Какие дела рассматривает суд присяжных

Для рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей необходимо соблюдение следующих условий:

  • Лицо совершило преступление, которое относится к перечню, указанному в пунктах 2 и 2.1 части второйстатьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ).

В частности, судья верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегия из восьми присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в пункте 1 части третьей статьи 31 УПК РФ. Например, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 105 (убийство); ч. 5 ст. 228.1 (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества); ч. 4 ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ), ч. 3 ст. 126 (похищение человека); ст. 209 (бандитизм); ст. 227 (пиратство) УК РФ и другие преступления, предусмотренные в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

Не рассматриваются вышеуказанным составом суда уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью пятой (изнасилование), 132 частью пятой (насильственные действия сексуального характера), 134 частью шестой (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), 212 частью первой (массовые беспорядки), 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 281 (диверсия) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 228.1 частью пятой, 229.1 частью четвертой, 277, 295, 317 и 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь в соответствии с положениями части четвертой статьи 66 и части четвертой статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью первой и 111 частью четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, за исключением уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до восемнадцати лет.

  • Ходатайство обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, которое может быть заявлено им:

1) после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ);

2) или до назначения судебного заседания. По смыслу части 5 статьи 231 УПК РФ обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании, о проведении которого заявлено ходатайство им или другими участниками процесса по иным основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 229 УПК РФ.

Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько подсудимых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При этом судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела в отдельное производство не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, выделенного в отдельное производство, и уголовного дела, рассматриваемого судом с участием присяжных заседателей. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 325 УПК РФ).

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном статьей 30 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 325 УПК РФ).

После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 5 ст. 231 УПК РФ).

С 1 июня 2018 года Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» коллегия присяжных, рассматривающая уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов РФ, будет теперь состоять из 8 присяжных заседателей.

Расширяется применение института присяжных заседателей путем предоставления обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и 6 присяжных заседателей.

Предусматривается, что количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня.

Уточняется процедура формирования коллегии присяжных заседателей.

Одновременно реализовано право женщин на рассмотрение их уголовных дел судом субъекта РФ с участием присяжных заседателей.

Предусматривается, что уголовные дела о преступлениях, перечисленных в пункте 1 части 3 статьи 31 УПК РФ (в том числе убийство двух и более лиц и др.), совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, теперь подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.

С 1 июня 2018 присяжные рассматривают дела по 6 статьям Уголовного кодекса

В районных и гарнизонных судах появятся коллегии присяжных заседателей, которые будут рассматривать уголовные дела по шести статьям Уголовного кодекса РФ. Многие адвокаты полагают, что число оправдательных приговоров увеличится, поскольку присяжные – простые люди – принимают решения, не оглядываясь на вышестоящие и «заинтересованные» инстанции.

Роман Савичев

О плюсах и минусах этой новации комментарий нашего постоянного эксперта Романа Савичева, генерального директора ОАО «Юридическое агентство «СРВ», которое признано в профессиональной среде одним из крупнейших в России, согласно данным рейтинга авторитетного портала Право.ру.

– В постсоветской России суд присяжных получил «прописку» на законодательном уровне в 1993 году, – говорит Роман Савичев. – Причем изначально он появился в качестве эксперимента лишь в нескольких регионах, в том числе на Ставрополье. Процесс внедрения института присяжных во всех субъектах РФ занял более 10 лет. И такой нюанс: до недавнего времени коллегии присяжных действовали только в областных, краевых и приравненных к ним судах. Их компетенция была небольшой – рассматривали уголовные дела примерно по 50 составам преступлений, а с 2008 по 2013 год этот список был урезан – забрали дела о терроризме, взяточничестве, вооруженном мятеже, половых преступлениях и ряд других.

Начало реформе суда присяжных положил Президент России Владимир Путин. Он предложил распространить институт присяжных заседателей сверху вниз – до уровня районных, чтобы как можно большее число граждан могло избрать именно эту форму правосудия.

В результате в июне 2016 года без лишнего шума был принят Федеральный закон «О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Часть из новаций уже работает. Но сегодня мы говорим об изменении, вступившем в силу с 1 июня 2018, т.е. совсем «свежем» – о введении суда присяжных заседателей в районных и гарнизонных судах.

Итак, с этой даты в райсудах с участием присяжных могут быть рассмотрены дела (разумеется, по ходатайству обвиняемого) по шести статьям Уголовного кодекса РФ. Это части 1 – 2 статьи 105 УК (убийство с отягчающими обстоятельствами или без них); часть 4 статьи 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть); статьи 277, 295 и 317 УК (о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля, лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие, а также на жизнь сотрудника правоохранительного органа); статья 357 УК (геноцид).

Как видим, перечень небольшой. Причем более-менее будут востребованы первые две позиции – убийство и тяжкий вред здоровью, повлекший по неосторожности смерть.

Оставшиеся четыре статьи УК можно назвать экзотическими – дела по ним рассматриваются очень редко. То есть институт присяжных в райсудах будет недоступным для абсолютного большинства обвиняемых, в т. ч. по таким «популярным» сегодня составам преступлений, как кража и мошенничество.

И все-таки это можно расценивать как еще один шаг в сторону гуманизации правосудия, которое сегодня многие упрекают в обвинительном уклоне. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, вся судебная система России выносит в год 0,4% оправдательных приговоров (иногда эта цифра незначительно колеблется). И большая часть оправданий приходится на долю суда присяжных. Думается, тенденция эта сохранится и даже усилится после внедрения института присяжных в райсудах. И все же для практикующих юристов очевидно, что реформа должна продолжаться – состав преступлений, рассматриваемых судом присяжных, нужно увеличивать.

Напомню, стать присяжными могут дееспособные люди старше 25 лет, не имеющие судимости (и есть некоторые ограничения по профессиям). Присяжному заседателю выплачивается вознаграждение в размере половины оклада судьи из учета отработанных дней, однако не меньше среднего заработка по месту основной работы присяжного. Учитывая, что институт присяжных спущен на уровень райсуда, число заседателей «от народа» значительно возрастет. По всей России уже сотни тысяч граждан получили письма с предложением стать кандидатами в присяжные. Заполнив анкету и вернув ее в суд, человек тем самым дает согласие на участие в судопроизводстве.

Кстати, в соответствии с новым законом коллегии присяжных в краевых и областных судах уменьшатся с 12 до 8 человек, а в райсудах будет лишь 6 заседателей. Хорошо это или плохо? Снижение их числа объясняется желанием экономить бюджетные деньги. Однако, на мой взгляд, имеется еще один существенный плюс. На практике формирование коллегии присяжных может растянуться на долгие месяцы: то один не пришел, то другой взял самоотвод, испугавшись угроз… А подследственный в это время сидит за решеткой, потому что суд не меняет ему меру пресечения из-за того, что коллегия присяжных не смогла приступить к работе. Понятно, что 6 человек коллегии соберутся оперативнее, чем 12.

К сожалению, новации нового закона не коснулись самого главного – процесса доказывания. Как и ранее, присяжных заседателей будут удалять в совещательную комнату всякий раз при обсуждении вопросов процессуального характера, в т. ч. ходатайств об исключении или приобщении доказательств. Думаю, необходима большая открытость процесса для присяжных.

Андрей ВОЛОДЧЕНКО

Суд присяжных в России

У этого термина существуют и другие значения, см. Суд присяжных (значения).

Суд присяжных в России — форма судопроизводства по уголовным делам в Российской Федерации, при которой вопросы факта, то есть вопросы о том, было или не было совершено само преступление, совершил ли подсудимый данное преступление, в том числе виновен ли подсудимый в его совершении, заслуживает ли он снисхождения, решают не профессиональные судьи-юристы, а коллегия граждан-неюристов, сформированная методом случайной выборки. Решение вопросов права — юридическая квалификация содеянного, назначение наказания, разрешение гражданского иска и т. д. остаётся за профессиональным судьёй, председательствующим в процессе. Количество дел, рассматриваемых коллегиями присяжных в России невелико — несколько сотен в год (224 дела за 2017 год). Профессиональные суды рассматривают примерно в тысячу раз больше дел. Однако доля оправдательных вердиктов по делам, рассмотренным с участием присяжных, намного выше, чем по делам, которые находились в производстве профессиональных судей.

Суд присяжных существовал в Российской империи (с 1864 года), а также в Российской республике. В конце 1917 года суд присяжных был упразднен советской властью. Восстановлен был суд присяжных в России в 1993 году. В постсоветской России присяжные рассматривали лишь небольшую часть дел. В 2008 — 2013 годах полномочия суда присяжных были существенно сокращены: из ведения присяжных были изъяты уголовные дела по большинству статей Уголовного кодекса, право на суд присяжных по всем статьям потеряли женщины, мужчины старше 65 лет и несовершеннолетние. В конце 2017 года право на рассмотрения их дел с участием присяжных было возвращено женщинам, несовершеннолетним и мужчинам старше 65 лет. С 1 июня 2018 года в России действует новый порядок рассмотрения дел с участием коллегии присяжных.

В Российской империи

В России предложение о введении суда присяжных впервые было представлено Екатерине II русским учёным-юристом С. Е. Десницким в начале работы Уложенной комиссии 1767 года. Государственный деятель М. М. Сперанский предлагал эту форму суда Александру I в 1809 году. В программных документах декабристов («Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская Правда» П. И. Пестеля) он также предусматривался. Например, согласно проекту конституции Муравьёва, любая тяжба, превышающая 25 рублей серебром исковой стоимости, а также любое уголовное дело должны были проводиться судом присяжных.

Суд присяжных был введён в систему российского судопроизводства в ходе судебной реформы 1864 года. Официальный старт реформы был дан 20 ноября 1864 года принятием судебных уставов. Детальную разработку статей законодательства о суде присяжных вели видные юристы того времени: Д. А. Ровинский, С. И. Зарудный и Н. А. Буцковский.

21 августа 1866 года в Московском Кремле, в Митрофаньевском зале (ныне Екатерининский зал) Большого Кремлёвского дворца, Московским окружным судом под председательством Д. С. Синеокова-Андриевского прошёл первый в Российской империи суд с участием присяжных заседателей.

На окраинах России уставы вводились со значительными изменениями. Окончательно судебная реформа была завершена к 1896 году.

В таком виде суд присяжных просуществовал до принятия Декрета о суде № 1 в конце 1917 года.

Суду присяжных были подсудны те преступления, «за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав состояния». Мелкие уголовные дела решались мировыми судьями; без участия присяжных заседателей рассматривались в окружных судах дела о бродяжничестве, а первой инстанцией для дел о государственных преступлениях являлись судебные палаты с участием сословных представителей. По количеству дел, приходившихся на суд присяжных, Россия значительно превосходила страны Западной Европы. В середине 1880-х годов, по подсчетам А. Ф. Кони, «суду присяжных в России подсудно втрое больше дел, чем во Франции, и вчетверо больше, чем в Австрии».

Присяжным заседателем мог быть мужчина из любого сословия в возрасте от 25 до 70 лет, умеющий читать по-русски и проживавший не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Не допускались в присяжные находящиеся под судом и осужденные за деяния, влекущие наказание не ниже тюрьмы, а также не оправданные судебными приговорами за такие деяния; исключенные из службы по суду, из духовного ведомства за пороки и из среды обществ и дворянских собраний по приговорам своих сословий; несостоятельные должники и состоящие под опекою за расточительность; слепые, глухие, немые и лишенные рассудка; домашняя прислуга и впавшие в крайнюю бедность. От выполнения обязанностей присяжных также освобождались государственные и муниципальные служащие, депутаты городских дум а с 1906 года — и действующие депутаты Государственной думы.

Специальные комиссии в каждом уезде составляли общие списки тех, кто имел право на избрание в присяжные заседатели. В них вносились почетные мировые судьи, гражданские чиновники не выше 5-го класса, а также лица, занимавшие выборные общественные должности. В последнюю категорию входили и крестьяне, избранные в волостные суды, исполнявшие должности сельских старост, волостных старшин, голов и другие должности по крестьянскому общественному управлению, а также церковные старосты и гласные земских собраний.

Для остальных устанавливался имущественный ценз: присяжными заседателями могли назначаться лица, «владеющие землей в количестве не менее 100 десятин или другим недвижимым имуществом ценою: в столицах — не менее 2 000 рублей, в губернских городах и градоначальствах — не менее 1 000, а в прочих местах — не менее 500 рублей, или же получающие жалование, или доход от своего капитала, занятия, ремесла или промысла: в столицах — не менее 500, а в прочих местах — не менее 200 рублей в год». В 1887 г. ценз по доходу был увеличен более чем вдвое.

В 1873 году среди очередных и запасных присяжных Петербурга и его уезда находилось: дворян и чиновников — 54 процента, купцов — 14,6, мещан — 26,4 и крестьян — 5 процентов. В 1883 году, соответственно: 53 процента, 13,4, 29 и 4,6 процента.

Что касается присяжных заседателей столичных губерний в целом (вместе с нестоличными уездами), то в большинстве своем они также являлись представителями привилегированных сословий. Крестьяне составляли среди них в среднем менее трети присяжных, несмотря на то что в нестоличных уездах среди присяжных их было больше половины.

При этом больше половины провинциальных присяжных было представлено крестьянами, тогда как дворяне, чиновники и купцы составляли в сумме около четверти заседателей. Согласно «Сведениям о присяжных заседателях по Великолуцкому уезду», 85 процентов крестьян, внесенных в списки присяжных с 1879 по 1882 год, были сельскими старостами, волостными старшинами и т. п. Крестьян, имевших не менее 100 десятин земли, насчитывалось в этих списках 11 процентов, а получавших доход не менее 200 рублей в год — только 4 процента. При этом богатые крестьяне обычно избегали выборных должностей и большинство крестьян, попавших в списки присяжных на основании «служебного» ценза, были достаточно бедными. Газеты порой называли суд присяжных «судом нищих». Некоторые земства по своей инициативе стали выдавать нуждающимся присяжным небольшие пособия. Однако 5 сентября 1873 года Сенат запретил это, исходя из того, что Положение о земских учреждениях не предусматривало таких расходов. В 1887 году неимущим было дано право отказаться от участия в суде присяжных.

Законом о введении суда присяжных в девяти западных губерниях (Киевской, Волынской, Подольской, Витебской, Виленской, Ковенской, Гродненской, Могилевской и Минской) специально оговаривалось, что доля евреев среди присяжных не должна превышать их процентного отношения к общей численности населения. Старшинами присяжных могли быть только христиане; участие иудеев в рассмотрении дел о преступлениях против веры не допускалось. В результате в Киевской и Волынской губерниях, где евреи в некоторых уездах составляли половину населения, среди присяжных их насчитывалось лишь около 10 процентов.

С конца 1870-х годов, после нескольких громких дел, окончившихся оправданием, суд присяжных стал подвергаться резкой критике. В 1878, 1882, 1885 и 1889 годах были приняты законы об изъятии ряда преступлений из подсудности суда присяжных. Первый из них был принят после скандального оправдания присяжными Веры Засулич.

Систематически оправдывая большинство обвинявшихся в нарушении паспортного режима и в мелких кражах со взломом, присяжные заседатели практически парализовали действие ряда статей Уложения о наказаниях и вынудили правительство изменить их. Законами 1881 года (18 мая и 27 октября) и 18 декабря 1885 года мера наказания за эти преступления, а также для несовершеннолетних была уменьшена настолько, что дела об этих преступлениях перешли в ведение мирового суда.

В 1885 году во владимирском окружном суде присяжные оправдали бастовавших рабочих Морозовской фабрики. В результате этого процесса был принят закон о надзоре за взаимоотношениями между фабрикантами и рабочими.

В современной России

Возрождение суда присяжных в России (Советском Союзе) стало активно обсуждаться с конца 80-х годов XX в.

9 июня 1989 года Съезд народных депутатов СССР принимает Постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», в котором впервые на общегосударственном официальном уровне был поднят вопрос о возрождении суда присяжных:

Съезд поручает Верховному Совету СССР обеспечить проведение судебной реформы к середине будущего года, чтобы создать действительно независимую и авторитетную судебную систему, рассмотрев возможность использования такой демократической формы судопроизводства, какой является суд присяжных. Судебные системы союзных республик должны строиться с учетом их политических, правовых и культурных традиций, при соблюдении всех принципов демократического правосудия.

13 ноября 1989 года принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, в статье 11 которых говорилось о возможности решения виновности подсудимого в преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок дольше 10 лет, судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей).

Законом СССР от 10 апреля 1990 года № 1423-1 вносятся изменения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, согласно которым «по делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь либо лишение свободы на срок свыше десяти лет, вопрос о виновности подсудимого может решаться судом присяжных (расширенной коллегией народных заседателей). Законодательством союзных республик могут быть установлены и иные категории дел, подсудных суду присяжных (расширенной коллегии народных заседателей)».

В октябре 1991 года Постановлением Верховного Совета РСФСР была одобрена Концепция судебной реформы, положившая начало новому этапу отечественного правосудия.

С принятием поправок в Конституцию РСФСР (1991—1992 гг.) и новой Конституции России (12 декабря 1993 года) право обвиняемых на рассмотрение их дел судом присяжных закрепилось на высшем законодательном уровне. Закон РФ от 16 июля 1993 года дополнил УПК РСФСР разделом X «Производство в суде присяжных». Суд присяжных с 1 ноября 1993 года был образован в Московской, Ивановской, Рязанской и Саратовской областях, а с 1 января 1994 года в Алтайском и Краснодарском краях, Ростовской и Ульяновской областях.. Процесс внедрения судов присяжных в России занял более 10 лет: в одних регионах они появились раньше ,а в других много позднее. Так в Свердловской области суд присяжных появился только в 2003 году.

Первый процесс с участием присяжных в современной России проходил с 15 по 17 декабря 1993 года в Саратовском областном суде над братьями Артуром и Александром Мартыновыми, обвиняемыми в умышленном убийстве трёх человек, совершённом из корыстных побуждений и с особой жестокостью, а также в разбойном нападении, совершённом группой лиц по предварительному сговору. В итоге деяния братьев были переквалифицированы на значительно более мягкую статью УК, что определило им меньший срок заключения.

До 1 июня 2018 года коллегии присяжных действовали только в областных (краевых) и приравненных к ним судах. Около десяти лет институт присяжных в современной России сосуществовал параллельно с институтом народных заседателей, доставшимся от советского периода. В 2004 году институт народных заседателей в России был упразднен.

Сокращение перечня составов уголовных дел, рассматриваемых присяжными в 2008—2013 годах

Доля уголовных дел, которые в постсоветской России рассматривались присяжными, была небольшой. До 2009 года суд присяжных мог рассматривать дела по 47 составам преступлений.

В 2008—2013 годах произошло сокращение перечня составов преступлений, которые правомочны рассматривать присяжные:

  • С 2008 года из компетенции судов присяжных были изъяты дела о терроризме, вооруженном мятеже с целью захвата власти, диверсии, массовых беспорядках. По мнению А. И. Насонова этот шаг был вызван стремлением власти получить по данным составам преступлений угодные ей приговоры;
  • С 2013 года в связи с введением апелляции в уголовный процесс из ведения присяжных были изъяты дела о взяточничестве, преступлении против правосудия, транспортные преступления, половые преступления. Эти дела были переданы в ведение районных (городских судов), где коллегий присяжных не было.

Кроме того, право на суд присяжных лишились по всем составам преступления женщины, мужчины в возрасте старше 65 лет, а также лица, обвиняемые в совершении неоконченного преступления (если их деятельность была пресечена стадии приготовления или покушения).

Количество дел, рассматриваемых присяжными, в начале 2010-х годов исчислялось несколькими сотнями в год. Так, в 2012 году присяжные вынесли вердикты по 516 делам в отношении 975 лиц, а в 2013 году — 542 вердикта в отношении 954 лиц.

Поправки 2013 года привели к тому, что количество дел, рассматриваемых коллегией присяжных, резко сократилось. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2013 года находились 833 дела, рассматриваемые с участием присяжных, тогда как на 31 декабря 2014 года таких дел было 492 (то есть за год количество дел сократилось на 41 %).

Реформа суда присяжных 2016 года

В феврале 2016 года Конституционный суд РФ вернул женщинам право выбирать суд присяжных при рассмотрении дел об убийствах с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса), обязав внести соответствующую поправку в законы. Но и после этого решения число дел, рассматриваемых присяжными, оставалось небольшим. За 2017 год, по словам Сергея Пашина, в России с участием присяжных прошло только 224 процесса.

5 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин предложил расширить компетенцию судов присяжных. В ответ на это поручение заместитель председателя Верховного суда Российской Федерации В. А. Давыдов в марте 2015 года распространил от имени Верховного суда Российской Федерации предложения по расширению компетенции судов присяжных, предусматривавшие следующее:

  • Включение в перечень составов преступлений, подсудных присяжным Ч. 1 статьи 105 и части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • Разрешить по ходатайству обвиняемого по статьям о тяжких и особо тяжких преступлениях (а также несовершеннолетнего обвиняемого) рассмотрение уголовного дела в составе судьи и двух судебных заседателей;
  • Рассмотрение дел, за которые в качестве меры наказания может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы коллегией в составе профессионального судьи и пяти присяжных. При этом профессиональный судья имеет право вето на вынесенный оправдательный вердикт.

Фактически Верховный суд Российской Федерации предложил ликвидировать в России суд присяжных, заменив его коллегией, состоящей из судьи и судебных заседателей. Это делало полномочия присяжных даже меньшими, чем у советских народных заседателей. В советской судебной системе в случае, если оба народных заседателя голосовали за оправдательный приговор, а профессиональный судья за обвинительный, то суд был обязан вынести оправдательный приговор.

В феврале 2016 года президент РФ Владимир Путин предложил распространить суд присяжных до уровня районных судов, чтобы «предоставить как можно большему числу граждан избрать именно эту форму правосудия». В то же время, он поставил под вопрос установленное количество присяжных заседателей в 12 человек. Это стало началом реформы суда присяжных.

В 2016 года был принят закон, который с 1 июня 2018 года ввел в России новые принципы рассмотрения уголовных дел присяжными:

  • Коллегия присяжных была сокращена до восьми человек в областных (и приравненных к ним) судах;
  • Коллегии присяжных создаются в районных (городских) судах, но численность их составит шесть человек;
  • Право на суд присяжных получили лица, обвиняемые по части 1 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации и по части 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Подготовка к началу реализации закона шла медленно. В 2017 году Председатель Верховного суда Российской Федерации Вячеслав Лебедев заявил, что в большинстве регионах России даже не началась подготовка к введению судов присяжных.

Особенности судопроизводства

С 1 июня 2018 года обвиняемый любого пола и возраста имеет право заявить ходатайство на рассмотрение его уголовного дела судом первой инстанции в составе профессионального судьи и коллегии из 6 (8) присяжных заседателей в случае, если он обвиняется:

  • по уголовному делу, по которому может быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, по следующими статьям:
    • 105 «Убийство» частью второй,
    • 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации)» частью четвёртой,
    • 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств…» частью пятой,
    • 229.1 «Контрабанда наркотических средств…» частью четвёртой,
    • 277 «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»,
    • 295 «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»,
    • 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»,
    • 357 «Геноцид»;
  • или по уголовному делу по следующими статьям:
    • 126 «Похищение человека» частью третьей,
    • 209 «Бандитизм»,
    • 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» частью первой — третьей,
    • 227 «Пиратство»,
    • 353 «Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны»,
    • 354 «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны»,
    • 355 «Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения»,
    • 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»,
    • 358 «Экоцид»,
    • 359 «Наёмничество», частями первой и второй,
    • 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
  • По уголовному делу, по которому не может быть назначена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, по следующим составам:
    • 105 «Убийство» часть первая;
    • 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» часть четвертая (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего (потерпевших).

Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе.

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном законом.

Постановление судьи о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей является окончательным. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах. В отношении обвиняемых по ч. 1 статьи 105 и ч. 4 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации дела с участием присяжных с 1 июня 2018 года рассматриваются в районных (городских) судах.

Требования к присяжным заседателям

Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:

  1. лица, не достигшие 25 лет
  2. лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
  3. лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
  4. состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере

также к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей не допускаются лица:

  1. подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений
  2. не владеющие языком, на котором ведется слушание
  3. имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела

Пределы рассмотрения уголовного дела коллегией присяжных

В отличие от профессионального судьи коллегия присяжных не рассматривает дело целиком. В частности, присяжные не рассматривают характеризующие материалы на подсудимого. Поэтому судебные процессы с участием коллегии присяжных в среднем идут быстрее, чем процессы у профессиональных судей. Так присяжные не заслушивают (в отличие от профессиональных судей) свидетелей, которые не могут сообщить информацию по фактическим обстоятельствам дела. Поэтому иногда присяжные допрашивают лишь небольшую часть свидетелей по делу. Председатель судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда Сергей Жернов в 2018 году говорил, что если в обычном уголовном деле допрашивают около 50 свидетелей, то в суде присяжных человек пять.

Вердикт присяжных заседателей

В соответствии со статьей 343 Уголовно-процессуального Кодекса РФ, если присяжным заседателям при обсуждении вердикта в течение трёх часов не удалось достигнуть единодушия, решение принимается голосованием. Никто из присяжных заседателей не вправе воздержаться при голосовании. Если при обсуждении вопроса голоса разделяются поровну, вопрос считается решённым в пользу обвиняемого.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на вопросы о доказанности события преступления, деяния подсудимого и его виновности проголосовало большинство присяжных заседателей.

Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из вышеуказанных вопросов проголосовало определённое частью 3 статьи 343 УПК число присяжных заседателей (в зависимости от уровня суда).

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора. Обвинительный же вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

В том случае, если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления, либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления, он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Доля оправдательных вердиктов коллегии присяжных в современной России

В период с 2004 по 2014 годы доля подсудимых, которых оправдали присяжными, в целом по России составляла от 13,6 % (в 2014 году) до 20,79 % (в 2008 году). При этом в России есть регионы, где доля оправдательных вердиктов присяжных за этот период была намного ниже, чем в среднем по стране. Примером является Свердловская область, где с 2003 по 2016 годы коллегии присяжных вынесли 70 вердиктов, из которых только 4 были оправдательными. То есть в Свердловской области доля оправдательных вердиктов составила с 2003 по 2016 годы только 5,7 %. Однако и это намного больше, чем доля оправдательных приговоров, вынесенных российскими профессиональными судьями. Всего в России доля оправдательных приговоров по всем уголовным делам составляла за 2004 — 2014 годы от 0,69 % (в 2012 году) до 1,09 % (в 2011 году).

С июля 2018 года суд присяжных заработал в судах районного уровня. За первые полгода реформы, по всей России присяжные рассмотрели 59 уголовных дел, и по 22 из них был вынесен оправдательный вердикт, что составляет 37 %..

Отмена оправдательного приговора коллегии присяжных

В силу статьи 389.25 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации оправдательный приговор, вынесенный с участием коллегии присяжных заседателей, может быть отменен в виду существенных процессуальных нарушений. Оправдательные приговоры же отменяются часто. В 2016 году адвокат Иван Миронов говорил, что более 60 % оправдательных приговоров, вынесенных с участием коллегии присяжных, отменяются вышестоящей инстанцией с направлением дела в суд первой инстанции на новой рассмотрение.

Примечания

  1. Архив. Конституция Н. Муравьева. vivovoco.astronet.ru. — «17. Всякая тяжба, в которой дело идет о ценности, превышающей фунт чистаго серебра 25 р. с., поступает на суд присяжных. 18. Всякое уголовное дело производится с присяжными.». Дата обращения 14 мая 2018.
  2. I. Открытие суда присяжных и отношение к нему общества // Право России // ALLPRAVO.RU
  3. Энеев А. Х. Организационно-правовые основы деятельности института суда присяжных заседателей в России. Автореф. дис. … канд. юрид. н. — М., 2007.
  4. Александр Афанасьев. Суд присяжных в России
  5. Суд присяжных // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. Постановление СНД СССР от 09.06.1989 г. «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР»
  7. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (приняты ВС СССР 13.11.1989 г.)
  8. Закон СССР от 10.04.1990 г. № 1423-1 «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» (недоступная ссылка)
    • Закон РСФСР от 1 ноября 1991 года № 1827-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», пункт 13
    • Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», пункт 27
    • Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России», пункты 12 и 49
  9. 1 2 3 4 5 6 7 Как Свердловская область готовится к вводу присяжных в районных судах
  10. Сергеев А. //Право.ру, 17.02.2010
  11. 1 2 Насонов А. И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — С. 245.
  12. 1 2 3 4 Насонов А. И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — С. 246.
  13. 1 2 Насонов А. И. О реформировании суда с участием присяжных заседателей // Судебная власть и уголовный процесс. — 2015. — № 4. — С. 245—246.
  14. 1 2 3 Число дел, рассмотренных с участием присяжных, в 2014 году снизилось на 41 %
  15. Конституционный суд признал право женщин на присяжных. РБК. Дата обращения 26 февраля 2016.
  16. Филина О. Куда дела клонятся? // Огонек. — № 27 — 28 (5523). — 2018. — С. 21.
  17. Путин: Суд присяжных можно распространить до уровня районных судов (недоступная ссылка). www.vedomosti.ru. Дата обращения 17 февраля 2016. Архивировано 17 февраля 2016 года.
  18. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, глава 5, статья 30, часть 2, пункт 2 и статья 31, часть 3, пункт 1
  19. Статья 343. Вынесение вердикта // УПК РФ : кодекс.
  20. Российская Газета: шестеро на одного
  21. Приговор не окончательный: что будет, если дело сестер Хачатурян рассмотрят с участиям присяжных заседателей?

Литература

  • Тимофеев Н. П. Суд присяжных в России: Судебные очерки. — М., 1881.
  • Карнозова Л. М. Возрожденный суд присяжных. Замысел и проблемы становления. — М.: Nota Bene, 2000. — 366 с. ISBN 5-8188-0044-X
  • Ильюхов А. А. Суд присяжных в России. Исторические, уголовно-процессуальные и уголовно-правовые аспекты. — М.: Экономика, 2009. — 362 с. ISBN 9785282029925
  • Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864—1917 гг. — Л.: Лениздат, 1991. — 512 с. ISBN 5-289-01078-5
  • Васильев А.В. Барановский А.А. Суд присяжных: последний шанс Фемиды. Адвокат в процессе с присяжными: стратегия и тактика защиты. — Издательские решения, 2017. — 722 с. ISBN 978-5-4490-0506-9

> См. также

  • Суд присяжных
  • Уголовный кодекс РФ

Ссылки

  • Влас Михайлович Дорошевич. «О суде присяжных», «Суд под судом»
  • Специалисты обсудили в КГИ предложения по реформированию суда присяжных (недоступная ссылка)
  • Проект закона о расширении применения суда присяжных
  • Сайт «Суд присяжных».

Словари и энциклопедии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *