Земля в многоквартирном доме

Как оформить землю под многоквартирным домом

В соответствии с нормами статьи 36 Жилищного кодекса РФ земля, расположенная под многоквартирным домом, может находиться в долевой собственности у владельцев квартир.

Долевое владение на землю возникает после постановки участка на учет в кадастровой службе.

Провести процедуру оформления прав на земельный надел, находящийся под жилым строением может любой из собственников квартир самостоятельно. Однако дешевле и проще провести регистрацию участка организованно всем жильцам многоквартирного дома. Также в целях упрощения данного процесса целесообразно привлечь к этим мероприятиям органы местного самоуправления, если часть жильцов проживают в квартирах на условиях социального найма.

При регистрации земельного участка соблюдайте следующий алгоритм действий:

  • организуйте собрание всех владельцев жилых помещений многоквартирного дома по вопросу необходимости приватизации земельного участка;
  • выберите гражданина, уполномоченного на сбор документов и организацию проведения регистрационных действий с землей;
  • оформите протокол общего собрания о необходимости узаконивания прав на земельный участок;
  • составьте коллективное обращение в орган местного самоуправление о возможности оформления земельного надела в долевую собственность;
  • получите ответ органа, принимающего решение о выделении земельного участка;
  • инициируйте проведение межевания надела (установление границ, обособление мест общего пользования, разграничение от соседних территорий);
  • соберите документы для проведения государственной регистрации земельного участка (подтверждение права собственности на квартиры, расположенные в многоквартирном доме, кадастровый план, документ о межевании);
  • подача документов в Росреестр для проведения регистрационных действий и постановка земельного участка на кадастровый учет;
  • получите документ, подтверждающий право долевой собственности на землю.

При организации созыва общего собрания собственников жилья многоквартирного дома, имейте в виду, что решение должно быть принято с учетом мнения владельцев нежилых помещений, если таковые имеются (помещения занятые под размещение кафе, магазинов, аптек, парикмахерских и т. д.).

Согласно положениям градостроительного и земельного законодательства, выделение земельного надела в границах многоквартирных домов происходит следующим образом:

  • разработка и согласование проектного плана земельного участка;
  • оформление документов, подтверждающих проведение межевания участка;
  • заключение договора с кадастровой организации о проведении работ, необходимых для учета земельного участка;
  • выезд специалиста на место и проведение кадастровых работ;
  • постановка земли на учет в кадастровой службе.

Проведение кадастровых работ регулируется нормами Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Заключить договор с кадастровой компанией вправе любой собственник имущества многоквартирного дома, а также лицо, уполномоченное по доверенности или делегированное в рамках решения общего собрания. В целях постановки земли на учет в кадастровой службе напишите соответствующее заявление с соблюдением требований статьи 20 вышеуказанного закона, укажите вид целевого назначения надела (размещение многоквартирного дома).

Для дальнейшего узаконивания земельного участка соберите следующую документацию:

  • документы о собственности на помещения в многоквартирном доме (если приватизация земли проходит в коллективном порядке);
  • разрешение уполномоченного органа о предоставлении возможности для оформления земельного участка в собственность;
  • согласованный проект о месте расположения земельного надела;
  • план проведения межевания с указанием объектов социального назначения и границ соседних территорий.

Документы для оформления земельного участка под многоквартирным домом

Для формирования земельного участка обеспечьте представление в уполномоченный орган следующих документов:

  • обращение от председателя жилищного кооператива или товарищества собственников жилья о необходимости разграничения земли под многоквартирным домом;
  • протокольное решение собственников жилья;
  • бюллетени, подтверждающие правомочность проведения голосования;
  • документы о собственности на помещения в доме, с указанием долей владельцев;
  • дополнительные документы (по требованию уполномоченного органа, исходя из специфики конкретной ситуации).

Следующий этап узаконивания земельного участка будет государственная регистрации в службе Росреестра.

Для этой цели приготовьте следующие документы:

  • заявление о необходимости проведения юридически значимых действий, направленных на регистрацию участка;
  • подтверждение полномочий органа правления жильцов многоквартирного дома (устав ТСЖ, положение о жилищном кооперативе и т. д.);
  • документ, доказывающий оплату регистрационной процедуры;
  • подтверждение прав владельцев помещений многоквартирного жилого дома;
  • техническая документация на строение.

Порядок оформления земельного участка под многоквартирным домом.

Как оформить парковочное место во дворе в собственность,

Как купить землю у государства, читайте по ссылке: http://uropora.ru/zemlya/kak-kupit-zemlyu-u-gosudarstva-2.html

По результатам проверки вышеуказанных документов собственнику выдается паспорт кадастрового учета земельного участка. Данный документ, представленный в виде выписки из реестра кадастрового учета и содержащий всю необходимую информацию о земельном наделе, понадобится при государственной регистрации.

На основании представленных сведений, орган регистрации вносит данные о специфике прав на земельный участок (долевая собственность) и информацию о владельцах (собственники многоквартирного дома) в Единый реестр прав на недвижимое имущество. Доля каждого владельца земли рассчитывается исходя из площади помещения, которое принадлежит ему на праве собственности.

Нужно ли оформлять землю под многоквартирным домом в собственность

Оформление земли в собственность необходимо, если вы хотите распоряжаться участком согласно своим интересам. Если же этого не сделать, то вы не в силах будете противостоять появлению под вашими окнами ночных заведений с громко звучащей музыкой или расположению объектов, загрязняющих окружающую среду (автосервис, заправка и т. д.). Если права на землю со стороны жильцов не оформлены, орган местного самоуправления может выдать разрешение на размещение любого объекта в рамках действующего законодательства.

Приватизация же земельного надела дает возможность жителям облагородить прилегающую к дому территорию по своему желанию, предусмотреть места для отдыха и прогулок с детьми.

Также жители вправе принять решения о сдаче в аренду прилегающей к дому территории и направить полученные средства на благоустройство придомового участка.

Однако следует помнить, что, являясь собственником имущества, у вас появляется обязанность по уплате налогов. Налог рассчитывается исходя из размера доли участка, принадлежащей налогоплательщику.

Вместе с тем, следует учесть, что земля под многоквартирным домом ограничена в обороте, и собственник не вправе реализовать свою долю участка по своему усмотрению. Также у собственников возникают обязанности по организации уборки придомовой территории, уходу за зелеными насаждениями, содержанию общего имущества.

Плюсы и минусы оформления земельного участка под многоквартирным домом

Оформление в собственность территории под жилым домом дает возможность собственникам воспользоваться следующими преимуществами:

  • совместно распоряжаться придомовой территорией (заниматься благоустройством, организовывать уборку вокруг дома, оборудовать детские площадки, высаживать деревья и т. д.);
  • сдавать участок, находящейся в совместной собственности в аренду, а средства, полученные в результате сделки использовать на нужды всех жителей дома (размещение детских и спортивных сооружений, установка лавочек, оборудование мест для семейного отдыха);
  • возможность запрета на размещение заведений, мешающих спокойному отдыху жителей дома (открытие ночных клубов, закусочных, автозаправочных станций, сервисов для ремонта машин и т. д.).;
  • право на размещение автомобильной стоянки для машин собственников жилья. В настоящее время вопрос размещение автомобилей вблизи жилых домов стоит достаточно остро, поскольку из-за большого количества транспортных средств парковочных мест не хватает на всех желающих и зачастую автовладельцы вынуждены оставлять свои машины в непредназначенных для этого местах (вдоль проезжей части, на газонах и т. д.). С появлением собственной парковки все вышеперечисленные проблемы решаются. Жители многоквартирного дома вправе установить ограждение стоянки, препятствующее въезду чужих машин, организовать охрану парковки.

К минусам оформления прав собственности на придомовую территорию относится:

  • оплата налоговых сборов за долевое владение земельным участком;
  • гражданин не вправе лично распоряжаться принадлежащей ему на праве собственности долей земли и соответственного не располагает возможностью продать, отдать в дар или сдать в аренду участок.

Таким образом, проводить приватизацию территории под многоквартирным домом имеет смысл только тогда, когда потенциальные собственники данного имущества объединены общей целью, связанной с улучшением условий проживания и отдыха. В индивидуальном же порядке данный процесс не целесообразен.

Была ли Запись полезна? 33 из 40 читателей считают Запись полезной.

Кому принадлежит земля под многоквартирным домом?

Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»:

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если земельный участок уже сформирован (есть кадастровый номер), то он УЖЕ принадлежит собственникам помещений МКД и законом не предусмотрено совершение каких-либо дополнительных действий по «межеванию», «приватизации», «регистрации» земельного участка.

В настоящее время приобретение жилья автоматически делает покупателя совладельцем земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом — разумеется, если застройщик не допустил нарушений законодательства в ходе строительства.

Как указано в части 5 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»:

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Если земельный участок уже сформирован (есть кадастровый номер), то он УЖЕ принадлежит собственникам помещений МКД и законом не предусмотрено совершение каких-либо дополнительных действий по «межеванию», «приватизации», «регистрации» земельного участка.

Если на земельном участке расположены несколько МКД и собcтвеники собственники помещений одного или всех домов могут провести межевание, т.е. разделить один общий земельный участок на несколько по количеству МКД.

Если собственникам помещений МКД совcем уж нечем занятmся, они могут даже зарегистрировать право собственности на земельный участок в ЕГРП:

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается.

Министерством юстиции Российской Федерации, письмом от 21 апреля 2006 года № 04/3201-ЕЗ, были даны разъяснения, согласно которым если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их государственной регистрации (пункт 2 статьи 8 и статья 223 Гражданского кодекса РФ), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (п. 5 ст. 16 Федерального закона № 189-ФЗ), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, жилищное законодательство устанавливает возникновение права на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, вне зависимости от наличия государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

При регистрации права собcтвенности на земельный участок в ЕГРП в подразделе № 3-3 будут указаны все собственники квартир, которые проживают в МКД расположенном на этом земельном участке, но при этом они не могут выделить «свой» участок из общей долевой собственности, то есть на него возникнет собственность с ограничением совместного сервитута. Кроме того, для проведения такого мероприятия требуется личное участие 100% собственников помещений МКД.

Зачастую желание собcтвенников помещений МКД зарегистрировать свое право собственности на земельный участок обьясняется незнанием законов, а именно:

Что, согласно статьи 273 Гражданского кодекса РФ, “при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования”.

И самое главное – в Жилищном кодексе РФ четко указано, что земля под многоквартирным домом – это коллективная собственность жильцов.

Статья 36 ЖК РФ. Право собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме:

1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Поскольку земельный участок под домом является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме с момента возникновения у них права собственности на такие помещения, то право собственности на земельный участок под МКД юридически связан с правом собственности на помещения в этом доме и следует его судьбе. Приобрести помещение в МКД можно только с долей земельного участка. И продать – только с долей. (ст. 38 ЖК РФ).

Так что при приобретении дольщиками в собственность квартир переход права собственности на земельный участок происходит автоматически, в силу закона.

Поэтому дополнительно подтверждать свое право на земельный участок путем его регистрации в ЕГРП нет ни какой необходимости.

Для поиска кадастрового номера земельного участка можно воспользоваться публичной кадастровой картой России

Если после прочтения статьи у Вас осталось непреодолимое желание зарегистрировать право на общедолевую собственность в росреестре, то Вам следует предпринять следующие шаги:

Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 2 ст. 36 Земельного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен дом. Участок признается неделимым. Доля собственника в праве общей собственности на имущество пропорциональна размеру общей площади принадлежащему ему помещения и не может быть выделена в натуре.

На основании решения общего собрания собственников любое уполномоченное собранием лицо (заявитель) вправе обратиться в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ст. 16 федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются на основании проектов межевания. С момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и иные входящие в состав дома объекты недвижимого имущества бесплатно переходит в общую долевую собственность.

Земля под многоквартирным домом

На законодательном уровне существует множество тонких моментов, касающихся земель под многоквартирными домами.

Среди них можно выделить:

  • К такой собственности принадлежат все помещения дома, не являющиеся жилыми, но необходимые для полноценной эксплуатация квартир, включая коридоры, крыши, земельные участки и пр.
  • Собственники квартир дома имеют право использовать долевую собственность в своих целях, если это прямо не ущемляет права соседей и иных граждан.
  • Распоряжение землей относится к праву только владельцев квартир, но полноценное владение допускается только в рамках Жилищного кодекса РФ.
  • Передача в собственность подразумевает возложение ответственности за .
  • Любые изменения, касаемые придомовой земли, решаются и принимаются на общем собрании всех жителей дома, для принятия правомерного решения, требуется собрать более половины голосов от общего числа жителей.

Владельцы общедомовой территории могут ограничить участок в части использования. Например, такое ограничение может коснуться использования двором субъектов, не входящих в состав жильцов дома.

Читайте о перечне работ по текущему ремонту многоквартирного дома.

Какие права и обязанности у консьержа в многоквартирном доме? Смотрите .

Как узнать, кому принадлежит?

Выяснить, в чьей собственности земля под многоквартирным домом, можно двумя способами:

  • Зайти на официальный сайт Росреестра и нажать на вкладку, где показывается кадастровая карта — здесь можно рассмотреть территорию города, разделенного на сектора, изучить детально информацию об участке.
  • Вторым способом является проверка наличия налоговых платежей, по правилам, владельцы домов обязаны ежегодно уплачивать налог на землю.

Формирование

Формирование участка, на территории которого располагается многоквартирный дом, относится к полномочиям органов власти. Ориентиры участка определяются с учетом требований земельного и градостроительного законодательства.

Порядок формирования участка предусматривает следующую последовательность действий:

  • Выбирается правомочное лицо на собрании владельцев квартир. Выбранное лицо наделяется полномочиями касаемо обращений в органы власти с соответствующим заявлением, предусматривающим прошение о формировании участника и проведении в отношении него кадастрового учета.
  • Формируются границы участка. На основании поступившего заявления, орган местной власти в месячный срок должен обеспечить работу по формированию границ надела и утвердить схему его расположения.
  • Земельный участок ставится на кадастровый учет. Процедура начинается после завершения формирования участка. Представленная документация должна содержать указание о том, что на земле находится именно многоквартирный дом. Это означает, что схема расположения участка должна содержать указание на вид разрешенного использования, например, «для размещения многоквартирного дома».

Учет земельных наделов сопровождается с процедурой, включающей сведения о правомочиях на такие участки. Кадастровый документ содержит указание на вид владения, сведения о собственнике и иные особые отметки.

Размеры и границы

Нормы земельного права определяют размеры участков. Рассчитываются они с учетом фактических объемов пользования землей и утвержденных правил градостроения.

Формула должна учитывать:

  • процент (коэффициент) застройки;
  • доступность прохождения транспортных средств;
  • общее занимаемое пространство помещений, расположенных в доме;
  • количество этажей и пр.

Порядок оформления в общую долевую собственность

Оформление участка для передачи его владельцам на общих долях проходит в следующем порядке:

  • проводится сбор жильцов дома, на повестку выносится вопрос о проведении процедуры по регистрации земли в собственность;
  • подписывается протокол, в котором отражается итог принятого решения;
  • в местный орган власти подается заявление с прошением перевести землю под многоквартирным домом в общее долевое владение;
  • предоставляется заявление в местное самоуправление с просьбой о формировании участка;
  • после проведения работ по устройству земли, утверждается проект границ участка;
  • проводится формирование участка.

Межевание участка может потребоваться, если изначально он не имел ориентиров, то есть, границ. Проектная документация отдается на утверждение в местный орган власти.

На основании подготовленного межевания, принимается решение о передаче надела во владение на началах долевой собственности. Закрепляется право в порядке регистрации в Росреестре.

Перевод земли в собственность имеет определенные плюсы и минусы. К плюсам можно отнести:

  • возникновение гарантии того, что без разрешения владельцев использование участка запрещается;
  • не допускается отчуждение участка без получения согласия собственников;
  • дополнительная прибыль (собственники могут сдавать часть участка в аренду или для возмездного пользования);
  • полученные средства можно направить на благоустройство территории.

Узнайте о начислении оплаты за отопление в многоквартирном доме.

До скольки можно шуметь в многоквартирном доме? Информация .

Когда делают ремонт кровли в многоквартирном доме? Подробности в этой статье.

Отрицательные моменты включают:

  • возникновение налоговых обязательств – наличие во владении доли увеличивает кадастровую стоимость, а параллельно приносит и налоговое бремя;
  • ответственность – дольщики должны отвечать за содержание участка, находящегося во владении.

Безусловно, положительных моментов больше. Соответственно, перевод земель в долевую собственность – это выгодный вариант для жильцов многоквартирного дома.

Переход права автоматический?

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Это всем известное положение содержится в ст. 16 Вводного закона <1>. Если участок не был сформирован до вступления в действие ЖК РФ, то он становится собственностью владельцев квартир с момента формирования и проведения государственного кадастрового учета. Соответствующая норма есть и в ЗК РФ.

<1> Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Примечание. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (п. 2 ст. 36 ЗК РФ).

Кроме того, в Письме от 14.06.2006 N 3762-13 специалисты Управления Роснедвижимости по Московской области со ссылкой на Разъяснения Минфина об уплате земельного налога собственниками помещений в многоквартирном доме (от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65) указали, что момент возникновения у них прав на земельные участки связывается законом с:

  • наличием права собственности на помещения в многоквартирных домах (согласно п. 2 ст. 23 Закона N 122-ФЗ <2> государственная регистрация права на помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе на земельный участок);
  • формированием и государственным кадастровым учетом таких земельных участков.

<2> Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

К сведению: если межевание не проводилось, участок не формировался и у собственников помещений нет правоустанавливающих документов на земельные участки, они не признаются плательщиками земельного налога (Письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-02/28, Постановление ФАС МО от 11.12.2006 N КА-А41/11866-06). Формирование земельного участка подразумевает его межевание и определение границ. В свою очередь, объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки (п. 1 ст. 389 НК РФ), которые в соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ определяются как часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Поэтому если участок не сформирован, объект налогообложения отсутствует.

Таким образом, финансисты настаивают на том, что с момента формирования и проведения кадастрового учета участка именно собственники помещений в доме становятся плательщиками земельного налога (Письма от 04.10.2006 N 03-06-02-04/142, от 31.08.2006 N 03-06-02-04/125). Однако мнение о том, что право собственности в данном случае переходит автоматически, не бесспорно. Например, некоторые арбитражные суды указывают: право прежнего правообладателя (в частности, публичного собственника) не может прекратиться само по себе — без соблюдения установленного законом порядка. Так, в Постановлении от 21.03.2007 N А28-4887/2006-182/4 <3> судьи ФАС ВВО пришли к выводу, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать Земельному кодексу (п. 1 ст. 2 ЗК РФ). Следовательно, порядок предоставления земельных участков под домами в долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в долевую собственность лиц — сособственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке. А это означает, что нужно применять п. п. 5 и 6 ст. 36 ЗК РФ: собственники должны совместно обратиться в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Решение о предоставлении земли в собственность должно быть принято в течение двух недель.

<3> Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС ВВО от 21.03.2007 N N А28-4892/2006-177/4, А28-4888/2006-181/4, от 26.03.2007 N А28-4891/2006-178/4.

Поскольку сторона в рассмотренном споре не сделала этого, право муниципальной собственности на земельный участок не прекратилось. Следовательно, договор аренды, заключенный предпринимателем — собственником помещения с муниципалитетом, продолжает действовать, значит, арендные платежи нужно по-прежнему перечислять в бюджет. Заметим, предприниматель посчитал, что со вступлением в силу ЖК РФ земельный участок перешел в его собственность, и перестал оплачивать аренду (в силу ст. 413 ГК РФ обязательство прекращается в случае совпадения должника и кредитора в одном лице). Однако суд удовлетворил требование органа местного самоуправления о взыскании задолженности по договору аренды.

К такому же заключению пришли и другие окружные суды. Арбитры ФАС МО в Постановлении от 14.08.2006 N КГ-А40/7379-06 признали правомерным отказ в государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок ввиду отсутствия специального решения компетентного органа (принятого после совместного обращения всех собственников помещений в доме). А судьи ФАС ЦО в Постановлении от 26.06.2006 N А54-8816/2005 обязали администрацию города принять решение о передаче в общую долевую собственность членов ТСЖ земельного участка (ТСЖ выступало в качестве истца). Аналогичные выводы содержатся и в Постановлении ФАС ЗСО от 22.03.2007 N Ф04-1251/2007(32286-А27-9). Судьи отметили, что ст. 16 Вводного закона содержит только условия перехода земельного участка в общую долевую собственность, но не определяет порядок такого перехода. Вводный закон также не подразумевает, что введение в действие ЖК РФ влечет автоматический переход земельного участка в общую собственность. Для оформления данного перехода необходимо издать соответствующий ненормативный акт уполномоченного органа.

Особняком стоит арбитражная практика по Северо-Западному округу. Судьи ФАС придерживаются точки зрения, согласно которой специального акта не нужно, — участок (если он был сформирован до 01.03.2005) переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений с момента вступления ЖК РФ в силу. Именно поэтому в Постановлении от 26.04.2007 N А56-208/2006 ФАС СЗО принял решение о взыскании с собственника нежилого помещения арендной платы по договору с муниципалитетом только до 01.03.2005. После указанной даты оснований для арендных отношений нет, так как арендатор стал собственником земли. Доводы комитета по управлению городским имуществом о необходимости издания ненормативного акта уполномоченным органом суд не принял во внимание. Заметим, что далее земельный участок, значившийся как объект аренды, был снят с кадастрового учета, а затем поставлен вновь (площадь его увеличилась) и включен в состав кондоминиума (в доме было образовано ТСЖ).

Судьи ФАС Северо-Кавказского округа поддерживают коллег из ФАС СЗО, полагая, что право собственности на землю приобретается жильцами на основании закона с момента введения в действие ЖК РФ, поэтому не требуется вынесения отдельного административного акта о передаче участка в общую долевую собственность (Постановления от 24.10.2006 N Ф08-5093/2006, от 14.03.2006 N Ф08-222/2006). Отсутствие регистрации права общей долевой собственности на упомянутый земельный участок у собственников квартир не изменяет его правовой статус и субъектный состав лиц, имеющих такое право (Постановление от 21.02.2007 N Ф08-7069/2006).

Подход судей ФАС СЗО и СКО имеет один недостаток — не учитывается ситуация, когда земельный участок, на котором был возведен жилой дом, принадлежит юридическому лицу, например застройщику. Отметим, определение момента возникновения права собственности на землю важно, так как влияет на обязательства перед бюджетом по земельному налогу. На наш взгляд, действительности соответствует более распространенное мнение. Косвенно это могут подтвердить некоторые разъяснения Минфина.

Прекращение прав предыдущего правообладателя

Статья 16 Вводного закона не допускает исключений из правила о переходе земельного участка в общую долевую собственность жильцов. Получается, что земля должна стать собственностью владельцев помещений в любом случае, даже если право собственности (или бессрочного пользования) на землю зарегистрировано на другое лицо. Тем не менее из разъяснений Минфина следует, что до тех пор, пока право предыдущего правообладателя не будет прекращено (и это должно быть зарегистрировано в установленном порядке), собственники помещений не могут претендовать на получение земельного участка в общую долевую собственность. Именно до этого момента прежний правообладатель будет плательщиком земельного налога.

Так, в Письме Минфина России от 16.11.2006 N 03-06-02-05/57 рассмотрена ситуация, когда правоустанавливающие документы на земельный участок оформлены на товарищество собственников жилья (право бессрочного пользования или собственности). Согласно указаниям финансистов до переоформления права на земельный участок налогоплательщиком земельного налога признается именно ТСЖ как самостоятельное юридическое лицо. Но с момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников помещений) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники квартир.

То же самое касается и организаций-застройщиков, построивших на собственных земельных участках многоквартирные дома. До государственной регистрации прекращения права собственности обязанность по уплате земельного налога сохраняется за застройщиком (Письма Минфина России от 02.11.2006 N 03-06-02-04/152, от 27.10.2006 N 03-06-02-04/149). По вопросу о порядке государственной регистрации прекращения права собственности организации-застройщика на земельный участок, который переходит в общую долевую собственность к собственникам помещений в многоквартирном доме, следует обратиться в территориальные органы Росрегистрации. Попробуем разобраться с этим вопросом самостоятельно.

Прекращение права собственности на землю, согласно ст. 44 ЗК РФ, возможно:

  • при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
  • при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
  • в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

На практике случается, что застройщик предлагает собственникам квартир в лице ТСЖ выкупить землю или взять ее в аренду. Заметим, что в настоящее время вновь зарегистрировать право собственности на землю за ТСЖ вряд ли удастся даже на основании договора купли-продажи между ТСЖ и застройщиком <4>. Так, в Постановлении от 10.08.2006 N А56-40863/2005 судьи ФАС СЗО <5> заметили, что, делая вывод о возникновении права долевой собственности на землю, тем не менее нельзя забывать о наличии зарегистрированного права на землю за другим лицом.

<4> Глава 13 ЖК РФ, устанавливающая правовой статус ТСЖ, не предусматривает права товарищества приобретать в частную собственность земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Также застройщик не вправе принудить собственников помещений дома выкупить землю или вносить арендную плату.
<5> Приверженцы подхода, согласно которому право долевой собственности на участок возникает с момента вступления в силу ЖК РФ, без издания специального ненормативного акта.

Идеальный вариант для собственников помещений — застройщик откажется от права собственности на земельный участок. Это позволит ему не уплачивать земельный налог, вместе с тем затраты на приобретение земли уже включены в смету строительства (другими словами, необоснованных расходов он не понесет). Очевидно, что без волеизъявления и участия правообладателя это невозможно — закон не содержит оснований для принуждения его к таким действиям.

Как установлено п. 2 ст. 53 ЗК РФ, при отказе от права собственности на земельный участок он приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую определен гражданским законодательством. При этом нужно учитывать ст. 236 ГК РФ, согласно которой…

Примечание.

…отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Если застройщик решит отказаться от права собственности на землю, ему нужно ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Процедура следующая. Собственник подает в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка заявление об отказе от права собственности. Это заявление орган местного самоуправления прилагает к своему заявлению, подаваемому в территориальный орган Росрегистрации. Если право собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав (согласно Закону N 122-ФЗ), то к заявлению прилагать кадастровый план не нужно. В противном случае орган местного самоуправления обязан представить также кадастровый план и копии правоустанавливающих документов собственника. В течение месяца Росрегистрация принимает объект на учет, о чем в реестр вносится запись. После этого выписка из реестра направляется органу местного самоуправления, а также отказавшемуся от права собственности лицу. Затем по истечении года орган местного самоуправления должен обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельный участок. На основании вступившего в силу решения суда регистрируется право муниципальной собственности на землю. И только после этого бывшему собственнику направляется уведомление о том, что право собственности правообладателя прекращено и соответствующая запись внесена в реестр (с указанием даты прекращения права собственности).

Итак, как мы видим, процедура очень долгая, и по крайней мере целый год застройщик будет вынужден уплачивать земельный налог. И только потом собственники помещений в доме вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о передаче земельного участка в общую долевую собственность. Других вариантов законодатель не предлагает.

Гораздо проще отказаться от земельного участка, если он был предоставлен организации на праве бессрочного пользования. Соответствующий порядок предусмотрен ст. 53 ЗК РФ, которая с 2007 г. была обновлена и дополнена новыми положениями Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ. Необходимость этих изменений обусловлена скупостью и недостаточной четкостью формулировок прежней редакции. Итак, правообладатель представляет в орган местного самоуправления заявление с приложением кадастрового плана (при его наличии), копии правоудостоверяющих документов и документа о государственной регистрации юридического лица. В месячный срок после получения заявления орган местного самоуправления принимает решение о прекращении права бессрочного пользования. Копия этого решения направляется отказавшемуся от права лицу (в течение трех дней). Если право пользования не было зарегистрировано в реестре (согласно Закону N 122-ФЗ), то оно прекращается с момента издания решения (с этого момента прекращается также и обязанность уплачивать земельный налог). В недельный срок со дня принятия решения орган местного самоуправления обязан сообщить об отказе от права в налоговый орган, а также в Роснедвижимость. Если право было зарегистрировано в реестре, то орган местного самоуправления обязан в течение недели со дня принятия решения обратиться в Росрегистрацию для государственной регистрации прекращения права бессрочного пользования. Соответственно, земельный налог не нужно уплачивать с момента государственной регистрации прекращения права.

К сведению: чаще всего земельный участок предоставляется застройщику на праве аренды, которое заканчивается при сдаче дома. По мнению ФАС СКО (Постановление от 26.04.2007 N Ф08-2067/2007), будущие собственники жилых и нежилых помещений в строящихся многоквартирных домах с момента привлечения их к участию в долевом строительстве приобретают права землепользователей, так как застройщик наделяется правом аренды земли лишь с целью возникновения в итоге у дольщиков права долевой собственности на землю.

Есть учет, да не тот…

Итак, собственники помещений в многоквартирном доме должны пройти определенную процедуру для получения земли в собственность. При этом муниципальные образования вправе разработать порядок, регламентирующий перечень документов, алгоритм действий заявителей и обязанности муниципалитета <6>. Наибольшую трудность, пожалуй, может вызвать необходимость слаженных действий всех собственников многоквартирного дома.

<6> Подобный порядок, например, был утвержден Решением Совета депутатов Бокситогорского муниципального района Ленинградской обл. от 25.04.2007 N 188.

Однако и это еще не все. Повторим, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок собственники помещений должны приложить кадастровую карту (план), если она есть (п. 5 ст. 36 ЗК РФ). В противном случае орган местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Но даже наличие кадастрового плана в некоторых случаях может стать препятствием на пути к получению права собственности. В частности, загвоздка — вид разрешенного использования. Если, например, в кадастровом плане указано «для строительства многоквартирного дома», а не «для эксплуатации дома», Управление Росрегистрации обычно отказывает в регистрации права общей долевой собственности. Пример тому — Постановление ФАС ДВО от 16.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5487. Товарищество собственников жилья обратилось в городскую администрацию с просьбой издать распоряжение о передаче в собственность домовладельцев земельного участка с приложением кадастрового плана. Однако в плане было указано в качестве назначения использования «под индивидуальный жилой дом, надворные постройки, плодово-ягодные насаждения и огород». Как указали судьи, участок предоставлялся не только для эксплуатации дома, но и под зеленые насаждения и огород, что противоречит порядку проведения работ по формированию земельного участка под объект недвижимости. В этом случае нужно было сначала обратиться с заявлением о формировании земельного участка.

Еще раз о доле в праве общей собственности

Знать о своей доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме должен каждый собственник. В первую очередь это необходимо для реализации права на голосование на общем собрании собственников (ст. 48 ЖК РФ). Размер долей наверняка запросит орган местного самоуправления для принятия решения о передаче земельного участка в общую долевую собственность. И, естественно, устанавливать долю каждого собственника будет налоговый орган, чтобы направить физическим лицам уведомление для уплаты земельного налога. Юридические лица, владеющие помещениями в многоквартирном доме, должны самостоятельно исчислять налог, поэтому порядок расчета доли интересен для них особенно. Итак, если доля неизвестна и подходит время уплаты налога, нужно обратиться к п. 1 ст. 37 ЖК РФ, согласно которому доля в праве общей собственности определяется как отношение площади помещения, принадлежащего организации, к общей площади всех помещений в многоквартирном доме.

Чиновники Минфина не поленились и в Письмах от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154 и от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33 рассчитали доли (а затем и налоговую базу по земельному налогу, и сумму налога) на примере. Порядок расчета мы уже не раз приводили на страницах нашего журнала, поэтому не будем заострять на нем внимание. Однако из названных разъяснений можно сделать два важных вывода. Во-первых, если в доме есть подземные гаражи, то они как самостоятельные объекты недвижимости, право собственности на которые принадлежит определенным лицам, участвуют в расчете доли наравне с квартирами и встроенными нежилыми помещениями (например, магазинами и офисами на первом этаже). Во-вторых, плательщикам земельного налога нужно быть аккуратными при применении ставок.

Примечание. Налоговые ставки, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

На основании приведенной нормы Минфин в Письме от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33 делает вывод, что в отношении доли в праве на земельный участок, приходящейся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установленная на основании пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, не применяется. Поэтому в отношении нежилых помещений, помещений, переведенных в нежилой фонд (в том числе подземных гаражей), ставка 0,3% не применяется.

Е.В.Ермолаева

Особенности расчета пособия по-новому

Организация приема платы за коммунальные услуги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *