Категория тяжести работ

Кто и когда составляет документ?

При выявлении у работника трудностей со здоровьем, частых отсутствий по болезни, затруднений при выполнении своих обязанностей требуется пройти медицинское освидетельствование.

Наблюдающий и лечащий врач дает направление для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) или врачебно-трудовой экспертной комиссии в специальное бюро.

Для этого необходимо собрать установленный пакет документов, в перечне которого имеется производственная характеристика (ПХ).

Такой документ заполняется руководителем предприятия, на котором работает обратившийся, в присутствии медика (если имеется медицинский кабинет).

Существует еще несколько случаев, для которых она предоставляется:

  • для оформления в санатории, профилактории или лечебницы;
  • при обращении в посольство иностранного государства за проставлением визы;
  • при смене организации (заполняется на предыдущем рабочем месте);
  • для поступления на учебу, при условии, что сдача документов происходит после устройства на работу.

Справка! Руководитель может возложить обязанность произвести заполнение на специалиста кадровой службы. Но в любом случае вся ответственность лежит полностью на самом руководстве. Перед тем как поставить свою визу, он должен тщательно проверить все пункты.

Далее рассмотрим, как правильно заполнять и оформлять документ, что в нем потребуется написать.

Необходимо отправить работника на прохождение медико-социальной экспертизы?

Интересуетесь, как правильно составляется заявление?

Узнайте все нюансы из этой статьи!

Список необходимых бумаг для заполнения

За получением заключения экспертизы для определения ограниченных действий работника может обратиться не каждый. Соответственно, для этого должны иметься определенного рода показатели, при которых возможно прохождение дополнительного освидетельствования.

Перед внесением данных в характеристику должен быть подготовлен небольшой список документов:

  • бюллетени нетрудоспособности за последние 12 месяцев;
  • запрос в организацию, направляемый тем бюро МСЭ, где будет выдаваться заключение;
  • выписка истории болезни (при необходимости);
  • паспорт;
  • трудовая книжка;
  • акт засвидетельствования несчастного случая (если такое происшествие было).

Также требуется знать:

  1. Условия труда, в которых приходилось работать последние 12 месяцев.
  2. Уровень вредности, соответствие норм гигиены, насколько опасным являлся его вид занятости.
  3. Как часто приходилось выезжать в командировки, в какую местность.
  4. Уровень дохода и частота нахождения на больничном, с указанием заболевания.

Инструкция по заполнению ПХ

ПХ может составляться по запросу, поступившему с МСЭ, или по просьбе обратившегося с указанием места требования.

Общие требования

Ввод информации производится на специальном бланке формата А4, в двух экземплярах. Копия остается в личном деле, оригинал переходит работнику. Также можно внести информацию произвольно, но необходимо учесть все имеющиеся требования. Если сотрудник предприятия работает, то всё указывается в настоящем времени, если уже уволился – в прошедшем.

Обратите внимание! В бланке содержится 13 или более пунктов, в зависимости от заболевания обратившегося. Необходимо заполнять всё.

Рассмотрим, что нужно писать в каждом разделе документа:

  1. ФИО в именительном падеже.
  2. Полное наименование предприятия, с указанием юридического адреса. Подразделение, цех или участок, на котором непосредственно трудится больной.
  3. Должность и стаж в данной организации, какая имеется квалификация.
  4. Основная полученная специальность.
  5. Информация по квалификации (звание, категория, класс, разряд).
  6. Основной вид трудовой занятости, с содержанием данных о выполняемой работе (ручной или машинный труд).
  7. Режим дня, выходные дни, отпуска, сменность. Информация о позе, в которой приходится выполнять обязанности. Указывается, присутствует ли высокая психологическая и физическая нагрузка, уровень шума и вредности на рабочем месте. Это очень важный раздел, так как он говорит о многих неблагоприятных факторов, влияющих на состояние организма.
  8. Здесь вносится информация о производительности труда. О том, насколько в процентном отношении выходит выработка. Справляется ли с нормой выработки. Что является причиной низких показателей.
  9. Вносятся данные о листах нетрудоспособности и пребывании в отпусках за 12 месяцев.
  10. В этом пункте отмечается, какие имеются виды льгот (например, укороченный рабочий день, освобождение от нагрузок, не выезжает в командировки).
  11. Проводились ли внутренние перемещения с изменением заработной платы, в связи с выявлением ухудшения самочувствия (когда был произведен перевод и куда, и какая присваивалась после этого должность).
  12. Наличие возможности работодателя в предоставлении коллеге выполнения других функций по состоянию здоровья. Если ранее уже был осуществлен перевод, то отмечается, что больше возможности не имеется.
  13. Этот пункт может содержать дополнительную информацию, которая не отмечена выше, но может повлиять на ход проведения экспертизы (к примеру, какие имеются награды, связанные с его родом занятий, навыки, личные качества, умения, способности).

Особое внимание надо уделять тем разделам, в которых указываются затруднения в выполнении определенных нагрузок (например, пункт 8). Нужно учесть, что важно отобразить фактический объем выполнения работы, и какая доля в процентном отношении выполняется.

Нет необходимости в пространственном изложении информации о выполняемых функциях работника, достаточно пояснять кратко и лаконично.

Более подробно надо указать какие предоставлялись возможности перемещения, для облегчения действий, и имеется ли на сегодняшний день такая возможность.

Нет необходимости расхваливать работника. Этот документ заполняется не для поиска другого места получения дохода, чтобы указывать положительные качества, и он не является рекомендацией. Он нужен для того, чтобы медики могли реально оценить состояние больного, уровень сложности его заболевания.

Визирует бланк руководитель предприятия, либо начальник отдела кадров и заверяется мокрой печатью организации. В случае, если имеется медицинский персонал, то ПХ также заверяется и его подписью.

Не согласны с решением комиссии МСЭ? Считаете, что заключение специалистов несправедливо?

Тогда обратитесь в суд! А наша статья расскажет, как это сделать!

Запрос о характеристике условий труда

На основании приказа N310н от 11.10.2012г. Мин.Труда и Соц.Защиты РФ «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», орган проводящий обследование имеет право давать дополнительные запросы на предприятие больного.

Это может потребоваться, когда предоставленной информации было недостаточно для определения полной картины заболевания.

В этом случае может быть направлен запрос о характере трудовой деятельности и факторах условий труда. Целью запроса является определение и понятие о функциональных обязанностях, с которыми приходится сталкиваться работнику:

  • Какая выполняется им работа.
  • Сколько времени ему приходится стоять и в какой позе.
  • Сколько времени затрачивается на отдых.
  • Уровень сложности, выполняемых действий.

Запрос заполняется в произвольной форме. Он может быть передан непосредственно через больного.

Работодателю рекомендуется предоставить все сведения, опираясь на «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».

Мнение эксперта Войтова Анна Анатольевна Эксперт-юрист юридического портала Urexpert.Online. Задать вопрос эксперту Помимо указанного в статье документа, условия труда регламентируются статьями Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 года. В частности, в статье 14 указана классификация условий труда.

Хотелось бы обратить внимание читателей на статью https://urexpert.online/trudovoe-pravo/priem-na-rabotu/dokumentatsiya/zaklyuchenie-dogovora/soderzhanie/usloviya-truda-na-rabochem-meste.html. Здесь можно также почерпнуть полезную информацию, связанную с условиями труда на рабочем месте, которую стоит использовать при составлении производственной характеристики.

Описание рабочего места

Подобное требование не имеет официального понятия, в кадровом менеджменте РФ не используется. Понятие характеристики не имеет федерального статуса, но обладает частым применением в некоторых нормативных актах.

В связи с этим, у такого рода документа нет специально предусмотренного бланка. Он заполняется при возникновении необходимости, опираясь на возникшую ситуацию, при которой появилась необходимость его предоставления.

В нашем случае идет рассмотрение документа, который играет не последнюю роль в прохождении МСЭ, где устанавливается уровень нетрудоспособности населения.

Основной задачей служит правильно охарактеризовать рабочее место больного, обратившегося за помощью. Как заполнить сведения о характере и условиях труда работника для МСЭ:

  • какова оснащенность всем необходимым инвентарем и оборудованием;
  • освещение;
  • уровень шумовых эффектов;
  • специфика самой деятельности.

Важно! К заполнению надо относиться серьезно, так как это может повлиять на здоровье человека, на его дальнейшую жизнь. Будет ли ему присвоена группа по инвалидности, либо смогут ли ему предложить другую должность, чтобы человек не остался без средств к существованию.

Интересуетесь как пройти МСЭ и добиться желаемого решения комиссии?

Тогда прочитайте нашу статью об особенностях прохождения медико-социальной экспертизы для получения группы.

Или же хотите знать, какие нужны документы для повторной процедуры? Ответ на этот вопрос есть !

Производственная характеристика для мсэ — пошаговая инструкция заполнения

  1. Личностные качества.
  2. Занимаемая должность.
  3. Период работы (срок, стаж).
  4. Работа, выполняемая по совмещению (если такова имеется).
  5. Возможное участие с общественной деятельности.
  6. Как зарекомендовал себя сотрудник.
  7. Насколько квалифицированно справляется со служебными обязанностями.
  8. Награды, поощрения, грамоты, благодарности.
  9. Вознаграждения за авторские проекты.
  10. Рецензия от председателя профсоюзного комитета (если таковой существует на предприятии).
  11. Обязательно наличие оценки труда (СОУТ).
  12. Аттестационная оценка по условиям труда (АРМУТ).
  1. Название предприятия (развернутое, сокращенное, аббревиатура).
  2. Правовая форма организации, в которой трудится сотрудник.
  3. Юридический и физический адрес компании.
  4. Полные паспортные данные сотрудника, на которого выписывается документ.
  5. Образование, стаж гражданина, занимаемая должность, квалификационный разряд, группа.
  6. Оценка деятельности на производстве (подробное описание выполняемой работы), периодичность командировок.
  7. Рабочий график (по времени), условия труда.
  8. Санитарно-гигиенические показатели рабочего места (уровень запыленности, шума, наличие средств индивидуальной защиты, воздействие хим.реактивов, присутствующий температурный режим).
  9. Оценка работоспособности и технических показателей сотрудника (процентное выполнение ежедневной нормы, статистика выполнения плана на месяц).
  10. Возможные облегченные условия, вредность, дополнительные нагрузки.
  11. Перевод или совмещение должностей за последний календарный год.
  12. Периодичность больничных листов, причины нетрудоспособности.
  13. Описание вредных или опасных условий труда (если таковые были на прошлом месте работы, с перечислением наименований предприятий, работодателей и периода трудовой деятельности).
  14. Любая дополнительная информации о сотруднике.

Категория тяжести выполняемых работ для втэк образец заполнения

Если таковой фактор находится, то указывают, как нередко это происходит и какова продолжительность поездок. перечень профессий с вредными критериями труда сергей стоякин.Основной вид трудовой занятости, с содержанием данных о выполняемойработе.Категория тяжести выполняемых работ для втэк эталон наполнения.

Какие бы ни были категории тяжести выполняемых работ, гост включает необходимость проведения простых мероприятий. Скачать образец характеристики условий труда и рабочего места для мсэ (втэк) здоровье это очень щепетильная тема. Сертификация, стандарты профессии, поиск, тк рф производственный календарь 2016, когда приходило время устраиваться на работу, или выпадала удача занять важную должность.

Работы третьей категории тяжести характеризуются повышенными мышечными или нервно-эмоциональными нагрузками, а также не совсем благоприятными производственными условиями результате у практически здоровых овых людей формируется предельный функциональное состояние организма, ухудшаются производственные показатели Важным признаком этих работ является то, что рационализация режимов труда и отдыха способствует быстрому устранению й негативных сдвигов в организме человекни.

соответствии с этими показателями в первой категории тяжести относятся работы, при выполнении которых для большинства показателей функционального состояния в результате переключения на другой вид деятельности в пра ацивникив оказывается положительный эффект Сеченова Это работы, которые выполняются в комфортных условиях производственной среды, при оптимальных величиной нах мышечного, умственного и нервно-эмоционального погрузчик ния У здоровых людей повышается тренированность организма и работоспособностьть.

Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения на 2018 год

  1. ФИО сотрудника, на имя какого выдается документ. Сведения отражаются в именительном падеже.
  2. Данные о компании и организации, которая выдает характеристику. Указывают название, юр. адрес и соответствующее подразделение, к которому относится работник.
  3. Наименование должности, на которой трудится работник, и общий стаж его работы.
  4. Данные об имеющейся квалификации.
  5. Приводится описание выполняемых работником трудовых обязанностей. Отдельно отражается, имеет ли он повышенные нагрузки физического или эмоционального плана. Указывают также, имеется ли на рабочем месте повышенный уровень шума или какие-либо другие воздействия, негативно влияющие на организм человека.
  6. Данные о режиме рабочего дня, наличии перерывов. В том случае если у сотрудника установлен сокращенный рабочий день, такие данные также приводятся.
  7. Качественные и количественные показатели степени выполнения работы. В том случае если низкое качество работы или малый процент выполнения заданий от общих показателей будет отличаться, такой факт также отражают.
  8. Информация об имевшихся на протяжении трудовых отношений выходов на больничный и периодов нахождения во всех имеющихся типах отпусков.
  9. Наличие отдельных видов льгот у работника или специальных условий, которые сопровождают его работу. Такие условия могут быть связаны с состоянием здоровья сотрудника или осуществлением ухода за больным родственником.
  10. Данные, которые связаны с переводами на другие должности по состоянию здоровья работника.
  11. Наличие возможности предоставления другой должности или работы в связи с ухудшением состояния здоровья. Кроме того, приводятся данные о необходимости проведения переквалификации в связи с изменением служебных обязанностей.
  12. Данные о том, для каких целей предназначена характеристика.
  1. Документы, удостоверяющие личность.
  2. Направление на прохождение такой экспертизы. Это направление выдается представителям медицинского учреждения.
  3. Прочие документы медицинского характера. К ним могут относиться амбулаторная карта работника учреждения, снимки и выписки с результатами анализов.
  4. В том случае если ухудшение состояния здоровья связано с производственной травмой, приводят акт о несчастном случае на производстве.
  5. Копия ТК, которая заверена начальником отдела кадров.
  6. Заключение специального органа гос. экспертизы условий труда об имеющихся факторах на производстве, которые сопровождают выполнение трудовой деятельности.
  7. Заключение, которое может свидетельствовать о необходимости прохождения процесса реабилитации.
  8. Справка, в которой отражена степень потери сотрудником трудоспособности.

Напряженность трудового процесса

Понятие напряженности труда

Напряженность труда — характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу труда.

Воздействие на организм человека

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки.

Рисунок 1

Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 – 10 % уровень основного обмена; стоя – на 10 – 25%, при вынужденной неудобной позе – на 40 – 50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15 – 20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% –при чтении лекций, на 90 – 100% – у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за­висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв­ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из­менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо­дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Нормируемые показатели

Все показатели имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

  • интеллектуальные;
  • сенсорные;
  • эмоциональные;
  • монотонные;
  • режимные нагрузки.

Напряженность трудового процесса должна оцениваться на каждом рабочем месте. Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности работников, должностных инструкций, хронометражных наблюдений (фотографии рабочего дня) и экспертной оценки. Классы условий труда должны быть определены по всем 23 оценочным показателям, представленным в таблице 18 Руководства Р 2.2.2006-05.

Классы условий труда по показателям напряженности трудового процесса

Показатели напряженности трудового процесса Оптимальный класс условий труда.Напряженность легкой степени Допустимый класс условий труда. Напряженность средней степени Вредный класс 3.1 Вредный класс 3.2
1.Интелектуальные нагрузки
1.1Содержание работы Отсутствует необходимость принятия решения Решение простых задач по инструкции Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций) Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения алгоритма, единоличное руководство в сложных ситуациях
1.2Восприятие сигналов (информации) и их оценка Восприятие сигналов, но не требуется коррекция действий Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями. Заключительная оценка фактических значений параметров Восприятие сигналов с последующей комплексной оценкой связанных параметров. Комплексная оценка всей производственной деятельности
1.3Распределение функций по степени сложности задания Обработка и выполнение задания Обработка, выполнение задания и его проверка Обработка, проверка и контроль за выполнением задания Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам
1.4Характер выполняемой работы Работа по индивидуальному плану Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности Работа в условиях дефицита времени Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат
2.Сенсорные нагрузки
2.1 Длительность сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.2 Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы до 75 76 – 175 176 – 300 более 300
2.3 Число производственных объектов одновременного наблюдения до 5 6 – 10 11 – 25 более 25
2.4 Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м) в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) более 5 мм – 100% 5 – 1,1 мм – более 50%; 1 – 0,3 мм – до 50%;менее 0,3 мм – до 25% – 0,3 мм – более 50%;менее 0,3 мм – 26 – 50% менее 0,3 мм – более 50%
2.5 Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены) до 25 26 – 50 51 – 75 более 75
2.6 Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену):
при буквенно-цифровом типе отображения информации до 2 до 3 до 4 более 4
при графическом типе отображения информации до 3 до 5 до 6 более 6
2.7 Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%.Помехи отсутствуют Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м Разборчивость слов и сигналов менее 50%.Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м
2.8 Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) до 16 до 20 до 25 более 25
3. Эмоциональные нагрузки
3.1 Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.) Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни
3.2 Степень риска для собственной жизни Исключена Вероятна
3.3 Степень ответственности за безопасность других лиц Исключена Возможна
3.4 Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену Отсутствуют 1 –3 4 – 8 Более 8
4. Монотонность нагрузок
4.1 Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях более 10 9 – 6 5 – 3 менее 3
4.2 Продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повторяющихся операций более 100 100 – 25 24 –10 менее 10
4.3 Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время – наблюдение за ходом производственного процесса 20 и более 19 – 10 9 – 5 менее 5
4.4 Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) менее 75 76 – 80 81 – 90 более 90
5. Режим работы
5.1 Фактическая продолжительность рабочего дня 6 – 7 ч 8 – 9 ч 10 – 12 ч более 12 ч
5.2 Сменность работы Односменная работа (без ночной смены) Двухсменная работа (без ночной смены) Трехсменная работа (работа в ночную смену) Нерегулярная сменность с работой в ночное время
5.3 Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени Перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени Перерывы отсутствуют

1. Нагрузки интеллектуального характера

1.1. «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

Пример: наиболее простые задачи решают уборщицы, грузчики (1 класс условий труда), а деятельность, требующая решения простых задач, но уже с выбором (по инструкции) характерна для лаборантов, медсестер, телефонистов, слесарей-ремонтников, кладовщиков, монтеров пути, осмотрщиков вагонов, сигналистов, электромонтеров и т.п. (2 класс). Сложные задачи, решаемые по известному алгоритму (работа по серии инструкций), имеет место в работе руководителей (директоров, начальников цехов), мастеров, водителей транспортных средств, бригадиров, машинистов, составителей поездов, дежурных по станциям и др. (класс 3.1.). Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности установлена у научных работников, конструкторов, хирургов др. (класс 3.2.).

Рисунок 2

1.2. «Восприятие сигналов (информации) и их оценка» – по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2-му классу (лаборанты, бухгалтеры, экономисты, токари, слесари, плотники, повары). К классу 3.1 относятся работы, когда исполнитель должен сопоставлять сигналы (результаты своего труда) с существующими эталонами (нормами), величины которых он должен держат в памяти, привести в соответствие с этими эталонами результаты собственной деятельности и удостовериться в правильности работы. Такой характер работы свойственен операторским профессиям, машинистам локомотивов, мастерам, электромеханикам и пр. В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители предприятий (директора, начальники цехов), научные работники, дежурные по станциям и т.д.).

1.3. «Распределение функций по степени сложности задания». Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта, уборщицы, грузчика (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как бухгалтер, инженер отдела, медсестра, водитель, электрик, телефонист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник и т.п. Под проверкой в данном случае подразумевается проверка результатов своей работы (самоконтроль). Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера предприятий, начальники отделов, – класс 3.1). Наиболее сложная функция – это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий как руководители предриятий (директора, начальники цехов), авиадиспетчеры, врачи и т.п.

1.4. «Характер выполняемой работы». В том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысок (1 класс – лаборанты, уборщицы, монтеры пути). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс – медсестры, слесари, бухгалтера, мастера, начальники цехов и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 – водители, машинисты локомотивов, дежурный по ж/д станции). При этом работа должна характеризоваться дефицитом времени в повседневной деятельности, а не в аварийных ситуациях. Наибольшая напряженность (класс –3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (хирурги, врачи-реаниматологи, инженера по управлению атомным реактором, авиадиспетчеры).

2.Сенсорные нагрузки

2.1. «Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)». Чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Сосредоточенное наблюдение означает, что работник смотрит на объект наблюдения, не отрывая взгляда. Наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения за ходом технологического процесса отмечается у операторских профессий: телефонисты, авиадиспетчеры, водители (более 75% смены – класс 3.2). Несколько ниже значение этого параметра (51 – 75%) установлено у врачей, операторов пультов управления, операторов ПЭВМ, бухгалтеров (класс 3.1) (см. рисунок 4). От 26 до 50% значения этого показателя колебалось у медсестер, начальников и мастеров промпредприятий, учителей, слесарей (2 класс). Самый низкий уровень этого показателя наблюдается у директоров, уборщиц, грузчиков, монтеров пути (1 класс – до 25% от общего времени смены).

Рисунок 3

2.2. «Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы». Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону, по радио, при непосредственном прямом контакте работников).

Например: наибольшее число связей и сигналов с наземными службами и с экипажами самолетов отмечается у авиадиспетчеров – более 300 (класс 3.2). Производственная деятельность водителя во время управления транспортными средствами несколько ниже – в среднем около 200 сигналов в течение часа (класс 3.1). К этому же классу относится труд телеграфистов. В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает в течение часа у телефонистов (число обслуженных абонементов в час от 25 до 150). У медсестер и врачей реанимационных отделений (срочный вызов к больному, сигнализация с мониторов о состоянии больного) – 2 класс. Наименьшее число сигналов и сообщений характерно для таких профессий, как лаборанты, руководители, мастера, плотники, сантехники – 1 класс.

2.3. «Число производственных объектов одновременного наблюдения» указывает, что с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Для операторского вида деятельности объектами одновременного наблюдения служат различные индикаторы, дисплеи, органы управления, клавиатура и т.п. Наибольшее число объектов одновременного наблюдения установлено у авиадиспетчеров – 13, что соответствует кассу 3.1, несколько ниже это число у телеграфистов – 8 – 9 телетайпов, у водителей автотранспортных средств – 6 – 7 (2 класс). До 5 объектов одновременного наблюдения отмечается у телефонистов, мастеров, руководителей, медсестер, врачей, и др. (1 класс). Для машинистов локомотивов объектами одновременного наблюдения являются объекты, находящиеся перед движущимся локомотивом (сигналы, состояние пути, состояние контактного провода и т.д.), но число их, как правило, не превышает 8 – 10.

2.4. «Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

Например, для грузчика выбираем размер объекта различения более 5 мм – 1 класс, для бухгалтера при работе с документами и ПЭВМ размер объекта различения 1 – 0.З мм при сосредоточенности наблюдения до 50% смены – 2 класс, более 50% смены – класс 3.1. Наименьший размер объекта различения – менее 0.З мм – выбираем при работе с микроскопом.

2.5. «Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в %. Чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

2.6. «Наблюдение за экраном видеотерминала (часы в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении буквенной, цифровой и графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя ВДТ, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Наибольшая нагрузка будет у операторов ПЭВМ и программистов (6 – 7 ч). Для бухгалтера это максимум 4 ч, т.к. он работает еще и с документами (взгляд переходит с экрана на документ, с документа на экран, т.е. время работы с ПЭВМ условно можно разделить пополам, это и будет реальное время фиксированного наблюдения за экраном ПЭВМ).

2.7. «Нагрузка на слуховой анализатор». Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% – 1 класс. Ко 2-му классу относятся случаи, когда уровень шума 70 – 80 дБА, и соответствует разборчивости слов, равной 90 – 70% или на расстоянии до 3,5 м. Если уровень шума более 80 дБА, то уже идет оценка на класс 3.1 или 3.2.

2.8. «Нагрузки на голосовой аппарат(суммарное количество часов наговариваемых в неделю)». Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности. Наибольшие нагрузки (класс 3.1 или 3.2) отмечаются у лиц голосо-речевых профессий (педагоги, воспитатели детских учреждений, вокалисты, чтецы, актеры, дикторы, экскурсоводы и т.д.). В меньшей степени такой вид нагрузки характерен для других профессиональных групп (руководители, мастера, врачи и т.д. – 2 класс). Наименьшие значения критерия могут отмечаться в работе других профессий, таких как лаборанты, токари, водители автотранспорта (1 класс).

3. Эмоциональные нагрузки

3.1. «Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки». Данный показатель указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения. Для таких профессий, авиадиспетчеры, врачи, водители автотранспортных средств, инженера по управления атомным реактором характерна самая высокая степень ответственности за окончательный результат работы, а допущенные ошибки могут привести к остановке технологического процесса, возникновению опасных ситуаций для жизни людей (класс 3.2). Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): руководители и мастера промпредприятий, бригадиры, начальники смен, медсестры. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (2 класс): лаборанты, слесари-ремонтники, монтажники оборудования, электрики, повара. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, уборщицы, грузчика, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника (1 класс).

3.2. «Степень риска для собственной жизни». Наличием риска для собственной жизни характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, когда риск присутствует при условии соблюдения работников правил техники безопасности, то есть потенциально опасные работы и участки. Примерами могут служить работы на высоте, работы, связанные с обслуживанием электрооборудования, находящегося под высоким напряжением, работы на железнодорожных путях при движении поездов и т.д.

3.3. «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражает факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи-реаниматоры, хирурги, машинисты электропоезда, мастера промпредприятий, если выписывают наряды-допуски на особо опасные виды работ и т.п.), или только за личную безопасность (машинист башенного крана , шахтер, электромонтер высоковольтных линий электропередачи, промышленный альпинист и др.) – 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи-инфекционисты, водители автотранспорта, помощники машинистов электропоезда и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (директора, начальники цехов, отделов, лаборанты, бухгалтеры, телефонисты, повары, медсестры, массажисты и др.) – их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Рисунок 4

4. Монотонность нагрузок

4.1. «Число элементов (приемов) необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций». Чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 – 3.2) (см. рисунок 6).

4.2. «Продолжительность (в секундах) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций». Чем короче время, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 –3.2).

4.3. «Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям». Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 – 3.2).

4.4. «Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)». Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен у операторских видов труда, работающих в режиме ожидания (операторы пультов управления химических производств, электростанций и др.) – класс 3.2.

5. Режим работы

5.1. «Фактическая продолжительность рабочего дня». Выделен в самостоятельную рубрику в отличие от других классификаций. Это связано с тем, что независимо от числа смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов (учителя, врачи, руководители предприятий и организаций, бухгалтеры и т.п.; важно учитывать, что ненормированный рабочий день, например, у директоров, руководителей отделов, не учитывается, расчет ведется исходя из 40 ч рабочей недели). У целого ряда профессий продолжительность смены составляет 12 часов и более (врачи, медсестры, охранники, сторожи и т.п.). Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка, и, соответственно, выше напряженность труда.

5.2. «Сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 характеризуется нерегулярной сменностью с работой в ночное время (медсестры, врачи, диспетчеры железнодорожных станций, проводники поездов дальнего следования и др.).

Рисунок 5

5.3. «Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам относятся только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании внутрипроизводственных документов (приказами, правилами внутреннего трудового распорядка), либо в соответствии с требованиями государственных документов (Трудового кодекса Российской Федерации, санитарных норм и правил, правил по охране труда и других). Они предусматриваются для кратковременного отдыха и личных физиологических потребностей и должны вводиться при видах работы, когда исполнитель по принятой технологии не может самостоятельно даже на короткое время оставить рабочее место (большинство билетных кассиров, операторов сортировочных горок при интенсивной работе, операторов постов теленаблюдения, контролеров пропускных пунктов и др.) или продолжение качественной работы возможно только при наличии перерывов на отдых (работа операторов ЭВМ, тяжелые физические работы, работы в условиях низких температур окружающей среды и др.). Для этих целей считается оптимальным наличие нескольких регламентированных перерывов общей продолжительностью не менее 7% смены (количество и продолжительность перерывов должно зависеть от конкретных условий).

Общая оценка напряженности трудового процесса

Общая оценка напряженности трудового процесса проводится следующим образом:

  1. Независимо от профессиональной принадлежности (профессии) учитываются все 23 показателя, перечисленные в табл.8. Руководства. Не допускается выборочный учет каких-либо отдельно взятых показателей для общей оценки напряженности труда.
  2. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. В том случае, если по характеру или особенностям профессиональной деятельности какой-либо показатель не представлен (например, отсутствует работа с экраном видеотерминала или оптическими приборами), то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) – напряженность труда легкой степени.
  3. При окончательной оценке напряженности труда:

3.1. «Оптимальный» (1 класс) устанавливается в случаях, кода 17 и более показателей имеют оценку 1 класса, а остальные относятся ко 2-му классу. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к 3-му (вредному) классу.

3.2. «Допустимый» (2 класс) устанавливается в следующих случаях:

  • когда 6 и более показателей отнесены ко 2 классу, а остальные – к 1 классу;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к 3.1. и/или 3.2. степеням вредности, а остальные показатели имеют оценку 1-го и/или 2-го классов.

3.3. «Вредный» (3 класс) устанавливается, когда 6 или более показателей отнесены к 3 классу.

При этом труд напряженный 1-й степени (3.1.) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей имеют оценку только 3.1, а оставшиеся показатели относятся к 1 и/или 2 классам;
  • когда от 3 до 5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 показателей отнесены к классу 3.2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается в случаях:

  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.2;
  • когда более 6 показателей отнесены к классу 3.1;
  • когда от 1 до 5 показателей отнесены к классу 3.1, а от 4 до 5 показателей – к классу 3.2;
  • когда 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2.

4. В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше – класс 3.3.

Методика оценки напряженности труда

Методика оценки напряженности труда проводится в соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 Приложение 16.

Средства измерений

В качестве средств измерений используется секундомер (см. рисунок 6).

Рисунок 6

Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.

Физическая тяжесть труда – нагрузка на организм, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующих энергетических затрат. Классификация физического труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учётом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы: легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда), средней тяжести (допустимые условия труда) и тяжелый трех степеней (вредные условия труда).

Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:

• величина внешней механической работы (в кгм), выполняемой за смену;

• масса поднимаемого и перемещаемого вручную груза;

• количество стереотипных рабочих движений в смену;

• величина суммарного усилия (в кгс), прилагаемого за смену для удержания груза;

• удобство рабочей позы;

• количество вынужденных наклонов в смену и километров, которые вынужден проходить человек при выполнении работы.

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при от­сутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки. Динамическая работа –процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза и тела человека в пространстве. Условия труда оптимальные при перемещении груза до 15 кг, допустимые или вредные условия труда 1-й степени тяжести – до 30 кг (для женщин — 7 и 10 кг соответственно). Статическая нагрузка – связанна с затратой человеком усилий без перемещения тела. Она характеризуется массой удерживаемого груза и временем удержания его в статическом состоянии. Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных движений и перемещений в пространстве. Под перемещением в пространстве понимают переходы в течение смены, обусловленные технологическим процессом. Перемещения до 4-х км – оптимальные условия труда, от 4-х до 10 км – допустимые, а до 15 км и выше – соответственно вредные условия труда 1 и 2 степени. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недо­статков. Это, прежде всего его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% ра­бочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в преде­лах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Про­фессии механизированного труда нередко требуют специаль­ных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдает­ся уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечнос­тей, которые должны обеспечить большую скорость и точ­ность движений, необходимые при управлении механизмами. Монотонность простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде инфор­мации приводят к монотонности труда. Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исклю­чает человека из процесса непосредственной обработки пред­мета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность. Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Групповые формы труда — конвейер. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конк­ретные операции, строгой последовательности их выполне­ния, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония— одно из отрицательных последствий кон­вейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении. В основе этого явления ле­жит преобладание процесса торможения в корковой деятельно­сти, развивающееся при действии однообразных повторных Раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и, как следствие, быстро наступает утомление. Формы труда, связанные с дистанционным управ­лением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое опе­ративное звено — чем менее автоматизирован процесс уп­равления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты уп­равления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник нахо­дится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Напряжённость труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации (интеллектуальный труд). Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:

• оптимальный — напряженность труда легкой степени;

• допустимый — напряженность труда средней степени;

• напряженный труд трех степеней.

Оценка напряженности труда основана на анализе трудовой деятельности, который проводится с учетом всего комплекса факторов, создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний и перенапряжений.

Напряжённость труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа, одновременно наблюдаемых объектов (поездные диспетчеры, операторы и др.). При длительности сосредоточенного наблюдения до 25% от продолжительности рабочей смены – условия труда оптимальные, 26-50% — допустимые, 51-75% — напряжённый труд 1-й степени, более 75% — 2-ой степени. Работа за компьютером свыше 3 часов определяет класс условий труда как напряжённый, от 3 до 4 часов – 1-й степени (класс 3.1), более 4-х часов – 2-й степени (класс 3.2).Условия труда характеризуются также фактической продолжительностью рабочего дня и сменностью работы. При продолжительности рабочего дня до 7часов – оптимальные условия труда; до 9часов – допустимые; более 9часов – напряжённые. Односменная работа без ночной смены – оптимальные условия труда; двухсменная без ночной смены – допустимые. Трёхсменная работа с наличием ночной смены – это напряжённый труд 1-й степени вредности.

Формы интеллектуального (умственного) труда.Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инже­неры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его –это ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, след­ствием чего является мобилизация памяти и внимания, час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составля­ют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки. Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повыше­нию эмоционального напряжения. Гипокинезия является не­благоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной дея­тельности. В наступивший компьютерный век во многих про­фессиях, преимущественно физического труда, увеличива­ется доля умственного компонента, когда даже функции уп­равления и контроля возлагаются на электронную технику. Умственный труд связан с приемом и переработкой ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на оператор­ский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, преподавателей, учащихся и студентов. Отлича­ются они по организации трудового процесса, равномернос­ти нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофак­торного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного ад­министратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учрежде­ний, предприятий, характеризующийся чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышен­ной личной ответственностью, периодическим возникновени­ем конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, на­пряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайне­ров, научных работников, писателей, композиторов, артис­тов, художников, архитекторов, конструкторов. Труд преподавателей, торговых и медицинских работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильно­го решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких как память, внимание, вос­приятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). Успешное осуществление различных форм трудовой де­ятельности человека возможно при обязательном учете фи­зиологических основ умственного и физического труда, про­ведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, созданию комфортных условий для трудовых кол­лективов и отдельных работников.

Все производственные факторы подлежат анализу при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах. Следует отметить, что чёткой границы между опасными и вредными производственными факторами часто не существует, но определенная взаимосвязь имеет место. Во многих случаях наличие вредных факторов способствует появлению травмоопасных факторов. Например, чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли (вредные факторы) повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *