Логопед в саду обязанности

>
Должностная инструкция учителя-логопеда ДОУ

Общие положения должностной инструкции

1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда в ДОУ разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155; на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Учитель — логопед детского сада относится к категории специалистов, считается педагогическим работником.

1.3. На должность учителя-логопеда ДОУ может быть принято лицо, которое

· не моложе 18 лет;

· имеет высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы;

· не лишено права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

1.4. Учитель — логопед детского сада может быть назначен на должность и освобожден от занимаемой должности приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
1.5. Учитель – логопед дошкольного образовательного учреждения подчиняется заведующему детским садом, а в рамках психолого-педагогической службы её руководителю.
1.6. Учитель – логопед ДОУ, находясь при исполнении трудовых обязанностей, проходит первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, повторный – не реже одного раза в 6 месяцев, кроме того, при необходимости внеплановый – при нарушении безопасных приемов труда или целевой — при выполнении разовых заданий, которые не связаны с основной работой.

1.7. В свой деятельности учитель-логопед руководствуется следующими документами:

· Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Гражданским Кодексом РФ, а также Семейным Кодексом;

· Указами президента Российской Федерации, решениями Правительства РФ, нормативно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации;

· Конвенцией о правах ребенка;

· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных учреждений»;

· Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, Коллективным договором ДОУ;

· Локальными актами, которые регламентируют деятельность детского сада (Образовательной программой с учетом требований ФГОС ДО, внутренними приказами и распоряжениями, договором с родителями, режимом дня, учебным планом, другими локальными актами, которые не противоречат Уставу дошкольного образовательного учреждения).

Учитель-логопед также в своей деятельности руководствуется Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда в детском саду в соответствии с ФГОС ДО, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности, Федеральным законом от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29 июня 2013 года) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

1.8. Учитель-логопед ДОУ должен знать:

· аспекты приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации;

· законы и иные нормативно правовые акты, которые регламентируют образовательную и физкультурно-спортивную деятельность;

· возрастную и специальную педагогику и психологию;

· анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

· методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;

· педагогические и гигиенические меры по профилактике и снятию нервно-психологического напряжения и утомляемости детей;

· нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

· программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими какие-либо отклонения в своем развитии;

· новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

· современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

· основы экологии, экономики и социологии;

· трудовое законодательство;

· существующую педагогическую этику;

· методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

· технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

· психофизиологические особенности ребёнка;

· образовательную программу ДОУ с учетом требований ФГОС ДО;

· основы деятельности с текстовыми редакторами, презентациями, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, компьютером и мультимедийным оборудованием;

· основы трудового законодательства;

· основы доврачебной медицинской помощи;

· методы и приемы профилактики и исправления отклонений в речевом развитии детей;

· правила и нормы по охране труда, технике безопасности и противопожарной защиты;

· порядок действий в экстремальных ситуациях, которые угрожающих жизни и здоровью детей.

Учитель логопед детского сада должен знать положения должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ и строго соблюдать их в своей педагогической деятельности, знать порядок действий при чрезвычайной ситуации.
1.9. Рабочим местом учителя — логопеда является кабинет учителя-логопеда.

2. Функции учителя-логопеда в ДОУ
2.1. Проведение углубленного логопедического обследования детей в возрасте от 4 до 7 лет по запросу родителей, либо законных представителей, который необходим для определения уровня речевого развития, выявления специфических речевых нарушений различного генеза и структуры дефекта.
2.2. Осуществление профессиональной деятельности, которая должна направляться на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников дошкольного образовательного учреждения с нарушениями речи.
2.3. Взаимодействие с семьями детей и педагогами в области образования и логопедии.
2.4. Оказание консультативной и методической помощи воспитателям и родителям, либо их законным представителям по вопросам реабилитации имеющихся у детей отклонений в речи.
2.5. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников в процессе образовательной деятельности.

3. Обязанности учителя-логопеда детского сада

Учитель-логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:
3.1. Осуществление деятельности, которая направляется на максимальную коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с нарушениями речи.
3.2. Осуществление обследования воспитанников ДОУ, определение структуры и степени выраженности нарушения речи, имеющегося у них.
3.3. Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.4. Проведение групповой и индивидуальной НОД по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций воспитанников.
3.5. Работа в тесном контакте с воспитателями и другими педагогическими работниками детского сада, посещение НОД.
3.6. Консультирование педагогических работников и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
3.7. Способствование формированию общей культуры личности, социализации воспитанников ДОУ.
3.8. Реализация образовательных программ с учетом требований ФГОС ДО.
3.9. Изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с целью создания условий для обеспечения их нормального развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя для этого разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки воспитанников, который соответствует федеральным государственным требованиям.
3.10. Проведение НОД, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий.
3.11. Обучение родителей (законных представителей) основным приемам по исправлению нарушений звукопроизношения, по формированию фонематического слуха у детей.
3.12. Направление при необходимости воспитанников детского сада на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.
3.13. Составление заключения по результатам логопедического обследования воспитанников ДОУ и доведение до сведения педагогов и родителей (законных представителей).

3.14. Разработка и использование:

· коррекционных программ, циклов занятий, которые направляются на устранение у дошкольников речевых расстройств, нарушений произносительной стороны речи, дефектов фонематических процессов и лексико-грамматических расстройств;

· рекомендаций для родителей (законных представителей) по общему развитию речи воспитанников дошкольного образовательного учреждения;

· рекомендаций по развитию речи в рамках психологической готовности детей к школьному обучению.

3.15. Использование соответствующих наглядных пособий и материалов для обследования речевого развития детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.
3.16. Своевременное и четкое ведение документации по установленной форме, используя ее по назначению.
3.17. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников детского сада в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего федеральным государственным образовательным требованиям.
3.18. Самостоятельное планирование своей деятельности на учебный год с учетом Годового плана ДОУ и согласно образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
3.19. Представление отчетов о своей работе заведующему детским садом, а также руководителю логопедической службы за полугодие и по окончании года.
3.20. Участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.
3.21. Передача руководителю дошкольного образовательного учреждения, либо заместителю по воспитательно-образовательной работе информации, которая была получена непосредственно на совещаниях и семинарах.
3.22. Сотрудничество с семьями воспитанников детского сада в соответствии с Договором с родителями.
3.23. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации и педагогического уровня на курсах, семинарах.
3.24. Уважительное и заботливое отношение к каждому ребенку ДОУ, проявление стальной выдержки и педагогического такта в общении с детьми и их родителями.
3.25. Выполнение требований заведующего дошкольным образовательным учреждением, старшей медсестры, которые связаны с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
3.26. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников детского сада во время образовательного процесса.
3.27. Внимательное слежение за своим внешним видом. Учитель-логопед должен являться образцом для детей, их родителей и всего коллектива, служить образцом правильной, грамотной речи, способствовать формированию общей культуры речи.
3.28. Поддержание порядок на своем рабочем месте.
3.29. Обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата в детском и взрослом коллективе, выполняя правила этических и педагогических норм и правил.
3.30. Прохождение обязательного медицинского осмотра в нерабочее время согласно существующему графику.
3.31. Бережное использование имущества учреждения, методической литературы и пособий.
3.32. Внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса в детском саду.
3.33. Соблюдение прав и свобод воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
3.34. Своевременное информирование руководителя логопедической службы и руководителя ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.
3.35. Своевременное донесение информации до руководителя, дежурного администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду, которые связаны с жизнью и здоровьем детей.
3.36. Неукоснительное выполнение требований должностной инструкции учителя-логопеда в ДОУ, нормативно-правовых документов, которые регламентируют трудовую деятельность воспитателя дошкольного учреждения.
3.37. Обеспечение выполнения «Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников», «Инструкции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарно-гигиенических требований, неся при этом персональную и уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.

4. Права учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Учитель-логопед в пределах своей компетенции имеет право:
4.1. Принимать непосредственное участие в:

· разработке образовательной политики и стратегии дошкольного образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;

· подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;

· всех смотрах-конкурсах детского сада, города;

· инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;

· семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и других образовательных учреждениях города.

4.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их творческих способностей.
4.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
4.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию воспитательно-образовательной работы ДОУ.
4.5. Повышать свою квалификацию, постоянно заниматься самообразованием.
4.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по ВиМР и других узких специалистов детского сада.
4.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного образовательного учреждения.
4.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании в РФ», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность учителя-логопеда ДОУ
5.1. Учитель-логопед детского сада несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
5.2. Учитель-логопед в ДОУ несет ответственность за сохранность хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества дошкольного учреждения, находящегося на рабочем месте.
5.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных распоряжений заведующего и иных утвержденных локальных нормативных актов, настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда детского сада, в том числе за не использование предоставленных прав, учитель — логопед несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством России. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.4. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью ребенка, учитель — логопед может быть освобожден от занимаемой им должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.5. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случае, которые предусмотрены административным законодательством РФ.
5.6. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей учитель-логопед ДОУ несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Учитель-логопед ДОУ

6.1. Выполняет работу в соответствии с графиком занятий, утвержденным заведующим детским садом, в режиме участия в педагогических советах и совещаниях, самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психолого-педагогической службы, заместителем заведующего по воспитательно-образовательной работе и утверждаются заведующим ДОУ.
6.3. Предоставляет руководителю службы, заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе отчет в письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.
6.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением, заместителя руководителя и заведующего ППС информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с необходимой документацией.
6.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, непосредственно имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и педагогическим коллективом.
6.6. Ставит в известность заведующего ДОУ о возникновении трудностей в работе.
6.7. Предоставляет заместителю заведующего по воспитательно-образовательной работе информацию, полученную непосредственно на выездных совещаниях и семинарах.

ПОЛОЖЕНИЕ «Об организации работы учителя-логопеда в МКДОУ детский сад «Оленёнок», не имеющем в своей структуре специализированных групп»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Решением Педагогического совета Заведующей МКДОУ детский сад

Протокол № от 2017г. «Оленёнок»

_____________________В.Я. Брачун

Приказом №____от 2017 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

«Об организации работы

учителя-логопеда

в МКДОУ детский сад «Оленёнок», не имеющем в своей структуре специализированных групп»

п. Тазовский, 2017 г.

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет организацию деятельности учителя-логопеда МКДОУ детский сад «Оленёнок» (далее Детский сад).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

— Законом Российской Федерации «Об образовании»;

— Письмом Минообразования России от 14 декабря 2000 г. «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

— Письмом Министерства образования Российской Федерации от 20.06.2002 года № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»;

— Письмом Министерства образования Российской Федерации от 03.04.2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;

— Письмом Министерства образования Российской Федерации от 22 января 1998 года № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

— Приказ Министерства здравоохранения СССР от 30 августа 1991 года № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения»;

— Положением о логопедическом пункте в общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Администрации Тазовского района.

1.3. Работа учителя-логопеда в МКДОУ, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи детей.

1.4.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы на 1 ставку- 20; на 0,5 ставки — 10). Это время непосредственной работы с детьми. График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.

1.5. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.

1.6.На логопедические занятия отбираются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).

1.7.Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 4—6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальматологом и др.) или в районную психолого-медико-педагогическую комиссию.

1.8. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме (Приложение № 3).

1.9.Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный, подгрупповой и групповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.

Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи не должна превышать установленные нормы (Приложение № 1).

1.10.Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых воспитательских занятий (по согласованию с воспитателями и администрацией МКДОУ) и в свободное от занятий время.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, воспитатель и руководитель общеобразовательного учреждения.

1.11.Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

1.12. Учитель-логопед взаимодействует с учителями-логопедами других образовательных учреждений района, врачами поликлиники.

1.13.Аттестация учителя-логопеда на квалификационную категорию должна проводиться с участием учителя-логопеда, курирующего муниципальную территорию.

2. Основные задачи

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

Задачи коррекционного обучения:

— воспитание активного произвольного понимания речи;

— практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

— формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

— подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

— развитие навыков связной речи

— воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Основными задачами работы учителя-логопеда с детьми являются:

— социальная адаптация детей в коллективе;

— развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

— осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

— обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

— создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.

3. Направления деятельности учителя-логопеда

3.1. Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность логопеда в ДОУ позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность логопеда ДОУ предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк, с целью комплектования групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Стартовое логопедическое и психолого — педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3) Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы. Цель: анализ результативности коррекционно-педагогического процесса.

3.2. Коррекционно-развивающая деятельность

Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

Коррекционно — развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:

  • Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.

  • Совместная деятельность с педагогом — психологом по стимулированию психологической базы речи.

  • Совместная деятельность с воспитателями.

  • Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.

  • Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.

Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.

На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.

На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

5. Автоматизация звуков в речи;

6. Дифференциация звуков в речи;

7. Обогащение словарного запаса;

8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.

3.3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

Просветительская деятельность логопеда в рамках логопедической группы подразумевает совместное проведение родительских собраний, на которых рассказывается об особенностях развития речи у детей, факторах риска, основных направлениях коррекционно-развивающей работы, а также даются практические рекомендации.

Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

Консультативная работа логопеда ДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.

Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя-логопеда с родителями являются:

  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.

  • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.

  • Формирование (повышение) компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств (экспрессивной и импрессивной речи, письма и чтения).

  • Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы) выполнения письменных заданий и т.д.).

  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

3.4. Методическая деятельность
Методическая деятельность логопеда ДОУ включает в себя:

  • разработку методических рекомендаций для учителей-логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;

  • перспективное планирование;

  • изучение и обобщение передового опыта;

  • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;

  • обмен опытом (конференции, семинары, открытые показы и др.);

  • поиск наилучших средств коррекции речи детей;

  • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;

  • самообразование;

  • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

3.5. Аналитическая деятельность

Аналитическая работа позволит логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

  • Проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости).

  • Заключение ПМПк и ПМПк по вопросам выпуска детей.

  • Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).

  • Подведение итогов работы за учебный год. Цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

4. Организация работы учителя-логопеда

4.1. Первые две недели отводятся для полного комплектования групп воспитанников, которые будут заниматься с учителем-логопедом в текущем учебном году.

4.2.Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи до 20 воспитанников; на 0,5 ставки – 10 воспитанников. Другая педагогическая работа (подготовка дидактического материала, составление конспектов занятий, повышение квалификации и др.) в часах не определяется и выполняется работником, как в стенах учреждения, так и вне его.

4.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме (Приложение 2). Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Зачисление обучающихся в логопедический пункт и выпуск проводится на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения (ПМПк).

Дети с диагнозом ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФНР и ОНР — на 1- 2 года. По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка и заменяет их другими.

Зачисление детей с тяжелыми нарушениями речи в логопедический пункт и выпуск проводится на основании решения районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

4.4. На логопедические занятия отбираются дети с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

4.5.Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 2-х раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания занятия.

4.6.Учитель-логопед планирует подгрупповые и групповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами. Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).

4.7.Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с образовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

4.8.Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы, и виды работ), родителями (законными представителями), посещающих его занятия.

5. Руководство работой учителя-логопеда

Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется руководителем общеобразовательного учреждения, в ведении которого находится логопедический пункт.

6. Оборудование логопедического кабинета

6.1. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам.

6.2.На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда.

6.3.В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

  • Столы по количеству детей, занимающихся в одной группе.

  • Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

  • Настенное зеркало 50×100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.

  • Зеркала 9×12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.

  • Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула — для ребенка и для учителя-логопеда.

  • Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

  • Технические средства обучения.

  • Настенная касса букв.

  • Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах.

  • Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.

  • Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.

  • Различные речевые игры.

  • Методическая литература.

  • Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

6.4. Общеобразовательное учреждение для санитарно-гигиенической обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели) выделяет учителю-логопеду из расчета на одного ребенка в год 2 грамма этилового спирта.

6.5.Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

7. Документация и ее ведение

7.1.Документы, регламентирующие деятельность учителя-логопеда:

— Положение об организации работы учителя-логопеда;

— Должностная инструкция.

7.2. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет в логопедическом пункте следующую документацию:

  • журнал обследования устной речи детей, посещающих общеобразовательное учреждение;

  • речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты начала и окончания занятий;

  • журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми;

  • тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей;

  • календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;

  • план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для педагогов, других специалистов общеобразовательного учреждения, родителей (законных представителей));

  • расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное руководителем общеобразовательного учреждения;

  • график работы учителя-логопеда, утвержденный руководителем общеобразовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

  • перспективный и календарный план работы учителя-логопеда;

  • картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.

  • копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).

Приложение 1.

УТВЕРЖДЕН

положением о логопедическом

пункте общеобразовательного

учреждения

от ____________№ ________

Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи

Группы обучающихся

Предельная наполняемость, чел.

ОУ,

расположенные в городе

ОУ,

расположенные в сельской местности

С общим недоразвитием речи (ОНР)

до 4

до 3

С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)

до 5

до 4

С фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)

до 6

до 5

С недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР

до 4

до 2

С недостатками чтения и письма, обусловленными НВОНР

до 5

до 4

С недостатками чтения и письма, обусловленными ФФН (ФН)

до 6

до 5

Заикающиеся

до 4

до 3

С недостатками произношения отдельных звуков

до 7

до 6

Приложение 2.

УТВЕРЖДЕН

положением о логопедическом

пункте общеобразовательного

учреждения

от ____________№ ________

Список обучающихся, имеющих нарушения

в развитии устной и письменной речи

п/п

Фамилия, имя обучающегося, дата рождения

Класс/ группа

Дата зачисления

Реальная успеваемость по русскому языку

Заключение учителя-логопеда

Примечания

Приложение 3.

УТВЕРЖДЕН

положением о логопедическом

пункте общеобразовательного

учреждения

от ____________№ ________

РЕЧЕВАЯ КАРТА

(заполняется на каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт)

1.Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (к моменту обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность).

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных

высказываний:

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры).

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: произношение звуков; отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания:

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски);

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй);

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность);

г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

Отзывы родителей о работе учителя-логопеда

Отзыв от родителей группы «Светлячки»

МБДОУ «Детский сад №16 Рябинушка» города Шумерля

Чувашской Республики

Уважаемая Екатерина Александровна!

Хотим выразить Вам свою признательность. Благодаря Вам наши дети за

достаточно короткое время не просто научились правильно и чётко

произносить сложные звуки, а выучили большое количество загадок, стихов,

рифмовок и скороговорок. Комплекс занятий, проводимых Вами, подготовил

базу для поступления в школу. Наши дети научились читать и пересказывать

тексты. Ваши занятия – это развитие речи, мышления, моторики и логики.

Все это преподнесено очень грамотно, квалифицированно, а главное, – с

душой и любовью к детям и свое профессии. Огромное Вам спасибо за Вашу

работу.

«30» октября 2015 год

(личная подпись) (расшифровка подписи)

(личная подпись) (расшифровка подписи)

(личная подпись) (расшифровка подписи)

(личная подпись) (расшифровка подписи)

(личная подпись) (расшифровка подписи)

Уважаемая Екатерина Александровна!

От всей души благодарю ВАС за Ваше терпение, доброту и профессионализм. За время обучения моя внучка Анна с удовольствием посещала Ваши занятия, делала увлекательные домашние задания. Домашние задания выполняла с большим интересом и желанием каждый день, даже в выходные доставала свою логопедическую тетрадку и повторяла стишки, скороговорки.

Регулярные интересные занятия, а также беспрерывная связь с нами, родителями, сделали своё благое дело довольно в короткий период. Благодаря Вашей высокопрофессиональной работе и творческому подходу, Аня стала правильно произносить звуки: «Ж», «Ш», «Р», «Л», «Ч», «Щ». Все изменения произошли на наш взгляд в очень короткий срок.

Мы очень довольны результатами проведённой коррекционной работы. Благодаря Вашему труду, систематическим занятиям, увлекательным урокам по постановке речи, моя внучка сейчас разговаривает чётко, правильно и красиво. Желаем Вам успехов в вашей нелёгкой и очень полезной работе. Огромное Вам спасибо, за Ваш труд!!!!

С уважением, бабушка Ани.

Мы, родители группы №8 «Теремок» выражаем огромную благодарность учителю-логопеду Чимровой Екатерине Александровне!

Хотим отметить высокий профессионализм, чуткое отношение к детям, заботу, внимание, индивидуальный подход к каждому ребенку, доброту и теплоту. Коррекционный процесс организован таким образом, что дети с удовольствием бегут на занятия и с радостью выполняют домашние задания в логопедической тетради. На занятиях царит комфортная теплая обстановка.

Екатерина Александровна сделала из наших детей полноценных личностей, активных участников детского коллектива. Вы научили наших детей красиво говорить, выговаривать звуки, благодаря вам они узнали много нового, то, что им пригодится на протяжении всей жизни. Занятия проходят всегда в интересной игровой форме.

Спасибо вам за ваш труд.

С уважением, родители группы «Теремок»!

Благодарность от родителей группы №9 «Почемучки»

Выражаем искреннюю благодарность учителю-логопеду Чимровой Екатерине Александровне за интересную и результативную работу с детьми нашей группы. От всей души хотим поблагодарить за труд, за постановку звуков и формирование правильной речи.
Большое спасибо Вам за ту огромную работу, которую Вы проделали. За такое короткое время Вы смогли обучить наших детей правильно говорить и произносить все звуки. Детки стали следить за своим произношением, четко и правильно произносить слова. Я считаю, что на это требуется огромное терпение, педагогический талант и безграничная любовь к детям. Также хочется отметить, что дети с большим интересом выполняют домашние задания. За 1 год обучения, кроме очевидных успехов в правильном произношении звуков, у них улучшилась память, наработались навыки выполнения заданий, расширился кругозор.
Занятия проводились на высоком профессиональном уровне, в интересной игровой форме, что очень важно для детей такого возраста. Это замечательная подготовка детей к школе. Ведь правильная речь — это залог успеха всех начинающихся дел! Желаю Вам дальнейших успехов в обучении и воспитании детей.

Спасибо Вам!!! С уважением и искренней благодарностью, родители группы!

Общественное признание педагога материал по логопедии по теме

Отзыв на учителя – логопеда Шутову Лидию Владимировну

от родителей старшей логопедической группы

Для Лидии Владимировны характерны трудолюбие, любознательность, настойчивость, деловитость и, пожалуй, самое главное — влюблённость в свою профессию, чувство ответственности к своей работе.

Она доброжелательна, поэтому наши дети не боятся к ней обращаться, просить помощи и совета. Лидия Владимировна любит своё дело, которому отдаёт себя сполна. И эту любовь она всегда старается передать и нашим детям. Щедро делится с детьми теми знаниями, которыми владеет сама. На её занятиях всегда интересно и разнообразно. Это видно с каким желанием наши дети к ней на занятия. Педагог проявляет свою действительную любовь к нашим детям, находит к каждому индивидуальный подход.

Лидия Владимировна создаёт интересную и насыщенную жизнь нашим детям. Хотя мы, родители, прекрасно осознаём, как ей нелегко приходится с нашими детьми.

Много сил и времени уделяет Лидия Владимировна оформлению логопедического кабинета. Особо хочется отметить логоритмику, которую так любят дети.

Рядом с нашими детьми – настоящий друг, умный, добрый и мудрый учитель — логопед – Шутова Лидия Владимировна. Всегда улыбчивая и приветливая, беспокойная и неутомимая в работе, пользующаяся любовью детей и бесспорным уважением коллег, идет она по жизни, бережно неся в ладонях огонек добра, а огонек передает свое тепло окружающим.

Родительские собрания в нашем группе всегда проводятся на высоком уровне. Проходят они интересно и разнообразно благодаря большому опыту и умению. На родительских собраниях она очень тактично, корректно поднимает острые вопросы, при этом не ущемляет достоинство детей и родителей. Рассказывает о коррекционной работе с нашими детьми. Всегда готова внимательно выслушать, тактично и грамотно разрешить наши сомнения, дать умный и добрый совет, вселить уверенность.

Мы считаем, что нам очень повезло, что наши дети занимаются с Лидией Владимировной.

Родители группы «Колокольчик»

Отзыв на учителя – логопеда Шутову Лидию Владимировну

от воспитателей старшей логопедической группы «Колокольчик»

Лидия Владимировна — человек творческий, активный. С первых дней работы коррекционной группы ей удается организовать детей и родителей так, чтобы работа была с увлечением.

Лидия Владимировна развивает в детях такие положительные качества, как доброта, отзывчивость, умение радоваться не только за свои, но и за чужие успехи. Отмечет дни рождения «звука» это очень приятно детям.

Лидия Владимировна — эрудированный, всесторонне развитый, общительный педагог. С ней интересно и детям, и родителям и нам воспитателям. Мы обращаемся к ней за советом и часто получаем весомую помощь в воспитании наших детей. Лидия Владимировна не оставляет без внимания ни одного ученика, ни одну семью. Она может щедро похвалить и тактично указать на недостатки детей и родителей. И мы уважаем её мнение.

Её занятия всегда интересны и разнообразны. Нередко на занятиях Лидия Владимировна использует DVD-проектор, мультимедийные технологии и занятие становится ещё более увлекательными интересным что не мало важным является в детском саду.

Лидия Владимировна, не считаясь с трудностями, не жалея своего личного времени, отдаёт все свои знания, душевное тепло, заботу и любовь детям. Так же она помогает нам в оформление логопедического уголка в группе, информационного стенда для родителей. Её консультации интересные и разнообразные соответствуют возрасту детей и требованиям родителей Полностью руководствуясь её методическими указаниями по исправлению речи которые фиксируются в тетради взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы мы без особых усилий проводим логопедический час. Так же нам очень нравятся консультации на которых она помогает нам разобраться с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Благодаря составленным Лидией Владимировной различных видов картотек нам стало намного проще и удобней в подборе речевого материала.

Работая с детьми Лидия Владимировна не только исправляет дефекты речи детей но и обогащает лексику детей а так же делает их речь более грамотной, что способствует развитию и интереса к родному языку, раскрытию его многообразия и богатства.

Воспитатели группы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *