ФЗ об основах государственной службы

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Государственная должность
    • Статья 2. Государственная служба
    • Статья 3. Государственный служащий
    • Статья 4. Законодательство Российской Федерации о государственной службе
  • Глава II. Основы организации государственной службы (ст.ст. 5 — 8)
    • Статья 5. Принципы государственной службы
    • Статья 6. Классификация государственных должностей государственной службы
    • Статья 7. Квалификационные разряды государственных служащих
    • Статья 8. Личное дело государственного служащего, реестр государственных служащих
  • Глава III. Основы правового положения государственного служащего (ст.ст. 9 — 20)
    • Статья 9. Права государственного служащего
    • Статья 10. Основные обязанности государственного служащего
    • Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой
    • Статья 12. Сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
    • Статья 12.1. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация государственных служащих
    • Статья 13. Поощрения государственного служащего
    • Статья 14. Ответственность государственного служащего
    • Статья 15. Гарантия для государственного служащего
    • Статья 16. Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа
    • Статья 17. Денежное содержание государственного служащего
    • Статья 18. Отпуск государственного служащего
    • Статья 19. Пенсионное обеспечение государственного служащего и членов его семьи
    • Статья 20. Стаж государственной службы
  • Глава IV. Прохождение государственной службы (ст.ст. 21 — 25)
    • Статья 21. Поступление на государственную службу и нахождение на государственной службе
    • Статья 22. Конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы
    • Статья 23. Испытание при замещении государственной должности государственной службы
    • Статья 24. Аттестация государственного служащего
    • Статья 25. Основания для прекращения государственной службы
  • Глава V. Обеспечение эффективности государственной службы (ст.ст. 26 — 28)
    • Статья 26. Федеральный орган по вопросам государственной службы
    • Статья 27. Органы по вопросам государственной службы субъектов Российской федерации
    • Статья 28. Кадровая служба государственного органа
  • Глава VI. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 29 — 30)
    • Статья 29. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 30. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ
«Об основах государственной службы Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

См. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации настоящего Федерального закона см. Указ Президента РФ от 6 сентября 1995 г. N 900

См. Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885

Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года

Федеральный закон «Об основах государственной службы» как единая правовая база государственной службы

31 июля 1995 г. впервые был принят Федеральный закон «Об осно­вах государственной службы Российской Федерации»,который устано­вил правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих и порядок прохож­дения ими государственной службы. Основная цель Закона — созда­ние единой общефедеральной правовой базы государственной служ­бы, придание ей профессионального характера. Это должно было спо­собствовать утверждению единой системы государственной службы в стране, стать одной из важных опор ее государственной целостности.

До реформы государственной службы, начатой в 1992 г., в отечест­венном законодательстве не было официального, нормативно закреп­ленного определения понятия «государственная служба». В юридиче­ской литературе (учебниках, научных статьях) под государственной службой понималось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений) трудовой деятельности, предусмотренной занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. Иначе говоря, понятие «государственная_служба» связывалось с понятием «государственный служащий», при этом государственными считались все Служащие, работавшие в любой государственной организации, а не только в государственных органах.

Согласно Закону об основах государственной службы РФ к госу­дарственным служащим были отнесены только лица, замещавшие го­сударственные должности государственной службы в государственных органах, а не в любых государственных организациях. Этим Законом государственные должности в государственных органах были разделены на категории «А», «Б» и «В» в зависимости от своего назна­чения. Государственные должности категории «А» — это должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конститу­циями, уставами субъектов Федерации для непосредственного испол­нения полномочий государственных органов. Государственные долж­ности государственной службы категории «Б» — это должности, уста­навливаемые законодательством для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Государственные должности государственной службы категории «В» учреждались государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Исходя из такого деления этих должностей, в За­коне было дано определение понятия «государственная служба»; под ней понималась профессиональная деятельность лиц, замещавших должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полно­мочий только государственных органов.

В этом Законе были даны определения и других фундаментальных понятий — государственной должности, государственного служащего и др. Закон не только повышал требования к государственным служа­щим, их обязанностям, но и создавал гарантии их правовой и соци­альной защищенности.

Закон был базовым (до его отмены 27 июля 2004 г.) для законода­тельных и других нормативных правовых актов, обеспечивал реализа­цию его положений как на федеральном уровне, так и на уровне субъ­ектов Федерации. Он предусматривал право субъектов Федерации са­мостоятельно регулировать многие вопросы государственной службы с учетом местных условий и обычаев. Тогда еще не было установлено деление государственной службы на три ее вида, но Закон определял, что на его основе устанавливаются федеральными законами особенности государственной службы в отдельных государственных органах (дипломатическая, военная, в органах внутренних дел, в учреждениях и органах прокуратуры, таможенных и других органах).

В период с 1995 по 2003 г. была проделана значительная работа по реализации требований Федерального закона «Об основах государст­венной службы Российской Федерации» и созданию такой правовой базы, которая позволяла бы осуществлять практические меры по даль­нейшему укреплению органов государственной власти, и прежде всего органов исполнительной власти, государственными служащими, отве­чающими современным требованиям по своей профессиональной под­готовке, деловым и личностным качествам. Однако ряд запланирован­ных к принятию федеральных законов разработан не был.

Были приняты десятки федеральных законов,касающихся отдель­ных категорий государственных служащих: Федеральный конститу­ционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.), федеральные законы от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.), от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп.), от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 12 июля 1999 г. «О материальной ответственности военнослужащих» и др.

Для практической организации и повседневного функционирова­ния государственной службы были изданы указы Президента РФ от 11 января 1995 г. «О государственных должностях Российской Федера­ции», от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечней государствен­ных должностей федеральной государственной службы» (с изм. и доп.), от 9 апреля 1997 г. «О денежном содержании федеральных госу­дарственных служащих», от 16 сентября 1999 г. «Вопросы прохожде­ния военной службы» и др.

Многие вопросы федеральной государственной службы были уре­гулированы дисциплинарными уставами, положениями о конкретных органах и нормативными правовыми актами Правительства, мини­стерств и ведомств.Роль Правительства особенно важна в организа­ции исполнения законов и указов Президента, прежде всего в сфере подготовки и повышения профессиональной квалификации, матери­ального и социального обеспечения государственных служащих.

Руководители государственных органов разных уровней за указан­ный период приобрели немалый опыт по применению законодатель­ства о государственной службе.

Однако накопленный за предыдущие годы опыт работы с кадрами государственного аппарата и правового регулирования государствен­ной службы в условиях, по сути, нового строя имеет не только поло­жительную, но и отрицательную составляющую: к 2001 году не была создана эффективная государственная служба, качественно управ­ляющая государством. Поэтому для устранения имевшихся недостат­ков в регулировании государственно-служебных отношений на новом этапе развития нашего государства была разработана Концепция реформирования системы государственной службы Российской Феде­рации, утвержденная Президентом 15 августа 2001 г.

Федеральный закон от 31.07.1995 г. № 119-ФЗ

<p>Утратил силу — Федеральный закон от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах государственной службы Российской Федерации Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года (В редакции федеральных законов от 18.02.99 г. N 35-ФЗ; от 07.11.2000 г. N 135-ФЗ; от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации (далее — государственная служба) и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации (далее — государственные служащие). ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная должность 1. Государственная должность — должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации (далее — государственные органы), с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на: 1)(Утратил силу — Федеральный закон от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ) 2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», — государственные должности категории «Б»; 3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, — государственные должности категории «В». Перечень государственных должностей категорий «А»,»Б» и «В» дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации. В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут включаться должности, не относящиеся к государственным должностям. 2. Государственная должность государственной службы — государственная должность категории «Б» или «В», включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации. Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации. 3. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий «Б» и «В», классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы. Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации. Статья 2. Государственная служба 1.(Утратил силу — Федеральный закон от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ) 2. Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории «А». 3.(Утратил силу — Федеральный закон от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ) Статья 3. Государственный служащий 1. Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. 2. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации. 3.(Утратил силу — Федеральный закон от 27.05.2003 г. N 58-ФЗ) Статья 4. Законодательство Российской Федерации о государственной службе 1. Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Вопросы, регулируемые в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, могут также регулироваться федеральным законом. 2. Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании настоящего Федерального закона. 3. На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. 4. На государственных служащих, замещающих должности категории «Б», распространяется действие настоящего Федерального закона с ограничениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 2. ГЛАВА II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Статья 5. Принципы государственной службы Государственная служба основана на принципах: 1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; 4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; 5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; 8) профессионализма и компетентности государственных служащих; 9) гласности в осуществлении государственной службы; 10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; 11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; 12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. Статья 6. Классификация государственных должностей государственной службы 1. Государственные должности государственной службы подразделяются на следующие группы: высшие государственные должности государственной службы (5-я группа); главные государственные должности государственной службы (4-я группа); ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа); старшие государственные должности государственной службы (2-я группа); младшие государственные должности государственной службы (1-я группа). 2. Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. 3. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к: 1) уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; 2) стажу и опыту работы по специальности; 3) уровню знаний Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. 4. Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь: 1) для высших и главных государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации государственных должностей государственной службы; 2) для ведущих и старших государственных должностей государственной службы — высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным; (В редакции Федерального закона от 18.02.99 г. N 35-ФЗ) 3) для младших государственных должностей государственной службы — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным. Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы. 5. Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами государственных органов — в отношении государственных служащих этих государственных органов. Статья 7. Квалификационные разряды государственных служащих 1. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды. Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. Порядок проведения квалификационных экзаменов, присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные государственные должности государственной службы, аттестации государственных служащих устанавливается федеральным законом. 2. Государственный квалификационный экзамен может быть проведен по инициативе государственного служащего для присвоения ему по результатам указанного экзамена очередного квалификационного разряда без последующего перевода на другую государственную должность государственной службы. 3. Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы; советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы; советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы; референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы. 4. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации, государственных советников Российской Федерации производится Президентом Российской Федерации. 5. Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, дипломатические ранги. Статья 8. Личное дело государственного служащего, реестр государственных служащих 1. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Личное дело государственного служащего ведется кадровой службой соответствующего государственного органа и при переводе государственного служащего на новое место государственной службы передается по указанному месту государственной службы. Ведение нескольких личных дел одного государственного служащего не допускается. 2. Сведения о государственных служащих, в том числе сведения о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие государственные должности государственной службы, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов Российской Федерации. Порядок ведения личных дел и реестров государственных служащих осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Сбор и внесение в личные дела и реестры государственных служащих сведений об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещаются. ГЛАВА III. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО Статья 9. Права государственного служащего 1. Государственный служащий имеет право на: 1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; 2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; 4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; 5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы; 6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации; 7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; 8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; 10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; 12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции. 2. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы. Статья 10. Основные обязанности государственного служащего Государственный служащий обязан: 1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; 2) добросовестно исполнять должностные обязанности; 3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; 4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; 5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; 6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией; 7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; 8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой 1. Государственный служащий не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;</p>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *