ПДД ограниченная видимость

Видимость на дороге: недостаточная, ограниченная, тёмное время суток по Правилам дорожного движения

Тёмное время суток — подразумевается достаточная темнота или полное отсутствие солнца. Иначе, по ПДД недостаток естественного света будет называться всего лишь сумерками, а не тёмным временем. Ведь, в полной темноте ничего не видно и для движения нужно включать дальний или ближний свет фар, а в сумерки бывает что-то видно и можно ограничиться ближним светом фар.

Ограниченная видимость — видимость ограничивается природным рельефом местности, который постоянен и неизменен: горы, холмы, постройки, извилистые повороты или временными возникшими на дороге препятствиями: крупными стоящими транспортными средствами, иными препятствиями. Разумеется, холмы горы и постройки всегда будут оставаться на своём месте у дороги и постоянно создавать ограниченную видимость водителю и днём, и ночью, и в сумерки, и в дождь, снег или туман. Они — вечные, а не временные явления, отличающиеся от тех случайных загораживающих обзор препятствий, которые всё же уберут с дороги рано или поздно.

Движение в условиях недостаточной видимости

Вождение автомобиля в условиях недостаточной видимости можно свести к четырем основным категориям:

  • Во время дождя;
  • При тумане;
  • При ослеплении солнцем;
  • Под влиянием иных погодные явления.

Во время дождя

Важная особенность при вождении в дождливую погоду — снижение сцепления покрышек с покрытием дороги. На мокрой поверхности коэффициент сцепления падает в полтора — два раза, ухудшается управляемость машины, а тормозной путь увеличивается.

Особое внимание необходимо обратить на такие опасности, как:

  • асфальтобетонное дорожное полотно, скрытое под опавшими листьями деревьев или грязью;
  • период сразу после начала и по окончания дождя.

При движении с высокой скоростью по мокрой дороге, между дорожным покрытием и колесами автомобиля может образоваться водяной клин, или как его еще называют «эффект аквапланирования».

В отличие от движения с низкой скоростью, когда вода между поверхностью дороги и шиной автомобиля вдавливается в рисунок протектора, на высокой скорости этого не происходит.

Признаком начала аквапланирования может служить внезапно возникшая легкость в управлении авто. Для борьбы с явлением необходимо применить торможение двигателем.

При тумане

В случае когда видимость ограничена туманом, от водителя требуется много больше внимания и опыта, чем при езде в дождливую погоду. Зачастую при авариях, вызванных туманом, количество поврежденных автомобилей измеряется десятками, множество людей получают травмы.

В случае густого тумана нужно немедленно прекратить движение и ждать улучшения погодных условий.

Для этого погодного явления может иметь следующее воздействие на водителя:

  • значительно снижет расстояние видимости;
  • формирует обман зрения;
  • нарушает ориентирование в пространстве;
  • искажается восприятие скорости и расстояние до объектов;
  • сильное напряжение оказывает влияние на психику водителя.

В случае продолжения движения, необходимо:

  • замедлить скорость так, чтобы её значение не превышало половину видимого расстояния в метрах;
  • использовать ближний свет вместе с противотуманными фарами;
  • для увеличения расстояния видимого перед автомобилем, периодически приближать глаза к лобовому стеклу.
  • открыть окно водительской двери, прислушиваться к шумам, издаваемым транспортными средствами.

Ни в коем случае не следует:

  • приближаться к впередиидущему авто;
  • осуществлять стоянку авто в пределах дороги;
  • осуществлять обгон или опережение.

При ослеплении солнцем

Прямые солнечные лучи, направленные в глаза уменьшают обзорность водителя, снижают его концентрацию и приводят к переутомлению. Особенно это актуально утренний и вечерний период, солнце находится прямо над горизонтом и солнечные лучи падают параллельно земле.

В случае когда дорожное покрытие, чередуясь, проходит сквозь солнечные и затененные участки, у водителя возникает резкое ухудшение видимости. В таких случаях от водителя потребуется усиленное внимание.

При солнечных лучах, направленных в заднюю часть автомобиля, трудноразличимыми становятся цвета сигналов светофора, и задних фонарей впередиидущих транспортных средств. При боковых солнечных лучах, на проезжей части образуются области с малоконтрастной тенью.

Оптимальным решением будет использование противосолнечного козырька, закрывающего от прямых солнечных лучей.

Не рекомендуется использование солнцезащитных очков. Это вызвано тем, что они ограничивают яркость как сильно освещённых, так и неосвещенных участков дороги, что приводит к снижению видимости в тени.

Под влиянием иных погодных явлений

При выпадении первого снега дорожное покрытие представляет особую опасность. Снег быстро накатывается и образует ледовое покрытие либо накат, что, вместе с существенно уменьшившейся видимостью, приводит к росту числа аварий.

Видимость на дороге имеет важнейшую роль.

До девяноста процентов информации необходимой для безопасного продолжения движения, водитель получает благодаря зрению. Устройство человеческих глаз требует времени на адаптацию к темноте. Однако, ночью зрение в значительной степени притупляется.

Так, в темное время суток, или в сумерках водитель намного хуже различает сложившуюся на дороге обстановку. Искажается восприятие цветов. Зеленый кажется более светлым чем красный, а тот в свою очередь – черным. Скорость реакции снижается в несколько раз. В среденем на время от 0,6 секунды и более.

Если для ночного движения можно воспользоваться дальним светом фар, то в условиях сумерек он уже плохо освещает дорогу. Необходимо включить противотуманные фары, понизить скорость двигателем и повысить внимание.

Где нужна видимость и какой она должна быть?

Казалось бы, хорошая видимость требуется во всех случаях, но применительно к разным условиям требования будут значительно различаться между собой.

Условно ситуации можно разделить на такие пункты, как:

  • движение в потоке без маневров. Скорость либо дистанция должны соответствовать условиям безопасного движения, для своевременного принятия мер во избежание аварийных ситуаций;
  • при выполнении маневра обгона. Необходимо правильно оценить расстояние как до автомобилей, движущихся навстречу, так и для движущихся сзади по ходу движения;
  • видимость для выезда с прилегающей. Потребуется оценить расстояние до движущихся попутно транспортных средств.
  • видимость при повороте налево. Необходимо будет прикинуть расстояние до приближающихся слева автомобилей, а после пересечения полосы сделать такую же оценку по правую сторону.

Для выполнения безопасного маневра необходимо расчетное время умножить на максимально возможную скорость движения. Вероятность дорожно-транспортного происшествия будет тем ниже, чем больше останется запаса при расчете.

Что делать если видимости недостаточно?

При покупке нового автомобиля необходимо убедиться в наличии противотуманных фар в выбранной комплектации. В последнее время большая часть иностранных авто имеет их в базовой комплектации.

Помимо удобства пользования во время недостаточной видимости, появится возможность использовать противотуманные фары вместо дневных ходовых огней. Они могут состоять из наборов светодиодов, располагающихся у фар.

Возможно дополнительно установить на автомобиль дневные ходовые огни в виде колец, так называемые, ангельские глазки.

https://my.mail.ru/mail/zemfira-ionova/video/1223/1392.html» align=»center» mode=»normal»]

Как увеличить видимость?

Столкнувшись с ухудшением погодных условий, можно попробовать улучшить видимость несколькими способами:

  • снизить скорость, так чтобы её значение соответствовало возникшим условиям движения. Её значение должно составлять менее половины от дистанции, на которую просматривается дорога;
  • включить дополнительное освещение. Противотуманные фары, ближний или дальний свет. В обязательном порядке предварительно оборудовать автомобиль противотуманными фарами в случае их отсутствия;
  • повысить внимательность за рулем. Не фиксировать взгляд на одной точке, что повышает утомляемость. Периодически приближать глаза к лобовому стеклу. При необходимости допускается двигаться высунув голову в окно водительской двери.

Что может мешать видимости?

Служить помехами для видимости могут как постоянные или временные препятствия, так и меняющиеся погодные условия.

Видимость дороги определяется такими параметрами, как:

  • погодные условия (дождь, снегопад, туман);
  • темное время суток (рассвет, закат, сумерки);
  • физическими характеристиками дорожного полотна (радиусами горизонтальных и вертикальных кривых);
  • интенсивностью застройки и зеленых насаждений.

Стоит помнить, недостаточная видимость, это результат снижения уровня освещенности и нехватки света в целом.

Видимость, соответствующая сложившимся дорожным условиям занимают лидирующие позиции при соблюдении безопасности дорожного движения. Чем более ограниченной она становится, тем большее внимание и осторожность должен проявлять водитель. Также стоит отметить, что выбор стиля вождения в большой степени зависим от видимости во время движения.

Изменения в ПДД

Кельин Владимир Владимирович

Директор Общества с ограниченной ответственностью

«Владимирское Бюро судебной экспертизы»;

эксперт-автотехник.

г. Владимир, ул. Мусоргского, дом 1А.

8 (4922) 44-46-10

Изменения в ПДД. Хотели как лучше…

Правила дорожного движения, постоянно дополняющиеся и меняющиеся, в очередной раз (с 20 ноября 2010г) претерпят изменения и дополнения. В этой статье хотелось бы затронуть и обсудить некоторые изменения и дополнения, их целесообразность и применимость, как при квалификации действий участников дорожного движения на основе требований ПДД в определённых дорожных ситуациях, так и при применении этих изменений и дополнений в экспертной практике (при производстве автотехнических экспертиз).

Начнём, пожалуй, с самого актуального изменения-дополнения, определяющего взаимоотношения водителей и пешеходов в условиях движения через нерегулируемый пешеходный переход, которое отражено в п. 14.1 ПДД. В новой редакции указанный пункт правил трактуется следующим образом: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановится перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на неё для осуществления перехода». Напомнить, что в прежней редакции требование указанного пункта Правил трактовалось так: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому пешеходному переходу».

Приведённая «старая» формулировка п. 14.1 ПДД достаточно лаконична и совершенно однозначно определяет действия водителя в указанной ситуации. Понятие «Уступить дорогу» определено ПДД и означает, «что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».

Очевидно, что в данной дорожной ситуации, в условиях приоритета пешехода, водитель должен выполнять указанные в п. 14.1 действия (не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр), направленные на обеспечение безопасности и исключения «конфликтной» ситуации, при которой пешеход, в целях избежания наезда, будет вынужден «изменить направление движения или скорость». Проще говоря, требование указанного пункта Правил обязывает водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость движения транспортного средства или остановить его, что бы пропустить (уступить дорогу) пешеходов, переходящих проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.

Проанализируем предполагаемые действия водителя, в такой же дорожной ситуации, при регламентированных требованиях п. 14.1 ПДД в новой редакции — «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановится перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на неё для осуществления перехода».

В указанной формулировке, почему то не отражено (в старой редакции отражено), что водитель обязан принять меры по снижению скорости транспортного средства или к его остановке по отношению к пешеходам переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. Предполагается, что это упущение может вызвать разночтение указанной нормы права и породить не однозначную трактовку, что в свою очередь может создать трудности в объективности оценки действий водителей в рамках соответствующих производств по делу.

Кроме того, в соответствии с новой редакцией п. 14.1 ПДД, водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановится перед переходом, чтобы пропустить пешеходов не только переходящих проезжую часть, но и вступивших на неё для осуществления перехода.

Можно было бы ещё понять регламентирование действий водителя по отношению к пешеходам вступившим на проезжую часть. Предлагаемые же водителю условия выполнения мер по обеспечению безопасности в новой редакции п. 14.1 ПДД, относительно пешеходов вступивших на проезжую часть для осуществления перехода, с точки зрения объективной оценки действий водителя, заведомо не жизнеспособны, поскольку предполагают наличие у водителя дара предвидения и наличие такого же дара у инспектора ГИБДД, которому, в определённых случаях, предстоит давать квалификацию действиям водителя на основе требований указанного пункта Правил. Совершенно понятно, что ни водитель, ни инспектор ГИБДД, не смогут доказать, вступил пешеход (пешеходы) на проезжую часть именно для осуществления перехода или в каких то других целях. Представляется что сама по себе характеристика субъекта дорожного движения – пешехода, вступившего на проезжую часть для осуществления перехода, является не корректной, поскольку содержит элемент субъективизма, при котором порождается неоднозначность определения дорожной ситуации и субъективность при квалификации действий участников дорожного движения. Очевидно, что указанная недоработка в новой редакции п. 14.1 ПДД повлечёт всё те же трудности в объективности оценки действий водителей и пешеходов в рамках соответствующих производств по делу.

Анализируя нововведения в ПДД, стоит так же остановиться на новом понятии — «Ограниченная видимость». Это понятие будет обозначать следующее: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями, или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Следует отметить, что в экспертной практике давно применяется понятие видимости, на котором основана соответствующая методическая база, для расчётов допустимых по условиям видимости скоростей движения транспортных средств и технических возможностей предотвращения ДТП в условиях ограниченной видимости. Само понятие видимости в экспертной практике трактуется так: «Видимость» — возможность различать особенно­сти окружающей обстановки, обусловленная степенью освещенности проезжей части дороги, предметов ее обустройства и иных предметов, а также прозрачностью воздушной среды. Характеристикой видимости является ее дальность. Различают дальность общей и дальность конкретной видимости. Дальность общей видимости — расстояние от пе­редней части транспортного средства, на котором с ме­ста водителя четко различаются элементы дороги на пути движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство в соответствующей поло­се. Дальность конкретной видимости — расстояние от передней части транспортного средства, на котором с места во­дителя препятствие может быть узнано по его харак­терным признакам.

Следует отметить, что следственные эксперименты или проверки показаний на месте, имеющие целью определение величин вышеуказанных значений (дальность общей видимости, дальность конкретной видимости), так же проводятся на основе установленной методической базы.

Из самой трактовки понятия видимости, применяемой в экспертной практике, следует, что ограничение её (видимости) возможно только в части элементов её обуславливающих, т. е. в части степени освещенности проезжей части дороги, предметов ее обустройства и иных предметов, а также прозрачности воздушной среды.

Предлагаемая в новой редакции ПДД трактовка понятия «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями, или иными объектами, в том числе транспортными средствами, некоторым образом сопоставима с понятием «Обзорность с места водителя», так же применяемого в экспертной практике и означающего «возмож­ность видеть с места водителя дорожную обстановку на полосе его движения и по обе стороны от нее, а также, пространство на некоторой высоте над транс­портным средством».

Представляется, что введение понятия «ограниченная обзорность» (а не «ограниченная видимость») под предлагаемую в новой редакции Правил формулировку понятия «ограниченная видимость», было бы более логичным и не породило бы «конфликтов» (которые в данном случае неизбежны) между используемой в экспертной и следственной практике соответствующей методической базой и используемым в ней же понятием «видимости», имеющим иную, чем предлагаемая в новой редакции Правил, трактовку.

Следует так же отметить, что нормы права, предусмотренные Правилами дорожного движения, направленные на обеспечение безопасности участников дорожного движения (на сохранение их жизни и здоровья), в отличии от других норм права, применяются человеком практически каждый день и такие действия как внесение изменений и дополнений в Правила дорожного движения должны осуществляться исключительно с привлечением специалистов (юристов, специализирующихся по делам связанным с ДТП и экспертов в области исследования обстоятельств ДТП, имеющих значительный опыт и стаж работы). Представляется, что только такой подход сможет действительно обеспечить совершенствование Правил дорожного движения, повысить степень их применимости в правовом и в техническом (экспертном) аспекте в части возможности их однозначной трактовки и выполнения, а так же возможности объективной квалификации действий участников дорожного движения в различных дорожных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *