Можно ли поступить на

Можно ли повтороно поступать на бюджетную основу, если ранее отчислился из вуза

Вопрос: Как известно, у разных вузов различаются взгляды на перепоступление: некоторые говорят, что если абитуриент уже учился на бюджете и отчислился, то он больше не может поступать на бюджет, а некоторые говорят, что может. У вас я нашла ответ «может». Но так думают не все. В связи с этим вопрос: а как вообще вуз может проверить, учился ли где-то раньше абитуриент? Существуют ли какие-либо запросы в Минобрнауки? Что Вам известно об этом?
Ответ начальника Юридического управления Пенова Юрия Витальевича: В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Таким образом, в случае если Вы были отчислены до завершения освоения основной образовательной программы высшего образования и высшее образование не получили, Вы имеете право участвовать в конкурсе на поступление в СПбГУ на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
При подаче заявления о приеме в СПбГУ абитуриент указывает информацию о наличии / отсутствии высшего образования определенного уровня. В случае выявления фактов предоставления недостоверной информации при приеме (сокрытие информации о наличии законченного высшего образования, полученного за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета) обучающийся будет отчислен из СПбГУ в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 61 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за нарушение порядка приема в образовательную организацию, повлекшее по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию. Также с обучающегося будет в судебном порядке взыскана стоимость обучения за соответствующий период по данной основной образовательной программе в СПбГУ.

Многие считают, что из институтов выгоняют только нерадивых студентов, в действительности это не совсем так.

В жизни ситуации бывают разные и под отчисление может попасть любой, даже самый прилежный ученик.

Если вас отчислили с вуза – это не конец света, все можно исправить, главное знать, как правильно восстановится в учебном заведении.

>Причины отчисления

Вам нужно помнить, что в 90 % случаев вернуться в ВУЗ или техникум реально, правда есть масса подводных течений, которые нужно знать и первое – это причины отчисления.

Уважительные причины

Если человек решил бросить учебу, то он идет в деканат и пишет на имя декана заявление по собственному желанию.

Там он подробно объясняет, чем вызвано такое решение. Чтобы добровольно отказаться от заветного диплома причина должна быть веская, обычно указывают:

  • невозможность оплаты и-за тяжелого материального положения (для контрактников);
  • просто – тяжелое материальное положение (желательно взять справку о доходах семьи);
  • декретный отпуск;
  • есть молодые люди, которые решили добровольно послужить в армии, в этом случае лучше вооружиться повесткой;
  • болезнь и длительное восстановление после болезни, здесь понадобиться официальное подтверждение от медиков;
  • необходимость ухода за ребенком или больным человеком (желательно подтвердить справкой).

Поводов бросить учебу можно придумать моного, единственное чего не стоит делать – это писать что-то типа «Я так решил», потом восстановиться будет тяжелее.

По законам РФ человек имеет право вернуться обратно в течение 5 лет с момента отчисления. Но в этом случае у вузов или техникумов также есть свои права.

Вас возьмут только если на данном курсе по этой специальности окажутся свободные места. Можно договориться и перейти на другую специальность, опять же, если есть место.

Формально имеют право отказать при наличии академической задолженности, но в реальности, если есть свободные места, большинство заведений позволяют людям закрыть старые хвосты и учиться дальше.

Есть еще один нюанс, в статье 16 пункте 4 закона №125-ФЗ утвержденного 22.08.1996 г. говорится, что при желании человек может вернуться на ту же форму обучения, с которой уходил.

То есть контрактник будет и дальше платить установленную сумму, а бюджетник продолжит учиться за счет государства. Это же положение распространяется на вид обучения (дневная, вечерняя или заочная формы).

Имейте в виду, если с того момента, как вы ушли, прошло более 5 лет, то формально вам имеют право отказать, Но закон допускает исключения, данное решение зависит от доброй воли вуза.

Неуважительные причины

Если человека выставляют за двери по неуважительной причине у него гораздо меньше прав. Таких провинностей несколько:

  • провалили экзамены в основную сессию и не смогли их пересдать в дополнительную;
  • пропуск более 80 % теоретических и практических занятий;
  • есть ряд причин оговоренных внутренним уставом конкретного заведения, зачастую – это нарушение распорядка, неуважительное отношение к преподавателям, неадекватное поведение и т.д.

>Как правильно восстановиться в вузе или колледже

Как уже упоминалось, в подавляющем большинстве случаев вернуться обратно в ВУЗ или колледж реально, главное – это ваше желание учиться.

Документы

Чтобы потом не тратить время, соберите сразу пакет необходимых документов и сделайте пару ксерокопий каждого.

Бывали случаи, когда вожделенное место отдавали другому претенденту, просто потому, что на данный момент не было какой-то справки.

  1. Паспорт.
  2. Документ, на основе которого человека отчислили.
  3. Аттестат, с которым вы поступали.
  4. Нужное количество фотографий по установленной форме.
  5. Медсправка по установленной форме.
  6. Если девушка вышла замуж и сменила фамилию, то попросят свидетельство о браке.
  7. Мужчинам необходимо предъявить военный билет.

Восстановление после отчисления по собственному желанию

Речь идет об уважительных причинах. Первым делом узнайте о наличии свободных мест.

Если их нет, чтобы не терять год, подумайте о смене специальности, факультета или даже вуза.

Бюджетникам могут предложить перейти на контракт или заочную форму обучения. Вариант приемлемый, но здесь уже каждый решает сам.

Дальше соискатель пишет прошение на восстановление, где указывает причины ухода. Желательно приложить к заявлению документы подтверждающие правдивость ваших слов.

Если у вас остались хвосты, то после одобрения прошения, вам предложат их достать. Причем сдавать придется не одному преподавателю, а комиссии, часто во главе с деканом.

Если вы знаете, что на данный момент хвосты закрыть не реально (знаний не хватает), то можно восстановиться на курс ниже.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Восстановление после академотпуска

Академический отпуск предусматривает освобождение от учебы на какое-то определенное время.

Если вы находитесь в таком отпуске, то, как можно скорее, заранее подавайте заявление.

Тем самым вы сообщите о своем желании учиться дальше, в противном случае можно не успеть собрать документы и вас уволят как не вышедшего из академотпуска.

Алгоритм действий несложный:

  • подаете заявление;
  • узнаете о наличии хвостов и если таковые имеются, закрываете их;
  • просматриваете текущие программы, если они не совпадают с теми по которым вы учились, то вам обязаны составить отдельную программу, по которой вы сдаете разницу.

Восстановление при отчислении за неуспеваемость

В большинстве вузов люди, вылетевшие после первого курса, не имеют возможности вернуться, им придется поступать заново. У остальных студентов такая возможность есть.

Так как уход по неуспеваемости считается едва ли не самой распространенной причиной, в деканате для таких прозревших и поумневших студентов есть специальный бланк заявления, который нужно заполнить.

Дальше вас вызовут на личную беседу с ректором, где придется объяснить причины и доказать свое желание учиться.

Если ректор одобрил, то вы перед комиссией закрываете все хвосты. Если за время вашего отсутствия учебный план изменился, то придется сдавать еще и разницу.

Здесь есть важный момент. Бюджетник, отчисленный за неуспеваемость, может восстановиться только на коммерческую форму обучения.

Ели отчислили на неуплату

У студентов платников в контракте оговорены четкие сроки внесения денег, если человек не успел оплатить, то его имеют право отчислить.

Те с кем случилась такая неприятность, могут вернуться только в том случае, если есть свободные места. Порядок действий таков:

  • пишется заявление на восстановление;
  • при положительном исходе нужно оплатить оговоренную сумму;
  • ликвидировать хвосты и аттестоваться по предметам в случае изменения учебного плана.

Восстановление после армии

Служба в армии считается более чем уважительной причиной. Проблем с восстановлением у таких студентов не должно быть вообще.

По закону за человеком сохраняется его место, то есть узнавать о наличии свободных мест необязательно.

Вам нужно просто прийти, написать соответствующее заявление подтянуть хвосты, если таковые имеются.

Восстановление в другом вузе

Восстановиться в другом вузе, вне зависимости от его месторасположения можно. География здесь не играет роли, важно выполнить ряд обязательных условий.

Вам нужно узнать есть ли в новом заведении такая же специальность и насколько там совпадает учебная программа.

Дальше узнаете, есть ли там свободные места. Новый ВУЗ не обязан вас принимать, причем это касается даже тех, кто уволился из армии.

На старом месте учебы вам нужно взять справку, где будут указаны изучаемые предметы, часы по ним и ваша успеваемость.

В новом вузе по этой справке решат нужно ли вам проходить аттестацию и что-то досдавать.

Имейте в виду, при переходе бюджетника в другой ВУЗ, вероятность также восстановиться на бюджет стремится к нулю.

Восстановление после 5 лет отсутствия

По существующему ныне закону, если человек отсутствовал более 5 лет (вне зависимости от причин), любое учебное заведение может отказать ему в восстановлении.

Но и здесь не стоит отчаиваться, данный пункт оставлен на совести ректората, а значит, есть возможность договориться.

Смело отправляйтесь к ректору и в личной беседе попытайтесь убедить его в своем желании учиться. На бюджет вас, конечно, не возьмут, но если есть места, вам могут предложить восстановиться на контракт.

Дальше останется только досдать хвосты, аттестоваться по новым предметам и получать знания.

Если по каким-то причинам после 2 или более лет учебы вам пришлось покинуть альма-матер, не отчаивайтесь, все вопросы решаемы, вам нужно лишь узнать очередность действий и немного поднапрячься.

Считается, что второе высшее образование в нашей стране можно получить только за деньги. Но некоторые ушлые студенты умудряются получать по несколько самых настоящих, а не липовых дипломов — и совершенно бесплатно.

АННА ВАСИЛЬЕВА

Магистр других наук

Бесплатно получить государственный диплом о высшем образовании, уже имея один в кармане, можно несколькими законными путями (многие, как это ни прискорбно, идут путем незаконным, но об этом позже).

Самым очевидным способом является магистратура. Студенты, получившие диплом специалиста или бакалавра, могут отправиться в любой другой вуз за дипломом магистра. На сайтах абсолютно всех университетов и институтов, где есть отделение магистратуры, подчеркивается, что магистратура — это возможность получения второго высшего образования бесплатно. «На места, финансируемые из средств федерального бюджета, могут претендовать абитуриенты, получившие высшее образование и обладающие степенью бакалавра или специалиста»,— говорится, например, на сайте Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. При этом уточняется, что при поступлении в магистратуру можно выбрать любое направление подготовки, вне зависимости от профиля вашего первого высшего образования. «Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы «4+2″ (бакалавриат + магистратура)»,— подчеркивают в Высшей школе экономики.

Этот путь хорош со всех точек зрения, в том числе и тем, что поступить в магистратуру некоторых вузов бывает легче, чем поступить туда же на первый курс.

«Я мечтал поступить в Высшую школу экономики со школы,— рассказывает 24-летний Руслан Пехов.— Но точно знал, что на бесплатное отделение мне не поступить, слишком высокие требования и конкурс большой. И тогда я пошел в МИИТ, получил там диплом бакалавра и с ним уже поступил в магистратуру в ВШЭ. Вступительные экзамены намного проще, и конкурс минимальный».

Несмотря на то что в магистратуре учиться нужно всего два года, студенты, которые решили кардинально поменять направление в процессе учебы, действительно получают две полноценные профессии. «Я отучилась четыре года в Институте стран Азии и Африки МГУ,— рассказывает 25-летняя Настя Миронова.— Хорошо выучила японский, получила диплом бакалавра. Однако потом поняла, что знание языка — это еще не профессия, работу найти будет сложновато. Поэтому решила, что диплом магистра я получу уже на факультете журналистики МГУ. Сдала документы, прошла конкурс, получила бюджетное место и через два года — второй диплом о высшем образовании. Теперь работаю специальным корреспондентом в Японии и вполне довольна началом своей карьеры».

Но что делать тем, кто уже стал магистром, а учиться все еще хочется?

За чужой счет

Тогда законный путь остается один — гранты. По сравнению с Западом в России тема грантов кажется не очень-то актуальной, тем не менее при желании и способностях образование с их помощью можно получить не только в России, но и за рубежом. Общественных организаций, предоставляющих такие гранты, на самом деле довольно много, стоит только задаться целью их отыскать. Существует, например, Фонд Форда, который ежегодно объявляет конкурс на грант для обучения в магистратуре или аспирантуре в любом университете мира, включая российские. Есть Германская служба академических обменов (DAAD), благодаря которой гранты на второе высшее образование можно получить более чем по 2 тыс. специальностей, причем обучение будет проходить не обязательно на немецком языке.

В этом году Британский совет в России возродил известную многим стипендиальную программу Chevening, обеспечивающую молодым специалистам не только бесплатное обучение в любом выбранном вузе Великобритании в течение 12 месяцев, но и проживание в этой стране. Помимо возможности пройти курс обучения программа предусматривает спонсирование работы специалистов над краткосрочными исследовательскими проектами. От заявителей требуется высокий уровень владения английским языком, диплом о высшем образовании с отличными и хорошими оценками, а также опыт работы не менее двух лет по выбранной специальности. Особый упор делается на намерение претендента на стипендию продолжить трудовую деятельность в России.

Подобные гранты пытаются выделять министерства иностранных дел всех стран, с которыми у России налажены дипломатические отношения. Поэтому, по сути, стоит выбрать страну, зайти на сайт ее посольства и внимательно изучить раздел, описывающий сотрудничество в сфере образования. Так, на сайте посольства Франции опубликован список программ, по которым выдаются гранты, и кажется, что в них отражен весь спектр человеческой деятельности. Здесь есть программа «Коперник», которая рассчитана на молодых экономистов, юристов и инженеров, стипендии, предназначенные для российских студентов, желающих продолжить обучение в рамках второго цикла (мастер), гранты для выпускников вузов, которые хотели бы поступить на государственную службу, и многое другое.

Большинство этих грантов предполагает, что по окончании обучения специалистам будут выданы дипломы, которые приравниваются к официальным документам о получении высшего образования.

Без диплома, но со знанием дела

Всем уже давно понятно, что наличие диплома далеко не всегда свидетельствует о наличии знаний. Поэтому желающим поднять свой уровень образования довольно часто приходит в голову, что куда логичнее выбрать какие-нибудь курсы повышения квалификации или приобрести новые навыки, не связанные с твоей профессией. Количество платных предложений в этой сфере вообще бьет все рекорды, а вот над поиском бесплатных вариантов стоит потрудиться.

Уникальным здесь выглядит Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», основанный в 2009 году. Цель института — «воспитать новое поколение архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, от которых будет зависеть облик мира в XXI веке».

Создатели проекта называют институт постдипломной программой, которая предназначена для выпускников высших учебных заведений — молодых профессионалов. «Программа дает возможность поработать с авторами блестящих проектов в области урбанистики, архитектуры и коммуникаций из разных стран мира — опыт, неоценимый для всякого молодого специалиста»,— рассказывает директор по коммуникациям института «Стрелка» Александр Острогорский.

«Воспринимать обучение в нашем институте как обычное второе высшее образование все же нельзя. Образовательная программа рассчитана на год, в течение которого студенты работают над проектами, идеи которых связаны с какой-то глобальной и российской проблематикой, например будущим энергетики или сохранением исторического наследия. После обучения студенты получают сертификаты, но мы не выдаем дипломы государственного образца ни по российской, ни по западной системе»,— отметил Острогорский.

При этом поступить в «Стрелку» не проще, чем в какой-нибудь западный вуз. При поступлении студенты должны представить портфолио, объяснить, почему им важно это образование, и пройти серьезный конкурсный отбор: на место в прошлом году претендовали 12 кандидатов. После поступления всем студентам предоставляется стипендия, а в случае необходимости — места для проживания.

Обучение абсолютно бесплатное. «Да, у нас есть летние школы для всех желающих, где некоторые воркшопы — платные. Но для наших студентов весь курс обучения абсолютно бесплатен»,— уточняет Острогорский.

По его словам, поступить в институт могут не только те ребята, которые уже получили архитектурное или дизайнерское образование. «Наша главная задача — находить пути решения важных для России и всего мира проблем. Поэтому, если к нам придет не архитектор, а, например, физик и скажет, что мечтает применить в России инновационные подходы в области энергетики, мы будем только рады»,— подчеркнул Острогорский.

Однако, на его взгляд, для тех, кто хочет совместить учебу с работой, это не лучший вариант. «График обучения очень плотный. В течение года студентам предстоит освоить обширнейшую программу, которая состоит из лекций, мероприятий и обучающих поездок. Поэтому мы против того, чтобы обучение совмещали с серьезной работой, да и вряд ли это может получиться»,— считает Острогорский.

Если же стоит задача совместить образование с рабочим графиком, можно попробовать заставить платить за свое обучение работодателя. Некоторые фирмы организуют обучение своих сотрудников на рабочем месте. Это называется корпоративный университет. Такие есть, например, у «Билайна», «Северстали», «Ингосстраха», «Ростелекома», «Вимм-Билль-Данна», «Макдоналдса», Coca-Cola и многих других. Хороши эти заведения тем, что студентам даются практические знания по узкой специальности без отрыва от производства. Как правило, преподавателей приглашают из ведущих бизнес-школ и крупных компаний, а процесс обучения строится на выполнении бизнес-заданий.

Надежда на лучшее

Не исключено, что в будущем учиться второй раз бесплатно в вузе будет проще. Во всяком случае, дискуссии на эту тему среди законодателей ведутся. В 2008 году в Государственную думу был внесен законопроект, в котором депутаты предлагают позволить бесплатно получать второе высшее образование по некоторым специальностям в сфере культуры и искусства. В частности, предполагалось дать возможность еще раз бесплатно отучиться тем людям, которые захотели выбрать в качестве второй профессии такие направления, как режиссура театра, режиссура кино и телевидения, композиция, дирижирование и некоторые другие. Однако номер не прошел.

«Тогда Министерству финансов просто стало жалко денег,— полагает один из авторов законопроекта, депутат от партии «Справедливая Россия» Елена Драпеко.— Конечно, нам объяснили это более благородной причиной: если уж и разрешать бесплатное получение второго высшего образования, то всем». При этом она уверена, что еще не все потеряно, и намерена повторно внести законопроект в ближайшее время. «Многолетний опыт объективно показывает, что в некоторых профессиях, например в профессии режиссера или дирижера, успех достигался только теми, кто поступал на эти специальности в возрасте 23-25 лет. Дирижер — это второе образование по определению, поскольку человек как минимум до того должен получить музыкальное образование и стать, к примеру, отличным скрипачом»,— отметила депутат.

Она рассказывает показательную историю про молодого человека, у которого во время обучения на театральном отделении обнаружился редкий талант режиссера мультипликационного кино. «Вот вы мне скажите, много ли у нас режиссеров мультипликационного кино? Да почти никого! А парень действительно талантище. И признают это все. Преподаватели и рады его еще раз бесплатно отучить по новой специальности, но не положено по закону. Вот и приходится собирать деньги по спонсорам,— говорит Драпеко.— Пытаемся найти деньги для талантливых ребят. Но таких грантов мало, далеко не всем желающим и заслуживающим удается их получить».

«Да и кроме того, в этом нет системы,— продолжает депутат.— Это какое-то ручное управление. Мы должны наконец признать, что есть специальности, обучаться которым нужно только взрослым людям».

В обход закона

А пока законопроект ждет своего часа, ушлые студенты решают проблему второго высшего по-своему. Согласно федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» каждый гражданин России имеет право бесплатно получить профессиональное образование на конкурсной основе и только если он получает образование данного уровня впервые. Однако ответственность за получение второго высшего образования бесплатно в законе не предусмотрена. Не предусмотрен и порядок проверки данных о наличии у абитуриента законченного профессионального образования. И некоторые этим пользуются. Абитуриент, как известно, обязан представить приемной комиссии документ, удостоверяющий личность, гражданство, документ государственного образца об образовании и фотографии. То есть нужно по идее представить и диплом о высшем профессиональном образовании, если таковой имеется. Более того, каждый абитуриент расписывается в том, что получает высшее профессиональное образование впервые.

«Законодательство не предусматривает ответственности за предоставление ложных сведений или непредставление определенных документов при поступлении в вуз,— рассказывает специалист Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова.— А судебная практика по применению к таким делам ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ о предоставлении заведомо подложных документов пока не сформировалась». По идее ответственность в виде отчисления из вуза может быть закреплена в уставе вуза, но и этого тоже практически не бывает.

К нынешним проблемам вступительной кампании, которые начались с отмены внешнего независимого оценивания в оккупированной Автономной Республике Крым, а позже и в Донецкой и Луганской областях, к невозможности получить аттестаты и дипломы, а соответственно, и подать документы для участия в конкурсном отборе добавилась еще одна – неопределенность с повторным поступлением на обучение за средства государственного бюджета. Возможно, при стабильной общественно-политической ситуации восприятие этого вопроса было бы другим, но не сейчас.

Немного истории. Уже не первый год абитуриенты, которые не могут поступить на желаемую специальность, решают, что идут учиться за бюджетные средства на направления подготовки, специалистами в которых не хотят (на планируют) быть. Через год они повторно сдают ЗНО или с прошлогодними результатами пытаются вновь поступать на обучение за государственные средства. Расценивается это, как некая возможность переждать год и еще получить стипендию/общежитие/право на льготный проезд.

Справедливости ради стоит заметить, что не все вузы, зная, что абитуриент уже получал высшее образование за средства государственного бюджета, позволяли участвовать в конкурсном отборе на места госзаказа, поскольку понимали, что обучение такого студента второй раз за средства бюджета невозможно.

В Министерстве образования и науки с проблемой финансирования обучения студентов, не желающих становиться специалистами в выбранных направлениях, также знакомы не первый год. Но из-за отсутствия единого учета студентов, а потому невозможности выявить лицо, уже получавшее высшее образование в другом вузе за средства государственного бюджета, в прошлые годы проблема решалась. Когда в 2012 году появилась Единая государственная электронная база по вопросам образования, казалось, этот вопрос приближался к логическому решению. Оставалось подождать некоторое время для внесения в нее данных обо всех студентах. Однако в этом году, несмотря на все ожидания, ситуация только обострилась.

Год 2014. По состоянию на начало вступительной кампании на сайте Министерства образования и науки Украины в разделе «Вопросы-ответы» появился ответ на такой востребованный для многих вопрос: «Можно ли поступить на бюджет в вузы, отчислившись из вуза, в котором учился на бюджете (можно, обучаясь на бюджете, поступить в другой вуз также на бюджет?)» и такой лаконичный ответ на него: «Нет, нельзя (согласно Закону Украины «О высшем образовании»)».

Через неделю после начала вступительной кампании на сайте довольно незаметно эту информацию уточнили. Теперь вопрос звучал так: «Можно ли поступить на бюджет в вузы, отчислившись из вуза, в котором учился на бюджете (можно ли, обучаясь на бюджете, поступить в другой вуз также на бюджет?)», ответ был таким: «Нет, нельзя. Согласно ст. 4 Закона «О высшем образовании», гражданин Украины имеет право бесплатно получать высшее образование, если определенный образовательно-квалификационный уровень получает впервые. То есть если студент снова будет поступать в вуз за средства государственного бюджета, то получается, что он будет пытаться получить определенный образовательно-квалификационный уровень второй раз. Поэтому студент имеет право отчислиться из своего вуза и попробовать поступить на первый курс снова, но теперь только за средства физических и юридических лиц».

Наличие такого уточнения вносило ясность в ситуацию, однако удивляла возможность замены одной информации другой без объяснений. 23 июля этот ответ вообще исчез с сайта МОН. Как оказалось, такие действия стали результатом договоренностей представителей Министерства образования и науки Украины с двумя десятками активистов, которые пошли в Министерство с требованием предоставить им возможность повторно поступать на обучение за средства государственного бюджета. Сейчас эти же активисты посещают приемные комиссии высших учебных заведений и пытаются убедить их в том, что отсутствие на сайте упомянутого вопроса и ответа обязывает приемную комиссию допустить студентов-абитуриентов к участию в конкурсном отборе на обучение на бюджет.

Официальной позиции МОН по этому поводу пока нет. Для обеспечения принципа равенства Министерство должно было проинформировать всех абитуриентов об их правах и возможных рисках при повторном поступлении на обучение за средства государственного бюджета. Аналогичные рекомендации должны были получить и высшие учебные заведения. Поскольку вопрос негласно передан на усмотрение приемных комиссий, попробуем спрогнозировать, что к различным абитуриентам могут применяться неодинаковые подходы при повторном поступлении на первый курс.

Можно или нельзя? Из толкования Конституционного Суда

Право лица на высшее образование предусмотрено статьей 53 Конституции Украины (толкование которого есть в решении Конституционного суда Украины о доступности и бесплатности образования) и статьей 4 пока еще действующего Закона Украины «О высшем образовании».

Официальное толкование статьи 53 было предоставлено в Решении Конституционного Суда от 04.03.2014 (№ 5-рп/2004). Решение касалось разъяснения положений об обеспечении доступности и бесплатности дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Обосновывая свою позицию, Конституционный суд отмечает, что образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью получения установленных государством образовательных уровней. Анализируя слово «доступность» в образовании в государственных и коммунальных учебных заведениях, суд исходит из грамматического определения слова «доступность» как «доступа для всех к получению, использованию, приобретению чего-то», «…соответствие силам, способностям, возможностям кого-нибудь».

Первый вывод, который делает суд, касается толкования доступности: «Понятие «доступность образования» … означает создание государством возможностей для реализации права человека на образование». При этом «доступность дошкольного и общего среднего образования является гарантией права каждого на получение такого образования, которому корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этого права». Зато «…доступность высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях заключается в создании государством соответствующих условий для их функционирования и развития, при которых лицо смогло бы реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора с учетом своих способностей и интересов при свободном выборе типа высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности, профиля обучения».

Итак, доступность дошкольного и среднего образования гарантирована государством. Государство обязано обеспечить это право каждому. Что касается высшего образования, то государство обязано лишь создать условия для реализации такого права.

Второй вывод суда касается толкования понятия «бесплатности». Бесплатность следует понимать как возможность получения образования без внесения платы в любой форме за образовательные услуги в соответствии с государственным стандартом. Обеспечение бесплатности образования на всех уровнях является одной из гарантий его доступности. Исходя из того, что дошкольное и полное общее среднее образование является обязательным, государство гарантирует его бесплатность и доступность в государственных и коммунальных учебных заведениях, финансируя в полном объеме процесс обучения учеников в рамках соответствующего государственного стандарта.

О бесплатности высшего образования, которое не является обязательным, Конституционный Суд отмечает: «Обеспечение государством бесплатности высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях необходимо рассматривать в контексте гарантированного Основным Законом Украины права на образование и доступа граждан Украины к его получению в этих учебных заведениях на конкурсной основе».

Представляется, что на основе этих выводов Конституционного суда логичен вывод, что лицо, принимавшее участие в конкурсном отборе в вуз и которое по собственному желанию было зачислено на обучение за средства государственного бюджета на направление подготовки и специальность, которую свободно выбрало, реализовало свое право бесплатно получить высшее образование с целью получения установленного государством образовательно-квалификационного уровня. В этом случае государство выполнило свой долг, ведь: 1) создало соответствующие условия, при которых лицо смогло реализовать свое право на получение высшего образования на основе конкурсного отбора с учетом своих способностей и интересов, свободно выбрав вуз и специальность (обеспечена доступность) и 2) предоставило возможность получить образование в учебном заведении без оплаты, то есть без внесения платы в любой форме за образовательные услуги, в соответствии с государственным стандартом (обеспечило бесплатное обучение). Если же лицо год или два получало определенный образовательно-квалификационный уровень и по собственному желанию было отчислено, то оно фактически отказалось от полученного им права получить образовательный уровень бесплатно.

В своем решении суд также отмечает, что «…подготовка специалистов с высшим образованием … за счет других источников финансирования, не запрещенных законом, является дополнительным средством получения и обеспечения права на высшее образование». Поэтому лицо, которое училось и было отчислено, может продолжить получать образование с помощью других средств обеспечения права на высшее образование.

Стоит также отметить, что статья 4 принятого недавно Закона Украины «О высшем образовании» имеет более четкие и понятные формулировки. Право бесплатно получать высшее образование будут иметь те граждане, которые имеют определенный уровень высшего образования, и могут получать его впервые за средства государственного или местного бюджета.

Вместо выводов

Бесплатность высшего образования обязывает государство создать возможности, при которых гражданин Украины на равных конкурсных условиях может получить высшее образование без внесения платы в любой форме в пределах объемов нужных государству и обществу специалистов.

Процесс обучения на первом/втором курсе является целенаправленным процессом воспитания и обучения с целью получения установленного государством образовательного уровня. Поэтому лицо, второй раз обучающееся на первом курсе, получает этот образовательно-квалификационный уровень второй раз, а значит, и не имеет права получать его бесплатно. Обязательное финансирование государством в полном объеме всего процесса обучения относится только к дошкольному и полному общему среднему образованию, что связано с его обязательностью.

Наталья Радыш, юрист Львовского представительства Гражданской сети «ОПОРА».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *