ФЗ о банкротстве физических лиц

Содержание

Как работает ФЗ

Закон о банкротстве физлиц предполагает соблюдение определенных параметров и конкретного алгоритма действий для законного признания гражданина финансово несостоятельным.

Условия

Банкротство физических лиц допустимо, когда:

  • суммарный объем долгов от полумиллиона рублей;
  • время задержки расчетов по финансовым обязательствам физ лица не меньше 90 дней (отсчет начинается с первого дня просрочки).

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Задать вопрос

Также ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физических лиц допускает возможность предварительного признания банкротом без ожидания наступления перечисленных параметров (при прогнозировании его несостоятельности).

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Алгоритм действий

Процедура состоит из 3-х шагов:

  1. Сбор пакета документации и подача ходатайства в арбитраж.
  2. Выбор финансового управлябщего. Плодотворность сотрудничества с ним существенно влияет на конечный результат. Необходимо открыть ему все аспекты собственных проблем, постоянно держать связь и ответственно выполнять все рекомендации.
  3. Судебный процесс. После принятия судебного постановления о долгах (реструктурировать их либо распродавать собственность) управляющий представляет отчет о его исполнении. Далее долги аннулируются.

Начало процесса

Банкротство физических лиц запускается арбитражным судом после получения заявления, содержащего:

  • личные данные потенциального банкрота;
  • совокупный объем задолженности;
  • число лиц, предъявляющих долговые претензии.

План мероприятий по недопущению банкротства гражданина существенно повысит вероятность принятия ходатайства к производству.

Документация

В согласии с ч.3 ст. 213.4 ФЗ о несостоятельности (банкротстве) физ. лиц, вместе с ходатайством нужно подготовить:

  • документальное подтверждение существования долгов, причины их появления и невозможности закрытия;
  • справку о наличии/отсутствии статуса ИП (оформленную не позднее, чем 5 дней назад);
  • перечень всех лиц, предъявляющих претензии по займам с приведением информации о каждом (ФИО, адрес прописки/пребывания, объем задолженности);
  • перечень имущества должника и место его пребывания, включая залоговую с обозначением реквизитов залогодателя;
  • документальное подтверждение имущественных прав гражданина;
  • информацию о сделках должника, проведенных за предыдущие 36 месяцев;
  • выписку из реестра акционеров организации, если заявитель находится в их числе;
  • данные о дивидендах и уплаченных налоговых взносах за предыдущие 36 месяцев;
  • документальное подтверждение состояния счета гражданина.

Это тоже важно знать: Банкротство физических лиц в 2019 году — свежие новости

Также понадобятся экземпляры:

  • страхового свидетельства;
  • свидетельства о безработности (если есть);
  • ИНН;
  • документальное подтверждение семейного положения;
  • брачное соглашение (если заключалось);
  • контракта либо судебного постановления о разделе собственности мужа и жены, если подобное имело место за последние 36 месяцев;
  • документы детей (свидетельства/паспорта);
  • другие бумаги по запросу судебного органа, исходя из конкретных нюансов дела.

Заявление о банкротстве подлежит рассмотрению 60 дней после его регистрации. По результатам будет запущено судебное производство либо в обращении будет отказано.

Причиной отклонения ходатайства может стать:

  • неполный перечень документации;
  • неоплата госпошлины либо услуг управляющего.

Главное условие начала процесса – доказанная неплатежеспособность гражданина.

Важно

Все судебные издержки накладываются на должника. По личному ходатайству гражданина, оплата услуг управляющего может быть отложена до инициирования дела.

Основные понятия

№127-ФЗ в новой редакции предполагает возможность объявления банкротства не только для организаций и ИП, но и для рядовых граждан. Признание несостоятельности позволяет списать неисполненные денежные обязательства.

Законодательство допускает признание неплатежеспособности должника-гражданина зарубежной страны. Так, оформленную иностранцем ссуду в банковской организации РФ можно списать по причине несостоятельности в согласии с законом №127-ФЗ (когда ситуация соответствует требуемым параметрам).

Банкротство физических лиц может закончиться:

  • созданием плана реструктуризации долгов, который арбитражный суд одобрит тем, кто в состоянии производить выплаты конкретной суммы каждый месяц без ущерба содержанию семьи;
  • инициированием процедуры реализации имущества, если его стоимости достаточно для закрытия обязательств.

При отсутствии достаточного заработка либо собственности, долги аннулируются – претензии кредиторов остаются без удовлетворения.

Какие виды задолженности не аннулируются

Даже если признание несостоятельности пройдет успешно, некоторые типы долгов могут быть не списаны, такие как:

  • алиментные;
  • по субсидиарной ответственности;
  • компенсация ущерба (морального/физического).

Кто может инициировать банкротство

Признание банкротом арбитражным судом допускается по обращению:

  • физического лица – потенциально неплатежеспособного;
  • собрания займодавцев;
  • государственных органов (к примеру, налоговой службы).

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 350-54-95

Признание гражданина банкротом допускается, когда объемы долгов и пропущенные временные промежутки соответствуют требуемым нормам.

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Особенности задолженности

В согласии с ч.3 ст.213.6 закона №127-ФЗ, банкротом физическое лицо признается не только при условии задолженности в полмиллиона и трехмесячной просрочки. Несостоятельность присваивается, когда:

  • займодавцам не поступают средства в установленном порядке – начинаются просрочки;
  • не менее 10% от суммарной задолженности не выплачена за 30 дней;
  • общий объем долгов больше стоимости собственности (при оценке имущественного положения гражданина учитываются также права требования);
  • имеется постановление об остановке исполнительного производства по причине отсутствии у должника собственности, которую можно взыскать.

Факт

От заявителя-ИП ходатайство будет принято лишь тогда, если извещение о подобном намерении опубликовано в Едином федеральном реестре сведений за предыдущие 2 недели.

Назначение управляющего

В соответствии со ст.2 и 34 №127-ФЗ, арбитражный управляющий – лицо, входящее в состав саморегулирующих организаций арбитражных управляющих. Необходимое условие – наличие российского гражданства.

Это тоже важно знать: Чем чревато банкротство физических лиц в 2019 году: последствия для должника, родственников, кредиторов

В функции данного лица входит:

  • анализ финансовых дел заявителя;
  • передача сведений о несостоятельности гражданина в официальные источники;
  • извещение кредиторов о неплатежеспособности физлица;
  • охрана собственности до ее продажи на торгах.

При банкротстве арбитражный суд самостоятельно решает, кого назначить управляющим. Попытки поиска собственного управляющего бессмысленны, потому что кандидатура от заявителя не рассматривается судьей (но возможна замена назначенного лица по прошению должника).

Факт

К производству не допускаются лица, имеющие заинтересованность в отношении должника.

Важные нормы закона

Для запуска дела о банкротстве особенное внимание нужно обращать на:

  1. ст. 213.2, определяющие варианты постановлений по отношению к гражданину: мировой договор, реструктуризация задолженности либо продажа собственности с торгов. На исход влияет текущее состояние дел и наличие вариантов решения. Составленный план реструктуризации долгов увеличивает вероятность именно такого постановления.
  2. ст. 213.9, регулирующую нюансы деятельности управляющего. Его участие в деле о банкротстве обязательно, независимо от желания заявителя. Но его услуги платные, поэтому придется учесть данное обстоятельство в планируемых расходах. Стоимость его работы определяется из установленной суммы – 25000 руб. и процентных выплат.
  3. ст. 213.11 и 213.14 – прописывается требования к проекту плана реструктуризации долгов, упоминаются возможные последствия.
  4. ст. 213.25 и 213.26 регулируют введение реализации имущества гражданина.
  5. ст. 213.30 содержит список возможных вариантов после завершения реализации имущества гражданина и объявления его несостоятельности (банкротства), например, невозможность выезда за пределы РФ.

Плюсы и минусы

Действующая редакция ФЗ о банкротстве физических лиц достаточно выгодна для граждан, потому что:

  • допускает законное освобождение от задолженности путем ее списания;
  • позволяет реструктурировать задолженность без реализации имущества гражданина;
  • освобождает от необходимости оформлять новые кредиты для погашения имеющихся долгов;
  • задолженность «замораживается», т.е. приостанавливается начисление пени и штрафов;
  • допускает проведение процедуры после смерти должника, что освобождает от задолженности его наследников.

Это тоже важно знать: Как объявить себя банкротом по кредитам физическому лицу: этапы банкротства и последствия в 2019 году

Введение 127-ФЗ о банкротстве физических лиц потребовалось в условиях кризиса, когда число и объем долгов граждан стали неподъемны. Каждое ходатайство граждан анализируется отдельно, но шансы на признание неплатежеспособности и аннулирование задолженности достаточно велики.

Необходимо учитывать, что долги необходимо вернуть, но их размер будет существенно уменьшен относительно первоначальных претензий кредиторов. Также в пользу гражданина говорит тот факт, что при признании банкротом подлежат оставлению определенные виды имущества:

  • единственное;
  • первой необходимости;
  • интеллектуальная собственность.

Также суд учитывает разделение собственности должника с мужем/женой, родителями, детьми.

Однако есть и определенные минусы:

  • стоимость процедуры – все издержки по процедуре должник оплачивает сам, несмотря на уже имеющуюся неплатежеспособность;
  • соблюдение конкретных условий;
  • длительность дела – арбитражный суд выносит определение в течение полугода;
  • контроль за финансами гражданина принимается управляющим;
  • 2-ое банкротство возможно только спустя 5 лет;
  • невозможность получения ссуды в течение 5 лет с момента признания несостоятельности.

Тем не менее, для физических лиц, не имеющих возможности платить по счетам, данный закон имеет все же больше преимуществ, чем недостатков.

Выводы

Банкротство – право гражданина, который больше не может расплачиваться по своим обязательствам. Процедура стала возможной после поправок в №127-ФЗ. Ее особенности следующие:

  • возможна при соблюдении конкретных параметров – объем долговых обязательств от 500 тыс. рублей и просрочка не менее 90 дней;
  • для запуска процесса нужно составить соответствующее обращение в арбитражный суд приложит документальное подтверждение неплатежеспособности;
  • банкротство может инициироваться собранием кредиторов, личным ходатайством либо обращением госорганов;
  • приложенный проект плана реструктуризации долгов увеличивает шансы на инициирование производства;
  • возможные результаты обращения в суд – преобразование задолженности (если имеются средства на ежемесячные платежи без ущерба для содержания семью), продажа собственности с торгов (если его хватит для погашения долгов), аннулирование обязательств;
  • управляющий – обязательный участник процесса и его услуги оплачивает должник;
  • признание банкротом предполагает определенные последствия, среди которых невозможность получения ссуд и оформления повторной несостоятельности в последующие 5 лет;
  • согласно судебной практике за время предоставления возможности гражданам объявления о несостоятельности было зарегистрировано более полумиллиона обращений, половина из них были приняты к производству.

№127-ФЗ имеет как плюсы, так и минусы, но для гражданина, не имеющего возможности отвечать по претензиям кредиторов, это хорошее решение проблемы.

Бесплатная консультация 8 800 350-54-95 Задать вопрос >Задайте вопрос юристу бесплатно

Видео-инструкция «ФЗ о банкротстве физических лиц»

Подпишитесь на свежие новости

С 1 октября 2015 года вступил в силу «Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц», позволяющий многим гражданам нашей страны на законных основаниях избавиться от накопившихся долгов. Для того чтобы объявить себя банкротом в официальном порядке необходимо знать некоторые особенности процедуры.

До октября 2015 года банкротами себя могли объявить только юридические лица, но с принятием закона о банкротстве физических лиц все изменилось: теперь банкротами могут стать индивидуальные предприниматели и обычные граждане.

Для оформления банкротства человек должен задолжать официальным кредиторам не менее 500 тысяч рублей. Просрочка в таком случае должна быть больше 90 дней.

Инициировать процедуру оформления банкротства может не только должник, но и кредиторы. Налоговая служба также вправе подать запрос на признание должника банкротом.

В любом случае первым шагом оформления банкротства является подача соответствующего заявления в суд, а признать себя банкротом можно не чаще одного раза в пятилетку. Банкротом физическое лицо может объявить только суд после рассмотрения его дела.

Что интересно – заявление о признании банкротом может быть подано и при гораздо меньшей сумме задолженности, однако дело по нему будет рассмотрено только в том случае, если общая стоимость имущества гражданина окажется меньше суммы долга.
До завершения процедуры оформления банкротства проблема задолженности может быть решена тремя способами ликвидации долгов с помощью:

  • реструктуризации долга;
  • конфискации имущества;
  • мирового соглашения.

В случае признания гражданина банкротом, судебный орган приставляет к нему финансового управляющего, который получит все права на распоряжение личным имуществом должника.

Сделки, заключенные должником без согласования с финансовым управляющим, считаются недействительными.
Финансовый управляющий получает вознаграждение в размере 10 тысяч рублей и 2 процентов от размера удовлетворенных требований кредиторов, которые будут выплачены только в случае пересмотра условий выплаты долга. Выплачивается вознаграждение непосредственно банкротом.

Должника нельзя лишить последнего имущества или единственного жилья.

Кроме того, в счет погашения долга не может быть изъято следующее:

  • предметы домашнего быта;
  • вещи индивидуального использования;
  • продукты;
  • деньги, в размере прожиточного минимума на семью;
  • топливо на обогрев помещения и приготовления пищи;
  • домашние животные и скот;
  • хозяйственный пристрой для содержания животных;
  • памятные и почетные знаки, призы.

Законодательством предусмотрена процедура оспаривания сделок должника, именно поэтому они не имеют возможности переоформить личное имущество на других людей.

За фиктивное объявление банкротства законом предусмотрена уголовная ответственность, подразумевающее лишение свободы на срок до шести лет.

Обусловлено это тем, что многие должники пытаются избежать законных выплат путем признания себя банкротами.

Поэтому в уголовный кодекс были внесены поправки, регламентирующие ответственность за сокрытие имущества и фальсификацию данных для оформления банкротства.

Кроме того, даже при наличии веских причин, признавать себя банкротом физическое лицо может не чаще одного раза в пять лет.
Если человек все же был признан банкротом, то в течение пяти последующих лет он не имеет права оформлять заем или кредит без обязательного указания факта получения банкротства.

Также на обанкротившееся лицо накладывается ряд таких ограничений, как:

  • невозможность занимать управленческие посты в течение трех последующих лет;
  • невозможность выезда за границу до момента прекращения судебного производства;
  • невозможность оформления повторного банкротства в течение пяти лет даже при наличии крупных долгов.

При оформлении банкротства индивидуальных предпринимателей согласно статье 214 Закона о банкротстве физических лиц применяются правила, предусмотренные 10 главой Закона о несостоятельности.

Например, согласно статье 216.1 индивидуальный предприниматель может быть освобожден от долговых обязательств в случае завершения расчета с кредиторами.

Кроме того, в течение пяти лет после оформления финансовой несостоятельности предприниматель, признанный банкротом, как обычный должник, не может заниматься предпринимательской деятельностью или занимать руководящие должности в организациях, а также принимать кредитные обязательства без уведомления кредитора о своем статусе банкрота.

Дело о повторном банкротстве индивидуального предпринимателя также не может быть возбуждено до окончания пятилетнего срока.

ФЗ-154 о банкротстве физических лиц

Федеральный закон №154 «О банкротстве физических лиц» с 1 октября 2015 года определяет ряд ограничений для лиц, признанных банкротами:

  • в течение пяти лет с момента оформления банкротства гражданин не вправе обращаться за финансовой помощью в кредитные организации без указания своего банкротства;
  • в течение пяти лет с момента признания себя банкротом, гражданин не может подавать заявление на повторное банкротство;
  • в течение трех лет с момента оформления финансовой несостоятельности человек не сможет занимать должность учредителя или принимать какое-либо участие в управлении компаниями.

Суд может запретить банкроту покидать пределы страны до окончания производства по делу.
Кроме того, финансовый управляющий имеет право:

  • реализовать имущество должника с целью погашения долга;
  • подать заявление на регистрацию перехода или обременения право на личное имущество должника;
  • дать разрешение на погашение задолженности третьим лицом;
  • открывать счета и получать средства для нужд должника.

Все вышеперечисленные действия не могут осуществляться должником лично, при совершении любой финансовой операции должен присутствовать финансовый управляющий.

Постановление пленума о банкротстве физических лиц

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 года №45 «О некоторых вопросах принятия банкротства физическими лицами» содержит основные направления развития судебной практики:

  • заявление о банкротстве;
  • план реструктуризации;
  • баланс прав должника и кредитора;
  • нормы права к судебным делам.

Кроме того, Постановление объясняет, каким образом необходимо читать закон №154-ФЗ.

Среди основных пунктов следует выделить следующее:

  • пункт 20: если после перечисления денег с судебного депозита у должника будет обнаружено имущество, то кредитору или другому уполномоченному органу полагается компенсация понесенных расходов в качестве текущего платежа первой очереди;
  • пункт 23: участвовать в первом собрании «опоздавший» кредитор, которому был восстановлен срок на включение требований в реестр, не может;
  • пункт 38: на стадии реализации имущества финансовый управляющий действует от имени гражданина, а на этапе реструктуризации — в качестве третьего лица;
  • пункт 43: факт предоставления должником недостоверных сведений финансовому управляющему может быть установлен с помощью любого судебного акта;
  • пункт 45: факт противозаконных действий лица может быть установлен в любом судебном процессе по делу о банкротстве.

Данным постановлением руководствуются арбитражные суды, и практика по оформлению банкротства физических лиц складывается на основании этого документа.

Интересно, что из итоговой редакции Постановления ВАС было исключено упоминание о мошеннических действиях обманного характера, направленных на получение, сокрытие, вывод или уничтожение имущества, ущемляющее интересы кредиторов.

Главные нормы

Федеральный закон № 127 о банкротстве физических лиц (точнее, изменения в этот закон по ФЗ-476) появился в связи с принятием соответствующих поправок в ранее утвержденном законе о несостоятельности. Вследствие чего подать заявление в Арбитражный суд на проведение процедуры банкротства теперь могут не только ИП и юридические лица, но и обычные жители государства, имеющие огромную закредитованность и не в силах выполнять свои обязательства перед кредиторами, партнерами, другими уполномоченными органами. Официальный процесс может стать результатом полного списания долгов заемщика.

Главные нормы в отношении банкротства гражданина освещены в главе Х действующего закона (ст. 213.1 — 213.32). Отметим, что банкротство физических лиц применимо в нашей стране и для иностранных граждан, если на то имеются соответствующие условия. Например, белорус, получивший кредит в российском банке, может быть признан обанкротившимся, опираясь на «местное» законодательство.

Законодатель определил четкие требования к должникам для доказательства их несостоятельности, порядок прохождения процедуры, применяемые методики решения вопросов с кредиторами. В законе отведена особая роль финансовому управляющему, который за вознаграждение проводит все необходимые этапы реализации процедуры банкротства.

Необходимые требования к гражданину

Закон о банкротстве физических лиц разрешает обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании физлица банкротом не только самому должнику, но и конкурсносу кредитору, а также уполномоченным органам. Об этом свидетельствует п.1 ст. 213.3 ФЗ № 127.

Чтобы суд смог рассмотреть официальный запрос, должник обязан соответствовать ряду требований, отраженных в этой же статье (п.2), а именно:

  1. Иметь общий размер задолженности по одному или нескольким кредитам не менее 500 000 рублей.
  2. Не исполнять требования кредиторов в течение 3-х месяцев с даты, когда их нужно было исполнить.

Планка долга банкрота — особенности

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве физических лиц на многих юридических сайтах трактуется несколько неграмотно. Так, как указано выше, размер долга потенциального банкрота должен быть не менее 500 000 рублей, однако в этом же законе в ст. 213.6 присутствуют и другие предпосылки признания гражданина несостоятельным человеком, например:

  1. Со стороны заемщика полностью прекращены расчеты с кредиторами.
  2. Более 10% от всех обязательств, обязанностей должника не исполнено им в период свыше 1 месяца с необходимой к погашению долга даты.
  3. Размер всей задолженности человека превышает стоимость его законного имущества.

Также суд вправе присвоить статус «банкрот» гражданину, у которого вообще нет никакого имущества. Получается, что суд рассматривает ряд исчерпывающих объяснений, подтверждающих реальную неплатежеспособность физического лица, а не только указанный в ст. 213.3 ФЗ № 127 порог долга — 500 000 рублей и выше. Вывод – внимательнее читайте Федеральный закон о банкротстве физических лиц с изменениями на 2019 год.

Подсудность — место отправки заявления

Обратимся к ст. 213.4 закона о банкротстве физических лиц. Там указано, что для начала проведения процедуры банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд по месту жительства. Это можно сделать в случае невозможности исполнять требования одного или нескольких кредиторов, а также, если должник смог предвидеть факт своего банкротства при наличии определенных обстоятельств.

Отметим, что опираясь на п.2.1 ст. 213.4, прежде чем подать заявление в органы суда индивидуальным предпринимателям следует заранее (не менее чем за 15 дней) опубликовать предварительное уведомление в ЕФРС о том, что планируется подача бумаги о признании ИП банкротом.

К заявлению потребуется приложить множество других документов, список которых содержит п. 3 ст. 213.4 закона № 127. Образец заявления смотрите у нас на сайте.

Выбор арбитражного управляющего

Опираясь на ст. 34 и ст. 2 закона о банкротстве физических лиц под действующей редакцией, дадим определение арбитражного управляющего: это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих. Им может выступать:

  1. Временный – проводит наблюдения.
  2. Административный – занимается финансовым оздоровлением.
  3. Внешний – назначается для внешнего управления.
  4. Конкурсный – работает над конкурсным производством.
  5. Финансовый управляющий – является непосредственным участником дела о банкротстве гражданина.

Назначается представитель закона арбитражным судом, т.е. сам должник по сути не принимает участия в выборе кандидата на «должность» арбитражного управляющего, но, как правило, суд выбирает того управляющего, который находится в составе СРО, прописанной должником в заявлении о банкротстве. Задаваться целью найти финуправляющего – бессмысленно. На заметку, в наиболее крупных саморегулирующих организациях число управляющих составляет свыше140 человек, и суд самостоятельно примет решение, кого именно из них назначить.

Закон не допускает к делу людей заинтересованных в отношении потенциального банкрота или кредиторов. Возможен также вариант замены арбитражного управляющего согласно п.4 ст. 45 ФЗ на основе ходатайства от заявителя.

Важные статьи закона о банкротстве физических лиц

Напомним, что документ № 154 Федеральный закон о банкротстве физических лиц, принятый 29.06.2015 года утратил силу с 01.10.2015 года, поэтому, рассматривая наиболее важные пункты процедуры, продолжим ссылаться на ФЗ № 127. Итак, потенциальному банкроту следует знать, какого вида процедуры применяются в деле. Их список изложен в ст. 213.2 действующего закона, а именно:

  1. Реструктуризация долга.
  2. Реализация имущества.
  3. Мировое соглашение.

Не менее важной статьей в документе является ст. 213.9, где прописаны определение и особенности работы финансового управляющего. Согласно п.1 его участие в деле является обязательным, но работать он будет не бесплатно, а за вознаграждение (фиксированная сумма – 25 000 рублей и сумма процентов – устанавливается в зависимости от требований кредиторов), оплачиваемое должником.

Далее следует обратить внимание на ст. 213.11 закона, в которой указаны последствия введения плана о реструктуризации долга и заодно детально изучить ст. 213.14, где прописано содержание этого плана. Ст. 213.25 и ст. 213.26 подробно освещают вопросы, связанные с имуществом должника, подлежащее реализации.

Также, пролистывая страницы ФЗ № 127, внимательно прочитайте ст. 213.30 закона о банкротстве физических лиц. Она расскажет, каковы последствия признания физилица несостоятельным человеком – банкротом.

Процедура банкротства на практике. Пошаговый инструктаж.

Пожалуй, наиболее распространенным в юридической практике вопросом в отношении банкротства физических лиц является, как проводится данная процедура, каковы особенности, этапы, сроки? Давайте разбираться. Вы приняли взвешенное решение начать судебный процесс для получения статуса «банкрот». Вам потребуется следовать определенной схеме, но прежде, вспомните, имеете ли вы отношение к следующим действиям:

  1. Заключение брачного соглашения о разделе имущества, алиментах и пр.
  2. Оформление договора купли-продажи, дарения личного имущества за последние 3 года.
  3. Назначение должника учредителем в той или иной компании когда-либо.

Вышеизложенное окажет серьезное влияние на ход процедуры банкротства при наличии. Теперь конкретно, как проходит процесс на практике:

Действие должника Краткое описание
Сбор документов Процесс занимает примерно 1 неделю, если ответственно подойти к вопросу. Скорость сбора необходимых бумаг сыграет в пользу должника
Подача заявления Содержание закреплено ст. 213. 4 ФЗ № 127. Писать требуется кратко, не освещая подробности обстоятельств, приведших к банкротству
Суд До назначения даты первого заседания, возможно, потребуется донести какие-либо документы. В суде главное доказать, что у вас действительно отсутствуют средства и возможности для выполнения обязательств кредиторов. Если вы не желаете обращаться к адвокату, то следует тщательно подготовиться к решающему дню
Процедура банкротства Реструктуризация долга или реализация имущества назначенная по решению суда происходит на основе сотрудничества с финансовым управляющим, который согласно п. 7 ст. 213.9 закона имеет право получать информацию об имуществе физлица, его депозитах и пр. По факту, этот человек имеет доступ ко всем банковским счетам должника. Не уклоняйтесь от контакта с управляющим, предоставляйте все требуемые от вас документы и сведенья.

Что касается сроков, то многое зависит от назначенной судом процедуры. Если речь идет о реструктуризации – до 6 месяцев. Реализация имущества предполагает период от 4 до 6 месяцев. Немаловажную роль во времени всего процесса играют финансовый управляющий и судья, т.е., если вам попался ответственный, исполнительный управляющий, то все пройдет максимально быстро для вас и ваших кредиторов.

После банкротства

Итак, должник банков, МФО и пр. возможных органов объявлен банкротом. Теперь кредиторы потребуют возместить долг согласно судебному решению по максимуму. Стадия реализации имущества банкрота (если имеется) происходит в несколько этапов. Отметим, в ст. 213.25 описано, что все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия судебного решения, входит в конкурсную массу за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственная квартира должника, земельный участок, на котором расположен его единственный дом или доля жилья супруги банкрота.

После признания гражданина банкротом все вопросы по реализации его имущества будет решать финансовый управляющий. Звонки от коллекторов, рост долговых обязательств прекращаются еще на стадии объявления процедуры согласно п. 5 ст. 213.25 ФЗ.

Особенности продажи имущества должника

Имущество должника или его части после объявления гражданина банкротом реализуется на специальных торгах, аукционах, что указано в п. 3 ст. 213.26 ФЗ, если иное не предусмотрено по решению собрания кредиторов. Драгоценности, различные предметы роскоши (движимое или недвижимое имущество) по стоимости от 100 000 рублей также подлежат продаже на открытых торгах. Порядок продажи залога описан в ст. 110, в п.3 ст. 111, а также в ст. 134 ФЗ. Примечательно, что согласно п.5 ст. 213.26 имущество, которое финансовый управляющий не смог реализовать возвращается к банкроту по акту приема-передачи.

Процесс описи, оценки и реализации имущества должника должен быть отмечен управляющим в отчетах перед кредиторами, гражданином и другими уполномоченными органами (п. 6 ст. 213.26).

Если при продаже, например, квартиры должника затрагивается доля его супруги, которая ей принадлежит согласно СК РФ (50%), то деньги, вырученные от сделки, в соответствующем доли размере передаются жене банкрота.

Ограничения к гражданину-банкроту

Признание физического лица банкротом несет определенные для него последствия, освещенные в ст. 213.30 ФЗ, а именно:

  1. В течение 5 лет нельзя оформлять кредиты, займы, не указав факт своего банкротства.
  2. В течение 5 лет подать гражданином повторное заявление на процедуру банкротства не разрешается.
  3. В течение 3-х лет не допустимо занимать руководящие должности в органах управления юрлица или участвовать иным образом в управлении юрлица.

Также суд вправе запретить банкроту выезд за границу на определенный промежуток времени (срок устанавливается в индивидуальном порядке).

Плюсы и минусы закона

Принятие закона о банкротстве физических лиц стало скорее необходимостью в нашей стране в связи с наступившим кризисом. Он позволил многим простым людям избавиться от долгового бремени. Естественно, каждый случай следует рассматривать отдельно, но шанс полного списания долга на стадии процедуры все же есть. Да, долг возвращать придется, однако его размеры могут быть гораздо меньшими, ранее установленных кредиторами обязательств. Кроме того, закон не предусматривает лишение должника его единственного имущества, предметов первой необходимости, выигранных призов, наград, учитывает долевое разделение (супруги, дети, родственники).

Не обойтись и без минусов в законе, например:

  1. Дороговизна процедуры — все траты судебного процесса возлагаются на банкрота, который, по сути, уже является безденежным и несостоятельным человеком.
  2. Ограничения к гражданину, описанные в разделе выше.
  3. Длительность всего процесса (до 6 месяцев).
  4. Абсолютный контроль за финансами должника переходит в руки финансового управляющего.

В целом же преимуществ в законе № 127-ФЗ для должника больше, главное грамотно подойти к процессу, изучить все особенности и нюансы.

Судебная практика на текущий момент

Сегодня закон о банкротстве физических лиц работает в реальных условиях. В период его принятия у многих (депутатов, банковских учреждений) были некоторые опасения, но процесс реализации закона пошел благополучно.

Количество документов, необходимое для начала проведения процедуры достаточно громоздкое, но собрать его вполне возможно при желании. Заявление подается должником по месту регистрации, а не прописки, что довольно удобно для населения.

Если у потенциального банкрота есть хоть какой-то источник дохода, то суд назначает процедуру реструктуризации долгов перед кредиторами, и дальнейшее разбирательство будет проходить, опираясь на ст. 213.11-213.23 ФЗ. Судебная практика показывает, что пункт реструктуризации можно миновать и перейти к реализации имущества должника, т.е. начать его продажу.

Белоусов Сергей Николаевич

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении дел, связанных с коллекторами, взысканием долгов и банкротства физических лиц.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

ФЗ о банкротстве физических лиц не отдельный закон, а действующая редакция федерального закона №127. Глава 10 регламентирует порядок признания несостоятельности граждан в 2019 году. В каких случаях начинает действовать законопроект при банкротстве физлиц

Закон о банкротстве физических лиц — это последние поправки в №127-ФЗ, устанавливающий порядок признания несостоятельности всех категорий должников. В действующей редакции устанавливается алгоритм действий и особенности процедуры объявления банкротства граждан

Возможность объявления своего банкротства стала доступна физическим лицам относительно недавно – в октябре 2015 года. Это не означает утверждение отдельного закона о банкротстве физических лиц в 2019 году в действующей редакции нормативных актов. Необходимые положения закреплены в актуальном Законе (№127-ФЗ).

Рассмотрим алгоритм признания гражданина банкротом, параметры, которым требуется для этого соответствовать и важные нюансы для максимально гладкого проведения процедуры.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 29)
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Признаки банкротства юридического лица
    • Статья 4. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей
    • Статья 4.1. Особенности определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров
    • Статья 5. Текущие платежи
    • Статья 6. Рассмотрение дел о банкротстве
    • Статья 7. Право на обращение в арбитражный суд
    • Статья 8. Право на подачу заявления должника в арбитражный суд
    • Статья 9. Обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд
    • Статья 10 (утратила силу)
    • Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов
    • Статья 12. Собрание кредиторов
    • Статья 12.1. Собрание работников, бывших работников должника, избрание представителя работников должника
    • Статья 13. Уведомление о проведении собрания кредиторов
    • Статья 14. Порядок созыва собрания кредиторов
    • Статья 15. Порядок принятия решений собранием кредиторов
    • Статья 16. Реестр требований кредиторов
    • Статья 17. Комитет кредиторов
    • Статья 18. Избрание комитета кредиторов
    • Статья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника
    • Статья 19. Заинтересованные лица
    • Статья 20. Арбитражные управляющие
    • Статья 20.1. Организация и проведение теоретического экзамена, стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего
    • Статья 20.2. Требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве
    • Статья 20.3. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве
    • Статья 20.4. Ответственность арбитражного управляющего
    • Статья 20.5. Освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве
    • Статья 20.6. Вознаграждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве
    • Статья 20.7. Расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве
    • Статья 21. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих
    • Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих
    • Статья 22. Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих
    • Статья 22.1. Раскрытие информации саморегулируемой организацией арбитражных управляющих
    • Статья 22.2. Ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 23 (утратила силу)
    • Статья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 24 (утратила силу)
    • Статья 24.1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего
    • Статья 25 (утратила силу)
    • Статья 25.1. Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих
    • Статья 26 (утратила силу)
    • Статья 26.1. Объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
    • Статья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
    • Статья 28. Порядок раскрытия информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом
    • Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства
  • Глава II. Предупреждение банкротства (ст.ст. 30 — 31)
    • Статья 30. Меры по предупреждению банкротства организаций
    • Статья 31. Санация
  • Глава III. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде (ст.ст. 32 — 61)
    • Статья 32. Порядок рассмотрения дел о банкротстве
    • Статья 33. Подведомственность и подсудность дел о банкротстве
    • Статья 34. Лица, участвующие в деле о банкротстве
    • Статья 35. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
    • Статья 36. Представительство в деле о банкротстве
    • Статья 37. Заявление должника
    • Статья 38. Документы, прилагаемые к заявлению должника
    • Статья 39. Заявление конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника
    • Статья 40. Документы, прилагаемые к заявлению кредитора
    • Статья 41. Заявление уполномоченного органа
    • Статья 42. Принятие заявления о признании должника банкротом
    • Статья 43. Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом
    • Статья 44. Оставление без движения и возвращение заявления о признании должника банкротом
    • Статья 45. Порядок утверждения арбитражного управляющего
    • Статья 46. Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника
    • Статья 47. Отзыв должника на заявление о признании должника банкротом
    • Статья 48. Рассмотрение обоснованности заявления о признании должника банкротом
    • Статья 49. Определение о введении наблюдения
    • Статья 50. Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству
    • Статья 51. Срок рассмотрения дела о банкротстве
    • Статья 52. Полномочия арбитражного суда
    • Статья 53. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
    • Статья 54 (утратила силу)
    • Статья 55. Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом
    • Статья 56. Последствия принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом
    • Статья 57. Основания для прекращения производства по делу о банкротстве
    • Статья 58. Приостановление производства по делу о банкротстве
    • Статья 59. Распределение судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим
    • Статья 60. Рассмотрение разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб в деле о банкротстве
    • Статья 61. Производство по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве
  • Глава III.1. Оспаривание сделок должника (ст.ст. 61.1 — 61.9)
    • Статья 61.1. Оспаривание сделок должника
    • Статья 61.2. Оспаривание подозрительных сделок должника
    • Статья 61.3. Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами
    • Статья 61.4. Особенности оспаривания отдельных сделок должника
    • Статья 61.5. Оспаривание сделок должника в отношении правопреемников
    • Статья 61.6. Последствия признания сделки недействительной
    • Статья 61.7. Отказ в оспаривании сделок должника
    • Статья 61.8. Особенности рассмотрения заявления об оспаривании сделки должника в деле о банкротстве
    • Статья 61.9. Лица, уполномоченные подавать заявления об оспаривании сделки должника
  • Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве (ст.ст. 61.10 — 61.22)
    • Статья 61.10. Контролирующее должника лицо
    • Статья 61.11. Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов
    • Статья 61.12. Субсидиарная ответственность за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника
    • Статья 61.13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве)
    • Статья 61.14. Право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.15. Права и обязанности лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.16. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве
    • Статья 61.17. Распоряжение правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.18. Исполнение судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности
    • Статья 61.19. Рассмотрение заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве
    • Статья 61.20. Взыскание убытков при банкротстве
    • Статья 61.21. Особенности заключения и утверждения соглашения при рассмотрении заявления о привлечении к ответственности
    • Статья 61.22. Раскрытие информации о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности
  • Глава IV. Наблюдение (ст.ст. 62 — 75)
    • Статья 62. Введение наблюдения
    • Статья 63. Последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения
    • Статья 64. Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения
    • Статья 65. Временный управляющий
    • Статья 66. Права временного управляющего
    • Статья 67. Обязанности временного управляющего
    • Статья 68. Уведомление о введении наблюдения
    • Статья 69. Отстранение руководителя должника от должности
    • Статья 70. Анализ финансового состояния должника
    • Статья 71. Установление размера требований кредиторов
    • Статья 71.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе наблюдения
    • Статья 72. Созыв первого собрания кредиторов
    • Статья 73. Компетенция первого собрания кредиторов
    • Статья 74. Решение первого собрания кредиторов о процедурах, применяемых в деле о банкротстве
    • Статья 75. Окончание наблюдения
  • Глава V. Финансовое оздоровление (ст.ст. 76 — 92)
    • Статья 76. Ходатайство о введении финансового оздоровления
    • Статья 77. Ходатайство учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия о введении финансового оздоровления
    • Статья 78. Ходатайство третьего лица или третьих лиц о введении финансового оздоровления
    • Статья 79. Обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 80. Порядок введения финансового оздоровления
    • Статья 81. Последствия введения финансового оздоровления
    • Статья 82. Управление должником в ходе финансового оздоровления
    • Статья 83. Административный управляющий
    • Статья 84. План финансового оздоровления и график погашения задолженности
    • Статья 85. Внесение изменений в график погашения задолженности
    • Статья 85.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе финансового оздоровления
    • Статья 86. Досрочное окончание финансового оздоровления
    • Статья 87. Досрочное прекращение финансового оздоровления
    • Статья 88. Окончание финансового оздоровления
    • Статья 89. Исполнение обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 90. Последствия исполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 91. Последствия неисполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности
    • Статья 92. Переход к внешнему управлению
  • Глава VI. Внешнее управление (ст.ст. 93 — 123)
    • Статья 93. Порядок введения внешнего управления
    • Статья 94. Последствия введения внешнего управления
    • Статья 95. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
    • Статья 96. Внешний управляющий
    • Статья 97. Освобождение внешнего управляющего
    • Статья 98. Отстранение внешнего управляющего
    • Статья 99. Права и обязанности внешнего управляющего
    • Статья 100. Установление размера требований кредиторов
    • Статья 101. Распоряжение имуществом должника
    • Статья 102. Отказ от исполнения сделок должника
    • Статья 103 (утратила силу)
    • Статья 104. Денежные обязательства должника в ходе внешнего управления
    • Статья 105. Регулирование фондов потребления должника
    • Статья 106. План внешнего управления
    • Статья 107. Рассмотрение плана внешнего управления
    • Статья 108. Продление срока внешнего управления
    • Статья 109. Меры по восстановлению платежеспособности должника
    • Статья 110. Продажа предприятия должника
    • Статья 111. Продажа части имущества должника
    • Статья 111.1. Саморегулируемая организация операторов электронных площадок
    • Статья 111.2. Членство в саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 111.3. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 111.4. Права и обязанности саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 111.5. Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
    • Статья 111.6. Ответственность оператора электронной площадки
    • Статья 111.7. Договор обязательного страхования ответственности оператора электронной площадки
    • Статья 111.8. Компенсационный фонд саморегулируемой организации операторов электронных площадок
    • Статья 112. Уступка прав требования должника
    • Статья 112.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе внешнего управления
    • Статья 113. Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами
    • Статья 114. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника
    • Статья 115. Замещение активов должника
    • Статья 116. Особенности завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и прекращения производства по делу о банкротстве при исполнении обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами
    • Статья 117. Отчет внешнего управляющего
    • Статья 118. Рассмотрение собранием кредиторов отчета внешнего управляющего
    • Статья 119. Утверждение арбитражным судом отчета внешнего управляющего
    • Статья 120. Последствия вынесения определения о переходе к расчетам с кредиторами
    • Статья 121. Расчеты с кредиторами
    • Статья 122 (утратил силу)
    • Статья 122.1. Прекращение внешнего управления по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве
    • Статья 123. Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего
  • Глава VII. Конкурсное производство (ст.ст. 124 — 149)
    • Статья 124. Общие положения о конкурсном производстве
    • Статья 125. Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве
    • Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства
    • Статья 127. Конкурсный управляющий
    • Статья 128. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства
    • Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего
    • Статья 129.1. Погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе конкурсного производства
    • Статья 130. Оценка имущества должника
    • Статья 131. Конкурсная масса
    • Статья 132. Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу
    • Статья 133. Счета должника в ходе конкурсного производства
    • Статья 134. Очередность удовлетворения требований кредиторов
    • Статья 135. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди
    • Статья 136. Размер и порядок удовлетворения требований кредиторов второй очереди
    • Статья 137. Требования кредиторов третьей очереди
    • Статья 138. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника
    • Статья 139. Продажа имущества должника
    • Статья 140. Уступка прав требования должника
    • Статья 141. Замещение активов должника в ходе конкурсного производства
    • Статья 142. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства
    • Статья 142.1. Погашение требований кредиторов путем предоставления отступного
    • Статья 143. Контроль за деятельностью конкурсного управляющего
    • Статья 144. Освобождение конкурсного управляющего
    • Статья 145. Отстранение конкурсного управляющего
    • Статья 146. Возможность перехода к внешнему управлению
    • Статья 147. Отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства
    • Статья 148. Имущество должника, не проданное в ходе конкурсного производства или оставшееся после завершения расчетов с кредиторами
    • Статья 149. Завершение конкурсного производства
  • Глава VIII. Мировое соглашение (ст.ст. 150 — 167)
    • Статья 150. Общие положения о заключении мирового соглашения
    • Статья 151. Особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения
    • Статья 152. Особенности заключения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления
    • Статья 153. Особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления
    • Статья 154. Особенности заключения мирового соглашения в ходе конкурсного производства
    • Статья 155. Форма мирового соглашения
    • Статья 156. Содержание мирового соглашения
    • Статья 157. Участие в мировом соглашении третьих лиц
    • Статья 158. Условия утверждения мирового соглашения арбитражным судом
    • Статья 159. Последствия утверждения мирового соглашения арбитражным судом
    • Статья 160. Отказ в утверждении мирового соглашения арбитражным судом
    • Статья 161. Последствия отказа в утверждении мирового соглашения
    • Статья 162. Обжалование и пересмотр определения об утверждении мирового соглашения
    • Статья 163. Последствия отмены определения об утверждении мирового соглашения
    • Статья 164. Расторжение мирового соглашения
    • Статья 165. Порядок рассмотрения заявления о расторжении мирового соглашения
    • Статья 166. Последствия расторжения мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов
    • Статья 167. Последствия неисполнения мирового соглашения
  • Глава IX. Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц (ст.ст. 168 — 201.17)
  • Глава X. Банкротство гражданина (ст.ст. 202 — 223)
  • Глава XI. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (ст.ст. 224 — 230.5)
  • Глава XII. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 231 — 233)
    • Статья 231. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 232. Регулирование отношений, связанных с банкротством
    • Статья 233. Применение настоящего Федерального закона арбитражными судами

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 мая, 1, 12, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля, 29, 30 декабря 2012 г., 7, 28 июня, 2, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 1, 22, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 26, 29 июля, 25 ноября, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 23 апреля, 1 июля, 3 августа, 12, 28 ноября, 18, 25, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

ГАРАНТ:

Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

О вопросах применения настоящего Федерального закона см. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4, от 15 декабря 2004 г. N 29, от 30 ноября 2006 г. N 57, от 20 декабря 2006 г. N 67, от 30 апреля 2009 г. N 32, от 23 июля 2009 г. N 58, от 23 июля 2009 г. N 59, информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 июля 2005 г. N 93, от 4 мая 2006 г. N 108, от 14 апреля 2009 г. N 128 и N 129, от 4 июня 2009 г. N 130, Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г. Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 6 марта 2019 г.

О ликвидации юридических лиц см. письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *