Бесхозное имущество

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог. Недвижимость есть, а пользы от неё нет. Никому, в том числе и муниципальным бюджетам. Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже. Эту проблему попытались решить законодатели. Министерство экономического развития издало приказ “Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной. Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир. Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно. При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной. Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой. Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке. По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений. Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: – прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; – правовая экспертиза документов; – внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества. Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости. Заявление подается от: – органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; – исполнительного органа государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов. Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления. Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости. К заявлению прилагаются: а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: – документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; – документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости. Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю. Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ. Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона. После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 2 к приказу). После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 3 к приказу). Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта. Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: – если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; – когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; – представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; – ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; – в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества. Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества. О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления. При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга). Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества. Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: – собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); – собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; – в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; – по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; – от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; – в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта. Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона. Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; – в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; – в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; – в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Признание недвижимого имущества бесхозяйным

  • Главная
  • О центре
  • Услуги
    • Земля
    • Градостроительные вопросы
    • Недвижимость
    • Защита интересов в судах
    • Корпоративные споры и сопровождение бизнеса
    • Прочие вопросы
  • Направления
    • Общие вопросы земельных отношений
      • Градостроительный и земельный аудит
      • Защита землепользователей в рамках контрольных мероприятий
      • Кадастровая стоимость земельного участка: порядок определения и обжалования
      • Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
        • Определение вида разрешенного использования земельного участка
        • Изменение вида разрешенного использования земельного участка
        • Вид разрешенного использования объектов капитального строительства
      • Порядок образования земельных участков и установления их границ
        • Первичное образование земельных участков
        • Раздел, выдел, объединение и перераспределение земельных участков
        • Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков
      • Приобретение (выкуп) земельных участков из государственной и муниципальной собственности без проведения торгов
        • Процедура приобретения участков без торгов
        • Цена выкупа земельных участков в Москве и Московской области
        • Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов
        • Ограничение земельного участка в обороте и изъятие из оборота
        • Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд
        • Запрет на приватизацию земельных участков
        • Спорные вопросы, связанные с оформлением земельных участков в собственность под объектами недвижимости
      • Приобретение земельных участков под зданиями
      • Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком
      • Статус сведений ЕГРН – «актуальные незасвидетельствованные»
      • Споры о вхождении участка в границы лесного фонда
      • Когда арендную плату за землю можно не платить?
      • Защита прав на землю
        • Иски о защите прав на землю
        • Земельные споры с государственными органами
    • Земельные отношения в Москве
      • Земля в аренду у г. Москвы
        • Арендная плата за землю в г. Москве
        • Предоставление земельных участков в аренду без торгов под объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты
      • Особенности строительства на арендованном участке в г. Москве. Арендная плата при строительстве
        • Заключение дополнительного соглашения. Расчет арендной платы
        • Проблемные моменты расчета арендной платы. Возможность ее законной оптимизации
        • Рассрочка внесения повышенной арендной платы
        • Особенности договора аренды для достройки объекта незавершенного строительства
      • Разрешённое использование и функциональное назначение земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с законодательством г. Москвы
        • Порядок и основания установления разрешенного использования участка в Москве
        • Классификация видов разрешенного использования в Москве
        • Функциональное назначение объектов капитального строительства в г. Москве
        • Плата за изменение разрешенного использования участков в г. Москве
      • Выбор схемы земельно-правовых отношений при реализации строительного проекта в г. Москве
      • Приобретение в собственность земельных участков в г. Москве
      • Специфика формирования и предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости в г. Москве
      • Налог на имущество по кадастровой стоимости в Москве
      • Ограничения и обременения прав на земельные участки в г. Москве
      • Особо охраняемые природные территории Москвы
      • Запрет на строительство (реконструкцию) в г. Москве
        • Порядок установления и снятия запрета на строительство
        • Экономические особенности режима запрета на строительство
      • Статус объектов самовольного строительства в г. Москве
      • Разрешение на строительство не требуется
      • Нецелевое использование земельных участков в г. Москве
      • Условия землепользования в «Новой Москве»
    • Земельные отношения в Московской области
      • Порядок предоставления земельных участков в Московской области
      • Порядок определения арендной платы за земельные участки в Московской области
      • Изменение вида разрешенного использования земельных участков в Московской области
      • Получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка
      • Ограничения прав на земельные участки в Московской области
      • Использование земель сельскохозяйственного назначения в Московской области
    • Вопросы градостроительной деятельности
      • Комплексное сопровождение строительства
      • Градостроительный регламент участка. Генеральный план и правила землепользования и застройки
        • Изменение ПЗЗ
        • Распространенные нарушения в правилах землепользования и застройки. Судебное оспаривание ПЗЗ
        • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Москве
        • Специфика зоны сохраняемого землепользования (индекс «Ф») по ПЗЗ Москвы
        • Изменение Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы
        • Индекс «Н» в ПЗЗ Москвы
        • Получение ГПЗУ в Москве
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Московской области
      • Проект планировки территории
        • Ситуации, когда подготовка проекта планировки обязательная
        • Подготовка проекта планировки в Москве
        • Подготовка проекта планировки в Московской области
      • Проект межевания территории
      • Зоны с особыми условиями использования территории
        • Общий порядок установления границ и режима зон с особыми условиями использования их отражения в ЕГРН
        • Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы
        • Санитарно-защитная зона
        • Зоны объектов культурного наследия
        • Зоны, связанные с объектами транспорта, энергетики и связи
        • Особо охраняемые природные территории (ООПТ)
      • Порядок осуществления строительства
        • Инженерные изыскания и подготовка проектной документации
        • Экспертиза проектной документации
        • Получение разрешения на строительство
        • Осуществление строительства
        • Получение разрешения на ввод в эксплуатацию
        • Строительство без разрешения на строительство
      • Реконструкция. Отличие от капитального ремонта и нового строительства
      • Строительство индивидуальных жилых домов (садовых домов и ИЖС)
      • Комплексное устойчивое развитие территории (КУРТ)
        • Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей недвижимости
        • Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
      • Договор о комплексном освоении территории
        • Заключение договора о комплексном освоении территории
        • Права и обязанности по договору о комплексном освоении территории
        • Преимущества и недостатки договора о комплексном освоении территории
        • Комплексное освоение территории для строительства жилья экономического класса
      • Развитие застроенной территории
        • Порядок заключения договора о развитии застроенной территории и договоров аренды участков
        • Права и обязанности сторон по договору о развитии застроенной территории
        • Основания расторжения договора о развитии застроенной территории
    • Оборот объектов недвижимости
      • Понятие объекта недвижимости
      • Проверка недвижимости перед покупкой
      • Размещение некапитальных объектов
      • Объекты незавершенного строительства
        • Понятие объекта незавершенного строительства и оформление прав на него
        • Права на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства
      • Споры об объектах самовольного строительства
      • Признание недвижимого имущества бесхозяйным
      • Защита права собственности
      • Возникновение права собственности на основании приобретательной давности
        • Порядок оформления прав на имущество в порядке приобретательной давности
    • Защита интересов в судах
      • Судебные споры о земле
      • Защита права собственности
      • Судебная защита по корпоративным спорам
        • Споры о восстановлении корпоративного контроля
        • Оспаривание решений органов управления юридического лица
        • Оспаривание сделок хозяйственного общества
      • Судебная защита по искам об оспаривании сделок
      • Судебная защита по искам о взыскании
      • Судебная защита по делам об оспаривании действий или бездействия публичных органов
      • Затягивание рассмотрения судебных споров: тактики и контртактики
    • Вопросы банкротства
      • Банкротство: обзор последствий введения процедуры и правовых возможностей
      • В чем выгода процедуры банкротства для должника?
      • В чем выгода процедуры банкротства для кредитора?
      • Как оспорить сделки должника, совершенные в преддверии банкротства?
        • Подозрительные сделки с неравноценным встречным предоставлением
        • Подозрительные сделки с целью причинения вреда другим кредиторам
        • Сделки с предпочтением
        • Сделки, совершенные с целью злоупотребления правом
      • Как заставить директора и владельца бизнеса платить по долгам должника?
      • Как правильно бороться с фиктивными требованиями кредиторов?
      • Банкротство физических лиц: как очиститься от долгов?
      • Образец письма должнику от кредитора с требованием о добровольной уплате долга и описанием последствий введения процедуры банкротства
    • Инвестиционная деятельность
      • Виды инвестиционных договоров в сфере строительства
        • Договоры купли-продажи будущей вещи
        • Смешанные договоры, содержащие элементы подряда и купли–продажи будущей вещи
        • Договор простого товарищества при реализации строительных проектов
      • Инвестиционные контракты с участием публичных субъектов
      • Способы привлечения средств граждан для жилищного строительство. Долевое участие в строительстве
        • Специальные требования при заключении договора долевого участия
        • Условия договора долевого участия
      • Публично-частное партнёрство как форма инвестиций в проекты с государственным участием
        • Концессионные соглашения
        • Государственно-частное и муниципально-частное партнерство
    • Защита прав участников долевого строительства
      • Гарантии защиты прав и законных интересов участников долевого строительства
      • Нарушение сроков строительства застройщиком: способы защиты
      • Ответственность застройщика перед участником долевого строительства
      • Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства
      • Передача застройщиком объекта долевого строительства с недостатками
      • Расторжение договора участия в долевом строительстве
      • Применение законодательства РФ о защите прав потребителей по спорам с участием дольщиков
      • Последствия незаконного привлечения застройщиком денежных средств граждан
      • Защита прав участников строительства при банкротстве застройщиков
        • Возможные варианты требований дольщика
        • Процедуры банкротства застройщика
        • Объект незавершенного строительства и земельный участок застройщика-банкрота
        • Реализация с торгов объекта незавершенного строительства и иного имущества
        • Передача завершенного строительством объекта
  • Примеры работ
    • Примеры работ
  • Град. аудит
  • Контакты

Статья 225. Бесхозяйные вещи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 333-ФЗ в пункт 4 статьи 225 настоящего Кодекса внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данную вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Бесхозяйное имущество. Постановка на учет

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно установленному Гражданским кодексом порядку бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником, либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Основанием для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, является заявление органа местного самоуправления, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект не имеет собственника, а также документы, содержащие описание объекта.
К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, а также документы, выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Органу местного самоуправления, обратившемуся за регистрацией бесхозяйного объекта, выдается расписка в получении документов, представленных для принятия на учет объекта недвижимого имущества, в которой указываются: дата представления документов; перечень документов с указанием их реквизитов; количество экземпляров каждого из представленных документов; количество листов в каждом экземпляре документа; номер книги учета входящих документов и порядковый номер записи в книге учета входящих документов; фамилия и инициалы работника органа принимающего документы.
В случае отказа собственника от права собственности на объект к документам прилагается его заявление об отказе.
Принятие объекта на учёт осуществляется путём внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН). Плата за принятие на учёт объектов недвижимого имущества в качестве бесхозяйного с органов местного самоуправления не взимается.
До внесения в ЕГРН записей о принятии на учет бесхозяйного объекта осуществляется правовая экспертиза представленных документов с целью установления отсутствия оснований для отказа в принятии на учет или приостановления принятия на учёт.
После принятия на учёт объекта недвижимого имущества органу местного самоуправления направляется уведомление о принятии на учёт объекта недвижимого имущества по установленной форме, которая должна содержать следующие сведения: наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав; кадастровый номер объекта недвижимого имущества; адрес (местоположение), наименование и назначение объекта недвижимого имущества; номер, указанный в графе «Номер регистрации» Единого государственного реестра прав; дата внесения записи в ЕГРН.
С учёта в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества снимается с момента государственной регистрации права собственности на данный объект.
Государственная регистрация права муниципальной собственности на бесхозяйный объект осуществляется по истечении года со дня принятия на учёт этого объекта недвижимого имущества на основании вступившего в силу решения суда.
Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного также может быть осуществлена государственная регистрация права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет.
В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента государственной регистрации права собственности на него.
Также независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этом случае объект недвижимого имущества считается снятым с учета в качестве бесхозяйного с момента внесения записи о снятии его с учета.
Заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество подаётся в суд по месту нахождения объекта органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Суд, признав, что объект не имеет собственника, или собственник объекта не известен, и он принят на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на этот объект.

Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов

Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах. Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают. Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.

Когда имущество нельзя признать бесхозяйным

Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной

Вещь считается бесхозяйной, если:

  • она не имеет собственника;
  • ее собственник неизвестен;
  • собственник отказался от прав на нее.

Это установлено пунктом 1 статьи 225 ГК.

Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п. 19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).

Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.

ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала. Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи. Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.

Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).

Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет

Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже

Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления. Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет. Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).

Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.

ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.

Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК). Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).

Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества

Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет

По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.

ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.

Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей. В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет. При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).

Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.

ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.

Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него. Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).

Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом

Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.

Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана. Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности. Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.

Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.

ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании. По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности. Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.

Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве. Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.2018 № 5-КГ18-227).

Выводы и рекомендации

Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду

1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.

2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.

3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *