Политическое и идеологическое многообразие

Идеологическое и политическое многообразие

Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) — одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:

1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;

2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;

3) принцип политического многообразия, или многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий — выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;

4) свобода общественных объединеныий. Общественные объединения — это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;

5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— подрыв безопасности государства

— создание вооруженных формирований;

— разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

16. Правовой статус политических партий, их назначение, порядок и условия образования и функционирования в самых общих чертах определяются ст. 4 Конституции. Политические партии образуются свободно и их существование непосредственно не связано с решением какого-либо государственного органа, санкционирующего или отказывающего в признании политической партии. Иначе говоря, во Франции используется так называемая уведомительная система, при которой само объявление о создании политической партии уже представляет собой определенный юридический акт и влечет за собой определенные политико-правовые последствия. Во Франции, в отличие от ФРГ, нет подробного и всестороннего регулирования статуса партий в специальном законе. Поэтому французская юридическая доктрина широко применяет при определении статуса партий Закон об ассоциациях, изданный еще в 1901 г . , основные положения которого были подтверждены Конституционным советом, признавшим свободу создания ассоциаций, в том числе и политических, основополагающим принципом конституционного характера.

Политические партии не обязаны проходить регистрацию. Однако если политическая партия хочет обрести качество юридического лица, она должна удовлетворять требованиям Закона об ассоциациях и представить необходимые для регистрации документы. Особенность правового регулирования заключается в данном случае в том, что государственные органы, осуществляющие эту регистрацию, в принципе не вправе отказать в этой регистрации, а следовательно, и в публичном объявлении о ее создании. Запрет деятельности партии может иметь место, но только при условии применения процедуры судопроизводства и наличии достаточных оснований для вынесения соответствующего судебного решения.

Среди условий образования и функционирования политических партий фигурируют такие, как соблюдение принципа национального суверенитета и демократии. Формулировки довольно общие и поддающиеся широкому толкованию. Из смысла этих по-становлений явствует, что политическая партия обязана уважать принципы народовластия и законы, являющиеся выражением воли народа. Ей надлежит действовать в условиях и в рамках установленного конституционного строя.

Предполагается также, что партия будет носить национальный характер, она не может быть образована иностранцами, а ее деятельность не должна финансироваться из иностранных источников.

В конституционном порядке определяется и главное социальное назначение политических партий. Основной закон устанавливает, что политические партии должны способствовать выражению мнений в ходе голосования. Речь идет в сущности о том, что главное назначение политических партий — участвовать в организации и проведении выборов, выражая интересы тех или иных групп и слоев населения, и тем самым способствовать учету их воли и интересов в ходе формирования и деятельности представительных учреждений. Конечно, на практике активность политических партий далеко не сводится к организации избирательных кампаний, подготовке и проведению выборов в представительные учреждения и на выборные государственные должности. Однако, с точки зрения основного закона, именно такого рода деятельность должна,составлять главное направление функционирования любой политической партии. Подобный подход, как правило, разделяет и большинство самих политических партий во Фран-ции, чьи структуры и организация предназначены в первую оче-редь для борьбы в ходе избирательных кампаний.

Острые дискуссии вызвал во Франции вопрос о финансировании деятельности политических партий. При рассмотрении со-ответствующих проектов в Парламенте значительная часть по-литических партий высказалась против прямого финансирова-ния за счет бюджетных средств. Главный резон состоял в том, что государственное финансирование предполагает публичную отчетность и возможность официальной проверки расходования средств. В допуске государственных контролеров к партийной кассе мало кто заинтересован. Во Франции формально дотиру-ется не столько политическая партия, участвующая в избира-тельной кампании, сколько сами кандидаты, получающие право на возмещение своих расходов в ходе избирательных кампаний. Однако выдвижение кандидатов на выборах фактически остается прерогативой политических партий, и от их поддержки в решающей степени зависит возможность победы кандидата на выборах.

17. В качестве экономической основы конституци­онного строя Российской Федерациивыступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыноч­ных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические основы конституционного строя РФвключают:

· разнообразие и равенство всех форм собственности(государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы — право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение иму­щества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при усло­вии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);

· свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распо­ряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хо­зяйственных объединений;

· добросовестная конкуренция и ее поддержка государством — выражается в подавлении монополизма и монополисти­ческих тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватиза­цию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирова­ние инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);

· единство экономического пространства — означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представ­ляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие госу­дарственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности.

Конституция России в отличие зарубежных конституций, предусматривающих идеологический и политический плюрализм, возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д.

Российское общество в настоящем − общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным.

Государство ограничивает пропаганду безнравственных, античеловеческих, расистских концепций, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры.

Установление одной идеологии (наиболее опасное явление) в качестве государственной или обязательной, запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главныхгарантий против сползания государства к тоталитаризму.

Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией.

Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.

Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития.

Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, обычно разрабатываемые политическими партиями.

Конституция России отвергает однопартийность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной ″руководящей и направляющей″ силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот.

Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении.

В Российской Федерации Федеральный закон ″О политических партиях″ (в ред. от 30 декабря 2006 г.) установил требования к партиям: в партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальных − не менее 250. Партии, не отвечающие этим требованиям Закона, подлежат преобразованию в общественные объединения или ликвидации. Запрещено создание и деятельность партий, цели которых направлены на:

· насильственное изменение основ конституционного строя и целостности Российской Федерации,

· подрыв безопасности государства,

· создание вооруженных и военизированных формирований,

· разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

§ 4. Идеологическое и политическое многообразие

Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы неодинаковы, различны и их интересы, условия жизни.

Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливли-вания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить.

В большинстве конституций мира признается идеологический и политический плюрализм через закрепление соответствующих прав и свобод человека и гражданина. Но Конституция России возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя. Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Разумеется, государству намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного идейно-политического монизма. Оно не сталкивается тогда с

Страница

организованной оппозицией, не нуждается в проведении сложных и дорогостоящих избирательных кампаний, не испытывает неудобств с неуправляемой прессой и т. д. В таком положении как раз и находилась советская тоталитарная система, несколько десятилетий убеждавшая народ в его «морально-политическом единстве». На деле же это только маскировало репрессии и в конце концов привело систему к краху вследствие неудержимого стремления людей к свободе.

Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства. Известны такие разновидности идеологии, как либеральная, христианско-демократическая, коммунистическая, фашистская, исламская и др. Q Экономические и политические основы конституционного строя 149

J.—-.-, ,

Идеологическое многообразие (плюрализм) компенсирует несовершенство человеческого ума, его неспособность от-пазить в одной теории все многообразие мира. Еще Платон говорил, что не может быть одной философской системы, охватывающей все многообразие мира, а если это так, то нужно предоставить возможность творить другим, т. е. проявлять терпимость к иным взглядам, признать необходимость свободы мысли. С тех пор мир невероятно усложнился, что привело к бурному развитию наук об общественном устройстве. Каждая теория или доктрина стремится дать идеальные принципы, но только все они в своей совокупности обеспечивают самопознание человеческого общества. Напротив, попытки создать монопольную универсальную теорию, объясняющую всю сложную социальную, экономическую, духовную и т. д. основу жизни, а тем более попытки переустройства мира на основе такой теории, неизменно порождали насилие над людьми, тиранические режимы, беспрестанные войны и репрессии.

Гражданское общество не только фиксирует идеологический плюрализм как проявление свободы духа и мысли, но оно в нем глубоко заинтересовано. Плюрализм взглядов, мнений, учений и идеологических доктрин рождает здоровую конкуренцию умов, составляет совокупный общественный интеллект. Только так могут происходить самопознание общества, своевременное осознание им грозящих опасностей и поиски путей к совершенствованию.

Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Препятствовать всему этому, отдавая предпочтение одним перед другими, правовое государство не имеет права.

Российское общество в настоящем — общество без официальной идеологии, хотя совсем недавно оно было тотально заидеологизированным. Отсюда растерянность многих, кто привык жить при жесткой идеологической дисциплине, следовать идеологическим установкам «свыше». Общество не нУждается в господстве какой-то одной идеологии, ибо ее Утверждение может произойти только в результате навязывания, т. е. насилия над свободным разумом. И если об-150

Раздел III. Основы конституционного строя

ществу все-таки требуется какая-то внутренняя философская основа, то ею может выступить только признание свободы человека и порождаемого этой свободой идеологического плюрализма.

Принцип идеологического многообразия способствует преодолению застоя в литературе, философии, искусстве, науках, обеспечивает развитие культуры и духовности. Естественно, что свободой мысли и слова злоупотребляют, в результате чего появляются безнравственные, античеловеческие, расистские концепции. Государство ограничивает пропаганду таких идей, когда дело доходит до прямых призывов или действий, подрывающих общественные устои (ст. 29 Конституции). Но государство не должно вмешиваться в идеологическую полемику, разрешать теоретические споры. В свободе научной мысли заключается важная гарантия существования гражданского общества, и в этом — главная причина признания Конституцией принципа идеологического многообразия в качестве основы конституционного строя (ч. 1 ст. 13).

Особую опасность представляет установление одной идеологии в качестве государственной или обязательной, что как раз запрещается в ч. 2 ст. 13 Конституции. В этом одна из главных гарантий против сползания государства к тоталитаризму.

История ясно показала, что тоталитарное государство (фашистское или социалистическое) не может допустить идеологического плюрализма. Оно неминуемо закрепляет в конституции идеологию правящей верхушки, принуждая население к

Страница

следованию ей. В СССР, например, эта идеология пронизывала дошкольное воспитание, среднюю и высшую школу, навязывалась прессе и науке. В разного рода кружках и «университетах» марксизма-ленинизма происходила массовая обработка людей, исключавшая возможность выбора системы взглядов по собственному желанию.

Более того, за «-чуждые взгляды» привлекали к уголовной ответственности, судили, ссылали и уничтожали. Аналогичное положение существовало в гитлеровской Германии и других фашистских государствах.

Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять

Г ава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 151 какую-либо идеологию. Никакая идеология не рассматривается как господствующая и не должна в таком качестве монопольно внедряться в сознание людей в государственных щколах и высших учебных заведениях, в государственных средствах массовой информации. Она не может быть критерием отбора граждан для службы в государственном аппа-. рате и в армии.

Идеологическая нейтральность государственных структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных политических сил со своей идеологией. В этом случае должностные лица законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком» и проводить соответствующую политику, ибо отделить деятельность от их приверженности к той или иной идеологии, программным установкам их партий очень трудно. Однако это ни при каких условиях, включая чрезвычайные, не должно вести к исключению из жизни других идеологий, к перестройке школьных и вузовских программ, к подчинению идеологическим установкам государственных средств массовой информации. Недопустимы чистки государственного аппарата, армии и правоохранительных органов по идеологическим критериям. Не может быть и речи об уголовной ответственности за пропаганду цивилизованных взглядов, теорий, идей и концепций. В то же время негосударственные учебные заведения (например, религиозные) и средства массовой информации сохраняют право пропагандировать только свою идеологию. Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). В демократическом государстве признается, что политические партии выражают интересы основных социальных групп населения.

Партии разрабатывают и представляют избирателям альтернативные варианты наиболее оптимальных, по их мнению, решений проблем общественного развития. Всеобщие выборы, выражающие волю народа, имеют смысл только в том случае, если на суд избирателей выносятся различные программы, разрабатываемые политическими партиями. Многопартийность, следовательно, выступает как форма политической демократии и важнейшая предпосылка формирования органов государственной власти. 152

Раздел III. Основы конституционного строя

Порядок создания политических партий, финансирования государством их деятельности в избирательных кампаниях устанавливается законом. Такое законодательство существует практически во всех развитых странах, чем признается важная роль партий для общества и государства. В то же время государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, на их деятельность распространяется принцип свободы общественных объединений, также закрепляемый в конституционном порядке (ст. 30 Конституции РФ). Отношения государства с партиями часто бывают весьма сложными, поскольку именно партии образуют оппозицию правительству — парламентскую и внепарламентскую. Но это не может стать основанием для какого бы то ни было ограничения деятельности отдельных партий, а тем более их запрещения.

В демократических странах встречаются различные партийные системы -двухпартийные, многопартийные. Это зависит от активности самих граждан, состояния их политического сознания. Однако ни в одной из таких стран не существует однопартийной системы — это признак тоталитарного государства или крайне низкого развития политической культуры. Конституция России отвергает однопартий-ность, и любые попытки ликвидировать плюрализм в пользу одной «руководящей и направляющей» силы следует квалифицировать как антиконституционный переворот. По смыслу Конституции, правомерна только такая партийная система, которая включает как минимум две политические партии.Государство не может, конечно, регулировать количество партий, но оно обязано, полагаясь на естественную саморегуляцию общества, гарантировать возможность создания партий и их деятельность. Государство (прежде всего

Страница

судебные органы) также обязано предотвращать действия высших должностных лиц, если они пытаются свести деятельность партий к формальному существованию, лишив их реальных возможностей влиять на формирование органов власти. Все партии, как и другие общественные объединения, равны перед законом. Это означает, что к ним предъявляются одинаковые требования при регистрации, устанавливается единый порядок защиты имущества и прекращения деятельности. Но это не означает, что во всех случаях партии должны оказываться в равном положении. Например, если партия не набирает установленного законом ко-Г ава 9. Экономические и политические основы конституционного строя 153 чества ПОдПИсей при выдвижении кандидатов, то она лишается права требовать занесения этих кандидатов в избирательные бюллетени. Практически во всех странах малочисленные партии жалуются на дискриминацию, но чаще всего речь идет о неизбежной государственной селекции в целях создания реальных и эффективных механизмов формирования органов власти. Отдельные условия, которые в равной мере ставятся перед всеми партиями, не означают нарушения равенства прав всех общественных объединений для их участия в политической жизни. Также не нарушают принципа свободы деятельности законодательные ограничения хозяйственной деятельности партий и других общественных объединений, если эта деятельность не соответствует уставным целям, направлена на извлечение прибыли в личных интересах отдельных руководителей и т. д.

⇐ Предыдущая12345

· Принцип идеологического и политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) — одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства. Основные характеристики данного принципа:
1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания;
2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова;
3) принцип политического многообразия, или многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий — выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают про межуточное положение между индивидом и государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий и запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими;
4) свобода общественных объединеныий. Общественные объединения — это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся и политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом;
5) пределы принципа идеологического и политического плюрализма. Свобода идеологической и политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на:
— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
— подрыв безопасности государства;
— создание вооруженных формирований;
— разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Заключение

Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой как для остальных положений конституции, так и иных нормативно-правовых актов.
Конституция Российской Федерации — это основной закон, который должен знать каждый человек, который живет в демократической, федеральной и правовой России, и являющийся ее гражданином. И поэтому, при написании реферата по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации», при выборе темы предпочтение было отдано раскрытию темы «Основы конституционного строя Российской Федерации».
Именно здесь сформулированы исходные связи государственной власти с человеком, народом ( обществом ), другими государствами, а также ее внутреннее устройство. Эту целостную систему образуют: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью, а также обязанности государства соблюдать и защищать таковые; демократический характер власти; суверенитет народа; верховенство права; политическое и идеологическое многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; разделение властей; социальный характер государства; светский характер государства; верховенство конституции; приоритет международного права над внутригосударственными; федерализм; признание и гарантирование местного самоуправления.

Список используемой литературы:

1) Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 1996.
2) Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект. — М.: «Наука», 1995.

3) Конституционное право. Учебник. / Под ред. проф. Лазарева В. В. — М.: Новый Юрист, 1998.
4)Конституционный строй России / Под ред. Глушко Е. К. — М., 1995.
5) Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. — М.: Издательство «Юрист», 1996.
6) Сукало А. Е. Основы конституционного строя. // Право и экономика. — 1994.

7) Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Кудрявцева Ю. В. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

8) Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Зорькина В.Д. изд. «Инфра-М» — М., 2011

Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. Учебник, М.: Юристъ, 1996. – 180 с.

Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект. — М.: «Наука», 1995. — 161 с.

Сукало А. Е. Основы конституционного строя. // Право и экономика. — 1994. — 9. — с. 5-13.

Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. — М.: Издательство «Юрист», 1996. — 85 с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Зорькина В.Д. изд. «Инфра-М» — М., 2011

Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Кудрявцева Ю. В. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996. — 152 с

Конституционное право. Учебник. / Под ред. проф. Лазарева В. В. — М.: Новый Юрист, 1998. — 244 с.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Зорькина В.Д. изд. «Инфра-М» — М., 2011

Козлова Е. И. , Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации.Учебник, М.: Юристъ, 1996 –132 с.

Конституционное право. Учебник. / Под ред. проф. Лазарева В. В. — М.: Новый Юрист, 1998. – 343 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *