Дорога с трамвайными путями

Содержание

Почему трамвайные рельсы зачастую расположены посередине улицы

Олег Трушкин 1014 3 года назад Журналист, студент. Разбираюсь в медиа, истории и урбанистике Пользователю можно задать вопрос

На расположение трамвайных путей влияет огромное количество факторов. Транспортные эксперты давно пришли к выводу, что рельсы трамвая должны находиться по середине проезжей части на обособленном полотне, с посадочными платформами, расположенными после перекрестка, так как:

  1. Трамвайные пути, расположенные сбоку, пересекают большое количество выездов из дворов, съездов на второстепенные улицы и так далее. Это повышает вероятность ДТП. Под трамвай, идущий сбоку, может ВНЕЗАПНО выскочить пешеход; когда трамвай идет по центру — водителю все отлично видно, никто внезапно не выскочит. Это заставляет трамваи ездить медленнее, чтобы была возможность ДТП предотвратить.

  2. На регулируемых перекрестках трамвай, расположенный по центру, едет в основной светофорной фазе — прямо и направо. Трамвай, расположенный сбоку, конфликтует с правоповоротной стрелкой, поэтому он получает меньше зеленого в цикл, а значит, тратит больше времени на проезд перекрестков.

  3. Если трамвай расположен по центру, а остановки поле перекрестка, можно очень удобно вписать в дорогу левоповоротные карманы и парковки. В случае, если трамвай будет идти вдоль тротуара, то организовать парковки не получится.

  4. Если трамвай расположен по центру, а остановки после перекрестка, можно очень точно предсказать время его подъезда к перекрестку и организовать включение зеленого на светофоре как раз к этом моменту.

  5. Трамвай, расположенный по центру, находится дальше от домов, при строительстве проще уложиться в нормативы, не надо вырубать деревья и т.д. Если пускать трамвай вдоль тротуаров, то будет проблема с поворотами, так как радиус поворота наружного трамвайного рельса не может быть меньше 15 метров. Так что на перекрестках и поворотах пути все равно придется уводить в центр дороги. Если делать пути по центру, то зачастую можно и дорогу не расширять, построить трамвай за счет существующих автополос, т.е. общее количество земли, используемой под транспорт, не увеличивается.

  6. Если трамвай расположен на магистрали без пересечений в одном уровне, то при расположении по центру трамвай вообще ни с чем не пересекается, что обеспечивает скорость и надежность, сравнимую с метро. При расположении сбоку нужно пересекать все съезды.

Если пустить трамвай вдоль тротуаров, то это сделает его неэффективным и опасным для людей. В таком случае теряется вообще весь смысл трамвая.
(с) Илья Варламов.

Олег Трушкинотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 8 0
Категория: Трамваи
Публикация: Трамвайные пути
Читать далее:
Трамвайные пути

Устройство трамвайного пути. Трамвайный путь, в отличие от железно-дорожного, должен также обеспечивать возможность движения по нему и безрельсового транспорта. Располагаясь, как правило, на городских

улицах со сложившейся застройкой и планировкой, трамвайный путь имеет кривые меньших радиусов, значительные уклоны (подъемы и спуски), менее доступен Для осмотра, более подвержен загрязнению. Несмотря на то что на трамвайный путв действуют меньшие нагрузки от подвижного состава, чем на железнодорожный, он в большей степени подвержен износу ввиду частых «торможений вагонов и большего количества движущих осей, сильного загрязнения путевого полотна безрельсовым транспортом, трудных условий вписывания колес вагонов в кривые малых радиусов и большей частоты движения подвижного состава.

Трамвайный путь является сложным инженерным сооружением, состоящим из следующих конструктивных элементов:
— верхнего строения, к которому относятся рельсы и специальные части (стрелки, крестовины, пересечения) со скреплениями (подкладки, накладки, костыли, шурупы, болты, тяги и др.) и электросоединениями;
— нижнего строения, которое также называют основанием, состоящего из подрельсовых опор в виде шпал, продольных лежней или рамных конструкций и балласта различного материала (песок, щебень, гравий и др.); при отсутствии подрельсовых опор основанием пути может служить бетон или непосредственно балласт, как правило, щебеночный;
— земляного полотна, которое может быть выполнено в виде продольного котлована в тех случаях, когда пути располагаются в пределах проезжих частей улиц, и в виде насыпей и выемок при расположении трамвайного пути на собственном обособленном полотне;
— водоотводных сооружений — путевых и стрелочных водоприемных коробок с колодцами, дренажа, лотков, кюветов, труб и др.;
— дорожного покрытия различных типов (бетонное, асфальтовое, брусчатое, булыжное и др.).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Верхнее строение пути непосредственно воспринимает давление от колес подвижного состава и передает это давление нижнему строению и земляному полотну, а дорожное покрытие воспринимает давление от безрельсового транспорта. Водоотвод служит для удаления поверхностных вод с путевого полотна и грунтовых вод от основания пути.

Основным конструктивным размером рельсового пути, определяющим взаимодействие пути и ходовых частей подвижного состава, является ширина колеи рельсового пути. Шириной колеи рельсового пути называется расстояние между рабочими гранями головок двух рельсов. Нормальная ширина колеи трамвайных путей на прямых участках 1524 мм. На кривых участках пути колея уширяется в зависимости от величины радиуса кривой на определенную величину для того, чтобы улучшить прохождение ходовых частей вагона (вписывание) по кривой.

Единая ширина колеи для трамваев и железных дорог имеет определенные преимущества, так как трамвайные пути (на прямых и кривых больших радиусов) могут использоваться и для пропуска железнодорожных вагонов, что особенно ценно для складских трамвайных путей.

Трамвайные пути могут иметь двухпутные и однопутные участки-Наиболее распространены двухпутные трамвайные линии, обеспечивающие большуй пропускную способность и большие скорости движения вагонов-Трамвайные пути на двухпутных участках располагаются на определенном расстоянии друг от друга. Расстояние между осями смежных путей называется шириной междупутья. Нормальное расстояние между осями путей на прямых участках 3550 м. Такое междупутье позволяет в необходимых случаях устанавливать в междупутье опоры контактной сети. На московском и ленинградском трамваях междупутье имеет другие величины, они соответственно равны 3424 .и 3758 мм. За ширину междупутья принимают расстояние между рабочими гранями внутренних рельсов смежных путей. Ширина междупутья будет равна 2026 мм; в Москве – 1900; в Ленинграде – 2234 мм.

Расположение трамвайного пути относительно улиц определяется его планом, продольным и поперечным профилями. Трамвайные пути в плане состоят из трех основных элементов: прямых и кривых участков, соединений и пересечений пути. На плане трамвайных путей показывается не только расположение рельсов, но и другие сооружения городских улиц — здания, подземные устройства, зеленые насаждения и т. д.

Если условно разрезать поверхность земли, по которой проложена трамвайная линия, вдоль продольной оси вертикальной плоскостью, то этот разрез будет называться продольным профилем (рис. 158). Продольный профиль трамвайного пути зависит от продольного профиля улиц, по которым он проходит, и представляет собой чередующиеся подъемы, спуски и горизонтальные площадки. Подъемы и спуски могут быть круче или положе, крутизна их определяется уклоном, который является отношением высоты подъема линии между двумя точками к длине между ними, взятой по горизонтали. Уклоны измеряются в промилях или процентах.

Земляное полотно и водоотвод трамвайного пути. Земляное полотно трамвайного пути — это выровненная в соответствии с продольным и поперечным профилями, а также планом пути поверхность земли, состоящая из грунтов. Земляное полотно воспринимает нагрузки от подвижного состава и от массы вышерасположенных элементов пути — верхнего и нижнего строений.

При всех работах по строительству, реконструкции и капитальному ремонту пути обязательно устройство водоотводов различных видов в зависимости от местных условий, качества грунта, уклона пути, типа основания и земляного полотна. Водоотводы устраиваются также в следующих случаях:
— для отвода воды с дорожного покрытия в путях трамвая и.от стрелочных коробок;
— для отвода поверхностной и грунтовой воды от основания пути и с земляного полотна;
— для пропуска воды пересекающих трамвайные пути оврагов, ручьев и речек.

В уличных лотках при наличии подземной ливневой канализации устраиваются также водоприемные решетки, продольные мощеные лотки, кюветы.

Для отвода воды с дорожных покрытий трамвайных путей мостовые Укладывают с продольными и поперечными уклонами. Во всех пониженных точках продольного профиля пути и в промежуточных точках через 200— 250 м устанавливают водоприемные коробки. Их устанавливают в колеях параллельных путей так, что их края подходят под овальные отверстия, просверленные в желобах рельсов. Коробки закрываются крышками с отверстиями для приема воды непосредственно с дорожного покрытия. Соединяются коробки с путевыми колодцами. Из путевых колодцев вода выпускается в городской водосток.

Рис. 1. Упрощенный план трамвайного пути

Рис. 2. Упрощенный продольный профиль трамвайной линии: в числителе – величина уклона в промилях, в знаменателе – протяженность уклона

Рис. 3. Основание и водоотвод:
1 – земляное полотно, 2 – балласт, 3 – дорожное покрытие, 4 – шпала, 5 – рельсы, 6 – водоприемная коробка, 7 – путевой колодец

В каждом рабочем стрелочном переводе внутри колеи предусмотрены коробки для переводного механизма с двумя отделениями, в одном помещается стрелочная тяга и автозамыкатель, в другом — электромагнитный привод. В каждом сходном (пошерстном) стрелочном переводе есть коробка с отделением для стрелочной тяги и автозамыкателя. Для отвода поверхностной воды, попадающей в стрелочные коробки, они соединяются с путевыми водосборными колодцами.

Для отвода поверхностных вод, проникающих в основание трамвайного пути и на земляное полотно котлована, служит продольный путевой дренаж, его укладывают, как правило, по оси междупутья.

Для отвода воды от основания и земляного полотна открытых (незамещенных) путей предусмотрены кюветы, продольные и поперечные лотки, нагорные и отводные канавы, из которых ливневые воды выпускаются в пониженные точки.

Нижнее строение пути. Нижним строением трамвайного пути называется путевая конструкция, расположенная непосредственно под верхним строением (рельсами, стрелками, пересечениями) и опирающаяся на земляное полотно. Нижнее строение чаще называется основанием трамвайного пути. Нижнее строение (рис. 159), или основание, служит для восприятия нагрузки от подвижного состава и верхнего строения пути и равномерной передачи ее на земляное полотно.

По главным конструктивным признакам все основания трамвайного пути делятся на три вида — шпальное, бесшпальное и сборное железобетонное.

Шпальные основания состоят из шпал, которые изготовляют из различных материалов (дерево, металл, железобетон) и балласта в виде песка, щебня, гравия или других сыпучих материалов. Современные бесшпальные основания — это однослойные или двухслойные монолитные бетонные плиты, в них заделывают или закрепляют рельсы.

Сборные железобетонные основания трамвайных путей могут быть в виде плоских рам, панелей, блоков и подрельсовых лежней. Шпалы укладывают под рельсы поперек пути, их назначение — передавать давление от рельсов на балласт. Они служат также для связи между рельсовыми нитками одной колеи. Несмотря на целый ряд недостатков деревянных шпал (недолговечность, недостаточная прочность и др.), они имеют наибольшее распространение. Железобетонные шпалы имеют значительные преимущества по сравнению с деревянными: долговечнее, прочнее, устойчивее, требуют меньших затрат на содержание пути.

Балласт воспринимает давление шпал, равномерно передает его на земляное полотно, пропускает через себя поверхностные воды, если они попадают в основание пути. Кроме того, балласт увеличивает поперечную устойчивость пути, препятствует боковому перемещению шпал, что особенно важно для открытых, незамощенных путей, обеспечивает необходимую упругость пути, смягчая удары колес о рельсы при движении вагонов.

Верхнее строение трамвайного пути. К верхнему строению трамвайного пути относятся рельсы, скрепления, соединяющие рельсы между собой по длине и с подрельсовым основанием (накладки, болты, подкладки, тяги, анкеры и др.), спецчасти (стрелки, крестовины и пересечения) и электросоединения, обеспечивающие нормальную электропроводность рельсовой сети.

Важнейшей конструктивной частью верхнего строения являются рельсы. Несмотря на то что нагрузка на ось трамвайных вагонов значительно меньше, чем на железнодорожные, но вследствие более интенсивного движения на трамвайных путях, более частых остановок и торможения, большего загрязнения пути от постороннего транспорта износ рельсов более интенсивен, поэтому трамвайные рельсы должны быть более износоустойчивы, чем железнодорожные.

Рис. 4. Рельсы:
а – железнодорожного типа, 6 – трамвайного типа; 1 – подошва, 2 — шейка, 3 — головка, 4 – губа (малое яблоко), 5 — большое яблоко

Профиль рельсов, т. е. его очертание и размеры, определяет тот или иной тип рельса. По форме поперечного сечения все применяемые рельсы можно разбить на две группы — рельсы железнодорожного типа с простой головкой и рельсы желобчатые, применяемые только для трамвайных путей, они имеют головку сложного очертания. Профиль рельса состоит из головки, шейки, подошвы и пазух — пространства, ограниченного поверхностями головки, шейки и подошвы. Головка желобчатого рельса сложная и имеет большое яблоко, губу (малое яблоко) и пространство между ними, называемое желобом.

Скрепления. По назначению рельсовые скрепления можно разбить на две группы:
— устройства, соединяющие между собой рельсы по длине. К ним относятся стыковые накладки, обхваты, болты с гайками и пружинящими шайбами;
— устройства, соединяющие рельсы с подрельсовым основанием. К ним относятся подкладки с костылями или шурупами и различные анкерные соединения с закладными деталями, болтами, прижимными лапками, клеммами и другими деталями.

К скреплениям относят также поперечные рельсовые тяги, предохраняющие колеи от уширений, противоугоны и электросоединения, предназначенные для обеспечения хорошей проводимости рельсовой сети и снижения величины блуждающих токов.

Место, где рельсы соединяются друг с другом по длине, называют рельсовым стыком. Рельсовые стыки могут быть двух видов: сборные, если рельсы соединяются с помощью скреплений первой группы, и сварные, если концы рельсов в стыке свариваются между собой. Сборные рельсовые стыки служат также для частичной компенсации изменения длины рельсов от воздействия температуры.

Основным элементом сборного стыка, воспринимающим на себя вертикальную нагрузку от вагона, являются стыковые накладки с поперечным сечением различных форм и с разным количеством отверстий для болтов. Сборный рельсовый стык устанавливается “навесу”, т. е. посередине между шпалами. Состоит стык из двух накладок, двух обхватов и болтов с гайками и пружинящими шайбами.

Рис. 5. Сборный рельсовый стык:
1 – шпала, 2 – обхват, 3 – болт, 4 – накладка, 5 – рельс

Стыковые отверстия сборного стыка, если он служит и температурным стыком, должны иметь овальную или круглую форму увеличенного диаметра (на 5—6 мм) по сравнению со стыковыми болтами. Сборный стык требует особого внимания при первоначальной сборке и в еще большей степени при текущем содержании пути. Даже слабое расстройство стыка вызывает удары колес о торцы рельсов в стыке, отчего на головке рельсов образуются выбоины, которые с течением времени увеличиваются, вызывая увеличение ударной силы колеса. Расстроенный стык приводит к расстройству всей путевой конструкции — просадкам подрельсового основания и разрушениям под ним земляного полотна. Поэтому наилучшей мерой соединения стыков является их сварка, т. е. создание бесстыкового пути. Бесстыковой путь имеет огромные преимущества по сравнению с путями со сборными механическими стыками. Он обеспечивает плавное движение вагонов и больший срок службы пути в целом. Значительно снижаются при бесстыковом пути и блуждающие токи.

Основными элементами второй группы скреплений являются подкладки с костылями или шурупами, применяющиеся для шпальных оснований с деревянными или железобетонными шпалами с деревянными втулками (дюбелями). Подкладка служит для снижения давления рельса на шпалу и предотвращения тем самым ее преждевременного механического износа.

Соединяют рельсовые нитки между собой тягами. Их назначение — поддержание нормальной ширины колеи и предохранение высоких рельсов от опрокидывания, а при отсутствии шпал — и от поперечных перемещений.

Как уже говорилось, рельсовая сеть трамвайных путей является проводником обратного электрического тока. Во избежание его утечек в землю на всех сборных стыках и между рельсовыми нитками ставятся электрические соединения (стыковые, путевые и междупутевые).

Железные обоймы стыкового электросоединения приваривают к боковой поверхности головок рельсов со стороны нерабочего канта губы; путевые и междупутевые электросоединения —к подошвам рельсов над шпалами. Располагают путевые электросоединения через 150 м, а междупутевые – через 300 м друг от друга в шахматном порядке.

Рекламные предложения:

Читать далее: Специальные части и основные неисправности пути
Категория: — Трамваи>ПДД для «чайников»

Из чего состоит дорога

Пройти онлайн экзамен по данной теме.

Наверняка, многие знают, что такое «дорога». Но, скорее всего, мало кто скажет из каких элементов состоит дорога. Ниже об этом рассказано.

Далее излагаются основные понятия и термины, которые используются в ПДД (раздел 1. Общие положения), сгрупированные по тематическому признаку. Обращаем ваше внимание, что объяснения понятий и терминов дается не языком оригинала, а более просто и понятно.

Смотреть ответы с комментариями на вопросы билетов экзамена по ПДД на тему «Дорога».

Что такое «дорога»

Дорога. Полоса земли (система сооружений), обустроенная и используемая для движения транспортных средств. Дорога (красная стрелка на рисунке) может состоять из следующих элементов:

  • проезжая часть (зеленая стрелка), состоящая из полос движения (синяя стрелка);
  • трамвайные пути;
  • обочины (оранжевая стрелка);
  • тротуары;
  • разделительные полосы (черная стрелка).

Пример:

Что такое «проезжая часть»

Проезжая часть. Элемент дороги, по которому осуществляется движение безрельсовых транспортных средств. Дорога может состоять из одной или нескольких проезжих частей, которые отделяются друг от друга разделительными полосами.

Пример дороги из двух проезжих частей:

Пример дороги из одной проезжей части:

Надо понимать следующий важный момент. Если дорога имеет разделительную полосу (определение смотри ниже), то она состоит из нескольких проезжих частей. Если же встречные потоки разделены сплошной двойной линией (разметка 1.3) , то дорога состоит из одной проезжей части.

Пример дороги из двух проезжих частей:

Пример дороги из одной проезжей части:

Что такое «разделительная полоса»

Разделительная полоса. Элемент дороги, выделяемый либо конструктивно и/или при помощи разметки 1.2.1 , которой обозначается край проезжей части. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения и остановки транспортных средств. При этом на разделительной полосе иногда прокладывают рельсы для движения трамваев. Опять же, надо обратить внимание на следующий важный момент. Если трамвайные линии расположены на разделительной полосе (конструктивно выделенном участке дороги), то, конечно же, двигаться по ним безрельсовым ТС запрещено. Но, если трамвайные линии проложены посредине дороги на одном уровне с проезжей частью, то движение ТС по ним может допускаться.

Пример дороги с разделительной полосой:

У новичков может возникнуть законный вопрос — как отличить разделительную полосу, обозначенную разметкой 1.2.1 от сплошной двойной линии разметки 1.3. Ведь и в том, и в другом случае на дороге изображены две сплошные линии, расположенные рядом друг с другом. Все очень просто. Во-первых линии разметки 1.2.1 толще, чем у разметки 1.3. Во-вторых линии разметки 1.3 располагаются рядом друг с другом, в то время, как линии разметки 1.2.1 расположены на некотором расстоянии друг от друга (сравните рисунки выше).

Тем, кому изложение материала показалось сложным, рекомендуем заглянуть на страницу с примерами, посвященную теме «Дорога».

Что такое «полоса движения»

Полоса движения. Любая из продольных полос проезжей части, обозначенная (не обозначенная) соответствующей разметкой. Если полоса движения не обозначена разметкой, то ее ширина принимается достаточной для движения автомобилей в один ряд. По этой причине по одной полосе движения могут двигаться мотоциклы в несколько рядов, и это не будет считаться нарушением ПДД, если мотоциклисты будут соблюдать безопасный интервал между собой и другими участниками дорожного движения.

Пример дороги с двумя полосами движения:

Пример дороги с четырьмя полосами движения:

Что такое «тротуар»

Тротуар. Элемент дороги, который предназначен для движения пешеходов и примыкает к проезжей части, велосипедной дорожке, либо отделен от них газоном. Обычно тротуары приподнимают над проезжей частью и отделяют от них бордюрным камнем.

Что называют «обочиной»

Обочина. Элемент дороги, который примыкает непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней. При этом обочина от проезжей части отличается типом покрытия, либо выделяется при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2 .

Обочина используется для движения пешеходов, остановки и стоянки ТС. Обочина не может использоваться для постоянного движения ТС.

Что такое «пешеходный переход»

Пешеходный переход. Участок проезжей части, трамвайных путей, который обозначается знаками 5.19.1, 5.19.2 и/или горизонтальной разметкой 1.14.1, 1.14.2 . Пешеходный переход предназначен для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Пример пешеходного перехода:

Обратите внимание, что знак 5.19.1 устанавливается справа от дороги, а 5.19.2 — слева. Если дорога имеет разделительную полосу, то знак 5.19.2 устанавливают слева от каждой из проезжих частей на разделительной полосе. На регулируемых перекрестках знаков 5.19.1 и 5.19.2 может не быть — пешеходам следует руководствоваться только дорожной разметкой. Если перекресток не оборудован ни знаками, ни разметкой, пешеходы имеют право пересекать проезжую часть на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

Что такое «прилегающая территория»

Прилегающая территория. Территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения ТС. К прилегающей территории относятся дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и проч. Прилегающая территория автоматически всегда считается второстепенной дорогой. Поэтому, выезжая с прилегающей территории, водитель должен уступать дорогу всем участникам дорожного движения, находящихся на дороге, даже, если при этом не установлено никаких знаков. При этом, выезд с прилегающей территории не считается перекрестком.

Что такое «железнодоржный переезд»

Железнодорожный переезд. Пересечение дороги с ж.д. путями на одном уровне. Ж.д. переезд является участком дороги, который предназначен для проезда ТС через рельсовое полотно ж.д. дороги.

Какая дорога является автомагистралью

Автомагистраль. Дорога,обозначенная знаком 5.1 , на которой имеются проезжие части для движения в каждом направлении, отделенные друг от друга разделительной полосой или дорожным ограждением. На автомагистрали нет пересечений на одном уровне с другими дорогами, ж.д. или трамвайными путями, велосипедными дорожками.

Определение населенного пункта

Населенный пункт. Застроенная территория, въезды и выезды на которую обозначены знаками 5.23.1-5.26.

Что называют препятствием

Препятствие. Неподвижный объект, находящийся на полосе движения, который не позволяет продолжать беспрепятственное движение по полосе. К препятствию можно отнести неисправное или поврежденное ТС, дефект проезжей части, посторонние предметы и проч.). Препятствиями не являются затор или ТС, которое остановилось на полосе движения в соответствии с ПДД.

Парковка

Парковка. Специально обозначенное (обустроенное и оборудованное при необходимости) место, являющееся частью дороги или примыкающее к проезжей части (тротуару), обочине, эстакаде, мосту, либо являющееся частью подэстакадных (подмостовых) пространств, площадей или иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений, сооружений, предназначенное для стоянки ТС.

Пройти онлайн экзамен по данной теме.

Смотреть далее: Что такое перекресток…

В начало страницы

KarpOff-270 ›
Блог ›
Тема 1. Общие положения. Часть 2

Дорога. Проезжая часть. Тротуары. Обочины. Трамвайные пути. Разделительная полоса. Полоса движения.

Элемент собственно образующий дорогу – это, безусловно, проезжая часть, и предназначена проезжая часть для движения безрельсовых транспортных средств (в том числе для движения автомобилей и мотоциклов).
Трамвайные пути – это тоже элемент дороги и предназначены они для движения трамваев.
Тротуар – это тоже элемент дороги и предназначен он для движения пешеходов.
Обочина – это тоже элемент дороги, и при отсутствии тротуара пешеходы должны двигаться по обочинам.

В сборнике ГИБДД есть задачка на эту тему, и она вполне может вам попасться на экзамене:
___________________________________________________________________________________
Являются ли тротуары и обочины частью дороги?
1. Являются.
2. Являются только обочины.
3. Не являются.
Поздравляю! Вы ответили на первую задачку. Осталось каких-нибудь 799.
___________________________________________________________________________________
Но устроители дорожного движения на этом не успокоились, взяли и придумали пятый элемент – разделительную полосу, и при этом в Правилах строго прописали:
Разделительная полоса НЕ предназначена для движения и остановки транспортных средств.</b>
Разделительная полоса – это, элемент дороги, выделенный конструктивно. По сути, это физическое препятствие, не позволяющее водителям оказаться на «встречке». Кроме того (и это крайне важно!), разделительная полоса делит дорогу на смежные, изолированные друг от друга проезжие части.

То есть, разделительная полоса это хорошо, она существенно повышает безопасность дорожного движения. Хотя есть тут и свои минусы: во-первых, построить разделительную полосу стоит денег, а, во-вторых, часть дороги вообще никак не используется – даже «Скорая помощь при всём своём желании двигаться по такой разделительной полосе не сможет.
Ok, сказали Правила, если слегка поступиться интересами безопасности, то можно практически за бесплатно организовать разделительную полосу на любой дороге. Только конструктивно она выделена не будет, а будет выделена с помощью всё той же дорожной разметки. Правил попросту предложили при необходимости обозначать границы разделительной полосы двумя сплошными линиями, разнесенными друг от друга на ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд, и дали такое определение:
Правила. Раздел 1. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

И про разделительную полосу на экзамене вас обязательно спросят:
___________________________________________________________________________________
На каком рисунке изображена дорога с разделительной полосой?


1. Только на правом.
2. На обоих.
3. Ни на одном.
Проезжую часть делят на полосы движения с помощью опять-таки дорожной разметки. При этом порядок движения на различных дорогах различен – например, на двухполосной дороге Правила разрешают выезжать на «встречку», а на многополосной дороге подобное деяние – это грубейшее нарушение тех же Правил.
Для того чтобы безошибочно выполнять требования Правил, водители должны понимать, есть ли у этой дороги разделительная полоса, сколько проезжих частей у данной дороги и сколько у этой дороги полос движения.
___________________________________________________________________________________
Правила. Раздел 1. «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Не думаю, что при наличии разметки у вас будут сложности с определением количества полос движения на дороге. Однако надо ещё и понимать, сколько у данной дороги проезжих частей, и об этом на экзамене вас будут спрашивать:
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.


Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сдвоенная сплошная линия разметки не может быть разделительной полосой по определению. У этой дороги одна проезжая часть, и четыре полосы движения (по две в каждом направлении), а сдвоенная сплошная разметка (осевая линия) показывает водителям, где чья половина проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Сколько проезжих частей имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.
3. Четыре.
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Одну.
2. Две.

3. Четыре.
И у этой дороги четыре полосы движения, но две проезжие части, изолированные друг от друга разделительной полосой.
___________________________________________________________________________________
Деление проезжей части на полосы движения упорядочивает транспортный поток, повышая безопасность на дороге — все двигаются строго по полосам, соблюдая рядность и, тем самым, выдерживая безопасные расстояния между боками автомобилей (то есть, выдерживая безопасные боковые интервалы).
А что делать, если разметки нет (ещё не нанесли) или её не видно, например, из-за выпавшего снега? По Правилам в этом случае водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части, и эту свою половину они должны мысленно разбить на полосы, выбрать полосу и двигаться по ней.
Необходимо только понимать, что ширина полосы движения — это ширина автомобиля (не мотоцикла, а именно автомобиля) плюс два безопасных боковых интервала справа и слева от водителя. То есть это где-то от 3-х до 4-х метров, и по этому поводу авторы экзаменационного сборника предложили вам пару задачек:
___________________________________________________________________________________
Сколько полос движения имеет данная дорога?
1. Две.
2. Четыре.
Авторы этой задачи хотят выяснить, в состоянии ли вы понять, сколько полос движения в каждом направлении имеет данная дорога в отсутствии разметки.
___________________________________________________________________________________
Нарушает ли водитель Правила, двигаясь посередине дороги?
1. Не нарушает.
2. Не нарушает, если отсутствуют встречные транспортные средства.
3. Нарушает.
А здесь авторы задачи хотят выяснить, знаете ли вы, что в отсутствии разметки водители обязаны выделять для движения в данном направлении ровно половину проезжей части.
___________________________________________________________________________________
Что такое перекрёсток.

Дорога общего пользования – это не только дорога, это ещё и всевозможные пересечения (с трамвайными путями, с пешеходными переходами, с велосипедными дорожками, с выездами из дворов и других прилегающих к дороге территорий).
Но самое важное пересечение – это, конечно же, пересечение дорог, то есть перекрёсток. Правила дают такое определение термину «Перекрёсток».

Правила. Раздел 1. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Жёлтые линии на рисунке это и есть «воображаемые линии, соединяющие начала закруглений проезжих частей».
Водители обязаны понимать, где точно начинается перекрёсток и где точно он заканчивается.
Во-первых, это важно при выполнении некоторых требований Правил. Например, в будущем мы узнаем, что на таком перекрёстке Правилами запрещён обгон. Согласитесь, что нелишне понимать, где начинает действовать это ограничение и где заканчивается.
Во-вторых, если вам, не дай Бог, доведётся стать участником ДТП, будьте внимательны при составлении протокола происшествия. Очень может быть, что для вас окажется принципиально важным, где произошло столкновение – до перекрестка или на перекрёстке!

Необходимо только понимать, что перекрёсток это не любое вообще пересечение дорог, а пересечение дорог на одном уровне. И, кстати, не только пересечение, но ещё и примыкание, и разветвление дорог на одном уровне.

Почему это важно понимать? В будущем мы узнаем, что действие запрещающих знаков распространяется от места их установки и до ближайшего по ходу перекрёстка. На экзамене вам предложат этот рисунок и сопроводят его таким вопросом: «Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку за путепроводом»?
Путепровод это тоже дорога, только у неё кроме проезжей части есть ещё и железнодорожные пути. Но пересекаемся мы с этой дорогой на разных уровнях. И по Правилам это не перекресток! Перекрёсток будет где-то дальше, а пока вы до него не доехали, стоянка запрещена знаком.

Правила особо оговорили – не считаются перекрёстками выезды из прилегающих территорий, то есть выезды из дворов и из всевозможных учреждений и предприятий, расположенных вдоль дороги.
На самом деле выезд из прилегающей территории это примыкание двух дорог на одном уровне, и это подпадает под определение перекрёстка. Именно поэтому Правила не могли сказать, что выезды из прилегающих территорий НЕ ЯВЛЯЮТСЯ перекрёстками. Правила были вынуждены предложить нам – давайте договоримся, что выезды из прилегающих территорий НЕ СЧИТАЮТСЯ перекрёстками.
И это правильно, в противном случае пришлось бы знаки, поставленные на дороге, повторять после каждого выезда из двора (если считать его перекрестком).

На экзамене вам могут предложить вот такую задачу и сопроводят её таким вопросом: «На каком рисунке изображён перекрёсток»?
Ну что, на левом рисунке точно перекресток – примыкание двух дорог на одном уровне. А вот на правом рисунке это не перекрёсток. И действие знака в месте выезда из двора не прерывается. И принцип «помехи справа» здесь тоже не работает – выезжающий из прилегающей территории должен всем уступать дорогу.

Движение по трамвайным путям попутного направления

Рейтинг 2.8 из 5. Голосов: 11

Когда и в каких случаях можно двигаться на автомобиле по трамвайным путям попутного направления.

Отправь себе в социальную сеть, пригодится!

Движение по трамвайным путям регулирует пункт 9.6 правил дорожного движения:

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Соответственно, когда заняты все полосы в попутном направлении, разрешено выезжать на трамвайные пути, расположенные слева, и находящиеся на одном уровне с дорогой.

Нельзя:

создавать помех трамваю;

выезжать на пути встречного направления (лишение прав).

Трамвайные пути и сплошная линия.

В некоторых случаях вдоль трамвайных путей нанесена сплошная линия разметки. Данная ситуация вызывает много спорных моментов. С одной стороны, движение по трамвайным путям попутного направления разрешено, а с другой стороны разметку 1.1 пересекать нельзя. На сегодняшний день официальный ответ руководства ГИБДД – разметка обозначает край проезжей части. За пересечение данной линии могут вручить штраф за «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» — 500 рублей (2015 г.)

В Екатеринбурге на местном телевидении один сотрудник ГИБДД даже пошутил на данную тему, сказав, что сплошная линия обозначает лишь габариты трамвая. Шутку не оценили, а видео разлетелось по интернету.

Трамвайные пути и бордюр.

Бордюр, по сути, заменяет линию разметки и отделяет трамвайные пути от проезжей части. В данном случае работают те же правила, что и в предыдущем пункте.

Являются ли трамвайные пути двойной сплошной?

Сами по себе трамвайные пути двойной сплошной не являются. Однако, между путей иногда рисуют дополнительно данную разметку.

Разворот на трамвайных путях.

Разворот через трамвайные пути разрешен, если: a) не было совершено выезда на пути встречного направления;
b) отсутствует двойная сплошная между путей;
c) отсутствует знак 4.1.1 «Движение прямо»;
d) не создано помех трамваю.

Поворот налево с трамвайных путей на перекрестке. Левый поворот на перекрестке, имеющем трамвайные пути с левой стороны должен выполняться с данных путей, если нет знака 5.15.1 «Направления движения по полосам». При этом так же не должно создаваться помех трамваю.

Поворот налево с трамвайных путей и дополнительная секция светофора В данном случае поворот совершается точно так же, как и при обычном светофоре (предыдущий пункт)

Понравилось? Расскажите друзьям!

Разворот через трамвайные пути

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, относящихся к трамвайным путям, а также к выполнению различных маневров через трамвайные пути.

В частности, будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение по трамвайным путям, поворот с трамвайных путей, разворот через трамвайные пути, а также штрафы за неправильную езду по трамвайным путям.

Когда разрешено движение по трамвайным путям?

Правила дорожного движения разрешают движение по трамвайным путям только при выполнении нескольких условий:

  • трамвайные пути должны находиться слева;
  • трамвайные пути должны быть расположены на одном уровне с проезжей частью;
  • трамвайные пути должны идти в попутном направлении.

Основываясь на этом списке условий можно сразу же выявить ситуации, в которых движение по трамвайным путям запрещено:

  1. Трамвайные пути находятся справа от дороги. В городах, где организовано трамвайное движение, подобная ситуация далеко не редкость.
  2. Трамвайные пути находятся ниже проезжей части (на газоне) или выше проезжей части. В данном случае трамвайные пути являются разделительной полосой и выезд на них запрещен, т.к. разделительная полоса по определению не предназначена для движения и остановки транспортных средств.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути в любом случае является нарушением правил, и за него водитель может получить наказание в виде лишения прав. Однако об этом речь пойдет чуть позже.

Правила дорожного движения предусматривают возможность использования трамвайных путей для движения прямо, для поворота налево и для разворота. Обратите внимание, что трамвайные пути изначально не предназначены для поворота направо и выполнение подобного маневра в любом случае будет нарушением правил.

Подчеркну тот факт, что при выезде на трамвайные пути водитель не должен создать помех для движения трамваю.

Кроме того замечу, что выезд на трамвайные пути попутного направления может быть дополнительно запрещен с помощью дорожных знаков или разметки. Например, для этого может использоваться сплошная линия разметки вдоль трамвайных путей.

Движение прямо по трамвайным путям

Движение прямо по трамвайным путям попутного направления вне перекрестка возможно лишь в том случае, если заняты все попутные полосы движения на дороге.

Движение по трамвайным путям на перекрестке подробно обсуждалось в этой статье, поэтому повторно рассматриваться не будет.

Поворот налево через трамвайные пути

Поворот налево на трамвайных путях вне перекрестка должен выполняться следующим образом:

  1. Необходимо убедиться, что поворот не запрещен правилами дорожного движения: трамвайные пути находятся на одном уровне с проезжей частью и расположены слева от водителя. Кроме того следует обратить внимание на линии разметки, которые могут находиться справа, посередине и слева от трамвайных путей. Если хотя бы в одном из перечисленных мест нанесена сплошная (или двойная сплошная) линия разметки, то от маневра следует отказаться.
  2. Необходимо занять положение на трамвайных путях попутного направления. При этом нужно следить за трамваями, движущимися как в попутном направлении, так и во встречном.
  3. Необходимо выполнить поворот налево через трамвайные пути встречного направления. При этом поворот нужно сделать так, чтобы встречные трамвайные пути оказались для Вас перпендикулярными, т.е. нужно выехать на них под прямым углом. В противном случае маневр может рассматриваться сотрудниками ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления.

Разворот на трамвайных путях

Правила разворота на трамвайных путях совпадают с правилами выполнения поворота налево, речь о котором шла выше.

Еще раз обращаю внимание, что трамвайные пути в данном случае необходимо проехать под прямым углом, чтобы никому не дать повода заподозрить Вас в выезде на встречные пути.

Обгон по трамвайным путям

Выполнение обгона по трамвайным путям в настоящее время невозможно, т.к. обгон должен быть связан с выездом на полосу встречного движения, но движение по трамвайным путям встречного направления запрещено во всех случаях.

Опережение по трамвайным путям попутного направления правилами не запрещено.

Изменение правил дорожного движения

Начиная с 17 октября 2011 года вступило в силу решение Верховного Суда РФ, относящееся к пункту 9.6 правил дорожного движения. Оно указывает на то, что часть пункта 9.6, затрагивающего движение по трамвайным путям, следует признать недействующей. Звучит оно следующим образом:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г. N 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

Это усовершенствование правил устранило существовавшую ранее неоднозначность (с одной стороны, правила разрешали обгон по трамвайным путям попутного направления, а с другой стороны, такой маневр невозможен даже теоретически).

ДТП на трамвайных путях

В данном случае рассмотрим только дорожно-транспортные происшествия с участием автомобиля и трамвая. Связано это с тем, что авария на трамвайных путях с участием только автомобилей ничем не отличается от аварии, например, на парковке или на перекрестке.

Что касается ДТП при движении автомобиля по трамвайным путям, то виновным в нем всегда является водитель автомобиля, т.к. выезд на трамвайные пути изначально подразумевает, что не будет создано помех трамваю.

Замечу, что в некоторых ситуациях в ДТП может быть виноват и водитель трамвая. Например, при выезде трамвая из депо или при движении трамвая на запрещающий сигнал светофора.

Штрафы за движение по трамвайным путям

Выезд на попутные трамвайные пути

Наказание за выезд на трамвайные пути попутного направления зависит от того, какой пункт правил был нарушен при выезде.

Например, если трамвайные пути отделены сплошной линией разметки, то наказанием за нарушение правил будет штраф за нарушение требований дорожной разметки — 500 рублей.

Еще один пример. Создание помех движению трамвая попутного направления наказывается штрафом в размере 500 рублей.

Рекомендую распечатать таблицу штрафов ГИБДД и пользоваться ею для определения размеров возможных штрафов.

Остановка на трамвайных путях в настоящее время наказывается штрафом в размере 3 000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга и 1 500 рублей для остальных регионов. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье «Выделенные штрафы для городов федерального значения».

Выезд на встречные трамвайные пути

Движение по трамвайным путям встречного направления в настоящее время наказывается штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

Повторное наказание за то же самое нарушение составляет 1 год лишения прав. Ну а в том случае, если повторное нарушение зафиксировано с помощью средств автоматической видеофиксации нарушений, лишение прав будет заменено штрафом в размере 5 000 рублей.

Еще одна ситуация, в которой лишение прав заменяется штрафом, — это выезд на встречные трамвайные пути для объезда препятствия. В данном случае речь идет о штрафе в размере 1 000 — 1 500 рублей.

На этом рассмотрение ПДД для трамвайных путей завершено.

Удачи на дорогах!

Максим Калашников Последнее обновление: 7 сентября 2013 Раздел: Правила Дорожного Движения

Максим, соответствует ли ГОСТу двойная сплошная посередине трамвайным путей встречного направления?

Wowochka, просмотрел тексты ГОСТов. Там нет взаимосвязи между нанесением разметки и наличием трамвайных путей.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *