Экономическая формация

Лаос

Лаос — государство в Юго-Восточной Азии. На севере граничит с Китаем и Вьетнамом, на востоке — с Вьетнамом, на юге — с Камбоджей, на западе — с Таиландом, на северо-западе — с Мьянмой. Лаос является единственным государством в Юго-Восточной Азии, которое не имеет выхода к морю.

Название страны происходит от этнонима народа — лао.

Официальное название: Лаосская Народно-Демократическая Республика

Столица: Вьентьян

Площадь территории: 236,8 тыс. кв. км

Общее население: 6,2 млн. чел.

Административное деление: 16 провинций (кхуэнгов).

Форма правления: Республика.

Глава государства: Президент.

Состав населения: 70% — лаосцы, Также в стране проживают тайцы (до 20%), вьетнамцы, китайцы и другие народы.

Государственный язык: лаосский. Отдельные народности и племена разговаривают на диалектах лаосского, близких к тайскому языку. Также употребляются английский, французский и вьетнамский.

Религия: 60% населения исповедуют буддизм; 1,5% жителей – христиане.

Интернет-домен: .la

Напряжение в электросети: ~230 В, 50 Гц

Телефонный код страны: +856

Климат

Субэкваториальный муссонный. Средняя температура января колеблется от +15 С до +23 С, июля — от +28 С до +30 С. Различаются три сезона: жаркий влажный (май-октябрь), сухой прохладный (ноябрь-январь, средняя температура от +23 до 25 С) и сухой жаркий (февраль-апрель, средняя температура от +32 до 34 С). Температурный режим заметно изменяется в зависимости от высоты места.

В долине Меконга в марте-апреле температура воздуха колеблется возле отметки в +38 C, в то время как на близлежащих горных склонах не превышает +22 С. В течение дождливого сезона дневная температура составляет, в среднем, около +29 C в низменных районах, и около +24 C в горах (зафиксированы случаи понижения температуры до -4 С), при этом в северных районах она может опускаться до +9 С.

Осадков выпадает до 3000 мм в год, причем довольно дифференцировано — на восточных склонах гор фиксируется до 3500 мм дождя, в то время как северные и западные склоны заметно суше — обычно здесь выпадает не более 700 мм осадков в год. Влажность воздуха составляет 70-80% в сухой сезон и 75-90% — в дождливый (с мая по октябрь).

География

Лаос относится к странам Юго-Восточной Азии. Он расположен на полуострове Индокитай и занимает территорию 236,8 км2. Протяженность Лаоса с севера на юг составляет 1700 км, с запада на восток — 500 км в самой широкой части и 140 км в самой узкой.

Страна граничит с Китаем на севере, с Вьетнамом на северо-востоке и востоке, с Камбоджей на юге, с Тайландом на западе, с Мьянмой на северо-западе. Лаос — преимущественно горная страна со средневысотными хребтами и плато.

На севере преобладают горы с высотами 1500 — 2000 м. В центральной части Лаоса расположено плато Сиангкхуанг высотой около 1200 м, к югу от которого поднимается самая высокая гора страны Биа (2819 м). На юго-востоке находятся горы Чыонгшон, которые сменяются невысокими плато, уступами обрывающимися к широкой долине Меконга. На крайнем юге страны находится обширное базальтовое плато Болавен со средними высотами до 1200 м.

Главной рекой страны является Меконг, по которой проходит большая часть ее границы с Тайландом. Протяженность Меконга на территории Лаоса составляет 1850 км. Большинство остальных рек относится к бассейну Меконга. Наиболее крупные из них — Тха, У, Лик, Нгум, Бангфай, Бангхианг, Дон, Конг, Тхэн. Реки являются основным средством сообщения, однако судоходство на многих из них ограничено из-за многочисленных порогов и водопадов. Меконг судоходен на протяжении 500 км от Вьентьяна до Саваннакхета, где ширина реки достигает 1,5 км.

Растительный и животный мир

Растительный мир

На севере распространены вечнозеленые влажные субтропические леса с большим участием магнолий, лавров, лиан, папоротников. Выше 1500 м они сменяются смешанными хвойно-широколиственными лесами с дубом, сосной, каштаном. На плато центрального и южного Лаоса доминируют светлые муссонные листопадные леса с тиком, шореей, диптерокарпусом, лагерстремией, зарослями бамбука.

Долины южного Лаоса и склоны гор Чыонгшон поросли вечнозелеными влажными тропическими лесами, в которых доминируют диптерокарповые (яны, такьян и др.), пальмы, плодовые деревья, бамбук, древовидные папоротники. Буйно растут лианы.

Наиболее ценные древесные породы Лаоса – розовое, черное, сандаловое и железное деревья, тик. В лесах встречаются также дикорастущие бананы, хлебное дерево, дуриан и другие растения, которые лаосцы включают в пищевой рацион.

Местами в районах недостаточного увлажнения распространены высокотравные саванны.

Животный мир

Сохранились довольно значительные стада диких индийских слонов. В лесах водятся обезьяны (гиббоны, макаки и др.) и полуобезьяны, из хищников – тигр, леопард, мраморная пантера, малайский и белогрудый медведи. Местами встречаются пальмовая куница и болотная рысь. Из копытных широко распространены быки (бантенг и гаял), буйволы, олени, кабаны, из пресмыкающихся – ящерицы, кобры, питоны и другие змеи.

Много птиц, из них наиболее яркие представители – попугаи, павлины, фазаны, а также голуби, утки и др.

Достопримечательности

Лаос в древности был известен как «Ланг Санг», что означает «Королевство миллиона слонов». Это название было дано стране королем Фа Нгумом после повторного объединения страны в 1353 г нашей эры. С тех пор эта загадочная страна, доступ на территорию которой был сильно затруднен до конца XX века, приобрела ауру самого необычного государства в Юго-Восточной Азии.

Множество древних храмов, богатая культура, большое разнообразие народов и этнических групп, огромные массивы тропических лесов, населенные миллионами экзотических обитателей, живописный горный ландшафт — вот основные достопримечательности страны.

Банки и валюта

Кип (LAK), номинально равный 100 центам. В обращении находятся банкноты номиналом в 5000, 2000, 1000, 500 и 100 кип.

Монет в обращении нет. Кип — единственная юридически законная валюта страны, но тайский бат и доллары США принимаются к оплате повсеместно, особенно — в городах. Наиболее разумно использовать кип для дешевых покупок, бат — для товаров средней ценовой группы и для оплаты транспортных услуг внутри страны, а доллары США — для дорогих приобретений.

Банки работают с понедельника по пятницу с 08.00 до 12.00, и с 13.30 до 17.30.

Валюту можно обменять в обменных пунктах, в аэропорту и в банках, но многие банки работают только с долларами США или тайскими батами. В банковских обменных пунктах курс обычно несколько более выгодный, чем в уличных точках. Еще более выгодный курс обмена обычно можно найти в обменных пунктах на рынках и в торговых районах, но в этом случае велик риск мошенничества.

Кредитные карты ведущих международных систем принимают к оплате в крупных банках, в столичных ресторанах, гостиницах и магазинах. В провинции воспользоваться ими практически невозможно. Трэвел-чеки можно обналичить только в офисах международных банков. Чтобы избежать дополнительных расходов на колебания обменного курса, рекомендуется брать с собой чеки в долларах США или батах Таиланда.

Следует иметь в виду, что кип — неконвертируемая валюта, и обменять её за пределами страны практически невозможно.

Полезная информация для туристов

В древней столице Лаоса Луангпрабанге находится холм Пу Си, который увенчан шедевром лаосской буддийской архитектуры — пагодой Тат Чомси. Со стороны Меконга на холм ведет узкая каменная лестница. Здесь туристы и горожане приносят пожертвования и излагают свои просьбы перед статуей Будды, сидящей в тени священного дерева чампа.

Общественно-экономическая формация

Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений.

Общественно-экономические формации у Маркса

Карл Маркс не постулировал, что вопрос общественно-экономических формаций окончательно решён и выделял в разных трудах разные формации. В предисловии к «К критике политической экономии» (1859) Маркс назвал «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы:

  • Азиатский;
  • Античный;
  • Феодальный;
  • Капиталистический.

В. П. Илюшечкин в постсоветский период отмечал, что с одной стороны Маркс действительно вслед за Гегелем и Сен-Симоном определял способы производства и формации по форме собственности, но с другой стороны он определил капиталистический способ производства по ступени развития производительных сил общества и соответствующему этой ступени историческому типу экономических производственных отношений — как диалектическое единство машинной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счёте прибавочно-стоимостного типа экономически производственных отношений. «Трудно сказать, — отмечал Илюшечкин, — чем он руководствовался, допуская такую несуразность».

В своих поздних работах Маркс рассматривал три «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский», однако в официально признанную пятичленную схему периодизации истории «германский» способ производства не попал.

Пятичленная схема («пятичленка»)

Хотя завершённой теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний стало основанием для советских историков (В. В. Струве и прочие), сделать вывод, что он выделял пять формаций в соответствии с господствующими производственными отношениями и формами собственности:

  • первобытно-общинную;
  • рабовладельческую;
  • феодальную;
  • капиталистическую;
  • коммунистическую.

Эта концепция была сформулирована в популярном произведении Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и после канонизации работы И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938) начала безраздельно господствовать среди советских историков.

Согласно БСЭ в результате роста уровня производительных сил и борьбы антагонистических классов развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации.

Первобытно-общинный строй

Основная статья: Первобытное общество

Также называемый как первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus) — уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет даже самой возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение невозможно. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

Рабовладельческий строй

Основная статья: Рабовладение

Марксистская традиция именует формации согласно наиболее прогрессивному классу. Поэтому рабовладельческий способ производства называется не рабским, а рабовладельческим (нем. Sklavenhaltergesellschaft). При рабовладении уже существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду является насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.

Народы Средней, Северной и Восточной Европы (германцы, славяне и другие), средневековые государства тропической Африки (Нубия, Сеннар, Эфиопия и другие) миновали рабовладельческий строй, перейдя непосредственно от первобытно-общинного строя к феодализму.

Феодализм

Основная статья: Феодализм

В обществе выделяются класс феодалов — собственников земли — и класс зависимых от них крестьян, находящихся в личной зависимости. Производство, главным образом, сельскохозяйственное, ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется сословной социальной структурой. Основным механизмом, побуждающим к труду является крепостное право, экономическое принуждение.

Капитализм

Основная статья: Капитализм

Также называемый товарным способом производства. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов (буржуазия), — владельцев средств производства, — и той части рабочего класса, которая не владеет средствами производства и работает на капиталистов по найму (пролетариат). Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

Общественно-экономическая формация развивается, проходя разные стадии. С середины XVI века начался мануфактурный период капитализма, длившийся в Западной Европе до последней трети XVIII века. В результате индустриальной революции начался машинный период капитализма. Капитализм свободной конкуренции с течением времени перерос в монополистический капитализм — империализм.

Коммунизм

Основная статья: Коммунизм

Коммунистическая формация в своём развитии проходит фазу социализма и фазу полного коммунизма.

Социализм

В пятичленной формационной схеме социализм рассматривался в качестве первой фазы высшей — коммунистической — общественной формации.

Вот это коммунистическое общество, которое только что вышло на свет божий из недр капитализма, которое носит во всех отношениях отпечаток старого общества, Маркс и называет «первой» или низшей фазой коммунистического общества.

Отсталые страны могут перейти к социализму минуя капитализм в ходе некапиталистического пути развития.

В развитии социализма выделяют переходный период, социализм, построенный в основном, развитой социализм.

Маркс и Энгельс не отводили социализму место отдельной общественно-экономической формации. Сами термины «социализм» и «коммунизм» являлись синонимами и обозначали общество, следующее после капитализма.

Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло.

Полный коммунизм

Полный коммунизм — это «обратное присвоение, отвоевание» человеком своей предметной сущности, противостоящей ему в форме капитала, и «начало подлинной истории человечества».

…после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидуумов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, — лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям».

Дискуссии об общественно-экономических формациях в СССР

Азиатский способ производства

Основная статья: Азиатский способ производства

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не являлось общепризнанным и было темой дискуссий на всём протяжении существования исторического материализма в СССР. В работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

Среди ранних ступеней классового общества ряд учёных выделяет, опираясь на некоторые высказывания Маркса и Энгельса, кроме рабовладельческого и феодального способов производства, особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Однако вопрос о существовании такого способа производства вызвал дискуссию в философской и исторической литературе и до сих пор не получил однозначного решения.

— Г. Е. Глезерман, Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с. 420

На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности и имущественного неравенства. Стал возможным и производительно более выгодным переход к рабовладению. Управленческий аппарат приобретает всё более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Четырёхчленная схема

В 1974 году Ю. М. Кобищанов предложил вместо рабовладения и феодализма «большую феодальную формацию».

Советский историк-марксист В. П. Илюшечкин в 1986 году предложил, исходя из логики Маркса, выделять не пять, а четыре формации (феодальную и рабовладельческую формации он отнёс к одной сословно-классовой, как таковой, где ручному труду соответствовал потребительско-стоимостный тип производственных отношений). Илюшечкин считал, что в рамках докапиталистической политэкономии можно говорить лишь об единой докапиталистической формации, для которой был характерен докапиталистический способ производства.

Теория на современном этапе

По утверждению историка Н. Н. Крадина, теория общественно-экономических формаций с 1990-х годов находится в состоянии кризиса: «К середине 1990-х гг. можно говорить о научной смерти пятичленной схемы формаций. Даже её главные защитники в последние десятилетия XX в. признали её несостоятельность. В. Н. Никифоров в октябре 1990 г., незадолго до своей кончины, на конференции, посвященной особенностям исторического развития Востока, публично признался, что четырёхстадийные концепции Ю. М. Кобищанова или В. П. Илюшечкина более адекватно отражают ход исторического процесса».

> См. также

  • Экономический уклад

Примечания

  1. Илюшечкин, 1996, с. 98.
  2. Илюшечкин, 1996, с. 100.
  3. 1 2 Илюшечкин, 1996, с. 111.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., М., 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462-469, 491
  5. 1 2 3 Крадин, 2008.
  6. Захаров А. Марксизм: утопия и наука
  7. Большая Советская Энциклопедия, 2-е изд., т. 30, с 420
  8. Рабовладельческий строй // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 415.
  9. Мануфактура // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — Т. 2. — С. 382—383.
  10. 1 2 3 Общественно-экономическая формация // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 146—149.
  11. Новая философская энциклопедия РАН. Статья «Социализм». К. С. Гаджиев.
  12. Некапиталистический путь развития // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. — М. : Советская энциклопедия, 1979. — Т. 3. — С. 73—75.
  13. Маркс К. Критика Готской программы

Литература

  • Андерсон П. Переходы от античности к феодализму. — М.: Территория будущего, 2007. — 288 с.
  • Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества (история и проблемы). — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 406 с. — 700 экз.
  • Крадин Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов. // История и Математика: Модели и теории / Отв. ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. — М.: ЛКИ/URSS, 2008. — С. 166-200. — ISBN 978-5-382-00950-6.
  • Семёнов Ю. И. Теория общественно-экономических формаций и всемирная история // Общественно-экономические формации. Проблемы теории. — М., 1978. — С. 55-89.
  • Семёнов Ю. И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность. — 1998.
  • Семёнов Ю. И. Производство общества // Социальная философия. Курс лекций. Учебник / Под ред. И. А. Гобозова. — М.: Издатель Савин С. А., 2003. — С. 147-160.

7. Общественно-экономическая формация и ее виды

Общественно-экономическая формация — центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: «…общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития.

Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин «формация» был заимствован Марксом из геологии.

Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

Основное внимание Маркс уделил «экономической» формации, а в ее рамках — буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим («базису»), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе — коммунизму.

Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой «пятичленки» была осуществлена Сталиным в «Кратком курсе истории ВКП (б)». Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие.

В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис — надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли.

Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому.

Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы.

Виды общественно-экономических формаций:

1. Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность — только коллективная.

2. Азиатский способ производства (другие названия — политарное общество, государственно-общинный строй). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением.

Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

3. Рабовладение. Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

4. Феодализм. В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

5. Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту).

Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

6. Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение.

При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления.

В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм, при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого — по способности, каждому — по труду».

Развитие взглядов Карла Маркса на исторические формации

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая».

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», — Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства».

Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *