Частный сервитут

Обладатель сервитута

Согласно статье 5 Земельного кодекса, обладателями сервитута считаются граждане, имеющие право пользования чужим земельным участком с установленными ограничениями. В большинстве случаев данное право пользования распространяется на отдельную часть земельного участка. Очень редко оно используется в отношении всего участка.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Инициаторами ввода сервитута чаще являются владельцы соседних участков. Однако при некоторых обстоятельствах cервитут устанавливается на иной земельный участок. По закону удаленности участка не придается никакого значения.

Закон разрешает ввод сервитута владельцам участка и гражданам, имеющим участки по праву бессрочного пользования. Гражданин вправе добиваться ввода ограничений на данный участок и стать обладателем сервитута по следующим причинам:

  • потребность прохода или проезда по данному участку;
  • подвод электропитания или ЛЭП;
  • необходимость соединения с линиями инфраструктур или установки знаков;
  • для осуществления научно-исследовательских изысканий;
  • для ремонта коммунальных и электрических сетей;
  • для перегона скота;
  • для обслуживания линейных объектов;
  • в остальных случаях, когда без сервитута не обойтись.

Сервитут вводится для удовлетворения публичных и частных нужд. Инициаторами публичного сервитута выступают федеральные или местные органы власти. Это производится для осуществления общественно значимых проектов посредством принятия соответствующих решений по вводу обременений данного земельного участка.

Публичный сервитут определяется в отношении неограниченного числа граждан, поэтому его обладателем считается все местное население, которое, к примеру, пользуется проходом по территории установленного участка.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499)350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Обладатели частного сервитута — отдельные граждане или организации, заключившие соглашение по установлению сервитута для осуществления личных или корпоративных целей. Характерным признаком частного сервитута считается допустимость расширения его действия не только на конкретный участок, но и на другие объекты.

Обладатели сервитута — физические и юридические лица, имеющие право прохода, проезда или производства установленного перечня действий на чужом земельном участке.

Права обладателя сервитута

Любой гражданин вправе просить у владельца участка введения сервитута. Если договориться с владельцем не получилось, он может подать иск в суд для документального обоснования своих притязаний. В случае успешного решения вопроса он станет обладателем сервитута в обязательном режиме.

Права и обязанности сторон данного обременения закрепляются в письменном договоре или содержатся в постановлении органов местных властей. При этом устанавливаются пределы выделенной зоны, в границах которых действует сервитут.

Обладатель сервитута может использовать всю инфраструктуру, находящуюся в пределах выделенной зоны, и осуществлять перечень действий, определенных договором. Владелец участка не должен чинить препятствия при производстве данных работ, а обладатель сервитута должен выполнять все действия с наименьшими затратами для собственника участка.

Все действия обладателя сервитута должны выполняться в пределах выделенной зоны и не препятствовать деятельности собственника участка. Право пользования сервитутом не предусматривает изменение пределов выделенной зоны и несогласованную замену типа сервитута.

Обязанности обладателя сервитута

Вне зависимости от ввода ограничений владелец наделен всеми правами по пользованию участком. Однако он должен считаться с некоторыми ограничениями. По этой причине собственник участка претендует на получение соразмерной платы за ввод сервитута. Это положение закреплено в Гражданском и Земельном кодексах.

Величина оплаты определяется и устанавливается сторонами. При ее подсчете учитывается сумма издержек, имеющихся у владельца участка. Величина окончательных выплат должна индексироваться по мере инфляции.

Обладатель сервитута обязан производить выплаты согласно режиму и периодам, закрепленным в договоре. Он также оплачивает все издержки по процедурам регистрации сервитута в структурах Росреестра.

Обладатель сервитута должен строго выполнять все требования по установленному обременению и ответственно пользоваться объектом предоставленного права. Сервитут устанавливается по определенной сфере деятельности и не может изменяться в одностороннем порядке. К примеру, при наложении обременения с целью проведения линий инфраструктур определяется перечень разрешенных работ и используемая техника с указанием числа занятых сотрудников.

Всю деятельность обладатель сервитута обязан осуществлять в рамках целевого назначения земельного участка. Если участок относится к сельскохозяйственным угодьям, то обладатель сервитута обязан обеспечить сохранность плодородного пласта участка. При нарушении условий договора обладатель сервитута может быть оштрафован в административном порядке.

Пользователь сервитута должен возмещать владельцу все расходы относительно содержания участка (к примеру, переводить средства на восстановление земель участка). По завершению периода действия права на сервитут он обязан оплатить все необходимые действия по снятию установленных ограничений из базы Росреестра.

Обременения обладателя сервитута

Ввод ограничений касается только собственника участка. Обладатель сервитута получает статус пользователя. Однако право на сервитут невозможно продать или передать другому пользователю. Для этого надо аннулировать прежнее соглашение и оформить новое.

Право сервитута не является отдельным хозяйственным объектом, поэтому его нельзя оформить в залог.

Право пользования ограничениями остаются за обладателем сервитута, если право собственности на участок переходит к другому владельцу. Оно сохраняется также при актах дарения, обмена, продажи. Имеется только единственное исключение: когда участок отторгается государством или местными властями для собственных потребностей, и обременения по участку отменяются.

Действия сервитута заканчивается, когда исчерпываются основания для его продления в связи с полным выполнением намеченных работ, а также при завершении срока, установленного соглашением.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Процесс установки частного сервитута

Процедура установления частного сервитута начинается с создания соглашения между заинтересованным лицом и владельцем территории. Это право может устанавливаться для:

  • прохода и перемещения по соседнему участку;
  • проведения канализационных и водоснабженческих систем;
  • установки электрических сетей;
  • возмещения нужд заинтересованных лиц, при отсутствии возможности обеспечить их по-другому.

Истребовать установку сервитута физлицу возможно исключительно у владельца конкретного участка. В том случае, когда территория относится к госсобственности либо владениям города, тогда для установки сервитута потребуется обратиться к госвластям. Сделать запрос на оформление личного сервитута имеет право каждый человек, которому принадлежит земля на других правах.

Личный сервитут возможно установить только по части прилегающей территории, а в некоторых случаях в отношении другого участка.

Оформление этого права осуществляется путем создания договора, заключенного между владельцем территории и заинтересованным лицом. Если они не могут договориться, то в этом случае третье лицо вправе подать в суд.

Завершающим этапом оформления частного сервитута является проведение госрегистрации.

образец договора об установлении сервитута

В каких случаях необходимо отправляться в судебные инстанции?

Обратиться в суд частному лицу, заинтересованному в получении сервитута, необходимо тогда, когда не удается заключить договор-соглашение с владельцем соседнего участка о его установке. При этом причины его установления должны быть серьезными.

Для подачи искового заявления человеку потребуется внести госпошлину в сумме триста рублей.

В иске необходимо указать:

  1. Данные о том, что владелец соседней, прилегающей к земле, территории отказывается подписывать договор-соглашение об установке сервитута или не отвечает на просьбы истца.
  2. Цель, срок, а также условия установки этого права.
  3. Неопровержимые доказательства того, что сервитут установить действительно необходимо, в связи с возникшими проблемами.

Иск требуется сопроводить следующей документацией:

  • чек об уплате госпошлины;
  • доказательства, приведенные в письменном виде, в случае отказа либо игнорирования владельцем соседнего участка просьб со стороны истца;
  • бумага, доказывающая, что истец является владельцем собственного участка.

Судебная инстанция вправе создать комфортные условия для установки сервитута, четко определив граничащие линии территории, требуемые для прохода или перемещения. Суд обязан учесть интересы каждой стороны для того, чтобы сформировать менее затруднительное обременение для владельца территории и устранить все неудобства при использовании ей.

Завершение действия сервитута

Личный сервитут может завершить свое действие в случае, если:

  • владелец территории выдвинул требования прекратить его из-за отсутствия необходимости;
  • так решил суд, поскольку установленный сервитут в дальнейшем может затруднить процесс эксплуатации территории.

Чтобы расторгнуть соглашение на установку сервитута в госорган необходимо представить следующие документы:

  1. Договор-соглашение, подписанный на добровольной основе каждой из сторон.
  2. Постановление, полученное в суде.

Договор на частный сервитут не может быть расторгнут в случае реализации земельного участка, поскольку он остается обременением территории. Именно по этой причине при передаче права владения новый собственник получает в эксплуатацию землю с уже установленным на ней сервитутом.

Для того чтобы уточнить перед покупкой или продажей земли наличие обременений, новому владельцу потребуется сделать письменный запрос в Росреестр. Там он сможет получить выписку из госреестра, где будут содержаться эти сведения.

Среди причин прекращения частного сервитута выделяют:

  • Прекращение участком своего существования из-за природных явлений.
  • Решение госоргана о конфискациитерритории для госпотребностей.
  • Приобретение земли во владение обладателем сервитутом.
  • Отказ заинтересованного лица от права на сервитут и расторжение его в одностороннем порядке.
  • Принятие взаимного решения сторон, и официальное расторжение установки сервитута.
  • Завершение срока действия документа, по которому было создано обременение.

Когда участок с ограниченным правом прекращает свое существование, тогда на документе об обременении, а также в регистрационной записи ставят специальный штамп погашения.

В других же случаях требуется произвести госрегистрацию прекращения личного сервитута, при наличии соответствующей документации.

Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков по нормативному кодексу?

Публичный сервитут — это один из видов существующих в российском законодательстве обременений. Сервитут, что это такое? В ст. 274 ГК России законодатель определяет сервитут как возможность пользоваться чужим (соседским) наделом, предварительно уплатив определённую особым соглашением сумму, отвечающую принципу соразмерности, или без какой бы то ни было платы (на усмотрение непосредственно самого землевладельца) только в случае действительности и объективности нужд. Одним из его основных условий является абсолютная невозможность другим способом как-либо его удовлетворить.

Смысл данного обременения — в уравнении возможностей при использовании различных земельных наделов, а также соблюдении государственных, региональных и иных общественных интересов.

Публичный сервитут устанавливается, например:

  1. Для проведения геологоразведовательных изысканий с целью поиска полезных ископаемых;
  2. При строительстве новой ветки метрополитена и т.д.

Публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

При наложении правового ограничения соответствующим образом уменьшается полнота владения наделом. При этом владелец по-прежнему может распоряжаться своей землёй, но при определённом условии: он должен выполнять положения соглашения об обременении.

Таким же образом должны поступать все последующие обладатели данной земли до окончания срока его действия. Например, при осуществлении продажи обременённого надела землевладельца ложится обязательство предупредить будущего покупателя о наличии сервитута: в противном случае применяются санкции.

Публичный сервитут, в соответствии с земельным кодексом, устанавливается максимально на 49 лет.

Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут?

В п. 4 ст. 23, а также в ст. 39.37 ЗК РФ даётся четкий и не расширяемый перечень целей, для достижения которых может устанавливаться публичный сервитут на частный земельный надел. Его использование для иного назначения (например, для пользы определённых граждан или юрлиц) недопустимо.

Основания возникновения и прекращения публичного сервитута

Основаниями установления публичного земельного сервитута являются нужды, которые могут быть удовлетворены за его счёт, а именно:

  • возможность прохода/проезда, в т.ч. к реке, колодцу, пляжу и т.п.;
  • проведение дренажных работ, назначением которых является осушение или улучшение оттока воды с земельного надела;
  • возможность набирать воду или осуществлять водопой сельхоз животных;
  • сенокошение;
  • проведение геодезических работ и установка межевых знаков и иных подобных отметок;
  • если выпас сельхозживотных невозможен без их прогона через частную землю;
  • осуществление охоты, рыболовства и т.п.;
  • размещение конструкций и инженерных сооружений, являющихся необходимыми частями электро-, тепло-, водопроводных и иных сетей и т.д.

Т.к. назначение обременения в удовлетворении определённых нужд, то при потере ими актуальности оставлять правовые ограничения не имеет смысла. В этом случае органами госвласти принимается соответствующий правовой акт.

Ещё одной причиной прекращения действия публичного сервитута являются сроки сервитута, указанные в соглашении, точнее их окончание. При этом издание какого-либо дополнительного официального документа для отмены его действия не требуется.

Если правовое ограничение имеет своим основанием одну из причин, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ, то прекращение сервитута выносится соответствующим органом власти выносится определённое решение.

Основания для этого могут быть следующими:

  • неприменение предоставленных сервитутом дополнительных возможностей использования обременённого частного надела в течение 2-х и более лет;
  • неуплата прописанной в акте об установлении сервитута стоимости в установленный срок (6 мес. с даты принятия решения органом власти или более 2-х помесячных платежей);
  • лицо или соответствующий властный орган, обладающий возможностью использовать частный земельный надел для удовлетворения своих нужд, отказывается от этого права.

Помимо этого, землевладелец может обратиться в органы судебной власти для того, чтобы принудительно прекратить оформление сервитута на земельный участок, если имеет место:

  • неправильный порядок установления обременения;
  • отсутствие возможности осуществления пользования либо самим обременённым наделом, либо строениями/постройками, на нём расположенными. Здесь есть исключение: это обстоятельство не считается существенным, если обременение установлено для достижения целей, описанных в ст. 39.37 ЗК РФ;
  • изменение схемы-расположения инженерного строения/сооружения, в связи с которым оно переносится на другое место, т.е. надобность в использовании данного надела просто отпадает;
  • неправильное осуществление деятельности, для которой было установлено правовое ограничение (нарушение тех. регламентов, норм законодательства и т.п.).

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут устанавливается по параметрам, отражённым в соответствующем регламенте, утверждённом Минэкономразвития. Данная услуга бесплатна для населения. Что касается максимальной временной границы, то решение должно быть принято в течение 30 раб. дней с даты регистрации соответствующего заявления.

Если разделить весь порядок по установлению данного обременения на этапы, то можно выделить следующие (относящимся к государственным/муниципальным землям):

  1. Составление ходатайства и сбор требуемой документации;
  2. Направление документов в соответствующий госоргана или орган местной администрации;
  3. Принятие компетентной структурой положительного или отрицательного решения касательно вопроса о наложении просимого заявителем обременения;
  4. Внесение изменённых сведений в ЕГРН (именно с этой даты сервитут считается установленным).

Частный земельный сервитут имеет несколько иной порядок:

  1. Вначале ходатайство (вместе с необходимой документацией) также направляется в уполномоченную гос. или муниципальную структуру, ей принимается обоснованное решение;
  2. Землевладельцу направляется соглашение, содержащее основные моменты устанавливаемого обременения;
  3. Регистрация сервитута земельного участка — делается соответствующая запись в ЕГРН.

С чего начать?

Вначале необходимо составить ходатайство (заявление), направляемое в соответствующий орган власти, содержащее в себе набор сведений о:

  1. Лице-заявителе, которым может быть как юр., так и физлицо. При первом варианте указывается идентифицирующая его информация: наименование, организационно-правовая форма, ОГРН и т.д. Участие гражданина в этом процессе требует предоставления сведений о его ФИО, контактной информации и т.п. Если участвует представитель — предоставляется оформленная должным образом доверенность;
  2. Земельном наделе, установление обременения на который испрашивается заявителем, в т.ч. кадастровый номер;
  3. Целях, для достижения которых понадобилось ограничить его владельца в правах;
  4. Сроке, достаточном для удовлетворения имеющихся нужд;
  5. Обосновании необходимости принятия соответствующего гос. акта;
  6. Условиях обременения. Отдельно выделяется стоимость пользования данной возможность, а также порядок её уплаты. Передача ден. средств может происходить многократно через устанавливаемые временные промежутки или единовременно. При этом землевладелец не лишается возможности изменить размер или отменить совсем какую бы то ни было оплату. Законодатель, дабы упорядочить процедуру определения соразмерной цены, утвердил методические рекомендации по оценке платы за сервитут, положениям которых следуют участники данного правоотношения;
  7. Выбранном заявителем способе получения результатов рассмотрения его ходатайства;
  8. Перечень документов, являющихся приложением к данному заявлению.

Затем нужно определиться с адресатом ходатайства (обычно это местная администрация).

Куда обращаться

Заявление с соответствующей документацией можно подать, используя:

  • личное обращение в соответствующий отдел муниципалитета;
  • МФЦ;
  • ЕПГУ.

Если интересующий заявителя земельный надел передан в аренду, то обращаться к арендаторам не стоит: они не обладают правовыми возможностями владельцев.

Документы

Вместе с ходатайством подаётся следующая документация, которая должна отвечать принципу относимости:

  • паспорт или уставные документы юрлица;
  • при участии представителя — доверенность, объём полномочий по которой даёт основание совершать значимые действия в процессе;
  • план рассматриваемой территории (при наличии);
  • решение уполномоченного органа о проведении комплексного развития коммунальных объектов/структур, утверждении инвестиционной программы;
  • правоустанавливающие/правоподтверждающие документы на объекты недвижимости для проведения его реконструкции/эксплуатации и т.п.

Порядок регистрации

После принятия властным органом соответствующего правопорождающего решения, он обязан направить уведомление об этом вместе с уточняющей документацией в регорган.

В соответствии с нормами российского законодательства, все ограничения, накладываемые на владение землёй заносятся в ЕГРН в порядке регистрации иных прав на объект недвижимости. Для этого и нужно успешно пройти процедуру госрегистрации.

Предельное время её осуществления зависит от структуры, в которую подавались документы для госрегистрации обременения:

  • в Росреестр — 7 раб. дней;
  • в МФЦ + ещё 2-3 дня.

При проверке документации специалистами Росреестра выносится одно из следующих решений:

  1. О проведении регистрации и внесении соответствующей записи в ЕГРН;
  2. О приостановлении процедуры госрегистрации для устранения выявленных недочётов.

Многие граждане уверены, что публичный сервитут — это очередной вариант отъёма участков земли у частников:

Если удовлетворения требуют нужды значительного количества граждан, муниципалитета или государства в целом, то возникновение публичного сервитута — правовое средство, применяемое в данной ситуации.

Как оформить договор мены земельного участка на квартиру читайте в этой нашей статье.

За дополнительной информацией по данному вопросу обращайтесь в рубрику «Земельный участок» по ссылке.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-31-45 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-78-23

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *