Квалифицированное большинство

Большинство голосов

БОЛЬШИНСТВО ГОЛОСОВ, основной способ принятия коллегиальных решений на собраниях, в представительных и иных коллегиальных органах (например, на заседаниях правительства), при выборах представительных органов и должностных лиц (например, главы администрации муниципального образования). Большинство голосов может исчисляться от количества присутствующих, от количества присутствующих и голосующих при условии, что кворум имеется, от конституционного числа или иного числа, установленного нормативным правовым актом.

Большинство голосов бывает квалифицированным, абсолютным, простым и относительным. Квалифицированное большинство голосов, заранее предусмотренное законом (например, законом о выборах), иным актом, всегда составляет от конституционного числа значительно более половины. В России квалифицированное большинство голосов при принятии конституционного закона составляет 2/3 конституционного числа членов в Государственной думе и 3/4 в Совете Федерации; при принятии поправки к Конституции Франции квалифицированное большинство голосов составляет 3/5 членов объединённого заседания верхней и нижней палат парламента. Квалифицированное большинство голосов придаёт решению повышенную авторитетность. Однако на выборах депутатов, должностных лиц получить квалифицированное большинство голосов сложно, поскольку голоса избирателей распределяются между множеством кандидатов (например, в Италии имели место случаи, когда при выборах сенаторов — членов верхней палаты парламента не был избран никто). Поэтому проводятся повторные выборы, второй тур голосования.

Реклама

Абсолютное большинство голосов — это 50% + 1 голос от общей зафиксированной численности какого-либо органа, списка избирателей и т. д. В России принятие закона в Государственной думе требует абсолютного большинства голосов, то есть не большинства присутствующих, а большинства от конституционной численности, независимо от числа присутствующих (необходимо 226 голосов из 450). В России и Франции на выборах президента республики в первом туре голосования требуется абсолютное большинство голосов избирателей.

Простое большинство голосов — это 50% + 1 голос от числа присутствующих (так принимаются законы кнессетом в Израиле).

Относительное большинство голосов — это большинство по сравнению с голосами, поданными за другие предложения, других кандидатов. Иногда такой способ подсчёта и определения принятого решения применяется в условиях альтернативного референдума (например, в Швейцарии), когда на голосование избирателей выносятся два, три альтернативных варианта решения вопроса. Особенно часто используется принцип относительного большинства голосов на выборах при применении мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Этот принцип применяется на выборах депутатов парламента в одномандатных округах Германии, России, Великобритании, США и др., на выборах половины депутатов законодательных собраний субъектов Российской Федерации, при голосовании на выборах президента во втором туре во Франции и др. На выборах депутатов по одномандатным округам этот принцип результативен: второго тура не бывает, кто-то из кандидатов обязательно получит относительное большинство голосов. Применение относительного большинства голосов может искажать или неточно отражать волю избирателей, тем не менее, именно такая система на выборах применяется наиболее широко.

В некоторых случаях при многоступенчатом голосовании определить волю большинства по правилу большинства голосов невозможно (так называемый парадокс Кондорсе): либо принятое общее решение не поддерживается ни одним из голосовавших, либо согласованное решение принять невозможно. Частным случаем такого парадокса является постатейное одобрение законопроекта и отклонение законопроекта в целом.

В. Е. Чиркин.

Большинство

У этого термина существуют и другие значения, см. Большинство (значения).

Большинство — бо́льшая часть чего-либо.

Необходимо учитывать, что понятие «большинство» тождественно понятию «больше половины чего-либо» исключительно в случае прямого или косвенного определения (рассмотрения) 2 частей от чего-либо.

В конституционном праве понятие большинство используется в связи с проведением различных голосований.

Для принятия решения или выбора кандидата путём голосования может быть достаточно так называемого «простого большинства» — 50 % + 1 от числа избирателей или числа проголосовавших, обычно при условии, что явка избирателей превышает некую минимальную процентную норму, или число заседающих превышает установленный кворум.

Во многих демократических системах такой вариант большинства голосов даёт кандидату победу в первом туре.

При других вариантах для принятия решения требуются абсолютное большинство, большинство от всех зарегистрированных избирателей. Поскольку такое большинство голосов сложнее набрать, эта схема используется для более серьёзных решений.

Близкое понятие — квалифицированное большинство, то есть высокая абсолютная доля, например 2 / 3 или 3 / 4.

Большинство в избирательном праве

Большинство – понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалифицированное большинство.

Абсолютным считается большинство, составляющее 50 % + 1 голос от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число — конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25 % и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Здесь действует принцип относительности, отсюда и название. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2 / 3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Квалифицированное большинство требуется, например, для того, чтобы преодолеть вето президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2 / 3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

> См. такжеВ Викицитатнике есть страница по теме
Большинство и меньшинство

Квалифицированное большинство и Конституция РФ

Согласно Конституции России, для преодоления президентского вето требуется ⅔ голосов от общего числа депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации.

Для принятия конституционных законов требуется конституционное большинство в ⅔ голосов от общего числа депутатов Госдумы и ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Отрешение президента от должности возможно по инициативе не менее одной трети депутатов Думы, при принятии соответствующего решения двумя третями голосов в Думе и Совете Федерации.

Согласно постановлению Конституционного Суда, для внесения поправок в главы 3—8 Конституции России (за исключением изменения статуса и названий субъектов РФ) требуется конституционное большинство в Госдуме и Совете Федерации, а также поддержка законодательных органов двух третей регионов России. Единственные исключения — изменение названия субъекта РФ (принимается указом Президента) и изменение списка субъектов РФ (принимается обычным конституционным законом).

Конституция России не позволяет прямым способом вносить поправки в главы 1, 2 и 9 (Основы конституционного строя, Права и свободы человека и гражданина, Конституционные поправки и пересмотр Конституции). Для изменения этих глав необходимо созвать новое Конституционное Собрание, для чего требуется ⅗ голосов от общего числа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.

> См. также

  • Голосование в Совете Европейского союза

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *