Права ребенка инвалида

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2019 году в части денежных выплат?

1. До апреля 2018 года сумма пенсии детям-инвалидам равнялась 11903,51 рублей. С детства инвалидам выплачиваются следующие суммы:

1) инвалидам III группы — 4 215,90 рублей;

2) при II группе — 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности — 11 903,51 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год.

Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами. Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация).

Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом. На 2019 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля — обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2. 124,99 рубля — путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой.

Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное ежемесячное пособие в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.

Статьи

Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в «прокрустово ложе» всеобщей похожести. Просим все молодежные организации, все население Северного Кавказа поддержать нашу идею и помочь реализовать ее!
1993 году Международной организацией ЮНЕСКО была подготовлена и утверждена программа «На пути к культуре мира». Цель этой программы – формирование и внедрение в международные отношения культуры мира, культуры терпимости и ненасилия. Эта программа состоит из 3 пунктов:
1. Воспитание детей и молодежи в духе открытости и понимания других народов, их многообразных культур и историй;
2. Обучение молодежи отказу от насилия и использованию мирных средств разрешения конфликтов;
3. Развитие у грядущих поколений чувства альтруизма, открытости, и уважения к другим, солидарности и сопричастности.
Это и легло в основу миротворческого проекта, который мы предлагаем реализовать.
«Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты».
Стихотворение написано ребенком — инвалидом — девочкой, никогда не жившей жизнью обычных детей.
В стране по разным оценкам таких детей может быть под 1,5 миллиона. Проблемы этих детей, проблемы их семей, известны тем, кто в этой области работает – но и только им. Широкая общественность, в том числе духовенство, почти не знает проблемы этих детей, практически не интересуется ими, избегает по принципу » Не мое- не болит». Это, конечно, не облегчает решение связанных проблем. Мало знают о них, в большинстве своем и различные министерства.
Так, на примере этой девочки, мы встречаемся с проблемой детей- инвалидов в глубоком и общем смысле. Она не может очень многого, даже почти ничего не может из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время эти строки показывают, что она может что-то, чего не можем мы. Может быть, она знает то, чего не знаем мы. И она имеет судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас.
Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества — от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до человеческой, моральной атмосферы, в которой живут их семьи. Все стороны требуют внимания.
Положение самой незащищенной части нашего общества является лакмусовой бумажкой благополучия, или, вернее, неблагополучия, общества; а наше отношение или отсутствие отношение к таким детям, является индикатором наших человеческих, моральных проблем, с которыми мы живем.
Дети-инвалиды это не абстрактные единицы, а реальные люди, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей, душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.
Нужно помнить, что и что эти дети являются людьми, такими же, как мы!!!! Возникает вся проблема помощи им!!! Древний языческий мир не знал такой проблемы. В Спарте больных детей уничтожали. Но, мы живем не в древнем мире, а в цивилизованном, причем в своем большинстве гуманном, верующем обществе.
Поэтому вся тема тяжелых больных детей, детей с патологиями, с психическими и умственными серьезными патологиями, в конечном счете, целиком висит не на тех или иных социальных принципах, гарантиях, правах (людей, детей), крайне важных в решении возникающих проблем, которыми надо заниматься. Но сами принципы и права являются следствием человеческого, личностного аспекта проблемы, нашей способности видеть в этих детях людей, видеть личности.
Простейшим образом это проявляется в том, что именно родители таких детей, не отказавшиеся от них, любящие, и видящие в них именно детей, то есть имеющие к ним самое прямое и личное отношение, всегда были двигателями в этой проблеме. Не сверху спускались законодательные акты, но именно родители и, затем, присоединившиеся к ним психологи, медики, педагоги, юристы, часто сами прошедшие через такой же родительский опыт, знающие его изнутри, стоят у истоков всех социальных инициатив в этой области, от создания групп и центров поддержки до законодательных актов.
Таково простейшее свидетельство, что все социальные принципы, гарантии и права в этой области являются следствием человеческого, личностного аспекта проблемы, нашей способности видеть в этих детях людей, личности.
И все это есть прямое следствие поворота, которое совершила религия и человеческие качества в отношении к людям, к детям. Поэтому эти дети, их появление в наших жизнях, в наших семьях, не только что-то отнимают от нас, требуют от нас (труда, помощи, отказа от каких-то жизненных перспектив), но и в свою очередь дают нам, что-то существенное дают.
Каждый человек – уникальный. Мы живем бок о бок , мы интересны друг другу от своей разности. Конфликтов и войн не будет, если ты уважаешь и знаешь другую культуру, традиции, обряды. Просто надо слышать и чувствовать друг друга!
Исторически сложилось, что на Северном Кавказе проживают представители много различных национальностей. В последнее время Кавказ принял множество этнических и экономических мигрантов. Геополитическое и географическое положение нашего региона вызывает переплетение различных политических и экономических интересов.
На рубеже веков среди населения усилилось деление на группы, стремление к этнонациональному сепаратизму, которые пропагандируют собственное превосходство и разжигают национальную рознь, что приводит к тяжёлым последствиям, таким как война, теракты, взрывы. Экстремисты все больше стремятся воздействовать на поведение и чувства людей, особенно молодежи. Телеэфир пестрит частыми сообщениями о групповых драках студентов разных национальностей, что молодые люди нарушают общественный порядок и покой, отплясывая лезгинку в полночь на площадях городов, о возникающих на этой почве перестрелках.
Мы понимаем, мирное проживание в многонациональном регионе возможно при условии, когда все люди понимают и признают чужую культуру, нравы, законы.
Осознавая первостепенную важность миротворчества для каждого из нас, мы хотим внести свой вклад в воспитание толерантности среди многонационального населения могучего Кавказа.
Если будет уважение между народами, культурами, значит будет мир!
Подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток — уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества — значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
Свидетельствуем то, что недавно наблюдали сами. В интернате для детей инвалидов мы видели детей с тяжелыми патологиями, которые лежали в кроватях-летках, и не были способны произнести ни слова. Почти все они были с глубокими интеллектуальными нарушениями. И все нуждались не только в физическом уходе, но и в человеческом внимании к ним, в ласке, причем нуждались можно сказать, физически. Они сияли, когда с ними общались люди, и они, порой, буквально бились головой о сетку клетки, в отчаянии, когда человек, проявивший к ним внимание, должен был от них отойти. Без этого человеческого участия они не могли развиваться. Вот сила человеческого участия.
И глубинная причина понятна – ребенок, даже изуродованный болезнью, остается человеком, остается личностью, и нуждается в том, в чем нуждается всякий человек и всякая личность.
Поэтому государственная, экономическая, медицинская и всякая иная помощь таким детям должна, в конечном счете, быть фундаментом для помощи личной. А личная помощь лучше всего может осуществляться в семье, в нормальной, хорошей семье. Там ребенок может получить любовь, и быть желанным даже при его патологии. Поэтому для эффективной помощи ребенку-инвалиду, государство должно не отрывать ребенка от семьи, а поддерживать семью. На это должна быть ориентирована и законодательная, и юридическая, и экономическая, и психологическая поддержка.
Но, в реальной жизни такие дети оказываются в интернате. Государство выделяет средства на их жизнь, их содержат, кормят, оказывают какую-то медицинскую помощь.
Но, дом ребенка – казенное заведение. Конечно, интернат интернату рознь, но в среднем его плохо переносят даже обычные дети. Опять же официальная статистика: в интернатных учреждениях, дети болеют больше, чем в семье. В среднем в интернате доля здоровых определяется в диапазоне от 2 до 15% , а в современных семьях относительно здоровы 45%.
Но если дети остаются все же дома, если их не отдают, возникают свои трудности. Эти семьи почти не поддерживаются государством и обществом, и Духовенство плохо знает их проблемы. Обычно такие семьи не имеют ни юридической, ни психологической помощи.
Часто, после рождения ребенка-инвалида, семья распадается, отцы уходят . По социальным опросам, на которые ссылается Уполномоченный по правам человека, в дальнейшем треть этих отцов никогда больше не встречаются с этими детьми. Мать остается одна, она ближе к новорожденному, она жалеет и любит своего больного ребенка, но она часто не выдерживает и срывается эмоционально.
Это усугубляется тем, что семья ребенка-инвалида не защищена материально. По утверждению Уполномоченного по правам человека, доля прожиточного минимума ребенка-инвалида, покрываемая ежемесячным пособием составляет не более 3% необходимых затрат!
Это тоже следствие установки на приоритет «изъятия» инвалидов из общества и содержания в интернатных заведениях, потому что существует огромная 5-ти, 7-ми кратная разница в средствах, выделяемых государством на ребенка в интернате и на поддержку его в семье. Разница типа 14 – 20 тысяч рублей на содержание ребенка в интернате, и только 2-5 тысяч рублей в семье.
Это значит, что основная сумма выделяемых государством средств крутится в интернатных учреждениях, и оседает где-то там, в социальных структурах, в толщах чиновников. Они не доходят до конкретных детей.
Между тем, расходы на содержание больного ребенка, на осуществление коррекционных программ с ним, в 3 раза выше, чем на содержание здорового ребенка. И вот,в итоге всего, одинокая мать ребенка-инвалида нередко находится еще и сама в состоянии депрессии. Она замыкается в четырех стенах в своей беде, отодвигается от друзей и сослуживцев, испытывает комплекс вины. Она оказывается в том положении, в котором помощь окружающих ее людей, наша помощь, могла бы быть особенно эффективной. Ее проблемы остаются для окружающих людей скрытыми и не понятными.
Социальная жизнь такой семьи не защищена. Вместе с ребенком мать имеет права, определенные законом – но без юридической поддержки даже не знает о законах. Порой она годами бьется с местными чиновниками за права ребенка. Иногда побеждает – особенно, если объединяется с другими родителями. Но часто победа бывает не полной, и достается дорогой ценой – невозвратимо потерянного для развития ребенка времени. И не каждая мама выдержит такую борьбу.
«Люди разные, как звезды
Я люблю всех,
Сердце вмещает все звезды Вселенной»
Существует очень сложная проблема обучения детей-инвалидов, особенно с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. От помещения их в адекватную среду развития, среду обучения, может кардинально зависеть их интеллектуальный уровень. Особенно это касается детей с аутизмом, с Даун-синдромом, и других. Часто они могут учиться, но по специальным индивидуальным планам, и специально подготовленными педагогами, знающими, как надо с такими детьми работать. Однако у нас в стране нет развитой системы обучения таких детей. Закон теоретически гарантирует их право на учебу, но реализовать его порой бывает очень трудно или не возможно.
И,последнее: в проблеме детей-инвалмдов надо иметь в виду и их будущее трудоустройство. Работа – это, ведь, не только работа, это мощный инструмент социализации человека, его реабилитации (если речь идет об инвалидах). Не все инвалиды способны выполнять какую-то работу. Но даже если бывший ребенок-инвалид способен выполнять ее, он не может работу получить. У нас занятость повзрослевших детей-инвалидов не превышает 15%, в то время, как в США она в два раза выше, в Великобритании – почти в три. В Китае же 80% всех инвалидов так или иначе, включены в работу.
Все нами сказанное призвано обратить внимание руководства нашей республики и общественности, а также все силы доброй воли Северного Кавказа, к проблеме содержания, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
Комитет молодежного правительства планирует организацию строительства специализированной республиканской школы — реабилитационного центра для постоянного проживания примерно 700 детей инвалидов, в котором будут работать самые квалифицированные специалисты – педагоги и врачи, при этом оказывать волонтерскую помощь по уходу за детьми охотно согласятся студенты медицинского колледжа и медицинского факультета ИнГУ (соответствующие разъяснительные беседы с ними проведены).
Кроме того, возможно принятие на работу в такое учреждение самих инвалидов, способных выполнять тот или иной требующийся вид труда. Желающие интерны и ординаторы – врачи также смогут работать в данном центре на контрактной основе. Предполагается выделение сотрудникам данной школы — врачам, педагогам и др., а также самим инвалидам, окончившим обучение и достигнувшим совершеннолетия, льготного жилья и пенсии, желательно на территории или в недалеком отдалении от центра, помочь в создании семьи и оказать психологическую и моральную поддержку.
Мы предлагаем на медицинском факультете ИнГу и медицинском колледже ввести преподавание новых учебных дисциплин, необходимых для новой специальности – врача и среднего медработника по работе с детьми-инвалидами.
Поэтому в своем проекте мы рассмотрели все стороны для создания все возможных условий для развития и жизни таких детей.
«Мне нравятся ночь и день.
Мне нравится их непохожесть.
Их шитость тоже нравится мне,
Шитость звёздами и Солнца лучами.
Мне нравятся их чудеса и тайны.
Шитость великой Книги событий,
Книги, которую пишет всевышний о мире».
На наш взгляд проект- «Дом для детей-инвалидов» Северного Кавказа является уникальной возможностью решить множество проблем и содействовать построению «сотрудничества и доверия». Мы сможем объединить и решить проблемы детей-инвалидов и их родителей из Адыгеи, Дагестана, Ставрополя, Северной Осетии-Алании, Чечни и Ингушетии, заняться активной работой направленную на :
• взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между народами Северного Кавказа;
• толерантного отношения ко всем людям, независимо от того, какая у них национальность, вероисповедание, есть ли у них инвалидность;
• включения людей с инвалидностью во все сферы жизни общества и улучшение качества их жизни;
• изменения негативного отношения, стереотипов, существующих в обществе по отношению к людям с инвалидностью;
• повышения эффективности работы общественных организаций инвалидов;
• оказания помощи людям с инвалидностью и их семьям в приобретении навыков и знаний, необходимых для полноправного участия в общественной жизни и для получения доступа к образованию и трудоустройству;
• обучения специалистов, государственных служащих, родителей, учащихся, работодателей и других членов общества об инвалидности с целью преодоления физических и психологических барьеров, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью.
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды , Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз ,они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы ,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых ,не добрых ,немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети-ангелы ,не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь ,тепло
Ну а тех кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе помогают превозмочь…
Болезнь ребёнка- это не только страдания ребёнка. Рядом с ним борются, любят, страдают, бьются, близкие ему люди. Иногда кажется, что сил уже нет, те, кто испытывал это состояние, хорошо знают, как хочется иногда отвернуться лицом к стенке и не шевелиться, ничего, никого не видеть, ни с кем не общаться.
Мы уверены, что добрых людей на этом свете не мало и наше желание помочь детям не оставит никого равнодушными!!!
И самое главное, мы верим, что МИР и ДРУЖБА снова вернутся на Северный Кавказ!
Для выполнения данного Проекта необходимо разрешение и финансирование как со стороны Государства, так и самого населения.
Молодежное правительство планирует открытие благотворительного Фонда для сбора средств на строительство школы-реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями, причем эта школа будет содержать и обучать не только жителей нашей республики, но и соседних регионов. Мы планируем построить самую современную и высокооснащенную, оборудованную всей необходимой техникой и др., призванную не только помогать инвалидам, но и укреплять дружбу между народами.
Проект строительства вышеуказанного учреждения подготовлен и находится на стадии обсуждения с молодежью Северного Кавказа, выставлен на итернет-сайтах, а также в прессе. Планируется проведение телеэфира с целью пропаганды данного Проекта.
Просим Руководство Республикой и Парламент поддержать нашу инициативу.
Министр здравоохранения Молодежного Правительства РИ Цороева А.Б.

Трудоустройство (приём на работу)

Трудовой кодекс прямо запрещает работодателю отказывать в приеме на работу женщинам по мотивам, связанным с наличием детей, независимо от того, являются они инвалидами или нет (ч. третья ст. 64 ТК РФ). Это правило распространяется также на отцов, воспитывающих детей без матери, опекунов и попечителей несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ). При приеме на работу сотрудник обязан предъявить работодателю ряд обязательных документов, а информировать компанию о состоянии здоровья своего ребенка он не обязан (ст. 65 ТК РФ).

Трудовое законодательство предусматривает для работников, воспитывающих детей — инвалидов, ряд льгот и гарантий. Для того чтобы ими воспользоваться, сотрудник должен представить свидетельство о рождении ребенка и документы, подтверждающие его инвалидность. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, детям до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, далее – Закон № 181-ФЗ)

В подтверждение инвалидности ребенка сотрудник должен предоставить работодателю справку установленной формы с решением медико-социальной экспертизы – МСЭ (Приложение № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2010 г. № 1031н). Инвалидность может устанавливаться сроком на год, два года или до достижения ребенком возраста 18 лет. Конкретный срок указывается в справке МСЭ. Переосвидетельствование детей проводится один раз в течение срока, на который ребенку установлена инвалидность. Поэтому, если срок действия предыдущей справки истек и родители ребенка-инвалида не представили новую справку МСЭ, льготы по месту работы им не предоставляются.

Документы, подтверждающие присвоение инвалидности (справка, акт освидетельствования и др.), должны храниться у работника на руках, работодатель может оставить у себя только копии этих документов.

Дополнительные выходные дни и отпуска

Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за ребенком-инвалидом по его письменному заявлению предоставляют четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ). Их оплата производится за счет средств ФСС России. Эти дни могут быть использованы одним из родителей либо разделены ими между собой по их усмотрению. Например, в этом месяце выходные дни берет мать, а в следующем – отец, или в течение месяца три дня использует мать, а один – отец ребенка. Если один из родителей не работает, все четыре дня вправе использовать трудоустроенный. Для предоставления льготы родителю ребенка-инвалида нужно подать заявление и представить ряд документов.

Документ

Как часто представляется

Свидетельство о рождении ребенка

Один раз

Справка органа социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (например в интернате)

Один раз в год

Заявление работника

Ежемесячно

Справка с места работы второго родителя о том, что в течение соответствующего календарного месяца оплачиваемые выходные дни им не использовались.Справка с места работы второго родителя не требуется, если есть свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти второго родителя, решение суда о лишении второго родителя родительских прав или документ, подтверждающий, что он находится в местах лишения свободы

Ежемесячно

При отсутствии справки с места работы второго родителя – документ, подтверждающий, что второй родитель не работает (копия трудовой книжки и т. п.) или является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой (свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и т. п.), которое не вправе воспользоваться указанной льготой

Ежемесячно

Рассмотрев заявление сотрудника и приложенные документы, работодателю нужно издать приказ о предоставлении дополнительных дней отдыха.

Дополнительные выходные дни, не использованные в текущем календарном месяце, на следующий месяц не переносятся и деньгами не компенсируются. Если в семье двое и более детей — инвалидов, количество выходных дней не увеличивается.

Коллективным договором для родителей, воспитывающих детей — инвалидов, могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней (ст. 263 ТК РФ). Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно. Перенесение отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Важно!

Региональные отделения ФСС России часто отказывают в оплате дополнительных выходных дней совместителям, ссылаясь на то, что выплата уже получена ими по основному месту работы. Однако закон говорит о том, что совместители в такой ситуации имеют право пользоваться всеми гарантиями, предусмотренными трудовым законодательством (ч. вторая ст. 287 ТК РФ).

Поэтому четыре дополнительных выходных дня в месяц работнику-совместителю, который ухаживает за ребенком-инвалидом, должны быть предоставлены (ст. 262 ТК РФ). Если компания нарушит это правило, ей грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Условия труда (особенности рабочего времени)

При заключении трудового договора по просьбе работника, имеющего ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, ему может быть установлен неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя (ч. первая ст. 93 ТК РФ, ст. 264 ТК РФ). В этом случае может быть сокращено (п. 8 Положения, утвержденнго постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. № 111/8-51, далее – Положение):

– количество рабочих часов (неполный рабочий день или смена);

– количество рабочих дней в неделю (неполная рабочая неделя, например с понедельника по четверг);

– количество часов в день и рабочих дней в неделю (сочетание режимов неполного рабочего времени).

Если продолжительность рабочего дня женщины превышает 4 часа, ей нужно предоставить перерыв для отдыха и питания (п. 9 Положения).

Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для сотрудников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Неполное рабочее время может быть установлено работнику, воспитывающему ребенка-инвалида, и когда трудовой договор с ним уже заключен. В этом случае сотрудник должен написать заявление и указать в нем необходимый график работы. После рассмотрения заявления руководителем организации с работником необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать соответствующий приказ.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни возможно только с письменного согласия сотрудника, имеющего ребенка-инвалида (ст. 259 ТК РФ). При этом работник должен быть в письменной форме ознакомлен со своим правом отказаться от данного вида работы.

Целесообразно вести журнал учета работников, для которых предусмотрены льготы и дополнительные гарантии. В нем нужно указывать вид предоставляемых гарантий и срок действия льготы (например, дату окончания инвалидности или дату достижения ребенком 18-летнего возраста). Это облегчит работу кадровой службы при рассмотрении вопросов, связанных с привлечением сотрудников к сверхурочной работе, направлением их в командировки, с увольнением и т. п.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *