Изменение разрешенного использования земельного участка собственником

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

  • Главная
  • О центре
  • Услуги
    • Земля
    • Градостроительные вопросы
    • Недвижимость
    • Защита интересов в судах
    • Корпоративные споры и сопровождение бизнеса
    • Прочие вопросы
  • Направления
    • Общие вопросы земельных отношений
      • Градостроительный и земельный аудит
      • Защита землепользователей в рамках контрольных мероприятий
      • Кадастровая стоимость земельных участков: порядок определения и обжалования
      • Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
        • Определение вида разрешенного использования земельного участка
        • Изменение вида разрешенного использования земельного участка
        • Вид разрешенного использования объектов капитального строительства
      • Порядок образования земельных участков и установления их границ
        • Первичное образование земельных участков
        • Раздел, выдел, объединение и перераспределение земельных участков
        • Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков
      • Приобретение (выкуп) земельных участков из государственной и муниципальной собственности без проведения торгов
        • Процедура приобретения участков без торгов
        • Цена выкупа земельных участков в Москве и Московской области
        • Основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов
        • Ограничение земельного участка в обороте и изъятие из оборота
        • Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд
        • Запрет на приватизацию земельных участков
        • Спорные вопросы, связанные с оформлением земельных участков в собственность под объектами недвижимости
      • Приобретение земельных участков под зданиями
      • Сервитут: право ограниченного пользования чужим земельным участком для прохода, проезда и др.
      • Защита прав на землю
        • Иски о защите прав на землю
        • Защита прав на землю путем оспаривания действий либо бездействия публичных органов
    • Земельные отношения в Москве
      • Аренда земельных участков в г. Москве
        • Арендная плата за землю в г. Москве
        • Предоставление земельных участков в аренду без торгов под объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты
      • Особенности строительства на арендованном участке в г. Москве. Арендная плата при строительстве
        • Заключение дополнительного соглашения. Расчет арендной платы
        • Проблемные моменты расчета арендной платы. Возможность ее законной оптимизации
        • Рассрочка внесения повышенной арендной платы
        • Особенности договора аренды для достройки объекта незавершенного строительства
      • Разрешённое использование и функциональное назначение земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с законодательством г. Москвы
        • Порядок и основания установления разрешенного использования участка в Москве
        • Классификация видов разрешенного использования в Москве
        • Функциональное назначение объектов капитального строительства в г. Москве
        • Плата за изменение разрешенного использования участков в г. Москве
      • Выбор схемы земельно-правовых отношений при реализации строительного проекта в г. Москве
      • Приобретение в собственность земельных участков в г. Москве
      • Специфика формирования и предоставления земельных участков собственникам объектов недвижимости в г. Москве
      • Ограничения и обременения прав на земельные участки в г. Москве
      • Запрет на строительство (реконструкцию) в г. Москве
        • Порядок установления и снятия запрета на строительство
        • Экономические особенности режима запрета на строительство
      • Статус объектов самовольного строительства в г. Москве
      • Условия землепользования в «Новой Москве»
    • Земельные отношения в Московской области
      • Порядок предоставления земельных участков в Московской области
      • Порядок определения арендной платы за земельные участки в Московской области
      • Изменение вида разрешенного использования земельных участков в Московской области
      • Ограничения прав на земельные участки в Московской области
    • Вопросы градостроительной деятельности
      • Градостроительный регламент участка. Генеральный план и правила землепользования и застройки
        • Изменение ПЗЗ
        • Распространенные нарушения в правилах землепользования и застройки. Судебное оспаривание ПЗЗ
        • Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ)
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Москве
        • Специфика зоны сохраняемого землепользования (индекс «Ф») по ПЗЗ Москвы
        • Изменение Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) Москвы
        • Получение ГПЗУ в Москве
      • Правила землепользования и застройки и выдача ГПЗУ в Московской области
      • Проект планировки территории
        • Ситуации, когда подготовка проекта планировки обязательная
        • Подготовка проекта планировки в Москве
        • Подготовка проекта планировки в Московской области
      • Проект межевания территории
      • Зоны с особыми условиями использования территории
        • Общий порядок установления границ и режима зон с особыми условиями использования их отражения в ЕГРН
        • Зона санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы
        • Зоны объектов культурного наследия
      • Порядок осуществления строительства
        • Инженерные изыскания и подготовка проектной документации
        • Экспертиза проектной документации
        • Получение разрешения на строительство
        • Осуществление строительства
        • Получение разрешения на ввод в эксплуатацию
        • Строительство без разрешения на строительство
      • Строительство индивидуальных жилых домов (садовых домов и ИЖС)
      • Комплексное устойчивое развитие территории (КУРТ)
        • Договор о комплексном развитии территории по инициативе правообладателя объекта недвижимости
        • Договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
      • Договор о комплексном освоении территории
        • Заключение договора о комплексном освоении территории
        • Права и обязанности по договору о комплексном освоении территории
        • Преимущества и недостатки договора о комплексном освоении территории
        • Комплексное освоение территории для строительства жилья экономического класса
      • Развитие застроенной территории
        • Порядок заключения договора о развитии застроенной территории и договоров аренды участков
        • Права и обязанности сторон по договору о развитии застроенной территории
        • Основания расторжения договора о развитии застроенной территории
    • Оборот объектов недвижимости
      • Понятие объекта недвижимости
      • Проверка недвижимости перед покупкой
      • Размещение некапитальных объектов
      • Понятие объекта незавершенного строительства и приобретение прав на него
        • Понятие объекта незавершенного строительства и оформление прав на него
        • Права на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства
      • Объекты самовольного строительства и их легализация
        • Регулирование самовольного строительства в г.Москве
      • Защита права собственности
      • Возникновение права собственности на основании приобретательной давности
        • Порядок оформления прав на имущество в порядке приобретательной давности
    • Защита интересов в судах
      • Судебная защита прав на землю
        • Иски о защите прав на землю
        • Защита прав на землю путем оспаривания действий либо бездействия публичных органов
      • Защита права собственности
      • Судебная защита по корпоративным спорам
        • Споры о восстановлении корпоративного контроля
        • Оспаривание решений органов управления юридического лица
        • Оспаривание сделок хозяйственного общества
      • Судебная защита по искам об оспаривании сделок
      • Судебная защита по искам о взыскании
      • Судебная защита по делам об оспаривании действий или бездействия публичных органов
      • Затягивание рассмотрения судебных споров: тактики и контртактики
    • Вопросы банкротства
      • Банкротство: обзор последствий введения процедуры и правовых возможностей
      • В чем выгода процедуры банкротства для должника?
      • В чем выгода процедуры банкротства для кредитора?
      • Как оспорить сделки должника, совершенные в преддверии банкротства?
        • Подозрительные сделки с неравноценным встречным предоставлением
        • Подозрительные сделки с целью причинения вреда другим кредиторам
        • Сделки с предпочтением
        • Сделки, совершенные с целью злоупотребления правом
      • Как заставить директора и владельца бизнеса платить по долгам должника?
      • Как правильно бороться с фиктивными требованиями кредиторов?
      • Банкротство физических лиц: как очиститься от долгов?
      • Образец письма должнику от кредитора с требованием о добровольной уплате долга и описанием последствий введения процедуры банкротства
    • Инвестиционная деятельность
      • Виды инвестиционных договоров в сфере строительства
        • Договоры купли-продажи будущей вещи
        • Смешанные договоры, содержащие элементы подряда и купли–продажи будущей вещи
        • Договор простого товарищества при реализации строительных проектов
      • Инвестиционные контракты с участием публичных субъектов
      • Способы привлечения средств граждан для жилищного строительство. Долевое участие в строительстве
        • Специальные требования при заключении договора долевого участия
        • Условия договора долевого участия
      • Публично-частное партнёрство как форма инвестиций в проекты с государственным участием
        • Концессионные соглашения
        • Государственно-частное и муниципально-частное партнерство
      • тестовая
    • Защита прав участников долевого строительства
      • Гарантии защиты прав и законных интересов участников долевого строительства
      • Нарушение сроков строительства застройщиком: способы защиты
      • Ответственность застройщика перед участником долевого строительства
      • Неустойка за просрочку передачи объекта долевого строительства
      • Передача застройщиком объекта долевого строительства с недостатками
      • Расторжение договора участия в долевом строительстве
      • Применение законодательства РФ о защите прав потребителей по спорам с участием дольщиков
      • Последствия незаконного привлечения застройщиком денежных средств граждан
      • Защита прав участников строительства при банкротстве застройщиков
        • Возможные варианты требований дольщика
        • Процедуры банкротства застройщика
        • Объект незавершенного строительства и земельный участок застройщика-банкрота
        • Реализация с торгов объекта незавершенного строительства и иного имущества
        • Передача завершенного строительством объекта
  • Аналитика
    • Примеры работ
  • Град. аудит
  • Контакты

Разрешенное использование – это особенности земельных участков, которые определяют их правовой режим. В свою очередь, он должен соответствовать разграничению территорий. Правовым режимом будет являться уже утвержденный вид использования, а территориальная зона будет главным понятием ВРИ.

Другими словами, разграничение территорий – это выделение её части, которая имеет особенность – правовой режим. Границы такого использования определены законодательством РФ (ЗК РФ, Федеральные законы по налогам и сборам, лесное, водное законодательство и т. д.) и, если оно не противоречит основному законодательству РФ, то законами и нормативными актами субъектов РФ.

Пошаговая процедура изменения ВРИ земельного участка

Когда требуется получить решение на перевод в другую категорию, к примеру, под капитальную застройку жилыми объектами в определенной области, то здесь будет заниматься таким вопросом Инвестсовет при Губернаторе данной области.

Инвестору в таком случае необходимо:

  1. Подать соответствующее ходатайство.
  2. Сдать необходимый пакет документов.
  3. После регистрации, в течение одного рабочего дня, документы уходят в областное министерство по инвестиционной политике.
  4. В течение 14 дней такое министерство собирает заключения от исполнительной власти и задействованных компаний, министерства госимущества, министерства с/х, департамента градостроительного развития территорий области, местном органе самоуправления муниципалитета, Роспотребнадзоре РФ, и других структур, чтобы рассмотреть возможность такого перевода в другую категорию.
  5. Затем, министерство приступает к подготовке проекта решения инвестсовета при Губернаторе определенной области и вносит прошение на рассмотрение.
  6. По его рассмотрению, а также рассмотрению всех заключений, инвестсовет принимает соответствующее решение.

Необходимый пакет документов:

  1. Заявление на изменение ВРИ.
  2. Копия паспорта гражданина РФ.
  3. Заверенные надлежащим образом копии правоустанавливающих документов на участок земли.
  4. Согласие собственника участка на изменение ВРИ.
  5. Заключение результатов проведения публичных слушаний (если их проведение обязательно).
  6. Фотографии земельного участка.
  7. Акты проверок муниципального земельного контроля (зависит от конкретной ситуации).
  8. Иллюстрации границ участка со всеми прилегающими территориями.
  9. Государственная экспертиза по охране природных ресурсов и экологии.

Сроки рассмотрения и принятия решения:

  1. На стадии местных органов самоуправления: регламентированы определенным субъектом Федерации и местным самоуправлением. В подавляющем большинстве областей (субъектов РФ), срок рассмотрения заявления составляет до 80 рабочих дней – включая публичные слушания.
  2. На стадии министерства областного имущества: 17 рабочих дней.
  3. Пересылка пакета документов из одной структуры, в другую: 3 рабочих дня.
  4. Максимальный срок рассмотрения составит до 4 месяцев.

образец заявления на изменение ВРИ в формате .doc (Word)

Способы изменения ВРИ

Вопрос перевода с/х земель в земли поселений, ввиду нехватки земли под индивидуальное строительство стоит особенно остро. К тому же, стоимость данных категорий земель, значительно отличается.

Также, сегодня земельное законодательство РФ предусматривает возможность построить хорошее капитальное жилье, не беспокоясь о хлопотах перевода земли в другую категорию.

Получить разрешение на строительство большого дома на сельскохозяйственной земле, с возможностью получить прописку и постоянно проживать в нем можно 2 способами:

  • N172-ФЗ (03.12.2004 г.) – о переводе в другую категорию.
  • N191-ФЗ (29.12.2004 г.) – о введении в действие ГрК РФ.

Внутри одной категории

Второй вариант наиболее распространен, он проще, но у него тоже имеется определенная процедура:

  1. Изменить ВРИ земли можно, исходя из схем освоения территории муниципалитета, генпланов поселений, городов и градостроительным регламентом, при соблюдении технических регламентов.
  2. Заявление об изменении ВРИ относят в орган самоуправления.
  3. Требуется проведение публичных слушаний, где участниками будут граждане, проживающие в рамках территориальной и смежной зонах.
  4. Существует требование обязательной публикации результатов указанных слушаний.
  5. Комиссия по организации слушаний делает заключение и выносит рекомендации, на основании которых глава местного органа самоуправления принимает соответствующее решение.

При переводе участка из одной категории в другую

Имеется определенный список, регламентирующий возможность перевода из одной категории земельного надела, в другую:

  1. Находящиеся в Федеральной собственности – решается Правительством Российской Федерации.
  2. В собственности субъектов РФ – органом власти конкретного субъекта Российской Федерации.
  3. Сельскохозяйственные земельные территории, находящиеся в собственности муниципалитетов – решается органом власти данного субъекта Российской Федерации.
  4. Земли частных собственников / сельскохозяйственного направления – исполнительная власть конкретного субъекта РФ.
  5. Земли иных назначений – местным органом самоуправления.

Основные виды разрешённого использования земельных участков

Исчерпывающий список всех ВРИ закреплен в классификаторе, который призван упорядочить и выделить наиболее значимые виды жизнедеятельности человека и общества на участках земли.

Зачастую, территориальная определенная зона включает ряд земельных участков и ВРИ на конкретный участок, что способствует развитию всей территории в целом. Кроме того, он определяет рыночную цену исходя из направления использования земли, отсюда и выходит размер налоговой ставки на неё.

Условно-разрешенные виды пользования

К основным данные ВРИ относиться не будут, но их введение градостроительный регламент допускает, только в границах определенной территории. Требуется дополнительное утверждение в комиссии по землепользованию муниципалитета. Также, необходимо проведение слушаний.

Вспомогательные виды пользования

Дополняют остальные ВРИ. Не являются преимущественными, могут существовать только совместно. Выбрать такие виды без основного будет незаконно. Например, направление земельного участка под гаражную застройку либо объекты инфраструктуры.

ВРИ земельных участков определяются классификатором. Он имеет свои отличия:

  1. Всем ВРИ земельного участка присвоен свой код (обозначается числом). В содержании указывается список возможной деятельности, позволенной вести на конкретном участке, разрешенные к размещению объекты.
  2. В содержании предусмотрены 12 обобщенных и 81 уточненный вид. Если дальнейшее развитие территории ещё не известно, устанавливают обобщенный без уточнений ВРИ. Если он установлен как основной, то в этом случае на участке можно заниматься всеми видами хозяйственной деятельности, главное, чтобы он был предусмотрен уточненным ВРИ.
  3. Некоторые ВРИ описываются достаточно полно и развернуто. В классификаторе нет подразделения на условные, вспомогательные или основные ВРИ. Например, жилищное строительство допускает посадку и выращивание определенных сельскохозяйственных культур. Более того, для размещения линии ЛЭП, системы водопровода и похожих объектов, призванных обеспечивать жизнедеятельность человека, установление дополнительных или основных ВРИ не требуется.

Основные виды пользования

  1. Сельскохозяйственное: выращивание лекарственных культур, звероводство, птицеводство, рыбоводство, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства и прочее.
  2. Жилая застройка: среднеэтажная жилая застройка, передвижное жилье и т. д.
  3. Использование объектов строительства: здравоохранение, религиозное использование, культурное развитие и прочее.
  4. Предпринимательство: рынки, гостиничный сервис, банковская и страховая деятельность, сервис автотранспорта и т. д.
  5. Рекреация: спортивная охота и рыбалка, поля для конных прогулок, пирсы для маломерных судов и т. п.
  6. Производственная деятельность: энергетика, связь, тяжелая и легкая промышленность, нефтяная промышленность и т. д.
  7. Транспорт: авто, железнодорожный транспорт и прочий.
  8. Безопасность и оборона: охрана гос. границ Российской Федерации, деятельность в области исполнения наказаний и далее по списку.
  9. Охрана и изучение природных объектов: охрана территорий природных объектов, курортный сервис, историческая деятельность.
  10. Лесное использование: заготавливание лесного ресурса, древесины, лесной резерв.
  11. Объекты на воде: общее пользование объектами на воде, гидротехнические конструкции.
  12. Общее пользование территории: ритуальная деятельность, специальная, запас.

Нюансы проведения публичных слушаний

При отсутствии публичных слушаний

Целесообразность проведения таких слушаний при переводе земельных участков (например, для инвестора) решается комиссией по проектированию застройки (землепользования).

Кроме того, комиссия решает вопрос – насколько проведенные слушания отвечают реальному порядку вещей, и возможно ли обратить внимание на результаты проведения (заключение) данных слушаний. Утверждается главой администрации.

Если проведение публичных слушаний необходимо

Общие правила регламентирует ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ и Устав муниципалитета:

  1. Участниками слушаний могут быть только собственники земельных участков либо арендаторы расположенных в границах этой территории участков, где запрашивается разрешение.
  2. Участники могут представлять свои замечания и предложения относительно предмета слушаний, что обязательно заносится в протокол данных слушаний.
  3. Результаты проведенных слушаний подлежат обязательной публикации в сети интернет на официальном ресурсе муниципалитета.
  4. Срок от начала сообщения участникам о проведении слушаний, и до опубликования заключения – не может составлять больше одного месяца.
  5. При положительном решении комиссия представляет рекомендации, при отказе указывает причины такого решения. Указанные документы направляются главе администрации.
  6. Лицо, заинтересованное в проведении публичных слушаний и получении решения, берет на себя все расходы, связанные с проведением такого слушания.

>Особенности изменения вида разрешенного использования земельного участка, порядок процедуры, её стоимость и сроки

Когда смена допустима?

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования (далее – ВРИ) делятся на основные, условно разрешенные, вспомогательные по отношению к основным, либо к условно разрешенным.

Смена ВРИ производится в соответствие с градостроительным регламентом. Градостроительный регламент, являющийся частью правил землепользования и застройки, определяет перечень ВРИ, предусмотренных для территориальной зоны, в границах которой расположен участок.

Важно! Перевод возможен, если необходимый вид содержится в перечне основных или условно разрешенных. В ином случае непосредственный перевод невозможен.

В таких ситуациях заявитель может обратиться в местную Администрацию с предложением о дополнении градостроительного регламента. В случае положительного решения перевод также возможен.

Существуют территории для которых градостроительный регламент не устанавливается и на которые действие градостроительного регламента не распространяется. Смена вида использования таких участков запрещена, к ним относятся:

  • зеленые насаждения общего пользования;
  • земли лесного и водного фондов;
  • земли запаса;
  • сельхозугодья в составе земель сельскохозяйственного назначения;
  • особо охраняемые природные территории;
  • территории объектов культурного наследия;
  • территории общего пользования;
  • территории линейных объектов;
  • территории добычи полезных ископаемых.

Также нельзя сменить ВРИ участков, находящихся в охранных зонах водных объектов, дорог, промышленных объектов и объектов культурного наследия.

Рекомендуем также прочесть эти статьи, описывающие важные нюансы использования ЗУ:

  • Кем и как устанавливается ВРИ?
  • Для чего нужен классификатор видов разрешенного использования земель?

Процедура перевода, порядок действий

Поиск и определение нового типа эксплуатации земли

В первую очередь нужно определиться с новым видом использования. Необходимо обратиться в местную Администрацию за градостроительным планом земельного участка, либо на официальном сайте органа местного самоуправления изучить градостроительный регламент в составе правил землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования определить территориальную зону, в границах которой расположен участок, в градостроительном регламенте найти перечень видов для данной зоны. Если нужный вид находится в перечне основных, значит обращаться нужно в Росреестр. Если же он находится в перечне условно разрешенных, необходимо обращаться в местную Администрацию за разрешением на условно разрешенный вид использования.

Не знаете какой вид разрешенного использования лучше? Прочтите данный материал:

  • ИЖС.
  • ЛПХ.

Не менее важно знать об отличиях ВРИ земельных участков:

  1. КФХ и ЛПХ.
  2. ЛПХ и ИЖС.
  3. СНТ и ИЖС.

Сбор документов

Как только мы определились, как сменить вид разрешенного использования земельного участка, следует обратиться в Росреестр, для этого потребуются:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника, в случае, если заявитель им не является.

Справка! Заявление подается как непосредственно в Росреестр, так и через Портал государственных и муниципальных услуг или Многофункциональный центр.

Для обращения в Администрацию:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • согласие собственника;
  • копии правоустанавливающих документов на земельный участок и иные объекты недвижимости, расположенные на нем.

В заявлениях обязательно указываются персональные данные заявителя, адрес и кадастровый номер земельного участка, вид использования, на который необходимо получить разрешение, а также информация о наличии объектов капитального строительства, число и подпись заявителя.

Пример заявления в Росреестр

В отдел ФГБУ «ФКП Росреестра» от Федоровой С.И.

Заявление

Прошу осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 00:00:000000:00, находящегося по адресу: г.Челябинск, ул. Первомайская, 40, в соответствии с прилагаемыми документами в связи с изменением вида разрешенного использования на вид, предусмотренный зонированием территории: индивидуальное строительство.

Федорова 01.01.2018.

Ходатайство об одобрении условной формы применения надела

В комиссию по землепользованию и застройке г. Санкт-Петербурга от Иванова И.И.

Заявление

Прошу предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка. Информация об объекте недвижимости:

  1. Правообладатель.
  2. Местоположение(адрес).
  3. Кадастровый номер.
  4. ВРИ.
  5. Запрашиваемый ВРИ.
  6. Код территориальной зоны.

Оплату расходов, связанных с проведением публичных слушаний гарантирую.

Иванов 01.01.2018.

Возможные проблемы и их устранение

При изменении ВРИ могут возникнуть следующие трудности:

  • Нет нужного вида использования в перечне ВРИ. В этом случае вносится предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки в части градостроительного регламента. Справка! Перечень условно разрешенных видов использования для территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок дополняется нужным. Основание – пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ.

    Процедура внесения изменений осуществляется через проведение публичных слушаний и занимает 2-4 месяца. В случае, если в правила землепользования и застройки изменения были внесены, разрешение на условно разрешенный вид использования выдается заявителю без проведения публичных слушаний. Основание – часть 11 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ.

  • Получен отказ в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Отказ можно оспорить в судебном порядке.

Смена ВРИ – это обязательная процедура для получения права использовать земельный участок по иному назначению. Не стоит ей пренебрегать, так как при нецелевом использовании участка велик риск быть привлеченным к административной ответственности.

>Полезное видео

На видео предоставлена информация о том, что такое изменение вида разрешенного использования земельного участка и каким образом происходит эта процедура:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *