Доходы и выручка разница

Определения

Прибыль – это все материальные средства, которые были получены в результате деятельности предприятия, без учета расходов за то же время.

Валовая прибыль в бухгалтерских документах высчитывается путем вычитания из выручки себестоимости товара. На единицу товара расчет определяется вычитанием из цены себестоимости. Хотя в цене заложены налоговые элементы.

Чистая прибыль получается при вычете абсолютно всех расходов: себестоимость товаров, затраты на зарплату работников, ремонт и покупка оборудования, коммунальные платежи, налоги, аренда помещения, списанные товары, штрафы и прочее.

Выручка – это все финансовые средства, которые поступают на счет предприятия в результате его деятельности. Сюда не входит доход из-за повышения стоимости ценных бумаг и других активов предприятия. Только конкретные денежные средства. Плюс электронные деньги, полученные в качестве оплаты с банковских карт.

Выручка от реализации – это доход от продажи товаров, или предоставления услуг, которые являются основной деятельностью предприятия. Сюда не относятся деньги, полученные путем инвестиций, а также другой финансовой деятельности.

Примеры

1) Алексей купил блок сигарет в оптовом магазине за 600 рублей, потом продал сигареты в розницу своим друзьям. Он получил в результате продажи 750 рублей.

750-600=150 рублей – валовая прибыль Алексея.

Но для того чтобы купить сигареты Алексей ехал в маршрутке на окраину города. Билет на маршрутку в один конец стоит 30 рублей.

750-600-30-30=90 рублей – чистая прибыль от финансового предприятия Алексея.

2) Металлургический завод выпускает металлопродукцию и реализует ее. Все, что получит завод за продажу своих изделий, является выручкой от реализации. Но предприятие занимается и другими вещами: инвестирует прибыль в развитие других перспективных предприятий, а еще осуществляет банковские вклады и выдает займы под процент.

Полученные денежные средства от всех этих операций плюс выручка от реализации будут составлять полное понятие выручки на определенный период.

Как одно связано другим?

Каково же отношение чистой прибыли к выручке? Как было уже сказано, формула расчета прибыли такова: выручка – издержки = прибыль. Пример на вычитание. Правило математики: уменьшаемое (выручка) всегда больше разности (прибыль). Отсюда правило бизнеса: выручка может быть только больше, или равна прибыли. Равными эти понятия, кстати, бывают очень редко, всегда есть некие затраты.

Внимание! Ситуация, когда прибыль превышает значение выручки, невозможна.

Приведем пример:

Татьяна купила в городе платья на сумму 10000 рублей, затем поехала в деревню, и продала их. На сумму 17000 рублей. За билеты туда-обратно она заплатила 400 рублей. За место на деревенском рынке отдала 150 рублей. Получаем:

  • Выручка – 17000 рублей.
  • Прибыль – 17000-10000=7000 рублей.
  • Расходы – 400+150=550 рублей.
  • Чистая прибыль – 7000-550=6450 рублей.

Оцениваем показатели: при выручке в 17000 чистая прибыль составила только 6450 рублей.

Это лишь примитивный пример, который наглядно показывает соотношение этих показателей. Татьяна могла бы сшить эти платья сама, но и тогда она потратила бы деньги на ткань и фурнитуру.

А теперь рассмотрим пример равного соотношения показателей:

Вася делает массаж на дому приходящим клиентам. Он ничего не перепродает, не тратит деньги на поездки. Его выручка равна его прибыли. В идеале такая же схема с наемными работниками: их зарплата – их прибыль, и выручка в одном лице.

В чем разница между понятиями?

Главное отличие в том, что выручка – это либо ноль, либо какая-то сумма. Не может быть такого, что мы получим выручку в отрицательном значении. Она либо есть, либо ее нет. Другой вариант невозможен.

С прибылью другая история. Любой бизнес на начальном этапе находится в «минусе», иногда это может случаться и с успешными крупными организациями. То есть расходы превышают количество полученных финансовых средств. Есть даже такое понятие «выйти в ноль», т.е. выйти на уровень, когда можешь с дохода полностью покрыть все издержки. Как только выручка начинает превышать сумму всех издержек, прибыль становится положительным числом.

Чистая выручка отличается от обычной. Она является разностью между просто выручкой и вложенными в стоимость товаров налогами. В цене каждого товара по закону есть часть, которая изначально принадлежит государству. В результате получается выручка, которая принадлежит только предприятию.

Для того, чтобы лучше представить себе разницу между прибылью и выручкой, рассмотрим пару наглядных примеров:

1) Акциза на продажу сигарет является видом налогообложения. Ее сумму вкладывают в стоимость пачки сигарет. Повысится акциза, повысится цена. Чистая выручка от продажи сигарет является полученными деньгами без суммы на акцизу.

Разница между чистой прибылью и чистой выручкой состоит в сумме всех издержек и себестоимости товара. Отнять от выручки прибыль получим расходы. В примере на вычитание ответ называют разностью, то есть разница. Вот вам и разница между этими понятиями.

2) Валерий Петрович – владелец автомастерской. За месяц в кассу его предприятия попала энная сумма денег. В этом месяце он заплатил за коммуналку, выдал рабочим зарплату, купил расходные материалы, запустил рекламу и оплатил еще кучу мелких расходов.

Все, что осталось от полученных из кассы денег, стало чистой прибылью автомастерской Валерия Петровича. И разница между этими двумя понятиями заключается в тех средствах, которые ему пришлось потратить за этот месяц на поддержание работы своего предприятия.

Учет доходов

К доходам, которые идут в учет при формировании базы налога, можно отнести:

  • Прибыль от продажи различных товаров (собственной и ранее приобретенной);
  • Прибыль от продажи прав на имущество.

Также при расчете базы налога идут в учет и внереализационные доходы. Такими доходами являются:

  • Доходы, получаемые за счет долевого участия в сторонних компаниях;
  • Выручка, получаемая от участия в простых сообществах;
  • Выручка, получаемая за счет положительной разнице в курсе иностранной валюты;
  • Суммы штрафов за несоблюдение контрагентом условий контракта;
  • Прибыль от сдачи недвижимости в аренду;
  • Выручка в виде процентов по предоставленным другим предприятиям займам;
  • Прибыль от проданных прав на имущество;
  • Прибыль от суммы, на которую произошло уменьшение уставного капитала;
  • Выручка от суммы списанной задолженности.

При расчете базы налога не берутся в учет:

  • Имущественные доходы, которые организация получила в качестве аванса или залога;
  • Имущественные доходы, полученные в качестве взносов в уставный фонд компании;
  • Суммы НДС, подлежащие налоговому удержанию у принимающей организации;
  • Доходы в виде безвозмездной помощи;
  • Прибыль в виде денег, полученных по кредитному договору;
  • Доходы в виде процентов, полученных из бюджета;
  • Имущественные доходы, полученные в рамках целевого финансирования;
  • Иные доходы.

Доходы для упрощенки учитываются кассовым способом. Значит, что датой учета прибыли будет считаться:

  • дата зачисления денежных средств на банковский счет или в кассу;
  • дата приобретения имущественных прав или самого имущества;
  • дата совершения работ и оказания услуг.

Суммы доходов вносятся в книгу учета доходов и затрат датой их получения.

Учет расходов

Затраты, которые берутся в учет при расчете базы налога при УСН «доходы минус расходы» следующие:

  • затраты на покупку внеоборотных активов;
  • материальные затраты;
  • суммы налогов и различных сборов;
  • затраты на аренду;
  • затраты на Интернет и услуги связи;
  • расходы на услуги бухгалтеров, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • затраты на восстановление активов;
  • расходы на обслуживание транспорта;
  • затраты на заработную плату сотрудникам и на страхование.

Данный список закрытый. Это означает, что никакие другие затраты не могут быть включены в него.

Для того чтобы затрты можно было учесть при формировании базы налога, они должны соответствовать требованиям:

  1. Затраты должны быть перечислены в перечне Налогового Кодекса.
  2. Затраты должны быть подтверждены документами и иметь экономическое обоснование.

Затраты, имеющие экономическое обоснование – это те затраты, которые совершены для последующего извлечения дохода, иными словами, обладают ясной деловой целью. Упрощенцам нужно быть готовыми объяснять налоговым органам необходимость произведенных расходов.

Если возникнут какие-либо разногласия с налоговиками, можно использовать позицию Конституционного Суда. В соответствии с ней, экономически обоснованными признаются те затраты, которые направляются на извлечение прибыли, даже если желаемого итога достичь не удалось.

Для того чтобы подтвердить затраты, необходимо иметь для каждой по два документа. Первый должен доказывать то, что хозяйственная операция была совершена. Это может быть акт приема-передачи или товарная фактура. Второй документ подтверждает то, что оплата затраты была произведена. При безналичном способе оплаты оплату подтверждает квитанция или платежное поручение, а при наличном – кассовый чек. Оплату расхода нельзя подтвердить с помощью бланков строгой отчетности.

Подтверждающие документы организация должна сохранять не менее четырех лет.

  1. Затраты должны быть полностью оплачены.

Все расходы, совершенные на упрощенке, учитываются с помощью кассового метода. Это значит, что учитывать их можно только после оплаты. К примеру, затраты на заработную плату работникам учитываются в день выдачи работникам, а не в день начисления.

Суммы затрат вносят в книгу доходов и расходов в тот день, в который денежные средства были выданы из кассы или перечислены с банковского счета. Если оплата произведена с помощью векселя, расход признается в день погашения собственного векселя.

  1. Некоторые виды затрат на упрощенке «доходы минус расходы» признаются в особом порядке.

Учет затрат на покупку продукции, предназначенной для последующей перепродажи.

Произвести уменьшение своих расходов на суммы, потраченные на покупку продукции для последующей продажи, можно, только при выполнении данных требований:

  • Полностью оплатить их;
  • Продать товар покупателю, то есть передать его в собственность (факт оплаты значения не имеет).

Учет затрат на материалы и сырье. Чтобы учесть сырье и материалы, не нужно даже списывать их в производство. Главное, оплатить их и забрать у продавца. Затраты вносят в книгу учета по самой поздней дате выполнения одного из этих требований.

Учет затрат на покупку активов. Основными средствами, учитываемыми для упрощенки, являются те активы, срок полезного использования которых составляет более одного года, и стоимость которых более ста тысяч рублей. Это может быть различное оборудование, здания, транспорт и другое. Чтобы можно было учесть затраты на их покупку, нужно, чтобы их стоимость была полностью оплачена, а основное средство было введено в пользование.

Учет стоимости активов происходит на протяжении всего налогового периода, равными частями, в последнем дне каждого квартала. Учет затрат начинается в том периоде, когда организация выполнила последние из условий: полная оплата актива или ввод его в использование.

Если актив был куплен в кредит или рассрочку, в затратах можно учитывать суммы частичных оплат. Учет можно производить даже в том случае, если оплата за актив не будет произведена полностью в течение налогового периода.

  1. Нужно провести проверку своего контрагента. Даже в том случае, если все документы по расходам правильно оформлены, а сами расходы входят в закрытый список, налоговые органы могут не принять затраты в учет базы налога, если посчитает, что партнер, предоставляющий все бумаги по сделке, является недобросовестным.

Законодательство нигде не прописывает обязательство плательщика налогов проверять своего партнера. Кроме того, Конституционный Суд сообщает, что плательщик налогов не несет никакой ответственности за действия компаний, которые участвуют в процессе уплаты налогов и перечисления их в бюджет.

Также Конституционный суд сообщает, что налоговая инспекция может признать налоговую выгоду необоснованной, если сможет доказать, что плательщик налогов действовал неосмотрительно, и он знал обо всех нарушениях, которые совершил его партнер.

Налоговой выгодой является уменьшение налоговой нагрузки. То есть, налоговая инспекция может специально увеличивать сумму налога к уплате, обвиняя налогоплательщиков в их неосмотрительности при выборе партнеров.

Основными нарушениями, которые может совершить партнер, являются:

  • Осуществление деятельности без государственной регистрации;
  • Оформление по фальшивым документам;
  • Неверный или несуществующий ИНН;
  • Отсутствие партнера в реестре;
  • Несоблюдение сроков сдачи отчетности и уплаты налогов.

Налоговая декларация

Единственный отчетный документ, который компании-упрощенцы должны сдавать по итогам года – это налоговая декларация. Раньше возникало довольно много трудностей и ошибок при ее заполнении. Это связано с тем, что упрощенка включает сразу два объекта налогообложения. В 2014 году была принята новая форма декларации, более простая и удобная для заполнения. Она включает в себя разделы для единого налога и для каждого объекта налогообложения в отдельности.

Чтобы не возникло никаких трудностей при заполнении декларации, стоит руководствоваться следующими правилами:

  1. Нужно указывать те суммы авансовых платежей, которые необходимо было заплатить, а не те, что были уплачены на самом деле. В случае со страховыми платежами – необходимо указывать реально уплаченные суммы. Штрафы вносить в декларацию не нужно.
  2. В декларации есть специальные разделы для объектов «доходы» и «доходы минус расходы».
  3. Третий раздел заполняется только в том случае, если упрощенец получил что-либо в рамках благотворительной деятельности или целевого финансирования.
  4. Лучше всего начать заполнение со второго раздела, и только потом перейти к заполнению первого. Так будет удобнее.
  5. Все суммы округляются до целых чисел.
  6. Все данные вносятся в декларацию в ячейки, начиная с левой стороны. В пустых ячейках проставляют прочерки.
  7. Если данных для заполнения определенной ячейки нет, в ней также ставят прочерк.
  8. Все страницы документа должны быть пронумерованы.
  9. Распечатывать нужно только те страницы декларации, которые относятся к деятельности. Пустые страницы распечатывать и сдавать нет необходимости.
  10. Дата и подпись на титульном листе и в разделах должны быть одинаковыми.
  11. Оттиск печати нужно ставить только на титульном листе, в том месте, где стоит подпись.
  12. Сшивать декларацию не нужно, достаточно скрепить листы скрепкой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *