Ограничение свободы передвижения

Статья 53. Ограничение свободы

Перечисленные ограничения могут возлагаться на осужденного в полном объеме или частично. Однако ограничения в виде запрета изменять место жительства или пребывания без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, а также выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования возлагаются на осужденного в обязательном порядке.

Дополнительно суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

3. Принимая во внимание поведение осужденного и добросовестность соблюдения возложенных на него обязанностей и предписанных запретов во время отбывания наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, может отменить полностью или частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения. 4.

При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. Неуказание в приговоре установленных судом ограничений как по каждому преступлению, так и по их совокупности влечет исключение назначения данного вида наказания при рассмотрении дела судом апелляционной (кассационной или надзорной) инстанции.

2. Ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных УК.

Статья 127. Незаконное лишение свободы

Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, — наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; д) в отношении заведомо несовершеннолетнего; е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; ж) в отношении двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

1. Объектом преступления является личная свобода человека, а при квалифицированном преступлении дополнительно жизнь и здоровье человека. 2. Объективная сторона незаконного лишения свободы выражается в ограничении человека свободы передвижения в пространстве и времени, удержании его в определенном месте путем запирания, связывания или под угрозой применения насилия к нему или другому человеку.

3. Состав преступления комментируемой статьи следует отличать от похищения человека (ст. 126 УК) и незаконного помещения лица в психиатрический стационар (ст.

128 УК). В отличие от них, данное преступление совершается без перемещения человека вопреки его воли в другое место. Незаконное лишение свободы, предусмотренное комментируемой статьей, следует отграничивать от незаконного лишения свободы как преступления против правосудия (ст. ст. 301, 305 УК). В иных случаях незаконное лишение свободы, совершенное должностным лицом, может быть квалифицировано как превышение должностных полномочий (ст.

286 УК) и дополнительной квалификации по ст.

127 УК не требует. ——————————— См.: Постановление Президиума ВС РФ по делу N 810п99пр. Длительность незаконного лишения свободы не имеет значения для состава преступления. Наличие в отношении потерпевшего прав, основанных на законе, по ограничению свободы его передвижения, например, прав родителей по отношению к несовершеннолетнему ребенку, прав педагогов к ученику в условиях учебного процесса, прав водителя при движении транспортного средства в соответствии с маршрутом общественного транспорта и т.п., исключает состав незаконного лишения свободы.

4. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. По отношению к последствиям, названным в ч.

3 комментируемой статьи — причинение по неосторожности смерти потерпевшего или иных тяжких последствий, неосторожность в форме легкомыслия или небрежности. При этом для правильной квалификации содеянного существенное значение имеет направленность умысла виновного именно на удержание потерпевшего в неволе. Наличие умысла на совершение другого преступления посредством незаконного лишения свободы нередко является способом достижения преступного результата и исключает квалификацию как идеальную совокупность преступлений.

Например, согласно приговору В., Ш.

и П. удерживали К. в салоне автомашины с целью подавить его сопротивление совершаемому хищению и исключить возможность обращения в правоохранительные органы. Под незаконным лишением свободы, ответственность за которое предусмотрена ст.

127 УК, понимается незаконное лишение человека свободы передвижения в пространстве, выбора им места нахождения и общения с другими людьми.

В связи с тем что умысел осужденных был направлен на открытое завладение чужим имуществом, их действия по удержанию К.

представляли собой один из способов насилия, примененного к нему в процессе разбойного нападения. Поэтому квалификация содеянного В., Ш. и П. по п. «а», «г» ч. 2 ст. 127 УК признана излишней . ——————————— См.: Постановление Президиума ВС РФ по делу N 356п04пр. 6. Квалифицирующие признаки незаконного лишения свободы совпадают с квалифицирующими признаками похищения человека. Навигация по записям © 2017-2019 Уголовный Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям УК РФ.

Задайте вопрос дежурному юристу,

Принудительные работы можнго назначать только с 01.01.2013

  • Борис Талипов

    беременную женщину к уголовной ответственности привлечь можно, но наказание скорее всего отсрочат +++

    1. беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей В предусматривается факультативное основание освобождения от наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет. Согласно ч.
  • Лидия Громова

    если по ч.1ст.264УК РФ назначено ограничение свободы на1год, через 3мес.можно ли освободить осужденного

    1. Ответ юриста: Откуда вы взяли такой бред?

      «Условно-досрочного освобождения» от наказания в виде ограничения свободы законом НЕ предусмотрено.

      . .и что вы имеете ввиду под словами «освободить через 3 месяца»-непонятно —————————часть ограничений действительно можно попытаться отменить, но не по «мотивированному ходатайству»,а в соответствии со ст.

  • Статья 127.

    Незаконное лишение свободы. 1. Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением, —

    Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) утратил силу.

    — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; д) в отношении заведомо несовершеннолетнего; е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; ж) в отношении двух или более лиц, — наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, — наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.Комментарий к статье 1271. Непосредственный объект преступления — личная свобода человека.

    2. Объективная сторона заключается в действиях, состоящих в ограничении личной свободы потерпевшего, а именно свободы его передвижения, и не связанных с его похищением.

    Эти действия состоят обычно в насильственном удержании человека в каком-либо помещении путем водворения в него, запирания в этом помещении, связывании потерпевшего. Способом таких действий обязательно является физическое насилие, возможно сопряженное и с психическим насилием, но только в качестве дополняющего элемента по отношению к физическому. Например, вынужденное пребывание потерпевшего в своем доме (квартире) либо служебном помещении под угрозой применения физического насилия над ним или его близкими не образует состав незаконного лишения свободы.

    Преступление является оконченным с момента фактического лишения свободы независимо от его продолжительности.

    3. «Согласно действующему законодательству под лишением свободы понимается незаконное лишение человека свободы передвижения в пространстве и общения с другими людьми, выбора им места нахождения.

    Как видно из материалов дела, нападавшие (совершая разбойное нападение. — А.Н.) связали потерпевших, чтобы подавить их сопротивление и исключить возможность обращения в правоохранительные органы.

    Умысел был направлен не на лишение их свободы, а на завладение имуществом.

    Дополнительной квалификации преступных действий по ч. 3 ст. 127 УК РФ не требуется» (БВС РФ.

    2004. N 1. С. 9 — 10). 4. Субъект — лицо, достигшее 16 лет. 5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

    Лицо осознает, что лишает свободы другого человека, и желает этого. 6. Содержание квалифицирующих признаков, указанных в ч.

    2 и ч. 3 ст. 127, полностью совпадает с содержанием квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 126 УК РФ.

    Уголовно-правовая характеристика

    Незаконное лишение свободы человека – преступление против его личности.

    Действия преступника направлены на то, чтобы человек, путём ограничения в свободе, согласился на выполнение предъявленного ему преступного требования, выполнения незаконно вменяемых ему работ или был ограничен, чтобы:

    1. Не помешать преступнику, выполнить противоправное действие;
    2. Не предупредить кого-либо о противоправном действии преступника;
    3. Шантажировать путём его удерживания, других лиц;
    4. Отомстить или унизить, обидеть, наказать за что-либо.

    Поэтому обычно такие преступления не имеют самостоятельной подоплёки для незаконного удержания, а связаны с другими, более тяжкими преступлениями.

    Кроме этого, при незаконном удержании человека и применении к нему физической силы, ему могут быть нанесены побои или случайные травмы, которые привлекут злоумышленника к дополнительной уголовной ответственности.

    Преступление может быть связано с тем, чтобы сорвать переговоры или другое важное мероприятие, имеющее экономический или политический характер, что придаст ответственности за преступление повышенный статус.

    За незаконное удерживание человека и лишение его свободы, предусмотрена уголовная ответственность по статье 127 УК РФ.

    Однако если удержание производилось незначительный, короткий срок, то суд может отклонить возбуждение дела за его незначительностью.

    В случае, когда удержание происходило неимоверно долгий срок – квалификация дела будет рассматриваться в соответствии с отягчающими обстоятельствами, к которым привело незаконное удержание.

    Должностное лицо будет нести ответственность по статье 286 УК РФ, ответственность за незаконное лишение свободы наступает в случае наличия доказанных фактов, по статьям 301 или 305 УК РФ.

    В статье 127 УК РФ указано, что незаконное лишение свободы — это преступление, направленное против личности.

    Цель злоумышленника, который ограничивает другого человека в свободе, — заставить его выполнить требование, противоречащее закону, осуществить определенные работы или бездействовать, чтобы:

    1. Не мешать преступнику совершать противоправное деяние.
    2. Не иметь возможности сообщить кому-либо о готовящемся или совершенном преступлении.
    3. Шантажировать других людей путем его удержания.
    4. Унизить, обидеть, наказать кого-то или отомстить за определенные поступки или слова.

    Из мотивов злоумышленников становится понятно, что данные преступления не имеют самостоятельной подоплеки. Такие деяния всегда сопряжены с более тяжкими преступлениями.

    Лица, которых незаконно удерживают в определенном месте против их воли, часто подвергаются физическому насилию, получают побои или случайные травмы.

    Это служит основанием для привлечения преступника к уголовной ответственности по дополнительным статьям.

    Кроме того, такие деяния нередко совершаются для срыва переговоров или иных важных мероприятий политического либо экономического характера. В таких случаях за преступление предусматривается повышенная ответственность.

    Лицо осознает, что лишает свободы другого человека, и желает этого.6. Содержание квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 127, полностью совпадает с содержанием квалифицирующих признаков, указанных в ч.

    В отличие от них, данное преступление совершается без перемещения человека вопреки его воли в другое место. Незаконное лишение свободы, предусмотренное комментируемой статьей, следует отграничивать от незаконного лишения свободы как преступления против правосудия (ст. ст. 301, 305 УК). В иных случаях незаконное лишение свободы, совершенное должностным лицом, может быть квалифицировано как превышение должностных полномочий (ст.

    286 УК)

    Комментарий к Статье 27 Конституции РФ

    1. Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(266)). Свобода передвижения и поселения внутри страны и запрет на произвольные ограничения въезда и выезда из нее гарантируются международными документами в области прав человека, в частности ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

    Для России указанные свободы особенно актуальны. Еще задолго до революции в Российской империи существовал паспортный режим, полицейская регистрация, необходимо было получать разрешения не только для выезда за границу, но и на передвижение внутри страны. Эта система была востребована в Советском Союзе, и с середины 1930-х годов были введены паспорта и режим прописки, т.е. каждый гражданин закреплялся за определенным местом жительства и получал разрешение от властей на проживание. Ограничения и запреты на прописку действовали в столицах, крупных городах и отдельных местностях. Многие категории граждан и даже целые слои населения (например, сельские жители) практически полностью лишались свободы передвижения и легального выбора места жительства. Прописка стала способом тотального контроля за каждым, инструментом давления, манипулирования, ограничения прав. Это усугублялось и тем, что в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего штампа в паспорте ставилась возможность реализации имущественных, трудовых, избирательных, социальных, семейных и других прав граждан. Еще в конце 80-х годов XX в. предложения об отмене прописки воспринимались как нереальные и фантастические. Поэтому действительное воплощение свободы передвижения потребовало кардинальной перестройки законодательства, практики его применения и правосознания прежде всего должностных лиц, хотя рецидивы прошлого еще продолжают сохраняться.

    Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2006) еще до принятия действующей Конституции декларировал право на свободу передвижения и выбора места поселения в соответствии с международными актами о правах человека. Этот Закон ввел обязательный для граждан регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства, установил перечень ограничений на свободу передвижения и закрепил важный принцип, согласно которому регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Закон ввел два вида регистрации — по месту пребывания (в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, туристической базе, больнице, другом подобном учреждении, а также жилом помещении, в котором лицо временно проживает) и по месту жительства (в жилом доме, квартире, служебном жилом помещении, специализированных домах и прочих жилых помещениях, где лицо проживает постоянно или преимущественно как собственник, по договору найма, аренды или на иных законных основаниях).

    Между тем правовое различие понятий места жительства и места пребывания, как они понимаются в мировой практике, не в виде или характере жилого помещения и даже не во времени фактического проживания в нем, а в юридическом закреплении намерения лица зафиксировать свое местонахождение и свой гражданский статус по определенному адресу, где он будет осуществлять, например, свои избирательные права и выполнять определенные обязанности (платить налоги, состоять на воинском учете и т.д.). Этим место жительства (domicile) как легально закрепленное местонахождение лица, с которым у него установлена постоянная юридическая связь, определяющая его гражданский статус, отличается от места его пребывания (residence), под которым обычно понимается факт временного или даже регулярного пребывания в каком-либо месте или нескольких местах, где лицо периодически проживает, но с которыми его не связывает намерение устроить здесь юридически закрепленное и постоянное жилище для реализации своих прав и выполнения гражданских обязанностей.

    Таким образом, лицо по собственной воле определяет, какое из законно занимаемых им жилых помещений будет зафиксировано как его место жительства (domicile), и независимо от времени его фактического проживания в нем оно без его желания не может по произволу власти превратиться в место пребывания на том основании, что он находится там редко и кратковременно. Иное означало бы нарушение конституционного права свободно выбирать место пребывания и жительства.

    Для понимания комментируемой нормы весьма важны позиции Конституционного Суда, выраженные им в ряде своих решений. Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (Постановление КС РФ от 04.04.1996 N 9-П*(267)). Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(268)) Так, отсутствие регистрации само по себе не может служить основанием лишения права на жилище (Постановление КС РФ от 25.07.1995 N 3-П*(269)). Временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятие с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания и не может быть основанием для отказа во включении в список избирателей на соответствующем избирательном участке (Постановление КС РФ от 24.11.1995 N 14-П*(270)). Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией без каких-либо условий фискального характера (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П *(271)).

    Определяя конституционный смысл регистрации, Суд указал, что она является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать места пребывания и жительства. Неправомерно использование регистрации для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации, соответственно, не может быть средством предупреждения или мерой ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П*(272)).

    Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает ограничение указанных прав лишь на территориях, где введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности: в пограничной зоне в закрытых военных городках и закрытых административно-территориальных образованиях*(273), в зонах экологического бедствия или в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение (ст. 8). Этот перечень сформулирован исчерпывающим образом и не может быть расширен в подзаконных актах.

    Так, Конституционный Суд признал не соответствующим Конституции предельный шестимесячный срок регистрации по месту пребывания, установленный постановлением Правительства РФ, указав, что Правительство вышло за пределы своих полномочий, установив неоправданное и непредусмотренное федеральным законом ограничение. Срок нахождения в том или ином месте временного пребывания не может быть поставлен в зависимость от усмотрения органов регистрационного учета, а должен определяться самим гражданином. При этом определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П).

    Конституционный Суд решительно выступил против попыток региональных властей самостоятельно регулировать миграционное перемещение путем введения региональных квот, сборов, компенсаций и иных ограничений на проживание на своих территориях, поскольку они не предусмотрены федеральным законом, а их установление не входит в компетенцию субъектов РФ (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П, от 02.07.1997 N 10-П и др.).

    Последовательно проводя идею уведомительного характера регистрации, Суд высказался по поводу неконституционной практики применения правил регистрации и сферы компетенции органов, ее осуществляющих. Так, он указал, что при предоставлении лицом документов, удостоверяющих личность и подтверждающих его право проживать по выбранному адресу (ордера, договора, согласия лица, предоставившего жилое помещение), органы регистрационного учета не обладают правом усмотрения и обязаны зарегистрировать это лицо по указанному адресу. Требование о предоставлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан. Поэтому органы регистрационного учета не управомочены законом проверять подлинность предоставленных документов или их соответствия российскому законодательству. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных отношений вопреки предназначению института регистрации (Постановление КС РФ от 02.02.1998 N 4-П)*(274).

    Свободное определение гражданином РФ и иным лицом, законно находящимся на территории РФ, места проживания и жительства, сугубо учетные цели регистрации и уведомительный ее порядок, отсутствие обусловленности наличия регистрации реализацией иных конституционных прав предполагает, что регистрация в отличие от разрешительной системы прописки не предназначена для полицейского контроля за гражданами, а преследует социально-экономические цели (планирования жилищного строительства и муниципальной инфраструктуры, демографического, статистического учета и т.п.). В свете этого установление административной ответственности и практика паспортных проверок представляются весьма сомнительными с точки зрения положений ч. 1 ст. 27 Конституции.

    2. Право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться обратно конкретизировано в Федеральном законе от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 22.07.2008), который опирается на Конституцию, а также на международные договоры РФ и соглашения по указанным вопросам. В соответствии с этим порядок выезда и въезда по-разному регулируется для российских граждан и для иностранцев и лиц без гражданства. Так, для иностранных граждан и лиц без гражданства порядок въезда в Российскую Федерацию носит разрешительный характер. Виза или иное разрешение на въезд выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ по основаниям, указанным в законе, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию ни по каким основаниям.

    В соответствии со ст. 15 указанного Закона право гражданина РФ на выезд из страны может быть временно ограничено: а) при допуске его к сведениям, отнесенным к государственной тайне — в зависимости от степени секретности срок ограничения может составлять от пяти до 10 лет; б) до окончания гражданином военной или альтернативной гражданской службы; в) при задержании или осуждении за совершение преступления — до отбытия наказания или освобождения от него; г) до исполнения обязательств, наложенных на гражданина судом; д) в случае сообщения о себе заведомо ложных сведений при оформлении документов для выезда.

    Важно отметить, что перечень ограничений является исчерпывающим и не носит политического характера. Рассматривая положения п. «а» ст. 64 действовавшего прежде УК РСФСР, который квалифицировал бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы как одну из форм измены Родине, Конституционный Суд признал это положение очевидно противоречащим Конституции. При этом он отметил, что ограничения в праве на выезд, связанные с обеспечением безопасности и других интересов, носят временный характер и не лишают гражданина самого права свободно выезжать из страны и беспрепятственно в нее возвращаться. Эти ограничения не могут толковаться расширительно и не должны приводить к умалению других гражданских, политических и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами РФ (Постановление КС РФ от 20.10.1995 N 17-П*(275)). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 2 указанного Закона.

    Установленные законом ограничения конституционного права на выезд из РФ не являются абсолютными: во-первых, они действуют только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в этом же Законе, а во-вторых, выезд из РФ может быть разрешен гражданину и независимо от истечения этих сроков. Во всех перечисленных случаях временного ограничения конституционного права на выезд из страны орган внутренних дел обязан уведомить гражданина о том, какая организация приняла на себя ответственность за ограничения его права на выезд, что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения (ст. 16 Закона). Должностные лица, по вине которых нарушены права гражданина на выезд из РФ, несут материальную и иную ответственность за ущерб, причиненный ему своими действиями или бездействием (ст. 35 Закона). Указанные решения и действия могут быть обжалованы в судебном порядке. При этом суд не может ограничиваться лишь формальным установлением факта, например допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, а обязан дать оценку обоснованности решения организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации (Определение КС РФ от 08.10.1998 N 146-О*(276)).

    Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы РФ и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного места жительства (Постановление КС РФ от 15.01.1998 N 2-П*(277)). Формулируя эту позицию, Суд связал в ней обе части ст. 27 Конституции, исходя из целостности понятия свободы передвижения, которая, как и другие конституционные права и свободы, гарантируется гражданам независимо от наличия или отсутствия у них жилого помещения для постоянного или временного проживания. Конституционный Суд дисквалифицировал при этом правило о выдаче заграничного паспорта лишь по месту жительства, указав, что оно обусловлено только целями рациональной организации деятельности органов внутренних дел и не отвечает положениям ст. 18 и ч. 3 ст. 55 Конституции.

    Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность применения разнообразных видов наказания исходя из опасности преступления для общества. Одно из таких наказаний – ограничение свободы. С 2010 года оно сильно видоизменилось и теперь достаточно широко используется как основное или дополнительное наказание.

    Что такое ограничение свободы

    Общие положения, касающиеся сути, особенностей ограничения свободы, регламентированы ст. 53 УК РФ.

    Ограничение свободы – это установление осужденному обязательных для исполнения определенных ограничений, надзор за соблюдением которых осуществляет Уголовно-исполнительная инспекция или УИИ.

    При любых обстоятельствах запрещены:

    1. Перемена места жительства, пребывания.
    2. Выезд за границы муниципального образования.

    Обязательна явка для регистрации в инспекцию 1-4 раза ежемесячно. Число явок определяется судом. Виновному помимо указанных выше, могут быть определены следующие ограничения:

    • в указанное в приговоре время суток находиться там, где он живёт постоянно;
    • отказаться от визитов в указанные судом места, находящиеся в пределах населенного пункта, названного в приговоре;
    • не бывать и не участвовать в массовых и других мероприятиях, всех или конкретных, определенных судом, например, митингов, детских учреждений, соревнований;
    • не менять места работы, обучения.

    Поменять место проживания, работу, учебное заведение, не находиться дома в конкретное время суток, выехать из муниципального образования, посещать указанные в приговоре заведения возможно только при наличии согласия уголовно-исполнительной инспекции.

    Такое согласие даётся при возникновении исключительных обстоятельств личного характера. Их перечень, порядок получения согласия приведены в 50 статье УИК РФ.

    Установление иных ограничений не предусмотрено. Ограничение свободы выступает в качестве как основного, так и дополнительного наказания, оно неприменимо к:

    1. Служащим Вооружённых сил.
    2. Гражданам других государств.
    3. Людям, у которых нет гражданства.
    4. Людям, у которых отсутствует место, где они проживают в РФ постоянно.

    Сроки и их исчисление

    Это наказание применимо в качестве основного только за преступления небольшой и средней тяжести. Оно продолжается от 2 месяцев до 4 лет.

    Срок начинает исчисляться с даты, когда осужденный будет поставлен на учёт уголовно-исполнительной инспекции. В него включается период, в который он содержался под стражей до вынесения приговора в соотношении 1 день под стражей за 2 ограничения свободы.

    Как дополнительное наказание оно назначается на срок от полугода до 2 лет, когда такая возможность предусмотрена УК вместе с:

    • принудительными работами;
    • лишением свободы.

    В такой ситуации суд постановляет применить, например, лишение свободы с ограничением свободы. Это означает, что по завершению тюремного заключения, должно быть отбыто ограничение свободы. Наказание считается исполненным полностью после отбытия дополнительного наказания.

    Течение ограничения свободы, являющегося дополнительным наказанием, начинается с даты освобождения после отбытия основного. Время, потраченное для того, чтобы добраться после освобождения к месту проживания, включается в срок ограничения свободы.

    Не включается в него время, когда осужденный без разрешения уголовно-исполнительной инспекции отсутствует по месту проживания более суток, не имея уважительных причин.

    Исполнение ограничения свободы

    Осужденный отбывает его там, где постоянно проживает. Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ), обслуживающая район, в котором живёт осужденный, максимум спустя 15 суток после поступления приговора, вручает уведомление, обязывающее явиться для постановки на учёт.

    Осужденному для посещения инспекции даётся 3 суток. Там его поставят на учёт, разъяснят права, что можно, чего нельзя при отбывании наказания, последствия нарушений, дактилоскопируют и сфотографируют.

    По окончанию первой беседы осужденный:

    • расписывается в том, что необходимые положения закона, касающиеся отбытия им наказания, ему разъяснены;
    • получает памятку;
    • информируется о днях явки в УИИ.

    Если ограничение свободы применено как дополнительное наказание, осужденный, освободившись по отбытию основного, сам отправляется к месту, где постоянно проживает. Сотрудники исправительного учреждения выдают ему предписание, определяющее время, когда нужно прибыть в уголовно-исполнительную инспекцию.

    В течение 3 дней с постановки осужденного на учёт, инспекция извещает об этом:

    • отдел полиции по месту его проживания;
    • суд;
    • военный комиссариат, если он подлежит призыву.

    Последствия образцового поведения и нарушений

    Закон поощряет тех, кто неукоснительно выполняет возложенные на них обязательства.

    Если поведение отбывающего наказание было примерным, претензий к нему не имелось, уголовно-исполнительная инспекция в установленном порядке может обратиться в суд для отмены части имеющихся у него ограничений.

    К таким лицам могут быть применены меры поощрения. Среди них, например, возможность провести выходные, праздники, отпуск за пределами муниципального образования, которое покидать запрещено.

    Если же допускались нарушения, и за них применялись меры воздействия, уголовно-исполнительная инспекция вправе обратиться в суд, чтобы дополнить назначенные ограничения.

    Нарушениями считаются случаи, когда осужденный:

    1. Не пришёл в УИИ для постановки на учёт.
    2. Не соблюдает ограничения.
    3. Не явился по вызову.
    4. Не прибыл для регистрации.
    5. Нарушил общественный порядок, за что понёс административную ответственность.
    6. Не поставил УИИ в известность о смене работы или места учёбы за 7 дней до этого, когда суд такое обязательство в приговоре не указал.

    При этом при первом нарушении применяется предупреждение. При повторном нарушении в течение года со дня предупреждения объявляется официальное предостережение о недопустимости нарушений.

    Если осужденный злостно уклонялся от ограничения свободы, являющегося основным наказанием, его неисполненная часть может быть заменена судом в соотношении 2 дня ограничения свободы на 1 день ее лишения или принудительных работ.

    Уклонение будет злостным, если осужденный:

    1. В течение года после предостережения совершит новое нарушение.
    2. Откажется от тех. средств надзора и контроля.
    3. Скроется, то есть 30 дней не будет известно, где он находится.
    4. Не прибудет в инспекцию для постановки на учёт по отбытию основного наказания.

    За злостное уклонение от ограничения свободы, применённого как дополнительное наказание, придётся отвечать по первой части 314 статьи УК РФ и оно может повлечь:

    • до года принудительных работ;
    • до года тюремного заключения.

    Полномочия уголовно-исполнительной инспекции

    Надзор УИИ за осужденными к ограничению свободы заключён в том, чтобы наблюдать за тем, как они себя ведут, соблюдают ли ограничения и принимать меры при нарушениях.

    С целью сбора информации о том, как ведёт себя осужденный, могут применяться технические средства, например, небезызвестный электронный браслет. Список этих устройств установлен Правительством РФ, а порядок использования – Министерством юстиции.

    УИИ ведут воспитательную работу, к которой могут привлекаться представители общественности.

    Для осуществления надлежащего надзора сотрудники инспекций:

    1. Вызывают осужденного на беседы не менее раза в месяц.
    2. Раз в месяц осуществляют проверки по домашнему адресу, на рабочем месте, в образовательной организации.
    3. Посещают место, где постоянно живёт осужденный, в любое время, за исключением ночного. Допускаются дополнительные проверки по стационарному телефону.
    4. Собирают информацию о том, как себя ведёт осужденный дома, на работе или в посещаемом им учебном заведении.
    5. Если осужденный ограничен в посещении конкретных мест, проводят в них проверки не меньше, чем раз в месяц.
    6. Используют меры воздействия при нарушениях.
    7. Решают вопрос о возможности и необходимости применения тех. средств контроля.

    Отличие от лишения свободы

    Отличие, безусловно, состоит в том, что это абсолютно разные виды наказания и они различны во всем:

    1. В сути. При лишении свободы человек полностью изолирован от общества. Ограничение свободы выражено в обязанности соблюдения определенных ограничений, находясь дома, периодически посещая уголовно-исполнительную инспекцию.
    2. В строгости. Ограничение свободы менее жёсткое наказание. Как основное оно назначается за деяния, не представляющие для общества особой опасности. За более опасные деяния может дополнять строгие виды. Лишение же свободы применяется за любое преступление, если это предусматривается нормой УК РФ исключительно как основное наказание.
    3. В том, как они исполняются. Ограничение свободы отбывают по месту, где постоянно проживает осужденный, его поведение контролирует уголовно-исполнительная инспекция. Лишение свободы отбывают в специальных учреждениях, надзор за осужденными осуществляют их сотрудники.

    Подробно: Чем ограничение свободы отличается от лишения свободы?

    Отдельные сходные черты приведённых видов наказания можно усмотреть при лишении свободы условно, которое тоже отбывается по месту проживания, с постановкой на учёт, выполнением ряда обязанностей, контролем со стороны УИИ и т.д.

    Вам помогла статья? ДаНет

    Наличие возможности применять разные варианты наказания за столь же различные противоправные действия отражает принцип справедливости Уголовного закона. Рассмотренное наказание предоставляет осужденному возможность отдать долг обществу за совершённое преступление, не лишаясь свободы, но всё же претерпевая некоторые «неудобства».

    Рейтинг автора Автор статьи Прохорова Анна 15 лет юридического стажа. Практикующий юрист по вопросам уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Написано статей 29

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *