Федеральный и региональный закон

Закон (право)

У этого термина существуют и другие значения, см. Закон (значения).

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Зако́н в юриспруденции — в узком смысле нормативно-правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы. Исторически закон пришёл на смену правовому обычаю.

Закон является основным источником права в странах континентальной правовой семьи.

Порядок принятия законов в подавляющем большинстве стран следующий: законодательная инициатива — обсуждение законопроекта — принятие закона — его опубликование.

По значению и характеру содержащихся в законах правовых норм различают органические (конституционные) и обыкновенные законы. Конституционные законы предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют основные начала и принципы общественного и государственного строя, порядок образования и деятельности, а также компетенцию государственных органов, устанавливают избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Законы России

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 февраля 2015 года.
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (24 февраля 2015)

Ни один из законов не должен противоречить Конституции РФ, а также общим принципам международного права и международным договорам, подписанным от имени РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Конституция РФ ввиду особого порядка её принятия и действия также является отдельным правовым актом не законодательной природы. Вопрос о месте конституции и международных соглашений является спорным и дискуссионным в правовой науке, скорее их стоит рассматривать как отдельные виды источников права. В России принята следующая классификация законов по юридической силе:

  • Законы РФ о поправках к Конституции РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» поправки к главам 3 − 8 Конституции РФ принимаются в форме специального закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

  • Федеральные конституционные законы.

Принимаются только по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации (статья 108; часть 1 конституции РФ)

  • Федеральные законы (до 1991 — законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).

Принимаются по всем остальным вопросам.

Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.

К законодательству субъектов РФ относятся:

  • основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ
  • законы субъектов Российской Федерации

Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства. Проекты законов могут проходить независимую антикоррупционную экспертизу для предотвращения коррупции в законе

См. также

В Викисловаре есть статья «закон»

  • De minimis non curat lex
  • Презумпция
  • Конституция
  • Кодекс

Примечания

  1. Большой юридический словарь. / Авт.-сост. В. Н. Додонов, В. Д. Ермаков, М. А. Крылова и др. Ред. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских и др. — М.: ИНФРА-М, 2003. — ISBN 5-16-000169-7
  2. 1 2 3 Закон // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  3. Конституция РФ, ст. 2, ст. 18
  4. Эффективность независимой антикоррупционной экспертизы как института гражданского общества // Гражданское Общество В России И За Рубежом. — 2019. — Вып. 2. — С. 31–34. — ISSN 2221-3287.

Литература

  • Нечаев В. М. Закон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011 года.
Это заготовка статьи о праве и юриспруденции. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Изменения в Федеральном законе об образовании в Российской Федерации в 2019 году

3 14898

Действующий в настоящее время Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ был принят 29.12.2012. Однако с тех пор принимались различные поправки, вносились изменения либо принимались подзаконные акты, разъясняющие или дополняющие отдельные нормы правового документа. В настоящей статье будут освещены основные положения этого закона.

Структура системы образования

Образовательная система в России состоит из нескольких взаимосвязанных элементов:

• определяющих содержание – ФГТ, ФГОС, программы и стандарты по отдельным предметам и в целом по формированию выпускника;

• контролирующих реализацию – муниципальные органы власти и выше;

• формирующих портрет выпускника – потенциальные работодатели, организации, учреждения, общественные объединения и пр.;

• участвующих в исполнении социального заказа – педагоги, школьники и их родители, а также учебные заведения всех уровней получения образования.

Уровни образования

Система общего образования представлена несколькими категориями:

• профессиональное обучение:
• профессиональное образование;
• дополнительное образование.
Выделяют четыре уровня общего образования:

• дошкольное;
• начальное;
• основное;
• среднее.

Нововведением стало признание дошкольного образования в качестве одного из уровней образовательной системы, что повышает значимость посещения детских садов. Некогда привычное наименование верхней ступени школьного этапа обучения заменено термином «среднее общее образование», да и сами «ступени» ушли из официальных документов. Отныне это «уровни образования».

От общего образования не отстаёт и профессиональное, чья многоуровневость представлена также четырьмя уровнями:

• среднее;
• высшее с подготовкой бакалавров;
• высшее с подготовкой специалистов и магистров;
• высшее с подготовкой кадров высшей квалификации.

Структура профессионального образования с вводом в действие нового закона претерпела множество существенных преобразований. В их числе:

• введение существовавшей ранее начальной профессиональной подготовки в структуру среднего профессионального образования под маркой «подготовка квалифицированных специалистов»;

• традиционное же СПО переименовано в подготовку специалистов среднего звена;

• в системе высшего образования появился третий уровень подготовки высококвалифицированных кадров – ординатуры, аспирантуры и пр.;

• докторантура вынесена за рамки образования и включена в состав научной сферы.

Считается ли дошкольное образование обязательным?

Согласно положениям закона №273-ФЗ дошкольное образование является правом гражданина РФ и подкреплено государственной гарантией его получения. Это именно право, а не обязанность, поэтому решение, использовать его или нет, принимается законными представителями несовершеннолетнего ребёнка самостоятельно. На зачисление в 1 класс образовательного учреждения это никак не повлияет.

Сохраняется ли аспирантура в качестве послевузовского образования?

Существовавшее ранее профессиональное послевузовское образование трансформировано в высший уровень профессионального образования по подготовке квалифицированных кадров по особым программам. В перечень этих программ входят:

• научно-педагогическая адъюнктура (аспирантура);
• ординатура;
• стажировочная ассистентура.

Как можно получить образование?

Законодательная база в сфере образования предполагает выбор не только форм получения образования. Так, законные представители несовершеннолетних российских граждан имеют право отправить своё чадо для обучения в специально созданное для этого заведение – школу, техникум, колледж, гимназию, лицей, институт и т.д. А могут ограничиться домашним обучением либо семейным образованием.

Как правило, большинство получает образование по первому варианту. Но и здесь возможно несколько сценариев, что обычно востребовано при получении высшего профессионального образования:

• очная форма обучения;
• очно-заочная;
• полностью заочная.

Семейное образование или домашнее обучение менее распространены. В основном этот вариант используют люди с ограниченными возможностями здоровья.

Комментарий к основным положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • E-mail

Подробности Опубликовано: 09.03.2013 10:31 Просмотров: 2223

Глава 1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон «Об образовании в Российской Федерации’) посвящена определению общих положений законодательства об образовании — описывает предмет регулирования закона, содержит ключевые понятия, принципы правовой политики в сфере образования, фиксирует право на образование, распределяет полномочия в сфере образования и т. п.
В ст. 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, вводится новое понятие уровня образования — это завершенный цикл образования, характеризующийся единой совокупностью требований. Выделение уровней образования становится основой для пересмотра типологии и видологии образовательных организаций.

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» даются определения как образовательной программе, так и примерной основной образовательной программе. При этом примерные условия образовательной деятельности включают в себя примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы, что имеет ключевое значение в условиях новых механизмов финансирования.
Статьей 2 вводится понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Другими словами, для отнесения ребенка к обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) необходимо дождаться решения компетентной комиссии.
В законе приводится большое число понятий, непосредственно связанных с организацией образовательного процесса, — учебный план (с учетом возможного модульного построения обучения), индивидуальный учебный план, практика, профиль образования, средства обучения и воспитания, инклюзивное образование, а также адаптированная образовательная программа (программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ).
Одним из принципиальных определений закона можно считать понятие качества образования. Качество образованияпонимается как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС) и федеральным государственным требованиям (далее — ФГТ), а также (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Таким образом, принят двоякий подход к качеству — с одной стороны, качество понимается как соответствие ФГОС и ФГТ, официально принятым, отражающим позицию профессионального разработчика в вопросах качества образования. С другой стороны, качество понимается как удовлетворенность потребителя полученным образованием -устраивает ли обучающегося, его работодателя то образование, которое было получено, соответствует ли оно их субъективным целям и ожиданиям.
Помимо собственно образования, в законе определяется такая сопутствующая услуга, как присмотр и уход за детьми. Это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Данное определение является значимым для организаций, осуществляющих не только образовательную деятельность, но и оказывающих услуги по содержанию ребенка (теперь — присмотр и уход). Оно будет учитываться в ходе выбора методики расчета нормативных затрат на оказание соответствующей услуги.
Важнейшие понятия закона — организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.
Новый закон, как и старый, исходит из того, что образовательная деятельность должна осуществляться некоммерческими организациями. Ранее терминология была довольно простой — были образовательные учреждения (как основной вид образовательных организаций) и образовательные организации иных организационно-правовых форм, которые должны были работать по тем же правилам.
Сейчас, в первую очередь, учитывается различие организационно-правовых форм образовательных организаций. В качестве родового вводится понятие образовательной организации, к которому относятся и образовательные учреждения, и автономные некоммерческие организации, фонды и иные некоммерческие организации, которые ведут образовательную деятельность.
Согласно закону образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности — сохранено. Именно регулированию правового статуса образовательных организаций и посвящено подавляющее большинство норм закона. Отдельные нормы посвящены конкретно образовательным учреждениям (т. е. распространяются только на них, и не распространяются, например, на фонды), однако таких норм крайне немного.
Закон учитывает и современные реалии, в частности, тот факт, что большие образовательные ресурсы сформированы у коммерческих и иных организаций, которые в качестве основного вида деятельности имеют не образование, а что-то другое. Например, на базе современных производств профессиональное обучение, повышение квалификации может быть зачастую куда эффективнее и современнее, чем на базе образовательных учреждений с устаревшей материально-технической базой, в отсутствие владеющих современными технологиями специалистов и т. п.
Кроме того, закон вводит новое понятие организации, осуществляющей обучение. Это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности.
Вместе с тем далеко не любую образовательную деятельность разрешено вести организациям, осуществляющим обучение, — отдельным видам организаций разрешено реализовывать вполне конкретные программы. Так, коммерческие структуры ограничены профессиональным обучением и дополнительным образованием, а также дошкольным, и не могут открыть, например школу.
Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, называются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При этом к таким организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.
Законом разделяются понятия «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования’. Участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Второе понятие шире, к участникам отношений в сфере образования относятся участники образовательных отношений, а также, помимо них, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Принципиальным нововведением закона является понятие конфликта интересов.
Конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В большом числе случаев отношения в рамках индивидуального репетиторства, подготовки к занятиям и т. п. попадают под данное определение.
Статья 3 закона посвящена основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Базовыми принципами признаются приоритетность образования, обеспечение права каждого человека на образование, в т. ч. в течение всей жизни, недопустимость дискриминации. Воспитание ответственности, правовой культуры вошло в состав базовых принципов.
Сравнительно новым принципом стало создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе.
Правительство РФ ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данная норма является нововведением и отражает рост значимости сферы образования.
Нормы ст. 3 в целом воспроизводят иерархию нормативных правовых актов в Российской Федерации, фиксируют цели и задачи правового регулирования в сфере образования.
Важным является тот момент, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» содержит норму о приоритете его норм в сфере образования перед иными законодательными актами.
Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Закону «Об образовании в Российской Федерации’ и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, нормам закона применяются нормы закона, если иное не установлено законом.
Статья 5 определяет право на образование, которое гарантируется каждому вне какой-либо дискриминации по признакам пола, расы и т. п.
Ключевым нововведением закона является гарантия общедоступности среднего профессионального образования. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Первая глава закона содержит нормы, распределяющие полномочия в сфере образования между уровнями государственной власти и местного самоуправления. В целом распределение полномочий не сильно изменилось, однако есть некоторые нововведения.
Помимо федеральных целевых и международных программ появилось также указание на государственные программы Российской Федерации в сфере образования.
Более не предусматривается существование таких документов, как типовые положения об образовательных учреждениях.
Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.
Органы государственной власти субъектов РФ теперь будут иметь такие полномочия, как:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ;
  • -финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальныхуслуг), в соответствии с нормативами, указанными выше.

Таким образом, финансирование дошкольного образования теперь будет осуществляться по тем же принципам, что и школьного. Ранее субсидии на дошкольное образование могли существовать, только если дошкольные группы были открыты в общеобразовательных учреждениях. Соответственно муниципалитет, желающий получать субсидии с уровня субъекта, должен был не иметь самостоятельных детских садов, а организовывать дошкольные группы в школах как структурные подразделения. Сейчас же субсидия должна доводиться в равной мере как в случае дошкольного образования в школе, так и в случае дошкольного образования в детском саду.
Аналогично выровнены нормы о финансовом обеспечении дошкольного образования, предоставляемого частными общеобразовательными организациями. Если ранее на субсидию могли претендовать только общеобразовательные организации, то сейчас такая возможность появилась и у дошкольных организаций.
Отдельным полномочием субъекта РФ выделена организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов РФ.
К полномочиям субъектов РФ отнесена организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов РФ.
Соответственно изменились и полномочия муниципального уровня власти.
В частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях осуществляется за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях осуществляется за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ.

Статья 76

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

1. Комментируемая статья определяет виды нормативных правовых актов, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации (статья 71), совместного ведения Федерации и ее субъектов (статья 72) и по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации (остаточные полномочия). В ней речь идет о федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливается их соподчиненность. Термины, применяемые в данной статье и в ряде других статей Конституции, не всегда одинаковы по значению. Иногда понятием «федеральный закон» охватываются и федеральные конституционные законы (например, когда в статье 90 говорится, что указы и распоряжения Президента России не должны противоречить Конституции и федеральным законам, то имеются в виду и федеральные, и федеральные конституционные законы). Термин «закон» тоже употребляется неоднозначно. Предусмотрев, например, в статье 35, что частная собственность охраняется законом. Конституция подразумевает в данном случае под законом и иные нормативные правовые акты. Устанавливая в статье 14, что религиозные объединения равны перед законом, Конституция использует термин «закон» в самом широком смысле, запрещая какую-либо дискриминацию упомянутых организаций и т.д. В статье 15 записано, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции. Здесь имеются в виду все виды законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации

Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимаемых в пределах предметов ведения России (федеральное устройство, гражданство, федеральный бюджет и др.), означает, что они не нуждаются в одобрении (ратификации) субъектами Федерации и должны непосредственно исполняться на территории каждого из них органами государственной власти, органами Местного самоуправления, должностными лицами, учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами. По одним из перечисленных в статье 71 предметов ведения принимаются федеральные конституционные законы, по другим — обычные федеральные законы. В ряде статей Конституции предусмотрено конкретно, когда должны приниматься федеральные конституционные законы, а когда — просто федеральные законы. Федеральными конституционными законами определяется порядок введения чрезвычайного положения (статья 88), принятие новых субъектов в состав Федерации (статья 65), изменение статуса субъектов (в этом случае принятию конституционного закона должно предшествовать соглашение Российской Федерации и соответствующего субъекта — статья 66), порядок проведения референдума (статья 84), утверждаются описание и определение порядка использования Государственных флага, герба и гимна (статья 70), режим военного положения (статья 87), судебная система России (статья 118), полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (статья 128), порядок созыва Конституционного Собрания для пересмотра Конституции (статья 135), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (статья 103).

Порядок принятия федеральных конституционных законов усложнен. Федеральные конституционные законы по вопросам, названным выше, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Законы же о конституционных поправках к главам 3-8 Конституции (главы 1, 2 и 9 не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием) помимо порядка принятия, указанного выше, вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации.

Из сопоставления положений статей 107 и 108 вытекает, что в отличие от федерального закона по отношению к федеральному конституционному закону Президент не имеет права вето, и такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию.

Концепция федерального конституционного закона используется в Конституции 1993 года впервые (в ранее действовавших Конституциях России этот термин не применялся). Она имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, принятие федерального конституционного закона придает особое значение регулированию определенной группы общественных отношений, возводит это регулирование на конституционный уровень, в ряде случаев способствует особой защите прав человека и гражданина (например, устанавливая порядок объявления и режим чрезвычайного положения). С другой стороны, многие федеральные конституционные законы станут, видимо, своего рода приложением к ней, поскольку, будучи крупными актами (например, о военном положении или о Конституционном Суде), не могут быть включены в текст Конституции (в некоторых зарубежных странах такие акты называются органическими, а не конституционными законами). Это может затруднить использование Конституции Российской Федерации, особенно непрофессионалами. В некоторых зарубежных странах используется такой порядок, когда конституционными законами являются только поправки к конституции, которые, однако, не изменяют ее текст, а прилагаются к ней (например, 27 поправок, принятых за более чем двухсотлетнюю историю Конституции США). Есть и такие конституционные законы, которые не предназначены для изменения текста конституций (например, в Италии конституционными законами утверждаются статуты Сардинии, Сицилии и некоторых других областей для придания особого авторитета этим актам). В Индии используется и тот, и другой порядок изменения конституции: путем внесения поправок в текст и как приложение к ней. Во многих странах (Франция, Испания, Сенегал и др.) часть тех вопросов, которые в России отнесены к предмету федеральных конституционных законов, регулируются так называемыми органическими законами, обычно требующими для своего принятия не простого большинства голосов в парламенте (при наличии кворума), а большинства голосов всего состава парламента. Словом есть различные варианты решения этих вопросов и следовательно, разные возможности совершенствования норм Конституции, посвященных федеральным конституционным законам.

Во многих статьях Конституции Российской Федерации указаны конкретные случаи, когда должны приниматься обычные федеральные законы. Ими регулируются перечень сведений, составляющих государственную тайну (статья 29), условия и порядок пользования землей (статья 36), статус столицы России (статья 70), порядок пересмотра приговоров (статья 50) и т.д. Статья 105 (часть первая) Конституции Российской Федерации .гласит, что «федеральные законы принимаются Государственной Думой». Однако это относится к исключительным случаям. Государственная Дума самостоятельно принимает федеральные законы только тогда, когда она Двумя третями голосов от общего состава преодолевает вето Совета Федерации. В этом случае закон подписывается и опубликовывается Президентом (промульгируется) без согласия Совета Федерации. По общему же правилу, как свидетельствует процедура, охарактеризованная в этой же статье федеральный закон принимается обеими палатами Федерального Собрания, когда за принятие такого закона проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы и более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов, как и федеральных конституционных законов, регулируется Федеральным законом, принятым Федеральным Собранием в 1994 году. Федеральные законы должны публиковаться в течение семи дней после подписания их Президентом Российской Федерации и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не указан иной срок.

2. Федеральные законы издаются не только по предметам ведения Российской Федерации, но и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По этим предметам, в отличие от предметов исключительного ведения Российской Федерации, могут издаваться также законы и иные нормативные правовые акты ее субъектов. Акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральным законам, регулирующим вопросы данной сферы. В сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов закон Федерации обладает верховенством, имеет приоритет. Например, закон об образовании, принятый субъектом Федерации, должен соответствовать федеральным законам по этому вопросу; по вопросам трудового, семейного, жилищного права могут издаваться и федеральные законы, и акты субъектов Федерации, которые должны соответствовать федеральным законам.

3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, поскольку последние, будучи принятыми в особом порядке и по вопросам, имеющим принципиальное значение, обладают высшей юридической силой.

4. За исключением вопросов, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения России и ее субъектов, последние осуществляют «собственное правовое регулирование» (статья 76, часть четвертая). Слово «собственное» означает в данном случае, что субъекты Федерации по вопросам, отнесенным к предметам их ведения, издают свои законы и иные нормативные правовые акты самостоятельно, полностью регулируя по своему усмотрению отношения, вытекающие из предметов их ведения, а не только в развитие (с учетом местных условий) федерального закона, как это имеет место, когда субъекты тоже принимают «собственные» (т.е. местные) законы по вопросам совместного ведения.

5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 71 (исключительные полномочия Федерации), а также федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 72 (совместная компетенция). В случае такого противоречия действует федеральный закон, а закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации не должен применяться.

6. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации принят по вопросам, отнесенным к его ведению (остаточные полномочия), и если такой акт противоречит федеральным законам, то действует акт субъекта Федерации. В данном случае принцип верховенства федерального закона не действует, ибо эта сфера общественных отношений резервирована для собственного правового регулирования субъектами Федерации.

После принятия Конституции Российской Федерации был издан Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». В нем перечислены федеральные законы, которые «признаются недействующими и не подлежат применению органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами» полностью (например, законы о выборах народных депутатов, о Конституционном Суде, о порядке публикации законов) или частично (о государственных пенсиях, о собственности и др.).

.

  • 1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
  • 2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
  • 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
  • 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
  • 5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
  • 6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
  • 1. Предмет ведения Российской Федерации – сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией исключительно к компетенции Российской Федерации. Конституция устанавливает виды нормативных правовых актов федерального уровня в сфере, предусмотренной ст. 71 Конституции. Это федеральные конституционные законы и федеральные законы, причем федеральные конституционные законы могут приниматься только по предметам исключительного ведения Российской Федерации. Федеральные конституционные законы и федеральные законы по предметам ведения России являются базовыми для законотворческой деятельности субъектов РФ.

Субъекты РФ участвуют в законодательном процессе по предметам ведения России, реализуя свое право законодательной инициативы, инициирования пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок, право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции нормативных правовых актов, в том числе и по предметам исключительного ведения Российской Федерации.

  • 2. Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ – сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ. В ст. 72 Конституции установлены предметы совместного ведения, по которым могут издаваться федеральные законы, регулирующие общие принципы, основы общественных отношений. Законы субъектов РФ могут конкретизировать правовое регулирование с учетом особенностей субъекта РФ, а при отсутствии федерального нормативного правового акта урегулировать ту или иную сферу общественных отношений до принятия соответствующего федерального закона.
  • 3. Конституция устанавливает более высокую юридическую силу федеральных конституционных законов по отношению к федеральным законам, поскольку их принимают по наиболее важным, принципиальным вопросам государственной и общественной жизни, установленным Конституцией. Важностью регулируемых ими вопросов объясняется особый порядок принятия таких законов. Он установлен ст. 108 Конституции. Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции. В случае противоречия федерального закона федеральному конституционному закону применяется последний.
  • 4. Конституция устанавливает пределы законотворческой деятельности субъектов РФ. Собственное правовое регулирование они осуществляют только по предметам своего исключительного ведения. По этим вопросам они могут принимать законы субъектов РФ и подзаконные акты.

Конституция не относит к собственному правовому регулированию субъектов РФ принятие ими законов по вопросам совместного ведения, поскольку такие законы принимаются в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законодательством, а при отсутствии акта федерального уровня законы субъектов РФ могут быть приняты, но впоследствии должны быть приведены в соответствие с федеральным законом после принятия такового.

  • 5. Единство правовой системы, являющейся важным элементом конституционно-правового статуса России, предполагает согласованность всех действующих на территории РФ нормативных правовых актов, которые не должны противоречить друг другу. По вопросам исключительного ведения России субъекты не могут осуществлять правовое регулирование. По предметам совместного ведения в случае противоречия нормативного правового акта субъекта РФ федеральным актам применяются последние.
  • 6. Защищая интересы субъектов РФ, Конституция устанавливает приоритет нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых ими в пределах своей исключительной компетенции. Если нормативный правовой акт федерального уровня принимается по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъекта РФ, это означает, что органы государственной власти РФ вышли за пределы своих полномочий и вторглись в компетенцию субъекта. Такие законы не могут быть легитимными. Данная норма направлена на реализацию одного из принципов федеративного устройства Российской Федерации, установленных в ст. 5 Конституции, – разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в ее составе.

2 Законы федерального уровня. Законы субъектов Российской Федерации

Законы о разновидностях могут выть ассигнованные по различным причинам. Законы в Российской Федерации разделены на две группы: законы прошли на федеральном уровне и законах Российской Федерации.

Регулированием исключительно согласно закону, принятому на федеральном уровне, включают следующие вопросы:

— Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, методов защиты, юридической ответственности и других принудительных мер против граждан;

— Общие вопросы федеральных отношений в Российской Федерации, процедуре выборов президента Российской Федерации и Государственной думы, Муниципального формирования Федерации, их правового статуса;

— Процедура ратификации и обвинения международных соглашений относительно Российской Федерации;

— Правовая основа для экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;

— Правовой статус СМИ, процедуры формирования и расходов федерального бюджета;

— Федеральные налоги;

— Общие вопросы национальной безопасности;

— Процедура представления чрезвычайного положения и военного положения;

— Уголовная ответственность и уголовное судопроизводство, заказ выполнения уголовных наказаний;

— Судебная власть, наблюдение прокурора, профессия юриста.

Может быть отрегулирован законом и другими проблемами, если они в соответствии с российской конституцией, законы должны быть отрегулированы законом.

Федеральные законы не идентичны в содержании, объеме и предметах правового регулирования, отношения с другими инструкциями.

В системе нормативных юридических актов любой конституции штата занимает специальное место. Особенность конституции — то, что это — фиксированный баланс интересов общества, сформулировал основные условия, которые должны служить консолидацией общества. Конституция — акт, у которого есть самый высокий орган правовой защиты и регулирующее основание для организации государства и общества, а также отношений между государством и фондами гражданина. У конституции есть учредительный характер. Это — ее собственность, показан в факте, что его условия действуют как основной принцип, решают, что содержание — все другие инструкции государства.

Конституция особенностей предопределена фактом, что она создает специальный предмет — люди, кто в демократическом государстве единственный источник власти и предъявитель суверенитета. То, что люди имеют право принять конституцию и ею, чтобы основать фонды социальной и политической системы, которую он выбирает.

В дополнение к юридическому лицу имеет конституцию и социо — политическая единица. Это проявлено в факте что конституция демократического государства — результат социального компромисса. Это отражает социальное согласие представителей различных политических интересов. Эта собственность, не разделенная другими инструкциями. Косвенно, это затрагивает менее требовательный и слова и является частью акта. Он имеет определенный пафос и несет эмоциональное бремя, которое запрещено для других инструкций.

У конституции есть политическое содержание. Это фиксировало форму правления, систему государственных органов, основы отношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Предполагается, что термин «конституция» получен из латинского слова «constitutio» — «устанавливают», «устанавливают». Конституция возникли в конце ХVIII в. Первая конституция действия до настоящего времени, появился в 1787 в Соединенных Штатах. В 90-е годы XIII века конституция была принята во Франции (в 1791 и 1793.) И Польша (1793). Сегодня, у большинства стран есть конституция.

Конституция — специальный акт в правовой системе государства. У нее есть высший орган правовой защиты и организация нормативной базы государства и общество, а также отношения между государством и гражданином.

У конституции есть учредительный характер, который проявляется в факте, что она служит, основной принцип его условий фонд, основание для всех правовых норм страны, а также создает систему государственных органов.

Фундаментальная юридическая конституция — собственность своего правила в системных инструкциях. Это означает, что любой юридический акт должен соответствовать конституции. Конституция должна гарантировать целостность, единство и последовательность целой системы юридических действий.

У конституции есть специальный предмет правового регулирования — самые важные связи с общественностью. Это основывает основные учреждения государства, статуса гражданства и таким образом затрагивает все содержание законодательства. Конституция устанавливает систему юридических действий, определенных их предметом и решением.

Керимов Д.А. отметил следующие особенности Основного закона: : «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР».

Конституция — основной закон государства

Таким образом, в соответствии с конституцией в любой стране, чтобы понять основной закон государства, у которого есть самая высокая юридическая сила и регулирование самых важных связей с общественностью: объем прав и свободы людей, общества и государственного аппарата, механизма государственных органов и местных властей. законодательный акт регулирование общественный

Первая конституция была принята в России в 1918. Тогда — в 1925, 1937 и 1978. Несмотря на многие отличительные моменты, они имели много общего, в то время как проистек из тезиса превосходства социализма как социальная система, обеспеченный приоритет государственной собственности, планируя и отрегулировал экономику, систему советов представителей людей, и основанный на принципе демократического централизма. Текущая конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 голосами избирателей (референдум).

Российская конституция, и в форме и в содержании, существенно отличается от его предшественников. Так, приоритет прав человека и свобод, как основной принцип закона, выраженного в факте, что соответствующая глава в тексте конституции предыдущей главы по государственным органам.

Это схематическое представление, предпринятое нами, чтобы воссоздать системы, законы, в то время как многие из них не затрагивают гражданские и юридические отношения.

Мы рассматриваем следующие федеральные законы: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, фонды, федеральные законы по ратификации международных соглашений.

Закон Российской Федерации по поправкам к конституции Российской Федерации — является специальным актом наличия и независимые и процедурные различия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации». Отметим особенно процедуру принятия акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенность этого закона — процедура своих субъектов Российской Федерации одобрения. Принятая поправка должна быть внесена ?? в текст конституции президента России. Президент Российской Федерации в течение одного месяца с даты вступления в силу поправки закона несет официальную публикацию конституции Российской Федерации с, как исправлено, а также дата вступления в силу поправок.

Такие законы все же. Мы отмечаем только, что проблема исправления конституции Российской Федерации среди тех, кто не теряет их уместность. Интерес к ним не постоянный, но пик политической деятельности часто происходит и дискуссии всплеска о тексте изменений основного закона. Мы отмечаем только, что сделанный ?? условий, чтобы исправить конституцию еще не затронул, отвергают формы регулирования гражданских отношений.

Рассмотрите федеральные конституционные законы. Эти законы существуют, чтобы управлять самыми важными связями с общественностью, явно упомянутыми в конституции России. Значительная группа федеральных конституционных законов составляет действия на статусе самых важных государственных учреждений и тел. Это законы правительства, комиссара для Прав человека, на Конституционном суде Российской Федерации и некоторых других. Другой вид конституционного права регулирует государственный правовой статус. Например, закон по условиям и процедура наложения чрезвычайной ситуации и vennogo ситуации в Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменить состав Российской Федерации, которой управляет принятие новых предметов Федерации и других проблем федерального строительства.

Федеральные конституционные законы в соответствии со Статьей 76 российской конституции имеют приоритет по федеральным законам.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства. Поскольку принятие должно потребовать большинства не меньше, чем три четверти членов Совета Федерации и по крайней мере двух третей общего количества представителей Государственной думы. Сегодня действует целый ряд федеральных конституционных законов, например, “О судебной системе Российской Федерации” от 31.12 96 № 1,“О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94 № 1 и другие.

Страшун говорит о том, какие проблемы могут быть отрегулированы федеральными конституционными законами, «значительная часть адвокатов чувствовала склонность, чтобы интерпретировать конституцию Части 1 ст.108 Конституции, которая исключает возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не включенным в статью, непосредственно обеспечивающую соответствующее регулирование. «Правильной представляется позиция, согласно которой по конституционным вопросам, вошедшим в приведенный перечень, Федеральное Собрание обязано принимать федеральные конституционные законы, а по остальным вопросам может это делать, если считает, что они имеют конституционный характер».

Федеральные конституционные законы не применяются непосредственно к формам гражданских прав, но они оказывают косвенное влияние. Например, использование федеральных конституционных законов отрегулировали организацию и функционирование судебной власти, которая может услышать гражданские споры в экономической сфере.

Самая многочисленная группа состоит из федеральных законов.

Федеральные законы регулируют вопросы статуса государственных органов, объединений граждан, категорий населения, демократических институтов. Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации».

Значительно число тематических федеральных законов, посвященных регулированию отдельных сфер государственной и общественной жизни, тех или иных видов деятельности. Например, Федеральный закон «О порядке внесения поправок к Конституции Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В системе федеральных законов выделяют отдельные разновидности. Так, по порядку разработки и месту в правовой системе выделяют законы текущие и кодифицированные (кодексы).

Федеральные законы по ратификации и обвинению международных соглашений относительно Российской Федерации должны быть приняты в соответствии со Статьей 106 конституции России. Эти законы отличаются своим наименованием и процедурой принятия. Посредством принятия этих законов они включены во внутреннюю правовую систему. Тексты международных соглашений в форме законов изданы в Бюллетене Международных договоров. В соответствии с параграфом 4 Статьи 15 российской конституции, ратифицированные международные соглашения имеют приоритет по внутригосударственному праву. Таким образом документ, который должен сформировать федеральный закон, имеет приоритет по другим федеральным законам.

Возможность этого вида закона для регулирования гражданских отношений чрезвычайно высока. Международные соглашения относительно Российской Федерации, выступление конфедерации затрагивает внутренние гражданские отношения.

Закон субъекта Российской Федерации — нормативный акт приняый законодательную (представительную) организацию Российской Федерации в соответствии с конституцией и федеральными законами, конституцией или уставом Российской Федерации и главными регулирующими проблемами государства, экономического и социального развития под юрисдикцией Федерации и совместно управлял. Эти виды действий должны выполнить федеральные законы в этой области. Например, на федеральном уровне, Федеральный закон «По Общим принципам Местного Самоуправления в Российской Федерации». Согласно закону и в соответствии с ним большая часть Федерации приняла их действия, в частности закон Рязанской области «О местном самоуправлении в Рязанской области». Основная сфера регулирования данных актов — предметы ведения субъектов Федерации и, соответственно, они не могут регулировать гражданские правоотношения.

30. Законодательство рф. Виды законов.

Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1) закон – это нормативно-правовой акт;

2) обладает высшей юридической силой.

3) особый порядок принятия – парламентским путем или путем референдума

4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

— Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя.

— Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

— кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

— текущее законодательство.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на

постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ «О федеральном бюджете РФ на 1999 год».);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на

— федеральные

— субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на

— общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

— специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

31. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ.

Подзаконные правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. 3.Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции, указания) принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Роспотребнадзором и т.д. В настоящее время акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, до вступления в силу должны обязательно пройти процедуру регистрации в Минюсте РФ (если не пройдут, то не вступят в силу и не могут применяться к регулируемым ими отношениям).

4.локальные (внутриорганизационные) подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями в пределах своей компетенции для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Проблемы.

Подзаконные правовые акты не должны противоречить закону. Раз уж они издаются в его (закона) развитие, то их положения должны соответствовать нормам закона и не вступать в противоречие с ними.

Проблема субъекта издания подзаконного правового акта заключается в том, что в случае, если акт будет признан не соответствующим закону, то неизбежны неблагоприятные последствия его применения: отмена решений субъекта, состоявшихся на основании такого акта, возмещение вреда и т.п. (вопрос соответствия входит в компетенцию, в частности, прокуратуры, суда. Если обнаружено несоответствие, то запускается механизм оспаривания нормативных правовых актов).

Также, можно говорить о проблеме толкования законов. К сожалению, некоторые нормы законов толкуются двояко и соблюдение одного из толкований исключает соблюдение другого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *