Поймали на взятке

8 рекомендаций, как поймать коррупционера

Первое Антикоррупционное СМИ приглашает всех неравнодушных, кто столкнулся с фактами коррупции, к совместным действиям.

Если вы стали свидетелем коррупционного поведения должностных лиц или чувствуете, что можете стать жертвой, Первое Антикоррупционное СМИ рекомендует выполнить следующие несложные действия:

1.»ЗАФИКСИРУЙТЕ»

В борьбе с коррупцией главное — фиксирование. Без технического (аудио, видео, иного) документирования невозможно привлечь вымогателя к уголовной ответственности. Без зафиксированных показаний возможный преступник может обвинить вас в клевете.

Напомним: Коррупционеры постоянно совершенствуют механизм получения взяток и обеспечения своей безопасности, напрямую берут только у своих, проверенных в «деле» людей. С ними постоянно работает армия посредников с налично-безналичными схемами.

Фиксация процесса при этом становится сложнее.

2.»ВКЛЮЧИТЕ ДИКТОФОН»

Как только вы понимаете, что можете столкнуться с коррупционными проявлениями, включайте диктофон.Хотя лучше это сделать заранее. Запись всегда можно стереть, а получить доказательства — вот что самое главное.

Не пожадничайте, потратив деньги на покупку недорогого диктофона. Таким образом вы сможете обеспечить себе защиту: и не только в переговорах с чиновниками, но в общении с инспектором ДПС, в ДЭЗе и даже в школе и детском саду.

Понятно, что техника может быть разной, иногда нужна камуфлированная, профессиональная (это зависит от условий встречи и ваших возможностей).

«Проявите интерес»

В беседе с чиновником/посредником вести себя нужно спокойно, вежливо. Нервничать не надо. Основная концепция поведения — «вам нужно решить свой вопрос».

«Не прерывайте»

И когда вам начнут объяснять, что от вас требуется, и вы почувствуете признаки вымогательства взятки или коррупционной схемы, не прерывайте. Взяточнику не нужно объяснять противоправность его действий, ваша задача — зафиксировать его «предложение».

Иногда все детали проговариваются при первой встрече, и уже позвать на повторную беседу чиновника/посредника очень трудно или невозможно. Бывает и такое: весь процесс перетекает в следующие этапы, когда уточняются новые детали и условия по времени, месту, способу, сумме и т.д.

3.»ДЕНЬГИ ПОТОМ»

Не вздумайте передавать деньги сразу, если это не вопрос жизни и смерти, даже если вы зафиксировали весь процесс в лучшем виде. Если все сводится к моментальной передаче, то примените минимальное актерское мастерство: покажите, например, что почувствовали «чужие уши», или у вас просто нет с собой требуемой суммы.

Как правило, невозможно привлечь к уголовной ответственности без предмета взятки — главным образом, денег, хотя бывают случаи политической воли, но это исключение.

4.»ГАРАНТИИ РЕЗУЛЬТАТА»

Убедитесь, что если вы выполните условия, чиновник/посредник их тоже выполнит, нужно проговорить четко, за какое конкретно действие/бездействие чиновник получит взятку. Только фиксации суммы недостаточно, максимально зафиксировать нужно все условия «сделки».

Нужно склонить чиновника к обычной сделке. Если он гарантирует вам конечный результат и описывает механизм его достижения, то практически сам себе обеспечивает статью в УК РФ.

5.»ДОПФИКСАЦИЯ»

Если вам удастся взять у чиновника/посредника адрес электронной почты, мобильный телефон, иные каналы для связи. И все удастся зафиксировать/проговорить «под запись» — это будет дополнительным плюсом.

Важно! При переходе на неформальное общение и неофициальные каналы, шансы разговорить и зафиксировать этот разговор увеличиваются.

6.»НЕ ПРОВОЦИРУЙТЕ»

И когда закончите разговор на второстепенные темы, сгладьте ситуацию, проявите дружелюбность и готовность к постоянной работе со своим собеседником, расскажите о своих грандиозных планах и ресурсных возможностях.

Лучший вариант, когда преступники поймут, что вас можно и нужно раскручивать на деньги постоянно!

7.»В НУЖНОЕ МЕСТО»

И когда вы убедитесь, что запись у вас получилась, то сразу обращайтесь в профильный компетентный орган с учетом статуса и отраслевой принадлежности вымогателя. Дальнейшее документирование станет работой правоохранителей, хотя и с обязательным вашим участием.

Путешествуя по всем подряд дежурным частям непрофильных подразделений и ведомств, вы потратите время и нервы, рассказывая по нескольку раз одно и то же. Кроме того, повысите риск «утечки информации».

8.»НЕ ОТСТУПАЙТЕ»

Но если у вас не получилась запись, или вы ее просто не вели, задача усложняется, так как все равно придется добывать доказательства ваших слов. Здесь нужно применить дар убеждения, перенести встречу на другое время с возможностью повторения условий, но уже под контролем правоохранителей.

Сотрудники правоохранительных органов и судьи — не ясновидящие, и действуют в соответствии с УК РФ и УПК РФ. В их практике нередки случаи оговора и клеветы в адрес чиновников.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

кто кого

Невозможно придумать идеальный алгоритм действий на тот случай, когда у вас вымогают взятку. Это всегда индивидуальная работа, которая зависит от уровня подготовки и возможностей трех сторон: вашего участия, участия чиновника-коррупционера и представителя правоохранительного органа.

Куда сообщить о коррупции и пресечении противоправной деятельности чиновников — читайте здесь…

Не делайте лишних движений!

Первое Антикоррупционное СМИ осуществит мгновенную связь с правоохранительными органами, а также предоставит информационную поддержку.

Post navigation

Как установило следствие, за взятку старший инспектор ДПС предложил водителю решить вопрос о непринятии им мер по установлению факта алкогольного опьянения и последующее несоставление протокола об административном правонарушении. Забрав с собой документы водителя, Михеев получил на месте часть денег, а вторую потребовал передать на следующий день.

В результате совместных мероприятий Управления собственной безопасности УВД Калужской области и прокуратуры Козельского района Михеев был задержан с поличным.

Взятки в России — давно уже обыденность. Причем взятки укоренились практически в каждой сфере общественной жизни.

Сейчас идет активная борьба со взяточничеством и коррупцией. Многие люди не решаются или боятся обращаться в правоохранительные органы, и хотят самостоятельно поймать на взятке зарвавшегося чиновника или другое высокопоставленное лицо.

Для этого существует несколько простых правил: При проведении действий при поимке должностного лица на взятке будьте очень внимательны и аккуратны.

Классификация способов приема-передачи взятки

Способ совершения преступления является одним из наиболее важных элементов взяточничества. Способ совершения преступления позволяет понять суть происшедшего в целом и позволяет определить круг лиц, среди которых следует искать виновного, достигнуть быстрого и полного раскрытия преступления на основе выявления взаимосвязанной совокупности следов преступления, соответствующей составу и характеру действий, входящих в способ его совершения. Возможно, полезно изучение способа совершения взяточничества при разработке эффективных мер предупреждения преступлений данного вида.

Субъекты взяточничества для достижения преступной цели осуществляют комплекс действий, взаимосвязанных, объединенных единым умыслом и направленных на достижение преступного результата. При совершении умышленного преступления вся их деятельность проходит не самопроизвольно, а предопределена рядом условий и обстоятельств. Зависит способ преступного поведения от многих объективных и субъективных причин. Следует отнести к объективным обстановку в самом широком смысле, применительно к коррупционным преступлениям это состояние экономики в данном регионе, уровень развития законодательства, регулирующего те или иные общественные отношения, наличие пробелов в законодательстве, позволяющих решить вопрос по усмотрению должностного лица, преступные традиции в государственном органе или учреждении и другие обстоятельства. Окружающая обстановка обуславливает действия лица, необходимые для достижения преступного результата.

В то же время, исполняя преступную деятельность в одинаковых экономических и социальных условиях одного и того же региона и преследуя одинаковые цели, преступники все же действуют не идентично. Это значит, что схема способа действий преступников имеет личные черты в зависимости от личности субъекта преступления или иного участника преступной группы: преступной квалификации, уровня образования и интеллекта, иных личностных особенностей.

Следует обратить особое внимание на всесторонность и объективность исследования способа совершения взяточничества. Анализ рассмотрения результатов уголовных дел показывает, что следователи без оснований сужают способ совершения преступления до действий по приему-передаче предмета взятки и действий должностного лица в пользу взяткодателя. Если с уголовно-правовой точки зрения этого совершенно достаточно для квалификации содеянного, то с криминалистических позиций совершенно недопустимо. Такой подход приводит к разрушению доказательственной базы в суде в случае опровержения факта приема-передачи взятки (прием-передача взятки чаще всего осуществляется в процессе проведения такого оперативно-розыскного мероприятия, как оперативный эксперимент — передача взятки под контролем). Сужение способа совершения преступления до приема-передачи предмета взятки влечет краткий допрос взяткодателя без выяснения причин, мотивов действий, их очередности, способов сокрытия следов преступления и прочих важных моментов. Последствием этого является действительная возможность изменения взяткодателем или взяткополучателем, а также свидетелями показаний в суде. Если их показания на следствии не были тщательно проверены и доказаны по каждому действию (бездействию), образующему систему способа, такое важное доказательство, как показания осведомленных лиц, судом будет исключено.

Способ совершения преступления — один из главных элементов криминалистической структуры, обладающий связью со всеми другими элементами и определенный ими. Его можно обусловить как объективно и субъективно определенную систему поведения субъекта преступления по подготовке, совершению и сокрытию противоправных действий (бездействия), указанных на достижение преступного результата. Отметим, что действия по совершению и сокрытию преступления быть могут, разорваны по времени и субъекту. К примеру, цель сокрытия появилась у субъекта после совершения преступления или оно скрывается иным лицом. Это не характерно для взяточничества, взятка почти всегда передается скрытно, без посторонних лиц и видимых следов. Стадия сокрытия преступления либо сходится со стадией совершения, либо предшествует ей. Субъекты пытаются совершить преступление наиболее безопасным способом, собственно, поэтому способы совершения взяточничества скрупулезно продумываются и разрабатываются преступниками, равно как и способы его сокрытия. Анализ уголовных дел показывает, чем более ответственное положение занимает взяткополучатель, и чем больше размер взятки, тем изощреннее способы сокрытия преступления.

Таким образом, способ совершения взяточничества — это определенная объективными и субъективными причинами система действий (бездействия) субъектов взяточничества, указанных на достижение преступной цели — выполнение служебной деятельности должностным лицом за незаконное вознаграждение.

Способ дачи-получения взятки может быть простым, т. е. из рук в руки, и сложным (завуалированным), когда деятельность по передаче-получению взятки маскируется иными взаимоотношениями между субъектами.

Известны следующие способы маскировки дачи-получения взятки:

  • — под видом дарения;
  • — якобы взаймы;
  • — погашение несуществующего долга или прощение действительного долга;
  • — купля-продажа ценных вещей за бесценок, неравноценный обмен вещей;
  • — отпуск товаров по льготным (заниженным) ценам;
  • — под видом выигрыша в карты, бильярд и другие игры, в том числе лотерею;
  • — под видом выигранного пари;
  • — незаконная выплата премий;
  • — заключение фиктивных трудовых соглашений и гражданско-правовых договоров и выплата по ним взяткополучателю или его родным и знакомым (а также доверенным лицам) за якобы выполненную работу, работу по совместительству и т. д.;
  • — систематическое угощение должностного лица или организация систематического питания за счет взяткодателя или его фирмы (организации);
  • — выполнение для взяткополучателя безвозмездно или явно за низкую оплату каких-либо работ хозяйственного назначения (ремонт квартиры, машины, изготовление мебели, пошив дорогой одежды, строительство коттеджей и проч.);
  • — пересылка предмета взятки по почте лично взяткополучателю или его доверенному лицу, в том числе с использованием услуг «Вестерн Юнион»;
  • — внесение денег на банковский счет взяткополучателя (возможно, открытый взяткодателем);
  • — передача взяткополучателю расчетной (дебетовой) карты на сумму взятки либо приобретение для взяткополучателя корпоративной пластиковой карты с оплатой определенных услуг или товаров на сумму взятки (например, топливные карты);
  • — оказание материальной помощи;
  • — передача денег в паспорте или ином предъявляемом документе (при регистрации в паспортной службе и иных органах, инспектору ГИБДД, при покупке транспортных билетов и проч.);
  • — предоставление туристических, санаторных и других путевок бесплатно или со значительной скидкой;
  • — использование должностным лицом «своих» коммерческих структур — перепоручение им функций, относящихся к компетенции самого коррумпированного чиновника. В подобных случаях чиновник однозначно дает понять обратившемуся к нему посетителю, что положительное решение вопроса возможно только после аудиторской проверки, консультаций, юридической оценки, проработки документов и тому подобных согласований вопроса с конкретной фирмой. После оплаты услуг фирмы заинтересованным лицом чиновник получает причитающееся ему вознаграждение в той или иной форме уже непосредственно от фирмы;
  • — организация специальных аукционов для должностных лиц с целью приобретения ими автомашин, антиквариата и других ценностей по минимальным ценам;
  • — оплата обучения детей и родственников должностного лица, содержание в элитных детских учреждениях;
  • — прием вкладов под высокие проценты;
  • — выплата завышенных гонораров за лекции; издание книги, автором которой является взяткополучатель, неоправданно большим тиражом и выплата баснословного авторского вознаграждения;
  • — передача акций юридического лица или иных ценных бумаг родственникам или доверенным лицам взяткополучателя;
  • — создание и финансирование специальных фондов;
  • — финансирование партий, движений, кандидатов на выборные должности.

Вероятны и другие способы маскировки приема-передачи взятки. Следователь и оперативный работник органа дознания обязаны знать об их существовании, для того чтобы точно оценивать обстоятельство совершения взяточничества и моделировать варианты поведения взяткополучателя при наличии фактов передачи взяток, а таким образом, целенаправленно осуществлять поиск доказательств.

Деятельность по приему-передаче предмета взятки является общей для всех участников взяточничества, хотя любой осуществляет свои действия. Следовательно, способ совершения предоставленного преступления представляет собой систему способов действия (бездействия) взяткодателя, взяткополучателя, соучастников взяткодателя и взяткополучателя. Перед следствием стоит задача определить способ деятельности каждого субъекта.

Способ совершения преступления взяткодателем не иссякает лишь передачей предмета взятки. Им выполняются и иные действия (бездействие), направленные на получение блага за взятку. Все они оставляют в окружающей обстановке как материальные, так и интеллектуальные следы. Обнаружить эти следы и представить их в качестве доказательств вероятно лишь при условии знания способа совершения преступления. Способ совершения преступления взяткодателем составляют действия:

  • — по изучению обстановки в органе или учреждении, от которого взяткодатель ожидает деятельности в свою пользу, установлению должностного лица, от которого может зависеть решение вопроса в интересах субъекта;
  • — установлению контактов с взяткополучателем (лично или через соучастников);
  • — определению условий выполнения служебного действия в интересах взяткодателя, уточнению предмета взятки и его размера, если предметом являются деньги, способа передачи;
  • — подысканию предмета взятки или средств на его приобретение (например, получение денег взаймы, продажа имущества или заклад имущества в ломбард, получение ссуды, выделение денежных средств фирмой для передачи должностному лицу в интересах организации и др.);
  • — передаче предмета взятки взяткополучателю, либо посреднику или соучастнику для передачи взяткополучателю;
  • — принятию мер для сокрытия следов преступления (маскировка приема-передачи предмета взятки, организация безопасных условий передачи взятки, обеспечение алиби на случай задержания с поличным);
  • — получению благ, которых добивался взяткодатель, и их использованию.

Способ совершения преступления взяткополучателем также не сводится лишь к получению предмета взятки. Его преступная деятельность включает следующие действия:

  • — подбор возможного взяткодателя;
  • — переговоры с взяткодателем лично или через соучастников об условиях взятки;
  • — вымогательство взятки (требование дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, поставление взяткодателя в условия, когда он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные для его правоохраняемых интересов последствия);
  • — прием взятки непосредственно от взяткодателя, через посредника либо завуалированным способом;
  • — действия по сокрытию преступления (маскировка приема-передачи предмета взятки, организация безопасных условий приема взятки, обеспечение алиби на случай задержания с поличным);
  • — должностные действия (бездействие) в пользу взяткодателя, в том числе и незаконные.

Взяткополучателем, кроме того, выполняются действия (бездействие) в интересах взяткодателей, они также могут быть завуалированы и требуют серьезных поисковых мероприятий и тщательного доказывания. Наиболее часто за взятку выполняются следующие действия (бездействие):

  • — оказание содействия в создании при федеральных и муниципальных предприятиях коммерческих структур с целью «перекачивания» средств этих предприятий на счета определенных фирм;
  • — передача федеральной и муниципальной собственности по заниженным ценам предпринимательским структурам, минуя продажу через аукционы;
  • — заключение контрактов в интересах взяткодателя;
  • — сокрытие нецелевого использования кредитов, оказание содействия в предоставлении льготных кредитов, выделяемых на целевые программы, например, перепрофилирование предприятий военно-промышленного комплекса, поддержку малого предпринимательства, развитие малых народов Севера и т. д.;

Попустительство в отношении правонарушителей, содействие им и непринятие соответствующих мер:

  • — консультирование работниками налоговой инспекции и полиции, иных правоохранительных органов по вопросам уклонения от уплаты налогов и банковского контроля;
  • — предоставление служебной информации банков, бирж, инвестиционных фондов, налоговой инспекции, прокуратуры, милиции;
  • — фальсификация материалов документальных ревизий или аудиторских проверок, удостоверение фальсифицированных налоговых деклараций;
  • — инструктаж по поводу поведения в правоохранительных органах, разработка систем защиты от обвинения и мер противодействия следствию;
  • — содействие недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, выражающееся в юридическом и экономическом подавлении конкурентов взяткодателя (использование возможностей налоговых, арбитражных, следственно-судебных органов).

Для соучастников взяткодателя и взяткополучателя способ совершения преступления заключается в выполнении части действий (бездействия), образующих способ совершения взяточничества тем субъектом, на стороне которого выступает соучастник. К примеру: сообщник взяткодателя устанавливает контакт с взяткополучателем и ведет переговоры с ним об условиях взятки; сообщник взяткополучателя дает свое жилище для приема взятки и обеспечивает наблюдение за обстановкой, а также охрану на случай задержания.

Даже элементарное перечисление деятельности субъектов позволяет говорить о том, что все их действия (бездействие) взаимосвязаны между собой и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Отдельные процессы, например прием-передача предмета взятки, формируются из деятельности нескольких субъектов. В системном подходе криминалистический смысл к исследованию способа совершения взяточничества заключается в том, что, только лишь рассматривая деятельность всех субъектов преступления совместно, можно обнаружить связи между их действиями и, что является целью криминалистики, по уже знакомой деятельности субъектов преступления определить не только деятельность иных лиц, но их цели и мотивы, место, время совершения преступления, предмет взятки и данные о других элементах, имеющих значение при расследовании взяточничества.

Доказанность любого из перечисленных действий ведет к глубокому, объективному и всестороннему установлению всех обстоятельств дела и решению справедливого приговора, а также исключает отказ обвиняемого и свидетелей от своих показаний и препятствует разрушению доказательственной базы в суде.

Отъявленные взяточники, как правило, не попадаются

13 апреля 2016

Информация правоохранительных органов о задержании вузовских преподавателей за взятки стала уже обыденностью. Но о том, что предшествует задержанию и как события развиваются дальше, силовики, как правило, не рассказывают. Адвокат и преподаватель юриспруденции Сергей Маркин знает об этом не понаслышке: ему не раз приходилось защищать в суде коллег-преподавателей. Его опыт показывает, что попадаются, как правило, отнюдь не самые махровые взяточники, а раскрытию преступления, как правило, предшествует провокация.

О том, как попадаются преподаватели на взятках, Сергей Маркин рассказал в интервью редактору donnews.ru Марине Поюровой.

— Сергей, понятно, что взятки дают студенты. И они же сообщают о взяточниках. Как-то нелогично выходит: студент заинтересован в том, чтобы преподаватель облегчил его судьбу, избавив от штудирования скучных учебников. И сам же студент потом сдаёт преподавателя? В моём представлении, на столь отчаянный поступок студента может толкнуть только несправедливость: он готов сдать экзамен, а преподаватель нагло вымогает деньги.

— Как правило, попадаются преподаватели, которые вовсе не ведут себя нагло или цинично. Сами студенты зачастую удивляются, узнав, кто именно из преподавателей задержан. Самые отъявленные взяточники зачастую оказываются вовремя предупреждены и уходят в тень.

— Как происходят задержания?

— Для начала надо понять, как работает система борьбы со взяточничеством. В Следственном комитете есть отделы по борьбе с коррупцией в правоохранительных органах, в государственных структурах, в сфере высших учебных заведений. Есть отдел — должны быть показатели. Откуда их взять?

На уровне слухов всегда есть информация, что в том или ином вузе преподаватели берут взятки. Но нужно же поймать с поличным! И тогда начинают искать студентов, которые согласны поучаствовать в задержании преподавателя.

— «Поучаствовать в задержании» — это устроить провокацию?

— Здесь всё на грани. Судьи это прекрасно понимают и, как правило, не наказывают преподавателей-взяточников строго, ограничиваясь штрафом. В одном из ростовских вузов недавно преподавателю за получение взятки присудили 4 года условно и штраф 30 тысяч рублей.

— Как работают со студентами?

— Сначала руководитель правоохранительного органа принимает постановление о проведении оперативного эксперимента на основании рапорта оперативного сотрудника об обнаружении признаков преступления. Затем в суде получают разрешение на прослушку телефона преподавателя. Затем студент, как правило староста группы, начинает договариваться с преподавателем, что за деньги тот поставит кому-то оценки. Всё это фиксируется средствами аудио- и видеосвязи. В итоге договариваются с преподавателем о передаче денег. Преподавателя задерживают с понятыми, причём в качестве понятых часто выступают такие же студенты, которые либо проходят практику, либо являются общественными помощниками в правоохранительных органах. Потом когда читаешь в протоколе, что кто-то проходил случайно по улице в 6 утра и ему предложили поучаствовать в задержании, смешно, конечно, получается. Это, естественно, нарушение закона, но доказать это сложно.

— А как потом живётся и учится студентам, которые подставили своего преподавателя?

— Вполне нормально. Никто их не осуждает. Это не Павлики Морозовы, они, как правило, инициативу не проявляют. Все понимают, что на этих людей оказывали давление.

— Какое давление?

— Например, студент искренне сдает деньги для преподавателя, чтобы получить положительную оценку по экзамену, но он не знает, что в отношении этого преподавателя уже проводится оперативный эксперимент по его задержанию. Если студент будет делать все, что скажет следствие, то его освободят от привлечения к уголовной ответственности за дачу взятки как лицо добровольно сообщившее о преступлении, если нет, то он станет обвиняемым за дачу взятки. Как правило, такие студенты соглашаются сотрудничать со следствием. Но студенту за сотрудничество с правоохранительными органами могут предложить и поощрение. Я как-то спрашивал у мамы студентки, которая участвовала в «изобличении» преподавателя-взяточника: «Зачем было соблазнять человека? Вы же понимаете, что это нехорошо?» Она ответила, что всё понимает, но её девочка училась на коммерческой основе, а ей пообещали, что переведут на бюджет.

— Как ещё поощряют тех, кто подставляет преподавателей?

— Могут пообещать впоследствии замолвить словечко, взять на работу… Я потом видел таких студентов — они стали следователями, операми, то есть они со студенческой скамьи целенаправленно к этому стремились. Студентам говорят, что они делают правое дело, пресекают преступность. Возможно, они убеждены, что ведут себя правильно, что именно так и нужно поступать.

— Были ли в твоей практике дела, когда был уличён настоящий взяточник, вымогавший деньги у студентов?

— Были, но это исключение из правил. Основная проблема возникает с заочниками. Студенты дневного отделения проявляют меньше инициативы, они каждый день ходят на занятия, посещают лекции и семинары, им грех не подготовиться и не сдать. Они даже считают, что могут сэкономить на этом.

А вот заочники люди занятые, при этом учебный процесс организован так, что им сложно подготовиться и сдать самостоятельно. И люди понимают, что реально сдать они не могут. В сессию им ставят по 20 предметов, каждый день идёт зачёт или экзамен, на подготовку даётся одна ночь. При таком графике, будь ты хоть семи пядей во лбу, невозможно всё выучить. Потому заочники предлагают преподавателю «разойтись на коммерческой основе». И у преподавателей, получающих незаслуженно низкую зарплату, возникает соблазн согласиться.

— То есть ты считаешь, что в наших вузах в принципе создана благодатная почва для взяточничества?

— Не скажу, что это сделано умышленно, но по сути так, но это не оправдывает преподавателей, получающих незаконное вознаграждение, к сожалению, эта благодатная почва создает у них иллюзию, что раз государство не может позаботиться об их достойном существовании, то почему бы это не сделать за счет частных инвестиций. На мой взгляд, большинство работающих в вузах преподавателей выполняют свою работу добросовестно и принципиально и именно на них держится наше высшее образование. Этим преподавателям необходимо оказывать всякую поддержку, в том числе и финансовую, для того, чтобы они дальше добросовестно и принципиально выполняли свой гражданский долг.

— В каких вузах города больше всего случаев взяточничества?

— От этого ни один вуз не застрахован. Но я обратил внимание, что в Ростове есть вузы, которые в большей мере защищены от таких ситуаций, а есть вузы — «мальчики для битья».

— От чего это зависит?

— Скорее всего, от руководства вуза. В одних ростовских вузах практически не бывает задержаний. Я не буду их называть, поскольку читателям и без меня известно о каких вузах идет речь. В последний раз, в одном их таких вузов я слышал, взяли замдекана, ему дали деньги за то, чтобы он кого-то восстановил для продолжения обучения. Многие преподаватели там без зазрения совести, прямым текстом, называют расценки и имена посредников. Кстати, очень часто преподаватели сами напрямую со студентом не контактируют, у них появляются посредники, которые на этом зарабатывают, а иногда преподаватели и не знают, что такие посредники берут со студентов под них деньги. Если студент сдал экзамен или зачет, то он думает, что он их сдал за деньги. Если не сдал, то посредник возвращает ему деньги, объясняя, что преподаватель передумал. По моим ощущениям, есть какое-то негласное распоряжение не трогать преподавателей в так называемых неприкасаемых вузах. Однако даже в таких неприкасаемых вузах никто не застрахован от того, что может быть задержан за получение взятки. Я помню, что задержание замдекана в неприкасаемом вузе не было единственным, такое случалось и в другом неприкасаемом вузе, в котором также за получение взятки задерживался замдекана.

Думаю, что у некоторых вузов есть неофициальное соглашение с правоохранительными органами. Если кто-то действительно этим занимается, приходят к ректору и говорят: «Либо наведите порядок, либо мы будем вынуждены сами принять меры»…

Бывало, взятку использовали, чтобы снять кого-то с должности либо просто уволить.

— Расскажи об этом подробнее.

— В одном из ростовских вузов был случай с заведующим кафедрой. Он не был злостным взяточником, не наглел. Подозреваю, что его место кто-то захотел занять. И тут некая студентка начинает уговаривать его: она бедная-несчастная, времени учиться нет, как бы ей сдать на коммерческой основе. Он говорит: «Не надо, идите учите, приходите сдавайте». Но она упорствовала: «Может быть, на кафедре чем-то помочь? Может, бумагу купить? Или я вам деньги дам, а вы уже сами купите? То есть не лично вам, а кафедре…». В итоге он согласился. И она принесла 1000 рублей. Меченых. Человек получил, насколько я помню, года три условно с испытательным сроком. Его даже права преподавать не лишили. Но с должности завкафедрой, конечно, уволили.

— Что происходит с преподавателем после задержания? Сколько длится следствие?

— Как правило, недолго, максимум год.

— На это время преподаватель отстраняется от работы или продолжает работать?

— Чаще всего работодатель не отстраняет преподавателя от работы, если само следствие не обратится с таким ходатайством в суд. Преподавателей со стороны, как правило, вузы брать не хотят. К тому же зарплату ему всё равно должны платить, даже если он не будет работать. Однако, как правило, руководство вуза настойчиво просит преподавателя уволиться по собственному желанию еще до вынесения в отношении него обвинительного приговора. Чаще всего это происходит для того, чтобы не испортить имидж вуза или показать остальным, что руководство вуза ведет решительную борьбу с такими преподавателями. В этом случае преподаватель вынужден подчиниться настойчивой просьбе руководства вуза, чтобы не накалять и без этого сложную обстановку и не быть уволенным в перспективе по нехорошей статье.

Но некоторые ректоры все-таки сочувствуют преподавателям, стараются им помочь после того, как вынесен приговор. По Трудовому кодексу, конечно, наличие судимости препятствует преподавательской деятельности, но тем не менее их могут оставить для осуществления научной деятельности.

— Наказание зависит от размера взятки?

— Конечно, наказание зависит от размера взятки. Если взятка получена в размере до 25000 рублей, то наказание может быть либо в виде штрафа от нуля до миллиона рублей, но может быть и лишение свободы до трех лет со штрафом от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового. За взятку в значительном размере, то есть от 25000 до 150000 рублей, наказание уже будет более суровым, за это может быть лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки. За взятку в крупном размере, то есть от 150000 до миллиона рублей может быть лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки. За вятку в особо крупном размере, то есть от одного миллиона рублей может быть лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки. Однако при получении взятки преподавателем ее размер устанавливается по каждому эпизоду и чаще всего этот размер не бывает не только не крупным, но и не значительным. Например, когда староста хлопочет о своей группе, каждый студент должен передать какую-то сумму. Всё это разбивается на несколько эпизодов. К примеру, 15 студентов собрали по полторы тысячи рублей каждый. Соответственно, дело разбивается на эти 15 эпизодов. Возбуждается уголовное дело в отношении взятки от каждого студента. И потом путём частичного сложения определяется наказание.

— Но при таком случае срок больше, чем когда студент один на один с преподавателем?

— Нет, действует принцип частичного сложения наказания.

— Велики ли штрафы?

— При взятке до 25000 рублей предусматривается штраф в размере от нуля до миллиона рублей. Если взятка больше этой суммы, то размер штрафа устанавливается в кратной сумме взятки, о чем уже было сказано раньше. Размер штрафа определяет сам судья. Я помню был случай, когда суд назначил преподавателю наказание за получение взятки в виде 50 тысяч штрафа без права преподавания в вузах сроком на один год — и всё.

— Какой вывод делают преподаватели после того, как узнают, что их коллега задержан за взятку?

— Сочувствуют людям, которые попались. Не повезло, значит, человеку. На его месте мог оказаться любой.

— Как адвокат и как преподаватель, как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы преподаватели не брали взятки, проявляли принципиальность?

— Я думаю, что нужна профилактика. Руководство вуза не может не знать, что происходит, да и студенты редко молчат. В одном из ростовских вузов был преподаватель, который прямым текстом говорил, что без денег студенты не сдадут, и называл расценки. Студенты пожаловались ректору, тот создал комиссию, пометили деньги и поймали взяточника с поличным. А потом пригрозили, что если он сам не покинет вуз, видео будет направлено в правоохранительные органы.

Следует отметить, что в вузах также очень распространены просьбы к преподавателям: постоянно просят за чьих-то детей, хороших знакомых. Какой-нибудь лаборант подходит и говорит: «Вот, он хороший мальчик или девочка, помогите». И преподаватель чисто по-человечески помогает.

Но самое главное, у преподавателей должна быть достойная зарплата. Труд преподавателей ценится незаслуженно низко, потому их легко подвигнуть на взятку. Конечно, есть принципиальные, которые считают это зазорным. А другие действуют по принципу: если дают, то почему не взять…

Марина Поюрова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *