Сокрытие информации должностным лицом

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 Уголовного кодекса РФ)

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Ч. 1 ст. 237 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, ч. 2 – за совершение преступления, указанного в ч. 1, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.

Оспорить заключение судебного эксперта

Эксперты проверят обоснованность Заключения.
Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней

Состав преступления, предусмотренный ст. 237 Уголовного кодекса РФ, имеет следующие особенности:
1) Субъект преступления – специальный (по ч. 1 – это лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, а по ч. 2 — лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления)
2) Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде)
3) Объективная сторона преступления выражается в:
— сокрытии (бездействие) или
— искажении информации (действие). К искажению можно отнести соообщение неполных сведений, фальсификацию фактических данных, предоставление неверных официальных прогнозов и оценок о развитии опасных для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды событий и явлений
4) Состав преступления по ч. 1 является формальным (т.е. преступление окончено с момента совершении действий по сокрытию или искажении информации), а по ч. 2 – материальным (ответственность наступает момента наступления последствий – «причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия»), а также может быть также формальным (если деяние совершено лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления)
5) Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом (лицо осознает, что скрывает от населения или уполномоченных органов информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или искажает ее содержание при предоставлении населению или органам, уполномоченным принимать меры по устранению грозящей опасности, и желает скрыть или исказить соответствующую информацию), а по отношению к последствиям, указанным в ч.2 – неосторожная форма вины.

Обязанность по информированию органов государственной власти и населения предусмотрена, например, следующими нормативными актами:
— ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (граждане и юридические лица, имеющие стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде)
— ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (собственник гидротехнического сооружения и органы местного самоуправления обязаны информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений)
— ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте) и т.д.

Что касается информирования населения о состоянии окружающей среды – в п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в ст. 17 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» дополнительно указано, что доступ к информации о состоянии окружающей среды не может быть ограничен.

Совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 237 УК РФ, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 237 УК РФ. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей

Новая редакция Ст. 237 УК РФ

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 237 УК РФ

1. Резкий рост научно-технических и производственных процессов, которыми отмечено прошедшее столетие, позволяет с уверенностью прогнозировать дальнейшее ухудшение среды обитания людей, падение уровня защищенности населения планеты от воздействия неблагоприятных факторов, увеличение наряду с природными катаклизмами доли опасностей техногенного и социального характера. Важной задачей являются выработка экологических параметров научно-технического прогресса, обеспечение безопасности технологий, сырья и отходов, проведение предупредительных мероприятий. В этой связи особо нетерпимы халатное отношение к оценке чрезвычайных ситуаций, укрывательство со стороны уполномоченных лиц событий и явлений, угрожающих жизни или здоровью людей, нередко обусловленные боязнью высветить ошибки и упущения в работе. В результате не принимаются своевременные меры по устранению возникшей опасности, создаются условия для наступления широкомасштабных общественно опасных последствий в виде гибели людей, причинения вреда их здоровью, экологических бедствий, колоссального имущественного ущерба, исчисляемого сотнями миллионов рублей.

2. Основной объект преступного посягательства — отношения в сфере информации населения об уровне безопасности условий жизнедеятельности человека и окружающей среды. Содержанием этих отношений является реализация конституционного права граждан на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды, факторах, оказывающих вредное влияние на человека, мерах защиты от них, а также корреспондирующая с этим правом обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и других уполномоченных субъектов сообщать указанные сведения непосредственно гражданам по их запросам или через средства массовой информации либо информировать об этом органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности.

2.1. Не может быть ограничен доступ к информации о состоянии окружающей среды, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и т.д. Подробнее см. ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

2.2. Осведомленность граждан и официальных органов о существующих или возможных событиях, фактах, явлениях, опасных для населения или окружающей среды, позволяет предпринять своевременные и адекватные меры по предотвращению, ликвидации или минимизации последствий чрезвычайной ситуации, обезопасить жизнь и здоровье людей, сохранить благоприятную экологическую обстановку и социальную стабильность.

2.3. В качестве факультативного объекта могут выступать интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

3. Предмет преступного посягательства — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды (на соответствующем материальном носителе).

К такого рода событиям, фактам, явлениям относятся неблагоприятные условия, процессы и факторы природного, техногенного или социального характера, отрицательно сказывающиеся на физическом благополучии многих людей, способные вызвать их гибель или ухудшение здоровья, угрожающие состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Это аварии, катастрофы, стихийные бедствия, факты реализации продовольственного сырья, пищевых продуктов, не соответствующих санитарным правилам, загрязнения источников водопользования населения, воздушной среды, возникновения очагов инфекционных заболеваний и массовых отравлений, эпидемий, превышения предельно допустимых норм радиации, уровней магнитных полей, вооруженные конфликты, акты терроризма, массовые беспорядки и т.п.

3.1. Информация включает сведения о характере, причинах, условиях и последствиях указанных событий, фактов и явлений, их объемах и распространенности, интенсивности развития, степени неблагоприятного воздействия на человека и окружающую среду. Информация может содержать сведения не только о возникших чрезвычайных событиях, но и о прогнозируемых, наступление которых возможно с учетом складывающейся обстановки, о мерах профилактики и защиты от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды.

4. Объективная сторона составов преступления выражается в сокрытии или искажении информации.

5. Сокрытие информации совершается в форме бездействия и заключается в несообщении сведений населению и компетентным органам, когда их сообщение было обязательным и для этого имелись необходимые возможности. При этом фактическое поведение субъекта может не только проявляться в виде простого умолчания о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья населения либо для окружающей среды, но и выражаться в действиях, направленных на утаивание соответствующих данных (прямой отказ предоставить информацию, создание препятствий для ознакомления с ней, засекречивание сведений, принятие мер к их неразглашению другими лицами и т.п.). Для квалификации бездействия, коим является сокрытие, важно установить, что в поведении субъекта отсутствуют признаки исполнения правовой обязанности по информированию заинтересованных лиц о реальных или потенциальных опасностях при наличии возможности ее исполнить.

5.1. Состав преступления исключается, если обязанное лицо не могло сообщить сведения населению или органам из-за непреодолимой силы (например, сотрудники удаленной метеорологической станции не сообщают в метеоцентр о надвигающемся урагане по причине нарушения связи и отсутствия других средств сообщения). Также отсутствует коммент. состав преступления в поведении лица, которое не владело необходимой информацией из-за халатного отношения к своим обязанностям по выявлению и оценке угрожающих факторов. В этом случае деяние может быть квалифицировано по ст. 293.

5.2. На квалификацию не влияет то обстоятельство, что сокрытие информации было полным или частичным, когда лицо предоставляет лишь часть необходимых сведений об опасном событии или явлении, а другую их часть утаивает.

5.3. Сокрытием информации является и несвоевременное ее предоставление, когда субъект без достаточных на то оснований медлит с передачей необходимых сведений.

5.4. Сокрытие информации следует считать оконченным составом преступления в момент непредставления сведений в нужный для этого момент, в результате чего население и государственные органы не получают необходимой информации от уполномоченных на это лиц. Не имеет значения, что соответствующие сведения были получены из других источников.

6. Искажение информации совершается в форме действия и состоит в сообщении ложных, неверных сведений об имеющихся в действительности либо реально прогнозируемых событиях, фактах, явлениях, опасных для жизни и здоровья населения или для окружающей среды, в результате чего граждане и государственные органы не могут объективно оценить ситуацию (ложное опровержение в действительности имеющихся фактов, неверная оценка развития событий, изображение в превратном виде характера и последствий чрезвычайной ситуации, приукрашивание действительных прогнозов опасного явления и т.п.).

6.1. Искажением информации является такое извращение сведений о неблагоприятных событиях и явлениях, которое совершается в ущерб безопасности здоровья населения и окружающей среды, когда в действительности ситуация оказывается более тяжелой по сравнению с той, которая описана в предоставленной информации. Поэтому не образует коммент. состава преступления сообщение ложных сведений о якобы имеющих место опасностях, безосновательное или по надуманным основаниям ухудшение прогнозов возникновения или развития чрезвычайной ситуации. При наличии других условий такие действия можно квалифицировать по ст. 207, 201 или 285.

6.2. Искажение информации следует считать оконченным составом преступления в момент получения населением или органами, уполномоченными на принятие мер по устранению опасности, недостоверных сведений. Лицо, подготовившее ложные сведения к передаче или направившее их, однако в последующем предотвратившее получение таких сведений заинтересованными лицами, не подлежит УО за искажение информации в силу добровольного отказа, но может отвечать за фактически совершенное сокрытие информации в виде несвоевременного ее предоставления.

7. Диспозиция статьи альтернативная, поэтому для наличия состава преступления достаточно совершения любого из указанных в ней деяний.

8. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, достигшее 16 лет и обязанное обеспечивать соответствующей информацией население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

8.1. Законодательством РФ (ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 18.12.2006) <1>, ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.) указанная обязанность возлагается на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, администрацию предприятий, организаций и учреждений.
———————————
<1> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; 2002. N 44. Ст. 4294; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 50. Ст. 5284; РГ. N 290. 2006.

8.2. В каждом конкретном случае необходимо установить, каким именно нормативным актом (законом, приказом, инструкцией и т.п.) предусматривается обязанность должностного или иного лица предоставлять соответствующую информацию.

8.3. Если информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, скрывается уполномоченным на то должностным лицом от палат Федерального Собрания РФ либо предоставляется им в заведомо ложном виде, то УО наступает по специальной норме — ст. 287.

9. Субъективная сторона составов преступления при сокрытии или искажении информации характеризуется прямым умыслом, т.е. лицо осознает факт неисполнения правовой обязанности по информированию населения и уполномоченных органов о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, или факт искажения такой информации и желает скрыть либо исказить указанную информацию.

9.1. Мотивы и цели сокрытия или искажения информации на квалификацию не влияют. Однако если субъект, скрывая или искажая информацию, преследовал террористические цели и это создавало реальную угрозу наступления широкомасштабных общественно опасных последствий, то содеянное квалифицируется по ст. 205.

10. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрен квалифицированный состав. О понятии лица, занимающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления, см. в коммент. к п. 1, 3 примеч. к ст. 285. К таковым, в частности, относятся Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главный государственный санитарный врач РФ, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), главный государственный инспектор по пожарному надзору и др.

10.1. Вред здоровью может быть легким, средней тяжести или тяжким и причиненным хотя бы одному человеку.

10.2. Иные тяжкие последствия могут выражаться в причинении смерти человеку, длительной остановке работы предприятий и организаций, крупном имущественном ущербе (в том числе в виде затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, которых можно было избежать при своевременном предоставлении достоверной информации), существенном расширении зоны чрезвычайной ситуации, возникновении массовых беспорядков, совершении актов терроризма, серьезном ухудшении качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших материальных затрат, уничтожении отдельных природных объектов, деградации земель и т.д.

10.3. Указанные последствия могут вменяться субъекту при условии, что они находятся в причинной связи с сокрытием или искажением информации со стороны уполномоченного лица. Это означает, что если бы полная и достоверная информация была предоставлена вовремя, то адекватными мерами чрезвычайную ситуацию удалось бы предотвратить либо снизить степень ее опасности и не допустить причинения тяжких последствий.

11. Психическое отношение виновного к причинению вреда здоровью или наступлению иных тяжких последствий может быть как умышленным, так и неосторожным. При наступлении по неосторожности смерти человека, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, имущественного ущерба в крупном размере дополнительной квалификации по ст. 109, 118, 168 не требуется.

11.1. В случае прямого или косвенного умысла на указанные в законе последствия содеянное образует совокупность ч. 2 ст. 237 и ст. 105, 111, п. «а» ч. 2 ст. 112, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 261 и др.

12. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 2 — средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо окружающей природной среды (например, о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, об окружающей природной среде).

Сведения об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, а также окружающей среды не могут относиться к информации ограниченного доступа (к государственной тайне и сведениям конфиденциального характера).

2. Объективная сторона включает в себя два альтернативных деяния. Сокрытие информации означает совершение действий, направленных на ее утаивание. Искажение представляет собой фальсификацию указанных в законе сведений.

3. Субъект специальный — лицо, обязанное обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности для жизни и здоровья людей или окружающей среды, соответствующей информацией.

Раскрываемость преступлений в Российской Федерации имеет низкие показатели. Одной из причин этого можно назвать действия граждан, направленные на укрывательство преступления. Создание препятствий работе сотрудникам правоохранительных органов с целью скрыть виновного или само правонарушение является уголовно-наказуемым деянием. Несмотря на массу способов, позволяющих сокрытие преступный действий, наказание предусмотрено лишь санкцией ст. 316 УК РФ.

Правовое регулирование наказания за укрывательство преступления.

За что наступает ответственность

В статье 316 УК РФ законодатель прописал ситуацию, когда наступает ответственность за укрывательство:

за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений.

Из диспозиции комментируемой статьи Уголовного кодекса следует, что если деяние не считается особо тяжким, то при сокрытии его к ответственности не привлекут. Этот нюанс трактуется частью специалистов в области уголовного права России как недостаток системы наказания. Отсутствие санкции в УК РФ приводит к случаям укрывательства при совершении нетяжких злодеяний. Для пояснения того, при каких преступлениях наступит ответственность, приведём выдержку из ст. 15 УК РФ, дающей комментарии по разделению преступлений согласно тяжести:

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Субъектом, то есть лицом, привлекаемым к ответственности, может являться любой гражданин, достигший 16 лет. Но, возвращаясь к пунктам ст. 316 УК РФ, стоит отметить и комментарий, который внёс законодатель в вопрос ответственности за укрывательство преступлений:

Лицо не подлежит уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершённого его супругом или близким родственником.

Близкими родственниками считаются:

  • родители и дети;
  • внуки/внучки и бабушки/дедушки;
  • супруги.

ВАЖНО! Закон признаёт граждан супругами лишь при наличии официальной регистрации брака. Сожители несут ответственность по статье 316 за укрывательство преступлений.

Анализируя содержание статьи, выделяются три ключевых тезиса:

  • особо тяжкое преступление;
  • отсутствие близких родственных связей;
  • заранее гарантированное действие.

Наглядное представления, является ли деяние преступлением, можно проследить на примерах:

Пример 1: Гражданка Н. случайно узнала о преступлении: её сожитель Р. и его друг Д. совершили похищение ребёнка знакомого предпринимателя. После получения выкупа сообщники намеревались убить мальчика. Н. застала Д. и Р. у себя на даче, где они прятали жертву. Она пообещала им молчать. За свою помощь Н. просила часть полученных денег.

В результате следственных действий личность Н. и её роль в похищении были установлены. Гражданку привлекли к ответственности за помощь в укрывательстве.

Пример 2: Граждане Р. и Д. решили совершить похищение малолетнего ребёнка, чтобы получить выкуп. После передачи денег жертву планировали убить. Из-за активных действий следователей по делу о похищении Р. и Д. были вынуждены скрываться в квартире знакомой Р. – Н. Гражданка Н. вернулась домой раньше, чем ожидали преступники. Опасаясь за свою жизнь, Н. скрыла место пребывания Р. и Д. в ходе разговора со следователем. Впоследствии Н. не была привлечена к уголовной ответственности.

Комментарий! В судебной практике прослеживается чёткая тенденция, что действия виновных по ст. 316 УК РФ должны иметь активный характер.

Отграничение от смешных преступлений

Для квалификации действий преступника следует разделять понятия соучастия и укрывательства. В первом случае при соучастии имеет место фактическое вмешательство в ходе совершения преступного действия, включая этапы подготовки и планирования. УК РФ даёт понятия соучастников в ст. 33 УК РФ:

  1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.
  2. Исполнителем признаётся лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.
  3. Организатором признаётся лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
  4. Подстрекателем признаётся лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путём уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
  5. Пособником признаётся лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путём, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

В случае ж укрывательства виновный помогает скрыть следы преступления или преступника уже после совершения уголовно-наказуемого поступка.

Наказание согласно УК РФ

Уголовный кодекс РФ имеет только одну санкцию за помощь преступнику. Наказание определяется судьёй из перечня, закреплённого законодателем:

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Судебная практика по преступлениям согласно положениям ст. 316 УК РФ разнообразна. Из-за высокой социальной опасности и вреда виновные лица привлекаются судами к ответственности. Однако максимальное наказание применяется редко и преимущественно условно. Фактическое отбытие наказания в исправительных учреждениях происходит редко.

Пример из практики: Гражданин К. совершил убийство своей беременной жены. Желая скрыть преступление, он заранее договорился с друзьями, что они помогут ему. Втроём они расчленили труп и по частям закопали в разных местах. Далее преступники сожгли испачканные кровью вещи убитой. На допросе подозреваемого К. следователь установил обстоятельства дела. После приведённых доказательств вины К. написал признание и «сдал» своих помощников. Позднее они были привлечены следователями по делу к ответственности. Суд назначил укрывателям наказание в виде 1 года лишения свободы.

Если замешаны правоохранители

Обособленно стоит вопрос укрывательства преступлений сотрудниками следственного отдела. Помимо прямой вины, к преступлению происходит добавление коррупционной составляющей. При установлении факта таких действий следует направить заявление в вышестоящий отдел. Жалоба подготавливается согласно общим стандартам составления официальной документации. В «шапке» указываются адресат и заявитель, в теле жалобы прописывают подробно все нюансы, ставшие известными автору заявления. Все обвинения необходимо подтвердить доказательственными комментариями. После жалоба датируется и подписывается.

ВАЖНО! Анонимная жалоба в адрес Следственной Комиссии по коррупционным действиям не рассматривается!

Готовый документ направляется в следственный отдел, где работают следователи, совершившие коррупционные действия, а при установлении более значительного коррупционного сговора – в Городское или Областное/Краевое/Республиканское Следственное управление.

Коррупция в системе правоохранительных органов оказывает существенный вред на уровень раскрываемости преступлений и степень доверия граждан следователю и сотрудникам отделов полиции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *