Списание автошин по пробегу

Как правильно организовать учет автошин?

В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.

Организация учетного процесса

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9-р (далее – Правила № АЭ 001-04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03-2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001-04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Принятие автошин к учету

Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.

В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н).

Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям № 65н расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:

Казенное учреждение(Инструкция № 162н*)Бюджетное учреждение(Инструкция № 174н**)Автономное учреждение(Инструкция № 183н***)
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Отражены расчеты по приобретению автошин…
…в безналичном порядке
1) без авансирования по контракту
1 302 34 830 1 304 05 340 0 302 34 830 0 201 11 610 0 302 34 000 0 201 11 000
2) при авансировании по контракту
1 206 34 5601 302 34 830 1 304 05 3401 206 34 660 0 206 34 5600 302 34 830 0 201 11 6100 206 34 660 0 206 34 0000 302 34 000 0 201 11 0000 206 34 000
…наличными деньгами
1 208 34 560 1 201 34 610 0 208 34 560 0 201 34 610 0 208 34 000 0 201 34 000
Сформирована фактическая стоимость автошин, приобретенных…
…у поставщика
1 106 34 340 1 302 хх 730 0 106 34 340 0 302 хх 730 0 106 34 000 0 302 хх 000
…через подотчетное лицо
1 106 34 340 1 208 хх 660 0 106 34 340 0 208 хх 660 0 106 34 000 0 208 хх 000
Приняты к учету автошины…
…по фактической стоимости
1 105 36 340 1 106 34 340 0 105 36 340 0 106 34 340 0 105 36 000 0 106 34 000
…по стоимости приобретения (при отсутствии дополнительных расходов)
1 105 36 340 1 302 34 7301 208 34 660 0 105 36 340 0 302 34 7300 208 34 660 0 105 36 000 0 302 34 0000 208 34 000

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Отражаем в учете замену шин

Акценты этой статьи:

  • чем является замена шин на автомобиле – ремонтом или техобслуживанием;
  • как отражается в учете операция по замене шин.

Когда можно заменить шины

Шины на автомобиле можно заменить в следующих случаях:

1. В случае окончания срока эксплуатации. Срок использования шины зависит от ее фактического пробега (ресурса) и высоты рисунка протектора. Предельные значения высоты рисунка протектора пневматических шин приведены в приложении 6 к Нормам, утвержденным приказом Минтранса от 20.05.06 г. № 488 (далее – Приказ № 488, Нормы № 488).

Средний срок эксплуатации шин исчисляется по алгоритмам с поправкой на коэффициенты, которые учитывают условия эксплуатации (например, климатические условия, тип дорожного покрытия, грузоподъемность автомобиля и др.).

Однако если производителем шин установлены другие нормы их эксплуатации (например, это может указываться в договоре купли-продажи, в эксплуатационной документации и т. п.), то предприятие должно применять эти нормы, а не те, что утверждены Приказом № 488.

Если же нормы эксплуатации для приобретенных шин не указаны ни в Нормах № 488, ни в документах производителя – тогда предприятию нужно заказать разработку временных норм в ведущей организации по таким вопросам (п. 3.7, 5.1 Норм № 488).

2. В случае фактического износа. Шины могут списываться не только по окончании срока эксплуатации, повод для их списания может наступить и раньше. Например, если будут обнаружены эксплуатационные или производственные дефекты, которые не подлежат ремонту или их ремонт является экономически нецелесообразным (п. 3.2 Норм № 488).

3. Сезонная замена. Замена летних шин на зимние и наоборот. Эта операция не зависит от выработки ресурса шины.

Замена шин: ремонт или техобслуживание?

Порядок техобслуживания (далее – ТО) и ремонтов автомобиля регламентируется Положением, утвержденным приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее – Положение № 102). Это же Положение содержит и определение терминов (п. 1.3), в частности:

ТО – это операции по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля во время его эксплуатации, хранения, транспортировки;

текущий ремонт – работы, в ходе которых происходит замена и/или обновление отдельных изношенных частей, выполняемые для обес- печения или восстановления работоспособности транспортного средства (далее – ТС);

капитальный ремонт – замена или обновление любых частей ТС (в т. ч. и основных) с целью восстановить исправность и полный или близкий к полному ресурс такого ТС.

Из этих определений можно сделать вывод, что операцию по замене шин нельзя считать ремонтом, она является частью ТО.

И пусть вас не смущает тот факт, что операция по замене шин не упоминается в перечнях операций ТО-1 (приложение А к Положению № 102) и ТО-2 (приложение Б к Положению № 102) и в приложении В, где указаны виды сезонного ТО.

Ведь в этих приложениях прямо сказано, что перечень работ, приведенный в них, является примерным. Поэтому рекомендуем вам разработать и утвердить приказом по предприятию перечень операций, которые относятся к ТО, куда включить и замену шин.

Документальное оформление замены шин

Текущие эксплуатационные характеристики шины отражаются в Карточке учета пробега (наработки) пневматической шины по форме, приведенной в приложении 5 к п. 7.1 Норм № 488 (далее – карточка).

В карточке отражается, в частности, фактический пробег и технические характеристики шины на дату ее установки на автомобиль и на дату снятия с автомобиля, остаточная высота рисунка протектора, причины изъятия шины из эксплуатации (в т. ч.

и в случае сезонной замены).

При отпуске шин со склада и при передаче на склад оформляется Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193).

Отражение замены шин в учете

Бухгалтерский учет

Учет шин зависит от способа их поступления.

1. Если шины приобретаются вместе с автомобилем (т. е. их цена входит в стоимость автомобиля), то их стоимость числится на субсчете 105 «Транспортные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля. То есть замена шин и их списание в этом случае отражается только в аналитическом учете предприятия.

2. Если шины приобретаются и приходуются отдельно, тогда они относятся к запасам и учитываются на субсчете 207 «Запасные части». В этом случае при передаче шин в эксплуатацию можно выделить два варианта учета:

Вариант 1. Стоимость шин при передаче в эксплуатацию списывается на расходы – в зависимости от направления использования ТС: Дт 23, 91–93 – Кт 207.

При возврате шин из эксплуатации (например, в случае сезонной замены) они приходуются на баланс по чистой стоимости реализации (п. 24 П(С)БУ 9) проводкой Дт 207 – Кт 719.

При следующей передаче шин в эксплуатацию их стоимость снова списывается с баланса.

При использовании этого варианта стоимость шин в периоде их эксплуатации на бухгалтерских счетах не отражается, учет шин ведется только в количественном выражении по материально ответственным лицам.

Вариант 2. При передаче в эксплуатацию шины учитываются по первоначальной стоимости. Шины учитываются по первоначальной стоимости до момента их фактического списания. К субсче- ту 207 открывают счета второго порядка (например, 20711 «Шины на складе», 20712 «Шины в эксплуатации»).

Отметим, что недостатком этого варианта является завышенная стоимость шин в учете. Ведь, согласно п. 24 П(С)БУ 9, запасы должны отражаться в бухучете по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости или чистой стоимости реализации.

А поскольку при эксплуатации шин их стоимость снижается, то получается, что реальная стоимость активов предприятия завышена, а это влияет на достоверность финансовой отчетности.

Правда, такое влияние будет значительным только в случае, если стоимость шин является существенной по сравнению со стоимостью других активов предприятия.

Плюс этого варианта в том, что оборот шин можно отследить на бухгалтерских субсчетах.

Какой из двух вариантов выбрать, бухгалтер предприятия решает сам, опираясь на свое профессиональное суждение. Выбранный вариант учета шин рекомендуем закрепить в приказе об учетной политике предприятия.

Налоговый учет

Учет по налогу на прибыль ведется согласно данным бухучета. То есть эксплуатация шин не приводит к возникновению разниц между результатами налогового и бухгалтерского учета.

Исключение из этого правила – случай, когда шины оприходованы в составе автомобиля непроизводственного назначения, поскольку тогда расходы на амортизацию и ремонт не учитываются при определении базы налогообложения (пп. 138.3.2 Налогового кодекса). То есть финрезультат до налогообложения в этом случае будет увеличен на сумму амортизации, начисленной в бухучете.

Суммы НДС, уплаченные (начисленные) при осуществлении расходов на замену шин, включаются в состав налогового кредита отчетного периода – при наличии надлежащим образом оформленной и своевременно зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.

Пример

Предприятием были приобретены зимние шины для автомобиля, который используется в административных целях. Стоимость услуг СТО по замене шин составила 240 грн. (в т. ч. НДС – 40 грн.).

В таблице приведем учет шин по двум вышеприведенным вариантам.

(грн.)

Таблица для печати доступная на странице: https://uteka.ua/tables/11665-0

№ п/п операции Первичные документы Бухгалтерский учет
Дт Кт Сумма
1 2 3 4 5 6
Вариант 1
1 Оприходованы на склад зимние шины Накладная типовой формы М-12* 2071 631 3 700
2 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 740
3 Установлены зимние шины на автомобиль Типовая форма № М-11, карточка 92 2071 3 700
4 Отражены услуги СТО по замене шин Акт выполненных услуг 92 631 200
5 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 40
6 Поступили на склад летние шины, снятые с автомобиля Типовые формы № М-11, № М-12 2071 719 2 300
Вариант 2
1 Оприходованы на склад зимние шины Накладная типовой формы М-12* 20711 631 3 700
2 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 740
3 Установлены зимние шины на автомобиль Типовая форма № М-11, карточка 20712 20711 3 700
4 Отражены услуги СТО по замене шин Акт выполненных услуг 92 631 200
5 Отражен налоговый кредит по НДС Налоговая накладная 641 631 40
6 Поступили на склад летние шины, снятые с автомобиля Типовые формы № М-11, № М-12 20711 20712 2 300
* Утверждена Приказом № 193.

Отражение шин в бухучете зависит от способа их поступления на предприятие и допускает два варианта:

  • либо стоимость шин списывается в состав расходов при передаче их в эксплуатацию (например, при сезонной замене),
  • либо шины учитываются по первоначальной

Можно ли в бухгалтерском учете едновременно списать приобретенные шины

Шины переданы в эксплуатацию: Дебет счета 20 «Основное производство» Кредит счета 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части» — 25 000 руб.

Обоснованием равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, являются положения Методических указаний по учету материально-производственных запасов, предусматривающие зачисление на счет учета расходов будущих периодов стоимости материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам.

Кроме того, такой подход позволяет соблюдать требование ПБУ 10/99 о соответствии доходов и расходов. Порядок равномерного списания стоимости автомобильных шин, переданных в эксплуатацию, в настоящее время законодательно никак не закреплен. Каждое предприятие вправе самостоятельно установить в своей учетной политике порядок такого списания.

Поэтому правила оформления операций, связанных с их поступлением и вводом в эксплуатацию, аналогичны общему порядку оформления поступающих и списываемых материалов. Поскольку момент списания стоимости автомобильных шин не совпадает с моментом их полного износа, организация должна обеспечить их сохранность и контроль за использованием.

Внимание

Документы, которые могут подтвердить обоснованность расходов по замене шин, законодательно не установлены. Однако заводить подобные документы для отражения всей информации об эксплуатации автомобильной шины целесообразно.

До 1 января 2008 года организации могли использовать бланк карточки, утвержденной распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р.

Учет шин, приобретенных отдельно от автомобиля Итак, в том случае, когда автомобильные шины приобретены вместе с автомобилем, они учитываются на счете 01 «Основные средства» в составе первоначальной стоимости автомобиля. Практика эксплуатации автомобиля свидетельствует о том, что автомобильные шины приходят в негодность гораздо быстрее, чем автомобиль, вместе с которым они были приобретены.

Обратимся к нормативным актам в части порядка ведения бухгалтерского учета. Начнем с констатации факта, что автомобильная шина не является объектом основных средств.

При приобретении шин: Дебет 10-5 Кредит 60 – оприходованы автомобильные шины (на основании товаросопроводительных документов от поставщика); Дебет 20 Кредит 10-5 – введены шины в эксплуатацию (установлены на автомобиль).

При списании шин до истечения срока их нормативного использования: Дебет 10-5 Кредит 20 – отражена стоимость шин с учетом пробега (например, на основании требования-накладной); Дебет 91-2 Кредит 10-5 – отражены сверхнормативные расходы.

Организация вправе самостоятельно выбрать один из вариантов учета. При этом сделанный выбор не окажет влияния на расчет налогов (налога на прибыль, НДС, единого налога при упрощенке, ЕНВД).

Для целей налогообложения поступление и установка шин отражается как приобретение и замена запчастей в автомобиле. Сезонная замена шин При сезонной замене шин технические характеристики автомобиля не восстанавливаются.

Консультантплюс:форумы

Важно

Если организация приобретает шины отдельно от автомобиля, то независимо от стоимости и срока полезного использования в состав амортизируемого имущества они не включаются. Это объясняется следующим. Во-первых, автомобильные шины не являются средствами труда, предназначенными для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.

А именно эта характеристика позволяет квалифицировать то или иное имущество как основное средство и включать его в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ). Во-вторых, автомобильные шины не поименованы в качестве отдельной позиции ни в Общероссийском классификаторе основных фондов, ни в разработанной на его основе Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г.
№ 1. Однако определять срок полезного использования амортизируемого имущества нужно в соответствии с этими документами (п. 1 ст.

Статья

При этом важным фактором в данном случае является то, что остатки могут быть признаны возвратными отходами в целях налогообложения прибыли, если они частично утратили свои потребительские качества и не используются по назначению. Из буквального прочтения нормы п. 6 ст.

254 НК РФ шины, подлежащие утилизации, не пригодные к дальнейшему использованию, не признаются возвратными отходами.

Однако, по мнению автора, при выбытии шин ранее срока их нормативного использования возможно использовать данную норму и уменьшить сумму материальных расходов на стоимость возвратных отходов, определенную одним из методов, закрепленных в подп. 2 п. 6 ст. 254 НК РФ.

Порядок учета норм списания и срока службы автомобильных шин

Сдача изношенных шин специализированной организации оформляется в бухгалтерском учете как обычная реализация материалов. Доход от продажи материально-производственных запасов учитывается в составе прочих доходов (п. 7

Учет автомобильных шин

Шины — наиболее изнашиваемая часть автомобиля. Их смена необходима не только при полном износе, выходе из строя, но и при смене сезона.
Учет автомобильных шин вызывает у бухгалтеров множество вопросов, поскольку ни в нормативных документах по бухгалтерскому учету, ни в Налоговом кодексе РФ нет четких правил, регламентирующих учет шин, особенно шин, входящих в сезонный комплект.
В том случае, когда организация покупает автомобиль, вопрос учета шин не возникает. Шины, идущие с автомобилем, в т.ч. и запасные, учитываются в первоначальной стоимости автомобиля (п. 6 ПБУ 6/01, п. 10 Методических указаний по учету основных средств). Аналогичная ситуация и в налоговом учете.
Если же организация покупает шины отдельно от машины, то их надо рассматривать как самостоятельные объекты учета.
Учитывая, что приобретенные шины, как правило, служат не один год, а их стоимость в некоторых случаях превышает 20 000 руб., некоторые организации предпочитают учитывать автошины как основные средства. Такой поход нам представляется неверным. В соответствии с п. 6 ПБУ 6/01 инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.
Автомобильная шина не может использоваться отдельно от автомобиля, т.е. самостоятельно выполнять какие-либо функции. Тем самым, не выполняется одно из условий для признания имущества в качестве основного средства в бухгалтерском учете. Кроме того, ни в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), ни в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденном Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) нет такого самостоятельного объекта, как автомобильные шины.
Шины, приобретенные отдельно от автомобиля, в бухгалтерском учете следует отражать как материальные запасы по фактической стоимости на счете 10 «Материалы», субсчет «Запасные части». Согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-5 «Запасные части» можно учитывать шины, находящиеся в запасе и в обороте.
Затраты на приобретение шин в бухгалтерском учете относятся на счета учета затрат (сч. 20, 25, 26, 44 и т.д.).
В результате стоимость шин учитывается при формировании себестоимости или при определении суммы расходов текущего месяца, либо при формировании месячной суммы расходов на продажу.
В налоговом учете автомобильные шины могут учитываются как материальные расходы (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) или затраты на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ расходы на приобретение шин признаются на дату передачи их в эксплуатацию, т.е. на дату установки шин на автомобиль.
Между тем, автомобильные шины эксплуатируются в течение длительного времени. Кроме того, при сезонной замене одни шины снимаются с автомобиля и передаются на склад, другие, напротив, передаются в производство и ставятся на автомобиль.
ПБУ 5/01 «Учет материально — производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н, не регламентируют порядок отражения замены шин.
Основными документами по учету шин до недавнего времени являлись Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02 (далее — Временные нормы) и Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р (далее — Правила). Данные документы, хоть и являлись отраслевыми, но в силу специфики учета шин (их сменности, определения износа и т.д.) организации могли использовать в целях верного определения метода учета автомобильных шин. На сегодняшний день эти документы являются недействующими (Временные нормы действовали до 01.01.2007 г., а Правила — до 30.12.2007 г.).
С нашей точки зрения, возможно несколько вариантов учета шин, приобретенных отдельно от автомобиля.
Первый вариант. Отражать движение автомобильных шин на субсчетах. К счету 10 «Материалы», субсчет 10-5 «Запасные части» открываются два субсчета второго порядка:
— 10-5-1 «Автомобильные шины в запасе»;
— 10-5-2 «Автомобильные шины в обороте».
При поступлении на склад шины приходуются в общеустановленном порядке по фактической стоимости на субсчете 10/5-1 «Автомобильные шины в запасе».
При наступлении сезона они устанавливаются на автомобиль и переводятся на субсчет 10/5-2 «Автомобильные шины в обороте». Одновременно на склад приходуется снятый комплект шин.
В данном варианте при сезонной смене автомобильных шин на счета учета затрат относится лишь часть стоимости шины, точнее, стоимость с учетом износа в зависимости от нормы пробега.
Согласно п. 43 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153, расходы на восстановление износа и ремонт автомобильных шин включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации. Данное нормирование ранее могло осуществляться на основании Временных норм. Учитывая, что аналогичных норм на сегодняшний момент не действует, организация для достоверного определения величины расходов может в учетной политике установить нормы, схожие с Временными нормами.
Рассмотрим на примере вариант учета сезонных шин (для наглядности расчетов все примеры рассмотрены без учета НДС).

Пример. Организация приобрела в октябре комплект зимних шин общей стоимостью 12 000 руб. Сезонная смена шин проводится организацией 2 раза в год: в октябре и марте. Воспользовавшись Временными нормами, бухгалтер рассчитал стоимостное выражение пробега за сезон: летних шин в размере 2 000 руб., зимних — 3 000 руб.
При поступлении комплекта зимних шин и их сезонной смене в октябре 2009 года:
Дт 10-5-1 Кт 60 — 12 000 руб. — оприходован комплект зимней резины
Дт 10-5-1 Кт 10/5-2 — 8 000 руб. — сняты с автомобиля летние шины цена
Дт 10-5-2 Кт 10-5-1 — 12 000 руб. — установлены на автомобиль зимние шины
Дт 68 — Кт 77 — 2 400 руб. (12 000 руб. х 20%) — отражено возникновение ОНО при приобретении зимних шин, т.к. в налоговом учете шины списываются при установке на автомобиль
Дт 20 Кт 10-5-2 — 3 000 руб. — учтена в составе расходов стоимость зимних шин с учетом пробега
Дт 77 Кт 68 — 600 руб. (3 000 руб. х 20%) — погашено ОНО по списанной стоимости зимних шин
При сезонной смене в марте 2010 года:
Дт 10-5-1 Кт 10-5-2 — 9 000 руб. (12 000 руб. — 9 000 руб.) — переданы зимние шины на склад
Дт 10-5-2 Кт 10-5-1 — 8 000 руб. — установлены на автомобиль летние шины
Дт 20 Кт 10-5-2 — 2 000 руб. — учтена в составе расходов стоимость летних шин с учетом пробега
Дт 77 Кт 68 — 400 руб. (2 000 руб. х 20%) — погашено ОНО по списанной стоимости летних шин
При сезонной смене в октябре 2010 года:
Дт 10-5-1 — Кт 10-5-2 — 6 000 руб. (8 000 руб. — 2 000 руб.) — переданы летние шины на склад
Дт 10-5-2 Кт 10-5-1 — 9 000 руб. — установлены на автомобиль зимние шины

Аналитический учет шин можно вести, воспользовавшись Правилами. В них содержалась подробная инструкция по учету работы пневматических шин. Так, согласно п. 83, 84, 86 Правил на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, должна была заводиться карточка учета ее работы (приложение 12 к Правилам). Учитывая, что Правила являются недействующим документом, организация в учетной политике может предусмотреть аналогичные Правилам нормы учета шин.
Данный вариант учета предполагает списание шин на расходы не сразу, а постепенно. Полное списание произойдет после того, как шины по окончании срока использования придут в негодность и будут сняты с эксплуатации. При этом на учете по стоимости с учетом фактического износа всегда будут числиться шины, не используемые в текущем сезоне. Следовательно, данный метод позволяет дать стоимостную оценку износа и состояния сезонной резины по данным бухгалтерского учета.
К недостаткам данного метода можно отнести его трудоемкость (приходится рассчитывать фактический износ), применение ПБУ 18/02 (возникают разницы между бухгалтерским и налоговым учетом).
Второй вариант. Применение счета 97.
Данный вариант схож с первым, с той лишь разницей, что стоимость приобретенных сезонных шин сразу со счета 10, субсчет 10-5 относится в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов».
Согласно п. 94 Методических указаний по учету МПЗ стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам, зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. Данное подтверждается и нормой п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются на бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Так, например, в учетной политике организация может определить, что стоимость шин списывается в себестоимость равномерно в соответствии с их пробегом либо равномерно в течение периода срока действия шин. В первом случае расчет пробега также может производиться по формулам, аналогичным содержащимся во Временных нормах, во втором — ежемесячное списание исходя из установленного изготовителем срока использования и стоимости шин.

Пример. Организация приобрела в октябре комплект зимних шин общей стоимостью 12 000 руб. Срок службы шин изготовителем указан как 2 года. В учетной политике организация установила, что шины списываются равномерно в течение срока их действия.
При приобретении зимних шин в октябре 2009 года:
Дт 10-5 — Кт 60 — 12 000 руб. — оприходованы зимние шины
Дт 97 — Кт 10-5 — 12 000 руб. — стоимость зимних шин отражена в составе расходов будущих периодов
Дт 68 — Кт 77 — 2 400 руб. (12 000 руб. х 20%) — отражено возникновение ОНО при приобретении зимних шин, т.к. в налоговом учете шины списываются при установке на автомобиль
С октября по декабрь 2009 года:
Дт 20 — Кт 97 — 500 руб. (12 000 руб. / 24 мес.) — часть стоимости шин перенесена на себестоимость продукции
Дт 77 — Кт 68 — 100 руб. (500 руб. х 20%) — отражено ежемесячное погашение ОНО

При таком варианте соблюдается принцип соответствия доходов и расходов, закрепленный в п. 19 ПБУ 10/99. Между тем, он также усложняет работу бухгалтера, поскольку возникают временные разницы, приходится применять ПБУ 18/02. Кроме того, этот вариант учета сезонной резины не представляет точной информации о текущей стоимости шин, которая может снижаться в процессе их эксплуатации и износа (особенно, если стоимость шин будет списываться равномерно в течение срока использования шин).
В аналитическом учете организации лучше организовать учет шин по ответственным лицам (водителям).
Третий вариант. Списание шин на расходы в момент установки
Согласно п. 93 Методических указаний по учету МПЗ при передаче со склада в подразделения материалы и прочие МПЗ списываются на затраты. Все условия признания расходов, установленные в п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», при таком варианте соблюдаются.
Сезонная смена шин в бухгалтерском учете не отражается. Списанные автомобильные шины для контроля за их сохранностью в данном случае могут отражаться на забалансовых счетах по ответственным лицам.

Пример. Организация приобрела в октябре комплект зимних шин общей стоимостью 12 000 руб.
При приобретении зимних шин и их установке на автомобиль в октябре 2009 года:
Дт 10-5 — Кт 60 — 12 000 руб. — оприходованы зимние шины
Дт 20 — Кт 10-5 — 12 000 руб. — отражена передача шин в производство

Данный вариант учета самый простой из представленных выше. Не возникает временных разниц, применения ПБУ 18/02 не требуется. Между тем, в процессе эксплуатации шина может выйти из строя раньше установленного изготовителем срока использования. В таком случае себестоимость продукции (работ, услуг) организации будет завышена.
Таким образом, каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Учитывая, что нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат четких указаний по учету автомобильных шин, организации стоит самостоятельно разработать и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета вариант списания автомобильных шин. Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение автомобильных шин учитываются единовременно, на дату их установки на автомобиль.

Организация учетного процесса.

В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:

  • формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
  • перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.

При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:

  • Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
  • Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.

Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.

Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.

Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.

Установка автошин на транспорт.

При передаче шин в эксплуатацию (установке на автомобиль) их стоимость списывается с баланса на затраты учреждения. При этом может быть оформлен акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Решение о применении соответствующего документа должно быть закреплено в учетной политике учреждения.

Далее для осуществления контроля за движением шин их учет ведется на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» (п. 349 Инструкции № 157н). Указанные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Переданы автошины в эксплуатацию

1 401 20 272

1 109 хх 272

1 105 36 440

0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 36 440

0 401 20 272

0 109 хх 272

0 105 36 000

Приняты на забаланс автошины, установленные на автомобиль

Забалансовый счет 09

Забалансовый счет 09

Забалансовый счет 09

В учетной политике учреждения необходимо закрепить, в какой оценке автошины будут учитываться за балансом. Возможны два варианта:

  • в условной оценке: 1 шина – 1 руб.;
  • по фактической стоимости приобретения шин.

Также в целях ведения учета сезонных шин к забалансовому счету 09 целесообразно ввести дополнительные субсчета 09‑1 «Шины летние» и 09‑2 «Шины зимние», а также утвердить соответствующие документы по движению шин: накладную на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) или требование-накладную (ф. 0504204).

Порядок отражения в учете, а также документального оформления операций по замене шин (вследствие износа или посезонно) устанавливается в рамках формирования учетной политики.

Автономное учреждение культуры в рамках заключенного договора приобрело комплект летней резины на сумму 20 000 руб. Шины установлены на автомобиль взамен изношенных. Стоимость работ по шиномонтажу составила 1 500 руб. Все расходы производились за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. В соответствии с учетной политикой указанные расходы относятся к прямым затратам.

В бухгалтерском учете отражены следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Приняты автошины к учету

4 105 36 000

4 302 34 000

20 000

Отгрузочные документы поставщика, приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)

Погашена задолженность перед поставщиком

4 302 34 000

4 201 11 000

Забалансовый счет 18

20 000

Выписка из лицевого счета автономного учреждения (ф. 0531963)

Отражены расходы на шиномонтаж

4 109 60 225

4 302 25 000

1 500

Акт приема-сдачи выполненных работ

Погашена задолженность перед автомастерской

4 302 25 000

4 201 11 000

Забалансовый счет 18

1 500

Выписка из лицевого счета автономного учреждения (ф. 0531963)

Переданы автошины в эксплуатацию

4 109 60 272

4 105 36 000

20 000

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230)

Приняты на забаланс автошины, установленные на автомобиль взамен изношенных

Забалансовый счет 09

20 000*

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

* Исходим из условия, что учетной политикой учреждения предусмотрено принятие на забалансовый счет 09 комплектующих к автомобилю по фактической цене приобретения.

С целью замены зимней резины на летнюю водителю со склада казенного учреждения культуры отпущен комплект шин в количестве 4 шт. Снятые с автомобиля зимние шины переданы на склад кладовщику. В соответствии с учетной политикой учреждения автошины принимаются на забаланс в условной оценке: 1 шина – 1 руб., а для учета сезонных шин применяются субсчета 09‑1 «Шины летние» и 09‑2 «Шины зимние».

В бюджетном учете отражены следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражена замена зимней резины на летнюю (внутреннее перемещение автошин)

Забалансовый счет 09‑1

м. о. л. – водитель

Забалансовый счет 09‑1

м. о. л. – кладовщик

Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102)*

Забалансовый счет 09‑2

м. о. л. – кладовшик

Забалансовый счет 09‑2

м. о. л. – водитель

* В учетной политике учреждение вправе предусмотреть оформление движения шин между структурными подразделениями требованием-накладной (ф. 0504204).

Учет сезонных шин может быть организован без отражения операций на забалансовом счете 09 путем приведения соответсвующей информации во внутреннем учетном документе (к примеру, в карточке работы автомобильной шины).

Списание автошин, пришедших в негодность.

Списание автомобильных шин может происходить в случае недопустимости их дальнейшего использования в соответствии с действующими нормативами эксплуатации транспорта (превышение допустимой глубины протектора, наличие порезов, других повреждений и т. д.).

В результате проведения работ по замене пришедших в негодность шин, оформленных соответствующим актом приема-сдачи, отражается выбытие шин с забалансового счета 09 (абз. 3 п. 349 Инструкции № 157н). Решение о списании шин принимается постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.

Сама процедура списания может быть оформлена актом о списании материальных запасов (ф. 0504230) либо бухгалтерской справкой (ф. 0504833). Соответствующий документ устанавливается в учетной политике учреждения.

В последующем не пригодные для дальнейшего использования шины подлежат утилизации специализированной организацией. До момента утилизации указанные комплектующие учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» по стоимости, отраженной в документе о списании, либо в условной оценке: 1 шина – 1 руб. (п. 335 Инструкции № 157н).

Оприходование не пригодных для дальнейшей эксплуатации шин производится по оценочной стоимости на дату принятия их к учету (п. 106 Инструкции № 157н).

Указанные операции отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Списаны непригодные автошины с забалансового учета

Забалансовый счет 09

Забалансовый счет 09

Забалансовый счет 09

Приняты списанные автошины к забалансовому учету (до момента утилизации)

Забалансовый счет 02

Забалансовый счет 02

Забалансовый счет 02

Списаны автошины с забалансового учета

Забалансовый счет 02

Забалансовый счет 02

Забалансовый счет 02

Оприходованы непригодные автошины по оценочной стоимости

1 105 36 340

1 401 10 189

0 105 36 340

0 401 10 189

0 105 36 000

0 401 10 189

Переданы автошины на утилизацию

1 401 10 172

1 105 36 440

2 401 10 172

2 105 36 440

2 401 10 172

2 105 36 000

Начислен доход от утилизации непригодных автошин

1 205 74 560*

1 401 10 172

2 209 89 560

2 401 10 172

2 209 89 000

2 401 10 172

* Учреждение вправе предусмотреть в учетной политике применение счета 1 209 89 000.

Обращаем ваше внимание, что утилизация пришедших в негодность шин является одним из видов приносящей доход деятельности, которую казенные учреждения могут осуществлять, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ).

Что касается бюджетных и автономных учреждений, то они вправе заниматься иными видами деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и данные виды деятельности соответствуют названным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ).

Средства, полученные от подобной деятельности, казенные учреждения обязаны направлять в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ). А вот бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 8 ст. 2 Федерального закона № 174‑ФЗ).

Бюджетное учреждение культуры списало с забалансового учета пришедшие в негодность автомобильные шины в количестве 4 шт. на сумму 6 000 руб. В рамках заключенного со специализированной организацией договора эти шины были переданы на утилизацию. Стоимость утилизированных шин равна их текущей оценочной стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения в размере 1 200 руб.

В бухгалтерском учете отражены следующие корреспонденции счетов:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Списаны непригодные автошины с забалансового учета

Забалансовый счет 09

6 000

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Приняты списанные автошины к забалансовому учету (до момента утилизации)

Забалансовый счет 02

4*

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Списаны автошины с забалансового учета

Забалансовый счет 02

4*

Акт об утилизации

Оприходованы непригодные автошины по оценочной стоимости

2 105 36 340

2 401 10 189

1 200

Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207)

Переданы автошины на утилизацию

2 401 10 172

2 105 36 440

1 200

Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205)

Начислен доход от утилизации непригодных автошин

2 209 89 560

2 401 10 172

1 200

Договор, бухгалтерская справка (ф. 0504833)

* Исходим из условия, что учетной политикой учреждения предусмотрено принятие на забалансовый счет 02 комплектующих к автомобилю до момента их утилизации в условной оценке: 1 объект – 1 руб.

* * *

В заключение сформулируем основные выводы:

  1. Особенности организации учета автошин должны быть прописаны во внутреннем локальном акте учреждения.
  2. Шины, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе объекта основных средств, а отдельно – как материальные запасы.
  3. При установке новых шин на автомобиль их стоимость списывается на расходы учреждения и одновременно для обеспечения контроля за их использованием отражается на забалансовом счете 09.
  4. Автошины, пришедшие в негодность (не подлежащие ремонту), должны быть оприходованы на баланс учреждения для дальнейшего списания в утиль. До утилизации их учет следует организовать на забалансовом счете 02.

____________________________________________________________ полное наименование учреждения КАРТОЧКА
учета работы автомобильной шины № __________ (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) (нужное подчеркнуть)

Обозначение (размер) шины _________________________________

Модель шины _______________________________________________

Порядковый (заводской) номер ______________________________

Дата изготовления (неделя, год) ______________________________

Эксплуатационная норма пробега ____________________________

Завод-изготовитель новой шины или шиноремонтное

предприятие ________________________________________________

Ответственный за учет работы шины __________________________

Дата

Инвентарный номер автомобиля

Марка и модель автомобиля, его государственный номер

Показания спидометра при установке, тыс. км

Показания спидометра при снятии, тыс. км

Дата

Техническое состояние шины при установке

Причины снятия шины с эксплуатации

Подпись водителя

Заключение комиссии по определению пригодности шины к эксплуатации (на восстановление, углубление рисунка протектора, рекламацию или в утиль)

установки шины

снятия шины

Председатель комиссии __________ _________ ________

(должность) (подпись) (Ф. И. О.)

Члены комиссии: __________ _________ ________

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, №6, 2018 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *