Земельный налог

Содержание

Кто обязан платить земельный налог?

В соответствии со ст. 389 НК РФ налогоплательщиками признаются граждане, владеющие земельными участками, расположенными в пределах субъектов РФ, на территории которых введен земельный налог.

К плательщикам также относятся лица, имеющие право бессрочного пользования земельным участком либо право пожизненного наследуемого владения.

Налог на землю не предусмотрен для:

  • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участков, которые заняты музеями-заповедниками, археологическими памятниками, а также другими особо ценными объектами российской и мировой культуры.
  • Земель, принадлежащих лесному фонду.
  • Участков, ограниченных в обороте и занятых государственными водными объектами.
  • Общих земельных участков в составе многоквартирного дома.

Также налоговый кодекс освобождает от уплаты налога граждан, владеющих землей на праве безвозмездного пользования или по договору аренды.

В отношении земельных участков, принадлежащих инвестиционным фондам, налогоплательщиками признаются управляющие компании, уплачивающие налог за счет имущества этих же фондов.

Определение налоговой базы

Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Налоговая база для физических лиц определяется территориальной ИФНС на основе сведений о кадастровой стоимости, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества.

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно на сайте Росреестра или путем письменного запроса в территориальное отделение ведомства. По заявлению налогоплательщика Росреестр обязан предоставить необходимые сведения в течение пяти дней.

Не забывайте что кадастровая стоимость земельного участка определяется не по чьей-то воле, а в соответствии с земельным законодательством РФ. Поэтому если вы не согласны с оценкой своего имущества, помните о возможности обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или же сразу в суд — для физических лиц предварительное обращение в Комиссию не обязательно.

Особенности при определении налоговой базы земельного налога

Нередки случаи когда земельный участок расположен на пограничной территории и является объектом налогообложения сразу в двух регионах. В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.

Правила изменения налоговой базы в связи с переоценкой кадастровой стоимости:

  • Если при оценке кадастровой стоимости была допущена ошибка, то перерасчет налоговой базы производится за каждый ошибочно рассчитанный ранее налоговый период.
  • В случае корректировки кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии или определению суда, изменения вступают в сил с периода, в котором гражданин обратился за пересмотром кадастровой стоимости.
  • В остальных случаях изменение налоговой базы в текущем налоговом периоде не производится и новая кадастровая стоимость участка будет учтена только в следующем году.

Для владельцев общих земельных участков налоговая база распределяется поровну либо пропорционально доле каждого из них в общей долевой собственности.

Ставки налога на землю для физических лиц

Поскольку земельный налог является местным налогом, ставки для его расчета устанавливаются нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне. Максимально допустимые ставки указаны в следующей таблице:

Налоговая ставка Объект налогообложения
0.3% Земли, отведенные для сельскохозяйственного производства, а также участки в населенных пунктах, входящие в состав таких зон при условии использования их по прямому назначению
Земельные участки, занятые жилыми строениями и объектами коммунального хозяйства, а также территории, запланированные под жилищное строительство
Участки земли, предусмотренные для садоводства, огородничества, животноводства и прочего личного подсобного хозяйства
Территории, используемые в целях обеспечения таможенных нужд, обороны и безопасности Российской Федерации
1.5% Прочие объекты налогообложения

Кроме этого, каждый субъект Российской Федерации имеет право снижать налоговую ставку до 0.1%, а также использовать дифференцированный подход в зависимости от назначения, местоположения и категории земельного участка. Если же величина налоговых ставок на местном уровне не определена, земельный налог рассчитывается по максимальным значениям, указанным в предыдущей таблице.

В ситуациях, когда период владения земельным участком составляет менее одного года, при расчёте налога используется коэффициент, определяемый как отношение числа полных месяцев владения к числу календарных месяцев налогового периода.

Для налога на землю налоговым периодом признается календарный год, а значит, для расчёта коэффициента число полных месяцев владения участком делится на 12.

Льготы по уплате земельного налога

По земельному налогу в нашей стране предусмотрены льготы для определенных категорий граждан. Федеральные льготы действуют на всей территории России, а местные – только в пределах отдельных регионов.

Федеральные льготы

Полное освобождение от земельного налога предусмотрены для физических лиц, принадлежащих к малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири. Также земельным налогом не облагаются территории, используемые общинами указанных народов, в целях сохранения их традиционного образа жизни.

Кроме этого, возможность уменьшить налоговую базу на 10 тыс. рублей предусмотрена для следующих категорий налогоплательщиков:

  • Героев России и Советского Союза, кавалеров ордена славы.
  • Инвалидов и ветеранов боевых действий, в том числе принимавших участие в Великой Отечественной войне.
  • Инвалидов с детства, а также лиц с приобретенной инвалидностью 1 и 2 групп.
  • Граждан, получивших радиоактивное облучение во время катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», а также вследствие ядерных испытаний в Семипалатинске.
  • Физических лиц, состоявших в рядах особых подразделений, которые в условиях повышенного риска принимали участие в испытаниях ядерного оружия и ликвидации последствий использования ядерных установок на военных объектах.
  • Лиц, получивших лучевую болезнь или инвалидность в результате учений, испытаний или других работ, связанных со всевозможными видами ядерных установок, включая космическую технику и ядерное оружие.

Местные льготы

На региональном уровне льготы по земельному налогу устанавливаются правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Этими документами субъекты Российской Федерации регламентируют основания и порядок применения льгот для отдельных категорий граждан.

Например, федеральными законами льготы пенсионерам не предусмотрены, однако местные власти имеют право установить собственный перечень льготников. Поэтому в большинстве регионов существуют льготы для малообеспеченных, пенсионеров и многодетных семей.

Примеры региональных льгот приведены в следующей таблице.

Субъект РФ Льгота Условия предоставления
Московская область 50-100% Для малообеспеченных граждан с доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума
Ленинградская область Налоговая база уменьшается на сумму, не облагаемую налогом — до 100 000 рублей Одиноким пенсионерам по возрасту или инвалидности
Свердловская область До 100% Не работающим пенсионерам
Санкт-Петербург 100% Для одного земельного участка, расположенного на территории региона, площадью не более 2500 квадратных метров
Ростовская область До 100% Пенсионерам по возрасту

Более подробную информацию о льготах в конкретном регионе можно узнать в разделе справочной информации на сайте налоговой службы.

Граждане, попадающие в категорию льготников, должны самостоятельно заявить о своем праве в налоговый орган по месту расположения земельного участка. Порядок и сроки предоставления подтверждающих документов устанавливается нормативными правовыми актами каждого региона, но не позднее 1 февраля следующего за налоговым периодом года.

На практике процесс получения льготы по земельному налогу реализуется посредством подачи заявления в налоговый орган с приложением подтверждающих документов. Актуальную форму заявления по льготам можно скачать по этой ссылке.

Что делать если право на льготу возникает или прекращается в середине года?

В этом случае налог рассчитывается с учетом коэффициента, который определяется путем деления количества полных месяцев отсутствия льготы на общее число месяцев в налоговом периоде.

Расчёт размера налога на землю

Сумма налога на землю определяется по итогам календарного года как установленный правовыми актами процент от налоговой базы с соответствующими корректировками.

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв, где

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – доля собственности;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения участком земли.

Отдельно нужно сказать о повышающих коэффициентах, предусмотренных для земельных участков, приобретенных с целью жилищного строительства.

Коэффициент Когда применяется Условия возврата налога
2 В течение 3 лет с момента регистрации прав на земельный участок Государственная регистрация построенного объекта недвижимости до истечения 3 лет с момента покупки земли
4 После истечения трехлетнего срока со дня регистрации земельного участка и до момента оформления прав на построенный объект Возврат налога не предусмотрен

Другими словами, если объект строительства будет зарегистрирован в течение 3 лет после покупки земли, излишне уплаченный налог будет возмещен или зачтен в счет оплаты будущих периодов.

Обратите внимание, что повышающие коэффициенты не касаются индивидуального жилищного строительства.

Пример расчета земельного налога

Ветеран Великой Отечественной войны Григорий Петрович приобрел в собственность половину земельного участка и зарегистрировал его 12 апреля 2017 года. Кадастровая стоимость земельного участка — 12 570 640 р. Область использования земли ограничена ведением личного подсобного хозяйства и облагается налогом по ставке 0,1%.

Определяем коэффициент владения:

Кв = 9 мес. / 12 мес. = 0,75

Григорий Петрович как ветеран ВОВ имеет право уменьшить налоговую базу на размер льготы — 10 000 рублей.

Подставляем имеющиеся данные в формулу расчета налога:

Земельный налог за 2017 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% x 0,75 = 4 706,49 р.

Земельный налог за 2018 год = (12 570 640 р. x ½ — 10 000 р.) x 0,1% = 6 275,35 р.

Вопросы и ответы по земельному налогу

1. Как узнать ставку налога конкретно для моего земельного участка?

В первую очередь действующая ставка должна быть указана в налоговом уведомлении. Кроме этого, вы можете воспользоваться специальным онлайн-сервисом на сайте ФНС. Там же можно ознакомиться с документом, устанавливающим порядок расчета и уплаты налога в вашем регионе.

2. Могу ли я досрочно исполнить свои обязанности по уплате земельного налога?

Да, вы можете оплатить налог, не дожидаясь уведомления. Для этого нужно обратиться в территориальное отделение налоговой инспекции по месту расположения земельного участка. С собой необходимо иметь гражданский паспорт и документы, подтверждающие наличие права на землю.

3. Имеют ли право налоговики требовать справку о кадастровой стоимости участка земли?

Нет, не имеют. Налоговая служба не может предъявлять дополнительных требований к налогоплательщику и обязана самостоятельно исчислить сумму налога.

4. Когда прекращается обязанность по уплате налога при отчуждении земельного участка?

Согласно статье 388 НК РФ налог на землю уплачивают физические лица, имеющие земельные участки в собственности, в бессрочном пользовании либо пожизненном наследуемом владении. В соответствии с действующими российскими законами отказ лица от принадлежащего ему земельного участка не приводит к прекращению соответствующего права.

В 1-ом пункте 131-ой статьи ГК РФ прописано, что право собственности на недвижимость, а также его возникновение, ограничение, переход и прекращение подлежит обязательной государственной регистрации. В качестве официальной даты регистрации подобных прав установлен день внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр. Учитывая вышеизложенное, гражданин остается плательщиком земельного налога до момента перерегистрации права на земельный участок.

5. Какие правоустанавливающие документы служат основанием для признания гражданина плательщиком налога на землю?

Наличие права на земельный участок подтверждается Свидетельством о гос. регистрации. Выдача таких документов производится уполномоченными органами Федеральной регистрационной службы. Если участок зарегистрирован до 31.01.1998 года, лицо признается налогоплательщиком на основании документов, бывших в обращении до обозначенной даты. Переоформлять бумаги старого образца не требуется.

6. Существуют ли какие-либо ограничения по срокам перерасчета земельного налога?

Перерасчет начисленной физическим лицам суммы налога возможен не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих моменту направления корректирующего налогового уведомления.

7. Нужно ли делать перерасчет суммы налога за прошлые налоговые периоды в случае исправления технической ошибки, повлекшей за собой изменение кадастровой стоимости участка?

Согласно 1-му пункту 391-ой статьи Налогового кодекса Российской федерации при изменении кадастровой стоимости земли вследствие исправления технических ошибок перерасчет земельного налога осуществляется с периода, в котором была ошибочно определена налоговая база. Следовательно перерасчет за предыдущие налоговые периоды производить нужно.

8. Как начисляются пени за несвоевременную уплату земельного налога?

Порядок начисления пени за неуплату будет зависеть от даты получения налогового уведомления. Если налоговая инспекция направила уведомление в установленные законом сроки (за 30 дней до крайней даты уплаты), а налогоплательщик получил его в эти же сроки, то пени начисляются со дня, следующего за крайней датой уплаты налога.

Если же налоговое уведомление получено плательщиком в более поздние сроки, исключающие возможность своевременного исполнения обязанности, гражданин имеет право уплатить налог в течение месяца со дня получения уведомления, а начисление пеней соответственно начинается по истечении этого срока.

9. Чем грозит неуплата земельного налога?

Согласно российскому законодательству налогоплательщик несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение своих обязанностей. В соответствии со 122-ой статьей Налогового кодекса Российской Федерации неуплата начисленных налогов и сборов, а также неполная их уплата наказываются штрафом в размере 20% от недоимки.

§ 2. Плательщики земельного налога и арендной платы. Виды земель, подлежащих налогообложению

Плательщики земельного налога и арендной платы. По общему правилу уплата земельного налога и арендной платы является обязанностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности индивидуальных предпринимателей, а также граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые используют землю на титулах права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования или аренды на территории России, за исключением категорий лиц, указанных в ст. 12 Закона «О плате за землю».
Освобождены от уплаты земельного налога организации, использующие земли, деятельность которых связана с обеспечением общегосударственных нужд: пользователи земель, занятых полосой слежения вдоль Государственной границы РФ; государственные предприятия связи, государственные предприятия Министерства транспорта РФ, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта и ряд других; предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ; учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; земли, используемые пожарной охраной; государственные унитарные предприятия, осуществляющие эксплуатацию и строительство государственных мелиоративных систем; лесхозы; заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады и др.
Не являются плательщиками земельного налога за пользование землями органы государственной власти и управления, Министерство обороны РФ, внутренние, железнодорожные и пограничные войска войска гражданской обороны.
К этой же категории лиц относятся различные научно-исследовательские и учебные организации: научные организации сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля; высшие учебные заведения научно-исследовательские учреждения и др.
Не должны платить земельный налог организации, деятельность которых связана с искусством, образованием, культурой и здравоохранением: учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, детские оздоровительные учреждения; государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры; учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма; санитарно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности, и некоторые другие.
От уплаты налога за землю освобожден ряд категорий граждан: участники Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по определенным основаниям, и ряд других категорий граждан; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» и другие категории граждан.
С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.
Для некоторых юридических лиц и граждан установлены временные рамки освобождения от уплаты налога при наличии определенных условий. Так, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд земли, требующие рекультивации, не должны платить земельный налог в течение первых 10 лет пользования. Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, также освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Льготы имеют организации железнодорожного транспорта. Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.
Земли, подлежащие налогообложению. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде юридических лиц и граждан.
Такими объектами признаются следующие виды земельных участков, находящиеся в составе различных категорий земель и предоставленные юридическим и физическим лицам:
земли для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;
земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;
земельные участки садоводческих, огороднических и животноводческих кооперативов;
служебные земельные наделы, предоставленные категориям работников отдельных отраслей хозяйства (транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства);
земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;
земли лесного фонда, на которых заготавливается древесина, а также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе этой категории земель;
земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;
земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.
Земельный налог взимается с облагаемой налогом земельной площади в расчете на год. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, как непосредственно занятые строениями и сооружениями, так и участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены другим юридическим лицам и гражданам.
За земельные участки, обслуживающие строения, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому лицу пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании. Если земельные участки, предназначены для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, то земельный налог начисляется каждому из этих собственников соответственно их доле в праве собственности на эти строения.
Порядок установления дополнительных льгот заключается в следующем. Органы законодательной власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Что касается органов местного самоуправления, то они вправе устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Введение налога и история налога

До 1853 года поземельных налогов в Российской Империи не существовало, основным способом прямого обложения населения были различные подушные налоги.

В 1853 году был установлен государственный земский сбор, первоначально собиравшийся с ревизских душ и торгово-промышленных свидетельств. С 1870 года земским сбором были обложены также и удобные земли, на которые из 21 млн рублей налога, собранных в 1875 году, приходилось 7.5 млн рублей.

В 1875 году государственный земский сбор был преобразован в несколько налогов:

— часть налога, которую уплачивали купцы, была переименована в добавочный казенный сбор со свидетельств 1-й и 2-й гильдии; — часть налога, которую уплачивали крестьяне с ревизских душ, была слита с подушной податью; — часть налога, которую уплачивали мещане с ревизских душ, была переименована в окладной сбор с мещан; — часть налога, уплачивавшаяся с десятины удобной земли, составила отдельный государственный поземельный налог.

Ставки налога пересматривались один раз в три года и постепенно увеличивались. В 1896 году, в ознаменование коронации Николая II, ставки были уменьшены в два раза на десять лет, после 1906 года ставки снова начали постепенно увеличиваться.

Описание налога

Предмет обложения

Налогом облагались все земли, облагаемые земскими сборами (имеющие сельскохозяйственное применение («удобные») земли и лес), кроме государственных земель. Налог взимался по различным правилам для губерний, управляемых по «Общему учреждению губернскому», для трех (из девяти) областей Средней Азии (Сыр-Дарьинской, Ферганской, Самаркандской), для 14 регионов, составлявших Кавказский край.

Налог не собирался в Царстве Польском (вместо него там собирался особый дворский поземельный налог), в Области Войска Донского, в Сибири и в 6 областях Средней Азии.

Принципы обложения

Законом была установлена недифференцированная ставка налога за десятину удобной земли или леса; ставка различалась по губерниям и составляла от ¼ копейки в Архангельской губернии до 17 копеек в Курской губернии. Ставка налога пересматривалась раз в три года. Государство определяло общую сумму налога, приходящегося на каждую губернию, путём умножения общей площади облагаемых земель губернии на ставку налога. После этого сумма налога распределялась (раскладывалась) между уездами, а в пределах каждого уезда — между отдельными землевладельцами, пропорционально вмененной доходности земель, по той же методике определения доходности, которая применялась при взимании земских сборов. Таким образом, на установленный законом размер обложения для каждой губернии накладывался устанавливаемый местными земствами (а там, где их не было — местными властями) принцип определения вмененной доходности земель; в результате, каждый отдельный плательщик налога мог платить и выше, и ниже ставки, устанавливаемой законом для губернии в среднем, в зависимости от вмененной доходности его земель.

Существенное значение для сбора налога имели принципы оценки земель и их вмененной доходности. Первоначально оценкой занимались государственные Губернские и Уездные оценочные комиссии. Учитывая, что земские сборы значительно превышали государственный налог, оценочные работы в 1893 году были поручены земствам. С 1899 года государство субсидировало оценочные работы земств в размере 1 млн рублей в год.

Особенности налога в Средней Азии

В Средней Азии облагаемые налогом земли разделялись на три категории: орошаемые, неорошаемые (богарные), неиспользуемые. Орошаемые земли облагались налогом в размере 10 % от их вмененной доходности; богарные — по фиксированной ставке от 25 коп. до 2 руб. за десятину в различных местностях, необрабатываемые — по фиксированной ставке от 2 до 70 коп. за десятину в различных местностях. Вакуфные (то есть составлявшие особые благотворительные фонды) земли были освобождены от обложения. Земли под посевами американского хлопчатника в виде льготы облагались по ставке для неорошаемых земель. Русские поселенцы уплачивали налог по временной льготной ставке 30 коп. с десятины.

Налог в Средней Азии не раскладывался между собственниками в пределах уезда, а налагался отдельно на каждого землевладельца, а для крестьян — на каждое сельское общество, исходя из установленной законом ставки, для орошаемых земель — исходя из вмененной доходности, индивидуально установленной для каждого владения или сельского общества. Внутри сельского общества налог распределялся сельским сходом по усмотрению его участников.

Особенности налога в Закавказье

Налог в Закавказье собирался по тем же принципам, что и в Европейской России, однако по другим губернским (областным) ставкам, утверждаемым особым законом раз в три года.

Организация сбора налога

Особенностью государственного земского налога было то, что он собирался одинаковым образом (теми же самыми учреждениями, с того же имущества и по той же оценке), что и земские сборы и выкупные платежи.

В губерниях с земскими учреждениями раскладку по уездам производило Губернское земское собрание, а Уездные земские управы раскладывали сумму налога между землевладельцами. В губерниях Западного края с невыборными земствами, налог распределяли между уездами Казенные палаты, а внутри уездов — земства. В губерниях без земств налог раскладывался между уездами и отдельными налогоплательщиками соединенным присутствием Губернского распорядительного комитета и Губернского присутствия. В Остзейском крае администрирование налога было возложено на традиционные местные учреждения; в Курляндской губернии раскладку производил Губернский распорядительный комитет со специально приглашенными лицами, в Эстляндской губернии — Приходские комиссии, в Лифляндской губернии — Лифляндская и Эзельская Ландратские коллегии.

Общий контроль сбора налога во всех регионах производили Казенные палаты. Непосредственно сбором налога занимались податные инспектора при поддержке (в части сбора налогов с крестьян) земских участковых начальников.

В Средней Азии, где раскладка не производилась, сбором налога на уровне областей занимались Казенные палаты, на уровне уездов — Уездные поземельно-податные присутствия.

В Закавказье, Терской и Кубанской областях раскладку налога на уезды производили особые Губернские (Областные) по раскладке поземельных сборов присутствия, а внутри уездов — Уездные (Окружные) по раскладке поземельных сборов присутствия. В состав этих комиссий входили как коронные чиновники, так и представители налогоплательщиков.

Налог уплачивался два раза в год, причем первую половину следовало уплатить до 30 июня. Крестьяне были часто неспособны уплачивать налоги до продажи урожая, в связи с чем законные сроки уплаты налога ими практически не соблюдались.

С недоимок взыскивалась пеня в размере 1 % в месяц.

До 1903 года при сборе налога с крестьян существовала круговая порука — все члены сельского общества коллективно отвечали своим имуществом за налог, неуплаченный одним из его членов.

Понятие налога и его роль в экономике страны

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю выступают:

земельный налог;

арендная плата;

нормативная цена земли.

Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

В настоящее время ст.8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.

Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.

ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2006г.» закрепил следующее распределение земельного налога между бюджетами разных уровней:

  • 30 % в федеральный бюджет Российской Федерации;
  • 20 % в бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • 50 % в бюджеты органов местного самоуправления.

Именно такой характеристикой — перераспределением между бюджетами разных уровней с целью покрытия дефицита — обладают налоги, относящиеся к группе регулирующих, в т.ч. — земельный налог.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе.

Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам — в Германии, по сохам — в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

С развитием техники обложения появились более совершенные способы и приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. В Земельном Кодексе РФ дается следующее определение кадастра: «Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.» Кадастр был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XXв. в финансовой науке было принято определение кадастра как «совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли».

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению, виду функционального использования и проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Результаты оценки утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Пунктом 11 статьи 396 НК РФ предусмотрена обязанность территориальных органов Роснедвижимости и органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять в налоговые органы сведения о земельных участках, расположенных на подведомственной им территории, в течение 10 дней с момента регистрации. Форма сведений, а также рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 07.09.2005 № 112н.

Территориальные органы Роснедвижимости и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, должны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Форма таких сведений утверждена приказом Минфина России от 20.06.2005 № 75н.

Информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.

Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

В настоящее время роль земельного налога в бюджетах всех трех уровней бюджетного устройства РФ относительно невелика — от менее одного процента до чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего бюджета.

Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными ресурсами, среди которых занимает примерно 70%.

Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

Наблюдаемая тенденция к росту собранных или назначенных к исполнению сумм земельного налога объясняется прежде всего индексацией ставок земельного налога, а также учитываемым уровнем инфляции. Так, например, заложенная в федеральный бюджет на 2006год сумма земельного налога составляет 3 995,5млн. руб., что на 104,5млн. руб. больше, чем в 2005году. При этом ставки земельного налога на 2006год, а также льготы для отдельных категорий налогоплательщиков остались неизменными.

При анализе отчетов об исполнении бюджетов различных уровней можно обратить внимание на то, что, как правило, назначенные суммы земельного налога выше, чем фактически собранные. Особенно трудным является положение на уровне области. Так, в 1997 году земельный налог был собран в сумме порядка 40% от назначенной к исполнению. В последующие годы положение существенным образом не изменилось: сбор составляет немногим более 50% суммы, заложенной в утвержденном бюджете.

1.2 Общая характеристика земельного налога

В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Данные составляющие налога в терминологии КС РФ получили наименование «существенные элементы налогового обязательства», в теории налогового права – «обязательные элементы юридического состава налога». Понятие «обязательные» используется как противопоставление факультативным элементам (например, налоговым льготам).

Плательщики земельного налога были рассмотрены при характеристике субъектного состава правоотношений по уплате земельного налога. Теперь рассмотрим каждый из элементов земельного налога.

Объект налогообложения установлен ст. 389 НК РФ. Им признаются земельные участки, за исключением земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте. Иных критериев определения объекта обложения земельным налогом не дано.

Среди объектов налогообложения не перечислены части земельных участков и земельные доли. Вместе с тем части земельных участков являются самостоятельными объектами земельных отношений (ст. 6 Земельного кодекса РФ). Земельный участок определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в соответствующем порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является такой земельный участок, который может быть разделен на части; каждая из этих частей после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Следовательно, части неделимых земельных участков выведены из-под объектов налогообложения. Объектом обложения земельным налогом являются сами земельные участки, а не те или иные операции с ними (купля-продажа, дарение и т.п.).

Не могут являться объектом налогообложения земельные доли, поскольку согласно ст. 38 НК РФ налогом облагается только объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики. По сути, они представляют собой долю в праве общей собственности на земельный участок. Доля в праве может выступать объектом гражданских правоотношений, но не налогообложения. Применительно к земельному налогу объектом в данном случае будет являться сам земельный участок, правовой статус которого осложнен множественностью субъектов права на него.

Налоговая база в соответствии со ст. 17 НК РФ является одним из основных элементов налогообложения, без определения которых налог не может считаться установленным. В основу исчисления суммы налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения — кадастровая стоимость земельного участка. Тем самым законодатель связывает понятия «налоговая база» и «объект налогообложения». Кадастровая стоимость земельных участков определяется при государственной кадастровой оценке земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316. Результаты государственной кадастровой оценки земель содержатся в государственном земельном кадастре.

Налоговый период определен как календарный год (ст. 393 НК РФ). Предусмотрена возможность установления отчетного периода для уплаты авансовых платежей (представительными органами местного самоуправления при введении налога на своей территории). Отчетный период определяется исходя из порядка расчета суммы налога — нарастающим итогом с начала года. Соответственно ими будут являться I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Для налогоплательщиков — физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, возможность установления отчетного периода не предусмотрена.

Налоговая ставка рассчитывается согласно ст. 394 НК РФ. Базовые ставки составляют: 0,3% — в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель жилищного фонда; 1,5% — в отношении прочих земель.

Конкретные ставки вводятся нормативными правовыми актами органов муниципального образования и не могут превышать базовые ставки, установленные НК РФ.

Принятие главы НК РФ о земельном налоге позволит разрешить со временем наболевший вопрос о применении коэффициентов индексации ставок земельного налога. На протяжении длительного периода он являлся предметом судебных разбирательств, в том числе высшими судебными инстанциями (см., например, Определение КС РФ от 6 февраля 2004 г. N 48-О и Постановление Президиума ВАС РФ от 23 марта 2004 г. N 5063/03). Теперь, после установления нового порядка расчета ставки земельного налога, необходимость ежегодной индексации ставок отпадет.

Порядок исчисления налога установлен ст. 396 НК РФ и определяется стандартно — как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В отношении земельных участков на условиях жилищного строительства применяются повышающие коэффициенты:

К2 — в течение первых трех лет проектирования и строительства;

К4 — в последующие периоды вплоть до момента государственной регистрации;

К2 — при осуществлении индивидуального жилищного строительства физическими лицами.

Подробно регламентирован случай возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода прав на земельный участок. В таком случае применяется коэффициент в виде отношения числа месяцев нахождения прав у плательщика к 12 месяцам года. Например, если земельный участок куплен в мае 2004 г., то налог исчисляется с коэффициентом 8/12, где 8 — число месяцев нахождения земельного участка в собственности в течение календарного года.

Порядок и сроки уплаты налога регулируются ст. 397 НК РФ и подлежат установлению представительными органами муниципальных образований при введении налога на их территории, городов федерального значения — законодательными органами субъектов РФ.

Порядок и сроки представления налоговой отчетности регламентированы ст. 398 НК РФ. Отметим, что ст. 17 НК РФ они не отнесены к обязательным элементам налога. Однако все вновь принимаемые главы НК РФ неизменно регулируют вопросы представления налоговой отчетности по конкретному налогу. Формами отчетности по земельному налогу являются: налоговая декларация; расчет авансовых платежей; налоговое уведомление.

Налоговая декларация и расчеты представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Срок представления декларации — до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления расчета авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Порядок и сроки направления налогового уведомления содержатся в ст. 52 НК РФ. Налоговый орган направляет уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты его направления. Поскольку направление уведомления является обязанностью налоговых органов, то по общему правилу налогоплательщики — физические лица не обязаны уплачивать налог до момента получения уведомления.

Льготы по земельному налогу установлены в следующих формах: освобождение от уплаты налога; вычет из налогооблагаемой базы в твердой сумме — 10000 руб. (налоговый вычет).

По сравнению с Законом РФ «О плате за землю» перечень лиц, не уплачивающих земельный налог, резко сокращен. Однако отдельные категории лиц, ранее освобожденных от уплаты налога, теперь вправе применять налоговый вычет (например, Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы). Некоторые категории лиц, которые ранее не имели льгот по земельному налогу, теперь получили право на налоговый вычет (например, лица, имеющие право на получение социальной поддержки вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне). Случаи освобождения от налогообложения перечислены в ст. 395 НК РФ.

Освобождаются от уплаты земельного налога:

1) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

2) организации — в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и объектами особого назначения;

3) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) научные организации — в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемыми ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Вычеты из налогооблагаемой базы установлены в п. 5 ст. 391 НК РФ в отношении:

1) Героев Советского Союза, Героев РФ, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Сокращение льгот в форме полного освобождения от уплаты земельного налога на федеральном уровне отвечает тенденциям развития российского законодательства на современном этапе. При этом представительные органы местного самоуправления вправе сохранить полное освобождение от уплаты земельного налога для отдельных категорий лиц на территории своих муниципальных образований.

Субъектный состав правоотношений по уплате земельного налога предопределен положениями части первой НК РФ и особенностями правового статуса участников налоговых отношений, установленными гл. 31НК РФ. В данный состав входят:

налогоплательщики;

налоговые органы;

иные государственные органы и органы местного самоуправления;

иные лица.

Вопрос о включении в субъектный состав правоотношений по уплате земельного налога муниципалитетов как низшего уровня публичной власти (это вызвано, в частности, отнесением земельного налога к местным налогам) является спорным.

Действительно, органы местного самоуправления наделены правами и обязанностями в отношениях по уплате земельного налога. Представительные органы местного самоуправления выступают от лица публично-правового субъекта — муниципального образования — при установлении налога. Исполнительные органы обладают некоторыми полномочиями по его администрированию.

Однако в целом участие муниципального образования как субъекта публичного права в рассматриваемых отношениях сведено к установлению и введению земельного налога (т.е. его следует рассматривать как субъекта определенной группы налоговых отношений (одной из перечисленных в ст. 2 НК РФ)). При этом непосредственным участником отношений по уплате земельного налога муниципальное образование не является, а таковыми являются только его органы. Понятия «субъекты» и «участники налоговых отношений» не совпадают по объему: первое шире второго. Данное положение косвенно подтверждает ст. 9 НК РФ, согласно которой к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, муниципальные образования не отнесены.

Налогоплательщики. В субъектном составе рассматриваемых отношений их логичнее разбить на три группы:

организации (российские организации, иностранные организации);

индивидуальные предприниматели;

физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Правовой статус указанных групп отличается друг от друга. Наиболее сильное различие прослеживается между организациями и индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и физическими лицами — с другой.

Налогоплательщики-организации. Плательщиками земельного налога могут быть организации — как резиденты, так и нерезиденты. Понятие «налоговое резидентство» применительно к юридическим лицам не урегулировано действующим законодательством. Юридическим фактом, порождающим обязанность по уплате земельного налога, является нахождение земельного участка на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Статья 5 Земельного кодекса РФ наделила иностранных юридических лиц ограниченными правами на приобретение земельных участков в собственность.

Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели. Их правовой статус имеет ряд существенных отличий от налогоплательщиков — физических лиц. В субъектном составе отношений по уплате земельного налога они поставлены законодателем в один ряд с организациями — обладают сопоставимым объемом прав и обязанностей, а именно организации и индивидуальные предприниматели:

определяют налоговую базу самостоятельно (последние — только в отношении земельных участков, используемых для предпринимательской деятельности);

исчисляют сумму налога (авансовых платежей по налогу) самостоятельно;

подают в налоговые органы налоговую декларацию и расчет авансовых платежей (физические лица уплачивают налог на основании налоговых уведомлений);

уплачивают в течение календарного года три авансовых платежа поквартально (для физических лиц не может быть установлено более двух авансовых платежей);

уплачивают налог не ранее срока представления налоговой декларации (1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Налогоплательщики — физические лица. В понятие «физическое лицо» для целей НК РФ входят граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, среди физических лиц — плательщиков земельного налога на основании ст. 388 НК РФ также могут быть нерезиденты. Понятие «физические лица – нерезиденты» определено законодателем от обратного. В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. Главой 31 НК РФ четко не установлено, являются ли плательщиками земельного налога иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ менее полугода либо вообще отсутствующие на ее территории. Из буквального толкования ст. 388 следует положительный ответ.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Земельного кодекса РФ иностранные граждане и лица без гражданства, как и иностранные юридические лица, могут иметь на праве собственности земельные участки на территории РФ. Однако установлен ряд ограничений.

Так, согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, которые находятся на приграничных территориях по перечню, устанавливаемому Президентом РФ в силу Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Земельными участками сельскохозяйственного назначения они могут обладать только на праве аренды (ст. 8 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Кроме того, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь право собственности на земельные участки на иных особо определенных территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Налоговые органы. В субъектном составе рассматриваемых отношений налоговые органы выступают с общим статусом, т.е. стандартным набором прав и обязанностей. Например, как и в отношении иных налогов с физических лиц, налоговые органы определяют базу по земельному налогу без участия плательщиков — на основании сведений, представляемых иными государственными органами.

Одним из основных полномочий налоговых органов является учет налогоплательщиков и объектов налогообложения. В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых уполномоченными органами.

Согласно п. 4 ст. 391 и п. 11 ст. 396 НК РФ налоговые органы получают сведения о кадастровой стоимости земельных участков (и соответственно о налогоплательщиках) из трех независимых источников: органов государственного земельного кадастра; органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органов муниципальных образований.

Иные органы власти. Участие иных органов власти в отношениях по уплате земельного налога обусловлено двумя факторами: необходимостью установления налога и его отдельных элементов на местном уровне, а также получения независимых и достоверных сведений об объекте налогообложения налоговыми органами.

Среди иных органов власти, входящих в субъектный состав отношений по уплате земельного налога, особо выделяют следующие группы:

представительные органы местного самоуправления;

исполнительные органы местного самоуправления (в случае если они созданы в соответствующем муниципальном образовании; в противном случае их полномочия осуществляют представительные органы);

органы, занимающиеся ведением государственного земельного кадастра;

органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отношении городов федерального значения законодатель сделал оговорку. Полномочия органов местного самоуправления по регулированию земельного налога перераспределены в пользу государственной власти субъектов РФ. Данное положение не следует рассматривать как нарушение конституционного принципа независимости местного самоуправления. Причина исключения из общего правила кроется в сложности административно-территориального устройства и двойственности правового статуса городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга. Преследуемая цель правового регулирования — унификация порядка уплаты налога на территориях смежных муниципальных районов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *