Изъятие земель

Кому допускается пре­доставление земельных участков на праве пожиз­ненного на следуемого владения по новому ЗК РФ?

1) гражданам

2) юридическим лицам

3) гражданам при переходе права по наследству;

4) не допускается

5) государственным органам власти

6) органам местного самоуправления

Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены:

1) Правительством Российской Федерации

2) Президентом Российской Федерации

3) Министерством сельского хозяйства

4) Федеральным законом

5) Органами государственной власти субъектов Российской Федерации

6) Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом

Виды платежей за пользование землей по ЗК РФ:

1) земельный налог, арендная плата и рыночная цена земли

2) земельный налог и нормативная цена земли

3) земельный налог и рыночная цена земли

4) земельный налог и арендная плата

5) земельный налог

6) земельный налог арендная плата и нормативная цена земли

При предоставлении и изъятии земельных участков проводится:

1) землеустроительные работы

2)мониторинг земель

3) межевание земель

4) изменение границ земельных участков

5) мониторинг земель и межевание земель

6) землеустроительные работы и мониторинг земель

Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя:

1) возможно по решению суда при существенном нарушении договора аренды

2) возможно исключительно на основании решения суда

3) возможно при существенном нарушении договора аренды

4) допускается, если это условие предусмотрено договором

5) возможно при прямом указании на это в законе

Ответьте вправе или не вправе арендатор при аренде на срок более пяти лет земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу:

Ответ: вправе

Установление публичного сервитута осуществляется:

1) с учетом результатов общественных слушаний

2) с учетом решения общего схода граждан

3) с учетом решения органа местного самоуправления

4) с учетом проведенного опроса граждан данного муниципального образования

5) с учетом обеспечения интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования

6) с учетом обеспечения интересов муниципального образования

Служебные наделы не предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам этих организаций:

1) связи

2) транспорта

3) лесного хозяйства

4) лесной промышленности

5) охотничьих хозяйств

6) государственных природных заповедников и национальных парков.

Не подлежат возврату земельные участки, не подлежит возмещению или компенсации стоимость земельных участков, которые были национализированы до этого года:

Ответ: 1991

Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не является основанием:

1) государственной регистрации права пожизненного владения

2) государственной регистрации права бессрочного пользования

3) заключения договора купли-продажи земельного участка

4) государственной регистрации права собственности

5) заключения договора аренды земельного участка

6) государственной регистрации договора аренды

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления:

1) границ такого земельного участка на местности и государственного кадастрового учета

2) границ такого земельного участка на местности и размещения объектов строительства

3) границ такого земельного участка на местности и государственного мониторинга

4) государственного кадастрового учета

5) государственной регистрации земельного участка

6) межевания земельного участка и размещения объектов строительства

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в отношении земель, находящихся в их собственности и (или) в ведении, не имеют права:

1) принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков

2) принять акт, устанавливающий порядок рассмотрения заявок и принятия решений

3) установить приоритеты и особые условия для отдельных категорий граждан

4) уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган

5) обеспечить подготовку информации о земельных участках

6) обеспечить заблаговременную публикацию такой информации

Этот принцип не включён в принципы земельного законодательства Земельным кодексом РФ:

1) рациональности

2) приоритета охраны земли

3) единства судьбы земельных участков и недвижимых объектов

4) платности использования земли

5) деления земель по целевому назначению на категории

6) разграничения государственной собственности на землю

Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность:

1) бесплатно в соответствии с земельным законодательством РФ

2) бесплатно, если иное не предусмотрено федеральными законами

3) бесплатно, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ

4) за плату, если иное не предусмотрено федеральными законами

5) за плату, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ

6) за плату в соответствии с земельным законодательством РФ

Ответьте, сколько дней по законодательству даётся на подготовку кадастрового паспорта:

Ответ: 10

Покупатель вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации, кроме следующей:

1) о данных, оказывающих существенное воздействие на стоимость земельного участка

2) об обременениях земельного участка

3) об ограничениях его разрешённого использования

4) о разрешении на застройку данного земельного участка

5) об использовании соседних земельных участков

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности определяется:

1) Земельным кодексом РФ

2) федеральным законодательством

3) законодательством субъектов РФ

4) актами органов местного самоуправления

5) Гражданским кодексом РФ

Заявитель допускается к участию в аукционе по этим основаниям:

1) непредставление заявки на участие в аукционе по установленной форме

2) непредставление выписки из единого государственного реестра юридических лиц

3) непредставление документов, подтверждающих внесение задатка

4) непоступление задатка на счет, указанный в извещении о проведении аукциона

5) подачи заявки на участие в аукционе лицом, не указанным в извещении о проведении аукциона

Предложение о местоположении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения считается согласованным, если не поступят возражения в течение стольки месяцев:

Ответ: 1

Земельная доля – это:

1) доля в праве общей собственности на земельные участки

2) доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

3) доля в уставном (паевом) капитале юридического лица

4) доля в праве общей собственности на земельные участки бывших коллективных хозяйств

5) доля в праве общей собственности на земельные участки хозяйственных товариществ и обществ

6) часть земельного участка из всей площади земельного участка юридического лица

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принят в этом году:

Ответ: 2002

В состав земель запаса не входят земельные участки:

1) из фонда перераспределения земель

2) целевое назначение которых не определено

3) не предоставленные юридическим лицам

4) не предоставленные гражданам

5) из земель сельскохозяйственного назначения

6) выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации

Земельным кодексом РФ не предусмотрен этот способ защиты земельных прав:

1) самозащита юридических лиц

2) восстановление положения

3) признание прав граждан

4) признание недействительным акта органа власти

5) возмещение убытков и потерь

Этот вид споров относится к земельно-имущественным:

1) в связи с возмещением убытков при изъятии земельных участков

2) в связи с отказом в предоставлении земельного участка

3) споры о признании прав на земельные участки

4) споры об ограничении прав на землю

5) в связи с самовольным занятием земельного участка

6) в связи с нарушением границ землепользования

Кем принят Указ от 12 мая 2008 года «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»

Ответ: Президентом РФ

Категория земель не указывается:

1) в документах государственного земельного мониторинга

2) документах государственного земельного кадастра

3) документах о государственной регистрации прав на земельный участок

4) актах органов исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении земельных участков

5) актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков

6) договорах, предметом которых является земельный участок

Этими правомочиями обладает владелец земельного участка:

1) распоряжения

2) пользования

3) владения и пользования

4) владения и распоряжения

5) исключительного владения

6) владения, пользования и распоряжения

К типам мелиорации земель не относится:

1) фитомелиорация

2) гидромелиорация

3) агромелиорация

4) культуртехническая мелиорация

5) химическая мелиорация

6) лесомелиорация

Правовой режим земель, подвергшихся радиоактивному и химическому заражению, предусматривает эти меры:

1) организация контроля за экологической обстановкой на земельном участке

2) перевод загрязненных земель в земли запаса

3) консервация земельного участка

4) запрет ведения сельского хозяйства

5) возмещение убытков виновными лицами

6) возмещение потерь сельскохозяйственного производства

Запрет на приватизацию не установлен в отношении земельных участков, занятых:

1) объектами космической инфраструктуры

2) государственными природными заповедниками

3) организациями федеральных органов государственной охраны

4) закрытыми аминистративно-территориальными образованиями

5) лечебно-трудовыми профилакториями

6) гражданскими захоронениями

К существенным условиям договора аренды не относится:

1) срок

2) местоположение земельного участка

3) площадь земельного участка

4) план земельного участка

5) местоположение и площадь земельного участка

6) объект договора

Договор аренды земельного участка должен быть заключен в письменной форме:

1) на срок более одного года или одна из сторон юрлицо

2) в любом конкретном случае

3) заключен с иностранным гражданином

4) заключен на срок более одного года

5) по усмотрению сторон договора

Публичные сервитуты для сенокоса или пастьбы скота не могут устанавливаться на землях:

1) лесного фонда

2) сельскохозяйственных угодий

3) несельскохозяйственных угодий

4) водного фонда

5) пригородных зон

6) поселений

Субъектами правоотношений частного водного сервитута могут быть:

1) две стороны – не собственники

2) две стороны – собственники

3) одна из сторон обязательно собственник

4) муниципальное образование, другая сторона – гражданин

6) собственник, другая сторона любое лицо

В Едином государственном реестре прав при записи сервитута не указывается:

1) плата за пользование чужим земельным участком

2) срок действия сервитута

3) субъекты, в пользу которых установлен сервитут

4) наименование документа, на основании которого устанавливается сервитут

5) дата записи

6) подпись регистратора и его имя

Эти взносы участники садоводческих объединений не уплачивают:

1) членские взносы для приобретения объектов общего пользования

2) вступительные членские взносы

3) членские взносы для осуществления текущих расходов

4) целевые взносы садоводческих кооперативов

5) паевые взносы садоводческих кооперативов

На этом праве не могут принадлежать гражданам дачные, садовые или огородные участки:

1) безвозмездного срочного пользования

2) собственности

3) аренды

4) пожизненного наследуемого владения

5) постоянного (бессрочного) пользования

6) пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования

В течение стольких лет член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан освоить земельный участок:

Ответ: 3

Срок выплаты компенсации наследнику умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства не может превышать столько лет со дня открытия наследства:

Ответ: 1 год

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение стольких дней принимает решение о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Ответ: 14

Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения устанавливается:

1) органами государственной власти субъектов РФ

2) органами местного самоуправления

3) Правительством Российской Федерации

4) Учреждениями юстиции РФ

5) органами государственной власти РФ

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую не указывается:

1) название административно-территориального образования, на котором расположен 2) земельный участок

3) кадастровый номер земельного участка

4) категория земель, в состав которой входит земельный участок

5) категория земель, перевод в состав которой предполагается осуществить

обоснование перевода

6) право на земельный участок

Акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую принимается в течение:

1) 3 месяцев со дня поступления ходатайства

2) 2 месяцев со дня поступления ходатайства

3) 1 месяца со дня поступления ходатайства

4) 2 недель со дня поступления ходатайства

5) 10 дней со дня поступления ходатайства

6) 7 дней со дня поступления ходатайства

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду.

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ). Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель. Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ). Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ. При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения. Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей. Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка. «Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года , могут возникнуть проблемы. «Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации). В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке. После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости. Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб., во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58). Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона. При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая. В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Like Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты. Партнер компании «Найдем Адвоката» Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет. Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ). Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует. Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства. «Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать. С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже», – предостерегает Сергей Казинец.

Изъять земельный участок у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Новый порядок изъятия земельных участков в 2019 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.

  • Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
  • Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:

  • Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
  • Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.

  • Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
  • Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
  • По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
  • Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.

Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.

  • Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:

  • Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
  • И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.

При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:

  • Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
  • Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин. — Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории».

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
  • Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
  • Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
  • Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка».

Изъятие земельных участков в 2019 году: основания, новый порядок и судебная практика

Отобрать имущество у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно. Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Государство или муниципалитет может изъять земли

Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты. Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно. Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.

Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.

Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий. Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение. Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.

Закон об изъятии земель в 2019 году

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.

Отдельно следует упомянуть конфискацию:

  • Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
  • Общих черт изъятие и компенсация не имеют.

Новый порядок процедуры изъятия земель

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2019 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.

Добровольное и принудительное изъятие земель

Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

Расчет производится с учетом:

  • рыночной стоимости;
  • цены недвижимости размещенной на земле;
  • упущенной выгоды.

Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.

Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.

Поиск правообладателей

Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.

Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:

  • размещает сведения на районных информационных стендах;
  • объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
  • направляет запросы в органы Росреестра.

Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке. В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию. Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.

Окончательное решение об изъятии земель

Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления.

Для вынесения постановления необходимы сведения:

  • о площади и местоположении изымаемых участков;
  • расположенных на земле недвижимых объектах;
  • сведения о документах, инициировавших процедуру.
Постановление об изъятии земель

В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.

Окончательный вариант документа должен содержать:

  • основания изъятия;
  • сведения о владельцах земельных участков;
  • площадь земли;
  • сведения о кадастровых номерах.

Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.

Компенсация
  • Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости.
  • Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка.
  • В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.
Судебная практика

Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.

Чаще всего чиновниками нарушается:

  • процедура принятия решения;
  • порядок извещения владельца земли;
  • порядок проведения оценки.

Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.

Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:

  • на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
  • отмену акта органа власти;
  • возмещение убытков.

В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.

Использованы материалы из источников:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *