Имеет ли право?

Что закреплено в законодательстве

Прогуливаясь по магазинам или бутикам торговых комплексов, многие покупатели сталкивались с неприятной ситуацией – их охрана настоятельно просит показать содержимое сумки или рюкзака покупателя.

Данные действия происходят в публичном пространстве, и незнакомые граждане начинают с недоверием глядеть на «виновного». Человек впадает в ступор, теряется и согласен на любые проверки, только бы поскорее уладить неприятное происшествие.

Уже после произошедшего, говоря об этой странной ситуации в кругу семьи, пострадавший задается вопросом – законно ли поступила охрана заведения, устроив проверку сумки покупателя?

Запомните! Существует нормативно-правовой акт, который содержит подробную информацию о том, что охрана может делать, а что – не имеет права предпринимать. Действия охраны магазина или бутика регулируются нормами Закона N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Раздел 3 регламентирует порядок частной охранной деятельности, каковой в данном случае является деятельность охраны в торговых центрах.

Раздел 5 устанавливает возможность использования физической силы, а раздел 7 включает в себя сведения о контроле над действиями частных охранных организаций, от лица которых осуществляют свою деятельность охранники.

Как вернуть товар в магазин, если он не подошел?

Нужно ли платить за товар случайно разбитый в магазине, .

Можно ли вернуть товар без чека, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/zashhita-prav-potrebitelej/vozvrat-tovara-pri-utere-kassovogo-cheka.html

Какие права предоставлены охранникам

Главные обязанности сотрудника охраны торгового центра – обеспечение сохранности товара и поддержание порядка на территории магазина.

Охранники при осуществлении своей деятельности имеют права и обязанности:

  • в случае появления больших очередей охранник вправе внести изменения в график отдыха кассира, тем самым обеспечив необходимую пропускную способность касс магазина;
  • охрана должна сообщать администратору о разногласиях с покупателями, которые не смогли уладить конфликтующие стороны;
  • охранник вправе потребовать у покупателя перестать предпринимать незаконные действия (кража товаров, их умышленная порча, оскорбление других клиентов или персонала торгового центра), а в случае неповиновения – вызвать полицию. При наличии видеозаписи неправомерных действий или свидетельских показаний охрана вправе задержать нарушителя до прибытия правоохранительных органов;
  • в случае ухудшения здоровья клиента магазина охрана должна вызвать скорую помощь. После чего проинформировать о произошедшем событии администрацию торгового комплекса;
  • для более эффективной деятельности организации охранник может предлагать свои идеи, которые способствуют улучшению функционирования торгового комплекса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Права потребителя и их защита.

Допускается ли досмотр личных вещей

Как правило, охранниками в торговых центрах работают граждане, прежде служившие в государственных учреждениях охранного свойства (бывшие работники полиции или военнослужащие в отставке). Но чаще всего – это крепкие мужчины со средним образованием, имеющие внушительный внешний вид.

Вышеперечисленные лица не имеют полномочий на проведение личного досмотра. Это прерогатива правоохранительных органов.

Максимум, что вправе позволить себе охранник, так это задержать нарушителя в рамках статьи 16 раздела 5 Закона РФ «О частной охранной деятельности».

Но для этого нужно иметь весомые основания:

  • охранник заметил, что клиент положил в рюкзак или сумку товар, а на кассе не оплатил;
  • факт кражи или порчи имущества торгового центра снят системой видеонаблюдения.

Понятно, что за одну конфету не следует применять к вору физическую силу. Факт кражи еще должен быть доказан, а вот за превышение полномочий сотрудник охраны может получить серьезное наказание в виде штрафа или заключения под стражу (статья 203 Уголовного кодекса).

Поэтому ему нужно корректно предложить клиенту пройти с ним в отдельное помещение, и там уже подождать приезда правоохранительных органов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Можно ли входить в торговый зал с сумкой

Во всех организациях торговли при входе располагаются специальные конструкции для хранения в них личных вещей клиентов. Располагающийся недалеко охранник вежливо предлагает посетителю на время пребывания в торговом зале оставить там свой скарб. Законно ли его предложение? Ответ очевиден – не законно.

Как клиент может аргументировать свое право:

  • отсутствие нормы, запрещающей проход с личными вещами. В гражданском законодательстве нет статьи, содержащей запрет на посещение торговых центров с вещами;
  • сохранность оставляемых вещей. Поблизости с контейнером для хранения вещей всегда располагается надпись следующего свойства: «Администрация не отвечает за сохранность вещей клиента». Данная сентенция, вкупе с отсутствием регулирующих этот вид отношений законов, дает право на отказ в просьбе охраны.

Обратите внимание! Если высказанные доводы не способствуют урегулированию недоразумения, можно обратиться за помощью к полиции. Чаще всего, охрана, заметив серьезность намерений покупателя, отступает и разрешает взять личные вещи в торговый зал.

Применение физической силы

Может ли охранник торгового центра использовать физическую силу?

Статья 16 Закона РФ от N 2487-1 разрешает это, но с соблюдением ряда условий и нюансов, которые сотрудник охраны должен выполнить, чтобы его деяния оставались в рамках закона.

Во-первых, сотрудник охраны может применять физическую силу только тогда, когда у него есть на то веские основания. В рассматриваемой ситуации это может быть пресечение противоправной деятельности или принуждение гражданина, ее осуществляемого, оставаться на территории торгового комплекса до момента приезда сотрудников полиции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как составить исковое заявление в суд по защите прав потребителей?

Во-вторых, существует четкий механизм действий при использовании физической силы – предупредить о ее применении, постараться уменьшить вред, оказать помощь.

Сотрудник охраны должен соизмерить оказываемое сопротивление с теми действиями, которые он предпринимает. Например, устраивать драки он не должен, а вот скрутить хулигана и заставить его дождаться приезда правоохранительных органов вправе.

Куда обращаться при нарушении прав

Претензия в отношении действий охранника – это официальный документ, защищающий права клиента и повествующий суть возникшей жалобы.

Прежде чем подавать претензию, нужно понять, кому ее адресовать. Нужно внимательно отнестись к выбору адресата жалобы. Им может стать и начальник отдела, и руководитель компании, и контролирующий орган.

Верность выбора адресата – гарант быстроты рассмотрения претензии и положительного результата.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на охранника руководителю фирмы:

Стоит помнить и о принципе «лестницы» – обжаловать действия нужно в вышестоящей инстанции. Не стоит перепрыгивать через «ступени» и сразу обращаться к губернатору.

Учтите! Более эффективно отправлять претензии в следующей последовательности:

  • руководителю фирмы;
  • органам полиции. За работой частных охранных предприятий следит лицензионно-разрешительный отдел внутренних дел;
  • органы прокуратуры;
  • судебная инстанция.

Кстати, фабула статьи 203 Уголовного кодекса содержит положение, по которому серьезное нарушение прав охранниками повлечет для них уголовную ответственность. Если сотрудникохраны неправомерно применил физическую силу или специальные средства, то за такие действия санкция статьи предусматривает даже лишение свободы.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на охранника в полицию:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Компенсация морального вреда по закону о защите прав потребителей.

Как правильно составить жалобу

Чтобы верно составить претензию, следует придерживаться следующих правил ее создания:

  • определиться с верным адресатом жалобы (можно посмотреть в сети интернет его координаты);
  • указать ФИО, адрес, на который следует отправить документальный ответ;
  • указать точную дату, то есть день, месяц и год, когда произошло неприятное событие;
  • поведать наименование и реквизиты компании либо должность провинившегося сотрудника;
  • изложить максимально детально, точно и последовательно обстоятельства, случившиеся недавно. Поведать, для чего направляется жалоба, какие незаконные действия со стороны охранников были предприняты либо рассказать о факте их бездействия;
  • после подробного описания конфликта, в зависимости от того, кто является адресатом жалобы, нужно указать требования в отношении провинившихся сотрудников: должны ли они попросить прощения, исправить совершенные ошибки, принять меры дисциплинарной ответственности или другие действия;
  • В заключение претензии непременно надо поставить дату и подпись.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на охранника в прокуратуру:

Посмотрите видео. Надо ли оставлять сумки в магазине:

Права охранника в магазине

Основная обязанность охранника магазина – обеспечить сохранность товара, и поддерживать порядок в зале торгового центра.

Основные права и обязанности охранников:

  • При создании больших очередей, охранник имеет право изменить график отдыха кассира, таким образом, обеспечив нужную пропускную способность торговых касс.
  • Сообщать администратору о конфликтных ситуациях с покупателем, в процессе решения которых две стороны не достигли консенсуса.
  • Требовать у покупателя прекратить осуществлять неправомерные действия (кража товара, умышленная порча имущества, оскорбление посетителей или персонала магазина), а в случае отказа – вызвать правоохранительные органы. При наличии видео доказательств или свидетелей конфликта, охранник может задержать нарушителя до приезда полиции.
  • При неожиданных проблемах со здоровьем посетителя супермаркета, вызвать бригаду скорой помощи. Сообщить о случившемся администрации торгового центра.
  • Для повышения эффективной работы супермаркета, может вносить свои замечания и предложения которые помогут увеличить функционирование торгового учреждения.

Имеет ли право охранник досматривать личные вещи

В лучшем случае, охранниками в магазинах работают люди, ранее служившие в государственных структурах подобной направленности (бывшие сотрудники МВД или военные на пенсии). Но в большинстве случаев – это молодые мужчины со средним образованием, обладающие хорошим здоровьем. Ни одни, ни другие не могут проводить личный осмотр. Это долг правоохранительных органов.

Максимум, что может охранник, так это задержать правонарушителя – ст. 16 закона 5 раздела, РФ «О частной охранной деятельности».

Но для этого должны быть весомые причины:

  • Охранник лично сам видел, что покупатель положил в карман или сумку товар, а на кассе «забыл» оплатить.
  • Кража или порча имущества магазина зафиксирована камерой видеонаблюдения.

Естественно, за одну шоколадку не стоит сбивать посетителя с ног на пол и заламывать руки. Факт кражи еще нужно доказать, а вот за превышение своих полномочий охранник может понести наказание: штраф или тюрьма (ст. 203 УК РФ). Ему следует вежливо предложить посетителю последовать с ним в отдельную комнату, и там дождаться приезда полиции.

Имеет ли право охранник проверять кассовый чек

По закону РФ о частной охранной деятельности, охранник не может требовать у покупателя показать ему чек. Но в больших супермаркетах, такая практика существует.

Связано это с мошенничеством:

  • Сотрудники. В первую очередь этим занимаются кассиры. Находясь в сговоре со знакомым, они могут не «пробить» дорогостоящий товар, и тем самым нанести моральный ущерб магазину. Естественно, если охранник что-либо заподозрил, он может потребовать чек. На втором месте у кассира – обман честного покупателя. Особенно это касается крупных продуктовых супермаркетов, где оптовому покупателю, который спешит, могут пробить вместо пяти бутылок пива – шесть.
  • Покупатели. О способах мошенничества среди покупателей можно написать не одну книгу. Специальные карманы, подмена этикеток и ценников, подмена товара – это только вершина айсберга. Профессионалы могут незаметно и безнаказанно переодеваться в новую одежду и даже использовать в своих схемах детей.

Если вы порядочный покупатель, то, наверное, не стоит начинать «качать права» и показать чек. Ведь за огромную недостачу в магазине владелец может уволить с работы всю смену охранников.

Фотографирование продаваемых товаров

Часто в магазинах можно наблюдать такую картину: приобретая одежду, покупатель фотографирует понравившуюся вещь и отправляет снимок подруге или членам своей семьи, дабы посоветоваться о правильности своего выбора. Незамедлительно подходит охранник и заявляет, что в данном учреждении вести фотосъемку запрещено.

И в этой ситуации покупатель не нарушает законы и действует правомерно. Конституционное право гражданина РФ свободно получать и передавать информацию еще никто не отменил, а любые ссылки на внутренние инструкции супермаркета неуместны.

В данной ситуации можно спокойно рассказать охраннику о своих правах покупателя, и о том, что гражданский кодекс не запрещает съемку товара.

Теперь вы уяснили для себя: люди в форме, стоящие на выходе из супермаркетов, это обычный персонал торгового центра (наемный работник). Имеет ли право охранник магазина проверять сумку покупателя – категорически нет! Зная права потребителя, мы надеемся, что вы никогда не станете участником подобных неправомерных проверок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *