Акт на земельный участок

Какие права на землю возникают документально?

На основании правоустанавливающих документов может возникнуть несколько видов прав. Все они представлены в таблице.

Вид права

Описание

Сервитут

Ограничение права пользования земельным участком, принадлежащим другому лицу (к примеру, для прохода или проезда)

Публичный сервитут

Ограниченное право пользования, установленное на федеральном или муниципальном уровне в интересах граждан или государства

Частный сервитут

Право пользования устанавливается посредством НПА органов власти

Безвозмездное срочное пользование

Предоставляется собственником участка на конкретный срок

Бессрочное пользование

Предоставляется собственником на постоянной основе

Пожизненное наследуемое владение

Владелец участка вправе передать его другому лицу только по наследству

Право собственности

Возникает при покупке, получении в подарок или наследовании

Из вышеперечисленных прав наиболее обширным является право собственности. Только в этом случае можно определять юридическую судьбу земельного участка – продавать, дарить, закладывать и т.д. Но даже право собственности не подразумевает вседозволенности. Землевладелец обязан использовать участок так, чтобы не это не противоречило законодательным требованиям.

Список правоустанавливающих документов на земельный участок

Наиболее распространенные правоустанавливающие документы:

  1. Договор купли-продажи, дарения, приватизации.
  2. Решение суда, вступившее в законную силу.
  3. Свидетельство о праве на наследство.
  4. Нормативно-правовые акты органов государственной власти или местной администрации.

Согласно ст.17 ФЗ № 122 от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», это не окончательный список правоустанавливающих документов. Перечень может включать в себя и иные бумаги, свидетельствующие о переходе прав.

Например, при передаче земли в пользование без перехода права собственности правоустанавливающим документом будет решение о предоставлении земельного участка в бессрочное или срочное пользование.

Также в зависимости от ситуации правоустанавливающими документами на земельный участок признаются протокол аукциона и решение государственного органа о предоставлении земли под застройку. Например, если на основании одного из этих документов владелец земли начал процедуру регистрации права бессрочного пользования.

Требования к правоустанавливающим документам на землю

В любом правоустанавливающем документе на земельный участок обязательно указывается:

  • сведения о собственнике земли (ФИО, наименование, регистрационные или паспортные данные);
  • вид права, устанавливаемого документом (сервитут, право собственности, безвозмездного пользования и т.д.);
  • описание объекта (местоположение, размеры участка, целевое назначение, особенности местности);
  • данные земельного кадастра (номер).

Если проводится сделка, к правоустанавливающему документу необходимо приложить правоутверждающий (свидетельство о праве собственности, выписку из ЕГРП).

Правоустанавливающий документ на земельный участок вступает в юридическую силу только после прохождения процедуры государственной регистрации. В документе не допускается наличие исправлений, описок, помарок. В противном случае в государственной регистрации права может быть отказано. Чтобы верно составить правоустанавливающий документ, рекомендуем обратиться за консультацией к юристу.

При получении документов на земельный участок необходимо тщательно с ними ознакомиться. Важно проверить правильность указания паспортных данных и ФИО, а также сведений, которые выступают подтверждением наличия права на землю.

Срок действия правоустанавливающих документов может быть ограничен только условиями самого договора между собственником и землепользователем. Такие документы как, например, договор купли-продажи или дарственная, срока действия не имеют (бессрочны).

Переоформлять правоустанавливающий документ нужно только в следующих случаях:

  • если он оформлялся в СССР, так как с того времени изменилось множество законодательных актов и требований;
  • если изменились сведения о земельном участке (например, его размер);
  • при изменении паспортных данных;
  • при изменении владельца участка.

Правоустанавливающие документы должны храниться в надлежащем качестве и соответствии требованиям законодательства. В противном случае будет сложно доказать их подлинность и обоснованность, если возникнет спорная ситуация.

Использование земельного участка без правоустанавливающих документов

Пользование землей без документов, устанавливающих такое право, называется самовольным захватом земельного участка. За такое правонарушение наступает административная ответственность, предусмотренная ст.7.1. КоАП РФ.

В соответствии с вышеуказанным нормативным актом, самовольный захват земли или использование земельного участка без правоустанавливающих документов, а также в некоторых случаях без документов, разрешающих хозяйственную деятельность, является основанием для наложения штрафных санкций. Размер штрафа представлен в таблице.

Правонарушитель

Штраф, если кадастровая стоимость определена

Штраф, если кадастровой стоимости нет

Гражданин 1-1,5 % от кадастровой стоимости, но не менее 5000 рублей От 5000 до 10 000 рублей
Должностное лицо 1,5-2 %, но не менее 20 000 рублей От 20 000 до 50 000 рублей
Юридическое лицо 2-3 %, но не меньше 100 000 рублей От 100 000 до 200 000 рублей

Проще говоря, самовольное занятие или захват земельного участка заключается в том, что кто-либо использует чужую землю, не имея на то оснований и не оповестив собственника. Оно может быть выражено в противоправной застройке, складировании, вывозе на участок мусора, посадку сельскохозяйственных культур, деревьев и т.д.

Следует учитывать, что у любого земельного участка есть законный собственник. Если это не частное лицо или организация, значит, земля принадлежит государству (ст.16 ЗК РФ).

Самовольным захватом также признается необоснованное расширение границ собственного земельного участка за счет чужой земли. Например, если землевладелец перенес ограждение за фактические границы предоставленного ему участка.

Согласно ст.76 ЗК РФ, самовольно захваченные земли возвращаются их законным владельцам. При этом компенсировать убытки, если они были причинены, «захватчик» не обязан. Этого можно добиться только в судебном порядке.

Использование земельного участка без оформления правоустанавливающих документов регламентировано многими нормативно-правовыми актами государственных органов власти. При возникновении спорных ситуаций или вопросов, касающихся правоустанавливающих документов на земельный участок, обращайтесь к профессиональному юристу за получением консультации.

Государственный акт на право собственности на землю

Участник долевой собственности заново вправе заказать проект межевания участка, т.к. оформление межевого плана земельного участка является одним из видов кадастровых работ (ст.38 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ). В свою очередь заказчиком кадастровых работ может выступать любое заинтересованное лицо, поскольку ФЗ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ не содержит ограничений в отношении заказчиков кадастровых работ, на что указано и в письме Минэкономразвития РФ от 12.01.2012 № Д23-38 и в ст.13.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ.

Процедура выдела участником долевой собственности участка из земель сельскохозяйственного назначения имеет свои особенности.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 статьи 13 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. Если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

При этом, размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ, которая определяет процедуру межевания участка.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 24.07.2002 № 101-ФЗ

<…>

«Статья 13. Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности

1. Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 настоящей статьи.

3. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

6. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

8. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.

Статья 13.1. Проект межевания земельного участка

1. Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также — образуемые земельные участки). Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

2. Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

3. Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

4. Предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по подготовке проекта межевания земельного участка или земельных участков могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.

5. Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в пункте 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.4Одновременно с решением общего собрания участников долевой собственности об утверждении проекта межевания земельных участков должно быть принято решение об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

6. При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей (далее также — исходный земельный участок или исходные земельные участки), органу местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения каждого исходного земельного участка и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем исходного земельного участка или исходных земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке. Срок ознакомления с проектом межевания земельных участков не может быть менее чем тридцать дней до дня его утверждения.

7. Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

8. Извещение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, должно содержать:

1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка;

4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения;

5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним.

9. Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

10. Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

11. Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1-4 пункта 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

12. В случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9-11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

13. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.4

14. Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

15. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

16. Кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на десять процентов».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатно

Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является доказательством существования такого права на земельный участок в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже

Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имеющий равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок соответствующего размера в границах, указанных на прилагаемом к нему чертеже.

Постановление главы администрации о предоставлении земельных участков не является тем гражданско-правовым обязательством, право по которому может быть передано другому лицу на основании договора уступки права.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2012 г. № 18-КГ12-40

(Извлечение)

Ц. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования г. Краснодар о восстановлении нарушенного права, ссылаясь на то, что на основании постановления главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. «О предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» под индивидуальное жилищное строительство» (далее — постановление главы администрации) указанной фирме выделено 4 земельных участка, предназначенных для строительства жилых домов. 14 февраля 2001 г. на основании договора об уступке права истцу уступлены права, предусмотренные постановлением главы администрации, на получение земельных участков площадью 800 кв.м каждый. Однако данные участки ответчиком фактически изъяты и перераспределены третьим лицам, что нарушило его права. Уточнив исковые требования, истец просил суд восстановить его права путем предоставления ему в собственность равнозначных земельных участков, свободных от прав и притязаний третьих лиц, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов, а именно земельных участков, расположенных по другим адресам: площадью 765 кв. м; площадью 943 кв. м; площадью 819 кв. м; площадью 664 кв. м.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 июля 2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2011 г., иск удовлетворен, постановлено признать за истцом право собственности на земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов площадью 943 кв. м, площадью 819 кв. м, площадью 664 кв. м и обязать ответчика выделить в собственность истцу свободный земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, из земель населенных пунктов, расположенных в г. Краснодаре, общей площадью 800 кв. м. Указано, что данное решение является основанием для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, а также основанием для регистрации права собственности в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.

В кассационной жалобе администрации муниципального образования г. Краснодар ставился вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 23 октября 2012 г. жалобу удовлетворила, указав следующее. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. При рассмотрении дела судами первой и второй инстанций были допущены такие нарушения норм материального и процессуального права.

Судебные инстанции, удовлетворяя иск, сослались на то, что истец был лишен права собственности на имущество. До предоставления указанных выше земельных участков другим лицам истец являлся полноправным владельцем имущества со всеми последствиями, вытекающими из его титула, перешедшего к истцу на основании договора уступки права от 14 февраля 2001 г. и установленного постановлением главы администрации, имеющим в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Судебные инстанции указали также, что права истца подлежат восстановлению путем предоставления ему в собственность равнозначных земельных участков; испрашиваемые истцом из земель населенных пунктов земельные участки свободны от прав и притязаний третьих лиц и предназначены для индивидуального жилищного строительства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводами судебных инстанций. Как установлено судом, постановлением главы администрации фирме «БАГ» предоставлен земельный участок N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м на правах бессрочного пользования. В силу чч. 1, 2 ст. 31 ЗК РСФСР (действовавшей на момент вынесения данного постановления) право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Совмином РСФСР. Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма N 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма N 2).

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно приложениям N 1 и N 2 к постановлению Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 в Государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к Государственному акту.

Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к Государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.

В кассационной жалобе заявителем указывалось, что истцом в подтверждение права фирмы «БАГ» на данные земельные участки не был представлен государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с соответствующими идентификационными признаками (адрес, площадь, план земельного участка, из которого возможно было бы определить границы предоставленного земельного участка). Земельно-правовая документация на указанные земельные участки в установленном порядке не оформлялась. В связи с этим у суда не имелось правовых оснований для вывода, что постановление главы администрации о предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» имеет равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Однако, как указывал истец, право собственности (либо аренды) на земельные участки фирмой «БАГ» также оформлено не было, платежи за землю в форме земельного налога не производились. Таким образом, истцом не были представлены доказательства, подтверждающие наличие у фирмы «БАГ» как права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, так и права собственности на них. При таких обстоятельствах вывод суда о перешедшем к истцу праве собственности на земельные участки на основании договора уступки права от 14 февраля 2001 г. ошибочен.

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Уступкой права требования является соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора. При этом для уступки права требования кредитор должен обладать этим требованием, а уступаемое право требования должно быть действительным, т. е. возникшим из действительного и существующего обязательства.

Как следовало из договора об уступке права, заключенного между ТОО «БАГ» и Ц. 14 февраля 2001 г., цедент (ТОО «БАГ») уступает, а цессионарий (Ц.) принимает право на получение земельных участков N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м каждый (п. 1). Согласно п. 2 договора основания возникновения указанного в п. 1 договора права, а также состояние взаимоотношений цедента и цессионария на момент подписания договора подтверждаются постановлением главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. «О предоставлении земельных участков межрегиональной фирме «БАГ» под индивидуальное строительство».

Между тем названное постановление главы администрации о предоставлении земельных участков не является тем гражданско-правовым обязательством, право по которому может быть передано другому лицу в порядке ст. 382 ГК РФ. Это судами учтено не было, в связи с чем вынесенные судебные постановления не могут быть признаны отвечающими положениям ст.ст. 195, 196, 198 ГПК РФ.

Что касается ссылки в решении суда в обоснование удовлетворения иска на внесение в 1993 году сведений об указанных земельных участках в государственный кадастр недвижимости, то, как установлено судом, сведения о правах фирмы «БАГ» на данные земельные участки в кадастровых паспортах отсутствуют.

Кроме того, из постановления главы администрации Прикубанского района г. Краснодара от 4 ноября 1993 г. следовало, что фирме «БАГ» предоставлен земельный участок N 9, 11, 13, 15 площадью 800 кв. м. Тем не менее суд в решении указал, что Ц. имеет право на предоставление четырех земельных участков по 800 кв. м каждый, не мотивировав свой вывод в указанной части.

Также суд не принял во внимание, что возложение судом на орган местного самоуправления обязанности предоставить истцу в собственность на территории муниципального образования г. Краснодар равнозначные земельные участки без проведения процедуры торгов противоречит ст.ст. 30, 301-1, 38 ЗК РФ, согласно которым предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно путем проведения торгов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 июля 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 августа 2011 г. отменила. Дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение № 18-КГ12-40

Собственность на землю

В этом случае земельный учас­ток впервые возникает как правовой объект и включается в оборот; В свою очередь государственный кадастровый номер присваивается земельному участку при внесений сведений о нем в Государственный земельный кадастр (ГЗК). Правовые основы создания и ведения ГЗК содержатся в Законе о ГЗК, который вступил в силу с 01.01.2013 года. Значит ли это, что всем земельным участкам нужно пройти процедуру их регистрации в ГЗК, а только после этого можно регистрировать права на них? Сразу успокоим правоприобретателей земельных участков: никакой новой регистрации в ГЗК проходить не нужно.

Госакты на право собственности и постоянного пользования земельными участками больше не выдаются

— Представим ситуацию, что человек имеет участок уже много лет. Госакт на землю есть, но старого образца. Сейчас гражданин решил разделить землю на две части и подарить сыновьям. Что для этого нужно сделать? — Сначала нужно определить, присвоен ли земельному участку кадастровый номер. Дело в том, что некоторые участки, госакты на которые были выданы до 2004 года, все-таки внесены в Государственный земельный кадастр, и собственникам выдана справка о присвоении кадастрового номера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *