Финансовая помощь учредителя проводки

Безвозмездная финансовая помощь от учредителя с 2018 года — общие вопросы

С 2018 года процедура оказания организации безвозмездной помощи ее участниками не изменилась. Перечисление собственных средств участника (как гражданина, так и юридического лица) на расчетный счет компании — стандартная процедура, проводимая по самым различным причинам:

  • для погашения задолженности организации по своим обязательствам;
  • приобретения необходимого имущества;
  • расширения деятельности и т. д.

При этом пополнение счета организации технических сложностей у учредителя обычно не вызывает. Однако в силу требований статьи 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ организации, счет которой пополняется, необходимо грамотно отразить факт поступления средств, дабы они не были расценены контролирующими органами как выручка с последующей уплатой налоговых платежей в полном объеме.

Среди целей перечисления денег учредителя на счета компании могут быть:

  • взнос в уставный капитал ООО согласно требованиям статьи 19 ФЗ «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ;
  • перечисление денег на счет в качестве дара (безвозмездной помощи) без изменения размера долей участников, например в силу статьи 572 ГК РФ;
  • предоставление временной возвратной помощи в виде займа согласно статье 807 ГК РФ.

При выборе в пользу одного из перечисленных способов рекомендуется обращать внимание на 2 момента:

  1. Сложность и длительность процесса оформления документов.
  2. Возможность освобождения организации от уплаты налога на внесенные участником средства, что зачастую является определяющим фактором при проведении подобных операций.

Взнос в уставный капитал

При внесении средств в уставный капитал следует помнить, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 251 НК РФ организация не должна включать полученные таким образом средства в налогооблагаемую базу. Внести деньги таким способом может как уже действующий участник (гражданин либо организация), так и лицо, намеревающееся стать участником данной компании в силу положений пункта 2 статьи 19 ФЗ № 14.

Процедура внесения вклада выглядит следующим образом:

  1. Участнику (либо третьему лицу) необходимо подать заявление о внесении им дополнительного вклада в уставный капитал (либо принятии его в состав участников организации), в котором следует указать:
  • размер и состав вклада;
  • процедуру и срок его внесения;
  • размер той доли, которую участник или третье лицо планирует приобрести в ходе данной операции.
  1. Другим участникам общества на своем собрании необходимо одобрить заявление своим решением об увеличении уставного капитала, а также принять решение о внесении изменений в устав компании в связи с изменением процентного соотношения долей других участников.

Оплата доли и регистрация изменений

После принятия обществом перечисленных решений участнику необходимо в течение 6 месяцев полностью внести обозначенную в заявлении сумму. После внесения доли в силу пункта 2.1 статьи 19 ФЗ № 14 директор компании обязан в течение 1 месяца подать заявление в орган, осуществляющий ведение ЕГРЮЛ, о внесении изменений в реестр, а также документы, подтверждающие факт полной оплаты доли участником. Процедура внесения вклада будет считаться завершенной после государственной регистрации вносимых в устав изменений.

Безвозмездная финансовая помощь от учредителя — как оформить ее правильно?

Безвозмездная финансовая помощь от учредителя в 2018 году может быть оформлена также договором дарения (предоставления так называемой матпомощи). Однако данный вариант, несмотря на необходимость оформления всего лишь одного документа, имеет свои ограничения.

В частности, в силу положений пункта 1 статьи 575 ГК РФ он неприемлем в том случае, если учредителем коммерческой организации выступает иная коммерческая фирма, так как сделки по дарению между коммерческими организациями запрещены, за исключением подарков на сумму до 3000 руб.

Другой минус данного способа — это необходимость учитывать величину доли в ООО конкретного учредителя. Так, в силу подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ в том случае, если доля данного учредителя превышает 50% величины всего уставного капитала организации, передаваемые в качестве безвозмездной помощи средства под налогообложение налогом на прибыль не попадают.

Кроме того, важно помнить, что данное правило в отношении вещей (на деньги данное ограничение не распространяется) действует также тогда, когда переданное учредителем имущество в течение 1 года не передается иным лицам. Подобная «привилегия» учредителя в силу положений подпункт 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ распространяется и на организации с УСН, которые не платят налог на прибыль в общем порядке.

В случае если предоставляющий помощь учредитель не владеет долей в размере больше половины общей величины уставного капитала, переданные средства в силу положений пункта 8 части 1 статьи 250 НК РФ подпадут под внереализационные доходы и, следовательно, войдут в состав налогооблагаемой базы.

Временная финансовая помощь от учредителя — как оформить?

Помимо взноса в уставный капитал компании денежных средств на безвозмездной основе (безвозвратной помощи) учредитель может перечислить финансовую помощь временно, с условием последующего возврата. Такой договор некоторые называют договором временной финансовой помощи, однако ГК РФ такого договора не содержит.

В рассматриваемом случае может быть использован обыкновенный договор займа (), заемщиком по которому в силу статьи 807 ГК РФ выступает организация в лице ее директора, заимодавцем — учредитель.

Договор займа, как и договор дарения между гражданином (организацией) и иной организаций, в силу статьи 161 ГК РФ должен быть письменным.

Существенных условий, согласно статье 807 ГК РФ, у сделки по займу 2:

  1. Точное указание суммы передаваемых взаймы денег или перечень иных неупотребляемых вещей, которые могут быть возвращены в том же количестве.
  2. Возвратность займа.

В силу требований статьи 809 ГК РФ договор займа предполагается возмездным, то есть у заемщика возникает обязанность вернуть заем с процентами, указанными в договоре либо исчисленными по ставке рефинансирования ЦБ РФ, если в соглашении не указано иное. Именно поэтому сторонам, если речь о безвозмездной помощи, необходимо указать в договоре, что предоставляемый компанией заем является беспроцентным.

Срок по договору займа, согласно статье 810 ГК РФ, не является обязательным условием. Это означает, что заем может быть предоставлен на неопределенный срок (например, до момента, когда у организации улучшиться финансовое положение и она сможет возвратить полученные средства).

При отсутствии в договоре займа точного срока возврата займодавец вправе потребовать вернуть переданные деньги обратно в любой момент. При этом заемщик обязан в силу пункта 1 статьи 810 возвратить полученные средства в течение 1 месяца со дня получения соответствующего уведомления. Однако в силу диспозитивности норм указанного пункта статьи данный срок может быть и увеличен в интересах компании.

Налогообложение и образец договора

Преимущество данного способа оказания финансовой помощи состоит в отсутствии возникновения налоговых обязательств как у организации, так и у учредителя при возврате средств.

Организация, согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не должна включать в налогооблагаемую базу денежные средства, которые ей предоставлены по сделкам займа или кредита. Аналогичное правило закреплено и в пункте 1.1 статьи 348.15 НК РФ — оно касается организаций, работающих по УСН, которые также вправе не включать заемные средства в перечень полученных ими доходов.

Что касается самого учредителя, то в силу статьи 38 НК РФ полученные им обратно от компании средства не подпадают под понятие дохода, потому не могут быть объектом налогообложения.

Отвечающий всем перечисленным параметрам образец договора временной финансовой помощи от учредителя вы также можете скачать на нашем сайте.

***

Подводя итог, остается отметить, что действующее законодательство предлагает участнику несколько способов пополнения оборотных средств организации, в том числе с возможностью не включать данную помощь в налогооблагаемую базу. При этом подробное описание в предложенном обзоре каждого из них поможет учредителю выбрать оптимальный для него и компании вариант.

Облагается ли налогами безвозмездная помощь?

По общему правилу, установленному нормативно-правовыми актами, безвозмездная финансовая помощь владельца, на долю которого приходится более 50% УК организации, не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Также важно знать, что такое прибыль до налогообложения. То же касается НДС, кроме случаев, когда средства задействованы в следующем процессе:

  • Внесение денежных активов в кассу либо на расчётный счёт организации;
  • Приобретение за счёт данных средств какого-либо имущества;
  • Продажа данного имущества тому же учредителю;

Так как в данном случае «безвозмездная финансовая помощь»была использована с целью приобретения тех или иных товаров, конечным потребителем которых стал сам учредитель, вся сумма вклада будет учтена при формировании налоговой базы в части налога на добавленную стоимость.

Также облагается налогом на прибыль денежная помощь учредителя, если его доля в УК предприятия меньше 50%. Так как в данном случае перечисленная/внесённая сумма относится к прочим доходам и участвует в формировании налоговой базы.

Система налогообложения представляет собой совокупность всех сборов и налогов, которые обязательно должны выплачивать предприятия и физические лица, а также порядок их начисления и уплаты в государственный бюджет. Система налогообложения определяется исходя из ключевых моментов.

ОСНО – это налоговая система при которой предприниматель должен платить все общие налоги и вести полный учет.

Взаимозависимые лица, для целей налогообложения, признаются таковыми, если особенности деловых взаимоотношений между ними оказывают влиятельные процессы на результативность сделок и условия их проведения.

Ещё одним требованием статьи 251 Налогового Кодекса РФ по отношению к вкладам собственников в уставной фонд и оборотный фонд предприятия является неприкосновенность данного имущества/прав/денежных средств в течение одного календарного года.

То есть данные вклады запрещено передавать на какой бы то ни было основе третьим лицам. Иначе их денежная оценка будет использована при формировании базы по налогу на прибыль. Об этом и других аспектах вы можете подробнее узнать из следующего видео:

Но! Это требование не относится к денежным вкладам учредителей на безвозмездной основе.

Что такое франшиза и франчайзинг?

Франшиза Инвитро: плюсы и минусы.

Стоимость российских франшиз: читайте.

То есть полученные финансовые средства могут быть использованы сразу в день их получения без каких-либо ограничений.

Отражение финансовой помощи в бухучёте.

По данной теме и по сей день продолжаются споры среди бухгалтеров. Одни говорят, что безвозмездная помощь должна быть учтена в качестве доходов.

Другие отрицают данную позицию. Где же истина? Чтобы понять её, нужно разделить варианты, когда помощь учредителя является вкладом в имущество и когда расходуется на любые прочие цели:

Вклад

Согласно положениям ПБУ, доходом признаётся любое преумножение её экономических выгод, как через безвозмездное получение нематериальных денежных активов, так и через погашение обязательств, ведущее к приросту суммарного капитала компании, не включая добровольные вклады участников и собственников данного общества.

Это значит, что денежная помощь учредителя не является доходом в бухгалтерском учёте, а, согласно статье 128 ГК РФ, является таким же имуществом организации, как и переданный в её собственность ноутбук, к примеру.

Но любое увеличение общей имущественной базы предприятия не может считаться безвозмездным в рамках бухучёта,так как влияет на стоимостное выражение долей всех участников общества. Причём, номинальное увеличение доли участника, сделавшего взнос, зачастую, меньше суммы вклада.

Поэтому помощь полностью переносится на имущественные счета организации и кредитуется по счетам добавочного капитала (83 счёт, в частности). Подтверждение этому можно найти в письме Минфина № 07-05-06/18 от 29 января 2008 г.

Читайте также как можно проверить патент при трудоустройстве иностранца.

Данная позиция основывается на указаниях пункта 68 Положения по ведению бухучёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (по приказу Министерства Финансов РФ №34 от 29 июля 1998 г). Что же касается дебетуемых счетов, в данном случае рекомендуется применять №75 «Расчёты с учредителями», так как он наиболее точно отражает суть процесса и относится ко всем взаимным обязательствам общества и учредителя.

Общий вид:

  • Дт. 75; Кт. 83 – отражена задолженность участника общества по вкладу;
  • Дт. 51; Кт. 75 – вклад внесён;

Бизнес для женщин на дому: .

Какие спецрежимы налогообложения действуют в РФ?

Проверка ОГРН онлайн.

Денежная помощь на прочие цели

В данном случае, получаемая организацией сумма является прочим доходом (в соответствие с пунктом 8 ПБУ 9/99), учитывается на дату получения и относится на соответствующие синтетические счета:

  • Дебет счета 51, Кредит 91 (субсчет «Прочие доходы») – Помощь владельца организации признана прочим доходом;
  • Дт. счета 68 (субсчет «Расчёты по налогу на прибыль»), Кт. 99 – Начислен перманентный налоговый актив;

Таким образом, мы видим, что на 68 счете образуется постоянный налоговый актив из-за разницы отражения вклада в НУ (не является доходом) и БУ (выступает в качестве прочего дохода).

Это общепринятая практика.

Документальное оформление

Так как мы разобрались с отражением безвозмездной финансовой помощи учредителя в налоговом и бухгалтерском учёте, давайте рассмотрим документальную часть процесса. Что и как оформлять? Какой документ не вызовет вопросов у сотрудников Налоговой Службы?

Ответ прост – договор дарения! При составлении договора дарения необходимо указать:

  • Полные реквизиты обеих сторон (учредителя и сотрудника, выступающего от лица организации);
  • Долю вкладчика в уставном капитале;
  • Сумму денежной помощи;
  • Цели, на которые она будет использована;
  • Срок действия договора (оканчивается в момент выполнения организацией обязательства по целевому использованию полученных средств);

В обязательном порядке необходимо отметить, что помощь является безвозмездной.

В случае выполнения всех вышеперечисленных требований и правильного отражения в бухгалтерском и налоговом учёте акта безвозмездной финансовой помощи, никаких вопросов ни у сотрудников, ни у госорганов не возникнет. А все вкладываемые средства уйдут на нужды организации, а не налоги и взносы в Государственный Бюджет. Изучайте законодательство и оставайтесь с нами!

Как проверить налоговую задолженность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *