Государственные юридические лица

Содержание

19.Учреждение как юридическое лицо. Виды учреждений. Право оперативного управления учреждения

Учреждения – юридические лица, создаваемые собственником закрепляемого за ними имущества для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые собственником полностью или частично.

Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:

1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

В зависимости от собственника выделяют:

  • Государственные учреждения — учредителями выступают различные государственные органы

  • Муниципальные учреждения — учредителями выступают различные муниципальные образования

  • Частные учреждения — учредителями выступают физические или юридические лица.

Государственные или муниципальные учреждения бывают:

  • бюджетными

  • автономными

  • казёнными

Право оперативного управления

Право оперативного управления – ограниченное вещное право (предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества)).

Субъекты права оперативного управления:

1) казенные предприятия: создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие);

2) учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной)).

Объекты права оперативного управления:

1) Сами предприятия, как имущественные комплексы; входящее в состав этих комплексов имущество, предназначенное для деятельности предприятий (здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, права на обозначение (индивидуализируют предприятие, его продукцию работы, услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права)).

2) Денежные средства (выделяются государственным и муниципальным учреждениям из соответствующих бюджетов (учреждениям, созданным юридическими и физическими лицами – из собственных средств учредителей)) (сосредоточены в фондах, правовой режим которых определяется в специальных актах и положениях о фондах, утверждаемых самими субъектами права оперативного управления) (расходуются в соответствии со сметами, утверждаемыми собственниками или органами, уполномоченными управлять их имуществом).

Содержание права оперативного управления:

1) Казенное предприятие, учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют права владения, пользования, распоряжения (в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

2) Собственник (определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, назначение передаваемого ему имущества; дает указания, касающиеся управления закрепленным за ними имуществом; единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия).

3) Собственник не имеет права (изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением) (исключение – излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество (собственник может изъять его и распорядиться им по своему усмотрению)).

4) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии, что иное не установлено нормативными актами (в остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за ним имуществом возможно только с согласия собственника этого имущества) (уставом могут быть предусмотрены виды и размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества).

б) Учреждение (вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете) (денежными средствами, полученными от собственника в порядке финансирования, учреждение вправе распоряжаться, расходуя их в строгом соответствии со сметой, утверждаемой собственником) (право учреждения на имущество, приобретенное на доходы, полученные от хозяйственной деятельности, близко праву хозяйственного ведения).

5) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам (казенное предприятие отвечает по долгам всем своим имуществом, учреждение – только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств).

6) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостатка имущества у казенного предприятия

Учреждение

У этого термина существуют и другие значения, см. Учреждение (значения).

В Викисловаре есть статья «государственное учреждение»

Учрежде́ние — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления.

Учреждение может быть создано как гражданином (физическим лицом), так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным; последние обладают особым отличием: ответственностью по обязательствам всем закреплённым за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.

Частное, созданное гражданином (физическим лицом) или юридическим лицом, и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.

Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

Энциклопедичный YouTube

  • 1/2 Просмотров:3 581 43 572
  • ✪ Патриарх в Церкви и в Царстве: учреждение патриаршества в России
  • ✪ Николай II и учреждение Думы: спасение или путь к катастрофе? Беседа с Денисом Шиловым.

Субтитры

>Виды юридических лиц

Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности в хозяйствоведении или оперативном управлении обособленные имущества и отвечает по своим обязательствам этим имуществам. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

· Организационное единство, выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса, создавших или входящих в нее участников. Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных или иных документах организации, которые определяют порядок ведения ее дел;

· Имущественное обособленность юридического лица, означает, что имущество организации должно быть обособленно от имущества любых иных лиц, в том числе от ее учредителей;

· Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, означает, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом;

· Участие в гражданском обороте от своего имени, означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта, в том числе в качестве истца и ответчика в суде.

В соответствие с ГК, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица возникает в момент его создания, и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Виды юридических лиц

В соответствие со ст. 48 ГК в зависимости от того какие права сохраняют учредители в отношениях юридического лица или его имущества, юридические лица подразделяются на:

· Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, например, это хоз. товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;

· Юридические лица, на имущества которых их учредители имеют вещные права, например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а так же учреждения;

· Юридические лица, в отношении которых их учредители не имеет имущественных прав, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц.

В зависимости от основной цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие. Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения между ее участниками.

Некоммерческой является организация, не имеющая получение прибыли в качестве основной целью своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. ГК разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижением целей, ради которых она создана и которым соответствует.

П. 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций, к ним относятся:

1. хозяйственные товарищества:

· Полное товарищество;

· Товарищество на вере (коммандитное).

2. Хозяйственное общество:

· ООО;

· Общество с дополнительной ответственностью (ОДО);

· ЗАО, ОАО;

· Производственные кооператив;

· Государственное (муниципальное) унитарное предприятие.

Перечень некоммерческих организаций, указанных в ГК, н является исчерпывающим.

Основные виды некоммерческих организаций:

1. Потребительский кооператив;

2. Общественное объединение;

3. Фонд;

4. Объединение юридических лиц;

5. Некоммерческое партнерство;

6. Государственная некоммерческая корпорация

7. Товарная биржа.

Создание и прекращение деятельности юридических лиц

Создание юридических лиц впервые (учреждение) осуществляется посредством нескольких этапов:

1. Внесение решения о создании соответствующей организации, после этого разрабатывается устав и другие учредительные документы, назначаются или избираются органы юр. Лица и формируется имущественная база;

2. Государственная регистрация юридического лица, осуществляется с целью ведения учета юридических лиц и контроля за их деятельностью. Государственная регистрация – это акт уполномоченного органа, которая осуществляется посредствам внесения записей в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Ее осуществляют налоговые органы. Юридическое лицо является прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Сделки. Понятия, виды и условия действительности

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. Т.о. сделка – это осознанное волевое и юридически значимое действие субъектов гражданского оборота прямонаправленное на возникновение, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

Виды сделок:

1. В зависимости от числа лиц, волеизъявление которых необходимо для совершения сделки, сделки мб односторонними, двусторонними или многосторонними. Двух или многосторонние сделки называются договорами. Для совершения односторонней сделки необходимо и достаточно выражение воли одной стороны.

2. В зависимости от целевой функциональной направленности сделки бывают правообразующие, право изменяющие и право прекращающие.

3. В зависимости от того, какое влияние оказывает на действительность сделки правовая цель, они подразделяются на каузальные и абстрактные. В каузальной сделке, ее основание вытекает из содержания сделки и отсутствие основания или порока в нем могут повлечь недействительность сделки. При абстрактной сделке основание оторвано от содержания и поэтому пороки в основании сами по себе не могут повлечь ее недействительность, если соблюдены установленные законом требования ее содержанию и форме. Пример, выдача векселя.

4. В зависимости от наличия или отсутствия в сделке указания на срок действия правоотношения, на срок вступления действия, на срок ее исполнения сделки подразделяются на определенно — срочные и неопределенно – срочные. В определенно – срочной сделке срок исполнения обязательств указан или мб определен из ее содержания. Обязательства из неопределенно – срочной сделке, дб исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Условия действительности сделок

Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки.

Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий:

1. Надлежащий субъектные состав, поскольку сделка – это волевое действие, совершать ее могут только дееспособные граждане, волю юридического лица, при совершении сделки, выражает его орган;

2. Надлежащее соотношение воли и волеизъявления участника сделки. Воля – это внутреннее намерение, желание субъекта, направленное на достижение определенного правового результата в виде прав и обязанностей. Волеизъявление — это внешнее выраженная воля, которая мб подвергнута правовой оценке.

3. Законность основания и содержание сделки. Основание сделки – это материально – правовая цель, на достижение которой направлены действия, ее участника, например, передать или приобрести право собственности, распорядиться имуществом и т.д. Содержание сделки – это ее условия, на которых стороны осуществляют свои права и несут обязанности, порожденные сделкой. Законность основания и содержание сделки означает, что ее материально-правовая цель ее условия соответствуют требованиям законодательства, принципам гражданского права и не противоречат им.

Форма сделки

Форма сделки – это установленная законом иным правовым актом или соглашение сторон, способ фиксации внутренней воли участников сделки.

Права и обязанности, по сделке возникают лишь в том случае, если соблюдена требуемая законом форма.

Для разных сделок законом установлена различная форма:

· Устная форма. По общему правилу в устной форме могут совершаться любые сделки за исключением тех, для которых законом или соглашением сторон установлена письменная форма, например, в устной форме могут совершаться сделки, исполняемые при самом их совершении, за изъятиями установленными законом.

· Письменная форма. Считается соблюденной, если она совершена путем составления комплимента, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку или уполномоченными лицами. Письменная форма подразделяется на простую письменную и нотариальную. В простой письменной форме должны совершаться сделки юридических лиц между собой и с гражданами. Сделки граждан между собой на сумму установленной ГК, а так же внешне экономические сделки.

В нотариальная форме сделки обязательны в случаях установленных в законе, либо в случаях установленных соглашениях сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Например, в нотариально порядке были совершены доверенность в порядке передоверия, брачный договор. Нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи, нотариусом или другим должностным лицом имеющим право совершать такое нотариальное действие. Последствие не соблюдения нотариальной формы является недействительность сделки.

Государственная регистрация дел

Государственная регистрация представляет собой особый юридический акт признания и подтверждения государством, совершения гражданско – правовой сделки.

Государственной регистрацией подлежат только те сделки, в отношении которых такая необходимость прямо установлена законом.

Чаще всего законом предусматривается государственная регистрация сделок с недвижимостью, например, купля – продажа жилого помещения, купля – продажа предприятия.

Последствием несоблюдения требования по государственной регистрации является признание соответствующей сделки незаключенной, если иное не установлено законом.

Недействительность дел: ничтожные и оспоримые сделки. Последствия недействительности сделок.

Недействительной сделка признается в случае, когда действия совершенные в виде сделки не породили результата, которого желали стороны, т.е. гражданских прав и обязанностей. За такой сделкой, закон не признает юр. силы.

Выделяют 2 категории недействительных сделок:

1. Оспоримая сделка, она является недействительной, в силу признания ее таковой судом;

2. Ничтожные сделки, она недействительна, независимо от признания судом. Ее можно признать в судебном порядке недействительной.

Недействительность сделок с пороками в субъектном составе

Сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным являются ничтожными.

Сделки, совершаемые юридическим лицом могут быть признаны недействительными, в случае отсутствия у лица, заключающего такую сделку от имени юридического лица, полномочий, либо если сделка совершена юридическим лицом за пределами социальной правоспособности.

Основы гражданского права

Недействительности сделок с пороками воли

Сделки с пороками воли делятся на:

· Совершенные без внутренней воли на совершение сделки – совершаются сделки под влиянием насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороны, а так же гражданином не способным понимать значения своих действий или руководить ими и сделки, совершенные под влиянием заблуждения;

· Сделки, в которых внутренняя воля сформировалась неправильно.

Для признания недействительной сделки в связи с неспособностью понимать значения своих действий или руководить ими правовое значение имеет момент, когда сделка считается завершенной. Сделка, совершенная гражданином, в последствии признанным судом не дееспособным, может быть признана судом недействительной, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.

Ст. 178 ГК предусматривает недействительность сделок, совершенных под влиянием заблуждений. Заблуждение является основанием, признанием недействительности сделок, совершенных как гражданами, так и юридическими лицами. Юридическое зачение имеет существенное заблуждение, под которым понимается заблуждение относительно природы сделки, либо таких ее качеств, качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению.

Существенное заблуждение должно касаться главных элементов сделки, а так же может касаться и природы сделки, например, когда заблуждавшийся предполагает, что он заключает договор купли-продажи, а в действительности заключен договор найма. В то же время мелкие ошибки и незначительные расхождения могут представляемыми и действительными последствиями сделки, не могут служить основанием недействительности.

Ст. 179 ГК предусматривает оспоримость сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой или тяжелых обстоятельств, которые применяются в отношении граждан и юридических лиц. Обман, угроза, насилие могут исходить не только от стороны сделки, но и от других лиц, действующих в ее интересах. Обман может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия.

Насилие представляет собой непосредственное воздействие на волю путем причинения участнику сделки или лицам близким ему физических или душевных страданий с целью принуждения к совершению сделки. Насилие выражается в незаконных действиях, хотя и не обязательно в уголовно-наказуемых, однако, участник сделки должен знать о примененном насилии.

Угроза – психическое воздействие на волю лица, посредствам заявлений о причинении ему или его близким физического или морального вреда, если он не совершит сделку. Угроза воздействует на психику субъекта, при этом она дб реальной, исполнимой и значимой.

От насилия угроза отличается по признакам:

1. Угроза – это нереализованная в действительности намерение причинить вред;

2. Угроза может выражаться как в возможности совершения правомерных действий (сообщении преступной деятельности лица) так и в возможности совершения неправомерных действий (причинение вреда жизни, имуществу и т.д.)

Злонамеренное соглашение

Предполагает, что основанием для признания сделки недействительной по этому обстоятельству, является умышленное соглашение с целью причинить неблагоприятные последствия, либо получить какую-то выгоду.

Недействительность сделок с пороками основания содержания.

Сделки с пороками содержания признаются недействительными вследствие расхождения условий сделки, требованиями закона и иных правовых актов. Среди таких сделок выделяют сделки, совершаемые с целью заведомо противной законопорядке и нравственности, а так же мнимые и пригодные сделки.

ГК не содержит понятия основы правопорядка и нравственности. В теории основы правопорядка – это установленные государством основополагающие нормы, об устройстве общества, направленные на соблюдении и уважении такого устройства и защиту прав и свобод граждан. Нравственные и моральные устои включают в себя сложившиеся в обществе представления о добре и зле, о справедливом и должном. Такие сделки признаются ничтожными.

Ст. 170 ГК устанавливает, что мнимой является сделка, совершенная лишь для вида без намерения создать соответствующие правовые последствия.

Мнимые сделки чаще всего преследуют какую-то противозаконную цель, однако, это не обязательно. Например, мнимой будет сделка купли-продажи жилого дома, если этот дом остался во владении продавца, а из обстоятельств дела видно, что стороны преследовали цель воспрепятствовать возвращение изыскания на дом кредиторами – должниками.

Притворная сделка – это сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку. Она совершается лишь для вида, с целью создать у окружающих неправильное представление о действительных взаимоотношениях сторон по сделке. При совершении притворной сделки, стороны имеют намерения своими действиями вызвать правовой эффект не тот, который по закону является результатом данного волеизъявления, а другой эффект о котором они фактически договорились.

Последствиями недействительности сделок являются двух и односторонние реституции, а так же дополнительные имущественные последствия.

Исковая давность

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности – три года.

Для отдельных требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. Сроки исковой давности и порядок их исчисления не мб изменены соглашением сторон.

Предъявление иска в суд возможно в любом случае, независимо от сроков исковой давности, она применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Такое заявление является основанием вынесению судом решения об отказе в иске.

Течение срока исковой давности начинается, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, с этого момента у лица возникает право на предъявления иска в суд. Течение сроков исковой давности может останавливается, при условиях, что обстоятельства, которые явились основанием для приостановления этих сроков, возникли или продолжали существовать последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен 6 мес или менее 6мес течение всего срока давности.

Обстоятельствами, приостанавливающими течение срока исковой давности являются:

· Истец или ответчик находится в составе вооруженных сил, переведенных в военное положение;

· Предъявлению иска препятствовала непреодолимая сила;

· Приостановлено действие закона или иного правового акта, регулирующего соответствующие отношения;

· Другие основания установленные ГК.

Со дня прекращения указанных обстоятельств течение срока продолжается, остающаяся часть срока удлиняется до 6 мес, а если равен 6 мес или менее 6мес., то удлиняется до срока давности.

Перерыв течения исковой давности

Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а так же совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

После перерыва течение сроков исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва не засчитывается в новый срок.

В исключительных случаях, суд может по уважительным причинам восстановить пропущенный срок исковой давности. К ним относятся, например, тяжелая болезнь или беспомощное состояние.

ГК также предусматривает требования, на которые исковая давность не распространяется:

1. На требования о защите личных, не имущественных прав и других не материальных благ;

2. требования вкладчиков к банку о выдачи вкладов;

3. о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;

4. требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (негаторный иск).

Негаторный иск – это иск, владеющего собственника третьему лицу, с которым он не состоит в относительных правоотношениях об устранении любых несвязанных с лишением владения препятствий пользования или распоряжении имуществом. Примерами подобных препятствий могут служить затруднение доступа к имуществу, установка рекламного щита на фасаде здания, которые закрывают окна квартир.

Негаторный иск подлежит удовлетворению при следующих условиях:

— собственник должен доказать факт нарушения, принадлежащих ему правомочий пользования или распоряжения имуществом со стороны третьего лица. При этом поведение ответчика, создающего препятствия предполагается неправомерным.

— к негаторынм требованиям не применяется исковая давность, т.к. такое требование имеет свое целью устранение длящихся нарушений. Следовательно, пока имеет место подобные нарушения собственник вправе предъявить такой иск.

В соответствии со ст. 305 ГК таким способом защиты могут пользоваться и иные законные владельцы имущества, не являющиеся собственниками. К ним относятся обладатели права хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного бессрочного пользования земельным участком, сервитутных прав на земельных участках, а так же арендаторы и пользователи на основании договора безвозмездного пользования нанимателей по договорам коммерческого найма.

Органы государственной власти = юридические лица?

lxv
Если идти с позиции логики, то вы забыли еще один (теоретический ) вариант — органы не могут выступать в обороте от своего имени. все исходят из того, что раз есть в обороте, значит это правильно, надо просто подогнать под один из вариантов. Такого участника как госорган в обороте нету — нету его в ГК- физики есть, юрики есть, пубилчные образования- есть, все остальное — от лукавого (вне рамок гл. 5 ес-но). Если хочешь от своего имени купить стулья — нету проблем, тока параллельно мне, чей ты орган и какой, ты покажи мне выписку из реестра — и получай стул (в смысле мебель ). В противном случае тебя в обороте нету — это видится мне в идеале. Практически суд отходит в этом вопросе от формальных критериев — записи в реестре (так бы по идейным соображениям другие споры рассматривали бы) — исследуют наличие признаков юрлца у госорганов
Федеральный арбитражный суд Московского округа
при участии в заседании: представители лиц, участвующих в деле, не явились,
рассмотрев кассационную жалобу войсковой части 3525 на решение от 18 декабря 2001 г. по делу N А40-42183/00-100-407
Арбитражного суда г. Москвы,
установил:
ЗАО «Центр Внешней торговли» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, войсковой части N 3525 о взыскании задолженности в размере 48196 руб. 56 коп за свеклу гарнирную, полученную войсковой частью 3525 28 ноября 1997 г. по накладной N 2910, оприходованной по акту от 28 ноября 1997 г.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 17 января 2001 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены войсковая часть 3272 и Московский округ внутренних войск МВД РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 марта 2001 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет МВД РФ или Московского округа внутренних войск МВД РФ, в отношении войсковых частей дело прекращено по мотиву отсутствия у них статуса юридического лица.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 июня 2001 г. решение от 20 марта 2001 г. отменено, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду предложено исследовать вопросы о том, кто от имени войсковой части 3525 получил от истца свеклу гарнирную, на основании, какого документа была произведена приемка продукции, путем запроса необходимых документов у налоговых органов установить, обладают ли войсковые части признаками юридического лица в силу ст.ст 48, 54 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2001 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет войсковой части 3525, в удовлетворении иска к войсковой части 3272, Московскому округу внутренних войск МВД РФ отказано.
В апелляционной инстанции решение от 18 декабря 2001 г. на предмет законности и обоснованности не проверялось.
Не согласившись с принятым по делу решением, войсковая часть 3525 обратилась с кассационной жалобой, в которой просила об отмене обжалуемого судебного акта, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а именно ч. 2 ст. 307, 309 ГК РФ, поскольку между истцом и войсковой частью 3525 отсутствуют какие-либо договорные отношения, снабжение войсковых частей осуществляется только через Центральное окружное управление материального и военного снабжения, войсковые части не являются получателями поставляемого в их адрес продовольствия, а также не оплачивают его.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и дате рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Законность решения и постановления проверяется в порядке ст.ст. 162, 171 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что войсковая часть 3525 обладает признаками юридического лица и является государственным учреждением. Судом установлено, что гарнирная свекла от истца в количестве 9800 кг принята и оприходована войсковой частью 3525. Однако принятая продукция не оплачена. Правоотношения истца и войсковой части 3525 судом квалифицированы как внедоговорная сделка купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи товара.
При разрешении возникшего спора судом первой инстанции полностью установлены обстоятельства, имеющие значения для дела, дана оценка представленным сторонам доказательствам.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованными доводы кассационной жалобы о том, что спорная продукция была получена войсковой частью 3525 от истца во исполнение договора N 150 от 30 июля 1997 г., заключенного истцом и Центральным окружным управлением материального и военного снабжения по следующим основаниям.
Как указано в статье 53 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
Факт передачи спорной продукции истцом и получения ее войсковой частью 3525 во исполнение договора N 150 от 30 июля 1997 г. материалами дела не подтвержден.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно квалифицировал отношения истца с войсковой частью 3525 как разовую сделку купли-продажи, поскольку договор на поставку спорной продукции не заключался, однако фактически продукция получена, что не отрицается войсковой частью 3525, но не оплачена.
Суд кассационной инстанции также не может признать состоятельными доводы жалобы о том, что передача продукции истцом войсковой части 3525 в силу п. 2 ст. 423 ГК РФ является безвозмездной сделкой.
Свидетельством безвозмездной передачи имущества должна являться воля собственника, направленная на отчуждение этого имущества в пользу другого лица без каких-либо имущественных обязательств со стороны последнего. Материалами дела факт безвозмездной передачи не подтвержден. Кроме того, из содержания акта на прием свеклы гарнирной от 28 ноября 1997 следует, что представитель истца при его составлении выступал в качестве поставщика.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что войсковая часть 3525 является надлежащим ответчиком, так как в соответствии с представленными документами она обладает расчетным счетом потребителя и другими банковскими реквизитами, поставлена на налоговый учет как юридическое лицо, командир воинской части 3523 действует без доверенности, что свидетельствует об осуществлении воинской частью самостоятельной хозяйственной деятельности.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, выполнил в соответствии со ст. 178 АПК РФ указания кассационной инстанции, нарушений норм материального права и норм процессуального права не допустил.
Таким образом, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 162, 171, 174, п. 1 ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 декабря 2001 г. по делу N А40-42183/00-100-407 оставить без изменения, а кассационную жалобу войсковой части 3525 — без удовлетворения.
Вот еще очень интересное постановление ФАС
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 июля 2000 г. N Ф04/1715-441/А45-2000
Рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска от 24.05.2000 г. N СБ-10-29/781, на определение от 13.04.2000 г. по делу N А45-513/200о-СА23/18 Арбитражного суда Новосибирской области по иску Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району города Новосибирска к Войсковой части 86715 о взыскании налоговых санкций,
установил:
Государственная налоговая инспекция по Октябрьскому району города Новосибирска обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Воинской части 86715 о взыскании налоговых санкций в сумме 2 196 рублей.
Исковое требование основано на том, что в связи с совершением налогового правонарушения, выразившемся в несвоевременном предоставлении налоговых деклараций за 1997-1998 годы, связанные с исчислением и уплатой налогов в бюджет с владельцев транспортных средств, решением от 05.07.99 г. ответчик привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 2 196 рублей, предусмотренным пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налоговых санкций подлежит взысканию в судебном порядке.
Определением от 13.04.2000 г. Арбитражный суд Новосибирской области на основании части 1 статьи 22, пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу прекратил, поскольку ответчик не обладает признаками юридического лица и, следовательно, спор не подведомственен арбитражному суду.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец ссылается на ошибочность выводов суда об отсутствии у ответчика признаков юридического лица. Войсковая часть 86715 является юридическим лицом, так как финансируется из бюджета и имеет смету.
Рассмотрев жалобу, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым отменить определение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району города Новосибирска от 05.07.99 г. N 18, на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное предоставление налоговых деклараций в налоговый орган по налогу с владельцев транспортных средств за 1997-1998 годы Воинская часть 86715 привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа, в размере 25 процентов от суммы налога.
Сумма штрафа составила 2196 рублей.
Налоговым органом заявлен иск о взыскании с Воинской части 86715 налоговых санкций в сумме 2196 рублей.
Арбитражный суд Новосибирской области определением от 13.04. 2000 г., на основании части 1 статьи 22, пункта 1 статьи 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратил производство по делу.
Прекращая производство по делу, суд исходил из того, что фактически используя федеральное имущество, Воинская часть 86715 не имеет права распоряжаться им и, следовательно, участвовать самостоятельно в имущественном обороте от своего имени. Не является учреждением, так как сформирована Министром обороны, не являющимся собственником федерального имущества.
Таким образом, Воинская часть 86715 не обладает признаками юридического лица. Поэтому спор с участием такого лица не подведомственен арбитражному суду.
В нарушении статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающая суд дать всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу, выводы арбитражного суда основаны на недостаточно полно исследованных доказательствах по делу.
Статьей 1 Федерального закона «Об обороне» установлено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Следовательно, в силу закона, нахождение имущества на вещном праве у воинских частей и учитываемым ими в установленном порядке, не требует дополнительных действий собственника по закреплению имущества. Распоряжение имуществом осуществляется в пределах предоставленных прав.
Поэтому, вывод суда об отсутствии права Воинской части 86715 на распоряжение имуществом, со ссылкой на названную норму, не состоятельны.
Пунктом 1 статьи 48, пунктом 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены понятия юридического лица и некоммерческих организаций.
В соответствии с которыми юридическое лицо обладает имущественной обособленностью, самостоятельной имущественной ответственностью, участвует в гражданском обороте своим имуществом, организационным единством. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическое лицо может быть некоммерческой организацией, финансируемой собственником.
Указав на отсутствие признаков юридического лица, как право на распоряжения имуществом и участие имуществом в гражданском обороте, формирование Воинской части лицом, не являющимся собственником имущества, суд не дал оценки другим признакам юридического лица.
Так, не дана оценка о наличии у Воинской части 86715 самостоятельного баланса или сметы. Не исследованы обстоятельства по делу о наличии у ответчика печати, расчетного счета, регистрации в налоговом органе в качестве налогоплательщика, финансировании из бюджета.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии признаков юридического лица основан на не достаточно исследованных доказательствах.
Таким образом, определение суда нельзя признать достаточно обоснованным и в силу пункта 3 статьи 175, части 1 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно подлежит отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Новосибирской области.
На новом рассмотрении дела суду необходимо: исследовать вопрос о правоспособности воинской части 86715 с учетом справки Сибирского военного округа о финансировании и наличии сметы, приобщенной истцом к кассационной жалобе; исследовать вопрос о том, является ли ответчик владельцем транспортных средств и плательщиком налога с владельцев транспортных средств; дать оценку ходатайству истца об изменении размера иска; решить вопрос о производстве замены истца на его процессуального правопреемника.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 статьи 175, частью 1 статьи 176, статьей 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Определение от 13.04.2000 г. по делу N А45-513/2000-СА23/18 Арбитражного суда Новосибирской области отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Короче, признаки нашли юрика по ГК — значитб юрик и есть, и побоку регистрация. Но не есть это правильно, ведь правоспособность возникает с моентарегистрации, а признаками хоть обрасти.
Подытоживая вышесказанное — есть теория, что описана выше в моем посте, в самом верху, и есть практика, тоже приведенная выше, но пониже, чем теория, пока они не сошлись в экстазе, что бывает очень часто к сожалению.

Орган государственной власти как юридическое лицо Текст научной статьи по специальности «Право»

ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Т.М. Макосейчук, кандидат юридических наук, доцент кафедры конститу-

ционного и административного права юридического факультета ЮУрГУ

В действующем законодательстве и в юридической науке широко используется правовая категория «юридическое лицо». Ее определение в законодательном порядке предусмотрено ст. 48 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 48 ГК РФ подразделяет юридических лиц на виды в зависимости от участия в образовании имущества юридического лица его учредителей (участников). Среди перечисленных в нем юридических лиц не значатся органы государственной власти и местного самоуправления. Последние признаны юридическими лицами на основании ст. 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривается в качестве организации с правами юридического лица в соответствии с п. 4 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»2. По смыслу п. 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 октября 2003 г. № 384-0 об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Дизайн-группа «Интерьер Флора» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица.

Однако в отличие от высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица и при этом являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. В отношении органов местного самоуправления законодатель не

сделал никаких исключений, признав их муниципальными учреждениями при наделении и исполнении прав юридического лица.

Сложнее дело обстоит с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При наделении его правами юридического лица он не признан законодателем в качестве государственного учреждения. В этой связи высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации следует рассматривать в качестве одного из видов юридических лиц, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право (п. 2 ст. 48 ГК РФ). При этом для высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, как и для других органов государственной власти, необходимо в законодательном порядке предусмотреть такую организационно-правовую форму, как «орган государственной власти». В настоящее время назрела необходимость применять указанную организационно-правовую форму к органам государственной власти наряду с иными формами юридического лица в виде некоммерческой организации с учетом особого правового положения этих органов как субъектов публичного и частного права.

Для этого есть различные основания. Прежде всего, перечень организационно-правовых форм, предусмотренный п. 3 ст. 50 ГК РФ, не является исчерпывающимся и может быть дополнен новыми формами.

Кроме того, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации является организацией. В переводе с латинского «организация» означает — «сообщаю стройный вид, устраиваю». «Организовать — значит сообщить чему-то стройный вид, упорядочить что-либо, определить строение, взаимное расположение частей, их взаимосвязи и функции»3. Основные признаки организации были сформулированы Максом Вебером, Честером Бернардом и другими исследователями4.

Теория системного подхода рассматривает термин «организация» в широком и в узком смысле.

Вестник ЮУрГУ, № 5, 2006

Макосейчук Т.М.

Орган государственной власти как юридическое лицо

К высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации термин «организация» следует применять в широком смысле. Этот орган как организация представляет собой особый коллектив людей. С учетом первого значения термина «организация» в юридической науке сформулировано определение органа власти. Орган власти — это «коллектив граждан, состоящий из государственных служащих и иных работников»5. Особенность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации состоит в том, что он формируется в основном из должностных лиц, которые реализуют государственно-властные полномочия. Среди них следует выделять должностных лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, и государственных служащих, обладающих специальным правовым статусом6. Участие должностных лиц в формировании высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации позволяет рассматривать их в качестве составных элементов организации.

Под формированием высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации понимается деятельность соответствующего субъекта Российской Федерации, правовая основа которой закреплена в ст.ст. 72 (ч. 1 п. «и») и 77 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации. В этой связи субъекта Российской Федерации следует рассматривать в качестве учредителя указанного органа с учетом реализации второго значения термина «организация».

Обладая определенным организационным единством, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, характеризуется иными при-

знаками юридического лица, предусмотренными п. 1 ст. 48 ГК РФ. Он имеет возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени. Этот орган, как и иные юридические лица, обладает имуществом на праве оперативного управления и относится к некоммерческим организациям.

Признаками юридического лица обладает не только высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, но и иные государственные органы. При наличии особенностей в их правовом положении общим для всех этих органов должно выступать то, что в случае признания их юридическими лицами или организациями с правами юридического лица, они должны относиться к такому виду организационноправовых форм юридического лица, как «орган государственной власти». При этом целесообразно допускать тождество между понятиями «юридическое лицо» и «организация с правами юридического лица». Это значит, что перечень субъектов, являющихся юридическими лицами, предусмотренный п. 2 ст. 48 ГК РФ, подлежит расширительному толкованию в связи с признанием в качестве юридических лиц органов власти.

‘ В ред. ФЗ от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ // СЗ РФ. — 2003. -№ 40. — Ст. 3822; СЗ РФ. — 2005. — №> 30 (ч. 1). — Ст. 3108.

2 В ред. ФЗ от 21 июля 2005 г. № 93-Ф3 // СЗ РФ. — 1999. -№51.- Ст. 6286; СЗ РФ. — 2005. — № 30 (м. 1). — Ст. 3104.

3 Боголепов В.П. О состоянии и задачах развития общей теории организации. Организация и управ-ление. — М., 1968.-С. 44-45.

5 Государственная администрация, ее органы и служащие / Д.Н. Бахрах, С.Д.Хазанов. — Екатеринбург, 1998. — С. 15.

6 Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. — М., 2000. — С. 77.

Серия «Право», выпуск 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *