Меры прокурорского реагирования

3.1 Виды мер прокурорского реагирования

Нарушения прав предпринимателей, выявляемые и устраняемые органами прокуратуры. Меры прокурорского реагирования

курсовая работа

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень мер прокурорского реагирования на выявленные правонарушения, которые в полном объеме должны применяться по фактам нарушений законов в сфере экономики. Прокурор реализует предоставленные ему полномочия по выявлению и устранению нарушений прав предпринимателей посредством актов прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования — это предусмотренные законом формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений.

Будучи предусмотренными в законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются в определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты.

В актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. Закон о прокуратуре предусматривает четыре вида актов прокурорского реагирования: протест, представление, постановление и предостережение.

1. Протест прокурора.

Это самое распространенное средство прокурорского реагирования. В соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Представление прокурора.

В соответствии со cт.24 Закона о прокуратуре представление вносится для устранения нарушений закона. Под нарушениями закона в данном случае следует понимать как единичные факты правонарушения в виде неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона или Конституции РФ, так и неоднократные однородные обобщенные факты правонарушений.

В представлении указываются не только совершенные правонарушения, их причины и способствовавшие их совершению условия, но и предложения прокурора о мерах и мероприятиях, осуществление которых необходимо для устранения названных причин и условий.

3. Постановление прокурора.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.

Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Эта убежденность должна быть отражена в мотивировочной части постановлений.

4. Предостережение о недопустимости нарушения закона.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999г.

Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского реагирования. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер реагирования, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты реагирования квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов «направлением предложений». Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для «урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований — соответствующие акты прокурорского реагирования». Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области «О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области», на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность.

3.2 Особенности мер прокурорского реагирования

Особенности протеста прокурора.

Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор соответствующего района, города, субъекта РФ или его заместитель, хотя готовить протест могут другие прокурорские работники.

Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры, в нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина фамилии, имени отчества прокурора принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно, далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной, части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста, в случае необходимости, указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста.

Пункт 1 ст.23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указанно, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам — самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может изменить его или отменить.

Порядок рассмотрения протеста прокурора регулируется п. 2 — 4 ст.23 Закона о прокуратуре, в соответствии с их требованиями протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-тидневный срок с момента его поступления. В случае принесения протеста на противоречащие закону акты в представительные (законодательные) органы или в органы местного самоуправления протест должен быть рассмотрен на ближайшем с момента поступления протеста, заседании. При исключительных обстоятельствах, когда принятие противоречащего закону акта может повлечь тяжкие последствия в виде причинения значительного ущерба или вреда интересам общества или значительному числу граждан, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Закон предоставляет право прокурору отзывать свой протест до начала его рассмотрения. В практике такие случаи бывают нечасто. Обычно они связаны с отменой незаконного акта до рассмотрения протеста, изменением законодательства. Органы или должностные лица о результатах рассмотрения протеста обязаны незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.

Особенности представления прокурора.

При разработке и внесении в представление конкретных предложений об устранении причин и условий, способствовавших правонарушениям, прокурор не должен подменять орган управления, контроля, вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность. Поэтому в представлении должен строго соблюдаться «баланс» возможного и необходимого для предупреждения правонарушений.

Согласно п.1 ст.24 Закона о прокуратуре представление прокурора должно быть рассмотрено безотлагательно. Это означает, что органы или должностные лица, получившие представление, должны рассмотреть его в ближайшее возможное время.

Учитывая, что для устранения правонарушения, а особенно его причин и условий совершения, может понадобиться более продолжительное время, что это бывает, связано с необходимостью осуществления различного рода организационно управленческих и административно-хозяйственных мероприятий предусмотрен месячный срок со дня поступления представления для принятия конкретных мер по устранению правонарушения. В этот же срок прокурор должен быть уведомлен в письменном виде о принятых мерах.

Каждое внесенное представление регистрируется в прокуратуре, где указывается, когда и кому было внесено представление, в связи, с чем и о чем оно. Такой учет позволяет проконтролировать, во-первых, своевременность рассмотрения представления о принятых мерах, во-вторых, полноту выполнения требований прокурора.

После получения уведомления от соответствующих органов или должностных лиц о том, что правонарушение устранено с указанием, что конкретно было сделано для его устранения и предупреждения, прокурор анализирует полученные материалы. Если они его удовлетворяют, то об этом делается запись о получении этих материалов, и рассмотрение внесенного представления снимается с контроля. Если ответ органа или должностного лица о результатах рассмотрения, представления не удовлетворяет прокурора, то он может дополнительно уточнить свои предложения и потребовать их исполнения или провести проверку исполнения требовании ст.24 Закона прокуратуре.

Так, прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга в ходе проверки по обращению Жаркова А.В. соблюдения трудового законодательства ООО «Студия авторского и молодежного телевидения» было установлено, что причитающаяся заработная плата Жаркову А.В. не выплачена в течении семи месяцев с момента увольнения, что противоречит трудовому законодательству.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. На основании изложенного прокурором было внесено Представление об устранении нарушений норм трудового законодательства. В котором прокурор потребовал принять меры к неукоснительному исполнению требований трудового законодательства, решить вопрос о выплате заработной платы Жаркову А.В., о результатах рассмотрения и принятых мерах в месячный срок уведомить прокурора Ленинского района г. Оренбурга.

Особенности предостережение о недопустимости нарушения закона.

Оформляется в виде специального акта, в котором указывается наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности, к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому.

Формы реализации рассматриваемого акта прокурорского реагирования является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано.

Определение 1

Действия прокурора по устранению выявленных нарушений законности, причин, которые им способствуют и привлечению к ответственности виновных называются средствами прокурорского реагирования.

Таких средств много, так как характер правонарушений многообразен, как и формы ответственности за их совершение.

Надзорные средства

Определение 2

Средства, которые применяются органами прокуратуры при осуществлении постоянного наблюдения и проверки действий объекта называются надзорными.

Они могут носить процессуальный характер. Это документы, нашедшие отражение в процессуальном законодательстве РФ и изданные прокурором:

  • письменное указание;
  • утверждение;
  • согласие;
  • постановления;
  • представления и жалобы ненадзорного характера.

Правовые средства прокурорского надзора могут носить непроцессуальный характер и регламентироваться иными правовыми документами, например, Законом о прокуратуре. Сюда относятся следующие акты прокурорского реагирования:

Определение 3

Протест – реагирование на правовой акт, который противоречит законодательству, содержит требование о приведении акта в соответствие с законом либо об отмене акта.

Протест может принести прокурор или его заместитель, документ направляется должностному лицу или в орган, издавший этот акт либо в вышестоящую инстанцию. Протест должен быть рассмотрен в течение 10 дней. Если протест принесен на решение представительного местного органа или органа субъекта РФ, то на ближайшем заседании. Прокурор имеет право сократить срок рассмотрения протеста, если того требуют обстоятельства. О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается письменно. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне заседания сообщается прокурору. Протест может быть отозван принесшим его лицом.

Определение 4

Представление прокурора – документ реагирования на выявленные нарушения закона, которые наступили в результате действий или принятия незаконных решений гос. органами и их должностными лицами.

Представление прокурора означает его право и обязанность требовать устранения нарушений, которые были выявлены в процессе надзорных действий и обнаружения фактов неисполнения или исполнения предписаний закона ненадлежащим образом объектами надзора, которыми была причинена или создана реальная угроза интересам личности, общества или государства.

Определение 5

Предостережение – акт, который адресуется должностным лицам, руководителям объединений религиозной или политической направленности, направляется при получении прокурором сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремизма.

Акт имеет явный предупредительный характер и выносится лишь тогда, когда имеются достоверные сведения и проверенные факты, которые могут причинить вред интересам личности, общества и государства. Целью предостережения является недопущение более опасных деяний. Данный акт является дополнительным средством реагирования. Вместе с объявлением предостережения прокурор может принести протест или представление.

Прокуроры обладают ограниченной властью в отношении субъектов наблюдения, поэтому акты реагирования специфичны. Требования прокурора обязательны для рассмотрения, но не для исполнения, поэтому любой акт должен быть убедительным.

Средства прокурорского воздействия приносятся прокурорами как на правомерные, так и неправомерные действия. По этому признаку можно выделить два вида средств.

Средства на правомерные и неправомерные действия

Определение 6

Согласие – санкция на производство действий следственного характера, утверждение – придание юридической значимости обвинительному заключению являются средствами прокурорского реагирования, приносимые на правомерные действия.

Определение 7

Средствами реагирования, приносимыми на неправомерные действия являются письменные указания – властные предписания, которые исполняются следователем в обязательном порядке, постановления – властно-волевые распорядительные акты прокурора об устранении правонарушений собственной властью.

Ненадзорные средства

Данные средства можно разделить на процессуальные и непроцессуальные, регулируемые ГПК РФ и АПК РФ и другими НПА.

К процессуальным ненадзорным средствам относятся представления и жалобы, исковые заявления, которые направляют прокуроры с целью защитить законные права лиц, не имеющих социальной защиты, иски, которые предъявляют прокуроры в интересах лица или государства. Гражданско-процессуальный кодекс четко регламентирует все виды ненадзорных средств.

Непроцессуальными ненадзорными средствами являются сообщения, письма, доклады о нарушениях законности. Обычно такие средства применяются в отношениях с местными органами, органами субъектов Российской Федерации, судебными органами.

Если рассматривать цель актов воздействия, то их можно разделить на основные и сигнализационные.

Основные акты прокурорского воздействия предусмотрены законом и несут основную нагрузку, сигнализационные акты содержат информацию о состоянии законности, не содержат требований устранения нарушений.

Средства воздействия эффективны в случаях выявления и устранения нарушений законности. Своевременно выявить и пресечь нарушения, установить причины их возникновения, привлечь к ответственности виновных, значит поддерживать состояние законности на должном уровне.

>Что такое Предостережение о недопустимости нарушения закона | Порядок действий | От прокурора или госоргана >Что делать, если получил предостережение о недопустимости нарушения закона

Итак, давайте разбираться.

Что такое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований закона

С 1 января 2017 года органы контроля (надзора) наделяются полномочиями по выдаче предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», согласно которым органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля наделены полномочиями выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Порядок объявления предостережений закреплен в статье 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной порядок не установлен другим федеральным законом.

В соответствии с указанной статьей предостережение объявляется в следующих случаях:

— при наличии у органа контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,

— и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора).

При объявлении предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Что делать, если получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований закона?

Правительство определило, как компаниям отвечать на предостережения контролирующих органов

С 22 февраля 2017 года начинают действовать правила, по которым юрлица и ИП будут уведомлять контролирующие, надзорные органы об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Правилами нужно будет руководствоваться также, направляя в названные органы возражения на указанное предостережение.

Понадобятся правила и органам госконтроля (надзора), и органам муниципального контроля, поскольку они будут составлять и направлять юрлицам и ИП предостережения.

В предостережении контролирующий или надзорный орган среди прочего предложит в течение определенного срока, который составит не менее 60 дней, уведомить об исполнении предостережения. Если оно направлено организации и у нее нет возражений, то ей потребуется указать в уведомлении следующие данные:

— наименование юрлица;

— ИНН;

— дата и номер предостережения, направленного в адрес компании;

— меры, которые она приняла, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Компания сможет направить уведомление в органы госконтроля (надзора), муниципального контроля не только по почте, но и в электронном виде. В последнем случае лицо, уполномоченное действовать от имени компании, должно заверить его квалифицированной электронной подписью. Направить такой документ можно будет, например, на указанный в предостережении адрес электронной почты контролирующего органа.

Компания может и не согласиться с выводами контролирующего или надзорного органа о том, что ее действия или бездействие приводят либо могут привести к нарушению требований. В таком случае организация должна свою позицию обосновать в возражении. Его можно будет направить контролирующему органу так же, как и уведомление. Эти органы должны будут дать ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.

Напомним, с 2017 года контролирующие, надзорные органы в ряде случаев обязаны объявлять юрлицам и ИП предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (вступает в силу 22 февраля 2017 года)

Срок и порядок обжалования предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований закона

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции России решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц, в том числе и органов прокуратуры, могут быть обжалованы в суд.

Однако действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений (или протестов) прокурора. Вместе с тем из ч. 1 ст. 3 и ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

П.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. Таким образом, на основании ст.256 ГПК РФ подать жалобу возможно в 3-х месячный срок с момента получения вами предостережения.

Подробнее …

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям.

Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Подытоживая сказанное, нельзя не прийти к выводу, что готовящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные нарушения законов, не исключая и преступления.

Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены.

Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

Ведь должностное лицо, игнорируя требования прокурора как официального представителя федерального надзорного органа, продолжило совершение противоправных действий. Поэтому было бы целесообразно включить в ст. 63 УК РФ самостоятельный пункт «Совершение преступления лицом, к которому в течении года объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона». Соответствующим пунктом можно было бы дополнить ст. 4.3 «Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение» Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим было бы разумным внести соответствующие дополнения в ст. 251 Закона о прокуратуре.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Хорошие результаты в плане предупреждения нарушений законов достигаются тогда, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемые в органы представительной и исполнительной власти.

По делу об оспаривании предостережения прокурора

Решение Комментарии Российская Федерация Решение от 09 марта 2011 года По делу № Принято Шатурским городским судом (Московская область)

  1. Шатурский городской суд Московской области в составе:
  2. председательствующего судьи Давыдовой Ю.С.,
  3. при секретаре судебного заседания Кирсановой А.А.,
  4. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление главы администрации городского поселения Черусти Шатурского муниципального района Московской области Авериной АИ об оспаривании предостережения прокурора,
  5. Установил:

  6. Глава администрации городского поселения Черусти Шатурского муниципального района Московской области Аверина А. И. обратилась в суд с заявлением о признании предостережения Шатурского городского прокурора незаконным, ссылаясь на следующее.
  7. 10 февраля 2011 года Шатурским городским прокурором И.А. Клочковым ей объявлено письменное предостережение о нарушении закона за не ненадлежащее исполнение должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Основанием для принятия указанной меры прокурорского реагирования послужили материалы прокурорской проверки по жалобе Желтиковой М.А. об отказе в регистрации по месту жительства её новорожденного ребенка по адресу: <адрес>. Придя к выводу, что она как должностное лицо администрации городского поселения Черусти, ответственная за регистрацию, прием первичных документов на регистрацию, а так же подготовку и передачу учетных данных, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию по месту жительства, требуя предоставления ряда документов от Желтиковой М.А., которые законодательством не предусмотрены, прокурор усмотрел незаконность в её действиях и нарушение действующего законодательства о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, и предупредил в предостережении об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 293 УК РФ. С правомерностью предостережения прокурора она не согласна, так как действующим законодательством на неё, как на главу городского поселения Черусти не возложены полномочия по регистрации граждан по месту жительства. Глава городского поселения не является должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания граждан. Предостережение направлено по факсимильной связи, лично ей не объявлялось и не вручалось. По указанным основаниям просит признать предостережение прокурора от 10.02.2011 года незаконным.
  8. Определением суда от 01.03.2010 года, отраженном в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Желтикова М.А.
  9. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Сумина И.В. требования поддержала. Пояснила, что дом № по <адрес>, в котором зарегистрирована Желтикова М.А., но не является его собственником, фактически не существует. По вопросу регистрации новорожденного ребенка Желтикова М.А. лично к главе городского поселения Черусти Авериной А.И. ни устно, ни письменно не обращалась. Решений об отказе в регистрации ребенка Желтиковой М.А. по месту жительства, Авериной А.И. не принималось. В адрес прокуратуры на прокурорское требование, Авериной А.И. лишь был дан ответ в котором сообщалось, что в администрацию городского поселения Черусти с письменным заявлением о регистрации ребенка Желтикова М.А. не обращалась. На приеме у специалиста городского поселения Черусти Желтиковой М.А. было разъяснено, что бланк заявления о регистрации по месту жительства можно получить в приемные дни в администрации городского поселения Черусти, а для совершения действий по удостоверению подписи лица, предоставившего жилое помещение, необходима явка данного лица, с предоставлением документов подтверждающих право собственности на жилое помещение в которое производится вселение ребенка. Действующим законодательством на главу городского поселения Черусти не возложены полномочия по регистрации граждан по месту жительства. Глава городского поселения не является должностным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания граждан. Государственную услугу по регистрации граждан по месту жительства оказывают территориальные органы УФМС. Предостережение прокурора Аверина А.И. обнаружила у себя в кабинете, поступившее посредством факсимильной связи. В прокуратуру Аверина А.И. не вызывалась. Данное предостережение ей не объявлялось и под роспись не вручалось, как следствие, от его подписи Аверина А.И. не отказывалась. Просит заявленные требования удовлетворить.
  10. Помощник Шатурского городского прокурора Пыльцина И.А., ссылаясь на законность внесенного прокурором предостережения, возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование ссылалась на то, что 13 января 2011 года в прокуратуру обратилась Желтикова М.А. по вопросу отказа администрации городского поселения Черусти и УФМС в регистрации её ребенка в <адрес>. По данному обращению была проведена прокурорская проверка в ходе которой было установлено ненадлежащее исполнение должностным лицом Авериной А.И. своих должностных обязанностей повлекшее нарушение прав ребенка Желтиковой М.А. Так, в ответе, подписанном Авериной А.И. и адресованном в адрес прокуратуры, указано, что Желтиковой М.А. в администрации городского поселения необходимо получить бланк заявления о регистрации по месту жительства (ф.6), а для совершения действий по удостоверению подписи лица, предоставившего жилое помещение, необходима явка данного лица, с предоставлением документов подтверждающих право собственности на жилое помещение в которое производится вселение ребенка. Однако, требование должностных лиц администрации поселка Черусти о предоставлении документов для регистрации несовершеннолетнего ребенка по месту жительства родителей не предусмотренных законом, а именно явка с лицом, предоставившим жилое помещение, является незаконным, поскольку противоречит п. 28 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту жительства и месту пребывания, ст. 20 ГК РФ, согласно которых регистрация детей не достигших возраста 14-лет производится по месту жительства их родителей независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении. Ответ главы администрации городского поселения Черусти Авериной А.И. содержащий указанные в нем сведения послужил основанием для принятия мер прокурорского реагирования в виде предостережения о недопустимости нарушений требований закона. Предостережение было направлено в адрес главы городского поселения Черусти по факсимильной связи, что является доступным способом вручения. Поскольку обратно в адрес прокуратуры предостережение, подписанное Авереной А.И. возвращено не было, на оригинале предостережения была сделана оговорка, что Аверина А.И. от подписи отказалась. Предостережение вынесено уполномоченным лицом в соответствии с требованиями закона, прав заявителя не нарушает. По указанным основаниям просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
  11. Желтикова М.А. в судебном заседании пояснила, что лично к Авериной А.И. по вопросу регистрации своей новорожденной дочери Имя, Фамилия 27.09.2010 года рождения не обращалась. Она присутствовала на приеме у специалистов администрации которые объясняли ей, что для удостоверения подписи лица, предоставившего жилое помещение, необходима явка данного лица, однако где находятся собственники дома она не знает. В паспортном столе, ей так же отказывали в регистрации ребенка по месту жительства, поскольку в бланке заявления, отсутствовала удостоверенная подпись лица, предоставившего жилое помещение. В настоящий момент вопрос о регистрации ребенка решился положительным образом, т.к. в заявлении о регистрации ребенка в качестве лица, предоставившего жилое помещение, она указала себя.
  12. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
  13. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон) определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законодательства, соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 1 Закона).
  14. В соответствии со ст. 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
  15. Согласно ст. 25.1 Закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона.
  16. Таким образом, предостережение о недопустимости нарушения закона является профилактической мерой прокурорского реагирования, применяемой в случаях, когда имеются достаточные и предварительно подтвержденные сведения о готовящихся противоправных действиях, нарушениях закона, совершение которых необходимо предотвратить. Целью указанных прокурорских действий является письменное предложение должностному лицу добровольно устранить нарушение законодательства, предупреждением о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения, в том числе допущенных нарушений.
  17. В указании Генеральной прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. N 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» детализированы условия вынесения предостережения (далее Указание). Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
  18. Согласно п. 1.2 Указания основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
  19. Предостережение следует объявлять должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, органов военного управления, воинских частей и учреждений (п.1.4 Указания).
  20. Пунктом 2 Указания установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
  21. Согласно п. 2.3. данного Указания предостережение должностному лицу объявляется под расписку непосредственно в прокуратуре. В целях обеспечения гласности и повышения профилактического воздействия предостережения оно может быть объявлено и по месту работы виновного лица, в том числе в процессе рассмотрения результатов проверки на собрании трудового коллектива либо при рассмотрении коллегиальным органом акта прокурорского реагирования.
  22. Должностным лицам должно быть разъяснено, что согласно требованиям Закона «О прокуратуре в РФ» предостережение о недопустимости нарушения закона может быть обжаловано вышестоящему прокурору либо в суд (п.4 Указания).
  23. Предостережением от 10.02.2011 года Шатурский городской прокурор предупредил главу городского поселения Аверину А.И. за исполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 293 УК РФ.
  24. Статьей 293 УК РФ предусмотрена ответственность за халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
  25. Однако, согласно п. 1.2., 1.3. Указания при наличии оснований для привлечения нарушителей закона к уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона не применяют.
  26. Оспариваемое заявителем предостережением, внесено прокурором без соблюдения установленных Генпрокуратурой РФ указаний. Оно вынесено без достаточных и подтвержденных сведений о противоправных действиях конкретно должностного лица, в адрес которого оно вынесено.
  27. Так, в обращении Желтиковой А.М. в прокуратуру указано, что в регистрации по месту жительства её новорожденного ребенка отказано как администрацией городского поселения Черусти, так и территориальным органом УФМС России по Московской области в Шатурском районе. Из материалов прокурорской проверки, представленных суду следует, что в рамках её проведения в адрес начальника отдела УФМС России по Московской области по Шатурскому району, прокурором 14.01.2011 года направлялось требование о предоставлении сведений по факту обращения Желтиковой М.А. с заявлением о регистрации ребенка. Однако, материалы прокурорской проверки не содержат ответа этого органа на прокурорское требование, при том, что данный территориальный орган, согласно Приказа ФМС № 208 от 20 сентября 2007 года, является органом, непосредственно задействованным в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету граждан.
  28. Вывод прокурора о нарушении главой администрации городского поселения Черусти Авериной А.И. о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе и нарушении требований закона сделан на основании её ответа на прокурорское требование.
  29. Аверина А.И., являясь главой городского поселения Черусти, при осуществлении своей деятельности руководствуется положениями Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и Уставом городского поселения Черусти, которыми вопросы регистрации по месту жительства и месту пребывания граждан не отнесен к её полномочиям.
  30. В ответе на прокурорское требование, Авериной А.И. указывалось, что с письменными заявлениями о регистрации ребенка по месту жительства Желтикова М.А. не обращалась. На приеме у специалиста администрации Желтиковой М.А. был разъяснен порядок регистрации.
  31. По сути, указанный ответ главы администрации городского поселения Черусти Авериной А.И. послужил основанием для её предостережения прокурором о недопустимости нарушения закона.
  32. При этом в ходе проверки, прокурор достаточно не убедился в противоправности действий и нарушений закона именно Авериной А.И. Объяснения по факту совершения противоправных действий и нарушений закона прокурором с неё, как того требует п.2 Указания Генпрокуратуры РФ затребованы не были.
  33. Предостережение не было вручено ни под расписку в органе прокуратуры, ни по месту её работы. Сущность вынесенного предостережения, а так же право его обжалования Авериной А.И. прокурором не были разъяснены. Направление предостережения о недопустимости нарушения закона должностному лицу посредством факсимильным средством связи является недопустимым.
  34. Указанные нарушения являются существенными, в связи с чем, согласиться с законностью предостережения Шатурского городского прокурора И.А. Клочкова от 10 февраля 2011 года, суд не может.
  35. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
  36. Решил:

  37. Признать предостережение Шатурского городского прокурора Клочкова И.А. от 10.02.2011 года о недопустимости нарушения закона главе администрации городского поселения Черусти Шатурского муниципального района Московской области Авериной А.И. — незаконным.
  38. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательном виде.
  39. Судья Ю.С.Давыдова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *