Представительный законодательный орган РФ

What can I do to prevent this in the future?

реклама здесь 1

Cloudflare Ray ID: 41e69e3c203863a3 • Your IP : 5.189.134.229 • Performance & security by Cloudflare

Высшим законодательным органом РФ является Федеральное собрание — парламент РФ.

Состав законодательного органа:

Парламент РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по 1 от представительного и исполнительного органов государственной власти (166 депутатов).

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.

реклама здесь 2

Функции законодательной власти:

Основная их функция — осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти (назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека и других, отрешение Президента от должности и назначение выборов Президента, объявление амнистии, утверждение изменения границ между субъектами).

Право. Признаки и функции права.

Право — это система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Признаки права:

1. Общеобязательность (нормы обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства).

2. Определенность (нормы права всегда существуют в письменной форме (кодекс, закон, указ и т.п.)).

3. Обеспеченность (при неисполнении предписаний добровольно, государство принимает меры для их выполнения).

4. Многократность (неограниченное количество случаев).

5. Справедливость (выражает общую и индивидуальную волю граждан, основанную на справедливости).

Функции права:

Общесоциальные функции:

1. Экономическая – регулирование экономических отношений;

2.Политическая – регулирование политических отношений;

4.Коммутативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления;

5. Экологическая и др.;

Специально-юридические функции:

1. Регулятивная – реализуется через закрепление общественных отношений в нормативно-правовых актах, при этом обеспечивается свобода и организованность общественных отношений.

2. Охранительная – ориентирована на охрану положительных правоотношений и пресечение противоправного поведения.

Преступление. Виды преступлений. Каковы цели и виды наказаний?

Все правонарушения делятся на проступки и преступления.

Преступление — это предусмотренное уголовным правом общественно опасное действие, приносящее вред отдельной личности или организации, учреждению, предприятию.

Виды преступлений:

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, преступления делятся на:

1. Небольшой тяжести (до 3-х лет лишения свободы)

2. Средней тяжести (от 3-х до 5-и лет лишения свободы)

3. Тяжкие преступления (до 10-и лет лишения свободы)

4. Особо тяжкие преступления (от 10-и лет лишения свободы и более строгое наказание)

Виды наказаний

Уголовная ответственность – предусмотренное Уголовным кодексом наказание за уголовные правонарушения (преступления).

Уголовное наказание – мера принуждения виновного лица, временное лишение прав и содержание под стражей.

1. Ограничение свободы на определенный срок, содержание в колонии и тюрьме.

2. Пожизненное лишение свободы за совершение особо тяжких преступлений (за исключением граждан до 18 и после 65 лет).

3. Смертная казнь – высшая мера наказания. В России в настоящее время смертная казнь временно не применяется.

Также могут применять дополнительные наказания: денежные штрафы, исправительные и принудительные бесплатные работы на благо государства, содержание в следственном изоляторе на время ведения следствия.

Цели наказаний

1. Восстановление социальной справедливости;

2. Воспитательная функция – исправление виновного и воспитание уважения к обществу и человеку; 3. Предупреждение совершения новых преступлений.

Высшие органы законодательной власти РФ. Основы функционирования

Высшие органы законодательной власти РФ – это российский Парламент. Государственная Дума и Совет Федерации составляют Федеральное Собрание России. Согласно действующей Конституции, только один государственный институт располагает законодательными функциями. При этом если Госдума простым большинством голосов может принять законопроект, то Совету Федерации предоставлено право наложить вето (отклонить) на уже утвержденный нижней палатой Парламента федеральный закон или иной правовой документ. Иначе говоря, Совет Федерации своеобразно контролирует и направляет законодательную работу в нужное для государства русло. Делается это для того, чтобы по возможности снизить уровень политических разногласий и утвердить уже оптимальную, «тихую» редакцию того или иного законопроекта.

Формирование

Высшие органы законодательной власти РФ – это представительные органы власти. Однако практика формирования депутатского состава Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации различается между собой. Госдума избирается посредством тайного голосования на всеобщих парламентских выборах. Сейчас укоренилась пропорциональная система, предлагающая голосование за партийные списки. Депутатские места распределяются в соответствии с окончательными официальными итогами голосования. Абсолютным победителем считается политическая сила, набравшая 50% плюс 1 голос. В последнее время 2/3 думских мест контролируется «Единой Россией».

В то же время в состав Совета Федерации включены представители как регионов (по два от каждого субъекта федерации), так и делегаты от исполнительной и судебной системы. Сенаторы не избираются народом, Законодательная власть Российской Федерации, иными словами, оказывается одновременно соподчиненной и народу, и административной бюрократии.

Функционирование и голосование

Высшие органы законодательной власти РФ принимают решения в соответствии с правилами, установленными законодательными и регламентными нормами. Сначала Государственная Дума формирует фракции, куда попадают представители победивших партий и сочувствующие. Затем избирается руководство нижней палаты, на которое возлагается обязанность модерировать законодательный процесс, а также согласовывать свои действия с остальными властными структурами. Принятыми законопроектами считаются те документы, в поддержку которых получено 50% плюс 1 депутатский голос. По тому, как проходит голосование, можно сразу определить, какие фракции выступают в поддержку принимаемого решения, а какие – нет. После этого свое слово берет Совет Федерации, оценивающий законопроект с точки зрения и политической, и государственной целесообразности. Если внутри Федерального Собрания все позиции были предварительно согласованы, то документ поддерживается безоговорочно и уже затем поступает на подпись Президенту.

Принципиально важно, что высшие органы законодательной власти РФ не выполняют функции реализации принятых законов. Данные функции выполняет бюрократический и административный аппарат. Однако Госдума вправе формировать или инициировать создание новых федеральных структур, которым предоставляются регулятивные и контролирующие функции.

Региональный уровень

Законодательный орган государственной власти субъекта РФ обычно выполняет функции по утверждению местных конституционных норм (Уставов), принимает региональный бюджет, другие регуляторные акты регионального значения. Формируется на всеобщих местных выборах. Количество депутатов варьируется в зависимости от численности населения республики, края, области. Инструментально подчиняется единой системе государственной власти.

1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, ис­полнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государст­венной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей по­вседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, обра­зуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача испол­нительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных норма­тивных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с колле­гиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей ох­рану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе со­стязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных за­седателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на фе­деральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со­
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя­
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уго ловное, гражданское , административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верхов­ный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пре­делах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают эконо­мические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкрот­стве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сто­ронами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Ар­битражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбит­ражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

2. Отечественный писатель и педагог А.С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воров­ство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот. который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его ни­кто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение. Что, на ваш взгляд, возмутило А.С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

В описанной ситуации изложены два факта:

1) коллективный, обязательный труд по уборке помещения — натирка полов;

2) испорченный труд — испачканный пол.

А.С. Макаренко резко отрицательно высказывается против двух вещей. И не только против того, что испорчен труд многих людей. Его возмущает, прежде всего, что сделано это лицемерно, тайно, человеком, который, возможно, у всех на виду ведет себя совсем по-другому, а вредит тайно.

Из этого отрывка видно, что одной из самых сильных сторон автора является его нетерпимость к лицемерию, неуважению к труду своих коллег (друзей). Что же касается воспитанников, то из от­рывка видно, каким сильным было чувство коллективизма, воспитанное у ребят.

3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы необходимо учесть для обеспече­ния успешности начатого дела?

Для оценки каждого из предложенных проектов и принятия рационального решения необходимо рассчитать все затраты, которые пойдут на его реализацию. Бизнес-проект должен включить :

  1. Определение конкретной идеи и ее формулирование.
  2. Оценка востребованности произведенной продукции.
  3. Оформление соответствующих документов (так, например, необходимо установить, нужны ли разносчикам пиццы санитарные книжки, для открытия салона «Срочное фото», видимо, придется оформлять документы на регистрацию юридического лица и т.д.).
  4. Подбор помещения.
  5. Выбор инструментов, приспособлений, оборудования.
  6. Распределение трудовых функций между членами коллектива.
  7. Экономическое обоснование (включая расчет арендной платы за помещение, налоги, износ обо­рудования, расходные материалы, расходы на рекламу, заработную плату и т.д.).

Необходимо учесть все факторы — расходы на начало проекта, время, которое все готовы тра­
тить ежедневно на реализацию проекта и т.д.

Органы государственной власти субъектов РФ

Судебно-прокурорские органы РФ.

Высшие органы законодательной власти РФ.

Иные органы исполнительной власти РФ.

Роль и место Президента РФ в системе государственных органов.

Классификация государственных органов в РФ.

Общее понятие государственного аппарата.

1. Государственный аппарат — это система органов государства, через кото­рые государство осуществляет свою власть.

2. Государственный аппарат Российской Федерации основывается на прин­ципе разделения властей. В соответствии с ним все государственные органы России подразделяются на:

С учетом федеративного устройства России ее государственные органы также классифицируются на:

ü органы государственной власти Российской Федерации (федеральные государственные органы);

ü органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

К органам законодательной власти РФ относится Федеральное Собра­ние — парламент РФ (Государственная Дума и Совет Федерации); ис­полнительной власти- Президент РФ, Правительство РФ, федераль­ные министерства и ведомства; судебной власти- суды РФ.

3. Центральной фигурой в системе органов государственной власти РФ яв­ляется Президент Российской Федерации. Президент РФ выполняет двоякую функцию:

возглавляет систему исполнительной власти страны;

одновременно возвышается над всеми ветвями государственной влас­ти, служит арбитром при разрешении их споров.

Президент РФ избирается непосредственно гражданами России в ходе всенародного голосования на 4-летний срок, причем одно и то же лицо может быть избрано на эту должность не более двух раз.

Президентом РФ может быть: гражданин России, достигший 35-летне­го возраста, проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

К основным специальным полномочиям Президента РФ относятся: представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, назначение заместителей Председателя, Правительства РФ и федеральных министров на должность и освобождение их от должности;

представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ, постановка перед Государственной Думой вопроса об освобождении его от должности; представление Совету Федерации кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности;

представление Совету Федерации кандидатур для назначения судьями! Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда;

назначение судей федеральных судов;

формирование Администрации Президента и Совета безопасности;

назначение высшего командования Вооруженных Сил РФ;

назначение после консультаций с комитетами и комиссиями парла­мента дипломатических представителей РФ за рубежом.

Также Президент РФ:

издает нормативные и ненормативные указы, распоряжения, обяза­тельные для исполнения на территории всей страны;

подписывает и обнародует федеральные законы;

решает вопросы гражданства;

является Верховным главнокомандующим;

руководит высшей политикой, подписывает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты;

награждает государственными наградами, присваивает почетные и выс­шие специальные звания.

Президент Российской Федерации имеет право распустить Государствен­ную Думу в случаях:

троекратного отклонения Государственной Думой кандидатур на дол­жность Председателя Правительства РФ;

двукратного в течение трех месяцев выражения Государственной Ду­мой вотума недоверия Правительству РФ;

неполучения доверия Правительством РФ, если вопрос о доверии по­ставлен перед Государственной Думой по инициативе самого Прави­тельства.

Президент РФ не может распустить Государственную Думу: в течение первого года с момента ее избрания; в течение последних 6 месяцев полномочий Президента РФ; в условиях чрезвычайного или военного положения; после официального начала Государственной Думой процедуры импич­мента Президента РФ.

4. Также высшим органом исполнительной власти в РФ (наряду с Прези­дентом РФ и под его руководством) является Правительство РФ, ко­торое:

ü обеспечивает единую денежную, финансовую и кредитную политику в стране;

ü разрабатывает и исполняет государственный бюджет, отчитывается за его исполнение;

ü проводит единую государственную политику в области науки, культу­ры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, эколо­гии;

ü управляет федеральной собственностью;

ü охраняет и защищает права и свободы человека;

ü обеспечивает оборону и безопасность;

ü выполняет иные полномочия.

Председатель Правительства РФ утверждается Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ, а федеральные министры на­значаются Президентом РФ.

5. Высшим законодательным и представительным органом РФ является Фе­деральное Собрание — парламент РФ, который состоит из двух па­лат: ;

ü Государственной Думы;

ü Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются на 4 года по смешанной мажорно-пропорциональной системе. Совет Федерации состоит из 178 членов, которых делегируют субъекты федерации (по 2 от каждого); по должностному принципу — из глав субъек­тов РФ, председателей представительных (законодательных) органов субъектов РФ.

В целом компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации мож­но свести к двум основным функциям:

ü принятие федеральных законов;

ü формирование других государственных органов (назначение должностных лиц).

Среди важнейших должностных лиц палаты Федерального Собрания

ü Председателя Правительства РФ; |

ü Председателя Центрального банка РФ;

ü Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудиторов;

ü Уполномоченного по правам человека;

ü Генерального прокурора РФ;|

ü судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитраж­ного суда;

ü заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половину ее аудито­ров.

Государственная Дума и Совет Федерации ФС РФ имеют и иные пол­номочия.

Государственная Дума и Совет Федерации имеют право: вынести вотум недоверия Правительству РФ;

отрешить Президента от должности в порядке импичмента: решение принимается о выдвижении обвинения — 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы, об отрешении — в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения 2/3 от общего числа членов Совета Федерации при имеющихся заключениях Верховного Суда РФ — о наличии в дей­ствиях (бездействии) Президента РФ соответствующего состава пре­ступления и Конституционного Суда РФ — о соблюдении процедуры импичмента.

6. Правосудие в РФ осуществляется путем конституционного, гражданско­го, административного, уголовного судопроизводства только судом. Судьи (суды) в РФ относятся исключительно к федеральным органам государственной власти. Осуществление правосудия иными органами, кроме судов (судей), не допускается, как и судами, не входящими в единую судебную систему РФ и не предусмотренными Конституцией РФ и законами. Высшими органами судебной власти в РФ являются:

Конституционный Суд РФ — высший судебный орган конституционно­го контроля;

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголов­ным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис­дикции;

Высший арбитражный суд РФ — высший судебный орган по разреше­нию экономических споров.

Прокуратура РФ представляет собой особый централизованный госу­дарственный орган, возглавляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами и служащий для кон­троля и надзора за состоянием законности в стране, поддержания пра­вопорядка.

7, Помимо федеральных органов государственной власти в субъектах РФ имеются органы государственной власти субъектов РФ. Их наименова­ние, компетенцию, структуру субъекты РФ устанавливают самостоя­тельно, но с соблюдением тех же принципов, на которых построены федеральные органы государственной власти (например, с соблюдени­ем принципа разделения властей).

Обычно данными органами являются:

ü глава субъекта РФ;

ü законодательный (представительный) орган субъекта РФ;

ü органы исполнительной власти (администрация) субъекта РФ.

В субъектах РФ действуют федеральные судебные и прокурорские органы. В государственный аппарат РФ помимо органов государственной власти РФ, субъектов РФ, их должностных лиц входят иные органы и должно­стные лица, обслуживающие их деятельность.

Государственный аппарат РФ работает как единая система и имеет це­лью реализацию функций государства.

ВОПРОС 38. Типология государства

Высшие органы законодательной власти РФ: структура и полномочия

В Российской Федерации законодательные функции исполняет парламент. Он наделен соответствующими полномочиями Конституцией. Рассмотрим далее, какие высшие органы законодательной власти в него входят.

Парламент представляет собой коллегиальный избираемый либо частично назначаемый орган. Он представляет суверенитет всего населения страны, выражает его волю в форме законов. В структуру парламента входят следующие высшие органы законодательной власти Росссии: Совет Федерации и Госдума. При этом последняя выступает как представитель всего народа страны. В СФ отражается федеративный характер государственного устройства. Парламент — постоянно действующий институт. Он выступает как единый организм. Однако это не означает, что высшие органы законодательной власти РФ, входящие в него, действуют вместе. Конституция устанавливает, что заседания СФ и Госдумы проходят раздельно. Вместе с этим указанные палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий главы страны, КС, а также докладов представителей зарубежных держав.

Действующие сегодня высшие органы законодательной власти РФ пришли на смену прежним институтам. Ими выступали Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Эти органы законодательной власти не смогли стать настоящим парламентом страны. Обусловлено это было тем, что полномочия, которые возлагала на них прежняя Конституция, противоречили действующим сегодня принципам государственного устройства.

Высшие органы законодательной власти РФ обладают исключительным правом принимать нормативные акты. Ни один ФЗ не может приниматься без рассмотрения СФ и Госдумы. При этом Конституция запрещает формировать какие-либо иные структуры, обладающие такими полномочиями. Высшие органы законодательной власти РФ в рамках своих полномочий могут оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны. Осуществляется это воздействие посредством принятия ФЗ. Выполняя свои функции, эти институты не зависят от президента и судов. Однако между всеми этими структурами установлена тесная взаимосвязь.

Высшие органы законодательной власти РФ не подчиняются никакому контролю исполнительных институтов. Они финансово независимы и самостоятельно определяют свои расходы. Последние фиксируются в бюджете. Федеральное собрание (СФ и Госдума) самостоятельно распоряжаются финансовыми средствами. Палаты парламента формируют вспомогательный аппарат. В его деятельность не могут вмешиваться исполнительные структуры. Высшие органы законодательной власти РФ сами определяют собственную организацию и порядок деятельности, руководствуясь при этом конституционными положениями. Никто не вправе вмешиваться в работу парламента. Этим обеспечивается действительное всесилие Федерального собрания, его самостоятельность и независимость.

При достаточно широких полномочиях существуют и ограничительные механизмы. Они выражены в следующих конституционных формах:

  1. Вето президента.
  2. Референдум (при его созыве могут быть одобрены законы и без участия парламента).
  3. Право главы страны на роспуск Госдумы в определенных случаях.
  4. Требование Конституции принимать финансовые законы исключительно после согласования с правительством.

Кроме этого, в качестве ограничителей законодательной власти в РФ выступают ратифицированные международные соглашения, юридическая сила которых выше ФЗ.

Он состоит из членов, которые представляют все субъекты страны. СФ призван выражать интересы существующих регионов. От каждого субъекта РФ в Совете Федерации присутствует по 2 представителя. СФ формируется путем избрания его членов. Кандидатом может являться гражданин РФ старше 30 лет. При этом он должен обладать избирательным правом. Представителями от регионов являются должностные лица законодательного и исполнительного органов субъекта.

СФ имеет неразрывную связь со второй палатой парламента. Деятельность Госдумы и Совета Федераций по принятию законов выступает в качестве основной функции этих органов. Государственная дума образуется путем всеобщих выборов. В составе этого органа присутствует 450 депутатов. В качестве члена Госдумы может выступать гражданин страны, возраст которого не меньше 21 года. Он, как и кандидат в члены СФ, должен обладать избирательным правом.

Один и тот же человек не может одновременно быть в составе Совета Федерации и Государственной думы. Избрание депутатов осуществляется согласно партийным спискам. Для обеспечения надлежащей подготовки и последующего рассмотрения вопросов при Госдуме создается специальный совет. Он планирует работу и завершает формирование законопроектов, которые будут обсуждаться на заседаниях.

Федеральное Собрание — парламент — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

РФ

Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой

Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государстве – необходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.

Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти Российской Федерации, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.

Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает, как уже говорилось, правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими реальными полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание.

Конституционные положения прямо нацеливают Президента и Федеральное Собрание на сотрудничество. Решения по ряду вопросов принимаются палатами по представлению Президента РФ, либо дается согласие на его решение или оно утверждается. Так, назначения на многие государственные должности осуществляются палатами (чаще Советом Федерации) по представлению главы государства, либо дается согласие на назначение им, или им же проводятся консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат. Таким образом, государственные решения по ряду вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ; он является ее непременным участником.

Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ – органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.

Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Федеральное Собрание, осуществляя регулирование, принимая законы, обязательные для всех государственных органов, для остальных ветвей власти– исполнительной и судебной, участвуя в назначении их должностных лиц, не должно нарушать их самостоятельность, осуществлять их полномочия; эти органы, должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа. Таким образом, правовой статус российского парламента по действующей Конституции РФ, его положение в государственном механизме отличаются от правового положения представительного высшего органа при советской форме государственности, которой была свойственна идея его формально-юридического полновластия, всеобъемлющей компетенции, подотчетности и ответственности перед ним других государственных органов.

Вопрос 2. Понятие трудового договора.Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Работодателем может быть юридическое лицо или физическое лицо (как правило — индивидуальный предприниматель). Работником может быть гражданин не моложе 16 лет (допускается приём на работу для выполнения лёгкого труда в свободное от учёбы время по достижении 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей, попечителя).

2. Содержание трудового договора.Под содержанием договора понимаются его условия, определяющие права, обязанности и ответственность сторон. Условия трудового договора подразделяются на производные (установленные действующим законодательством, например, о заработной плате) и непосредственные (устанавливаемые соглашением сторон, например, об испытательном сроке). Производные условия подразделяются на существенные (без них трудовой договор невозможен) и дополнительные. К существенным условиям относятся условия о месте работы, о трудовой функции работника (профессии, специальности, квалификации), об условиях оплаты труда, о виде и сроке действия трудового договора (контракта).

3. Виды трудового договора.

В соответствии со статьёй 17 КЗоТ трудовые договоры (контракты) заключаются:

(1) на неопределённый срок (бессрочные),

(2) на определённый срок не более пяти лет (срочные),

(3) на время выполнения определённой работы (срочные).

Срочный трудовой договор (контракт) заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы, или условий её выполнения, или интересов работника, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

4. Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров.

Договор подряда, договор возмездного оказания услуг и некоторые другие договоры гражданско-правового характера связаны с применением труда. Однако отношения между заказчиком и исполнителем (подрядчиком) в гражданско-правовом договоре носят гражданско-правовой, а не трудовой характер, а предметом гражданско-правового договора является не трудовая функция работника, а выполнение конкретной работы, оказание конкретной услуги и т.п. Стороны гражданско-правового договора равноправны, между сторонами трудового договора возникают трудовые отношения, основанные на трудовой дисциплине, трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку.

5. Порядок заключения трудового договора.

Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме в двух экземплярах. Приём на работу оформляется приказом (распоряжением) администрации, которое объявляется работнику под расписку. Фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора, даже если он не был надлежащим образом оформлен. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда работнику не может быть отказано в заключении трудового договора (например, при переводе работника), а также ограничения при заключении трудового договора

Билет №14Вопрос 1

Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган государственной власти

В ст. 94 Конституции РФ сказано: «Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации». В статье названы три важных признака Федерального Собрания.

Во-первых, это Парламент России, без которого невозможен парламентаризм как демократическая система руководства государством и обществом, основанная на принципе разделения властей. Парламентаризм не может существовать без парламента, тогда как парламент может обойтись без важнейших элементов парламентаризма.

Во-вторых, Федеральное Собрание называется представительным органом государственной власти. Важно подчеркнуть представительный, народный характер Федерального Собрания, которое призвано выражать и осуществлять волю и суверенитет многонационального народа России. Это одна из характерных черт парламентской демократии и парламентаризма.

В-третьих, именно парламент наделен исключительным правом принимать законы, в которых находит концентрированное выражение воля народа. Федеральное Собрание посредством законов решает важнейшие вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства, внешних сношений и обороны страны (ст. 102, 103, 106 Конституции РФ).

Исследуя конституционный статус Федерального Собрания, стоит обратить внимание на очевидное неравноправие его палат, конструктивное их несовершенство, негативно сказывающееся на деятельности парламента. Фактически Совет Федерации отстранен от активного участия в законодательной деятельности, ведь ст. 105 Конституции РФ категорично провозглашает: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой». При таком положении дел интересы субъектов Федерации едва ли могли найти должное отражение в деятельности Федерального Собрания. Кроме того, «челночная» деятельность членов Совета Федерации была расточительна и малопродуктивна.

Все это стало причиной появления трех важных проектов законов, которые Президент РФ В.В. Путин внес на рассмотрение Государственной Думы. Один из проектов, называвшийся «О порядке формирования Совета Федерации», вызвал острейшие длительные дискуссии и серьезные возражения со стороны Совета Федерации. Однако 26 июля 2000 г. Закон с несущественными поправками все же был принят парламентом и 5 августа 2000 г. подписан Президентом. Последний избрал самый простой, наименее болезненный, но небесспорный вариант решения проблемы. Суть его заключается в том, что теперь в Совет Федерации от каждого субъекта РФ назначается по два представителя: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. При этом кандидат от исполнительного органа может быть отвергнут двумя третями голосов депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации.

Совет Федерации из своего состава тайным голосованием избирает председателя и трех его заместителей.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любую из трех следующих друг за другом недель. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов палаты. Совет Федерации образует комитеты и комиссии, которые являются вспомогательными органами, призванными оказывать ему помощь.

К компетенции Совета Федерации относятся:

— полномочия по вопросам формирования органов государства;

— полномочия по назначению выборов Президента РФ и отрешения его от должности;

— полномочия по утверждению указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

— возможности использования Вооруженных сил страны за ее пределами;

— полномочия по изменению границ между субъектами Российской Федерации;

— полномочия в области законодательства (см. ст. 102, 104, 105 Конституции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Основным актом Совета Федерации являются постановления, принимаемые большинством голосов от общего числа его членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок организации и проведения выборов определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Выборы считаются состоявшимися вне зависимости от того, какое число зарегистрированных избирателей приняло в них участие.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума избирает из своего состава постоянные комитеты и комиссии. В Думе созданы целый ряд комитетов и мандатная комиссия, возглавляют их председатели и их заместители.

Комитеты и комиссии — это вспомогательные, подготовительнозаконопроектные, организационные, контрольные органы Государственной Думы, призванные оказывать ей необходимую помощь.

Государственная Дума тайным голосованием избирает из своего состава председателя, первого заместителя и заместителей. После выборов 17 декабря 1995 г. предложено было избирать семь заместителей.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и регламентом, принятым 25 марта 1994 г. (в ред. от 26 февраля 1998 г.), нормы которого регулируют внутреннюю организацию и деятельность Государственной Думы.

В Государственной Думе образуются фракции и депутатские группы, каждая из которых должна состоять не менее чем из 35 депутатов. Их совместная деятельность необходима для выработки единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся полномочия, которые закреплены в ст. 103 — 106. Самым главным из них является принятие законов. Только Государственной Думе принадлежит право принимать федеральные законы: в соответствии со ст. 104 Конституции РФ «законопроекты вносятся в Государственную Думу».

Вместе с тем, прежде чем проект станет законом, он должен пройти соответствующие стадии законодательного процесса.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ:

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (п. 4 ст. 111 Конституции РФ).

Если Государственная Дума после первого выражения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев повторно выразит недоверие, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (п. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Государственная Дума не может быть распущена:

в течение года после ее избрания (п. 1 ст. 109 Конституции РФ);

с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации (п. 4 ст. 109 Конституции РФ);

в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения (п. 5 ст. 109 Конституции РФ);

в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (п. 5 ст. 109 Конституции РФ).

депутат законодательный власть полномочия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *