Надзор над банками

Банковский надзор в Российской Федерации

Банк России осуществляет пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор. Данный вид банковского регулирования и банковского надзора направлен на снижение риска операций посредством установления специальных финансово-правовых средств. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банком России устанавливаются обязательные нормативы — финансово-правовые требования публичного характера, регулирующие отношения по поводу банковских рисков и направленные на поддержание кредитной организацией определенных показателей финансово-кредитной деятельности.

Банковский надзор (Banking Supervision) — система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Национального банка. направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями в процессе их деятельности законодательства Украины и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности системы и защиты интересов вкладчиков.

Главными целями банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора .

Кто контролирует банки в России

Контроль за банками в Российской Федерации в основном заключается в проведении проверок и наблюдение за их деятельности. Проверки и наблюдение обычно выясняют, все ли действия банка законны и в каком состоянии находится конкретный банк. В доктрине зачастую мы можем увидеть, что контроль и надзор за банками проявляется виде оценки деятельности банка. Тем не менее эти понятия несколько разграничиваются, что и нам необходимо сделать для большего понимания данной ситуации.

Итак, надзор по идее действительно и есть оценка текущей деятельности банки на предмет законности. Контроль же включает в себя не только оценку, ее мы получаем с надзора, здесь же мы разрабатываем целый план действий, которые должны быть направлены на обеспечение законности. Получается, что при надзоре при просто увидели проблему. А при контроле мы ее разрешаем, например, путем вынесения санкций в сторону банка.

Причем в ФЗ «О банковской деятельности», ФЗ «О центральном банке» говорится, что надзор тоже проявляться в виде невмешательства во внутреннюю деятельность конкретного банка. То есть мы можем обнаружить какую-то проблему и указать на нее, но принять меры не можем. Здесь же нам помогает контроль, который действует прямо наоборот – путем вмешательства во внутреннюю деятельность банков для того, что устранить все нарушения, присутствующие на месте. Контроль обычно проявляется в подчинительном порядке и методом «кнута». Так если в процессе надзора выявлены какие-либо нарушения, требующие вмешательства, то на банк в процессе уже контроля налагаются некоторые санкции. Тем не менее в законе мы особого разграничения надзора и контроля не увидим, так как он смещает эти два понятия в одно – банковский надзор. В этом понимании нам легче просто взять эти два понятия как стадии, так банковский надзор разделиться в законодательном смысле разделиться на тот надзор, который мы разбирали в доктринальном смысле, а после выявление получается и банковский контроль. Далее в статье мы не будем разграничивать эти понятия.

Итак, предметом контроля за банками, конечно же является деятельность банков, соблюдение ими всех законов и проверка их действий. Пристальное внимание Центрального Банка Российской Федерации стоит обратить на ее надзорную функцию. По сути мы видим, как органу передается функция, например, тех же аудиторов, прокуратуры и т. д., но только в пределах банковской системы. Таким образом, Центральный банк способен даже выносить те же самые санкции в сторону кредитных организаций. Кроме того, он же устанавливает некоторые нормативы, вроде установления значений рисков, предельные значения выдачи по кредитам, использование уставного капитала на вложения в ценные бумаги, порядки ведения отчетов, требования по предоставлению этих отчетов и так далее.

В банковском надзоре выделяется несколько форм, одни из которых являются проверка и наблюдение. Так наблюдение подразумевает вообще «не влезания» во внутренние дела, существует банк, и мы просто видим его отчеты и деятельность. Проверка же подразумевает уже запрос документов, более подробную оценку деятельности банка и т. д. На проверках в основном и строится вся деятельность надзора.

Задачей проверок, конечно же, является в первую очередь оценка состояния дел того или иного банка во всех или отдельных направлениях его деятельности, в том числе выделяются:

  1. проверка действий и всей деятельности на предмет соответствия их нормативно-правовым актам;
  2. проверка отчетов и соответствия реальных данных и данных в отчете;
  3. проверка соответствия размеров рисков, активов, капитала установленным нормативам;
  4. проверка состояния этих капиталов, активов и т. д.;
  5. оценивание ситуацию, касающихся качества капитала и его платежеспособности;
  6. Оценка самодостаточности банка;
  7. проверка управляющего состава конкретного банка и организация его управления;
  8. проверка действий, которые могут быть угрозой для интересов граждан и защиты интересов этих граждан.

При проведении проверок различного рода банков или их структурных подразделений производится в виде инспекций со стороны Центрального банка. Для осуществления этой деятельности существует специальный у Банка России, который называется Главной инспекцией.

У Центрального Банка в свою очередь есть тоже некоторые обязательства перед кредитными организациями. Так, например, он не может проводить одну и ту же проверку, ставя на повестке дня одни и те же вопросы, если не наступил следующий отчетный период. Тем не менее закон позволяет проводить повторную проверку при условии, что происходит смена организационно-правовой формы юридического лица, либо банк ликвидируется. Также можно формально решить проблему, если такое решение принял совет директоров Центрального Банка России, в котором присутствовали участники центрального аппарата.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения. Таким образом, существует множество методов контроля и надзора за деятельностью банков в Российской Федерации.

Важно! По всем вопросам контроля банков, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Контроль за деятельностью кредитных организаций: специфика, виды. Полномочия органов, осуществляющих контроль за деятельностью кредитных организаций.

Facebook Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+

Кредитные организации действуют на основе лицензий, выданных Банком России. В статье 59 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) закреплено, что «Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанных лицензий и отзывает их».

Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы.

Контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций

Банковский надзор — это контроль за деятельностью коммерческих банков, осуществляемый Банком России. Банк России выступает органом банковского регулирования и надзора.

Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Субъектами банковского регулирования и банковского надзора являются кредитные организации и банковские группы.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Главной целью банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банковский надзор имеет две составные части: пруденциальный надзор и инспектирование.

Пруденциальный надзор (или ранний, осторожный, осмотрительный) — дистанционный надзор, осуществляемый на документарной основе, включающий в себя установление Банком России пруденциальных норм деятельности коммерческих банков, проверку представленной коммерческими банками отчетности, анализ финансового состояния коммерческих банков, исчисление по представленной отчетности установленных норм и нормативов, выявление отклонений и нарушений законодательства, а также применение мер к нарушителям.

Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные Банком России:

— предельные величины рисков, принимаемые кредитными организациями;

— нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь;

— требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитной организации или на возможность реальной оценки ее финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета, представлению отчетности и при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитных организаций.

Инспекционная деятельность Банка России — составная часть банковского регулирования и банковского надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение.

Непосредственное проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) осуществляется уполномоченными представителями Банка России.

Основной целью проведения Банком России проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности.

Проверки кредитных организаций осуществляются по следующим направлениям:

— оценка соблюдения законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

— оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

— определение размера рисков, активов, пассивов;

— оценка качества активов кредитной организации (ее филиала);

— оценка величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

— оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала);

— оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

— выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся не реже одного раза в год.

Инспекционные проверки различают в зависимости от круга контролируемых вопросов, от поднадзорности и от включения банка в Сводный план проверок.

По кругу контролируемых вопросов инспекционные проверки разделяются на два вида: комплексные и тематические.

Комплексная проверка — проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности.

Тематическая проверка — проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией (ее филиалом), за определенный период ее деятельности.

В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два типа: региональные и межрегиональные.

Региональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России.

Межрегиональная проверка — проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.

Основаниями для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов) являются:

— наличие данных о нарушениях кредитными организациями (их филиалами) законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России;

— существенное изменение финансового состояния кредитных организаций, в том числе наличие оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства);

— выявление фактов, свидетельствующих о возможной недостоверности учета (отчетности) кредитных организаций (их филиалов), а также задержка представления в Банк России отчетности кредитных организаций (их филиалов) более чем на 15 дней;

— необходимость проверки выполнения кредитными организациями принятых на себя обязательств, в том числе обязательств по выполнению планов мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций;

— обращения кредитных организаций в Банк России с ходатайством о предоставлении кредитов Банка России или отсрочки формирования обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

— обращения федеральных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

— обращения органов банковского надзора иностранных государств;

— случаи, определенные законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России;

— иные причины, обусловившие необходимость проведения проверок кредитных организаций (их филиалов).

Результаты инспекционной проверки оформляются актом, который относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам.

Меры воздействия (меры надзорного реагирования) к кредитным организациям применяются центральным аппаратом и территориальными учреждениями Банка России, которые в целях применения мер воздействия именуются «надзорные органы».

Основной задачей, решаемой надзорными органами при применении мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях се приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

— предупредительные;

— принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Указанные меры могут применяться при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления, а в соответствующих случаях и учредителей (участников) кредитной организации к устранению нарушений в ее деятельности, а также при условии надлежащего взаимодействия кредитной организации и ее учредителей (участников) с надзорными органами. Взаимодействие с надзорными органами должно выражаться в принятии кредитной организацией, а в необходимых случаях и ее учредителями (участниками) соответствующих обязательств по корректировке деятельности данной кредитной организации.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда что вытекает из характера допущенных нарушений с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

2. Контроль внешних аудиторов за деятельностью банка

Аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия, банка, организации, учреждения и выражения мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Предыдущие материалы: Следующие материалы:

  • Кредитные истории.
  • Понятие и значение страховой деятельности.
  • Страховые организации как субъекты страховой деятельности.
  • Общество взаимного страхования.
  • Страховые брокеры, страховые актуарии, объединения субъектов страхового дела (ассоциации (союзы), СРО, пулы).

Контроль за деятельностью коммерческого банка.

⇐ Предыдущая12

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Это регулирование призвано содействовать обеспечению:

а) устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка;

б) ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния в обществе;

в) научной организации денежного обращения в народном хозяйстве. При этом со стороны центрального Банка используется в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений Центрального Банка с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующим банковским законодательством. Так, с учетом складывающиеся ситуации в экономике, Банк России регулирует деятельность банков посредством использования такого комплекса экономических методов как:

а) изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в Центральном Банке;

б) изменение объема кредитов, представляемых Банком России коммерческим банкам, а так же процентных ставок по кредитам;

в) проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой.

Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный Банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы.

Так, в частности, при крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличие активных инфляционных процессов в экономике Центральный Банк в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений, установлением предельных размеров и процентных ставок по выдаваемым ими кредитам.

Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов, в частности установленных обязательных нормативов.

При нарушениями банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатков в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применить к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка Российской Федерации по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Надзорные и регулирующие функции Банка России могут осуществляться им непосредственно или через создаваемый при нем орган надзора, решение о создании которого принимается советом директоров.

Безопасность кредитного института во многом определяется тем, насколько его деятельность отвечает определенным экономическим параметрам. В их число включаются нормы, обеспечивающие экономическую стабильность кредитных институтов за счет поддержания минимального размера и достаточности капитала банка, его ликвидности и платежеспособности, регулирование риска при совершении тех или иных банковских операций. Особенности данных нормативов в том, что они:

— могут изменяться в зависимости от экономических условий (о предстоящих изменениях нормативовБанкРоссии обязан объявить не позднее чем за месяц до их введения и действие; об изменении отдельных из них, например, минимального размера собственного капитала банк России уведомляет банки не менее чем за три года до момента его введения);

— устанавливаются с учетом международных стандартов и на базе консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами;

— имеют особый национальный характер, ихперечень, количественные параметры каждого из них отличаются, к примеру, от общеевропейских норм;

— фиксируются в специальных методиках Банка России;

— достаточно стабильны (некоторые из них не изменяются по несколько лет);

— дифференцируются по видам банков.

Закон обязывает Центральный банк устанавливать обязательные для кредитных учреждений правила ведения банковских операций, бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской и статистической отчетности, вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов банка, его главному бухгалтеру. Согласно законодательству Центральный банк устанавливает контроль за акционерами коммерческого банка, может потребовать информацию об их финансовом положении, деловой репутации, требует уведомления о приобретении другими юридическими и физическими лицами, либо их группой более 5% долей (акций) кредитной организации, предварительного согласования в отношении тех, кто приобретает более 20% долей (акций) данного банка.

Закон «О банках и банковской деятельности» обязывает банки составлять и публиковать в открытой печати бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Помимо представления отчетности в Центральный Банк Российской Федерации кредитная организация обязана публиковать свой годовой отчет (в форме бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках). Данная отчетность публикуется коммерческим банком только после подтверждения ее достоверности аудиторской организации. 4. Прекращение деятельности коммерческого банка.

Ликвидация коммерческого банка осуществляется путем отзыва лицензии на совершение банковских операций.

Решение об отзыве лицензии публикуется в печати и доводится до совета ликвидируемого коммерческого банка. Получив решение об отзыве лицензии, участники банка должны сформировать ликвидационную комиссию. До начала работы ликвидационной комиссии оперативный надзор за деятельностью коммерческого банка и сохранностью его имущества осуществляет Главное управление Центрального банка Российской Федерации.

При добровольной ликвидации кредитной организации, а также при принудительной ликвидации участники назначают ликвидационную комиссию, согласовывают ее состав с территориальным учреждением Банка России, а также устанавливают порядок и сроки ликвидации кредитной организации.

В состав ликвидационной комиссии должны входить участники кредитной организации (персональный состав определяется общим собранием участников кредитной организации при формировании ликвидационной комиссии). В ее состав могут быть также включены кредиторы кредитной организации, должностные лица исполнительного органа кредитной организации и другие лица.

Работники Банка России не могут являться членами ликвидационной комиссии кредитной организации за исключением случаев, когда Банк России является кредитором ликвидируемой кредитной организации.

При добровольном объявлении кредитной организации о банкротстве, участники назначают по согласованию с территориальным учреждением Банка России ликвидационную комиссию. При согласовании состава ликвидационной комиссии территориальное учреждение Банка России проверяет выполнение требований статьи 81 Федерального закона «О несостоятельности (банкротства)» о наличии письменного согласия всех кредиторов кредитной организации на добровольное объявление о ее банкротстве и ликвидации. При осуществлении ликвидационных процедур председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выполняет обязанности конкурсного управляющего.

Ликвидационная комиссия проводит следующие мероприятия:

— помещает в печати объявление о ликвидации кредитной организации, в которой указывается адрес ликвидационной комиссии, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее двух месяцев) предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемой кредитной организации;

— решает вопрос о создании подразделений ликвидационной комиссии по месту расположения филиалов;

— выявляет всех кредиторов ликвидируемой кредитной организации и персонально уведомляет их о ликвидации кредитной организации;

— принимает меры к сохранению наличного имущества,в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте

— осуществляет работы по выявлению и изысканию дебиторской задолженности в соответствии с действующим законодательством;

— принимает меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантия, поручительство, страховка) по указанным кредитам;

— оценивает имущество, имеющееся в наличии, составляет список активов и пассивов;

— рассматривает требования, заявленные кредиторами;

— составляет промежуточный баланс;

— при недостаточности у ликвидируемой кредитной организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу с публичных торгов на аукционной основе имущества для удовлетворения признанных требований кредиторов;

— выплачивает кредиторам ликвидируемой кредитной организации денежные суммы по признанным требованиям на основании утвержденными учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса, согласованным с территориальными учреждением Банка России;

— передает имущество, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов, учредителям (участника), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами;

— составляет отчет, ликвидационный баланс и предоставляет указанные документы на утверждение учредителям (участникам) ликвидируемой кредитной организации, а затем на согласование в территориальное учреждение Банка России.

Банк России может отозвать ранее выданную лицензию, как у российских банков, так и у филиалов иностранных банков, в интересах обеспечения безопасности банковской системы. Это может произойти в случаях, фиксируемых в статье 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности», а именно:

-установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

-задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня выдачи;

-установление фактов недостоверности отчетных данных;

-осуществление, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

-неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а так же нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации»;

-неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществлении банковских операций по другим основаниям,кроме предусмотренныхнастоящим Федеральным законом, не допускается.

Сообщение об отзыве лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в его официальном издании («Вестник Банка России») в недельный срок со дня принятия соответствующего решения .

Банк России после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратится в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

⇐ Предыдущая12

Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 410 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *