Вещное право на землю

Виды вещных прав на землю. Общая характеристика

В ЗК РФ закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:

  1. постоянное (бессрочное) пользование земельными участками;
  2. пожизненное наследуемое владение земельными участками;
  3. аренда земельных участков;
  4. право ограниченного пользования чужим земель ным участком (сервитут);
  5. безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Право постоянного бессрочного пользования земельным участкомпредоставляется:

· Гос. и мун. учреждениям;

· федеральным казенным предприятиям;

· ОГВ и ОМСУ;

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком предусмотрен только для граждан. Землевладелец не вправе распорядиться своим земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Наследование — это переход имущественных и некоторых неимущественных прав и обязанностей наследодателя к наследникам в установленном законом порядке. Юридическим фактом, являющимся основанием открытия наследства, являются смерть гражданина или объявление гражданина умершим.

По договору аренды собственник земельного участка передает его за плату во временное пользование другому лицу. По истечении срока аренды земельный участок должен быть возвращен собственнику. По общему правилу именно собственники земельных участков могут свободно предоставлять их в аренду. Ограничения установлены в отношении земель, изъятых из. Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору субаренды, отдать арендные права в залог, внести их в качестве вклада в уставный в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Сервитут — право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении. Признаки:

· вещное право на земельный участок, он будет существовать до тех пор, пока существует земельный участок, в отношении которого он установлен;

· он является правом на чужую землю;

· обладатель сервитута приобретает право ограниченного пользования земельным участком, а обременение участка сервитутом не лишает его владельца владения, пользования и распоряжения;

· сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервитутом, к другому лицу.

В земельном законодательстве закреплено два вида сервитутов:

  1. частный сервитут;
  2. публичный сервитут.

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участкомодна сторона обязуется передать или передает земельный участок в безвозмездное пользование на определенный срок другой стороне, а последняя обязуется использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением, соблюдать при использовании законодательство и вернуть земельный участок в состоянии, пригодном для дальнейшего его целевого использования. Право передачи земельного участка в безвозмездное срочное пользование принадлежит исполнительным ОИВ и ОМСУ.Максимальный срок передачи в безвозмездное пользование не должен превышать 1 год.

42. Земельный кодекс РФ: общая характеристика.

ЗК РФ — кодифицированный НПА, являющийся основным источником земельного права в РФ. ЗК РФ состоит из 18 глав (общей сложностью 103 статьи). Объектом земельных правоотношений является земля. В законодательстве земля рассматривается в нескольких аспектах:

· Земля как природный объект (важнейшая составная часть природы);

· Земля как природный ресурс (определённая совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которая используется обществом для удовлетворения своих потребностей);

· Как недвижимое имущество;

· Как объект права собственности и иных прав.

43. Госуправление земельным фондом: общая характеристика.

Государственное управление земельным фондом – это деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на обеспечение эффективного и рационального использования и охраны земель. Виды гос.управления:

· На Федеральном уровне;

· Региональном уровне;

· Муниципальном.

Функция гос. управления земельным фондом – это постоянное направление деятельности в области обеспечения рационального использования и охраны земель.

· Мониторинг земель;

· Землеустройство;

· Ведение гос. земельного кадастра;

· Планирование использования и охраны земель;

· Отнесение земель к категориям в зависимости от их целевого назначения и перевод из одной категории в другую;

· Изъятие и предоставление земельных участков;

· Государственный земельный контроль.

Методы управления – способы государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых, для обеспечения рационального использования и охраны земель.

· Административные – прямой приказ, обеспечиваемый возможностью гос. принуждения.

· Экономические – создание условий экономической заинтересованности у участников земельных отношений и моральное поощрение (награды, грамоты, звания и т. д.).

Страница 1 из 3

Как известно, в гражданском праве гражданские права делятся на вещные и обязательственные. Вещные права в зе­мельном праве — одна из правовых форм реализации отноше­ний земельной собственности. Их обладателю они предостав­ляют возможность непосредственно осуществить воздействие на земельный участок и господство над ним.

Право собственности на землю является главенствую­щим в системе вещных прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжения землей. Однако наряду с правами собственности имеется ряд других видов вещных прав на землю, которые получили широкое распро­странение в современном российском законодательстве, осо­бенно с принятием в 1994 году Гражданского кодекса РФ. К ним относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком; право постоянного (бессрочного) поль­зования земельным участком; право ограниченного пользова­ния земельным участком (сервитут).

Вещные права, как и право собственности, объектом своих правомочий имеют земельный участок, конкретно оп­ределенный на местности и имеющий соответствующий када­стровый номер или статус.

Рассмотрим вещные права на землю по отдельности.

Право постоянного (бессрочного) пользования зе­мельным участком

Данное право закреплено в ст. 20 ЗК РФ, а также рассматри­вается как вещное право (титул) в главе 17 ГК РФ (ст. 216,264, 268). Необходимо сразу отметить, что выявляются существенные отли­чия в регулировании реализации права постоянного (бессрочно­го) пользования земельным участком, предусмотренные земель­ным и гражданским законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 20 ЗК РФ, п. 8 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Россий­ской Федерации», с момента вступления в силу ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки пре­доставляются только государственным и муниципальным уч­реждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного само­управления, т.е. ограниченному кругу лиц. В то же время, со­гласно п. 1 ст. 268 ГК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государст­венной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения го­сударственного или муниципального органа, уполномочен­ного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Статья 20 (п. 2) ЗК РФ гласит, что гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предостав­ляются. Однако это право сохраняется за ними в случае его приобретения до вступления в силу Земельного кодекса РФ, причем граждане могут приобрести такие участки в собствен­ность. При этом каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его по­стоянном (бессрочном) пользовании земельный участок без взимания с него дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», прива­тизация земельных участков в этих случаях устанавливается по решению Правительства РФ и определен принцип уста­новления ее размеров.

В основе возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком лежит административно-правовой акт — решение (постановление) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка. Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридиче­ским лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для строительства предоставляются государственным и муници­пальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного само­управления с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 36 ЗК РФ, в случае, если помеще­ния в здании, расположенном на неделимом земельном уча­стке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования зе­мельным участком для осуществления своих прав на закреп­ленные за ними помещения.

Статья 20 (п. 4) ЗК РФ содержит норму, устанавливающую, что граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. В то же вре­мя, ст. 270 ГК РФ предоставляет пользователю земельного участка право распоряжаться им. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Согласно ст. 3 (п. 6) Федерального закона «О введении в дей­ствие Земельного кодекса Российской Федерации», не допускает­ся внесение права постоянного (бессрочного) пользования зе­мельными участками в уставные (складочные) капиталы коммер­ческих организаций. Юридические лица, за исключением ука­занных в пункте 1 ст. 20 ЗК РФ, должны переоформить право по­стоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

Перечень оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования закреплен в ст. 45 ЗК РФ. Выделя­ют два вида оснований прекращения этого права. Так, воз­можно прекращение права постоянного (бессрочного) пользо­вания по волеизъявлению его обладателя в форме отказа от права на земельный участок. Условия и порядок отказа от права на земельный участок закреплены в ст. 53 ЗК РФ. Вторая группа оснований связана с принудительным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования земельным уча­стком, причем решение о прекращении прав на земельный участок в принудительном порядке может быть принято только в судебном порядке.

В качестве таких оснований ст. 45 ЗК РФ предусматрива­ет следующие случаи:

  • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;
  • использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сель­скохозяйственных земель или значительному ухудше­нию экологической обстановки;
  • неустранение совершенных умышленно следующих зе­мельных правонарушений:
  1. отравление, загрязнение, порча или уничтожение пло­дородного слоя почвы вследствие нарушения правил об­ращения с удобрениями, регуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, исполь­зовании, транспортировке, повлекшие за собой причи­нение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  2. нарушение установленного соответствующими нормами ст. 15-100 ЗК РФ режима использования земель особо ох­раняемых природных территорий, земель природо­охранного, рекреационного назначения, земель истори­ко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  3. систематическое невыполнение обязательных мероприя­тий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
  4. систематическая неуплата земельного налога;
  5. неиспользование в случаях, предусмотренных граждан­ским законодательством, земельного участка, предназна­ченного для сельскохозяйственного производства либо жи­лищного или иного строительства, в указанных целях в те­чение трех лет, если более длительный срок не установленфедеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован поназначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных об­стоятельств, исключающих такое использование;
  6. изъятие земельного участка для государственных илимуниципальных нужд в соответствии с правилами ст. 55 ЗК РФ;
  7. реквизиция земельного участка в соответствии с прави­лами, предусмотренными ст. 51 ЗК РФ.

Принудительное прекращение права постоянного (бес­срочного) пользования земельным участком (так же как и пра­ва пожизненного наследуемого владения земельным участ­ком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком) осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после на­ложения административного взыскания в виде штрафа (п. 2 ст. 54 ЗК РФ). Одновременно с наложением административно­го взыскания уполномоченным исполнительным органом го­сударственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земель­ного законодательства, выносится предупреждение о допу­щенных земельных правонарушениях с последующим уве­домлением органа, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок.

Указанное предупреждение должно содержать:

  1. указание на допущенное земельное правонарушение;
  2. срок, в течение которого земельное правонарушениедолжно быть устранено;
  3. указание на возможное принудительное прекращениеправа на земельный участок в случае неустранения зе­мельного правонарушения;
  4. разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры прину­дительного прекращения прав на земельный участок;
  5. иные необходимые условия.

Форма предупреждения устанавливается Правительст­вом Российской Федерации.

В случае неустранения указанных в предупреждении зе­мельных правонарушений в установленный срок исполнитель­ный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный уча­сток ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправле­ния, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, который направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права постоянного (бессрочного) пользова­ния земельным участком соответствующий исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекраще­ния права на земельный участок с приложением акта в орган го­сударственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Следует помнить, что прекращение права на зе­мельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения причиненного вре­да (п. 6 ст. 54 ЗК РФ).

Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставленное землепользователям до вступ­ления в силу нового Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования соответствует аналогичному ти­тулу, предусмотренному ст. 20 ЗК РФ, при условии соблюде­ния требований п. 1 указанной статьи. Кроме того, в соответ­ствии с п. 3 ст. 268 ГК в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования зе­мельным участка переходит в порядке правопреемства.

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 Следующая > Последняя >>
>Особенности защиты права собственности на земельные участки в 3 шага

Ситуации, требующие защиты права собственности на земельные участки

Об основаниях возникновения прав читайте в нашем материале.

Имущественные гарантии, предоставляемые собственникам ЗУ (как узнать собственника земли?), не должны нарушаться, однако определённые ситуации допускают такие нарушения в силу сложившихся обстоятельств или виновных действий третьих лиц.

Инициаторами ненадлежащих действий в адрес собственника могут выступать:

  1. административные органы;
  2. соседи или родственники собственника;
  3. учредители дачных товариществ и кооперативов;
  4. иные недобросовестные лица, притязающие на чужое имущество.

Администрация населённого пункта иногда допускает нарушения, связанные:

  1. с установлением публичного сервитута;
  2. при изъятии ЗУ в пользу государства или муниципалитета;
  3. при незаконном отказе в приватизации.

Сервитут устанавливается только в силу необходимости, а не по произвольному усмотрению должностных лиц. Регулируется статьями 23 ЗК РФ и 274 ГК РФ. Изъятие допускается по инициативе или санкционированию Федерального законодательства, с указанием причин и путём выкупа ЗУ у собственника, на что указывает статья 49 ЗК РФ. Приватизация не допускает произвольного отказа со стороны уполномоченных на её проведение, должностных лиц.

Соседи собственника могут незаконно прирезать к своей территории часть надела собственника или нарушить регламент отступа от участка:

  1. при возведении капитального строения;
  2. возведением хозяйственных построек;
  3. выращиванием плодовых деревьях на границе ЗУ.

Являясь юридическим лицом, учредители СНТ, ДНТ и ДНП нередко вмешиваются в права лиц, владеющих дачным наделом на правах совместной долевой собственности. Таковые могут несанкционированно взимать несоразмерную плату за использование ЗУ или запрещать выдел земель в индивидуальное пользование.

К обозначенным ситуациям могут относиться мошеннические действия лиц, совершающих незаконные имущественные сделки, вводя в заблуждение собственников ЗУ и лишая таковых имущества.

Эти и иные аналогичные случаи, в которых присутствует нарушение имущественных прав собственников, рассматриваются в судебном и внесудебном порядке, допускающих восстановления нарушенных прав собственника.

Нюансы оформления описаны , переоформления — , а в этой статье вы узнаете про оформление земли без документов. Также не забывайте о формах собственности:

  1. частная;
  2. публичная, федеральная.

Защита имущественных прав собственников ЗУ

Защитить нарушенные права можно несколькими вариантами. Если возникли споры с соседями, целесообразно поступить следующим образом:

  1. обратиться в геодезическую компанию с документами о праве собственности и написать заявление на утверждение границ ЗУ в натуре.
  2. После определения границ кадастровый инженер сам составит акт согласования границ с соседями и удостоверит его.
  3. Если соседи воспрепятствуют подписанию акта, вопрос передаётся в суд, с приложением межевого дела, составленного кадастровым инженером.

Споры с учредителями дачных сообществ решаются в суде. Но вначале потребуется подать официальный запрос в правление дачного кооператива, с изъявлением претензий и требованием восстановления нарушенных прав. если учредитель откажется от законных требований – следует обращение в суд.

Споры с администрацией так же решаются на двух уровнях:

  • административном;
  • арбитражном.

Пошаговая инструкция предпринимаемых действий следующая:

  1. в начале подаётся официальное заявление главе администрации населённого пункта, с подробным лаконичным описанием проблемы и требованием восстановить порядок в возникших земельных отношениях.
  2. Вопрос рассматривается административной комиссией, с составлением протокола.
  3. Через месяц муниципалитет обязан выдать административное заключение в виде мотивированной выписки.

При положительном решении, на основании полученного документа, заявитель восстанавливает нарушенные имущественные права.

При отрицательном решении – подаётся исковое заявление в суд.

Подача иска осуществляется в районном суде, по месту расположения земельного участка. Уполномоченное должностное лицо, представляющее интересы администрации, выступает в роли ответчика. После вынесенного судом положительного решения, требуется регистрация объекта, если в него внесены те или иные изменения. Все перечисленные ситуации требуют наличия свидетельства о праве собственности, что констатирует законность требования гарантий о защите имущественных прав.

В случае мошеннических действий третьих лиц или иных незаконных притязаний со стороны таковых, требуется обращение в полицейский участок. Наряду с гражданским производством следует возбуждать уголовный процесс.

Право собственности на землю (особенности которого мы описали выше) предоставляет максимальные имущественные гарантии лицам, которые владеют землями соответственно обозначенному праву. Но в критичной ситуации можно рассмотреть вопрос о прекращении прав собственности.

Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Ограниченные вещные права на землю

Общая характеристика ограниченных вещных прав на землю

Понятие прав на чужое имущество было известно еще древнему римскому праву, когда под ними понималось юридическое господство, принадлежащее одному лицу относительно некоторых сторон вещи, находящейся в собственности другого лица.

Ограниченное вещное право является таковым в силу как ограничений определенных правомочий собственника вещи, так и существования у обладателя ограниченного права пределов его осуществления. В любом случае круг правомочий обладателя вторичного вещного права всегда существенно уже по сравнению с объемом правомочий собственника.

К ограниченным вещным правам на землю относятся: право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного (срочного) пользования, сервитут. Также Земельный кодекс РФ рассматривает наравне с вещными правами на землю обязательственное право – аренду.

Общим у вторичных вещных прав на землю является производность этих прав от права собственности. Все вещные права обеспечивают их носителям определенную устойчивость в использовании земли, которая для любого ее пользователя – важнейшая экономическая и социальная категория. Но степень этой устойчивости для различных титулов неодинакова. Наивысшую степень устойчивости гарантирует право собственности.

Ограниченные вещные права иногда называют вторичными, имея в виду их производность от права собственности, которое в этом случае считается первичным.

Закон содержит исчерпывающий перечень прав на землю. Это право собственности, а также ограниченные права.

Ограниченными вещными правами на землю являются:

  1. Право постоянного (бессрочного) пользования землей;
  2. Право пожизненного наследуемого владения землей;
  3. Право безвозмездного срочного пользования;
  4. Право ограниченного пользования чужим земельным участком – сервитут;
  5. Право аренды.

Иные права на землю подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ на одно из вышеуказанных прав.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *