Когда день дефектолога

Комментарий к статье 333

1. Для педагогических работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю, что связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервного напряжения.

2. Верхний предел учебной нагрузки установлен для педагогических работников соответствующими типовыми положениями. Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей средних специальных учебных заведений, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 часов; педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования — 900 часов в учебном году; преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации — 800 часов.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений иных типов и видов в соответствующих типовых положениях не предусмотрен.

3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений определена в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1289).

Педагогическим работникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 часов в неделю:

Старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

Педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;

Руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

Инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы составляет:

18 часов в неделю:

Учителям 5 — 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в т. ч. кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в т. ч. кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

Преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

Преподавателям специальных дисциплин 1 — 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

Преподавателям 3 — 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 — 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

Педагогам дополнительного образования;

Тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

Учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

20 часов в неделю — учителям 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений;

24 часа в неделю — преподавателям 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы составляет:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

30 часов в неделю — инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 часов в неделю — воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки РФ.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

Учителям 1 — 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

Учителям 1 — 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;

Учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;

Учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

Заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

Заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

Заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца.

4. Нормативные положения, определяющие норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителей-логопедов и педагогов-психологов, конкретизированы в письме Минобразования России от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Так, ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

5. Для отдельных категорий педагогических работников, работающих в должностях, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается 30-часовая рабочая неделя. К числу указанных работников, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 (БНА РФ. 2003. N 37), относятся учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, инфицированных туберкулезом, учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования Российского санаторно-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции, учителя и педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, работающие в стационарах для детей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции.

6. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений предусмотрены в одноименном Положении, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 (БНА РФ. 2006. N 32). Режим работы и отдыха педагогов определяется с учетом специфики деятельности и режима работы образовательных учреждений различных типов и видов. Это могут быть образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников, пребыванием их в течение определенного времени, сезона и др.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

7. Педагогическим работникам разрешается работа по совместительству, в т. ч. в порядке внутреннего совместительства как по иной, так и по аналогичной должности, специальности.

Особенности работы по совместительству педагогических работников определены в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 8), изданном в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368).

Согласно Постановлению Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству, т. е. выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в т. ч. по аналогичной должности, специальности, профессии, включая случаи, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству педагогических работников (в т. ч. тренеров-преподавателей, тренеров) в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Следовательно, исходя из того, что продолжительность рабочего времени педагогических работников не должна превышать 36 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 18 часов в неделю.

Для педагогических работников (в т. ч. тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 16 часов работы в неделю. Для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей продолжительность работы по совместительству не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

А) литературная работа, в т. ч. работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

Б) проведение технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

Г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

Д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

Е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

Ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в т. ч. выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся и др.;

З) работа педагогических работников в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы;

И) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подп. «б» — «ж», допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

примерные формы документации школьного дефектолога материал по теме

Примерные виды оформления документации

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

(методические рекомендации)

Организационно-методическая работа учителя-дефектолога за ключается в планировании содержания деятельности по всем направлениям работы: диагностичес кому, коррекционному, консультативно-просветительскому и т.д., а также тщательном оформлении и систематическом ведении указанной ниже документации.

Перечень документации учителя-дефектолога.

1. Карты обследования учащихся (протокол обследования; дефектологическое представление на учащегося; лист наблюдений за учащимся, отражающий этапы и результат коррекционной работы, динамику занятий.).

2. График работы учителя-дефектолога

Утверждаю

Директор (название ОУ)

__________ (подпись)

__________ (расшиф.подписи)

График работы
учителя-дефектолога (Ф.И.О.) на _____________ уч.год

Понедельник

Вторник

Среда

11.00-15.00 и т.д.

Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 ч в неделю.

Учитель-дефектолог образова тельного учреждения, независимо от ведомственной подчинен ности, на ставку заработной платы выплачивается за 20 часов педагогической (учебной) работы в неделю. Методическая работа учителя-дефектолога (подготовка к коррекционно-развивающим занятиям, повышение квалификации, самообразование, посещение семинаров, оформление документации и пр.) проводится в остальное время – 16 часов.

График работы составляется исходя из учебной нагрузки специалиста.

Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю (1 рабочая ставка), которые направлены на:

-проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);

-изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;

-консультативную работу с педагогами и родителями;

-участие и подготовку ПМПконсилиумов, методических объединений, педсоветов.

3. Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем (методистом).

Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 минут; продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 — 40 минут. Периодичность занятий не менее 2- 3 раз в неделю.

Расписание занятий (пример 1)

Дни недели

Занятие с детьми

Организация работы

Всего часов в неделю

Индивидуальные

Групповые

Понедельник

2 ч.

Вторник

2 ч.

Среда

2 ч.

Четверг

2 ч.

Пятница

2 ч.

ВСЕГО

8 ч. 25 мин.

20 мин.

1 ч. 20 мин

10 ч.

ЛИСТ ЗАНЯТОСТИ

(Временная нагрузка на каждого ребенка в день, в неделю)

20__ –20__ уч.год

Ф.И. ребенка, класс

Дни недели

Кол-во часов

(мин)

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

Иванов Иван 1а

Сидоров Семен 1а

Петрова Пелагея 2а

4. Список учащихся, зачисленных на занятия с учителем-дефектологом.

Списочный состав (наполняемость группы) детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа учителем-дефектологом должна составлять не менее 20 человек на ставку рабочего времени.

Зачисление осуществляется на основе заключения ПМПк (консилиум), составленного при комплексной диагностике и изучения ребенка в индивидуальной и групповой деятельности в начале учебного года, или при поступлении вновь прибывшего ученика. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05.-25.05. ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.

В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм.

5. Список детей, рекомендованных к индивидуальным занятиям.

6. Перспективный план работы с группой (по ведущему наруше нию).

7. Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.

8. Журнал посещаемости занятий.

Класс

Фамилия, имя

Месяц

Дата

Краткое содержание занятий

Задание на дом

число

9. Журнал консультаций.

В журнале отмечаются индивидуальные и групповые консультации детей, родителей, педагогов. В отличие от Формы 4, в этот журнал вносятся консультации педагогов по поводу их профессиональной деятельности (общение с детьми, управление классным коллективом, успеваемость и пр.)

Дата

Консультируемый

Вопрос, тема

Результат, рекомендации

ФИО

Статус

При проведении определенной работы (диагностика, беседы и пр.) после консультации, в графе 1 указывается дата первой консультации.

В графе 2 фамилия, имя, отчество обратившегося указывается полностью.

В графе 3 указывается статус обратившегося (ученик, учитель, педагог дополнительного образования, родитель)

10. Должностная инструкция.

Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.

11. Паспорт кабинета (перечень оборудования и дидактических материалов).

12. Портфолио профессиональных достижений учителя-дефектолога

Портфолио — это набор материалов, демонстрирующих умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма учителя.

Портфолио — индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:

Один из вариантов структуры портфолио.

1. Общие сведения:

  1. фамилия, имя, отчество
  2. образование
  3. специальность
  4. квалификация
  5. стаж педагогической работы
  6. занимаемая должность, предметы, преподаваемые учителем
  7. нагрузка

2. Самообразование учителя:

  1. тема самообразования и материалы по ней
  2. курсы повышения квалификации
  3. творческие работы на курсах повышения квалификации
  4. участие в конференциях, круглых столах, семинарах
  5. участие в экспериментальной работе

3. Достижения учителя

  1. грамоты
  2. благодарности
  3. награды
  4. звания

4. Методическая работа:

  1. участие в методическом объединении учебного заведения, города
  2. учебные программы (государственные, авторские)
  3. программы итоговых и промежуточных аттестаций
  4. планы уроков
  5. анализ уроков
  6. контрольные, проверочные работы, тесты, лабораторные работы, разработанные учителем
  7. методические разработки
  8. обучающие программы, презентации к урокам
  9. мультимедийные разработки педагога

5. Распространение передового опыта

  1. открытые уроки
  2. выступления на семинарах, конференциях
  3. материалы выступлений, тексты докладов на окружных семинарах
  4. публикации

6. Достижения учеников

  1. результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях
  2. проектные работы учащихся
  3. описание творческих работ учащихся
  4. показатели качества знаний учащихся за последние 3 года
  5. отчеты по срезам знаний
  6. рейтинг учеников

13. План работы учителя-дефектолога на год.

Направления деятельности учителя-дефектолога

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении труд ностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.

Первичная диагностика, направленная на определение уровня актуального и «зоны ближайшего разви тия» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выяв ление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, опреде ление оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося (см. Приложение).

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).

Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.

Текущая диагностика направлена на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определя ется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

—сенсорное и сенсомоторное развитие;

—формирование пространственно-временных отношений;

—умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих воз расту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и сло весных форм мышления);

—нормализация ведущей деятельности возраста;

—формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

—готовность к восприятию учебного материала;

—формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной про граммы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ЗПР, предоставление учащимся дозирован ной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ спе циалиста с программным учебным материалом.

Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5—9 классов — с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основ ного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодей ствия специалистов.

Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

1)системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2)создание комплексных индивидуальных коррекционно-раз-вивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного раз вития ребенка;

3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специ алист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4)профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;

5)взаимодействие специалистов в рамках школьного психоло го-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисцип линарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эф фективность коррекционного воздействия и корригировать про граммы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обсле дование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуж даются на заседаниях школьного ПМПк. По итогам работы конси лиума корригируется коррекционная работа дефектолога с учащи мися классов КРО, составляются комплексные рекомендации ро дителям и педагогам.

4.Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации ро дителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивиду ально-типическими особенностями детей, состоянием их сомати ческого и психического здоровья; по запросу родителей и учите лей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические роди тельские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.

Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Так, для работы с отдельными учащимися состав ляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их инди видуальные особенности во фронтальной работе на уроках. В дру гих случаях рекомендации носят общий характер. Таким рекомен дациям должно предшествовать выступление дефектолога на со брании или методическом объединении, в котором он более по дробно разъясняет родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения развития.

5.Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объедине ний, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а так же оформление документации, организацию обследования отдель ных учащихся на ПМПК округа (района, города) для выведения нуждающихся школьников в специальные (коррекционные) уч реждения.

При подготовке консилиума на каждого учащегося специаль ным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характерис тики особенностей развития ребенка для квалификации его нару шения. В Приложении приводятся бланки дефектологических представлений на учащихся (1 класс (первое полугодие), 1-4 клас сы, 5-9 классы).

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организу ет свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодей ствия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учите лем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуаль ные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просвети тельскую работу с педагогами, родителями, выступает инициато ром выведения отдельных учащихся в специальные (коррекцион ные) учреждения, организует обследование учащихся на ПМПк.

14. Годовой отчет учителя-дефектолога.

>
ОГБОУ «Архангельская школа-интернат»

Страница дефектолога

Дефектолог

Кудинова Людмила Геннадьевна

Образование высшее, государственный педагогический университет, 1990 г. Стаж педагогической работы — 29 лет.

Основная деятельность дефектолога в школе-интернате направлена на детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и которые нуждаются в специализированных (коррекционных) условиях обучения. Этим учащимся обеспечивается дефектологическое сопровождение, которое подразумевает включение работы специалиста во все сферы учебно-воспитательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, учителям, администрации школы в форме рекомендаций.

Содержание деятельности дефектолога обеспечивает решение следующих задач:

– выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребенка;

– составление индивидуальных комплексных программ развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов ПМПк;

– динамическое изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;

– консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы дефектолога: диагностическое, коррекционное, аналитическое, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Помимо традиционных направлений дополнительно выделено аналитическое, которое определяет междисциплинарное взаимодействие специалистов и позволяет корригировать программы занятий учителя-дефектолога в соответствии с достижениями учащихся. Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы-интерната. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в типовом классном журнале.

График работы
дефектолога на 2019-2020 учебный год

Дни недели

Время работы

Понедельник

15.00-17.00

Вторник

15.00 — 17.00

Среда

13.00 — 17.00

Четверг

15.00 — 17.00

Пятница

15.00 — 17.00

Расписание
коррекционных занятий дефектолога на 2019-2020 учебный год

Расписание занятий:
— индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 мин.;
— продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 — 40 мин.

Дни недели

Занятия с детьми

Организация работы, консультации с учителями, родителями

Всего часов в неделю

Индивидуальные, подгрупповые

Групповые

Понедельник

Беседы и консультации с родителями и педагогами

Вторник

15.00-16.00

16.00-17.00

1 ч.

Среда

13.00-15.00

15.00-16.00

16.00-17.00

5 ч.

Четверг

15.00-15.30

15.30-17.00

2 ч.

Пятница

15.00-15.30

15.30-17.00

2 ч.

Всего:

10 ч.

___________________________

Телефон, факс: (49155) 31-4-92, (49155) 31-1-17

10 заповедей для родителей из «Домашней энциклопедии Екатерины II»

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, ибо, что посеешь, то и пожнешь.
  4. Не думай, что ребенок твой – он Божий.
  5. Не относись к детским проблемам свысока.
  6. Не унижай.
  7. Не мучай себя, если не можешь ничего сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.
  8. Помни: лучшая награда – детский смех.
  9. Умей любить чужого ребенка.
  10. Люби своего ребенка таким, какой он есть.

Дефектолог помогает людям с серьезными нарушениями здоровья адаптироваться в социуме. К нему обращаются родители детей с ограниченными возможностями и дефектами речи. Это одна из самых благородных профессий. Отдавая детям частичку себя, за свой труд они получают небольшое вознаграждение.

Доходы специалистов в России

Профессионалы работают во многих образовательных и медицинских учреждениях. Места, где они трудятся:

  • детские сады;
  • центры раннего развития;
  • дома-интернаты;
  • санатории;
  • медицинские центры и т.д.

Заработки дефектологов зависят от их специализации:

Обязанности Средняя зарплата
RUB USD
Логопед исправляет дефекты речи у детей до 80000 1167
Сурдопедагог помогает детям и взрослым с нарушениями слуха 47000 686
Тифлопедагог адаптирует к нормальной жизни детей с нарушениями зрения 27000 394
Амблиолог занимается реабилитацией слепых и слабовидящих людей 40000 584
Сурдотифлопедагог работает со слепоглухонемыми детьми 33000 482
Олигофренпедагог адаптирует детей с интеллектуальной недостаточностью 45000 657
Ортопедагог учит детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата самостоятельности в быту 50000 730

Кроме профессиональных знаний, дефектологи должны обладать большим терпением, любить малышей, понимать их проблемы и мотивы поведения. Если логопед работает со здоровыми детьми, то дефектолог логопед – с больными.

Кроме того, чтобы научить их правильно выговаривать слова, нужно найти к каждому ребенку подход, суметь привлечь его внимание.

Рейтинг средней зарплаты по стране:

  • Республика Саха – 36133 руб. ($528);
  • Московская обл. – 30000 ($438);
  • Архангельская – 26000 ($379);
  • Мурманская – 23500 ($343);
  • Липецкая – 20000 ($292).

В крупных городах России специалисты зарабатывают:

  • Москва – 30000 руб.;
  • Санкт-Петербург – 25000 ($365);
  • Красноярск – 18000 ($263);
  • Новосибирск – 17000 ($248);
  • Екатеринбург – 15000 ($219).

Почти половина всех вакансий дефектолога в стране находятся в Москве и Московской области. Работодатели предлагают зарплату до 29000 руб. ($423) в месяц. Средняя зарплата логопеда в Москве – 25000 ($365), а в Екатеринбурге – 15000 ($219).

В зависимости от специализации, он зарабатывает:

  • логопед в детском саду – 26667 ($389);
  • — / — детский – 23333 ($341);
  • — / — учитель – 14867 ($217).

Одно занятие с логопедом на дому для малыша 2 – 5 лет стоит 1500 руб. ($21,9). В частном логопедическом центре специалисты зарабатывают от 45 до 75 тыс. ($657 – 1022) в месяц.

Олигофренпедагог зарабатывает от 35 до 50 тыс. руб. ($511 – 730). Учитель дефектолог, обучающий детей с интеллектуальной недостаточностью по специальной программе, зарабатывает от 10000 ($148) до 65000 руб. ($949) и выше. Частная практика приносит доход около $1500 в месяц.

На уровень зарплаты влияют такие факторы:

  • место проживания специалиста – в крупных городах на них больше спрос;
  • трудоустройство в бюджетном или частном учреждении;
  • опыт работы с детьми и взрослыми, имеющими нарушения здоровья;
  • репутация профессионала – особенно важна для частных дефектологов.

В Москве они получают жалованье в пределах от 15000 до 85000 руб. ($219 – 1240). Опытному сурдопедагогу родители слабослышащего малыша готовы платить до $30 за час занятий. Экспериментальные новшества помогают детям восстановить нормальный слух и учиться в обычной школе среди своих ровесников.

Прибыли коллег в СНГ

Дефектолог детского центра в Казахстане зарабатывает около 80000 тг ($221), а логопед – 180 – 290 тыс. KZT ($497 – 801).

В таблице показаны оклады украинских специалистов:

Область дефектолог логопед
UAH USD UAH USD
Харьковская 6000 215 5000 179
Киевская 4665 167 1442 52
Днепропетровская 3000 108 3000 108

Во всех странах СНГ работу дефектологов оплачивают на уровне ниже средней зарплаты по стране. Но в России опытный специалист может достигнуть высокой оценки своего труда.

Данные о доходах профессионалов представлены в таблице:

з/п новичка з/п мастера средняя з/п
В нац. валюте USD В нац. валюте USD В нац. валюте USD
Россия, RUB 12000 175 70000 1022 24580 359
Казахстан, KZT 55000 152 163000 450 108400 299
Украина, UAH 3000 108 10400 373 6100 219
Беларусь, BYN 333 162 930 458 442 215

Выручка в странах ЕС и США

Европейские страны создают самые комфортные условия для адаптации детей с особенными потребностями в быту и социуме.

Дефектологи получают ежемесячное жалованье в размере:

  • Англия – 4350 евро;
  • Германия – 4050;
  • Франция – 3550;
  • Италия – 3150;
  • Греция – 1900;
  • Польша – 930.

Американские логопеды зарабатывают от $34730 до $82440 в год. Средний заработок соответствует $52420.

Дефектологи в США стараются вовлечь каждого малыша в нормальную жизнь, не зацикливаться на своей проблеме, а радоваться новому дню.

Профессиональные обязанности

Дефектологи проводят групповые и индивидуальные занятия с детьми разного возраста, консультируют родителей по вопросам воспитания и адаптации детей с ограниченными возможностями в быту.

Они разрабатывают специальные программы для каждого малыша.

Профессионалы имеют высшее педагогическое или медицинское образование и сертификаты о прохождении дополнительной подготовки для работы с детьми, имеющими отклонения по состоянию здоровья. Они должны знать методики коррекции их развития и поведения, а также проводить развивающие занятия.

Вакансии

  1. Образовательный центр «Юго-Запад», Москва, приглашает к сотрудничеству учителя олигофренпедагога для надомного обучения детей с умственной недостаточностью. Зарплата – по согласованию.
  2. Центр соцобслуживания в Волгограде ищет логопеда, готового работать с детьми с ограниченными возможностями. Оклад – 10000 руб. ($146).
  3. Детский медицинский центр в Екатеринбурге, требуется сурдопедагог с опытом работы от 3-х лет. Работа в благоустроенном офисе. Оплата труда – до 30000 ($438).

Учитель-дефектолог в школе с инклюзивной формой обучения: тарифный разряд и прочие «зарплатные» выплаты

Коррекционно-развивающие занятия с детьми с особыми образовательными потребностями в классах с инклюзивным обучением проводятся учителями-дефектологами. Для проведения таких коррекционно-развивающих занятий в индивидуальном учебном плане предусматривается от 3 до 8 часов в неделю с учетом заключения психолого-медико-педагогической консультации и типовых учебных планов специальных общеобразовательных учебных заведений для детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития ( п. 12 Порядка организации иклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872).

В ч. 1 ст. 24 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV (далее — Закон № 651) указано: педагогическим работником должно быть лицо, имеющее соответствующее педагогическое образование.

Перечнем направлений, по которым осуществлялась подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню бакалавра, утвержденным постановлением КМУ от 13.12.2006 г. № 1719 (утратило силу с 01.09.2015 г.), в отрасли знаний «Педагогическое образование» предусматривалось подготовка специалистов по образовательно-квалификационному уровню бакалавра по такому из направлений образования, как коррекционное образование (по нозологиям) (код 6.010105).

В п. 4.11 Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930, отмечено: педагогическим работникам, не имеющим полного высшего образования, независимо от уровня полученного ими образования по результатам аттестации устанавливаются тарифные разряды. При установлении тарифного разряда учитываются образовательный уровень работника, профессиональная компетентность, педагогический опыт, результативность и качество работы, другие данные, характеризующие его профессиональную деятельность.

По должностям учителей всех специальностей, имеющих квалификационный уровень специалиста, в частности с образовательно-квалификационным уровнем бакалавра, предусмотрено установление ставок заработной платы на уровне 8-го или 9-го тарифного разряда ( приложение 6 к приказу МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557).

Поэтому учителю-дефектологу, который имеет базовое высшее образование и образовательно-квалификационный уровень бакалавра, ставка заработной платы по состоянию на 01.12.2016 г. устанавливается: по 8-му тарифному разряду — в размере 2189 грн. (1,64 х 1335 грн.) или по 9-му тарифному разряду — в размере 2310 грн. (1,73 х 1335 грн.),

где 1,64 и 1,73 — тарифные коэффициенты;

1335 грн. — должностной оклад работника 1-го тарифного разряда Единой тарифной сетки по состоянию на 01.12.2016 г. ( постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 23.11.2016 г. № 840).

Отраслевое соглашение между МОН и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на 2016 — 2020 годы (далее — Отраслевое соглашение) подписано сторонами 23.11.2016 г. и вступило в силу со дня его подписания. Положения Отраслевого соглашения действуют непосредственно и распространяются на работников заведений образования и лиц, которые обучаются и которые находятся в сфере действия сторон этого Соглашения, и являются обязательными для включения в коллективные договоры, соглашения более низкого уровня (п. 1.4 Отраслевого соглашения).

В п.п. 6.3.23 Отраслевого соглашения стороны рекомендуют руководителям заведений образования устанавливать педагогическим работникам, работающим в инклюзивных классах (группах), повышенные размеры должностных окладов (ставок заработной платы) в соответствии с пп. 28, 29 и 31 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), а также надбавку за сложность в работе в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы) в соответствии с п. 3 постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (ср. 025069200).

Согласно абз. 2 п.п. «в» п. 28 Инструкции № 102 ставки заработной платы педагогическим работникам в общеобразовательных учебных заведениях (классах, группах) для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания или продолжительном лечении (в том числе при индивидуальном обучении таких детей), повышаются на 20 %.

Также п.п. 6.3.20 Отраслевого соглашения руководителям заведений образования рекомендовано обеспечить установление надбавок педагогическим работникам в соответствии с постановлением КМУ «Об установлении надбавки педагогическим работникам дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I — II уровня аккредитации, других учреждений и заведений независимо от их подчиненности» от 23.03.2011 г. № 373 в максимальном размере.

В соответствии с этим постановлением педагогическим работникам устанавливаются надбавки в предельном размере 20 % должностного оклада (ставки заработной платы). Размер надбавки устанавливается руководителем заведения в пределах фонда оплаты труда, такая надбавка определяется на весь объем учебной нагрузки, выполняемой работником.

Как указано в ст. 25 Закона № 651, педагогическая нагрузка учителя включает 18 учебных часов в течение учебной недели, которые составляют тарифную ставку.

Поэтому ставка заработной платы учителя-дефектолога с учетом ее повышения, предусмотренного абз. 2 п.п. «в» п. 28 Инструкции № 102, составляет: по 8-му тарифному разряду — 2626,80 грн. (2189 грн. х 20 %), а за 9-му тарифному разряду — 2772 грн. (2310 грн. х 20 %).

Заработная плата за 6 часов недельной нагрузки составит:

по 8-му тарифному разряду — 875,60 грн. (2626,80 грн. : 18 ч х 6 ч);

по 9-му тарифному разряду — 924 грн. (2772 грн. : 18 ч х 6 ч).

С учетом реализации пп. 6.3.23 и 6.3.20 Отраслевого соглашения заработная плата учителя-дефектолога составит: по 8-му тарифному разряду — 1488,52 грн. (875,60 грн. + 875,60 грн. х 50 % + 875,60 грн. х 20 %), а по 9-му тарифному разряду — 1570,80 грн. (924 грн. + 924 грн. х 50 % + 924 грн. х 20 %).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *