Межевое дело

Законодательное регулирование

Итак, участок земли приобретен. С моральной точки зрения гражданин чувствует себя хозяином и собственником недвижимого имущества, но с юридической точки зрения право на владение еще и нужно «закрепить» документарно, вот тут-то и приходит очередь межевого дела.

Межевание — это документальный процесс закрепления за собой границ земли. Таким образом, землеустройство (или межевание) дает гражданину законное, документарное свидетельство границ данного объекта недвижимости, который ему принадлежит.

Возможно, Вас заинтересует статья о том, что такое сервитут на земельный участок.

Полезную статью о том, как сделать межевание земельного участка в СНТ, читайте здесь.

Регулируется данный процесс Федеральным законом Российской Федерации «О землеустройстве» (статья № 22). Имея на руках бумаги, в которых прописаны определенные границы участка земли, гражданин становится полноправным его владельцем и никто не будет вправе преступать данные границы без его согласия.

Обратите внимание: площадь участка, подлежащего межеванию, не должна быть меньше минимального размера, установленного правовыми актами субъектов РФ.

Содержание землеустроительного дела

Образец землеутроительного дела (нажмите, чтобы увеличить)

Межевое дело содержит:

1. Титул (обложка).

2. Оглавление.

3. Пояснительная записка.

4. Сведения Государственного Земельного Кадастра о земельном объекте в виде схематичного плана.

5. Техзадание на осуществление работ.

6. Копии бумаг, заверяющих право на данный участок.

7. Акт обследования состояния тех границ, которые были установлены до этого.

8. Технический проект с разборчивым чертежом.

9. Документы, доказывающие тот факт, что лица, интересы которых будут затронуты в процессе работы, извещены об этом.

10. Доверенность исполнителей процесса на участие в работе.

11. Акт определения и согласования по границам данного объекта недвижимости.

12. Координаты знаков (межевых) земельного участка в местной системе координат.

13. Сдаточный акт пунктов ОМС (опорной межевой сети) на надзор за сохранностью.

14. Акт проверки и приема материалов межевания земель исполнителем работ.

15. План границ объекта земли.

16. Ведомость с подсчетами площади объекта земли.

Дело будет правильно оформленным тогда, когда оно содержит:

  • все данные о собственнике;
  • паспортные сведения владельца участка;
  • почтовый адрес исследуемого объекта недвижимости;
  • данные, которые были зафиксированы в результате проведенных ранее геодезических проверок (если таковые имеют место быть).

Межевое дело будет зарегистрировано в кадастровой палате и войдет в кадастровое дело как один из документов для постановки участка земли на учет или для внесения изменения в кадастровый паспорт.

Оригинал отправляется на сохранение в межевой архив комитета по земельным ресурсам и землеустройству. В случае утраты своего экземпляра дела копию его можно заказать в данной организации.

Предлагаем Вам посмотреть видео о землеустроительном деле:

Внимание! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

Время чтения: 3 минут

Как следует из названия, вся документация по объекту землеустройства представляет собой землеустроительное дело. Собрать полный пакет документов не всегда бывает легко. Он формируется из строго регламентированных законодательством правовых актов. Рассмотрим их более подробно.

Как получить копию межевого плана

Одной из форм предоставления сведений государственного кадастра недвижимости (ГКН) является предоставление копий документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в этот ресурс. Это могут быть копии межевого, технического планов, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, установленное разрешенное использование земельного участка, изменение назначение здания или помещения, иных документов. Предоставление этой категории сведений имеет ряд особенностей и вызывает наибольшее количество вопросов у заявителей.

Так, в отличие от прочих запросов сведений ГКН, запрос о предоставлении копий документов, к сожалению, пока невозможно запросить через портал Росреестра. Для получения услуги необходимо либо лично обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия (далее — Филиал Кадастровой палаты) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо направить запрос по установленной форме в Филиал Кадастровой палаты по почте.

Обратиться за получением копий документов может любое лицо. Однако, если в указанных документах содержатся персональные данные других лиц, то Филиалом Кадастровой палаты может быть подготовлено решение об отказе в предоставлении сведений. Такие сведения классифицируются как сведения, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерацией. В этом случае копии могут быть предоставлены только при предъявлении документа, подтверждающего право заявителя на получение таких сведений или согласия субъекта персональных данных.

Важно знать, что если необходимо получить сведения ГКН на объекты недвижимости, расположенные за пределами Республики Карелия, в виде бумажной копии документа, такой запрос представляется в орган кадастрового учета по месту нахождения объекта недвижимости.

В случае предоставления сведений ГКН в электронном виде, копии документов заверяются электронной подписью сотрудника Филиала Кадастровой палаты.

Не редки случаи, когда поступает запрос о предоставлении копий документов в бумажном виде, но такие документы содержатся только на электронных носителях. С 18 августа предусмотрено формирование копий на бумаге на основании сведений, содержащихся в электронном виде. При этом ставится отметка о том, что копия сделана с электронного документа. Это нововведение стало возможным благодаря дополнениям в нормативной базе и направлено на расширение доступности сведений ГКН.

Остается напомнить, что за предоставление копий документов взимается плата. Так, копия межевого, технического плана для физических лиц составляет 800 рублей в виде бумажного документа, в электронной форме — 250. Стоимость копий иных документов составляет 200 и 50 рублей соответственно. Срок выполнения запроса по предоставлению копий документов не превышает пяти рабочих дней .

Межевое дело земельного участка — необходимый свод информации, который оформляется при исследовании надела и установлении его границ. Подобная процедура важна потому, что на основе её результатов будут оформляться все необходимые технические документы участка, без которых невозможна его постановка на учёт и совершение различных сделок. Процесс получения дела по межеванию является одним из первоначальных этапов оформления надела и его реализации, отсюда вытекает необходимость понять, как формируется межевое дело земельного участка, где получить его и к кому обратиться?

Межевое дело земельного участка представляет собой совокупность документов, которые включают в себя всю информацию о наделе. Такое дело называют ещё землеустроительным. Формирование межевого дела предполагает проведение разного рода работ на участке, например, замер его границ, площадей, определение координат и так далее. Межевание всегда осуществляется исключительно специалистами, обладающими достаточными для этого знаниями и техническим оснащением.

Законодатель принял акт, который регламентирует непосредственно землеустроительное дело, где и обозначаются подробности измерения и установления границ, показателей и координат участка. Более того, на этот счёт существуют свои правила и ограничения. Этот закон предполагает, что площадь территории, которая является главным показателем участка, не должна быть меньше тех пределов, что предусмотрены нормативным актом. То есть все замеры должны быть максимально точными и содержать минимальную погрешность.

Если у собственника нет на руках подобной технической документации, то он не может считаться полноправным владельцем надела.

Межевое дело земельного участка не может быть оформлено в результате осуществления одного из вариантов работ, всегда необходимо проводить целый комплекс мероприятий, которые и сформируют полноценные сведения о наделе.

Рекомендуем ознакомиться: К таким работам можно отнести следующее:

  1. Создание планов топографического характера.
  2. Определение координат, их обозначение.
  3. Определение границ.
  4. Размещение соответствующих знаков.
  5. Измерение площади участка.
  6. Перенос всех показателей на бумагу, составление планов и схем участка.

Все проводимые действия при этом должны быть обязательно согласованы с кадастровой службой, которая и ведёт учёт земельных наделов и выдаёт кадастровые паспорта на них.

Помимо того, что межевое дело позволяет собственнику беспрепятственно распоряжаться своим имуществом, полученные сведения фактически помогают обозначить участок, зафиксировать его существование и соотнести надел с другими соседними территориями, что немаловажно для того, чтобы избежать споров с соседями относительно владения землёй. Более того, правоустанавливающие документы, которые должны быть на руках каждого владельца, могут быть получены только после постановки на учёт, а это возможно лишь при наличии межевого дела участка.

Содержание межевого дела

Землеустроительные работы, включающие в себя большое количество различных мероприятий, должны каким-то образом фиксироваться. Именно поэтому и было сформировано межевое дело, которое имеет определённую форму и структуру, требует соблюдения порядка изложения информации и должного её оформления, в противном случае данный свод документов не будет считаться официальным и не сможет помочь при оформлении участка и постановке его на учёт в службе по кадастру.

Главное при формировании землеустроительного дела — это избежать нарушений интересов других владельцев смежных участков, в противном случае придётся проводить работы с самого начала, причём каждой стороне спора.

Что касается информации, которая должна содержаться в межевом деле, то она имеет определённые требования к её изложению.

Содержание рассматриваемого документа имеет следующий вид:

  1. Обложка, которая должна содержать сведения об объекте, его наименование и адрес, а также указывается, кто является владельцем надела.
  2. Оглавление документа для упрощённого поиска конкретных сведений.
  3. Пояснительная записка документа.
  4. План, оформленный в виде схемы, который включает в себя сведения об участке, содержащиеся в системе кадастровой службы.
  5. Техническое задание, которое необходимо специалистам для дальнейшего проведения работ на участке.
  6. Документы, которые подтверждают право владения участком. В само дело вшиваются только ксерокопии таких бумаг.
  7. Чертежи, которые формируют технический проект предстоящей работы и самого надела.
  8. Документы, которые подтверждают тот факт, что все заинтересованные лица уведомлены о проведение межевых работ. Это важно в случае, когда устанавливаются границы надела и может быть нарушена территория смежных участков.
  9. Акт, отражающий данные об обследование тех границ, что были определены на участке ранее.
  10. Доверенности тех лиц, которые выступают исполнителями межевых работ.
  11. Акт, который согласует установленные границы с теми, что имеют соседние участки.
  12. Координаты, которые присваиваются каждому межевому знаку, установленному на участке.
  13. Акт сдачи опорных межевых сетей в порядке надзора для их сохранности.
  14. Акт, фиксирующий факт приёмки и проверки объектов межевания специалистом, исполняющим работу.
  15. План установленных границ надела.
  16. Ведомость, отражающие точную площадь участка и все произведённые расчёты.

Вся информация идёт именно в таком порядке.

Рекомендуем ознакомиться:

Отсутствие каких-либо сведений будет говорить о том, что межевые работы были проведены не полностью, что не позволит в итоге поставить участок на учёт.

Межевое дело может выступать основанием как для начальной постановки надела на учёт, так и при необходимости внести изменения в сведения, содержащиеся в реестре.

Когда формируется землеустроительное дело, то его оригинал передаётся на хранение в архив комитета по земельным ресурсам. На руках у владельца также имеется один экземпляр, который он смог бы предъявить без обращения в кадастровые органы при совершении сделок. Если собственник потеряет свой экземпляр дела, то тогда он может обратиться в архив и запросить копию документа. Чтобы дело было действительным и служило основания для постановки надела на учёт, главное включить в него все сведения о владельце, участке и проведённых исследованиях, зафиксировав всё подписями специалистов и передав уполномоченному органу.

Для того чтобы можно было начать проводить межевые работы, владелец должен подготовить бумаги для этого. Обычно требуется только паспорт гражданина и документ, который подтверждал бы права на землю. Будет необходимо найти специалистов, которые займутся измерениями и обследованием наделов. В таких ситуациях следует обратиться в БТИ (бюро техинвентаризации), где за определённую плату, так как межевание – услуга со стороны государственных структур, будут осуществлены предусмотренные мероприятия.

Процедура межевания предусматривает прохождение нескольких этапов, которые включают в себя участие как владельце земли, так и специалистов:

  1. Подготовительный этап. Именно на нём собственник собирает документы, договаривается при необходимости с соседями и подбирает специалистов для работы.
  2. Осмотр и исследование границ участка, прилегающих территорий и их особенностей. Обозначение уже имеющихся знаков для определения их дальнейшей судьбы.
  3. Разработка плана. Он будет отражать поэтапные действия специалистов, которые как раз и будут направлены на получение всех важных сведений об участке.
  4. Оповещение соседей и всех тех, кто заинтересован в проведение данных работ. Более того, без участия самого собственника или без его разрешения никакие работы начаты быть не могут. Это важное правило, так как заказать межевание может не только владелец, но и иное лицо.
  5. Геодезическая съёмка территории и формирование полученных данных, их обработка и полный анализ.
  6. Подготовка итоговой документации. Нужно убедиться в том, что все бумаги подписаны уполномоченными лицами.
  7. Передача межевого дела в службу по кадастру, которая в течение примерно пяти дней на их основании составит и выдаст заявителю кадастровый паспорт, являющийся неотъемлемой частью технической документации любого надела.

Для осуществления всех перечисленных действий нужно будет привлечь разноплановых специалистов. Это и кадастровые инженеры, проводящие измерения и обследования территории, и геодезические рабочие, осуществляющую съёмку, и сотрудники кадастровой палаты.

Межевое дело после своей передачи в архив обязательно должно быть зарегистрировано и включено в реестр сведений, в противном случае действительным оно признаваться не будет.

Для того чтобы определиться с тем, к каким специалистам обращаться, в первую очередь необходимо выбрать организацию. Это могут быть частные независимые компании, которые получили лицензию на подобный вид деятельности, либо государственные учреждения. Важно также обращать внимание на образование и квалификацию исполнителей, так как нередко при измерениях и осмотрах допускаются ошибки, а в тридцати процентах случаев даже не происходит выезда на территорию.

Таким образом, межевое дело – свод документов, которые содержат в себе необходимые данные о конкретном участке земли. Без него невозможно будет зарегистрировать право на надел, а также в дальнейшем распорядиться участком, в том числе посредством заключения сделок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *