Категории тракторных прав

Содержание

Какие права нужны на управление трактором

Главное отличие удостоверения тракториста-машиниста от автомобильного водительского удостоверения в перечне ТС, доступных владельцу документа. Стандартные права позволяют управлять дорожными машинами: мотоциклами, легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами и т.д. В то же время права на трактор дают возможность ездить на самоходных ТС: внедорожной авто- и мототехнике, тракторах, снегоходах и с/х машинах.

Помимо этого, обычное водительское удостоверение действует не только на территории РФ, но и за ее пределами. Тракторные права могут использоваться лишь в той стране, где они были выданы.

Важно! Права тракториста-машиниста также имеют свой перечень категорий. Для открытия каждой из них требуется пройти обучение и сдать экзамен.

Тракторные права нужны для поездок на самоходных машинах, которые имеют двигатель объемом от 50 куб. см. (для электромоторов – мощность от 4 кВт) и могут развивать не более 50 км/ч. Если ТС не подходит под это описание, документы для управления не требуются, либо необходимо получить автомобильное водительское удостоверение.

Где получить права на трактор и как проходит обучение

Программа обучения также стандартизирована и утверждается Ростехнадзором. Занятия состоят из теоретической и практической части. В среднем они длятся 1,5 месяцев (срок может несколько изменяться в зависимости от категории).

В случае, если обучающийся не имеет автомобильных прав, теоретическая часть включает ПДД. Помимо этого, в программу входит изучение правил перевозки грузов, оказания первой медицинской помощи и конструкции спецтехники. На практике машиниста обучают вождению трактора и работе с грузами.

Экзаменационная проверка проходит в 2 этапа. Первый – сдача внутреннего экзамена по итогам прохождения курсов. Второй – сдача экзамена в Гостехнадзоре. В обоих случаях тракторист должен пройти теоретическое испытание и показать на практике навыки управления ТС (практика также делится на 2 части: полигон и движение по маршруту).

Пройти обучение можно на специальных курсах в Гостехнадзоре, либо в частных организациях. Однако во втором случае требуется уточнить наличие действующей лицензии государственного образца. Без нее свидетельство о прохождении обучения является недействительным. Соответственно, машинист не будет допущен до сдачи итогового экзамена и ему придется повторно проходить курсы в другой организации.

Как выполнить замену прав тракториста-машиниста

Замена документов нужна:

  • При утрате оригинала документов.
  • При изменении состояния здоровья тракториста (в этом случае потребуется соответствующая медицинская справка).
  • В случае, если истек срок действия старых прав.
  • Если водителю стали доступны новые категории самоходных ТС.
  • При изменении персональных данных владельца.

Важно! Срок действия удостоверения тракториста-машиниста, как и у обычного ВУ, равен 10 годам. Если у водителя имеется документ, выданный в СССР, он может без сдачи экзаменов заменить его. Однако в этом случае все же потребуется пройти медицинское освидетельствование и предоставить справку. Также придется уплатить пошлину.

Чтобы восстановить удостоверения необходимо обратиться в Гостехнадзор и написать заявление. Форму для него можно взять на месте, либо распечатать и заполнить заранее. Здесь указываются паспортные данные тракториста и причина обращения. Также потребуется принести с собой ряд документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Медицинская справка (не требуется, если водитель обращается в связи утратой удостоверения или по причине изменения паспортных данных).
  3. Квитанция, подтверждающая оплату пошлины.
  4. Сертификат, подтверждающий обучение на специальность тракториста-машиниста.
  5. Удостоверение тракториста или его копия (в случае его утраты будет сделан запрос в обучающую организацию, поэтому процесс выдачи может несколько затянуться).
  6. 2 фотографии 3х4.
  7. Справка из ГИБДД, подтверждающая, что водитель не лишался прав.

Важно! Перед тем, как получить права на трактор, рекомендуется оплатить все накопившиеся штрафы.

При лишении прав на трактор (водитель также лишается и автомобильных прав) потребуется повторно сдать экзамен, чтобы вернуть документы.

Если сотрудники ГАИ остановят водителя, у которого отсутствует водительское удостоверение, ему будет выписан штраф в размере 5-15т.р. Поэтому при утрате или истечении срока действия удостоверения необходимо незамедлительно обратиться в Гостехнадзор и оформить новый документ. Владельцу ТС, доверившему управление лицу без соответствующего удостоверения (кроме учебной езды) может грозить штраф размером до 30 000 рублей.

Если же водителя лишили прав из-за административных нарушений, для него предусмотрены другие виды санкций: штраф до 30т.р., арест 15 суток, либо до 200 часов обязательных работ.

Если водитель получил водительское удостоверение, но не имеет его при себе, ему назначается штраф 500 рублей.

Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой

Многие автолюбители знают, что в закон «О безопасности дорожного движения» внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Как выглядит водительское удостоверение, и какая информация указывается в правах?

Водительское удостоверение подтверждает право на управление транспортным средством и содержит полную информацию о владельце, кроме разве что адреса регистрации – чем и отличается от паспорта. К слову, права тоже можно использовать как удостоверение личности. Это и понятно, ведь документ нового образца содержит:

  • фотографию и полное имя владельца;
  • дату и место рождения;
  • информацию о присвоенных категориях;
  • номер и срок действия документа;
  • дату выдачи и название организации;
  • подпись владельца и дополнительные данные о нем.

В качестве дополнительной может быть указана информация о прежнем удостоверении, общем стаже вождения, группе крови, а также об ограничениях, распространяющихся на каждую из категорий прав. Все сведения в водительское удостоверение прописываются кириллицей и дублируются латинскими буквами.

Новые водительские права представляют собой двустороннюю пластиковую карточку размером 5,5 х 8,5 см. Одна сторона документа содержит данные о водителе, а другая – сведения о категориях транспортных средств, доступных для управления.

Лицевая сторона прав

  • Сверху указывается название документа и его территориальная принадлежность.
  • Ниже слева предусмотрено место для цветной фотографии размером 3х4 см владельца прав.

Закон запрещает использовать в документах фотографии в головном уборе (исключения допускаются только по религиозным мотивам). А гражданам с плохим зрением нужно фотографироваться в очках с прозрачными стеклами.

  • Изображение дополняется подписью владельца в левом нижнем углу пластиковой карточки.
  • Справа, сразу под наименованием документа, указываются ФИО, дата рождения и регистрационные сведения (серия, номер, название организации и период действия удостоверения).
  • Ниже обозначается домашний регион и перечень разрешенных категорий транспортных средств.

Обратная сторона прав

  • Одним из главных нововведений является наличие штрих-кода, дублирующего полную информацию о владельце. Он располагается на обратной стороне в левой части водительских прав. Оставшееся пространство отводится под форму с расшифровкой категорий.
  • Напротив доступных к управлению видов транспорта указывается период действия водительского удостоверения.
  • Последним пунктом идет дополнительная информация о владельце. При отсутствии особых сведений туда обычно вносят продолжительность общего водительского стажа.

Все категории водительских прав с расшифровкой

В зависимости от типа транспортного средства, его массы и технических особенностей, права подразделяются на категории. Для управления многими из них предусмотрено отдельное обучение, а вот подкатегории чаще всего открываются автоматически. Чтобы окончательно разобраться в этом вопросе, рассмотрим особенности каждой категории водительских прав.

Основные категории водительских прав

Основными ограничениями, как и прежде, являются масса (как самого транспортного средства, так и его прицепа), количество пассажирских мест и в некоторых случаях мощность двигателя.

Категория «А». Владелец таких прав может водить мотоцикл с коляской или без общей массой до 400 кг. Сюда относятся трех- и четырехколесные транспортные средства, проходящие ограничения по массе.

Категория «B». Включает легковые автомобили общей массой до 3,5 тонн с количеством пассажирских мест до восьми. Кроме этого, допускается наличие прицепа до 750 кг или более. Последний вариант возможен в случае, если общая масса такого «автопоезда» не превышает установленные законом 3,5 тонны. Категория «В» подходит для всех легковых автомобилей, а также для управления джипами и микроавтобусами при условии соблюдения установленных ограничений.

Категория «BE». Является дополнительной к предыдущей категории и снимает ограничение на массу прицепа. То есть водитель с такими правами может возить прицепы массой более 750 кг автомобилями из категории «В». При этом учитывается и общая масса машины с прицепом – она не должна превышать 3,5 тонны.

Категория «C». Разрешает вождение автомобилей массой более 3,5 тонн, за исключением пассажирских транспортных средств, относящихся к категории «D». Если планируется использовать прицеп, то нужно следить чтобы его максимальный вес не превышал 750 кг.

Категория «CE». Во многом схожа с «BE», только относится к автомобилям категории «С». Также она снимает ограничение на массу прицепа.

Категория «D». Необходима для осуществления пассажирских перевозок в автомобилях и автобусах с количеством мест больше восьми. Сюда относится большая часть общественного транспорта. Что касается массы прицепа, то она по-прежнему должна укладываться в стандартные 750 кг.

Категория «DE». К ней относятся сочлененные автобусы и автотранспорт из категории «D», соединенный с прицепом массой более 750 кг.

Категория «М». Используется для вождения мопедов и легких квадрициклов. Такое право доступно владельцам водительских удостоверений любой категории.

Категории «Tb», «Tm». Дают право на управление троллейбусами и трамваями. Благодаря внесению поправок в закон эти категории стали обособленными. В удостоверениях старого образца подобное право отмечалось в «особых отметках».

Подкатегории водительских прав

Законодатели не ограничились введением новых категорий водительских прав. Сегодня в России действует еще шесть дополнительных подкатегорий, некоторые из них открываются автоматически.

Подкатегория «A1». К этой группе относятся мотоциклы с максимальным объемом двигателя 125 см3 и предельной мощностью 11 кВт. Среди транспортных средств этой категории такие характеристики имеет, например, скутер или квадроцикл. Владельцам прав категории «А» данная подкатегория присваивается автоматически.

Подкатегория «В1». Предназначена для управления трех- и четырехколесным автотранспортом с порожним весом до 550 кг. При этом предельная скорость транспортного средства не должна превышать 50 км/ч, а объем двигателя — 50 см3. Водительское удостоверение с подобной категорией пригодится для вождения трициклов и квадрициклов.

Обратите внимание, что вождение квадрИциклов и квадрОциклов предусматривает наличие водительских прав разных категорий. Для управления квадроциклом должна быть открыта подкатегория «А1».

Подкатегория «С1». Доступна для всех удостоверений с категорией «C». Разрешает управлять автомобилями от 3,5 до 7,5 тонн, исключая пассажирский транспорт категории «D». Допускается наличие автоприцепа до 750 кг.

Подкатегория «C1E». Открывается автоматически при получении прав категории «CE» и позволяет водить тот же автотранспорт подкатегории «C1», но с прицепом более 750 кг. При этом масса прицепа не может превышать аналогичный показатель самого авто без нагрузки, а общий вес автопоезда должен укладываться в 12 тонн.

Подкатегория «D1». Предусматривает управление пассажирским транспортом, имеющим в салоне от 8 до 16 мест без учета кресла водителя. Требования к прицепу стандартные – до 750 кг. Подкатегория «D1» доступна для всех водительских удостоверений категории «D».

Подкатегория «D1E». Разрешает вождение транспорта подкатегории «D1» с автоприцепом от 750 кг при условии, что его вес меньше или равен массе автомобиля без нагрузки. Общий весовой показатель автобуса с прицепом должен находиться в пределах 12 тонн. Кроме того, прицеп не может быть пассажирским – только грузовым.

Как открыть новую категорию в водительском удостоверении?

Нередки случаи, когда автолюбитель становится профессиональным водителем, а автомобиль из увлечения превращается в источник дохода. Как следствие такого перевоплощения возникает необходимость в открытии новой категории водительского удостоверения.

Для этого нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, предварительно пройдя обучение.

  • Не миновать автошколы тем, кто желает управлять более легким транспортом и получить категорию «B» при открытой категории «C», или открыть «A» при действующей категории «B».
  • Особые требования предъявляются к кандидатам на категорию «D». Чтобы получить право перевозить людей необходимо иметь не менее одного года стажа вождения транспорта категории «B», «C» или «D1». В течение такого же срока придется эксплуатировать ТС из категории «D», чтобы открыть «DE».
  • Новые правила коснулись и машин с автоматической трансмиссией. Для них выделена специальная подкатегория водительских прав, разрешающая ездить только на «автоматах». Чтобы пересесть на «механику» потребуется сдать практический экзамен в ГИБДД.

Выводы: каждая из категорий водительских прав, указанных на обратной стороне удостоверения, предназначена для вождения автомобилей определенной массы и назначения. Здесь важно понимать, что правила создаются не просто так, и для автомобиля каждой категории требуются особые навыки управления.

Несоответствие водительского удостоверения типу транспортного средства наказывается штрафом и эвакуацией машины на штрафстоянку. Чтобы не лишать себя средства передвижения и не рисковать честно заработанными, разумнее всего заранее подготовиться к смене автомобиля и своевременно получить новые права.

Синхронизируя собственное законодательство с мировым правом, в России несколько лет назад было введено большое количество категорий в водительское удостоверение. Основные изменения заключались во введении дополнительных подкатегорий, дифференцирующих транспортные средства по-иному.

Появились новые понятия некоторых транспортных средств, которые теперь соответствуют реальности. Также произошли изменения, которые касаются того, как получить права категории тракториста.

Обучение и сдача экзаменов на права тракториста

С ноября 2015 года самостоятельное обучение на все эти категории прав машиниста-тракториста является недопустимым. Водители этих транспортных средств должны пройти обучение и подтвердить знания в Гостехнадзоре.

Обучение ведется согласно утвержденным программам профессионального образования или дополнительного профессионального образования. Ни самостоятельного обучения, ни самостоятельной подготовки для сдачи в ГИБДД по закону нет.

Обычное водительское удостоверение можно в России получить в любом регионе, это же касается и обмена. Для тракторных прав есть ограничения. Их выдают лишь по месту регистрации владельца, а также допускается выдача по месту прохождения учебы. Последнее нововведение вступило в силу с ноября 2015 года.

Если права были изъяты, то их можно получить только после сдачи обязательного теоретического экзамена.

К нему допускают лишь после того, как прошло не менее половины срока лишения удостоверения. Когда изъятие осуществлялось на основании вождения в нетрезвом виде, то перед обучением требуется предоставлять медсправку в Гостехнадзор. Иначе к сдаче экзаменов не допустят.

Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения

Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.

Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.

Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.

Об истории тракторных прав

Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.

Начало

Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.

Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.

Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».

Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.

Права на трактор в брежневские времена

В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.

Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.

Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).

Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.

Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.

Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.

В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.

Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста

Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.

  • А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.

С подкатегориями:

I – для мототранспортных средств-внедорожников;

II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);

III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;

IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).

  • В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
  • С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
  • Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
  • F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.

Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?

Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?

По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.

Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.

Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.

Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.

К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.

То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.

Условия выдачи тракторных прав

Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж. А именно:

  • в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
  • в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
  • в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
  • в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
  • в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.

Практическое занятие по обучению вождению на тракторе.

Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.

Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.

Права тракториста-машиниста

Любой автомототранспорт, передвигающийся по общественным дорогам, должен управляться человеком, имеющим водительское удостоверение.

Категории прав тракториста-машиниста

На сегодняшний день водительские права тракториста состоят из следующих категорий:

  • АI, AII, AIII, AIV — внедорожные транспортные средства;
  • В, С, D, E, — колесные и гусеничные ТС с различными мощностными характеристиками;
  • F — самоходные машины сельскохозяйственного назначения.

Все категории водительских прав на управление трактором в 2019 году можно получить только в инспекции Гостехнадзора.

Данная организация ответственна за прохождение соискателями прав теоретического курса, производственной практики и сдачу экзамена. Водительское удостоверение тракториста-машиниста должно быть заверено подписью Государственного инженера-инспектора.

Что представляет собой удостоверение нового образца?

Новые бланки водительского удостоверения активно были введены в России ещё в 2014 году в результате внесённых изменений в законодательные и нормативные акты (№ 196-ФЗ).

Необходимость нового формата и содержания бланка удостоверения появилась в связи с требованиями европейских стандартов.

Водительские права нового образца представляет собой небольшую пластиковую карточку с закруглёнными углами. Таким удостоверением удобно пользоваться, оно не мнётся, не рвётся.

На лицевой части в левом углу размещено фото водителя, напечатанное на пластике специальным цифровым оборудованием. В правой части документа находится вся персональная информация о водителе.

Обратная сторона содержит сетку с особыми отметками по категориям вождения, а также дополнительную информацию (стаж, группа крови, медицинские ограничения).

В штрих-коде зашифрованы все сведения о водителе, касающиеся штрафов, статуса прав, регистрации ТС и пр. Информацию с штрих-кода инспектор считывает портативным сканером.

Люминесцентные серия и номер расположены внизу документа на обратной стороне.

Как получить права тракториста-машиниста?

Итак, мы выяснили, что для получения водительского удостоверения на трактор соискатель должен обратиться в органы Гостехнадзора (сравните: обычные права выдаёт Госинспекция).

До ноября 2015 года соискателю разрешалось пройти обучение самостоятельно и прийти только на сдачу экзамена. Однако сегодня получить права на управление самоходным транспортом, в том числе и трактором, можно исключительно после прохождения курса обучения и экзамена в органах Гостехнадзора.

Главное требование, предъявляемое соискателю прав на трактор, – отсутствие ограничений по здоровью.

Для того чтобы получить необходимый допуск на управление самоходной техникой, будущему водителю нужно обзавестись постоянным или временным удостоверением нового образца.

Следует отметить, что до 2015 года требовался ещё один документ, — временное разрешение, однако с ноября 2015 г. его изъяли из Правил дорожного движения.

Чтобы претендовать на получение прав тракториста-машиниста нового образца, соискателю необходимо достичь определённого возраста:

  • 16 лет – для категории AI;
  • 18-лет – для B, C, E, F;
  • 19-лет – АII, АIII;
  • 22-лет – АIV.

Если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то будете допущены к сдаче экзамена на получение прав машиниста-тракториста.

Какие документы нужны?

Инспекция Гостехнадзора потребует от соискателя следующие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • медицинскую справку;
  • документ о прохождении обучения;
  • удостоверение на право управления самоходной техникой (при условии, что оно ранее выдавалось);
  • фотографии (в 2019 году – только фото 3×4 см, изготовленные на матовой бумаге, с левым уголком);
  • водительское удостоверение (для получения права категорий А II — А IV).

С 28.11.2015 года в органы Гостехнадзора можно не предоставлять справку об уплате государственной пошлины.

Если соискатель по уважительной причине вынужден отказаться от сдачи экзаменов, внесённые им деньги подлежат возврату.

Какая медицинская справка нужна?

В 2019 году медсправка для водительских прав понадобится в следующих случаях:

  • при первом получении прав;
  • при открытии новой категории;
  • при замене прав в случае окончания срока действия;
  • при возврате после лишения;
  • при наличии особой отметки «медсправка обязательна»;
  • при досрочной замене прав по желанию водителя.

Справка нового образца выдаётся после медицинского осмотра у врачей-специалистов, предусмотренных списком процедуры.

Претенденту на получение или замену прав необходимо пройти через процедуру обследования в наркологическом и психоневрологическом диспансере, расположенном по месту постоянной или временной прописки. Консультация нарколога и психиатра невозможна без наличия регистрации.

Если вы хотите получить справку на несколько категорий, то заявляйте о своём желании с самого начала, поскольку от этого зависит перечень обследований. В ином случае придётся заново обращаться в медучреждение за получением справки.

Срок действия медсправки для водителя любого ТС в 2019 году составляет 1 год.

Не стоит пытаться получить медицинскую справку без осмотра врачей. Если документ выдан незаконно (а это можно пробить по базе Гостехнадзора), то справка, как и само водительское удостоверение будут признаны недействительными.

Теоретический экзамен

С ноября 2011 года теоретический экзамен принимается инспекторами Гостехнадзора по экзаменационным билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ, посредством опроса или с помощью компьютерной техники.

Практический экзамен

Удостоверение машиниста-тракториста выдаётся по результатам практического экзамена. При этом вождение проводится на тракторе той категории, на которую претендует соискатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *