Как разрешить конфликт между детьми в школе

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации (https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля).

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

1. «Преследователи» — такие дети отличаются авторитарностью. «Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники» — помогают «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т. к. часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» чаще всего испытывают острый дефицит общения с отцом.

4. «Защитники» в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

Дети оценивают уровень насилия в школе значительно выше, чем в семье. Поэтому школа должна быть местом, где сохраняется безопасная среда (по материалам социологического исследования кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Проблема насилия в отношении подростков»). Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия в школе, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные и отчужденные или плохие отношения, равнодушие, безразличие или постоянное недовольство, раздражение; в бедных и малообеспеченных семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки и почти на одни тройки, активно включены в молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришкольном учете. Таким образом, борьба с насилием в школе должна быть направлена в первую очередь на детей из семей с плохими отношениями в семье, детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

Обратимся к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • В образовательной организации, при осуществлении деятельности в области образования и семье права ребенка не могут ущемляться.
  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
  • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
  • Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.

Право на защиту обучающихся закреплено и в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации». При возникновении конфликта между учащимися и серьезных последствиях конфликта, в целях защиты прав обучающихся родители могут направлять обращения, жалобы. Родители могут обращаться в конфликтную комиссию. Родители могут использовать все средства для защиты прав своего ребенка в школе, которые не противоречат законодательству.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Разрешить конфликт нужно постараться не привлекая третьих лиц. Если педагог сможет справиться с конфликтной ситуацией без помощи директора, заместителя директора, психолога, то это только поднимет авторитет самого педагога.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 01.02.2017
  • Все консультации автора

Способы разрешения школьных конфликтов (из опыта работы)

Разгневан — потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
Саади, великий персидский писатель и мыслитель.

Работа в школе связана с быстро меняющимися ситуациями, что, в свою очередь, может привести к возникновению конфликтов. Как только возникает конфликт, сразу «срабатывают» эмоции, люди испытываем напряжение, дискомфорт, что может нанести вред здоровью всех участников конфликта.

Поэтому классному руководителю важно иметь элементарные представления о конфликтах, о том, как предотвратить конфликт, грозящий погубить добрые отношения между детьми, как вести себя в ходе конфликта, чтобы снизить его накал, как завершить конфликт с наименьшими потерями или разрешить его на пользу обеим сторонам.

Одной из важнейших задач педагога является формирование у детей умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, привычки такими, какие они есть. Важно обучать детей навыкам общения и в случае необходимости корректировать их поведение, иначе у ребенка могут закрепиться такие формы поведения, которые станут помехой в его отношениях с окружающими и окажутся деструктивными для его собственного развития

Для современной психологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что он может являться сигналом к изменению, возможностью сближения, разрядки напряжения, «оздоровления» отношений и источником развития, то есть конфликты — при правильном к ним подходе — могут стать эффективным фактором педагогического процесса, воспитательного воздействия на детей, но при этом необходимо обязательно создать доброжелательную атмосферу.

Я хочу поделиться опытом разрешения одного из школьных конфликтов. Когда я была классным руководителем 5 класса, в начале учебного года в классе возник конфликт, с которым, полагаю, встречаются многие классные руководители.

I. Предконфликтная ситуация.

В 1 четверти появились сложности, связанные с обострением межличностных отношений: постоянные жалобы детей на то, что их не понимают, не слышат и не слушают одноклассники, дразнят, обзывают, на них кричат, появились взаимные обиды, претензии друг к другу, прослеживались отдельные случаи драк, также на почве недопонимания. Все эти действия представляют собой цепочку (эскалацию) конфликтогенов, которые сыграли главную роль в возникновении конфликта. Присутствовали следующие типы конфликтогенов: это и стремление к превосходству (7 человек в статусе «крутых»), проявление агрессии (в некоторых случаях происходили драки) и проявление эгоизма (каждый считал, что не слушают именно его, хотя сам и не пытался прислушиваться к мнению окружающих). Было ясно, что в классе возникла конфликтная ситуация.

Да, конфликту предшествовали объективные жизненные ситуации, в которых находились дети. Истоками возникновения конфликтных отношений явились потребности детей в безопасности, общении, контактах, взаимодействии, уважении, самовыражении и самоутверждении.

И, действительно, дети были перевозбуждены. Они резко реагировали на малейшие укоры, обвинения в свой адрес. По моим наблюдениям, примерно 80% ребят находились на грани «психологического срыва», они не могли спокойно разговаривать друг с другом, кричали, а когда я начинала с ними беседовать с целью разобраться в ситуации (это происходило каждый день), то большинство из них «срывались», начинали плакать, а обиды друг на друга не проходили, а только усиливались. На данном этапе моя задача состояла в том, чтоб предупредить надвигающийся конфликт. С этой целью я каждый день проводила индивидуальные, групповые беседы, в которых использовала метод убеждения. Я старалась проявлять внимание и уважительное отношение к каждому ребенку, понять его ситуацию, мысленно ставила себя на его место, давала каждому выговориться, упор делала на его положительные качества. Но было время, когда я использовала авторитарные методы во время «разборок» с детьми. И, казалось бы, разрешили противоречие, но во время проведения следующего мероприятия, обязательно возникала ссора. Обстановка с каждым днем накалялась. Было ясно, что такими отношения оставлять дальше нельзя. «Последней каплей» моего терпения стал конкурс на «природе», который был просто «сорван» из-за разногласий между командами. Все ребята снова рассорились, настроение было испорчено.

II. Непосредственно конфликт.

И это уже был, действительно, конфликт, поскольку произошло столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом позиций в межличностных отношениях детей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

По типу это был межличностный конфликт, так как он возник между учащимися класса из-за несовместимости взглядов, интересов, целей, потребностей.

Причинами конфликта были: недостаточное понимание в процессе общения, индивидуально-личностные особенности детей класса (60% детей класса имеют способности и стремление быть лидерами, эта группа ребят стремится доминировать, быть первыми, сказать свое последнее слово; командир класса, девочка, настолько принципиальна, что иногда это подталкивает других ребят к «враждебным» действиям, многим детям данного класса присуща излишняя прямолинейность в высказываниях, суждениях, стремление сказать правду в глаза, настойчивость (кстати, мне эти качества импонирует в ребятах), но это нравится далеко не всем, повышенная эмоциональность, недостаточно развитое качество личности — толерантность, неумение контролировать свое эмоциональное состояние бестактность отдельной группы ребят).

Я также четко осознавала и другие причины конфликта в этом изумительном классе. Пятый класс — это период адаптации к новым условиям обучения. Дети включаются в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами. Кроме того, это ранний подростковый период. Дают о себе знать физиологические факторы в развитии, начинается перестройка гармональной системы, что приводит к перепадам самочувствия, настроения. Становясь подростком, ребенок часто теряют психологическое равновесие. Эти факторы способствуют обострению межличностных отношений в коллективе. Доминирующим становится потребность в самоутверждении, которая может проявляться в увеличении требовательности к другим, чувствительности к несправедливости других, в повышенной потребности в признании, внимании уважении со стороны сверстников и взрослых. Более того, у подростка появляется неадекватная самооценка, комплексы неполноценности, связанные с переживанием своих недостатков, в отношении которых они болезненно ранимы. Завышенная самооценка ведет к проявлению нахальства, болезненного самолюбия, обидчивости, а заниженная — рождает тревожность, неуверенность, страхи.

Поэтому я решила провести классный час, на котором мне было важно:

  • подвести детей к осознаванию конфликта в классе,
  • обсуждению разных стратегий взаимодействия в конфликте;
  • привести их к пониманию негативных последствий использования деструктивной стратегии, которая преобладала в их взаимоотношениях и важности использования конструктивной стратегии;
  • мне было необходимо, чтоб дети сами выявили причины такого положения в классе;
  • вместе с ними определить пути разрешения конфликта,
  • то есть моя задача состояла в том, чтоб данный конфликт послужил способом выявления и разрешения противоречий.

Предварительная подготовка к классному часу

состояла в более глубоком изучении межличностных отношений в классе. Кроме наблюдения за детьми, беседы с каждым в отдельности, я провела социометрическое исследование, которое дополнило мое представление об эмоциональной структуре класса. Я провела анкету, которая включала в себя такие вопросы, как «Всегда ли тебя устраивает то, как с тобой общаются одноклассники? Что тебя не устраивает в общении с одноклассниками? Что тебе нравится в общении с одноклассниками? О каком общении ты мечтаешь? Были ли такие моменты, когда тебя не поняли?»

Для проведения классного часа мною была создана презентация, в которую вошел небольшой сюжет видеозаписи из жизни класса. (Один из родителей «снимал» на телефон отдельные моменты отдыха детей в том самом однодневном походе и небольшая часть конкурса, где произошла ссора, тоже попала на камеру. Но, к сожалению, это был уже достаточно спокойный этап их ссоры). Тем не менее, данный сюжет явился удачным материалом для классного часа.

Моя стратегия поведения в конфликте.

По способу разрешения конфликта мною был выбран конструктивный способ, отдав предпочтение двум стилям разрешения данного конфликта: сотрудничеству и компромиссу.

Поскольку, сотрудничество предполагает поиск решения, удовлетворяющего интересы всех детей класса. Оно предполагает умение сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

А компромисс — это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого ребенка. Я предположила, что такая стратегия также будет эффективной, т.к. было ясно, что все дети желают одного и того же — улучшения отношений. Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

Во время проведения классного часа мною были использованы приемы конструктивного взаимодействия: убеждение, аргументация, попытка договориться.

Использовала метод аргументативной дискуссии, цель которой содействовать разрешению конфликта во мнениях. Я использовала все положительные стороны такого известного приема взаимодействия, как конструктивный спор по С. Кратохвилу. Во время обсуждения нашей проблемы речь шла о конкретной ситуации и обсуждалось конкретное поведение ребят (конкретность). Все дети были вовлечены в беседу (вовлеченность). Демонстрировалась ясная, открытая коммуникация, где каждый говорил за себя и думал то, что говорил, была хорошая «обратная связь». Это была «честная игра».

III. Стадия разрешения конфликта

Последствия конфликта.

Возможно, что конфликт оказался единственным выходом из напряженной ситуации.

Говоря о позитивных сторонах конфликта, следует отметить, что, частным последствием конфликта явилось усиление группового взаимодействия.

Таким образом, налицо интегративные последствия, которые определили выход из сложной ситуации, конфликт привел к разрешению проблем, усилил групповую сплоченность, привел к взаимопониманию.

Результаты конструктивного спора (по С. Кратохвилу) были также положительными.

Каждый ребенок что-то узнал новое, чему-то научился новому (информативность), исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснили претензии (отреагирование), обсуждение ситуации привело к взаимопониманию, некоторому сближению. Есть ощущение, что обсуждаемая проблема их волнует, было сохранено чувство собственного достоинства каждого участника беседы (сближение). Ситуация была разрешена, проблема понята и практически разрешена, были извинения (совершенно неожиданно для всех в конце классного часа командир класса извинилась перед своей одноклассницей, оправдалась за свое поведение) и, наконец, были составлены правила взаимодействия в классе (улучшение).

Меры по предотвращению конфликтов в будущем

1) Проведена еще серия классных часов по данной теме. Главная идея заключалась в том, чтоб дети в шуточной форме «проигрывали» разные «конфликтные ситуации из их жизни» и научились сдерживать свои эмоции во время конфликта. Мне было важно «донести» до них идею о том, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия.

Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. (Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов — на Дону, 1997. — с.468-472).

Данные правила поведения в конфликте мы проигрывали на классных часах. Все это было представлено в юмористической форме, причем, разные приемы поведения были детьми подготовлены заранее. Было смешно и весело. А дети обучались очень важным навыкам взаимодействия.

Вот эти правила:

  1. Дайте партнеру » выпустить пар». Если партнер раздражен и агрессивен, договориться с ним зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его «взрыва» рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
  2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.
  3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», а лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым».
  4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать, а отношение к человеку — это фон, условия, в которых приходится принимать решение. Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней: отделите проблему от личности.
  5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Вариантов должно быть много, чтобы выбрать лучший, который сможет удовлетворить интересы обоих партнеров по общению.
  6. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не следует отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера. Давайте оценку поступкам, а не личности.
  7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий. Употребление фраз типа «Правильно ли я Вас понял?», «Вы хотели сказать:» устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.
  8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает партнера по общению и и вызывает у него уважение и доверие.
  9. Ничего не надо доказывать. В конфликте никто никогда и никому ничего не смог доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.
  10. Замолчите первым. Не от собеседника — «противника» требуйте: «Замолчи», «Прекрати», а от себя. Но молчание не должно быть окрашено злорадством и вызовом.
  11. Не характеризуйте состояние оппонента. Такие фразы отрицательного эмоционального состояния партнера, как «Что ты злишься/ нервничаешь/ бесишься», только укрепляют и усиливают конфликт.
  12. Независимо от результата разрешения противоречий старайтесь не разрушать отношения.

2) Те правила толерантного общения, которые были выработаны на классном часе, мы с детьми доработали и поместили их в наш классный уголок. (Кстати, название нашего класса — города «Волшебники». В форме звезд эти правила расположены над нашим «городом»). В конце каждой недели, когда мы подводим итоги, каждый ученик «оценивает» свое поведение, учитывая то, как он выполнял «законы города «Волшебники», после своей оценки, идет обсуждение в «звездочках», если возникают разногласия, тогда «подключается» коллектив всего класса. Думаю, что это хороший опыт, т.к. такой прием «работает» на развитие толерантности, и, в результате, на предотвращение конфликтов.

3) Ни одно противоречие, недовольство, спор не остается незамеченным. Мы «разбираемся» на месте, анализируем ситуацию, обсуждаем вместе с детьми.

4) В будущем планирую продолжать работу по обучению детей навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Сейчас накоплен большой опыт по работе с детьми в данном направлении. (Так, например, книга под названием «Как научить детей сотрудничать?» (1998, автор — К. Фопель) содержит большое количество интерактивных игр, направленных на развитие «эмоционального» интеллекта детей.

Кроме того, в настоящее время существуют восстановительные технологии, которые включает в себя обучение школьников навыкам медиаторской деятельности. В нашей школе имеется сборник методических материалов «Организация работы школьной службы примирения» (г. Пермь, 2007), который содержит материалы по организации служб примирения в образовательном учреждении. Одной из целей работы школьной службы примирения (ШСП) является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Задачами ШСП является проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов; обучение школьников методам урегулирования конфликтов. В скором времени, надеюсь, такая служба появится и в нашей школе.

5) Как известно, одной из основных причин конфликтов может быть недостаточно развитое качество личности — толерантность. Авторы книги «Воспитание толерантности у школьников» предлагают программы работы с детьми разного возраста, методические разработки различных форм воспитания толерантности у детей. В своей работе я буду продолжать пользоваться материалами данной книги.

Спустя 4 месяца, я снова провела анкетирование среди детей, которое показало, что конфликт разрешен, 65% детей довольны отношениями в классе, дразнятся и обзываются 25%, все отметили, что им приятно, что появился запрет на фамилии (без имени) и клички. Дети стали более уравновешенными, чуть спокойнее. В очень редких случаях переходят на крик, но их тут же кто-нибудь останавливает. Обстановка нормализовалась.

Литература.

  1. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005.
  2. Домашний репетитор. Обществознание для абитуриентов (под научной редакцией В.Н. Князева и др.) — М.: Айрис пресс, 2007.
  3. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.
  4. Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение. 1992.
  5. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. — М., 1999.
  6. Организация работы школьной службы примирения (сборник методических материалов).- Пермь, 2007.
  7. Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. — Ярославль: Академия развития Академия Холдинг, 2003
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.
  10. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. «Школьные технологии» 1999, № 6.
  11. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. — М.: Academa, 2004.
  12. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября, 2007, № 13.
  13. «Школьный психолог».: Изд. Дом Первое сентября, 2008, № 10.

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?
Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.
При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.
Фото: Екатерина Афанасьичева.

Конфликт между учениками в классе…

Конфликты — это норма жизни.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием младших школьников, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Конфликт — враждебное, негативное противостояние людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:

— участники конфликта (оппоненты);

— предмет конфликта.

Выделяют 2 вида конфликта в зависимости от поведения оппонентов:

Деструктивный — когда столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным — является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, удовлетворены его результатом.

Положительные моменты конфликта:

1. Конфликт показывает «слабое звено» во взаимоотношении;

2. Дает возможность увидеть скрытые отношения (т. е человек вроде бы с вами общается хорошо, вы считаете его другом, а за вашей спиной может сделать что-то плохое).

3. Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение (если у вас наблюдается скрытый, внутренний конфликт, то все негативные чувства накапливаются внутри вас и выплеснув их, высказав, вам становится намного легче).

4. Конфликт — толчок к пересмотру своих взглядов на привычки.

5. Способ к сплочению коллектива при противоборствовании (когда на группу конфликтующих оказывает давление какой-либо внешний враг они объединяются, чтобы вместе противостоять).

Отрицательные стороны:

1. Отрицательные эмоции, переживания.

2. Нарушение отношений между учениками.

3. Ухудшение климата в коллективе.

4. Ухудшение качества работы.

5. Потеря времени (на одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний).

Конфликтные ситуации случаются в жизни каждого человека. Но если взрослый человек уже имеет навыки противостоять различным выпадам в свою сторону, то дети не всегда могут с этим справиться, а конфликтные ситуации в школе все дети переживают особенно остро. Конфликтные ситуации в школе могут начаться с самых первых дней пребывания ребенка в учебном заведении. В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. И этому есть несколько причин.

Уже с ранних лет дети хорошо чувствуют социальную разницу между сверстниками. Ребенок из бедной семьи будет обязательно конфликтовать с другими детьми, которые слушаются одноклассника, получающего от мамы и папы деньги на различные дорогие игрушки и сладости. Также конфликты в начальной школе могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что в начальной школе девочки всегда намного лучше учатся, чем мальчики. По причине того, что кто-то учится лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между учениками.

Причины конфликтов между учениками

— борьба за авторитет

— соперничество

— обман, сплетни

— оскорбления

— обиды

— враждебность к любимым ученикам учителя

— личная неприязнь к человеку

— симпатия без взаимности

— борьба за девочку (мальчика)

Найти общий язык сразу со всеми своими одноклассниками не так уж просто. Ввиду разного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь среди учащихся часто происходят конфликты. В начальных классах конфликты меду учениками носят весьма безобидный характер. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то стрельнул бумажным шариком из ручки в своего соседа по парте — такие разногласия забываются детьми моментально и уже через несколько минут враждующие стороны могут стать настоящими друзьями друг для друга. По мере взросления круг интересов учащихся расширяется, они начинают хорошо разбираться в предательстве и дружбе, поэтому все время оценивают душевные качества друг друга. Здесь уже конфликт может набирать серьезные обороты и даже перерасти в настоящую потасовку…

Довольно часто ребёнок становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается жестоким гонениям со стороны своих одноклассников. Когда один ученик становится ненавистным всему классу, ему становится невыносимо и далее существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочитают менять место своей учебы вместо того, чтобы постараться что-либо изменить в себе. Причиной ненависти со стороны одноклассников могут стать доносы ребенка учителям. Практически в каждом классе учится настоящий ябеда, который при первом удобном случае с удовольствием закладывает всех своих друзей школьному руководству. Класс должен быть единым коллективом. Больше всего дети ценят в своих друзьях преданность…

Если кого-то из учащихся замечают в кляузничестве, его немедленно заносят в список настоящих предателей. К сожалению, нередки случаи, когда против таких доносчиков одноклассники пускают в ход не только оскорбления, но и кулаки. Детям кажется необходимым проучить ябеду, чтобы впредь он изменил линию своего поведения. Учителя, конечно, должны пресекать любое рукоприкладство в классе и за его пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников. Также большинство детей не любят зазнайства. Часто отличники класса ставят себя выше своих сверстников и при удобном случае стараются указать остальным ребятам на свое место. Такое высокомерное поведение ребенка моет вылиться в серьезный конфликт, и обидчик будет непременно наказан. Тем более что всегда двоечников гораздо больше отличников, а они всегда друг за друга горой. Вечная война отличников и двоечников имеет место в каждом классе. Плохо учащиеся ребята, конечно же, испытывают зависть к более удачливым одноклассникам. Конфликтная ситуация подогревается еще и учителями, которые прилюдно начинают хвалить одних и стыдить других…

Кроме того, отличники обычно не любят давать списывать, а, значит, автоматически записываются двоечниками в личные враги. Некоторые ребята умудряются даже подставлять отличников. Например, можно незаметно подменить контрольную работу зазнайки либо прилюдно осмеять его прямо посреди урока. Также идут в ход различные насмешки — приклеить на спину лист бумаги с обидными словами, неожиданно убрать стул прямо из-под своего недруга, подложить на сиденье пирожок с повидлом — список различного рода шуток неиссякаем и зависит лишь от бурной фантазии ребенка. Тем не менее, далеко не всегда отличники становятся изгоями класса. Некоторые ребята умудряются хорошо учиться, и при этом уделять достаточно внимания своим школьным друзьям. Двоечник всегда оценит, если одноклассник постарается ему помочь подтянуть все хвосты. Несмотря на юный возраст, ученики уже хорошо умеют по-настоящему ценить преданность и хорошее отношение к себе…

В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив.

В конфликтной ситуации дети сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль разрешения конфликта.

Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своих интересов. Важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта. Предмет разногласия не важен или не особенно волнует случившееся. Считается, что лучше сохранить добрые отношения с другими, чем отстаивать собственную точку зрения, осознать, что правда не на вашей стороне.

Компромисс — взаимные уступки. Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью.

Сотрудничество — совместная выработка решений, удовлетворяющего интересы сторон. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции.

Игнорирование — попытка (или стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая её.

Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Саша, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Профилактика конфликтов в школе — важная задача, которая ложится на плечи учителя. Все дело в том, что многие грамотные педагоги умеют еще на ранних стадиях разрешить конфликт, сделать так, чтобы он не получил развитие…

Если конфликт происходит прямо во время урока, учитель всегда вмешается в ситуацию и угомонит разбушевавшихся одноклассников. Но как быть, если драка происходит за пределами школы? Ученику могут нанести настоящие увечья, а разнять дерущихся школьников будет некому. Чаще всего, во время таких стычек наблюдается тенденция невмешательства одноклассников. То есть ученики будут стоять и молча наблюдать картину, как их сверстники дерутся. Родителям все время следить за своим чадом практически нереально. Именно поэтому необходимо с раннего детства вложить в своего ребенка правильные понятия о жизни, научить его, как необходимо дружить и находить общий язык со своими сверстниками. Конфликты ученик — ученик в школе происходят из-за чего угодно. Кто-то косо посмотрел, одноклассник не хочет с тобой дружить либо не дал списать во время контрольной — причины разногласий между учениками могут быть такими же, как и во взрослой жизни. В школе можно враждовать с некоторыми учениками, но можно также и обрести друзей на всю оставшуюся жизнь. Главное — несмотря ни на что, всегда оставаться человеком и стараться помогать своим одноклассникам в трудную минуту. Конфликт между учениками — довольно частое явление. Родителям необходимо обязательно научить свое чадо, как с достоинством выходить из подобных ситуаций, чтобы еще больше не усугубить конфликт…

Именно поэтому преподаватели часто устраивают конкурсы и разнообразные мероприятия, чтобы сплотить коллектив детей. Однако в этой ситуации очень важно добиться того чтобы конфликт не возник между двумя разными классами. Зачастую в школьных мероприятиях лучшим всегда признают какой-то один класс, что вызывает ненависть и зависть со стороны других детей. Необходимо как можно быстрее решить подобную ситуацию и сделать все, чтобы в школе был достойный «климат» для обучения. Родители тоже должны проявлять свою мудрость и участие в подобных ситуациях. Зачастую только они могут оказать правильное давление на детей, проявить свое главенствующее положение в их жизни. Важно именно взрастить дипломатические качества в ребенке, умение грамотно воспринимать ситуацию и решать конфликтные ситуации. В результате подобного положения, ребенок сможет добиться максимального успеха как в школе, так и просто по жизни. На самом деле, абсолютно любая конфликтная ситуация разрешима, если подойти к ней с умом. В школе ребенок впервые сталкивается с агрессией. Однако только опыт родителей поможет им решить эту проблему. Без мудрых советов со стороны взрослых, ребенок может пойти по совершенно неправильному пути развития, что вызовет только проблемы и комплексы в его будущем…

Именно поэтому мама и папа всегда должны быть мудрыми. Они не должны переносить на ребенка свою агрессию и не любовь к миру. Лучше показать малышу, что любая проблема имеет свое логическое разрешение и слишком сложных конфликтов не бывает. В таком случае, ребенок морально станет сильнее, активнее и успешнее. Становится понятно, что конфликты в школе — это не редкость. Однако лишь мудрость учителей и родителей поможет детям преодолеть эту проблему в своей жизни. В результате, будут созданы все условия для успешного обучения…

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах, деятельность поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий, а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности. Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими сторонами.

В общении педагога с учениками большую роль играет стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по предупреждению конфликтов в школе.

Порой педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т. п. Но ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения. Более эффективный способ — это воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным способом воздействия, он дает, как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается только на запреты, давление, приказ, авторитарный тон.

Не бывает абсолютно плохих и абсолютно хороших людей, в каждом есть что-то положительное, на это, порой, и нужно опереться при разрешении конфликта.

Литература:

1. Скотт Д. Г. «. Конфликты. Пути их преодоления», Киев, 1991.

2. Б. А. Шевчук «Всё о конфликтных ситуациях» М., 2010

3. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком, как?», Москва: ЧеРо,2007

4. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Практикум Москва: Совершенство, 2009

5. Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва: Пед. общество России,2008

Причины конфликтов между учителями и родителям.

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Возникшие вопросы, проблемы и задачи учителя и родители должны решать сообща, приходя к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения взаимопонимания.

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.

Казалось бы, родителям и учителям делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе.

При этом, некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя.

Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования.

В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации со стороны родителей:

♦ проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

♦ проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

♦ постоянные придирки к деятельности учителя;

♦ отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;

♦ истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

♦ активное навязывание своей точки зрения;

♦ отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

♦ создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

♦ втягивание обучающихся и родителей в назревающий конфликт;

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

♦ использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

♦ отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;

♦ использование внутришкольной информации во вред отдельным обучающимся и родителям;

♦ игнорирование интересов обучающихся и родителей;

♦ неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

♦ создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями предупреждения конфликта:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных обучающихся.

3. Относиться к родителям вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или обучающимися.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

Если конфликт уже возник,то для его разрешения:

* создайте атмосферу сотрудничества;

* переведите конфликт из эмоционального состояния в рациональное;

* учитывайте индивидуальные особенности детей и родителей участвующих в конфликте;

* найдите оптимальные способы управления конфликтом;

* Без амбиций относитесь к критическим замечаниям.

  • Говорите родителям об их ребёнке объективно и непредвзято.

  • Верьте в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.

  • Не сравнивайте его с другими детьми.

Психологические рекомендации

1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, дети и родители будут дорожить вашими словами, помнить их.

5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.

Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить.

Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем и родителями принадлежит классному руководителю.

Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно – во многом зависит от стратегии классного руководителя.

Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.

Родителям можно раздать рекомендации в виде памятки

❀ Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.

❀ Помните — родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

❀ Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.

❀ Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

❀ Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.

❀ Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.

❀ Помните — главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»

❀ Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.

❀ Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.

❀ Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.

❀ Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.

❀ Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Уважаемые коллеги, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций помните слова А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *