Налоговый кодекс статья 90

Налоговые органы наделены правом опрашивать граждан, способных пояснить обстоятельства, важные для осуществления налогового контроля, в соответствии со статьей 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего и вызывают в качестве свидетеля, что делать на встрече с налоговыми инспекторами, какие права есть у граждан – об этом далее в статье.

Вызвать могут любого гражданина

Статья 90 Налогового кодекса устанавливает право налоговых органов вызывать для дачи показаний любое физическое лицо (как гражданина РФ, так и иностранца, а также лицо без гражданства). Зачем вызывают в налоговую в качестве свидетеля? Согласно части первой указанной статьи это делается, если гражданин располагает данными, которые имеют значение для налогового контроля. На практике это означает, что специалисты ИФНС осуществляют налоговую проверку, и установлено, что приглашаемый для дачи показаний гражданин может располагать необходимыми для ее проведения сведениями.

Таким образом, причина получения повестки из налоговой чаще всего кроется в налоговом правонарушении. Однако это далеко не всегда так, не каждая проверка завершается привлечением к административной или иной ответственности.

Кого налоговая не может вызвать в качестве свидетеля?

Если статья 90 часть 1 НК РФ посвящена определению общих оснований для вызова гражданина в качестве свидетеля, то во второй части указывается, кто не может быть допрошен налоговыми органами.

В этой части статьи 90 два пункта:

  • лица, которые в силу своего физического или психологического состояния, а также малолетнего возраста не способны правильно осознавать и оценивать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Таким образом, к этой категории граждан можно отнести не только детей до 14 лет и недееспособных граждан, но и, например, глухих людей, инвалидов по зрению;
  • граждане, которым сведения, необходимые в целях реализации мер налогового контроля, стали известны в связи с осуществлением профессиональной деятельности и они относятся, согласно законодательства РФ, к профессиональной тайне. Прежде всего это адвокаты и аудиторы.

Однако все зависит от конкретной ситуации, при некоторых обстоятельствах лица с ограниченными возможностями могут дать необходимые показания (например, глухонемой грузчик может опознать лиц, сопровождающих грузы, экспедиторов и т.п.). Адвоката и аудитора при даче показаний относительно подозрительной сделки по купли-продажи квартиры для личных нужд профессиональная тайна также не связывает.

Как показывает судебная практика, отказаться от дачи показаний также может сотрудник организации-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки. Это право подтверждено Пленумом ВАС в Постановлении №57 от 30.07.2013г.

Как узнать задолженность по налогам на сайте ФНС (nalog.ru)?

Права свидетеля

Статья 90 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что гражданин может отказаться от дачи показаний в случаях, установленных законодательством. Подразумевается статья 51 Конституции, которая устанавливает право гражданина не свидетельствовать против себя или близких лиц.

Игнорировать официальный вызов налоговой не стоит. За неявку грозит штраф согласно ст. 128 НК РФ – 1000 рублей. За неправомерный отказ от предоставления информации и за заведомое введение специалистов ИФНС в заблуждение предусмотрен более строгий штраф в размере 3 000 рублей.

Перед получением показаний налоговики предупреждают свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля — п.5 статья 90 Налогового кодекса РФ.

Для чего вызывают в качестве свидетеля, должно быть отражено в письменном уведомлении, которое получит гражданин (допускаются и иные способы оповещения о вызове в ИФНС).

Как проходит допрос?

Допрос должен быть должным образом оформлен в соответствии с НК РФ, статья 90 устанавливает обязанность специалиста ИФНС занести все показания в протокол, его форма установлена Приказом ФНС от 08.05.2015г. Свидетель имеет право проверить точность фиксации своих показаний, в случае внесения недостоверных сведений — указать на это. Все вопросы, задаваемые в ходе опроса, должны быть внесены в протокол, также как и факт присутствие других лиц, фиксация показаний при помощи каких-либо технических средств. Свидетель вправе получить копию протокола.

Допрос не обязательно должен быть проведен в налоговой инспекции. Согласно ч. 4 ст. 90 НК РФ если свидетель не может в силу физического состояния (возраста, вследствие болезни или инвалидности) прибыть к инспектору, допрос разрешается проводить по месту проживания гражданина. Здесь важно соблюсти конституционное право на неприкосновенность жилища и получить согласие всех проживающих совместно с гражданином и его самого на производство данного действия.

Ответы на популярные вопросы

Для чего вызывают в налоговую в качестве свидетеля? Могут ли меня вызвать на допрос в Санкт-Петербурге, если я проживаю в Москве?

Список дел, по которым может быть вызван свидетель, достаточно обширный. Это и проверка адреса регистрации юридического лица, порядка взаимодействия с контрагентами, реальности совершаемых сделок и т.д. Согласно рекомендаций по порядку допроса свидетеля (изложены в Письме ФНС РФ от 17.07.2013г.), налоговые органы вызывают свидетеля по месту своего нахождения. Если свидетель проживает в регионе, куда не распространяется юрисдикция налогового органа, согласно п. 5.2 Рекомендаций направляется соответствующее поручение в ИФНС по месту нахождения свидетеля.

Меня вызывают в налоговую инспекцию в качестве свидетеля, что делать, как подготовиться?

Прежде всего, необходимо узнать, по какой причине вызывают свидетеля. Списки вопросов, которые могут быть заданы в той или иной ситуации, можно найти на специализированных форумах. Их можно поделить на несколько групп: общие, касающиеся выяснения должности, порядка ее замещения и т.д.; касающиеся предмета проверки; уточняющие и специализированные.

В качестве самых популярных вопросов можно выделить следующие:

  • каким образом был выбран контрагент и когда;
  • каким образом осуществлялось взаимодействие, откуда получена информация о контрагенте;
  • кем подписывался договор и другие бланки, кто его готовил, какие реквизиты контрагента известны;
  • какие товары поставлял конкретный поставщик, какие услуги были оказаны по договору;
  • каким образом поставлялись товары, где они хранились, как транспортировались, кто их сопровождал.

Ответы лучше давать краткие и по существу вопроса, если точно информацию не удается воспроизвести, следует указать на этот факт.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

Комментарий к Ст. 90 НК РФ

Статья 90 НК РФ закрепляет за налоговыми органами право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

В качестве свидетеля согласно п. 1 ст. 90 НК РФ для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в п. 2 ст. 90 НК РФ. Так, не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

При этом правила п. 2 комментируемой статьи имеют ряд особенностей:

а) они императивны. При этом требования НК РФ, на наш взгляд, более жесткие, чем нормы процессуального законодательства, допускающие в ряде случаев и допрос в качестве свидетелей лиц, указанных в п. 2 ст. 90 НК РФ (например, малолетних). Учитывая нормы правил ст. ст. 2, 11, 108 НК РФ, можно сделать вывод о том, что приоритет имеют нормы ст. 90 НК РФ;

б) малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет (п. 1 ст. 28 Гражданского кодекса РФ);

в) нельзя вызывать в качестве свидетеля также лиц, страдающих:

— физическими недостатками (например, слепых, глухих, глухонемых);

— психическими недостатками. При этом не играет роли, признаны они недееспособными или соответствующее решение суда еще не было принято;

г) все упомянутые в п. 2 комментируемой статьи 90 Налогового кодекса РФ лица не могут быть вызваны в качестве свидетелей лишь постольку, поскольку они не способны были (на момент, когда принималось решение о вызове их в качестве свидетелей) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля.

С другой стороны, если ни возраст лица, ни недостатки, указанные в п. 2 ст. 90 НК РФ, не мешают ему правильно понять и воспроизвести упомянутые обстоятельства, такое лицо может выступать в качестве свидетеля;

д) не могут допрашиваться в качестве свидетелей:

— адвокаты (т.е. граждане, состоящие членами коллегии адвокатов). Однако сотрудников коммерческих организаций, равно как и индивидуальных предпринимателей, оказывающих юридические услуги плательщикам налогов, налоговым агентам, допрашивать можно;

— нотариусы;

— аудиторы;

— любые иные лица, которые получили информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, если эта информация относится к их профессиональной тайне (врачи, эксперты и т.д.).

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля, путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

2) о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса;

3) о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма протокола допроса свидетеля приведена в Приложении N 3 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@.

Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ.

Необходимо учитывать, что административная ответственность (по КоАП) и уголовная ответственность (по Уголовному кодексу Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящемуся к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.

В поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю.

Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно, по мнению ФНС России, привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждения (опровержения) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса. При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.

При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.

Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в протоколе допроса свидетеля.

Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее 3 рабочих дней после проведения допроса протокол допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего поручение о допросе свидетеля.

В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения поручения о допросе свидетеля.

Вышеуказанный порядок проведения допроса свидетелей указан в п. п. 5.1, 5.2 Письма ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *