Треноги на дорогах

Думаете, за соблюдением правил дорожного движения следит только государство? Ошибаетесь. Сегодня на дорогах появились системы видеофиксации, установленные частниками.

КАЧАЛКА В БЮДЖЕТ

Камеры — не только профилактика ДТП, но и источник нехилых барышей в бюджет регионов. Москва в 2017 году получила 16,6 млрд. руб. Татарстан — 3 млрд. Подмосковье — 2,4 млрд.

Эти деньги полностью остаются в местной казне. Казалось бы, золотое дно — воткни у каждого поворота по камере, как нефтяную качалку. Вот только стоит она около 2 млн. руб. А еще надо установить, подключить к системе, обслуживать. У регионов денег нет. Но чиновники нашли выход: установку камер поручили частным компаниям, которым отчисляют денежку с каждого поступившего штрафа.

КАК ДЕЛЯТ ДОХОДЫ В ПОДМОСКОВЬЕ

С начала этого года число камер в Московской области выросло в пять раз. Рывок обеспечила частная компания «МВС Групп», установившая 1011 стационарных и 200 передвижных комплексов фиксации. Стоимость проекта — не менее 2 млрд. руб. По условиям соглашения, действующего 12 лет, с каждого оплаченного штрафа «МВС Групп» получит 233 руб. комиссии. С 13-го года оборудование остается в собственности региона, а подрядчик перестает получать отчисления. Как именно распределятся доходы — см. графику «Только цифры».

В других областях, например Тульской, камеры фиксации принадлежат сразу куче небольших компаний или даже индивидуальным предпринимателям. Чем-то напоминает лицензию на рыбалку: право установки оборудования выигрывается на конкурсе, а место установки ловушки определяют власти.

АВАРИЙНО-ХЛЕБНЫЕ МЕСТА

Формально камеры должны ставить на участках с высокой аварийностью (от трех ДТП в течение года). Но реально их втыкают там, где они соберут больше штрафов.

«На Волоколамском шоссе, от бетонки до Дедовска, насчитал 14 камер. Там ехать-то всего 14 километров», — пожаловался в соцсетях москвич Иван Стариков.

«Только вернулся из поездки Москва — Сочи — Москва. Будьте бдительны — частных камер на трассе десятки, больше всего их на участке от Ростова-на-Дону до Краснодара», — предупредил в Фейсбуке Евгений Маслов.

Трасса из Москвы в Ярославль проходит по территории трех регионов. В Подмосковье действует ограничение 90, и сплошняком стоят камеры. Во Владимирской области ограничение 110 (магистраль), и ни одной камеры, хотя трасса та же самая. В Ярославской области ширина дороги падает с четырех до двух полос, качество асфальта снижается, а лимит скорости остается, как в Подмосковье, — 90. При этом, по статистике ГИБДД, аварийность на дороге во всех трех регионах примерно одинаковая. То есть дело не в скорости и камерах.

— Частные компании, устанавливающие камеры, могут манипулировать правилами в своих интересах, — рассказал мне координатор автомобильного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Достаточно самим инсценировать три мелких ДТП в одном и том же месте, чтобы оно попало в разряд аварийных. Потом чиновники разрешают поставить там камеру, и деньги начинают капать.

Только цифрыФото: Дмитрий ПОЛУХИН

КАМЕРЫ НЕ ПАНАЦЕЯ

Владимир Путин дал команду: к 2024 году смертность на дорогах должна снизиться в 3,5 раза, а к 2030-му и вовсе устремиться к нулю. Чиновники взяли под козырек и бросились наращивать число камер: не получится выполнить команду президента, так хоть бюджет пополнится.

При этом эффективность камер остается под вопросом.

«В местах с невысокой интенсивностью движения после установки комплекса видеофиксации количество нарушений со временем снижается на 20 — 30%. А там, где интенсивность высокая и много транзитного транспорта, количество нарушений, как правило, остается на том же уровне», — заявили «КП» в минтрансе Московской области.

То есть на больших дорогах, где обычно и штрафуют, установка камеры не дает эффекта! А в других местах 70% водителей продолжают нарушать и под камерами.

Одной видеофиксацией смертность на дорогах не снизить. Возьмем шведскую программу нулевой аварийности Vision Zero. Наибольший эффект дало строительство дорог типа «2+1». Когда рядность полос трехполосной дороги чередуется каждые несколько километров. Водителю не надо выезжать на встречку для обгона — достаточно подождать расширения со своей стороны.

Безопасные пешеходные переходы, выделенные не только разметкой, но и подсветкой, лежачими полицейскими, снизили аварийность вдвое.

А КАК В МОСКВЕ?

Столичные камеры либо принадлежат городу, либо взяты в аренду — город тратится на их обслуживание, но и штрафами ни с кем не делится. Как подсчитала Финэкспертиза, в год столичный бюджет получает от них 16,6 млрд. руб. А тратит на обслуживание, по данным Центра организации дорожного движения, всего 1,5 млрд. руб. Чистый доход: 15,1 млрд. руб.

ВОПРОС — РЕБРОМ

Сколько теряем от ДТП?

Нет единой методики оценки стоимости человеческой жизни. Если объединить несколько теорий, то получается, что гибель одного взрослого россиянина на дороге стоит обществу

10 млн. рублей (деньги на воспитание, обучение, недополученный вклад в ВВП и другое).

В 2017 году на дорогах страны погибли 19 тысяч человек. Это потеря 190 млрд. рублей. При этом водители заплатили за нарушение ПДД 70 млрд. рублей штрафов.

Как оспорить штраф ГИБДД с камеры

В вашем почтовом ящике оказалось штрафное постановление? Не спешите его оплачивать. Ваш штраф ГИБДД с камеры еще можно оспорить. Мы расскажем, как оспорить правильно (подробности)

Предпосылки появления частных камер

Интересно то, что частное видеонаблюдение с помощью специальных камер, зародилось при советской власти в Туркмении. Родоначальником явилась частная компания «Вокорд». Организация успешно развивалась и «доросла», что государственные службы, отвечающие за порядок на автомагистралях, доверили ей осуществлять фиксаж при помощи специальной аппаратуры.

Дорожно-патрульная служба страны переняла опыт, стала использовать камеры фиксации в уязвимых местах дорог, где больше всего наблюдалось нарушений. Результат оказался положительным. Дела пошли быстро. Получило стимул частное предпринимательство после принятия Госдумой 5 лет назад закона, разрешающего фиксировать нарушения водителями ПДД с помощью видеокамер, принадлежащим обычным людям.

В результате государство получило делового партнера в лице частника, за свои деньги приобретавшего необходимое оборудование. Деловой частный партнер тоже не остался в обиде. Стал получать систематический доход, поскольку нарушений правил дорожного движения, особенно на проблемных участках, в любую пору года предостаточно. Таким образом, корректированный Госдумой Закон «О концессионных соглашениях» стал актуальным на долгое время.

Правила установки

Рассчитывая получить свою выгоду, частник ищет на скоростных автотрассах место, где спорадически происходят автомобильные аварии, нарушения ПДД. Установка камер является важным моментом. Найденная локация будет выгодна, т.к. покроет финансовые издержки на приобретение специального оборудования. На второстепенных дорогах, где скорости по объективным причинам невелики, устанавливать видеофиксаторы нет смысла. И в местах, где автомобильное движение небольшое.

Выбрав место, где целесообразна установка частных камер, можно спокойно заходить в придорожное кафе и наблюдать, как видеокомплекс исправно фиксирует нарушения ППД проезжающего автомобильного транспорта. Словом ни забот, ни стрессовых ситуаций, не требуется:

  • лично производить действия по выписке штрафных документов автомобилистам-нарушителям;
  • беспокоиться, когда придут на счет деньги из государственного бюджета, поскольку назначено конкретное время выплат;
  • горевать по поводу гибели людей на вверенном дорожном участке, поскольку ситуация на этом отрезке надежно контролируется..

Понятно, выбрав неудачное место для установки аппаратуры, видеофиксация нарушений ПДД вряд ли принесет ожидаемых финансовых поступлений на личный банковский счет гражданина. Время от времени следует менять, поскольку водители запоминают прежнее место, стремясь на этом участке автотрассы не нарушать правила дорожного движения.

Есть в практике деятельности помощников полицейских дорожных организаций и другие минусы, но все равно при грамотном подходе частные камеры позволят отбить инвестиции. Конечно, если он соблюдал рекомендуемые правила установки фидеофиксирующей аппаратуры. Концессионные сроки оканчивают конкретными годами. Заключаются договора на 12 лет, По истечении гарантированного срока необходимо перезаключать договорные соглашения или подавать документы на пролонгацию.

Что потребуется для установки?

Гражданскими лицами, решившими зарабатывать на камерах в кластере дорожной фиксации автомобильного движения, необходимое оборудование придется приобретать самим. Каждый год оно не дешевеет, а повышается в цене. Сегодня за комплектацию аппаратуры с ограниченным перечнем опций, необходимо заплатить 2 или 3 миллиона рублей. Не каждый способен пойти на риск и инвестировать крупную сумму.

Полицейские дорожные организации, в частности, ГИБДД заинтересованы, чтобы на автомобильных автотрассах использовались контролирующая частная видео аппаратура, которая бы не «ошибалась».

Предъявляются к ней следующие требования:

  • идеальная четкость кадра;
  • безупречное транспортирование полученной информации в Центр анализа события;
  • надежная фиксация цифровых данных (число, месяц, год, скорость, время).

Частную видеофиксацию, не снабженная перечисленными опциями, вряд ли разрешат устанавливать. Есть многочисленные свидетельства, что снимались с дорожного дежурства части оборудования, которые были установлены ранее и не обеспечивали качественную транспортировку картинки в Центр сбора информации.

Не следует сбрасывать со счетов расходы на плановое обслуживание видеокамер фиксации движения автомашин. Привлекать специальные агентства — себе во вред, поскольку себестоимость услуг запредельная. Многие идут по иному пути. Нанимают специалистов, обслуживающих оборудование на постоянной основе для работы на участках, на которых системно наблюдается превышение скоростей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *