Драки в школе

Драка в школе: ответственность учителя

Ученики в любом возрасте могут вступать в конфликты — некоторые из них заканчиваются дракой. Разбираемся, что должен делать учитель, если на уроке или перемене подрались школьники, кто несет ответственность за драку вне школы и как могут помочь родители.

Кто несет ответственность за драки в школе и вне школы?

За все происшедшее в школе несут ответственность учителя и директор. Когда драка произошла в классе, так или иначе виноват учитель. Если на перемене, ответственность лежит на дежурном учителе или администраторе.

За драки вне школы учитель и администрация несут ответственность в двух случаях: если все произошло на выезде и если ребенок стоял на внутришкольном учете. В первом случае у учителя спросят, почему ученик подрался, особенно если он должен был ехать на экскурсию, а находился в другом месте. Во втором случае спросят с психолога и социального педагога, которые должны быть тщательнее отслеживать контакты школьников.

Согласно законам РФ за ребенка до 14 лет несут ответственность родители, в том числе административную. С 14 лет ребенок частично отвечает сам — по крайней мере, в плане административной и уголовной ответственности.

Чем драки грозят ученику?

Если обучающемуся нет 14 лет, то отвечать будут его родители. При этом родители несут только материальную ответственность, то есть могут заплатить штраф.

К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Это уже преступление.

С 14 лет ребенок несет как административную, так и уголовную ответственность. С него могут взыскать штраф, отчисления, если у него есть собственный источник доходов. На него могут завести уголовное дело за причинение вреда здоровью средней тяжести, тяжкие телесные повреждения и убийство. Тяжесть физического ущерба оценивают эксперты. Как правило, при вреде от побоев средней тяжести пострадавший должен провести в больнице не менее трех недель. К тяжким телесным повреждениям относят опасность для жизни, потерю слуха или зрения, прерывание беременности, обезображивание лица. Когда ребенку исполняется 16 лет, он может нести уголовную ответственность за хулиганство и побои. Отягчающим обстоятельством для ученика будет драка в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и умышленные действия.

Зачинщику в первый раз грозит взыскание от администрации школы. Если взыскание будет повторным, дело выносят на обсуждение родительского комитета, представительства учеников. Школа может отчислить ученика старше 15 лет за неоднократное нарушение дисциплины и правопорядка при согласии этих представительных органов.

Чем драки учеников грозят учителю?

Если учитель был в классе, то скорее всего видел зарождающийся конфликт несовершеннолетних и мог его предотвратить. Поэтому ему грозит взыскание со стороны администрации, а директору — штраф. Но если учитель и директор докажут, что их вины нет, то не грозит ничего. Доказательства потребуются, когда школьники или родители подадут заявление о драке в полицию.

За драку несовершеннолетних детей вне школы сложно привлечь к ответственности учителя и директора. Если ученик состоял на внутришкольном учете или на учете КДН, то состоится диалог между администрацией и КДН. Как он пройдет, зависит от всех обстоятельств и поведения ученика, бывает очень по-разному.

Драка в классе: что делать?

Что делать. Редко, но школьники и школьницы могут подраться прямо на уроке или на перемене в присутствии учителя. Учитель должен разнять дерущихся и при этом не причинить вреда никому из них. Лучше всего развести их в разные стороны. Еще лучше, если в этом не будут участвовать другие ученики. Когда учитель понимает, что его сил не хватает, нужно отправить любого ученика за помощью в ближайший кабинет.

Куда сообщать. Директору образовательного учреждения или его заместителям.

Они принимают решение — сообщать ли в полицию, скорую. Обычно, если нет следов побоев, все чувствуют себя хорошо, то в полицию не сообщают. Но когда драка между конкретными учениками произошла не в первый раз, то стоит вызвать полицию вне зависимости от тяжести повреждений и характера причинения вреда. Важно понимать, что снимать побои фельдер не имеет права, только врачи скорой.

Обязательно сообщить родителям и вызвать их в школу. Тут задача учителя — не допустить конфликта между обеспокоенными родителями учеников. Также стоит поставить в известность психолога и ответственного за школьную службу примирения. Они должны запустить процесс примирения участников конфликта.

Если есть необходимость, нужно поставить в известность комиссию по делам несовершеннолетних. Как правило, учитель может оценить мотивы дерущихся, определить виновного. Если первоклассники не поделили яблоко, не сдержали эмоций и подрались (но не причинили вред), достаточно вмешательства школьного психолога. Не обязательно ставить ребят на внутришкольный учет и тем более сообщать КДН. Но когда причина драки серьезная или «преступление» происходит не в первый раз, важно уведомить КДН.

Как предотвратить. Изначально просто понимать, чем живут дети. Когда учитель уделяет время ученикам, то у него больше шансов увидеть зарождающиеся конфликты: засечь приближающуюся ссору или начинающуюся травлю. Конечно, вряд ли помогут морализаторские беседы, но помогут тренинги. Их может проводить психолог или научить простым техникам педагога. На тренингах ребята смогут научиться работать с гневом, выходить из конфликта без драки, игнорировать обидчика, безопасно проживать эмоции.

Драка на территории школы: что делать?

Что делать. Если ученики дерутся на перемене, это должен заметить дежурный учитель или дежурный администратор. Его задача — сразу разнимать дерущихся и не допустить, чтобы в драку включилось больше детей. Если учителю о школьной драке сообщили другие ученики, он должен незамедлительно прийти на место и разнимать дерущихся (только аккуратно, чтобы ему самому не причинили вред, случайно).

Если всё происходит на крыльце, во дворе или в фойе школы, должен вмешаться охранник. Посторонних людей задерживать нельзя, но нужно вызвать полицию.

Куда сообщать. Поставить в известность администрацию школы и родителей. При необходимости вызвать скорую помощь и оповестить комиссию по делам несовершеннолетних. Если конфликт не привел к серьезным последствиям, не причинил вреда здоровью, то достаточно оповестить психолога и ответственного за школьную службу примирения. При тяжелых последствиях или участии в конфликте кто-то кроме обучающихся вызывайте полицию.

Как предотвратить. Главный способ — создать благоприятную атмосферу в школе. Во многом это работа службы примирения образовательного учреждения: их функционал — гасить начавшиеся конфликты и создавать благоприятную атмосферу. Однако без помощи учителя вряд ли что-то выйдет: он с детьми больше времени проводит, его модель поведения прежде всего считывают дети. Ученики не роботы: им нужна разрядка. Хорошо бы научить их достигать разрядки без драки.

Драка вне школы: что делать?

Что делать. Самое главное для учителя — узнать об этой драке. Лучше от других учеников, чем от полиции. Это не значит, что нужно создавать сеть осведомителей и знать в лицо всех хулиганов. При доверительном общении ученики не расскажут сплетни, а поделятся тем, что их задевает. Иногда из разговора можно понять, что произошло что-то важное и опасное вне школы. А еще важно рассказывать детям про УК РФ и те последствия, которыми грозит драка.

Куда сообщать. Все зависит от того, откуда поступил сигнал. Если учитель узнал о драке от учеников, то стоит сообщить директору, родителям, КДН и в полицию. Если сигнал пришел от КДН или полиции, то скорее всего они сообщат родителям сами. Школа должна не уходить от разговора с родителями: провести его максимально быстро и безопасно.

Как предотвратить. Прививать культуру общения. Скорее всего, ученики привыкшие к доброжелательной атмосфере в школе, не будут идти на конфликты во внешнем мире. Но их нужно учить навыкам безопасности — тщательно выбирать знакомых для прогулки, не соглашаться на рискованные предложения, не злоупотреблять алкоголем, а лучше не употреблять его вообще.

Вся правда про драки в советских школах

Сейчас принято либо идеализировать, либо демонизировать школьные взаимоотношения в Советском Союзе. Кто-то со словами «спасибо партии за это» вспоминает счастливое детство, кто-то рассказывает о жестоких массовых побоищах между территориальными бандами. И те, и другие говорят правду.

По сути дела, существовали два параллельных сообщества, в каждом из которых имелись свои правила. Советские криминалисты считали, что законы, по которым жил уличный подростковый мир, писались еще в послереволюционной беспризорной среде. Именно поэтому «трудные подростки» дрались жестоко, стараясь травмировать соперника. В то же время кулачные стычки в школьных классах регулировались иными правилами, прежде всего «не покалечь» или «не бей лежачего». Об этом и поговорим, опираясь на воспоминания учеников из 70-х и 80-х годов прошлого века.

Первый раз в четвертом классе

Если в послевоенное время дети чаще всего воспитывались матерями-одиночками или в интернатах, то в 70-х и 80-х годах сирот было мало. Более того, все больше мальчиков и девочек воспитывалось в интеллигентных семьях. По общему мнению советских учителей, в начальной школе дети вели себя вполне дружелюбно. Первые синяки, ссадины и разбитые носы наблюдались только в четвертом классе. Но на вопрос, кто побил, старались не отвечать.

«Зачинщиками таких драк, как правило, были мальчуганы из многодетных семей, — рассказывает бывшая учительница Анна Ивановна Краснова. — Дома их поколачивали старшие братья, так что наглядный опыт, как ударить, у них уже был».

До первых слез

Конфликты среди детей в четвертом классе являли собой своеобразную форму социализации. Таким образом мальчишки, как будущие мужчины, утверждали место в своем маленьком мире. «Драки могли вспыхнуть и в классе, но обычно сходились подальше от взрослых глаз, на школьном дворе за туалетом, — вспоминает 55-летний Юрий Некрасов. — Вокруг драчунов собирались любопытные. Вначале пацаны двумя руками пихали друг друга в плечи со словами «нарываешься» или что-то в этом роде. Потом один захватывал шею другого, и оба валились на землю. При этом старались ткнуть соперника кулачком в нос». Проигрывал тот, кто первый начинал плакать.

Боксеры против самбистов

В пятом классе большинство троечников, да и хорошистов, считали, что правильно драться важнее, чем учеба. Одни шли на ринг, другие — в секции борцов. Интересно, что в школах спортсмены выясняли отношения редко, выплескивая, очевидно, свою агрессию на спортивных занятиях. Кстати, педагоги отмечали, что спорт положительно сказывался и на оценках.

К тринадцати годам мальчишки уже знали свое место в иерархии одноклассников, поэтому все чаще конфликты случались с учениками из других классов. В любом случае отличников старались не бить. Нельзя было поднимать руку и на разнимающих. В старших классах уже дрались не до первой крови, а до очевидной победы. Если же о таких стычках становилось известно учителям, вызывали родителей, а то и инспектора по делам несовершеннолетних. Впрочем, не все педагоги пресекали драки на корню.

«Драться — можно, калечить — нельзя»

Как правило, за порядком в школе следил военрук, отставной военный, в звании не ниже майора. В круг его обязанностей входило не только обучение военному делу, но и формирование школьного миропорядка. «Мы называли его дедом, — рассказывает выпускник из 70-х Игорь Смирнов. — Он говорил, что драться надо уметь. За девушку постоять, да и вообще — вдруг завтра война. Однажды я был свидетелем, когда он влепил оплеуху самому злостному хулигану нашей школы за то, что тот бил своего одноклассника головой об стену. Военрук завел драчуна в класс на беседу, после чего парень вышел с опухшими ушами. Позднее я узнал, что «дед» надавал ему тумаков со словами: «Драться — можно, калечить — нельзя»».

А-ля карате-до

В конце 70-х и начале 80-х в школьных драках стали применять удары ногами в стиле карате-до. Произошло это благодаря популяризации в Советском Союзе этого вида спортивного единоборства. 13 ноября 1978 года вышло даже распоряжение ЦК КПСС «О создании Комиссии по развитию карате-до при Госкомспорте».

«Было повальное увлечение техникой ударов ногами, — делится воспоминаниями военный пенсионер Андрей Саньков. — На улицах и в классах можно было видеть подростков, которые стремились нанести маваши (круговые удары ногами) и тоби-гери (удары в прыжке) по мнимому сопернику. В реальной драке пользы от этого было мало, поэтому в стычках по-прежнему били кулаками, стараясь лягнуть ногой в пах». Впрочем, к этому времени неписаные законы стали жестче. Победитель мог нанести несколько ударов по уже поверженному сопернику.

Улица родная

Вне школы царили уже другие порядки. Но утверждать, что на улицах господствовала шпана, тоже неверно. Конечно, мальчишек могли побить за то, что они зашли на «чужую территорию». Но чаще всего это касалось членов уличных банд или «узнаваемых пацанов». Справедливости ради, милиция совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних в целом держали ситуацию под контролем.

Подростковые «забивы»: как драки школьников превратились в кровавую индустрию

Эти разборки называют «забивы» — на манер группировок футбольных фанатов, которые так еще в 2000-х договаривались о драках между собой. Но те бились за любимую команду и большинство из них были взрослыми. А «забивные подростки» дерутся и унижают других на камеру и потом выкладывают в Интернет. Принцип простой: не важно, кто и за что начал, главное — чтобы видео получилось зрелищным.

В большинстве случаев эти «забивы» проходят не в каких-нибудь темных подвалах и пустырях, над подростками издеваются или их провоцируют иногда прямо в школе или за ближайшими гаражами, то есть, по сути, особо не скрываясь.

Когда подростки устраивают такие драки на камеру, действует одно правило: чем больше крови — тем больше лайков, поэтому такие съемки уже превратились чуть ли не в настоящую индустрию.

Одни подростки, которые снимают драки и издевательства на мобильный, выкладывают видео в Сеть как есть. Но те, кто хочет быть еще круче, уже пользуются специальными видеоредакторами — делают монтаж самых ярких кадров, накладывают эффекты, музыку, у некоторых даже есть свои логотипы — все для того, чтобы ролик собрал как можно больше комментариев и лайков.

Такие видео длятся не больше 15 секунд. Под некоторыми в Интернете даже устраивают голосование — выбирают самые жесткие «забивы» школьников.

Андрей Масалович, специалист по кибербезопасности, полковник Федерального агентства правительственной связи и информации в отставке: «Это течение стало общероссийским, оно действительно массовое. Таких групп — десятки и сотни. Эти группы четко привязаны к крупным городам. Они уже равномерно размазаны по стране, то есть в каждом крупном городе есть такие группки уже из десятков человек, а иногда из сотен».

Какие-то видео блокируют и удаляют, но они снова появляются. Возможно, потому, что авторы таких роликов могут на этом еще и заработать.

Детский Сад #666 / Школьные драки и их причины

В последнее время все больше и больше в информационных сетях появляется новостей о той или иной драке в школе. Дети становятся агрессивными, и весь свой негатив пытаются выплеснуть на своих более слабых сверстников.
Что происходит с нашими детьми, и каковы причины необузданной агрессии и ненависти к окружающим? На самом деле не так все просто как может показаться на первый взгляд. Естественно, каждый из нас в школьные дрался в кругу своих сверстников, но это были совершенно другие стычки и несли немного другой характер, чем драки современных детей. Не смотря на то, что дети в школу ходят для получения знаний и быть под присмотром опытных педагогов, избежать столкновений среди подростков достаточно сложно.
Психологи утверждают, что самые жестокие по отношению к окружающим – это дети. Дети очень четко знают грань, за которую запрещено переступать в отношениях кс другими людьми, но все же делают это. Особенно это касается других детей, которые слабее, младше либо с какими-то дефектами здоровья либо речи. Подростки считают, что для решения какой либо проблемы самым эффективным способом решения является драка. Это быстро, удобно и, по их мнению «круто» выяснять отношения через кулаки.
Таким образом, они могут показать, кто сильнее и кого следует считать главным среди всех остальных. Жестокость, страх и обиды стали частью их жизни, без которых они просто не способны ничего решать.
Школьные драки уже далеко не новость для современного общества. Стычки среди подростков стали нормальным зрелищем и происходят они практически везде. Драку могут затеять и во дворе жилых домов и во дворе школы, невзирая на замечания старших.
Для того чтобы предотвратить подобные стычки необходимо соответствующее воспитание и постоянный присмотр за ребенком. Если чадо уже выросло и постоянно лезет в драки заниматься его воспитание уже поздно. Его личность почти сформирована, а постоянные кадры из телевизора и компьютерных игр только подталкивают на то, чтобы все конфликты разрешались с помощью кулаков. К сожалению, в современном обществе очень мало примеров, на которые могла бы ровняться наша молодежь. Даже среди взрослых все конфликты в основном решаются с помощью криков и кулаков, а, как известно дети копируют поведение взрослых, а в особенности своих родителей.
Но каковы же причины подростковых драк? Психологи попытались выяснить это и пришли к следующим выводам, что, во-первых, большинство действий, которые попадают под уголовный кодекс, на самом деле являются нестандартными ситуациями, своего рода приключениями для самих детей. Они не воспринимают обычную драку как что-то уголовно наказуемое и порой сами не осознают, какой урон здоровью, а то и жизни могут нанести своему оппоненту. Детские драки считаются самыми жестокими и агрессивными, даже по сравнению со взрослыми. Для детей это своего рода игра, тем более что современные дети очень много времени уделяют компьютерным играм, и не каким-нибудь «бродилкам», а скорее «стрелялкам» и «убивалкам» с монстрами и демонами. Порой они просто не видят границы между реальной жизнью и виртуальной, продолжая свою игру.
Очень часто с помощью кулаков подростки решают проблемы личностного характера, такие как лидерство в классе, завоевание признания и внимания со стороны окружающих. С помощью драк они пытаются установить рамки своей выносливости.
Если рассматривать причины возникновения драк со стороны подростков, то у них свой взгляд на все события. Основным толчком к драке они называют личностные оскорбления в свой адрес, защита собственного достоинства, самооборона, защита друга, который слабее либо просто хулиганские пристрастия. Не удивительно, что девушки совершенно не отступают в плане кулачных боев от своих друзей мальчиков. А женская драка еще более жестокая, чем мужская. Это факт. 11% девушек причиной драки называют ревность к своему молодому человеку. Учитывая то, что женская фантазия очень бурная в не зависимости от возраста, то в зону риска попадает каждая девочка, которая поговорила, посмотрела или просто прошла мимо возлюбленного. Этого будет достаточно, чтобы девочки начали драку.
Решение о том, что все проблемы решаются драками ребенок принимает не самостоятельно. Все это он наблюдает вокруг себя. В телевизоре постоянные фильмы с драками и убийствами, интернет переполнен жестокостью драк, а о видеоиграх и говорить просто не чего, и все это легкодоступно для просмотров наших детей. Жизненные ценности людей терпят крах и постепенно меняются. Сейчас в приоритете сила, жестокость и умение подавлять себе людей, а если все эти качества есть у подростка – то это гремучая смесь, которая впоследствии может привести к уголовной ответственности. Ученые выяснили, что количество сцен насилия на телеканалах к вечеру значительно увеличивается, а именно в вечернее время дети усаживаются перед телевизорами.
Еще одной практически глобальной проблемой среди школьников является алкоголь, который также приводит к дракам. Под воздействием спиртного детский организм практически теряет контроль над разумом и в такие моменты чаще всего, и происходят жестокие избиения сверстников. По опросу среди подростков 61% детей признались в том, что употребляют алкоголь хотя бы раз в неделю и участвуют в драках при каждой «попойке».
К чему же могут привести такие драки? На этот вопрос точно ответить не может никто. В то время как один из участников драки показывает свое превосходство, избивая и унижая своего соперника второй, получает помимо физических травм еще и психологические. Детская психика может быть непредсказуемой и после таких унижений ребенок может не выдержать позора и в лучшем случае «отделятся легким испугом», а в худшем покончить с жизнью. Но психологический стресс происходит не только с тем, кого избивают, но и с тем, кто бьет. В такие моменты подросток чувствует свое превосходство и безнаказанность. Он думает, что все проблемы так легко решаются и вполне возможно что, получив моральное удовольствие от избиения один раз, такое может повторяться снова и снова.
Взрослым необходимо помнить что для того чтобы предотвратить драки школьников необходимо не оставаться равнодушным к детям. С ними необходимо разговаривать, объяснять, как можно поступать, а как нет, и каким образом можно договориться мирно, не прибегая к кулачным боям. Ребенка необходимо чем-то занять, лучше, если это будет какая-то спортивная секция. Подростку необходимо объяснить, что существуют методы разрешения спорных ситуаций, в которых можно обойтись и без рукоприкладства. Все необходимо решать тихим и мирным путем.
Если родители узнают, что в школе бьют ребенка, в первую очередь необходимо обратиться к учителю и руководителю школы. Необходимо не прибегать к насильственному методу, а постараться выяснить причины избиений и решить их мирным путем. Если же такое не происходит, либо побои повторяются, то только в этом случае можно обращается в милицию с заявлением о нанесении тяжких телесных повреждений. В зависимости от степени тяжести побоев будет назначена уголовная ответственность. Уже с 14 лет учащиеся школ несут криминальную ответственность за содеянное. Помимо уголовной ответственности подросток может понести еще и гражданско-правовое наказание. Для этого необходимо будет обратиться в суд с гражданским иском о возмещении вреда. В этом случае возможно получить материальные средства на покрытие затрат на лечение, а также возмещение морального вреда.
В том случае, когда ребенку нет 14 лет на момент совершения хулиганских действий, то всю ответственность за содеянное возлагают на его родителей.
На самом деле, стоит так удивляться подобному поведению подростков, вед они копируют поведение взрослых и обращаются друг с другом, так как это делают взрослые люди, которые их окружают. Для того чтобы ребенок не становился агрессивным и не пытался всех вокруг втянуть в драку, необходима самая малость, уделять ему немного времени и говорить с ним. Дети нуждаются в заботе и внимании от родителей, им не хватает тепла, и они стараются, заместит эти чувства чем-то другим, злясь на всех окружающих и ненавидя их.
Необходимо любить своих детей и уделять им время, и тогда они будут отвечать тем же окружающему миру, и не будут доказывать свою правоту кулаками. Дети подвластны влиянию и только от взрослых зависит, какими они будут в будущем.
 

Классный час «Как научиться жить без драки «

Классный час «Как научиться жить без драки?»

Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи занятия:

-познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;

-ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

-применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

-развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.

Оформление доски:

МЫ

РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ

и и

в этом наше богатство в этом наша сила

Ход занятия

1.Разминка «Приветствие без слов»

Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.

Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.

2.Упражнение «Ладонь»

Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.

Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.

Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.

3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим), агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр.), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.), школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

  • рукоприкладства;

  • прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;

  • ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».

4. Мини-анкетирование «Что вызывает во мне агрессию».тУчастникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1.Я терпеть не могу, когда……………………………………………………………………..

2.Я не могу слышать……………………………………………………………………………..

3.Я очень сильно раздражаюсь, когда…………………………………………………….

4.Когда я злюсь,……………………………………………………………………………………

5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием…………………………………………………………………………………………………

Дети в течение 5 минут заполняют опросник.

5. Работа по группам

Участникам в группе предлагается выработать способы:

  • действия во время драки;

  • управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;

  • противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.

Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.

6. «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.

Приложение 1

Рекомендации по снятию негативных эмоций

1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать «плохие» чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.

2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.

3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:

— безучастная, резкая или грубая интонация;

— хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;

— в речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);

— ваш юмор становится (еще) более черным;

— вас всё раздражает; вы швыряете вещи.

4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.

Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто «жертвами» в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.

5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость — просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.

Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.

Приложение 2

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:

• громко спеть песню;

• попрыгать на скакалке;

• полить цветы;

• пробежать несколько кругов вокруг дома;

• стучать карандашом по парте;

• скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

• быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:

  1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

  2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

  3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

  4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то можно:

  • Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;

  • Направить агрессию на неодушевленный предмет:

-эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

-боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:

-пойти к психологу;

-подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

1. Переведите конфликт в шутку;

2. Отойдите в сторону;

3. Зайдите в класс;

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

1. «Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»

2. «Я возмущен твоим поведением»

3. «Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»

4. «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *