Не рассмотренные дела

Можно ли доказать логическую невозможность абсолютно точно знать информацию о будущих событиях, пока они не произошли?

Юрий Бухаров 73 4 года назад философ, историк, журналист

Весьма интересный вопрос, затрагивающий сразу несколько аспектов. Прежде всего возможны ли вообще доказательства логической невозможности? Таковые доказательства не просто возможны, но и существуют: достаточно вспомнить доказательство Гёделем невозможности полноты достаточно богатых формальных систем, доказательство Кантором невозможности взаимно однозначного соответствия элементов счётных и несчётных множеств и другие классические примеры такого рода. Если руководствоваться стандартной логикой (первопорядковой логикой предикатов, которой равно пользуются как математики, так и люди в повседневной жизни), то логическая невозможность есть логическая противоречивость. И наоборот, логическая возможность есть логическая непротиворечивость. Прослеживается подобная взаимосвязь и в прикладной логике (например, в логике науки). Логическая форма природных законов в общем виде представляет собой импликацию ∀x(P(x) ⊃ Q(x)) — что равнозначно ¬∃x(P(x) ∧ ¬Q(x)). То есть, любой «позитивный» закон природы есть вместе с тем и запрет на противоречащие этому закону явления, выражение их невозможности. Поэтому в прикладной логике (опять-таки имеется в виду логика стандартная, классическая) логическая невозможность есть логическая противоречивость при принятых исходных определениях. В этом плане, применительно к человеку как субъекту знания, «доказать логическую невозможность абсолютно точно знать информацию о будущих событиях, пока они не произошли», на мой взгляд, вполне возможно. В частности, посредством логической экспликации, набросок которой (без применения формального аппарата) предлагается ниже.

Формулировка «абсолютно точно знать информацию о будущих событиях» предполагает, что в настоящем (в широком значении, включая прошлое) существует информация о событиях, которые в действительности ещё не произошли. Однако поскольку самих событий ещё не было и нет, а есть всего лишь возможность, то действительно существующая информация есть информация о возможности (или невозможности) мыслимых будущих событий, а не о самих событиях как таковых. Как возможность яблока не есть само яблоко, так и возможность события не есть само событие. Поэтому в буквальном смысле вообще знать какую-либо информацию о будущих событиях невозможно — вследствие того, что в настоящем эта информация ещё отсутствует. Далее. Возможно ли абсолютно точно знать информацию о возможностях мыслимых будущих событий? Это означает располагать полным определением соответствующих понятий о таковых возможностях. В свою очередь полное определение понятия есть определение относительно всех возможных предикатов, каждый из которых должен входить в содержание понятия либо без отрицания, либо с отрицанием (подробный логический анализ этого дан Кантом в «Критике чистого разума», в разделе «О трансцендентальном идеале»). Соответственно, субъект подобного знания должен обладать качеством всеведения. Лишь при наличии такого качества субъект может абсолютно точно знать информацию о всей полноте возможности того или иного события, включая абсолютно точное знание о том, реализуется возможность в действительности или нет. Строго говоря, в случае всеведения для субъекта нет ограничений, связанных с различием между возможным и действительным, как нет ограничений, налагаемых временем: для него все события равно «настоящие», без отнесения к прошлым или будущим. Во всех остальных случаях абсолютно точно знать соответствующую информацию невозможно, в принципе. Поэтому о будущих событиях человек (и вообще любой не обладающий всеведением разум) всегда может судить лишь на основании приблизительного (частичного) знания возможностей — с некоторой (большей или меньшей) вероятностью, которая никогда не равна единице. Если допустить обратное, то такое допущение неизбежно входит в противоречие с определением человека и человеческих познавательных способностей, а также с необходимым различением возможного и действительного для существ, пребывающих во времени.

рассмотре́ть

аю, аешь, нсв.

кого/что: рассматривать выступающего; рассмотреть движущийся объект

что: рассматривать версии; рассмотреть возможные варианты; рассмотреть заявление, ходатайство, рапорт; рассмотреть проект

где (с предлогами в, на): рассмотреть в суде, в парламенте, в министерстве; рассмотреть на заседании комиссии, на пленуме

кого/что как кого/что: рассматривать конкурента как юридическое лицо; рассматривать предложение как нереальное

1. только св. Всматриваясь, увидеть, разглядеть.

Рассмотреть корабль на горизонте. Рассмотреть номер подъезжающего к остановке автобуса. Кот рассмотрел крохотную мошку на стекле.

2. Смотря, вглядываясь, ознакомиться с чем-л.

Рассматривать карту. Рассмотреть лист в микроскоп. Рассматривать картины на выставке. Внимательно рассмотрел фотографию, запоминая лицо. Придирчиво рассматривать свое отражение в зеркале.

3. Разобрать, обдумать, обсудить (обычно с целью оценки или принятия решения).

Рассмотреть вопрос. Всесторонне рассмотреть проблему. Рассмотреть поступившие запросы. Рассмотренные в статье примеры. В книге рассматриваются промышленные способы получения вещества. Рассмотреть все «за» и «против». Дело будет рассматривать районный суд.

4. Давать ту или иную оценку кому-, чему-л., оценивать кого-, что-л. каким-л. образом.

Аристотель рассматривает древнегреческие трагедии как поэтическую переработку древних мифов. Я не рассматриваю ситуацию как критическую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *