Драка в школе последствия

Школьная драка: правовые последствия

Прежде всего, необходимо вызвать полицию и медицинских работников (это может быть школьный врач, либо врач скорой помощи).

Если сделать это не представляется возможным, либо администрация образовательного учреждения возражает против этого, необходимо настоять на том, чтобы был составлен акт о несчастном случае. В нем должно быть отражено дата и время несчастного случая (драки), его участники, обстоятельства и последствия. Акт составляется в присутствии нескольких работников образовательного учреждения и подписывается ими. Важно, чтобы факт причинения повреждений и их тяжесть были надлежащим образом зафиксированы в акте (протоколе).

После того, как вы получите надлежащим образом заверенную копию акта о несчастном случае, необходимо немедленно отправиться в ближайшее медицинское учреждение (или травмпункт) для освидетельствования и определения степени тяжести причиненных повреждений. Далее все зависит от того, каким образом вы хотите наказать обидчика: привлечь его к уголовной ответственности (в случае, если он достиг соответствующего возраста), либо получить компенсацию физического и (или) морального вреда.

В первом случае, после травмпункта необходимо обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту нанесения побоев (или причинения той или иной степени тяжести вреда здоровью вашего ребенка). Если же вам достаточно того, чтобы родители обидчика компенсировали вам средства, затраченные на лечение и моральный вред, необходимо озадачиться составлением и подачей в суд гражданского иска о возмещении вреда.

Ответ на этот вопрос определяется множеством факторов: возрастом ребенка, особенностями его правового статуса, степенью тяжести причинения вреда здоровью пострадавшего ребенка и др. От этого зависит определение виновного субъекта: будет ли это сам ребенок, его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), или администрация образовательного учреждения, на территории которого произошла драка.
Ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ устанавливает обязанность обоих родителей в равной мере заботиться о детях и воспитывать их. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Ст. 18 ФЗ «Об образовании» говорит о том, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

В большинстве случаев весь груз ответственности за действия детей несут законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), если не докажут, что вред возник не по их вине.

При этом за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет, родители отвечают в полном объеме; за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, родители отвечают только в том случае, если у ребенка нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда.

Уголовная ответственность носит персональный характер (за противоправные действия виновный отвечает лично), поэтому родители могут нести только материальную ответственность. Однако и из этого правила есть исключения. Они касаются случаев эмансипации несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. В этом случае, несовершеннолетний самостоятельно несет материальную ответственность по своим обязательствам.

Согласно ст. 20 Уголовного кодекса РФуголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. К числу таких преступлений относятся, в том числе, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522. и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:

• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть; • полная утрата профессиональной трудоспособности;

К средней тяжести вреда здоровью относят:

• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня); • значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:

• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно); • незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

За причинение легкого вреда здоровью или побои уголовная ответственность наступает лишь с 16 лет. При наличии смягчающих обстоятельств, положительной характеристики личности ребенка, который первый раз совершил преступление, уголовное наказание скорее всего будет заменено мерами воспитательного воздействия и ребенок будет направлен в специализированное воспитательное учреждение. В случае, если это невозможно в силу тяжести совершенного преступления, суд будет решать вопрос об условном осуждении. Помимо этого, ребенок будет находиться под пристальным вниманием в Отделе по делам несовершеннолетних в местном отделе внутренних дел и районной Комиссии по делам несовершеннолетних.

Согласно ч. 3 ст. 32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; а также за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Таким образом, если драка произошла во время образовательного процесса или просто во время нахождения в школе (иной образовательной организации, обязанной осуществлять за ним надзор), школьная администрация в лице директора будет нести материальную ответственность за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по его вине.

Для юридической ответственности, будь то уголовная или гражданская определяющее значения имеют последствия противоправных действий других лиц. В уголовном праве общественно-опасные последствия являются важнейшим элементом состава преступления, без которого в большинстве случаев, нет и самого преступления. В гражданском праве, последствия в виде материального или морального вреда также входят в состав гражданского правонарушения. Иными словами, нет последствий – нет деяния (противоправного действия) – нет ответственности.

В качестве превентивной или воспитательной меры, директор школы может применить дисциплинарное взыскание в отношении педагога, в ведении которого находились подравшиеся дети, но не более того.

Это надо знать

27.11.2017 15:23Просмотров: 168ПАМЯТКА Школьные драки

Многие дети считают, что для решения спора или иной конфликтной ситуации можно пускать в ход кулаки. Дети не воспринимают обычную драку как что-то уголовно наказуемое и порой сами не осознают, какой урон здоровью, а то и жизни могут нанести своему оппоненту. Детские драки считаются самыми жестокими и агрессивными, даже по сравнению со взрослыми. Для детей это своего рода игра, тем более что современные дети очень много времени уделяют компьютерным играм, в которых то и дело все решается в бою. Порой они просто не видят границы между реальной жизнью и виртуальной, продолжая свою игру…. Как правило, школьные ссоры, драки кончаются травмами, бывают не только синяки, но и более серьезные телесные повреждения, в результате чего нарушается здоровье и психика пострадавшего ребенка. О том, какие правовые последствия могут понести действия, дети, пускающие кулаки в ход, часто не задумываются. Необходимо, чтобы и родители, и дети знали об ответственности за нанесение побоев и причинение вреда здоровью, причиной которого являются школьные конфликты и драки.

Рассмотрим понятие «Драка». Драка – это взаимные побои вызванные ссорой, скандалом. Что такое побои? Побои – это удары по живому телу. Цель побоев – это стремление причинить физическую боль определенному лицу. Последствием побоев (ударов руками и ногами), а также иных насильственных действий (заламывание рук и ног, сдавливание частей тела, волочение и проч.) могут стать ссадины, кровоподтеки, ушибы, не причинившие вреда здоровью. Последствием может стать просто физическая боль и в отсутствии визуально определяемых повреждений. В указанных случаях, действия причинителя квалифицируются по статье 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Побои», либо статья 116, 116.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет, подлежат уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, в том числе за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ) и др.

При достижении виновным в нанесении побоев, избиении 16 лет, он может нести административную ответственность по ст.6.1.1 КоАП РФ — «побои», ст.20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство» и др.

Если дело дошло до нанесения побоев в школе, необходимо действовать. И действовать должны родители. Если не бороться с этим явлением, то хулиганы будут чувствовать свою безнаказанность и избивать других детей.

Как родители могут повлиять на ситуацию?

Законодательством РФ предусмотрены различные возможности для защиты прав потерпевшего.

Для возбуждения дела по факту нанесения побоев или причинение вреда здоровью необходимо обратиться в полицию, так как одной из задач полиции является выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. В рамках проверки заявления о преступлении, сотрудники полиции также предпримут меры для установления личности очевидцев, и опроса данных граждан о произошедшем событии преступления. Заявитель по закону должен информироваться полицией о всех принимаемых решениях. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении по факту нанесения побоев или причинение вреда здоровью принимается одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела. О принятом решении сообщается заявителю с разъяснением права обжалования и порядка обжалования.

Уголовное дело направляется в суд для рассмотрения. При осуждении несовершеннолетних лиц суд вправе принять одно из двух возможных решений: назначить наказание, либо освободить от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Закон предусматривает несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетних, в том числе предупреждение; возложение обязанности загладить причиненный вред; помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по причине недостижения возраста уголовной ответственности, направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему, совершившему общественно опасное деяние до достижения возраста уголовной ответственности, иных мер воздействия.
Одна из мер воздействия — направление несовершеннолетних в специальную школу закрытого типа.

С несовершеннолетними, в отношении которых Комиссия примет решение
о нецелесообразности направления
в специальную школу закрытого типа,
в соответствии с действующим законодательством будет организована индивидуальная профилактическая работа, направленная на предупреждение совершения повторных противоправных деяний, формирование законопослушного поведения.

Кроме уголовной ответственности за драки школьников, есть еще и гражданско-правовая. Поэтому можно обратиться и в суд с гражданским иском о возмещении вреда: ст. 1073 Гражданского Кодекса РФ «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет», ст. 1074 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет». Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

Также за совершение противоправных действий учеником, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Одной из мер дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося из образовательной организации. Есть еще и административная ответственность за совершение учащимся в школе мелкого хулиганства (нецензурная брань, оскорбительное приставание), за распитие спиртных напитков.

Уважаемые родители! Никто не в праве применять какое либо насилие к Вашим детям. Защищайте права своих детей! Именно Вы можете показать своему ребенку, что он заслуживает лучшего, что Вы за него заступитесь и он может на Вас положиться!

За помощью в защите прав и законных интересов несовершеннолетних

Вы можете обратиться в

Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

в муниципальном образовании «Дорогобужский район» Смоленской области

Адрес: г.Дорогобуж, ул.Пушкина, д.7

Телефон: 4-19-73

Больную тему обсудили в эфире программы «Я — потребитель!» на радиостанции «Комсомольская правда» (97,2 Fm в Москве и Подмосковье) юридический обозреватель «КП», ведущая программы Анна Добрюха, председатель Колллегии адвокатов «Павлович и партнеры» адвокат Олег Павлович и начальник отдела по делам несовершеннолетних ОВД по району «Раменки» Вера Магомедова. Анна Добрюха: — Если в школе случается драка: один ребенок выступает в роли зачинщика, другой ребенок пострадал, — как с юридической точки зрения решаются такие вопросы? Что грозит ребенку или родителям ребенка-зачинщика, и как действовать родителям того ребенка, который пострадал? Вера Магомедова: — Потерпевшей стороне необходимо обратиться в медучреждение для фиксации телесных повреждений, которые получил ребенок. В основном это делается в травмпунктах. Из травмпункта автоматически приходит телефонограмма в милицию. Но родители пострадавшего ребенка могут параллельно сами прийти в милицию и написать заявление. Обращаться нужно в ОВД, которому подведомственна территория, где находится школа. После этого детская комната милиции (ДКН) рассматривает данное заявление, опрашиваются все стороны: свидетели, учителя, выясняется, где они были во время драки. Направляется бумага директору школы о необходимости рассмотреть это происшествие, провести педсовет. Если драка происходила в стенах школы, то школа несет ответственность. Анна Добрюха: Какого рода эта ответственность? Вера Магомедова: — К сожалению, школы обычно пытаются все скрыть, говорят, что это было на перемене, учителя не могли уследить. В основном учителя несут только дисциплинарную ответственность. Потому что в драке они не участвовали, но допустили. Анна Добрюха: — А что касается самого ребенка – зачинщика драки и его родителей? Их могут привлечь к какой-то ответственности? Вера Магомедова: — Родители не привлекаются к ответственности. Если здоровью потерпевшего причинен вред средней тяжести или более тяжелый вред, то с 14 лет могут привлечь к ответственности самого ребенка. До 16 лет, как правило, назначают условное наказание. За причинение легкого вреда здоровью подростки привлекаются к уголовной ответственности с 16 лет. Олег Павлович: — Я полностью солидарен с печалью по поводу того, что ответственности на сегодняшний день, хотя бы административной, учителя, проморгавшие драку, к сожалению, не несут. В Госдуме есть депутаты, которые пытаются этот вопрос решить, чтобы безответственность в школе не была такой повсеместной. Однако, к сожалению, речь сводится к тому, что учителя, вступая в сговор с учениками, пытаются любой конфликт, который повлек какие-то последствия, нивелировать тем, что ребенок сам ударился, никакой драки не было. А заставить детей дать показания, которые нужно, несложно. Анна Добрюха:- Олег, у родителей пострадавшего ребенка есть какие-то рычаги для того, чтобы добиться хотя бы денежной компенсации? Олег Павлович: — Если причинен материальный и моральный вред, тогда можно обращаться в суд. До 14 лет образовательное учреждение, медицинское учреждение либо другое учреждение, которому был вверен ребенок, несет материальную ответственность за причиненный имущественный и моральный вред. С 14 до 18 – там уже сложнее. Такой прямой оговорки в законе нет. Анна Добрюха: — Получается, что родители пострадавшего ребенка иск должны предъявлять не родителям обидчика, а непосредственно самому образовательному учреждению? Олег Павлович: — Я бы советовал в такой ситуации предъявлять иск в солидарном порядке и образовательному учреждению, и родителям. Но все дело в том, что нужно будет доказывать или родителям виновного ребенка, или школе, что это все произошло не по их вине. И вот здесь уже вступает корпоративное сообщество учителей, которые пытаются обычно этот конфликт свести на нет. И доказать бывает очень сложно. Драки бывают в любом возрасте, если это без последствий, не надо на это реагировать, все мы дрались. Здесь нужно смотреть по последствиям, что случилось. И я не совсем согласен, когда учителя говорят, что конфликт или последствия случились не во время урока, а на перемене. Это не имеет значения, поскольку классное руководство определяет ответственность классного руководителя не только во время урока. Если ЧП случилось на перемене либо на пришкольной территории, для этого в школе должен быть дежурный учитель и завуч по воспитательной работе. То есть должностное лицо в любом случае есть. Поэтому виновных искать надо, несмотря на противодействие, и решать вопросы с возмещением вреда, если таковой наступит. Все о наших законных правах и обязанностях в самых разных ситуациях, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни – в программе «Я потребитель!» с Анной Добрюха на радиостанции «Комсомольская правда» (97,2 Fm в Москве и Подмосковье). Слушайте программу каждый вторник и пятницу с 12.00 до 13.00.

8 советов, как помочь ребёнку уладить школьный конфликт

Жизнь школьника, как и взрослого, не бывает безоблачной и бесконфликтной. В ней всегда есть противоречия и разногласия. Но для ребёнка конфликт со сверстниками может стать сильным потрясением и повлиять на всю его дальнейшую жизнь. Как же относиться родителям к конфликтным ситуациям в жизни ребёнка — бросаться спасать, оберегать, наблюдать со стороны, — рассказывают психологи центра «Архитектура будущего» Данил Парникель и Александра Чернышева.

Первый класс. Рассылка Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Конфликтные ситуации случаются со всеми

Избежать конфликтов невозможно: дети ссорятся с одноклассниками, вступают в противоречие с учителем, «сталкиваются» со старшеклассниками. Столкновение мнений и интересов неизбежно. Иногда эти ситуации ограничиваются «словесными перепалками», а могут доходить и до драки, иногда это ситуативное расхождение во мнениях, а иногда — затяжное противостояние. Важно лишь не забывать, что любой конструктивно разрешенный конфликт это шаг в развитии отношений и своём собственном.

2. Помочь ребёнку не значит разрешить конфликт за него

Конечно, нам хочется помочь ребёнку, поддержать его, минимизировать переживания. Но, разрешая ситуацию «за ребёнка», договариваясь с его обидчиками или учителями, мы лишаем его бесценного опыта и в следующем столкновении противоречий он снова окажется беспомощным. Родительская помощь в данном случае состоит в умении выслушать, обсудить с ребёнком ситуацию, поискать вместе конструктивные выходы из неё, но разрешать конфликт ребёнку лучше самому.

3. Уберечь ребёнка от всего — невозможно

Внешний мир — место небезопасное, и мы не можем предугадать все сложности, с которыми столкнётся ребёнок. Тревоги и переживания родителей можно понять, жизненный опыт позволяет прогнозировать развитие ситуации и опасаться, что в следующий раз при драке шишкой можно и не отделаться. Однако, защищая интересы ребёнка без его согласия (а иногда и вопреки ему), мы лишаем его возможности «тренировать» навыки противостояния трудностям.

4. Конфликт может быть не так серьёзен, как кажется взрослым

Зачастую взрослые могут вкладывать в ссору детей дополнительные смыслы, переоценивая сложность ситуации и добавляя в неё свои тревоги, переживания, а зачастую и личный опыт.

Речь идёт прежде всего о

  • ситуациях взаимодействия ровесников, в которых взрослые видят сексуальный контекст, о котором дети (и даже подростки) даже не задумываются;
  • закреплении статуса («ребята подрались и теперь всегда будут врагами»);
  • «Преднамеренном» членовредительстве (например, «драка» карандашами)

Возможно, что перечисленные особо неприятные толкования ситуации имеют право на существование, но прежде чем впадать в панику самому и пугать ребёнка, проанализируйте ситуацию: не показалось ли мне?

5. Разделить ответственность

Если конфликтная ситуация достигла таких размеров, что в неё включились родители и педагоги, решение её тоже возможно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон. У каждой из них есть своя зона ответственности и рычагов влияния на других участников конфликта.

Учитель несёт ответственность за безопасность участников учебного процесса. В его ответственность входит своевременное информирование родителей о возникающих сложностях, организация диалога детей, дисциплинарная регуляция конфликта.

Родитель отвечает за жизнь и здоровье своего ребёнка, уровень его воспитанности, умение вести себя в обществе других людей, а ещё выступает представителем ребёнка в случае официальных разбирательств.

Ребёнок несет ответственность за собственные действия (или учится этому). Однако, ресурсов для этого у него хватает не всегда, особенно, если речь идет о младшей школе. Конструктивная реакция взрослых на нарушение норм, как раз и служит тому, чтобы формировалась ответственность за собственные поступки.

6. Информации много не бывает

Конечно, родителю важно быть в курсе происходящего с ребёнком в школе, чтобы успеть среагировать на потенциально опасную и серьёзную ситуацию. Прежде чем эмоционально включаться в ситуацию и яростно защищать (или наказывать) ребёнка, полезно собрать максимум информации о происшествии: общение с учителем (прежде всего, классным руководителем), родителями других детей поможет восстановить картину произошедшего. Обратите внимание: общение с целью получения информации, а не разборки!

7. Быть на стороне своего ребёнка

В большинстве конфликтных ситуаций дети разберутся сами, и до родителей информация просто не дойдёт. Но если конфликт оказался серьёзным и в ситуацию включились другие люди, важно помнить, что ребёнку нужна поддержка родителя. Это не означает, что родитель должен занять позицию «мой ребёнок всегда прав, а окружающие к нему пристрастны». Но все воспитательные моменты, обсуждение поведения ребёнка в конфликте не стоит проводить прилюдно, лучше отложить до прихода домой.

Родитель — опора и защита, в которой нуждается каждый. Взрослому важно сохранять спокойствие, даже, когда ребёнок неправ

Важнейшая родительская заповедь: осуждай не ребёнка в целом, оценивай конкретный поступок. В противном случае есть риск посеять сомнения в родительской любви, которая, как известно, залог доверия к миру.

8. Диалог или монолог? Эмоции или факты?

По итогам конфликтной ситуации, особенно если в ней есть активная роль ребенка, хочётся (да и полезно) провести «разбор полётов». Как же выразить ребёнку свою позицию, не потеряв желание слушать? Первым порывом родителя часто становится длинный монолог, в который включаются все страхи, тревоги, а также прогнозы опасностей, которые могли или ещё могут случиться. Главный недостаток такого монолога — «цикличность» речи, когда самая правильная мысль (наверняка уже не один раз ребёнку проговоренная) звучит снова и снова. Из-за этого ребёнок перестаёт реагировать на слова родителя, воспринимая его монолог как белый шум.

Не потерять внимание ребёнка можно только в диалоге. К тому же в равноправном обсуждении можно собрать больше информации, договориться о дальнейших правилах поведения, узнать о мыслях и переживаниях по поводу ситуации у самого ребёнка и создать «задел» на будущее.

Конфликтные ситуации в жизни ребёнка ещё будут случаться, а его готовность к диалогу, искренность и желание поделиться сложностями с родителями помогут не довести ситуацию до критичной точки.

3 способа научить подростка самоконтролю

Управление гневом: что делать, если ребёнок вечно злится

6 важных фактов о травле в школе, которые лучше знать родителям

>Почему дети дерутся? Отучаем детей драться

Почему дети дерутся дома и в детском саду?

  • Ребенок начал ползать и ходить, и на него обрушилось множество запретов: туда ходить нельзя, это открывать нельзя, совать пальцы в розетку нельзя, провода трогать нельзя и т.п. Ребенок протестует против такого числа запретов и может проявить агрессию по отношению к их источнику — родителям и другим взрослым. Чтобы справиться с этой агрессией, не нужно запрещать ребенку все на свете: направьте его энергию в другое русло, отвлеките, дайте те вещи, которые можно трогать и исследовать.
  • Ребенок дерется, потому что не умеет выражать свои мысли и желания словами, он не может ответить на слова взрослого, что-то попросить. В этом возрасте ребенок еще не умеет контролировать себя, и навыки общения только развиваются. Взрослым нужно учить ребенка общаться, проговаривать чувства ребенка вслух, показывать, как можно повести себя в этой ситуации по-другому, без агрессии: «Ты хочешь игрушку? Давай попросим Машу дать ее поиграть? — Маша, дай, пожалуйста, нам игрушку, мы с ней поиграем. Спасибо, Маша. — Вот видишь, Маша дала игрушку, потому что мы ее попросили и сказали волшебное слово».
  • Ребенок проверяет родителей и границы дозволенного. Это тоже способ понять, как устроен мир. А можно кусаться? А лежать на полу и биться ногами и руками? А трогать эти провода? А что мне будет, если я так сделаю? В этом случае родителям важно показать свое отношение к такому поведению и проявить свою волю: твердо сказать, что так вести себя нельзя, переключить внимание на другое дело и т.д. Родители могут умиляться такому поведению ребенка, не запрещать капризы и драки — и это сыграет злую шутку: ребенок убедится, что такое поведение нормально, родители одобряют такое поведение, а, значит, можно и дальше себя так вести. Потом начнутся «выходки» в магазинах, детском саде и даже школе. Ребенка нужно учить себя вести, а не наблюдать за его истериками и драками.

Для детей старшего возраста к этим причинам добавляются новые:

  • Ребенок привлекает к себе внимание. С рождения ребенок хочет внимания родителей к себе, он должен чувствовать себя защищенным, в безопасности. Если родители не обращают внимание на него в кроватке, то проще покричать, пореветь, побиться всем телом — глядишь, кто-то и подойдет, успокоит. В старшем возрасте за плохое поведение ругают, причем, более эмоционально, чем хвалят, и ребенок получает свою «дозу» внимания, пусть и негативного. Для избегания проявления агрессии нужно своевременно уделять внимание ребенку, его проблемам, хвалить его.
  • Ребенок самоутверждается, выплескивает свою негативную энергию. Привыкнув к постоянному насилию в семье, дети могут быть жестокими по отношению к слабым и незащищенным детям, животным и даже взрослым, это может быть признаком психического заболевания, деградации личности. Такое поведение может быть зачатком преступного поведения в будущем: расправы над животными, избиение до смерти инвалидов и стариков — современная история знает множество примеров такого поведения детей и подростков.

Как отучить маленького ребенка драться?

С раннего детства ребенка нужно учить держать свои эмоции под контролем, выражать свои мысли, общаться с другими детьми, просить их и благодарить, уметь играть и проигрывать, иначе в детском саду или школе возникнет множество проблем, исправлять которые будет поздно и трудно.

Ребенок должен понимать, что драка — это не шутка: например, если ребенок ударил маму, она может отойти в сторону, показывая, что ей больно и она обижена, а другие родственники могут подойти к ней и утешить.

Стоит ограничить просмотр жестоких мультиков и фильмов, потому что ребенок начинает копировать поведение героев: грубо разговаривает, дерется, обижает других, считая это нормой поведения.

Гиперактивные драчуны

Не нужно путать гиперактивных детей и детей-драчунов — причины у этих явлений разные: гиперактивному ребенку трудно долго заниматься одним делом, у него рассеянное внимание, он подвижен, активен, разговорчив, но не драчлив. Причину, почему дерется гиперактивный ребенок, нужно искать вне его гиперактивности.

Что делать, если ребенок дерется в школе?

Дети, привыкшие драться дома и в детском саду, невоспитанные, не наученные правильному поведению, будут драться и в школе в новом коллективе. Обычно такие дети становятся изгоями и начитают вести себя еще более агрессивно (не будем рассматривать случаи с плохим поведением, вызванным психическими расстройствами).

Что делать учителям?

  • Провести родительские собрания по темам: «Агрессивное поведение детей. Почему ребенок дерется?», «Как научить ребенка играть с другими детьми», «Ценность детской дружбы» и др.
  • Организовывать совместную деятельность детей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях с целью сдружить детей, научить сотрудничать, играть вместе, показать ценность каждого ребенка и ценность коллектива, а также научить вести себя в непривычной обстановке, уметь реагировать на «дразнилки», когда кто-то втягивает в драку.
  • Изучать литературные произведения о дружбе и взаимопомощи.
  • Полностью препятствовать проявлению драк у детей: направлять в другое русло, разнимать, а о случившихся драках сообщать родителям.
  • Наблюдать за чрезмерно драчливыми детьми, сообщать о них психологу и администрации школы, разговаривать с родителями. Возможно, чрезмерно агрессивный ребенок нуждается в помощи специалистов.

Драчливое поведение ребенка естественно, но с самого начала проявления агрессии родители должны знать, почему это происходит, и правильно реагировать. Мы надеемся, что эта статья поможет вам в этом!

А какие приемы против драк используете вы? Поделитесь своим опытом родителя или педагога.

Фото: Екатерина Пашкова.

>Кто ответит за травмы школьника?

В каком случае школа будет нести ответственность за вред, причиненный ученику?

Закон обязывает образовательное учреждение создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников (ч. 1 ст. 51 Закона об образовании). Ответственность за причинение вреда ученику школа будет нести в случае, если в момент инцидента он находился под ее надзором. Например:

  • на уроке между учениками возник конфликт, они подрались, и в результате здоровью одного из них был причинен вред;
  • на перемене ребенок получил травмы в коридоре школы;
  • в группе продленного дня ребенок пострадал во время прогулки после падения с игрового комплекса, находящегося на территории школы;
  • во время уроков дети находились в школьном дворе, где между ними произошел конфликт, и один из них получил травмы;
  • дети находились не на территории школы, но под надзором учителя или тренера, когда во время поездки на соревнования ребенок разбил окно автобуса и тем самым причинил имущественный вред перевозчику;
  • после уроков в раздевалке школы ребенок упал и получил травму – школа будет нести ответственность, даже если не брала на себя обязательств по контролю за поведением учеников после окончания занятий;
  • школе придется отвечать за причинение вреда ученику в школьном автобусе, если она организует сопровождение детей до дома после уроков. Например, по дороге домой ученик заснул в автобусе. На конечной остановке учитель не убедился, что все ученики вышли, и покинул автобус. После этого водитель проследовал в автобусный парк. В нарушение должностной инструкции он не осмотрел салон автобуса, закрыл его и оставил на ночь в стояночном боксе. Когда ребенок проснулся, он попытался выйти из автобуса. После безуспешных попыток он позвал на помощь, но никто не откликнулся. Позже ему все-таки удалось открыть водительскую дверь. Из стояночного бокса он выбрался через окно и трубу, проходящую вдоль стены. В результате ребенок получил травмы и был доставлен в больницу.

Таким образом, школа несет ответственность, когда учителя халатно относятся к исполнению возложенных на них обязанностей, не проявляют должного внимания и не осуществляют контроль за поведением учеников.

Во всех указанных примерах родители могут требовать проведения внутреннего расследования и установления виновных лиц. Если пришлось платить за лечение и реабилитацию ребенка, родители могут обратиться в суд и вправе рассчитывать на компенсацию понесенного ими материального ущерба и причиненного ребенку морального вреда в случае отказа школы удовлетворить их требования добровольно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *