мы всерьез обсуждали с детьми учебный план, предоставляя выбор, спрашивая: «Зачем? Почему ты это выбираешь?»

Здесь два аспекта. Первый: Профессиональный стандарт. С моей точки зрения нужный и важный документ. Но он довольно сложный. И это скорее стандарт-барьер. Если есть минимальное соответствие, то человек с нужной квалификацией, с подходящим образованием, с пониманием законодательства и так далее — может занять эту должность. А дальше колоссальный диапазон для творчества в том, что касается личного самоопределения, взаимодействия с учениками, учебного плана. Мы проводили любопытное исследование. Обсуждали с детьми учебный план (особенно для старшеклассников это важно), обсуждали всерьез, предоставляя выбор, спрашивая: «Зачем? Почему ты это выбираешь?»

Это распространенная практика или хотелось бы, чтобы так было везде?

Хотелось бы, конечно. Для современного мира, для компетенций, профессионализма директора и учителей — это, с моей точки зрения, неотъемлемая часть.

Диалог?

Да, разговор с учеником. Вовлечение его как субъекта, как участника собственного образования. Без этого полноценное образование невозможно. Для исследования мы взяли 90 школ и типизировали их относительно наличия диалога. У нас получилось три типа. Первый: его совсем нет… Второй: условно говоря, есть профориентация. А третий: с детьми обсуждают их личные перспективы и планы, спрашивают «зачем» и «почему», описывают возможности. И у нас получилась потрясающая цифра. Дети из школ третьего типа в 25 раз чаще поступали в университет, чем дети из самого, скажем так, неважного типа школ.

Есть школа, и есть семья. Каким образом можно наладить коммуникацию между родителями и школой — в данном случае в лице директора как последней инстанции в рамках этой школы?

Школа — не услуга, а программа. И эта программа предлагается для усвоения ребенку и, в некотором смысле, семье.

Очень объемный и сложный вопрос. Первое, что я бы хотел отметить: есть очевидный крен в сторону того, чтобы представить школу как место предоставления услуг. С моей точки зрения, это плохой крен, потому что школа — не услуга, а программа. И эта программа предлагается для усвоения ребенку и, в некотором смысле, семье. Другое дело, что она может не нравиться семье как программа. Это очень плохой тренд, и он совершенно деструктивно отражается на общении учителя и семьи, директора и семьи. А особенно деструктивно — на образовании ребенка. Поскольку получается, что для образования не нужно усилий, а нужно со своей стороны что-то требовать, как ты требуешь, я прошу прощения, в парикмахерской.

Разговор должен быть на троих: школа, семья и, собственно, ребенок. Приведу еще пример. Мы в школе всегда проводили среди родителей большие опросы, чтобы понять, довольны они качеством образования или нет. Через анкеты мы всегда выявляли референтную группу — родителей, которым небезынтересно образование ребенка, которые действительно думают о нем. Второй признак референтной группы состоял в том, что эти родители думали примерно в том же направлении, что и педагогический коллектив.

Мы знаем, что только 5% действующих директоров получали специальное образование перед занятием должности. Соответственно, это в основном педагоги, которые имеют какой-то определенный педагогический и жизненный опыт — они и стали директорами школ.

Директор, конечно, должен достаточно четко понимать, какую педагогическую концепцию, идею он продвигает. Если у него, условно говоря, школа комфорта, то, соответственно, этот комфорт должен быть везде: и на перемене, и на уроке, и на территории школы за пределами крыльца.

Насколько вы успешный директор? Пройдите опрос и узнайте, в чем ваши сильные стороны, а над развитием каких качеств стоит поработать.

А какая концепция может быть полярно противоположной школе комфорта?

Дело в том, что человеческое развитие парадоксально. А детское — в особенности. Комфорт человек испытывает, преодолев трудность. Понимаете, какая штука? И здесь хорошо бы вспомнить просто диалектику, некоторое ритмичное устройство жизни. Кстати, вопрос утомления детей связан с тем, что отсутствует ритм и отсутствуют трудности, которые можно преодолевать. Есть всего две группы риска: недогруженные дети и перегруженные. У перегруженных не хватает личных ресурсов для решения задачи. А недогружены, кстати, обычно подростки.

Директор — это начальник, а любому начальнику (большому, маленькому — неважно) крайне сложно самокритично относиться к себе. Насколько вы считаете важным наличие такого инструмента у директора, как самодиагностика?

Если директор не имеет обратной связи о самом себе, то он быстро превращается в комичного персонажа. Конечно, честная рефлексия, обсуждение — это то, что принципиально важно для директора. Но и без того нагрузка на него колоссальная.

Директор решает очень серьезные внутренние конфликты, часто граничащие с экзистенциальными вопросами, с вопросами жизни и смерти. В общем, очень напряженная профессия. Человеку не хватает времени заниматься собой, квалифицированными исследованиями своей же школы, себя. Потому что некогда поднять голову. А если некогда поднять голову — он остается на одном и том же уровне. И, значит, сложность вопросов, которые он в состоянии решить, тоже остается на каком-то низком уровне. А если мы, наоборот, предоставляем возможность обмена профессиональным мнением, возможность для самодиагностики, диагностики школы как объекта… Он же сложнейший. По-моему, нет более сложного объекта, чем школа. Что может быть сложнее, чем растущий ребенок? По-моему, ничего.

В сферу ваших интересов, как психолога, входит конфликтология и разрешение конфликтов. Возьмем известную историю про конфликт в школе Тубельского (в интернете легко найти о нем информацию). Конфликт был сконцентрирован вокруг личности директора. Объясните в двух словах причину конфликта и путь разрешения.

Во-первых, я бы квалифицировал эту ситуацию как кризис, а не как конфликт. Одна сторона права по-своему, и другая права по-своему. Ситуация продолжается как феномен глухоты сторон. Феномен, переговоры в котором невозможны.

Конфликт зашел в острую стадию, в том числе и потому, что родители оказались достаточно активны.

Да, они проявили себя как сторона. Если бы обе стороны оформились, и если бы у них был рабочий процесс, переговорный процесс — тогда это был бы конфликт, имеющий перспективы разрешения. А это кризис, который разрушил отношения. Он требовал перестройки сторон, потому что обе они претендуют на окончательное решение и никуда не сворачивают со своей тропинки.

Это такая история про Гарри Гаррисона и неукротимую планету.

Да, что-то в этом духе. Само оформление ситуации — оно тупиковое, из него нет выхода. Ее нужно переоформить, переоформив отношения. Они остро нуждаются в юридической помощи.

Это очень хороший ход для установления кооперативных отношений между родителями, школой и директором. Если на стороне родителей есть профессиональный юрист, который хорошо разбирается в гражданских отношениях, то он может реально оказать помощь в решении проблем школы и создать основу для того, чтобы сторона родителей и сторона школы работали совместно.

Мне непонятны разговоры про менеджеров. Что это значит? Человек-тире-процедура? Если он не понимает суть дела, то чем он может управлять? Да ничем, если он не понимает, что такое услуга по своему предмету.

Конечно. Я думаю, что важнейшее значение для современного директора имеет разбор кейсов, случаев. Особенно случаев, которые при первом приближении кажутся экзотичными, но на самом деле могут серьезно помочь директору. Также директору помогает интенсивная форма подготовки личных навыков: тренинги, игры, разработка собственных проектов — так, чтобы со сверхзадачей, на долгую перспективу, всерьез и содержательно. Я думаю, что образование директора должно складываться постепенно, шаг за шагом. В качестве первого шага рассматриваю классическую предметную подготовку (математика, или биология, или химия, или физика и т.д.). Чтобы у человека была понятная предметная содержательная база. Потому что изучение каких-то мета-вещей без предмета — с моей точки зрения полная бессмыслица. Мне вообще непонятны разговоры про менеджеров. Что это значит? Человек-тире-процедура, что ли? Но если он не понимает суть дела, то чем он может управлять? Да ничем, даже на уровне парикмахерской — если он не понимает, что такое услуга по своему предмету.

Второе, что с моей точки зрения очень важно для директора, – педагогика и психология. Причем эти сестры довольно разные, довольно капризные. Их нельзя назвать, строго говоря, науками. Речь идет об агломерации практик, представлений, концептов, моделей, принципов, теорий. Это рефлексивная часть, потому что без самостоятельного действия и взгляда на это действие нельзя понять предметность ни психологии, ни педагогики. Первое, что доступно человеку в изучении педагогики — это он сам.

И третье, конечно, уже управленческие навыки: нужна квалификация управленца более или менее высокая, но минимально достаточная для деятельности директора.

Если бы вы спросили, какая идеальная, с моей точки зрения, последовательность, я бы выстроил так. Первые четыре года — предмет. Потом два года — педагогика и психология. Не в том смысле, что позанимался два года и закончил, а что стартовал, два года позанимался этим интенсивно — а потом продолжаешь это изучать на протяжении всей жизни. Далее уже управленческая часть, но она строится на базе какого-то опыта. Бывают разные ситуации, но в идеале хорошо бы, конечно, чтобы человек уже поработал в школе, все изучил (лет 5 «за станком»).

Сейчас в сфере образования есть множество курсов по переподготовке директоров. Может, стоит строить коммуникацию между директором и родительским сообществом отчасти на выявлении дефицитов в компетенциях и обсуждении, каким образом эти дефициты закрывать?

Если я как директор чего-то не умею, то зачем я буду об этом разговаривать с родителем? Если родитель лучше разбирается в какой-то области, можно предложить: я вас послушаю, поучусь у вас.

Нет, я бы вообще это не делал предметом коммуникации. Если я как директор чего-то не умею, то зачем я буду об этом разговаривать с родителем? Если родитель лучше разбирается в какой-то области, можно предложить: давайте вас послушаю, поучусь у вас. Да, тоже хорошая форма коммуникации. Но это будет уже ученик-учитель, а не директор-родитель. Я бы строил разговор вокруг цели образования, условий для детей, необходимых ресурсов. Как говорит мой любимый учитель: «Режь, бревно покажет», – понимаете?

То есть это не концепция, которую можно продумать от начала до конца?

Нет, конечно.

Дорогу осилит идущий. Для этого должна существовать необходимая коммуникация.

Это ключевое условие для работы вообще. Если коммуникации нет — ничего нет.

Уважаемые директора, не бойтесь родителей. Уважаемые родители, не бойтесь директоров. Общайтесь! У нас в гостях был Павел Сергоманов, в недавнем прошлом директор Центра развития лидерства в образования Высшей школы экономики, сейчас исполняющий обязанности директора Психологического института Российской академии образования.

Как стать директором школы

Как говорят: «Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Также и в педагогической деятельности школы. Многие учителя, в процессе работы мечтают занять руководящую должность и размышляют над тем, как стать директором школы? Для этого приходится прикладывать много усилий, обладать определенными навыками, пройти успешное тестирование и получить лицензию на должность управленца.

Претендуя на такую высокую должность, кандидат должен иметь педагогическое образование и стаж работы на должности «рядового учителя».

Директор обязан находить общий контакт с детьми, быть авторитетом не только для учащихся, но и для своих коллег. Его указания должны выполнять безоговорочно.

Сегодня, в современном обществе, сложился надуманный стереотип: чтобы стать директором школы нужно иметь диплом педагогического образования. На самом деле это не так.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

1. Какие полномочия можно доверить работнику – и. о. руководителя? 2. Что включает работодатель в должностную инструкцию заместителя директора школы

По российскому законодательству, чтобы стать управленцем школьного учреждения необходимо иметь: любое управленческое образование, педагогический стаж не меньше 3-х лет. Даже, после аспирантуры можно стать директором школы. Для этого достаточно успешно пройти государственную аттестацию.

Пошаговое руководство: как стать руководителем школы

  1. Шаг. Получить степень в области образования в любом специализированном учебном заведении. Главное, пройти соответствующую аккредитацию. Затем, необходимо получить лицензию учителя для того, чтобы можно было стать директором школы в Москве. На этом этапе нужно будет, как следует подготовиться к тестированию.
  2. Шаг. Получение ученой степени для развития и достижения высоких результатов в сфере преподавания. После получения лицензии необходимо набраться педагогического стажа и опыта в школьных учреждениях и параллельно получить степень магистра. Магистратуру можно закончить на заочной форме обучения.
  3. Шаг. Получив ученую степень, следует поработать завучем. Так как стать управленцем школы не сложно, а вот работать на должности директора – нелегко. Ведь нужно держать школу в узде, знать все ее подводные камни со всеми вытекающими нюансами. Кроме того, необходимо активно участвовать во всевозможных мероприятиях, а также организовывать их лично, чтобы окружающие видели плоды работы и результаты.
  4. Шаг. Чтобы занять должность директора школы, необходимо найти вакансию. Для этого достаточно воспользоваться онлайн сервисами: www.job.ru или www.avito.ru (выбрать другие сервисы) на которых следует разместить свое резюме. К успешному резюме можно добавить грамоты или другие документы.
  5. Шаг. Пройти собеседование. На этом этапе придется понервничать. Так как вам придется доказывать, что вы являетесь лучшей кандидатурой на эту должность. Заранее подготовьте свое портфолио, составленное за все годы вашей работы. Покажите грамоты и свои достижения в сфере образования.

Как выглядит портрет современного руководителя школы

Современный мир не стоит на месте, появляются новые технологии, программы, также происходят значительные изменения в области образования. От этого меняются требования к современному директору. Итак, какой же должен быть управленец школы в России.

Находясь на руководящей должности директора, человек должен обладать стратегическим мышлением, хорошо ориентироваться в учебном процессе, а также грамотно управлять экономикой школы, применять современные технологии в работе.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Современный руководитель должен:

  • уметь разрешать конфликтные ситуации;
  • контролировать и анализировать поставленные цели и задачи;
  • владеть нормативно-правовой базой в сфере образования;
  • следить за изменения в законодательной базе;
  • управлять людьми;
  • быть авторитетом для родителей и детей;
  • быть психологом;
  • создавать позитивную атмосферу в коллективе.

От того, насколько директор будет реализовывать запланированные идеи, будет зависеть будущее страны.

Какими навыками должен обладать руководитель школы

Перед тем, как стать директором школы в России, нужно иметь следующие черты:

  • необходимо уметь разбираться в людях;
  • обладать трудолюбием и большим терпением;
  • быть эрудированным и гибким человеком, который умеет находить выход из любой сложившейся ситуации;
  • руководитель должен быть талантливым управленцем и хозяйственником;
  • уверенной личностью – ведь только уверенный руководитель способен повысить мотивацию в работе. На такого человека всегда можно положиться;
  • уравновешенным и стрессоустойчивым – должен уметь контролировать свои эмоции. Всегда должен умело выдерживать дистанцию деловых отношений в коллективе;
  • директор должен внедрять новые технологии, постоянно развиваться;
  • нужно уметь разбираться в бумажной волоките. Ведь нужно будет регулярно предоставлять отчеты о проделанной работе вышестоящему руководству.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО (программа профессиональной переподготовки, 520 часов). За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Исходя из вышеперечисленных черт и навыков, прирожденный управленец сможет добиться высоких результатов. Ведь сейчас, в мире современного образования существует новый способ финансирования. Так как от количества учеников, государство выделяет определенный бюджет. А чтобы привлечь большее количество учащихся, директору школы необходимо выделятся на фоне своих конкурентов. А именно: быть на шаг вперед других, поддерживать санитарное состояние школы, иметь высококлассных педагогов, отличаться усовершенствованной новой программой, внедрять инновационные разработки и предлагать целый комплекс манипуляций для того, чтобы ученики хотели приходить в эту школу, чтобы учреждение попало в рейтинг «лучших». А это довольно сложная задача для каждого руководителя.

Директор школы должен понимать, что на его плечах лежит огромная ответственность за всех учащихся. Поэтому, всю работу, как педагогов, так и учеников нужно контролировать.

Поэтому, если вы готовы пройти этот нелегкий и тернистый путь, знаете, как изменить школьное образование в лучшую сторону, тогда вперед. У вас обязательно все получиться!

«Думала, быть директором просто: наберу лучших учителей, а они уж знают, как работать»

На минувшей неделе в театральном центре на Страстном бульваре прошёл финал конкурса «Директор школы»-2016. Этому конкурсу уже семь лет, и он, прежде всего, оценивает людей, а не школы, которыми они руководят. «Мел» поговорил с финалистами конкурса и его победителем Андреем Шевченко, который возглавляет краснодарскую школу № 98.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Идея конкурса «Директор школы» пришла главному редактору журнала «Директор школы» Константину Ушакову. В 2010 году вместе с коллегами он решил придумать формат, который бы дал возможность директорам сельских, поселковых и городских школ России заявить о себе, поделиться опытом и честно рассказать о проблемах своей школы.

Торжественная церемония награждения финалистов Всероссийского конкурса «Директор школы-2016»

Особенность этого конкурса в том, что победа достаётся не тому, кто представляет лучшую школу, а тому, у кого есть реальный управленческий потенциал и кто своими усилиями делает учебное заведение лучше, насколько это возможно.

Лучшие управленческие навыки неоднократно показывали директора «из глубинки», которые работают в невероятно сложных условиях и совсем не в топовых школах

В финал нынешнего конкурса прошли 30 человек. Их отобрали из 800 директоров, которые участвовали в первом туре. До суперфинала дошли 10 человек. На конкурсе работало два жюри: одно — научно-экспертное, второе — победители прошлых лет. Абсолютным победителем 2016 года стал Андрей Шевченко, директор школы № 98 из Краснодара.

Андрей Шевченко,
победитель конкурса «Директор школы» 2016 года

«Участие в конкурсе «Директор школы» — моя первая и, так вышло, удачная попытка. Хотя я был уверен, что Краснодарский край в этом году исчерпал лимит побед («Учителем года России 2016» стал учитель из города Армавир в Краснодарском крае — прим. ред.). Победа в конкурсе — не моя личная заслуга. Наш город проводил «мозговые педагогические штурмы», а краевой институт развития образования собирал лучшие умы педагогики.

На административной должности я уже 10 лет, в своей школе, которую я принял «с нуля», работаю четвёртый год. Сейчас мы как раз переживаем период бурного роста. Каждый год количество учеников и учителей растёт. Но сама школа — всё ещё маленький ребёнок. У него уже есть задатки, имя, стиль, но говорить о нём как о чём-то до конца сформированном ещё слишком рано.

На конкурсе я познакомился с сильными коллегами и мастерами отечественного образования: Ушаков, Ямбург, Рачевский — это примеры, у них нужно учиться.

Хотя не всё, что происходит в некоторых московских школах, мне понятно. Экономические интересы зачастую становятся выше педагогических.

Всё-таки, когда речь идёт о детях, ставить финансовую составляющую на первый план, на мой взгляд, неверно

У меня на пиджаке два значка. Один об участии в конкурсе «Учитель года», а второй — «Директор школы». Для меня важно, будучи директором, оставаться учителем.

7 самых ярких директоров школ в кино

Директор школы — это человек, который готов каждый день делать мир (а в частности, свою школу) лучше. Чтобы и дорожки были посыпаны, и дети накормлены. Мои ученики знают, что дверь в мой кабинет открыта для каждого, а на столе всегда стоит банка с конфетами. Я хочу сделать школу, которая будет основана на детском любопытстве и современных технологиях. Я не поддерживаю тенденцию укрупнения школ. Считаю, что нужно двигаться в сторону индивидуальных образовательных траекторий, и мы с коллегами готовы её обеспечить каждому ребёнку».

Айдар Шамсутдинов,
директор школы № 165 с углублённым изучением английского языка, Казань, II место

«В должности директора я работаю уже десять лет. В конкурсе участвую первый раз и, честно сказать, предполагал, что буду в тройке лучших.

На одном из этапов мы должны были рассказать о своих управленческих ошибках. Я не боялся в них признаться и был предельно откровенен. Ошибка была в том, что я нарушил кредит доверия коллектива. Я его расчленил путём психологического исследования. Но, когда понял, ликвидировал ошибку.

В Москве мы посетили школу № 1535. Мне очень понравились дети. Открытые, весёлые, вовлечённые в общение, очень демократично одеты. У нас пока ещё дресс-код и лишь по субботам я разрешаю приходить в джинсах.

История школьной формы в России

Сразу по возвращении я соберу завучей и расскажу, что мы начнём делать прямо сейчас. И конечно, мы будем общаться, обмениваться опытом и «дружить школами» с участниками конкурса. В 2008 году я проходил стажировку в США с коллегой из Оренбурга, и мы до сих пор тесно общаемся. А тут вообще целое сообщество директоров!»

Татьяна Дебелова,
директор школы № 151, Красноярск, III место

«То, что я оказалась в тройке, полная неожиданность для меня. Я руковожу школой-новостройкой. В ней больше 2000 детей. Когда я её приняла, мне казалось, всё будет просто. Я наберу самых лучших учителей, а они то уж знают, как работать. Но это была моя ошибка, о которой я рассказала на конкурсе. Я поняла, что новый коллектив не может быть собран путём сложения опыта пусть даже самых лучших учителей из разных школ. Коллектив должен быть прожит изнутри и создан как новый живой организм, несмотря ни на какие прошлые успехи и достижения. Нужно идти своим путём и сделать то, чего до нас не было.

«Важный мотив директора — страх, он боится всё сделать не так»

В будущем нас ждёт слияние. Дети должны понимать, в каком громадном городе живут и воспринимать его как образовательный ресурс. Поэтому комплекс — это естественный путь развития для большого индустриального города».

Анна Леонтьева,
директор школы с углублённым изучением французского языка № 162, Новосибирск

«Я впервые на конкурсе, впервые кто-то из Новосибирска выходит в финал и впервые город участвует в очном туре «Директора школы».

Конкурс многое изменил. Карьерный рост, новые контакты — это, конечно, важно, но ещё важнее внутренние изменения. Это случилось уже в тот момент, когда я готовила первую конкурсную работу.

Я рассказала об ошибках, которые меня чему-то научили. Вот одна из них: я считаю, что неправильно было пытаться примерять на себя образы других руководителей. Пусть и самых правильных, самых успешных, самых-самых.

У каждого директора должен быть свой стиль, его нужно найти. Особенно важна харизма

Конкурс дал нам возможность слушать именно таких великих педагогов — успешных людей, сделавших успешными других. Директору важно находить возможности для преподавательской деятельности, для общения с детьми. В силу занятости вряд ли классический урок, но есть много других способов».

Елена Жданкина,
директор школы, посёлок Любучаны, Московская область

«Конкурс «Директор школы» привлёк моё внимание ещё в 2013 году интересной темой эссе. Я его даже написала. В «сотню», по-моему, не вошла, но мне прислали приглашение на участие в конкурсе на магистерскую программу по управлению образованием. Я снова написала эссе, собрала документы и прошла на бесплатное обучение.

Директором Любучанской школы меня назначили в 2012 году. Приехав в эту школу первый раз, я испытала шок от того состояния, в котором она находилась. И в то же время я поняла, что для меня это возможность создать школу «мечты», в которой будут учиться мои дети и внуки. Вскоре мы добились строительства нового здания.

Благодаря конкурсу я отошла от стандартов и стереотипов. Появилась какая-то уверенность, что я не только хочу, но и могу реализовать задуманное. Сейчас я понимаю, как важно уметь себя представлять, поборов сомнения и страхи. Конечно, появилось множество знакомств. Уже сейчас мы планируем выехать с детьми в Казань. В общем, планов теперь на десять лет вперёд!»

Как директора школ воспитывают своих детей

12 признаков хорошего учителя

«Послушный ребёнок может окончить школу с золотой медалью, но ему неинтересно жить»

>Кто назначает директора школы

Наемный управляющий образовательного учреждения

Директор школы – глава и «лицо» образовательного учреждения. В современном понимании, директор школы, по сути, является наемным управляющим образовательного учреждения. Эта должность назначаемая, а не выборная. В ведении директора находится множество вопросов, непосредственно связанных с деятельностью учреждения: управление педагогическим и прочим персоналом, учащимися, экономические, финансовые и юридические аспекты.
Есть определенные требования, предъявляемые к человеку, претендующему на эту должность. К ним относятся: наличие высшего профессионального образования, стаж работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях, соответствующий уровень квалификации и аттестации. При назначении директора школы приветствуется не только высшее педагогическое, но и управленческое образование. Назначает директора школы и освобождает его от занимаемой должности учредитель образовательного учреждения. Директор школы может быть назначен путем повышения действующих его заместителей, либо «со стороны».

Контроль за деятельность директора образовательного учреждения

Если школа государственная, то учредителем выступает управление образования города или муниципального образования в лице начальника этого управления. Работодателем для директора школы является управление образования, именно оно заключает с ним трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Размер заработной платы директора определяется исходя из средней заработной платы педагогического персонала. Если школа частная, то учредителем могут быть частные юридические и физические лица. В этом случае, учредитель также заключает с директором трудовой договор и устанавливает размер заработной платы. Трудовой договор с директором школы может заключаться как срочный, так и бессрочный. Учредитель осуществляет контроль за деятельностью директора и учреждения в целом.
Учредитель образовательного учреждения может также назначить Наблюдательный совет, который осуществляет контроль за профессиональной деятельностью директора, образовательным процессом, финансовыми ресурсами, совершением крупных сделок и так далее. Состав Наблюдательного совета утверждается учредителем образовательного учреждения в виде приказа.
Директор школы несет административную и уголовную ответственность. Директор также может быть освобожден от занимаемой должности по решению суда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *