Право на жилье конституция

Бесплатное жилье согласно ст 40 Конституции РФ

Здравствуйте, Сергей!

В данном случае имеется ввиду предоставление жилых помещений на основе договоров социального найма.

Согласно ст.49 ЖК РФ 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) 5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

Более подробную информацию о необходимых документах можно получить в местной администрации или на оф сайте в сети Интеренет.

Желаю удачи!

Обозреватель — Observer 2004 №7 (174)

ДОСТУП К ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ — НЕОТЪЕМЛЕМОЕ ПРАВО ЧЕЛОВЕКА

Аслан Абашидзе,,

доктор юридических наук, профессор

Наталия Кислицына,

бакалавр Российского университета

Дружбы Народов

Аспекты международного и внутригосударственного права

В условиях истощения ресурсов питьевой воды, все большего превращения ее в дефицитный товар и передачи части водных ресурсов в пользование частных и юридических лиц на основе концессионных соглашений становиться актуальным показать, насколько человечество готово адекватно обеспечить право каждого человека на доступ к питьевой воде и каким образом все аспекты, связанные с обеспечением данного права, реализуются современным международным правом и национальным законодательством, включая РФ.

Вода является необходимым источником нормального функционирования всех экосистем Земли. К сожалению, уже сегодня её не хватает во многих частях мира. Глобальное изменение климата ещё больше осложняет ситуацию с водоснабжением.

Последние научные оценки свидетельствуют о том, что изменение климата на 20% усиливает нехватку воды в мире. На сегодняшний день 1,5 млрд. чел. лишены доступа к питьевой воде.

По оценкам ВОЗ, 80% заболеваний передаётся через заражённую воду1.

Прогноз подтверждает, что проблема доступа к питьевой воде в будущем будет ухудшаться. Грунтовые воды являются крупнейшим источником питьевой воды на планете. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), грунтовые воды обеспечивают потребности в питьевой воде на 75%2.

Основными причинами острой нехватки питьевой воды являются: неравномерное распределение воды, как в географическом, так и в социально-экономическом плане, разрушение водосборных бассейнов, обезлесение, вредное воздействие методов ведения сельского хозяйства, сброс токсических отходов.

Из Доклада ООН «О состоянии водных ресурсов мира» следует, что только 2,53% от общего количества воды является пресной, тогда как остальная ее часть — соленые воды. Примерно две трети пресной воды заключены в ледниках и постоянном снежном покрове. Помимо доступной пресной воды в озерах, реках и водоносных горизонтах, искусственное хранение в резервуарах добавляет еще 8 000 куб. км. Водные ресурсы являются возобновляемыми за исключением некоторых грунтовых вод.

Люди отбирают 8% совокупного годичного объема возобновляемой пресной воды, присваивают 26% суммарного объема годичного испарения и 54% доступного стока3.

Человечество в настоящее время контролирует сток во всем мире.

С увеличением населения растёт потребность в питьевой воде. Таким образом, вода для любого использования становится все более редким ресурсом.

Примерно 2 млн. тонн промышленных отходов, химических веществ, продуктов человеческой жизнедеятельности и сельскохозяйственных стоков ежедневно сбрасывается в воды. По приблизительной оценке во всем мире в воду сбрасывается 1500 куб. км отходов. Если исходить из того, что 1 л сточных вод загрязняет 8 л. пресной воды, то объем загрязненной воды во всем мире составляет порядка 12000 куб. км. В 2000 г. из-за болезней (шистосомоз, трахома, заражение гельминтами желудочно-кишечного тракта и т.п.), вызванных отсутствием должного уровня санитарии и гигиены и употреблением не качественной воды, по экспертной оценке умерло более 2 млн. 200 тыс. чел.

В соответствии с международным правом, каждый человек обладает одинаковыми правами на основе принципа равенства. Степень доступа любого человека к питьевой воде во многом зависит от того, как трактуется данное право.

В доктрине международного права имеется два основных подхода к происхождению прав человека.

Согласно сторонникам естественного права человек обладает правами с момента появления на свет. Они принадлежат только ему, неотчуждаемы, непередаваемы.

Что касается сторонников позитивных прав, то, по их мнению, правами человек наделяется непосредственно государством.

Известно, что человек состоит из 65% воды, и, следовательно, не может обойтись без воды, причем качественной. Таким образом, право человека на доступ к питьевой воде входит в категорию естественных прав.

Если не согласиться с данным выводом, и отнести это право к категории позитивных прав, то степень доступа к питьевой воде целиком будет зависеть от соответствующего государства, особенно в условиях ограничения ресурсов воды.

В доктрине международного права существует две точки зрения в отношении права на доступ к питьевой воде:

1. Право на доступ к воде направлено на обеспечение каждому человеку минимального количества воды хорошего качества, которого было бы достаточно для него, то есть которое позволило бы человеку удовлетворять его насущные потребности (утоление жажды, приготовление пищи и поддержание гигиены), а также обеспечить производство продуктов питания для личного потребления.

2. Это право тесно связано с другими правами человека, в частности, экономическими, социальными и культурными.

Право человека на доступ к питьевой воде регулируется на международном и национальном уровнях.

В международном праве приняты следующие конвенции, регулирующие вопросы прав человека:

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и дополнительный Протокол к ней 1988 г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Конвенция о правах ребёнка 1989 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Протокол по проблемам воды и здоровья 1999 г., принятый к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр.

Однако следует подчеркнуть, что только в трёх документах прямо закреплено право человека на доступ к питьевой воде: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребёнка, дополнительный Протокол к Американской конвенции о правах человека.

Приведем некоторые положения международных актов, касающихся прав человека на доступ к питьевой воде.

Ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания благосостояния его самого и его семьи…»4.

В данном случае право на доступ к питьевой воде вытекает из понятия «пища», так как оно включает в себя не только качественное продовольствие, но качественную, а значит чистую, питьевую воду.

Ст. 1, 11, 12 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) гласят: «Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств…» и «признаётся право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и непрерывное улучшение условий жизни» и «право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья»5.

Ст. 11 Международного Пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) гласит: «Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами…»6.

Протокол по проблемам воды и здоровья7 к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр уточняет: «Стороны руководствуются следующими принципами и подходами: равный доступ к питьевой воде, как с точки зрения адекватного количества, так и адекватного качества, следует предоставлять всем членам общества, особенно тем, кто находится в неблагоприятном положении или страдает от социального отчуждения», «Стороны принимают все соответствующие меры в целях обеспечения: адекватного снабжения питьевой водой, адекватных санитарно-профилактических мероприятий, также Стороны добиваются доступа к питьевой воде для всех».

Декларация социального прогресса и развития, провозглашённая Генассамблеей ООН 11 декабря 1969 г., направлена на «равноправное участие развивающихся и развитых стран в использовании достижений науки и техники и на всё более широкое применение науки и техники на благо социального развития общества»8.

Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., признаёт, что каждое государство в первую очередь несёт ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному прогрессу своего народа, за выбор своих целей и средств развития, мобилизацию и всестороннее использование своих ресурсов, постепенное осуществление экономических и социальных реформ и обеспечение всестороннего участия своего народа в процессах развития и использования его результатов.

Декларация о праве на развитие (1986 г.) закрепляет: «человек является основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие»9.

В сентябре 1990 г. на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей главы государств и правительств приняли в Нью-Йорке Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, в которой они обязались содействовать снабжению водой всех детей.

Во Всемирном договоре о водных ресурсах (1998 г.) упор делается на личном праве на воду и на участии гражданина. В нём доказывается необходимость бесплатного предоставления воды, необходимой для удовлетворения насущных потребностей.

В соответствии с Планом действий, принятым на конференции ООН по водным ресурсам, проведённой в 1977 г. в аргентинском городе Мар-дель-Плата, все народы вправе иметь качественную питьевую воду в количествах, достаточных для удовлетворения их основных потребностей.

Африканская Хартия прав человека и народов (1981 г.) выделяет: «Каждый имеет право на высший достижимый уровень физического и психического здоровья. Государства-участники настоящей Хартии предпримут необходимые меры по охране здоровья своего народа и по обеспечению медицинской помощью всех, кто в ней нуждается»; «Все народы свободно распоряжаются своими материальными и природными ресурсами. Это право проводится в жизнь исключительно в интересах народа. Ни при каких обстоятельствах народ не может быть лишен этого права»; «Все народы имеют право на общую удовлетворительную окружающую среду, благоприятную для их развития»10.

Дополнительный Протокол к Американской конвенции о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав уточняет: » каждый человек имеет право жить в здоровой окружающей среде и иметь доступ к благам коллективного пользования».

В мае 1985 г. Совет Министров окружающей среды ЕС принял Общую программу в области водных ресурсов.

В июне 1990 г. участники Монреальского форума разработали Монреальскую хартию в области питьевой воды. В марте 1997 г. первый Всемирный форум по проблемам питьевой воды разработал Марракешскую декларацию.

ЕС создает свое законодательство о праве человека на доступ к питьевой воде — принимает директивы. 16 июня 1975 г. Совет Европейского Экономического Сообщества принял Директиву (75/440/EEC). В преамбуле изложены цели, для достижения которых была принята Директива: необходимо сократить загрязнение воды и защитить против последующего ухудшения; необходимо защитить здравоохранение, осуществлять наблюдение за поверхностными водами (surface waters), проводить очистку питьевой воды; необходимо рассмотреть в свете новых технических и научных знаний ценности, определяющие качество поверхностной воды, используемой для употребления питьевой воды; необходимо создать такие законы, благодаря которым будет достигнута основополагающая цель — защита окружающей среды и усовершенствование качества жизни.

4 мая 1976 г. Совет Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) принял Директиву (76/464/EEC)11. Директива предусматривает составление двух списков. В списке № 1 будут перечислены некоторые индивидуальные вещества, отобранные, главным образом, на основе их токсичности за исключением тех, которые являются биологически безопасными, а в списке № 2 будут содержаться вещества, оказывающие вредное воздействие на водную окружающую среду.

Совет ЕЭС 15 июля 1980 г. принял Директиву, касающуюся питьевой воды (80/778/EEC)12. Основная цель данной Директивы состоит в установлении определённых стандартов, которым должна соответствовать вода, предназначенная для потребления.

3 ноября 1998 года Совет Европейского Сообщества принял Директиву о качестве питьевой воды (98/83/EC)13. Основная цель этой Директивы — определять качественные стандарты, встречающиеся в воде, которая предназначена для потребления человеком. Нормы Директивы призваны защитить человеческое здоровье. В связи с этим одним их основных требований к воде — она должна быть чистой (без примесей). Государства-члены должны убедиться в том, что питьевая вода:

— не содержит веществ, которые могут нанести вред здоровью человека;

— вода соответствует минимальным требованиям, установленным Директивой.

На национальном уровне некоторых стран имеется более детальное регулирование данной проблемы.

В соответствии с Конституцией Франции «государство гарантирует всем охрану здоровья, материальную безопасность»14. Применительно к питьевой воде это положение означает, что государство должно поощрять разработку оборудования по производству и распределению воды, с тем, чтобы все граждане, включая бедные слои населения, имели к ней реальный доступ. Такое обязательство подтверждается французским законом о воде 1992 г., в котором провозглашено, что право пользоваться водой принадлежит всем.

В мае 1990 г. французский сенат принял поправку к законопроекту о реформе гражданского исполнительного производства от 9 июля 1991 г., в соответствии с которым «отключение подачи газа, электричества и воды в результате неуплаты может производиться, лишь после получения кредитором исполнительного документа, требования которого остались невыполненными. В решении, принятом 11 марта 1996 г., Суд Большой инстанции Руан признал ответственность одной водоснабжающей компании в связи с неправомерным прекращением подачи воды, «считая, что поставщик, услуги которого остались неоплаченными, должен обратиться к судье с целью добиться принудительной оплаты долга. В случае отсутствия распоряжения, прямо разрешающего поставщику принимать такую меру, ему запрещается прекращать подачу воды, так как снабжение водой входит в услуги, способствующие нормальным условиям жизни семьи». Это судебное решение, хотя и единственное в своем роде, является тем не менее подходом, направленным на то, чтобы сделать из права на питьевую воду реальность, поставленную под защиту закона.

3 января 1992 г. был принят французский Закон о воде (French Water Act)15. В преамбуле закона указывается, что водные ресурсы принадлежат всей нации. Использование воды принадлежит всем, в пределах установленных законов и имеющихся прав граждан. Положения Закона нацелены на рациональное управление водными ресурсами за счет: сохранения водных экосистем, участков и заболоченных земель; защиты от загрязнения, восстановления поверхности земли; защиты океанской воды в пределах границ территориальных вод; развития и защиты водных ресурсов; повышения ценности воды как экономического ресурса; доставки нормальной питьевой воды для населения.

Выделяют следующие органы управления водными ресурсами: Префект, комитет бассейна (basin committee), водная комиссия местного уровня, ассоциация по водным вопросам местного уровня, региональные и общие советы (regional and general councils). Ежегодно разрабатывается Программа развития водного хозяйства и План управления водными ресурсами.

В 1972 г. был принят Федеральный закон США «О контроле за недопущением загрязнения воды» (Federal Water Pollution Act), именуемый также законом «О чистой воде»(Clean Water Act) с изменениями и дополнениями от 1987 г.16. Основные цели закона следующие:

1. Поддержание и восстановление химической, физической и биологической целостности национальных водных ресурсов. Для достижения этой цели предусмотрено:

— устранение распространения загрязнителей в судоходных водах;

— улучшение качества воды;

— запрещение распространения ядовитых загрязнителей в водах;

— выделение финансовых средств из федерального бюджета для создания государственного оборудования очистки воды;

— проведение исследования для развития технологий, которые впоследствии будут способствовать устранению загрязнителей из судоходных вод, вод смежных (прилегающих water contiguous zone) зон и океанов;

2. Реализация Конгрессом США политики, заключающейся в признании за штатами прав и обязанностей по предотвращению, устранению и уменьшению загрязнения, а также планирования и использования водных ресурсов в соответствии с настоящим законом.

3. Реализация Конгрессом США политики, заключающейся в убеждении иностранных государств предпринимать те же самые меры, которые осуществляют США в соответствии с данным законом по предотвращению, устранению и уменьшению загрязнения воды.

4. Участие общественности в решении таких вопросов. При этом Правительство США должно издавать инструкции, регламентирующие принципы участия общественности.

Основной орган управления, действующий в соответствии с данным законом — Агентство по охране окружающей среды во главе с Администратором.

В 1991 г. в Великобритании был принят закон «О водных ресурсах»17. Согласно Закону управление водными ресурсами осуществляется непосредственно государством. Закон ставит перед государством следующие цели: сохранение, рациональное перераспределение водных ресурсов в Англии и Уэльсе; надлежащее использование водных ресурсов в Англии и Уэльсе.

В Российской Федерации вопросы, связанные с правом на доступ к питьевой воде регулируются только законами федерального уровня: ФЗ «Водный кодекс РФ» от 16 ноября 1995 г. в редакции от 19.02.2004 г.18, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.19.

Водный кодекс предусматривает, что водное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Водный кодекс предусматривает, что лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты: право долгосрочного пользования и право краткосрочного пользования. Право долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами может осуществляться водопользователем на основе договора концессии на право пользования водным объектом, договора аренды водного объекта, а также договора на водопользование.

Водный кодекс даёт следующее определение договора концессии: «договором концессии на право пользования водным объектом признается соглашение федерального органа исполнительной власти по управлению водными объектами (правообладатель) и заинтересованного лица (пользователь) об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей, связанных с использованием и охраной водных объектов в установленных границах, для указанной цели, в течение установленного срока и на определенных условиях»20. Договор концессии на право пользования водным объектом заключается в письменной форме на основании результатов торгов (конкурса, аукциона). Сроки действия договора концессии на право пользования водными объектами определяет правообладатель в зависимости от целей использования водных объектов, их экологического состояния и состояния гидротехнических сооружений, образующих такой водный объект, с учетом предложений органов власти, согласующих условия пользования такими водными объектами. Срок действия такого договора не может быть менее 3 и более 49 лет.

Водным кодексом предусматриваются положения об охране водных объектов и об ответственности за нарушение их. Лица, виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.

Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения содержит положения о том, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

1 декабря 1999 г. Государственной Думой РФ был принят Закон «О питьевой воде»21. Целями и задачами настоящего Федерального закона являются: установление правовых гарантий удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде; установление хозяйственно-экономических основ питьевого водоснабжения; установление государственных гарантий надежности питьевого водоснабжения, а также оснований ответственности за правонарушения в области питьевого водоснабжения.

Правовое регулирование в области питьевого водоснабжения в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правонарушением в области питьевого водоснабжения признается несоблюдение положений настоящего закона, санитарных норм и правил, правил пользования системами водоснабжения и иных нормативных правовых актов, регулирующих охрану источников питьевого водоснабжения, обеспечение граждан и юридических лиц питьевой водой и нормальное функционирование систем питьевого водоснабжения.

Лица, виновные в совершении правонарушений в области питьевого водоснабжения, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. 23 декабря 1999 г. Совет Федерации отклонил данный закон и предложил Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий по указанному Федеральному закону22.

9 февраля 2004 г. Государственной Думой был принят в третьем чтении Закон о питьевой воде и питьевом водоснабжении23. Так как он ещё не одобрен Советом Федерации и не подписан президентом, на данный момент этот закон представляет собой только проект.

Состав воды подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения должен соответствовать следующим требованиям:

— сухой остаток не должен превышать 1000 мг/дм3 (по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора допускается содержание сухого остатка до 1500 мг/дм3);

— концентрация хлоридов и сульфатов не должна составлять более 350 и 500 мг/дм3 соответственно, общая жесткость не должна превышать 7 моль/м3 (по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора допускается содержание до 10 моль/м3);

— содержание химических веществ не должно превышать значения предельно допустимых концентраций химических веществ для воды водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также допустимых уровней радиационного фона.

Оценка качества воды источника питьевого водоснабжения в месте предполагаемого водозабора осуществляется на основе данных об анализах проб воды, отбиравшихся ежемесячно в течение последних трех лет.

В тексте, одобренном Государственной Думой РФ, предусматривается процедура подготовки воды, предназначенной для питья, процедура обработки воды перед подачей водопользователям. В данном тексте выделяется одно из основных требований — проведение производственного контроля качества питьевой воды. Этим занимаются лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения.

В нем содержится 7 приложений, в которых излагаются нормативные требования к питьевой воде.

Анализ действующего законодательства РФ по данному вопросу показывает, что в стране только сейчас предпринимаются первые шаги к попытке решить проблему, связанную с кризисом водных ресурсов, и при этом ни в одном из федеральных законов РФ прямо не закреплено право человека на доступ к питьевой воде. Следует подчеркнуть, что, учитывая важность вопроса, в зарубежных странах созданы специализированные органы контроля и надзора, занимающиеся только данной проблематикой.

Положительным моментом можно отметить тот факт, что в некоторых субъектах РФ принимаются акты по этой проблеме, однако данное правотворчество никем не координируется.

Примечания

1 Предварительный доклад подкомиссии по поощрению и защите прав человека / Взаимосвязь между осуществлением экономических, социальных и культурных прав и содействием осуществлению права на доступ к питьевой воде и санитарным услугам. E/CN.4/SUB.2/2002/10.

2 Там же.

3 Доклад ООН о состоянии водных ресурсов мира «Вода для людей, вода для жизни». Программа оценки водных ресурсов мира 2003.

4 Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. / Действующее международное право / Под ред. Колосова Ю.М. и Кривчиковой Э.С. М., 2002. С. 222.

5 Там же. С. 224, 227.

6 Там же. С. 233.

7 Предварительный доклад Подкомиссии по поощрению и защите прав человека / Взаимосвязь между осуществлением экономических, социальных и культурных прав и содействием осуществлению права на доступ к питьевой воде и санитарным услугам // E/CN.4/SUB.2/2002/10.

8 Декларация социального прогресса и развития 1969 г. Пункт (а) ст. 13.

9 Декларация о праве на развитие — от 4 декабря 1986 г. Пункт 1 ст. 2.

10 www.hro.org. Африканская Хартия прав человека 1981 г.

11 www.europa.eu.int — 76/464/EEC

12 www.europa.eu.int — 80/778/EEC

13 www.europa.eu.int — 98/83/EC

14 Конституция Франции 1946 г. Пункт 11 преамбулы.

15 French Water Act — www.oieau.fr (English version).

Текст Ст. 40 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Комментарий к Ст. 40 Конституции Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи»*(181). В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11)*(182). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением, социальным статусом и т.п.

Закрепление в Конституции РФ права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция РФ создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища.

По своей юридической природе конституционное право на жилище является государственно-правовым институтом; вместе с тем конституционные положения о праве на жилище служат юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений, для пользования жилыми помещениями, совершения сделок и других юридически значимых действий с жилыми помещениями, организации управления и обеспечения сохранности жилищного фонда.

Сложность решения жилищного вопроса очевидна для государства, которое в данной статье Основного закона лишь провозгласило право каждого на жилище, но не гарантировало каждому это право. Иными словами, формулировка «каждый имеет право на жилище» звучит более декларативно и размыто, нежели, например, формулировка «каждому гарантируется право на жилище», которая обязывала бы государственные органы к определенным, вполне конкретным действиям.

Право на жилище, провозглашенное в комментируемой статье, относится к числу основных прав, и поэтому в силу ст. 17 Конституции РФ этому праву свойственна неотчуждаемость: право на жилище не может быть изъято государством у гражданина либо ограничено в объеме, кроме случаев, прямо указанных в самой Конституции РФ и в законе. Даже в случае введения на основании ст. 56 Конституции РФ чрезвычайного положения право на жилище не подлежит ограничению.

2. Поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание ими условий на осуществление права на жилище выражается в принятии соответствующего реалиям времени жилищного законодательства и создании действенных механизмов для его реализации.

Один из серьезных шагов в этом направлении был сделан с принятием 29 декабря 2004 г. Жилищного кодекса РФ (вступил в силу с 1 марта 2005 г.) вместе с пакетом других жилищных законов.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на разрешение жилищной проблемы, в настоящее время определяется Федеральной целевой программой «Жилище на 2002-2010 гг. Программа устанавливает основные количественные приоритеты:

а) сокращение времени ожидания в очереди на получение социально го жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до пяти-семи лет;

б) обеспечение уровня доступность приобретения жилья, при котором средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 кв. м равна сред нему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года. В настоящее время Программа включает девять подпрограмм.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» стал стержнем государственной жилищной политики страны. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. тема жилищных проблем прозвучала остро и была проиллюстриована цифрами. Проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза — до 260 млрд. руб.

К сожалению, несмотря на то, что целевая программа в основном успешно реализуется, есть и определенные сбои, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Об этом свидетельствуют тысячи писем от россиян, приходящих в адрес Росстроя. Люди делятся своими впечатлениями, тревогами, высказывают предложения о том, как поправить положение вещей в том или ином регионе России. И это не может не радовать: ведь реализация национального проекта и его основного инструмента — федеральной целевой программы «Жилище» — дело не только власти, но и всего народа, а значит, всех и каждого.

3. В части 3 комментируемой статьи провозглашается, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов. Кроме того, поставлена задача — создать рынок жилья, преодолеть отрицательные последствия уравнительного распределения жилья. С этой целью проведена приватизация жилых помещений, т.е. бесплатная передача в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В комментируемой статье речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан. Конституция РФ, таким образом, отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов.

Определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, находится в ведении органов государственной власти Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке.

Конституция РФ о праве граждан на жилище; юридические гарантии осуществления права на жилище

Предыдущая12345678910111213141516

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище — одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.
Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.
Провозглашая право каждого на жилище, ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантию охраны этого права: «Никто не может быть произвольно лишен жилища». Произвольным считается любое не основанное на законе лишение жилища.
Конституция Российской Федерации в ст. 40 предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предоставления жилья бесплатно (или за доступную плату), то согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации такое жилье предоставляется только малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Речь идет, в частности, об обеспечении жильем военнослужащих, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных обстоятельств, участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, инвалидов и некоторых других категорий граждан.
Право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведено к нескольким основным юридическим возможностям, вытекающим из содержания ст. 40 Конституции Российской Федерации:
1) возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением независимо от видов жилищных фондов;
2) возможность улучшения своих жилищных условий, получения другого жилого помещения разными способами: малоимущими лицами, иными указанными в законе гражданами, нуждающимися в жилище, — путем получения жилья бесплатно или за доступную плату из государственного или муниципального жилищного фонда в соответствии с установленными законом нормами; другими лицами — путем строительства или приобретения жилых помещений за счет собственных денежных средств или привлечения денежных субсидий государства;
3) возможность использования жилого помещения не только для проживания гражданина и членов его семьи, но и путем предоставления для временного проживания временным жильцам, передачи жилого помещения для проживания другим гражданам на основании договора (поднайма, коммерческого найма и др.); собственник жилых помещений имеет также возможность распорядиться жилым помещением и в некоторых иных формах, т.е. речь в данном случае идет о возможности в установленных законом случаях и порядке распоряжаться принадлежащим на том или ином праве жилым помещением.
В качестве одного из важнейших социально-экономических прав право на жилище входит в состав конституционно-правового статуса гражданина России. Этому праву соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением прежде всего малоимущим гражданам жилых помещений и пользованием ими этими помещениями; расширением государственного и муниципального жилищных фондов, содействием развитию частного фонда и других форм обеспечения граждан жилищем, обеспечением правильного распределения общественных жилищных фондов, гарантированием устойчивого, стабильного осуществления права пользования жилищем.
В этих целях органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия (создают предпосылки) для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ), в том числе:
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере для создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В целях обеспечения устойчивости и повышения гарантии жилищных прав граждан в ч. 4 ст. 3 ЖК РФ закрепляется принцип, согласно которому никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.
Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище.
Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.
В то же время только граждане Российской Федерации имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищных фондов. Причем жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов предоставляются гражданам в бессрочное пользование. В целях обеспечения жилищных прав граждан ЖК РФ (а ранее также Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики») устанавливает материальные и юридические гарантии этого права путем предоставления малоимущим и некоторым другим категориям граждан жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма, а также иными способами.
Гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Судебная практика по статье

Дело № 5-КГ16-23 от 12 апреля 2016 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 58-КГ15-31 от 16 февраля 2016 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 22-КГ15-13 от 16 февраля 2016 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 78-АПГ15-23 от 27 января 2016 г. Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Дело № АКПИ15-1305 от 20 января 2016 г. Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция
Дело № 9-КГ15-13 от 1 сентября 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 46-КГ15-14 от 1 сентября 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 13-КГ15-1 от 16 июня 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 41-КГ15-9 от 12 мая 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 5-КГ14-128 от 3 февраля 2015 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 33-КГ14-12 от 9 декабря 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 49-КГ14-15 от 25 ноября 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 25-КГ14-4 от 18 ноября 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 81-КГ14-16 от 18 ноября 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 87-АПГ14-3 от 24 сентября 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Дело № 64-КГ14-2 от 29 апреля 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 12-КГ14-2 от 1 апреля 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 20-КГ14-4 от 11 марта 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Дело № 66-АПГ13-4 от 24 апреля 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Дело № 11-КГ13-2 от 26 марта 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 18-КГ13-3 от 26 марта 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 20-КГ12-10 от 26 февраля 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 78-КГ12-25 от 22 января 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 29-КГ12-5 от 22 января 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация
Дело № 41-КГ12-24 от 15 января 2013 г. Судебная коллегия по административным делам, кассация

Полный список судебных решений со статьёй «Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища»

Другие статьи раздела

  • Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
  • Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание
  • Статья 19. Все равны перед законом и судом
  • Статья 20. Каждый имеет право на жизнь
  • Статья 21. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления
  • Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
  • Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и
  • Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются
  • Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как
  • Статья 26. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден
  • Статья 27. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться,
  • Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально
  • Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова
  • Статья 30. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
  • Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и
  • Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно,
  • Статья 33. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
  • Статья 34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской
  • Статья 35. Право частной собственности охраняется законом
  • Статья 36. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю
  • Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности
  • Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства
  • Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,
  • Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
  • Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных
  • Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение
  • Статья 43. Каждый имеет право на образование
  • Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества,
  • Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется
  • Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод
  • Статья 47. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых
  • Статья 48. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных
  • Статья 49. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана
  • Статья 50. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление
  • Статья 51. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых
  • Статья 52. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает
  • Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием)
  • Статья 54. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет
  • Статья 55. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание
  • Статья 56. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя
  • Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или
  • Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
  • Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации
  • Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности
  • Статья 61. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому
  • Статья 62. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство)
  • Статья 63. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства
  • Статья 64. Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *